Жертва и жертвенность как проявления страха и любви

В слове «жертва» звучит оттенок обреченности и гибели, в то время как слово «жертвенность» наполняется смыслом добровольной самоотдачи и высоких чувств. Как же избежать роли жертвы и что собой представляет жертвенность?

Жертва

1) Жертвоприношение — священное приношение чего-либо или кого-либо в дар Единому и Истинному Богу, совершаемое в рамках религиозного обряда;
2) Принесение чего-либо или кого-либо в дар ложным богам или демонам, совершаемое в рамках языческих или демонических культов;
3) Внутренний добровольный отказ человека от чего-либо в честь Единого и Истинного Бога;
4) Добровольный отказ от чего-либо ради кого-то, кто не обладает божественным достоинством;
5) Искупительные страдания и смерть Господа Иисуса Христа на Кресте, Он Сам — Господь Иисус Христос.

zhertva - Жертва

В Ветхом Завете под жертвой традиционно понималось умилостивительное или благодарственное приношение Богу из земных плодов или животных. Однако обряд жертвоприношения не должен был подменять основной смысл религии. Внешняя жертва была лишь дополнением к внутренней, которая требовала сокрушения духа перед Богом и совершения праведных дел милосердия (Притч. 15:8). В ходе пророческой эпохи пророки подчеркивали важность именно внутренней жертвы — покаяния и добрых дел, что в свою очередь служило прообразом той великой Спасительной жертвы, которую Сын Божий должен был принести за грехи всего человечества. Ветхозаветные жертвоприношения не были целью сами по себе, а служили подготовкой человечества к пришествию Богочеловека Иисуса Христа.

Согласно Новому Завету, жертва — это подвиг Богочеловека Иисуса Христа, который, претерпев страдания и смерть на кресте, принес Себя в жертву для искупления грехов мира. На Голгофе Он добровольно отдал Себя ради спасения человека, страдая и умирая не потому, что это было неизбежно, а потому что Он сам желал пострадать. Его страдание представляло собой высший акт Божественной Любви. Святой Григорий Нисский отмечает, что Христос не ждал, когда Его подвинут к жертве предательство Иуды или злодейство священников, а Сам добровольно предал Себя накануне страстей. Это связано с Ним как с Агнцем, предопределенным ещё до основания мира (1 Петра 1:19) и закланным от создания мира (Откр. 13:8).

В итоге, если в Ветхом Завете жертву приносил человек, то в Новом Завете сам Бог стал Жертвой. Эта Жертва содержит всю любовь Бога Отца, так как Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). В этой жертве заключена и любовь Бога-Сына, ведь больше нет той любви, чем если кто отдает душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). И хотя с падением храма ветхозаветные жертвы прекратились, искупительная жертва Христа, единожды принесенная на Голгофе, всегда, ныне и присно представлена на Литургии, где мы видим Христа как Жертву за грехи мира и Жертву за жизнь мира.

Бескровная жертва — это одно из названий Таинства Евхаристии.

Прот. Валериан Кречетов

Суть жертв Ветхого Завета, которые приносились патриархами, была в том, что они являлись прообразом жертвы Сына Божия за грехи всего мира. Поэтому ветхозаветная жертва и ассоциировалась с жертвой кровавой, символизировала Агнца, закланного за весь мир. После выполнения этого прообраза кровавые жертвы отпали, и в православном мире они прекратили своё существование.

Подвиг веры Авраама

Подвиг веры Авраама, который до сих пор прославляется Церковью, заключался в том, что он согласился принести в жертву Богу своего сына. Но в чем же заключается похвалу его готовности убить своего ребенка?

Современному читателю эта история часто кажется непонятной из-за отсутствия контекста. На самом деле, это история отмены человеческого жертвоприношения. В тот момент, когда Авраам жил, жертвоприношение первенца Богу было общепринятой практикой, особенно в сложные времена — во время войн или эпидемий, когда люди прибегали к крайним мерам, чтобы достучаться до бога.

Например, в Книге Царств мы читаем, что царь Моавитский, видя, что битва его превосходит, взял с собой семьсот человек, которые владели мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому, но не смог. В жесте отчаяния он взял своего сына, первенца, которому следовало царствовать вместо него, и принес его в всесожжение на стене (4 Цар. 3:26–27).

Таким образом, Авраам демонстрирует свою преданность Богу готовностью отдать своего сына, однако в результате Бог принимает только его преданность, но жертву отвергает.

