Метод будет эффективен, если слой ржавчины незначителен. Инструмент должен иметь 6 или 12 контактных точек. Когда гайка заржавела, резьбу нужно осторожно откручивать и закручивать, чтобы не повредить ее. При необходимости можно применять металлическую щетку и смазку, чтобы облегчить процесс.
- Способы снятия заржавевших болтов, гаек и винтов
- Подготовка
- Открутить ржавый болт при помощи смазки
- Как открутить ржавый болт силой
- Специальные агрессивные жидкости
- Нагрев
- Специальный инструмент
- Ударная отвертка
- Экстрактор
- Прокладка
- Как открутить заржавевший болт
- Если предыдущие рекомендации не принесли результата, стоит обратиться к народным средствам:
Способы снятия заржавевших болтов, гаек и винтов
Металлические детали и механизмы подвержены коррозии, и ржавчина является распространенной проблемой для автомобилистов, владельцев частных домов и сантехников. Заржавевшая гайка или другой крепеж могут создать множество неудобств. Особенно это касается элементов, которые испытывают высокие нагрузки или находятся в условиях повышенной влажности.
Основное условие, способствующее образованию ржавчины, — это продолжительный контакт с влагой. На процессы коррозии также могут повлиять целый ряд факторов, таких как содержание соли, пыли или различных загрязняющих веществ, особенно в промышленных зонах.
Практически все металлические детали имеют защитные покрытия. Однако при повреждении этих покрытий коррозия начинает развиваться, в результате чего механизм может выйти из строя и перестать нормально функционировать.
Некоторые виды металлов отрицательно реагируют на взаимодействие с кислородом или другими химическими веществами, что также ведет к образованию ржавчины и ухудшению механических свойств.
Подготовка
Для успешного удаления заржавевшего болта потребуется создать микротрещинки в корке ржавчины. Это позволит использовать химические средства, которые уменьшают трение. Консистенция используемого препарата должна быть жидкой, чтобы он мог беспрепятственно проникнуть в мельчайшие зазоры и трещины. Если винт заржавел, его можно предварительно обработать резьбу различными жидкостями, такими как керосин, скипидар, солярка или уксус. Одним из подходящих средств является профессиональная жидкость WD-40, представленная в форме аэрозоля.
При откручивании заржавевшей гайки не стоит применять литол и солидол, так как они могут усугубить проблему.
Открутить ржавый болт при помощи смазки
Если на вашем пути встал заржавевший болт, первое, что приходит на ум, это приобрести смазку в ближайшем хозяйственном магазине с надеждой, что она поможет удалить часть ржавчины и облегчит процесс извлечения. В некоторых случаях это действительно помогает, в других — нет. Использование смазки для откручивания ржавых болтов является одним из наиболее эффективных методов, однако важно понимать, какое средство выбрать.
Конечно, наблюдателю вряд ли будет видно, насколько глубоко проникает масло в резьбу и как именно оно облегчает движение детали. Чтобы продемонстрировать этот процесс, канал Project Farm создал интересное видео, на котором показано, как различные популярные материалы реагируют на ржавчину и каковы их эффекты. Все болты были вставлены в прозрачный плексиглас, что дает возможность увидеть весь процесс «на ладони». Средства для обработки ржавых болтов значительно снижают трение и помогают легче извлечь застрявший крепеж.
Каждое средство было протестировано на четырёх болтах, в то время как контрольные болты не обрабатывались никакими жидкостями. Вот результаты их испытаний:
Тем не менее, существуют и другие методы, которые могут помочь в откручивании ржавого болта. Хотя они могут не подходить каждому случаю, эти методы весьма интересны.
Как открутить ржавый болт силой
Простая версия «дедовского» метода для откручивания ржавых болтов требует всего два инструмента — молоток и зубило. В данном случае потребуется физическая сила:
- Зубило следует установить на край грани болта под углом в направлении выкручивания.
- Затем нужно осторожно, но с достаточной силой ударить по зубилу молотком.
Таким образом, можно успешно сорвать практически любой болт, даже сильно заржавевший.
На фото показано, как открутить ржавый болт при помощи зубила и молотка.
Тем не менее, будьте предельно осторожны: этот способ может повредить заржавевший болт. Есть вероятность, что резьба останется в материале, а шляпка может сслоиться во время удара зубила. Если вы сомневаетесь в прочности болта, рекомендуется воспользоваться более щадящим методом откручивания.