Когда Авраам поднял руку и взял нож, чтобы принести сына в жертву, Ангел Господень с небес воззвал к нему и сказал: «Авраам! Авраам!» Он ответил: «Вот я». Ангел сказал: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай ему ничто, ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога и не пощадил сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22:10–13).

Для древних людей было характерно прецедентное право. На вопрос, почему израильтяне не приносят человеческие жертвы, история Авраама ответила: потому что Бог отменил это, дав Аврааму Свое благословение.

В традиции Церкви образ Авраама, готового принести в жертву своего сына, предвосхищает самого Бога, о котором сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Так как никакие человеческие жертвы не могли искупить грех, Бог в Иисусе Христе Сам стал этой Жертвой.

Во времена Ветхого Завета жертвы исполняли несколько функций:

  • Во-первых, жертвуя что-либо Единому Богу, люди приучались к осознанию существования Единого Бога;
  • Во-вторых, жертвоприношения (особенно «мирные» жертвы) согласно восприятию объединяли людей с Божественным;
  • В-третьих, с жертвами (например, «жертвами благодарения») люди учились благодарить Бога за его благодеяния;
  • В-четвертых, люди становились осведомленными о своей греховности через «жертвы повинности» и «жертвы за грех», осознавая, что освобождение от греха возможно только с помощью Бога;
  • В-пятых, совершение жертвоприношений в одном месте (при скинии, а затем в Храме) помогало единению израильского народа;
  • Наконец, жертвоприношения служили прообразами Крестной Жертвы, подготавливая людей к пришествию Мессии и правильному принятию Искупления. С заключением Нового Завета кровавые жертвы, практиковавшиеся в Израильском народе, были отменены.

В настоящее время в православных храмах во время Божественной Литургии осуществляется Евхаристическая Жертва. Более того, христиане регулярно жертвуют свои усилия, время и материальные средства на благие цели во Славу Божию.

В Ветхом Завете

Принесение жертвы было неотъемлемой частью богослужения уже в эпоху патриархов. Ветхозаветные патриархи приносили жертвы по разным поводам и в различных местах, возводя жертвенники из камней. Одним из ключевых моментов в истории патриархов является рассказ о жертвоприношении Авраама (Быт. 22:1-18), в котором подчеркивается непоколебимая вера праотца и рассматривается как богословское обоснование отмены человеческих жертв. В христианской традиции этот рассказ воспринимается как прообраз Крестной жертвы Христа. Если в древности каждый верующий мог совершать жертвоприношение самостоятельно, то после Исхода они стали приноситься исключительно руками священников; изначально в Палестине были установлены лишь определенные места для жертвоприношений, а с времен царей Давида и Соломона — только в Иерусалиме.

Жертвоприношение Авраама. Роспись катакомб на Виа Латина (кубикула С), Рим. Сер. IV в.

Жертвоприношение Авраама. Роспись катакомб на Виа Латина (кубикула С), Рим. Сер. IV в.

Описанная в Ветхом Завете система жертвоприношений в скинии и затем в Иерусалимском храме отличается своей сложностью и разнообразием. После разрушения Иерусалимского храма в 70 году н.э. ветхозаветные жертвы перестали приноситься, и поэтому существуют различные реконструкции, касающиеся как внешнего проявления ветхозаветной жертвенной традиции, так и её содержания. Язык Ветхого Завета содержит множество терминов для обозначения различных видов жертвоприношений; о значении этих терминов можно судить как по контексту их употребления в Библии, так и на основании лингвистических данных — их этимологии и сопоставления с аналогичными терминами в других семитских языках.

Наиболее общее обозначение для жертвы в Ветхом Завете — это глагол, который напрямую указывает на принесение животного в жертву. От этого глагола образован и термин, который указывает на само приношение и получил техническое значение: хлебная жертва; вероятно, в процессе перехода древнего Израиля к аграрному типу хозяйствования, приношения в виде зерна или муки стали основным видом пожертвований на храм.

Существовали и другие ветхозаветные жертвы: всесожжения, мирные, очищения (или за грех) и повинности. Известна также жертва, приносимая на праздник Пасхи, а также жертва при назначении первосвященника и священников (Лев. 8). К жертвам также относится десятина и приношение первых плодов, а также различные пожертвования на нужды богослужения.