Специальные агрессивные жидкости
В большинстве автомагазинов сегодня можно найти популярные спреи, такие как WD-40, или подобные им средства, обладающие проникающими свойствами, которые помогают размягчить ржавчину и ускоряют откручивание прикипевших соединений. Для применения средство просто наносится на болт или гайку, после чего следует слегка постучать по крепежным соединениям и подождать несколько минут (5-7). Если это не дает результата, жидкость можно нанести повторно.
Также для размачивания коррозии могут быть использованы различные домашние средства, такие как Кока-Кола, керосин или подогретая солярка. Эффективность этих веществ тоже достаточно высокая, но они могут не справиться с ржавчиной, которая уже сильно прикипела.
Нагрев
Если резьба заклинила, можно попробовать слегка нагреть соединение. Этот метод оказывается весьма эффективным даже в случае наличия сильной коррозии. Обычно для этого используется газовая горелка, и воздействие должно продолжаться около 10 минут.
Важно помнить о соблюдении всех мер безопасности: обязательно используйте перчатки и следуйте указаниям по работе с огнеопасными веществами. Горелки имеют высокую температуру и могут сильно расплавить металл, потому при неосторожном обращении легко можно получить серьезные ожоги. Метода нагрева часто прибегают и профессиональные механики в автосервисах, где используют специализированное оборудование.
Специальный инструмент
Для извлечения застрявшего шурупа или самореза можно использовать специальные инструменты — ударную отвертку или экстрактор, для работы с которыми также понадобится молоток.
Ударная отвертка
Чтобы извлечь застрявший саморез или шуруп, вставьте ударную отвертку в шлицы как обычную отвертку, при этом держите ее за середину рукояти, располагая руку под прямым углом к шляпке. Вместо того чтобы крутить руками, аккуратно ударяйте по отвертке молотком. Механизм внутри отвертки преобразует ударные воздействия в вращательные. Хотя повороты будут небольшими, они будут достаточными, чтобы сдвинуть с места почти любой застрявший крепеж. Как только шуруп начнет выкручиваться, отложите ударную отвертку и завершите процесс с помощью обычной отвертки.
Ударные отвертки можно использовать только в местах, где конструкция достаточно прочная, чтобы выдержать удары. Если саморез или шуруп установлен в непрочной поверхности, лучше применять более щадящий подход к откручиванию.
Экстрактор
Экстрактор представляет собой специальную биту для шуруповерта или дрели, позволяющую извлечь любой крепеж, даже если его шляпка отсутствует. Существуют разные виды экстракторов, но они работают по одному принципу.
Чтобы достать застрявший саморез или болт, экстрактор следует врезать в крепеж. Это можно сделать несколькими способами:
- используя шуруповерт или дрель, вкрутите экстрактор напрямую в застрявший крепеж;
- высверлите в шляпке крепежа небольшое отверстие с помощью дрели, затем уточните экстрактор, аккуратно забив его туда молотком (данный метод подходит только для крепких конструкций).
Экстракторы изготавливаются из прочных металлов, позволяя им легко вгрызаться в любые болты и шурупы. Как только экстрактор будет надежно зафиксирован внутри крепежа, его можно выкрутить при помощи шуруповерта или дрели.
Прокладка
В случае, если шлицы значительно изношены и отвертка просто прокручивается, есть смысл использовать подложку. Это может быть ткань, кусок резины, скотч или абразивная часть губки для мытья посуды. Перед тем как начать откручивать шуруп, положите на него прокладку. Затем прижмите отвертку или шуруповерт, попытайтесь быстро прокрутить. Если это не поможет — остановитесь, чтобы не привести к полной потере шлицов.
Если шлицы изношены до полной неузнаваемости, можно воспользоваться паяльником и припоем. Нагрейте припой прямо в шляпке, и вставьте туда биту для шуруповерта. Когда припой остынет, закрепите биту в шуруповерте и попробуйте открутить крепеж на малых оборотах. Возможно, придется несколько раз пробовать, так как припой может ломаться.
Основная задача заключается в том, чтобы сдвинуть крепеж с места, чтобы шляпка стала доступной для захвата пассатижами.
Также можно нагреть сам шуруп или болт с помощью паяльника. Основной принцип заключается в том, что крепеж немного расширяется от температуры, создавая больше пространства вокруг себя в материале; если это пластик — он может расплавиться, если дерево — обуглится. Когда шуруп или болт остынут, они вернутся к прежнему объему, но пространство вокруг останется увеличенным, что значительно упростит задачу извлечения.
Как открутить заржавевший болт
С такой проблемой, безусловно, уже сталкивался большинство. Попробуем обобщить основные рекомендации и методы, которые активно используются на просторах нашей необъятной страны. Нередко возникновение ржавчины связано с некачественным крепежом и его защитой от воздействия влаги на протяжении длительного времени.