Центральное место в системе ветхозаветных жертв занимала жертва всесожжения, термин для которой образован от глагола, означающего «сжигать». Следующий вид жертв — мирная жертва (также известная как «жертва общительности»). В Лев. 7:11-18 мирная жертва подразделяется на три подвида: жертва благодарения, жертва по обету и жертва усердия. Она приносилась также на праздниках и была близка по смыслу к пасхальной жертве. В отличие от жертвы всесожжения, во время мирной жертвы только жир и определенные части животного сжигались, остальное мясо употреблялось в пищу верующими. В Лев. 17:1-7 прямо указывается, что каждое заклание животного для последующего употребления должно представляет собой мирную жертву. Эта жертва не имела отношения к раскаянию или искуплению, её суть заключалась в радости и праздновании, поэтому дни скорби могли отмечаться запретом на принесение мирной жертвы.

Раввинистический иудаизм

Отказ от внешней стороны жертвенного культа вовсе не означал отказ от осмысленного подхода к жертвам как таковым. Раввинистический иудаизм сохранил детальное описание процесса совершения жертвоприношений во Втором храме (см. трактаты Талмуда Кодашим, Тамид, Зевахим и другие; обобщение содержащихся в них сведений представлено в литературе, где также высказываются сомнения в исторической достоверности некоторых деталей). Эти описания читаются во время ежедневной утренней синагогальной молитвы шахарит, которая считается заменой ежедневной утренней жертвы. Важнейшие синагогальные молитвы содержат прошения о восстановлении Храма и жертвоприношений, что рассматривается многими иудеями как признак начала мессианской эпохи. Раввинами была разработана новая культовая практика, заменяющая отсутствующие жертвы, с целью единения с Богом. Главным в ней стало следование заповедям и совершение добродетелей, которые приравнивали к жертвам (например, Авот де Рабби Натан, 4; см. Ос. 6:6). К добродетелям относятся как нравственные качества, так и соблюдение правил, например, связанных с принятием пищи. Жертвы могут выражаться в регулярных молитвах и изучении Торы.

Литература: Behm J. θύω, θυσία θυσιαστήριον // ThWNT. 1938. Bd. 3. S. 183-190; DeGuglielmo A. Sacrifice in the Ugaritic Texts // CBQ. 1955. Vol. 17. P. 76-96; Snaith N. H. Sacrifices in the Old Testament // VT. 1957. Vol. 7. fasc. 3. P. 308-317; idem. The Sin-Offering and the Guilt-Offering // Ibid. 1965. Vol. 15. fasc. 1. P. 73-80; Levine B. The Descriptive Tabernacle Texts of the Pentateuch // JAOS. 1965. Vol. 85. N 3. P. 307-318; Daniel S. Recherches sur le vocabulaire du culte dans la Septante. P., 1966; Guttmann A. The End of the Jewish Sacrificial Cult // Hebrew Union College Annual. Cincinnati, 1967. Vol. 38. P. 137-148; Rendtorff R. Studien zur Geschichte des Opfers im alten Israel. Neukirchen-Vluyn, 1967; Rainey A. F. The Order of Sacrifices in Old Testament Ritual Texts // Biblica. 1970. Vol. 51. P. 485-498; idem. A. Sacrifice: In the Bible; In Biblical Tradition and History // EncJud. 2007. Vol. 17. P. 639-644; Milgrom J. Cult and Conscience. Leiden, 1976; idem. Studies in Cultic Theology and Terminology. Leiden, 1983; Tarragon J. M., de. Le culte à Ugarit d’après les textes de la pratique en cunéiformes alphabétiques. P., 1980; Haran M. Temples and Temple-Service in Ancient Israel. Winona Lake (Ind.), 1985г.; Anderson G. Sacrifice and Sacrificial Offerings: Old Testament // ABD. 1992. Vol. 5. P. 870-886; Rosset V. Bibliographie 1969-1991 zum Opfer in der Bibel // Studien zu Opfer und Kult im Alten Testament / Hrsg. A. Schenker. Tübingen, 1992. S. 107-152; Seebass H. Opfer: Altes Testament // TRE. 1995. Bd. 25. S. 258-267; Stemberger G. Opfer: Judentum // Ibid. S. 267-270; Watts J. W.

Путь развития эмоций

У человека, как и у животного, существуют четыре базовых желания: есть, пить, дышать, спать. Однако, в отличие от животных, у человека со временем появляются дополнительные желания, которые делают его человеком. Одним из таких желаний является стремление к созданию эмоциональных связей, возникшее в зрительном векторе. Эта потребность связана со страхом за свою жизнь и за свое существование.

Женщина с кожно-зрительным вектором, ощущая ужас и опасность для своей жизни, вступилась за мальчика с кожно-зрительным вектором перед вождем, добиваясь запрета на ритуальный каннибализм. Это ограничение неприязни между людьми стало истоком культуры, новым условием для человеческого общежития, которое позволило развиваться человечеству.

Культура развивалась и усложнялась вместе с человечеством, проходя четыре уровня своего развития: неживой, растительный, животный и человеческий. На неживом уровне шло восприятие красоты форм, на растительном и животном уровнях — усложнение эмоциональной связи со всеми живыми существами, на человеческом — проявление гуманистических идей о высшей ценности человеческой жизни.

Этот процесс был постепенным: от первых наскальных изображений до всевозможных манифестов, защищающих жизнь даже лабораторных мышек. Искусство, архитектура и творчество — это результаты труда людей зрительного типа для всего человечества, как и развитие эмоциональной сферы. Сейчас уже представители всех векторов способны испытывать эмоции, и даже люди с мышечным вектором могут признавать свою любовь. Единственное отличие заключается в том, что сила эмоций у зрительных людей значительно выше, чем у других, поскольку именно через эмоции они осмысляют свою жизнь.

Истоки жертвенности

Истоки жертвенности, как основной добродетели человеческой культуры, проистекают из многотысячелетнего пути развития человечества. Человек со зрительным вектором учится трансформировать свой страх за себя в страх за других. Это стало предпосылкой к появлению таких чувств, как сопереживание, сострадание, сочувствие и любовь.

Жертва и жертвенность как проявления страха и любви

Достигнув высшей точки своей эмоциональной амплитуды — любви, человек со зрительным вектором способен ставить жизнь другого человека выше своей собственной. В этом и заключается исток жертвенности — одной из самых значимых добродетелей.

Примеры высшей степени жертвенности стали проявляться во время Второй мировой войны, когда медсестры с кожно-зрительным вектором, хрупкие и храбрые, выносили раненых с поля боя под свист пуль и грохот снарядов, забывая о личной безопасности. Их стремление сохранить жизнь ближних стало двигателем их действий.

Современная жертвенность проявляется в волонтерских движениях, где люди со зрительным вектором, не имея никакой корысти, берут на себя заботу о социально уязвимых, таких как сироты, пожилые люди и больные. Они действуют исключительно из желания любить и делиться этой любовью, получая в ответ наибольшее наполнение своих желаний и реализуя свои высшие эмоциональные качества.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет раскрыть свой потенциал и осознать свои сильные и слабые стороны, чтобы выбрать наилучший путь, который предоставляет нам природа. Каждый из нас способен решить: продолжать оставаться жертвой или стать источником любви, ощутив при этом счастье от своей высшей реализации. Подробную информацию можно получить на тренингах Юрия Бурлана, зарегистрировавшись по ссылке.

Как становятся жертвами

Ученые давно разобрались в механизмах, по которым мы легко становимся жертвами. Известный исследователь особенностей функционирования мозга, подсознания и квантовых принципов формирования реальности, доктор Джо Диспенза, в своей книге «Сила подсознания, или Как изменить свою жизнь за 4 недели» пишет:

“Если мы когда-либо испытывали страдание, оно сохраняется в нашей памяти на уровне мозга и тела, проявляясь в мыслях и чувствах. В результате мы посылаем в квантовое поле сигнал, соответствующий нашему страданию, и, как ответ, универсальный разум отправляет в нашу жизнь ситуации, которые приведут к аналогичной ментальной и эмоциональной реакции”.

Другими словами, каждый из нас с рождения обременен условиями, которые могут привести к превращению в жертву. С момента рождения (а иногда даже до него) наше сознание накапливает негативный опыт, который остается с нами и влияет на наши действия в жизни, часто без нашего ведома.

Мы существуем, болезненно реагируя на все, что напоминает нам о тех обстоятельствах, в которых мы когда-либо получали травмы. Например, когда мы выступаем на публике, мы боимся быть высмеянными или обесцененными, как это случилось в нашем детстве, когда родители или воспитатели осуждали нас. Если кто-то повышает голос, мы начинаем опасаться, что нас могут ударить, если в детстве мы столкнулись с насилием. Каждая ситуация в нашей жизни воспринимается с точки зрения повторения боли, и у каждого своя интерпретация.

Таким образом, мы оказываемся в мире жертв, которые смотрят на окружающую действительность через призму своих негативных опыта и интерпретируют события через призму страха повторения боли. Нравится нам это или нет, но это реальность — начальные условия игры в «Матрицу».