Во-первых — приобретайте качественный автокрепеж
Не стоит игнорировать даже незначительные детали и удостовериться, что покупаемый вами болт изготовлен с соблюдением всех необходимых стандартов, из качественных материалов и соответствует своему классу прочности. Поэтому обращайте внимание на клеймо производителя, которое должно быть на автокрепеже. Например, для крепежа на автомобилях ВАЗ и КАМАЗ лучше всего искать знак ОАО БелЗАН, для автокрепежа на ГАЗ, УАЗ, МАЗ и других — знак завода Красная Этна. Бебелевский завод славится высоким качеством своих изделий, хотя и стоит немного дороже, в то время как крепеж от Красной Этны отличается доступностью цен, но при этом гарантирует стабильное качество.
Предотвратите прикипание деталей
Когда закручиваете болт, шпильку или гайку, стоит уделить внимание предотвращению их прикипания. Самые простые методы — это смазывание крепежа любой слабо щелочной смазкой, скажем, вазелином с добавлением графитового порошка. Эта мера предосторожности позволит легко открутить деталь даже после нескольких лет нахождения на открытом воздухе и подвергания воздействиям внешней среды.
Используйте качественные инструменты
Обязательно используйте качественные инструменты и применяйте их правильно. Не забывайте следовать нормам затяжки крепежа, если они предусмотрены для конкретного узла. Такие нормы существуют практически для всего ассортимента автомобильного крепежа в зависимости от его размеров. Отраслевой стандарт затяжки резьбовых соединений можно найти в специализированной литературе или ресурсах.
Если же уже поздно об этом заботиться и стоит задача открутить заржавевшую гайку или крепеж, не стоит отчаиваться — важно правильно подойти к решению возникшей проблемы.
1. Воспользуйтесь тормозной жидкостью, скипидаром, керосином, олеиновой кислотой или популярными проникающими смазками, такими как WD, чтобы подготовить крепеж к откручиванию. Нанесите средство на болт или гайку, при этом если они сильно загрязнены, лучше обернуть их тряпкой, смоченной в описанных жидкостях, и аккуратно постучать по детали молотком, чтобы улучшить проникновение смазки в соединение.
2. Используйте для откручивания автокрепежа правильные и качественные инструменты. Для этого подойдут головки, накидные или газовые ключи, в отличие от рожковых. Можно, конечно, использовать профессиональные инструменты из Германии, но чаще достаточно просто отказаться от изделий низкого качества из Китая, чтобы обеспечить приемлемый результат.
3. Откручивайте деталь враскачку, как бы прорезая резьбу. Это также будет способствовать более полному проникновению смазки вглубь резьбового соединения.
Если предыдущие рекомендации не принесли результата, стоит обратиться к народным средствам:
1. Известный метод, получивший название «русский ключ». В зависимости от размера болта берите прочную плоскую отвертку или зубило и с помощью молотка попытайтесь ударом открутить застрявший крепеж.
2. Второй способ заключается в нагревании детали с помощью мощного паяльника, промышленного фена, паяльной лампы или отдельной газовой конфорки. После разогрева попытайтесь открутить болт. В некоторых условиях может помочь экстремальный метод — резкое охлаждение детали, однако это может привести к непредсказуемым последствиям.
3. В третьем случае в борьбе с автокрепежом может помочь наука: вокруг головки болта или гайки создается бортик из воска или пластилина. В образовавшуюся чашечку кладется кусочек цинка и заливается серная кислота. В результате образуется гальванический элемент, в котором кислота разъедает ржавчину и восстанавливает железо на поверхности цинка. При этом гайка или болт не подвергаются воздействию кислоты, так как цинк представляет собой более химически активный металл. Через сутки, вероятно, вам удастся легко отвернуть проблемный элемент.
Теперь давайте рассмотрим последний аспект — что делать, если крепеж оказался некачественным или пострадал от внешних факторов, и мы уже сорвали болт или гайку, оставив на поверхности детали лишь небольшие остатки крепежа.
В подобном случае существуют два основных способа решения:
1. Аккуратно приварите гайку или другой рычаг к остаткам крепежной детали и, соблюдая прежние рекомендации, попытайтесь открутить её.
2. Также можно аккуратно высверлить остатки болта и удалить оставшуюся часть резьбы из соединения.
Надеюсь, что представленные народные методы помогут вам в борьбе с ржавыми крепежами.
Приобретайте качественный автомобильный крепеж, и помните, что скупой платит дважды: экономия на деталях нарушает не только комфорт, но и безопасность эксплуатации автомобиля.