Наша стратегия заключается в том, чтобы избежать и избавиться от всего негативного и обрести позитивные переживания. На этом и строится современное общество с его законами. Следуя этим правилам, мы, как тележки с взрывчатыми веществами, катимся по жизненному лабиринту, сталкиваясь с препятствиями и «взрываясь», испытывая страдания. Иногда, разгоняясь по прямой, мы получаем временное облегчение, наивно полагая, что этот период будет длиться вечно. Конечно, у каждого своя «лабиринт», и иногда появляются люди, которым удается избегать крутых поворотов. Как именно это происходит, является отдельной темой, и мы перейдем к способам выхода из негативной роли жертвы.

Как выйти из жертвы

Так получается, что легко впасть в статус «жертвы», но достаточно трудно противостоять этому. Однако, если есть желание, варианты всегда доступны!

Вот несколько первых шагов, которые могут помочь выйти из привычного состояния постоянных страданий:

  • Кто предупреждён, тот вооружён! Уже эта статья предоставляет понимание того, как мы устроены. Изучите вопрос более глубоко. Чтобы начать процесс трансформации себя и своей жизни, необходимо узнать себя лучше.
  • Чтобы изменить реакцию, возникающую при виде триггера (например, при ситуации, вызывающей отрицательные чувства), нужно повышать свою осознанность, что будет рассмотрено позже.
  • Запустите режим «Исследователь жизни». Наблюдайте за тем, что происходит с вами и с окружающими вас людьми с интересом. Ищите варианты, которые могут привести к благополучию и радости. Для особенно талантливых это может быть и возможность собственноручно создавать радость и благополучие в своей жизни.

Все эти шаги говорят о противоположной структуре — «Творце». Эти качества можно выразить одним словом. Какое?

состояние жертвы

Пример из жизни: годовалый малыш, не достигая своей игрушки на столе, впадает в состояние жертвы — огорчается и плачет. Ребёнок 2-3 лет, сообразив, что можно подставить стул, проявляет более высокую осознанность и ищет решение. Его «режим исследователя» заметил, как бабушка достаёт дорожную сумку с антресолей, для примера.

Тот, кто взрослее, умеет влиять на ситуацию.

То же самое применимо и к нашей теме. Взрослость человека определяется тем, насколько он:

  • постоянно находится в режиме исследователя жизни, особенно исследуя себя;
  • постоянно повышает свою осознанность, чтобы уметь замечать, когда активируются программы «жертвы», когда подсознание предоставляет ему уже устаревший опыт и препятствует ощущению свободы, счастья, любви и безопасности;

  • знает, в чем смысл его жизни, ради чего и для кого он совершает каждое действие, и большая часть его дел и обстоятельств выбрана им самим;
  • несет ответственность за все, что происходит в его жизни, а также за то, что происходит вокруг него, причем чем больше круг его обязанностей, тем больше человек становится взрослым!

Обратите внимание, что каждый пункт подразумевает активную позицию! Для этого требуется энергия. К сожалению, пока мы «жертвуем», большая часть нашей энергии уходит на реактивное поведение и поддержание деструктивных представлений о мире и окружающих…

Что нужно знать о жертвах

Главное о состоянии жертвы:

  • жертва не берет ответственность за свою жизнь;
  • вытесняет агрессию;
  • жалуются, просят советов, но ничего не меняют.

Человек, которому действительно нужна помощь, всегда просит о конкретном одолжении и использует полученные советы. Напротив, у жертв существует поток жалоб и отсутствие изменений в жизни. Часто, когда им предлагаются новые решения, начинаются игры типа «да, но…». Например:

— У меня есть подозрения, что муж мне изменяет.

— Так спроси у него.

— Не могу, он разозлится, и тогда на зло мне точно что-то сделает!

— Тогда понаблюдай за его поведением.

— Да когда мне, я же в декрете, все время уходит на ребёнка.

— Сделай для него сюрприз, посмотри на реакцию.

— Ой, у меня на сюрпризы нет ни фантазии, ни лишних средств.

— Но ты же переживаешь, сделай что-нибудь!

— Да, но он ведь тоже должен что-то для меня делать!

Игра может продолжаться бесконечно в разных формах. Суть остается неизменной: любой совет или рекомендация жертвы не подходят. Интересно, как жертва иногда запускает подобный «аттракцион» и с психологом. Например, если я вижу, что клиент начинает снова и снова вдаваться в «да, но…», я могу сказать: «Хорошо, вы меня убедили: в вашей ситуации невозможно ничего сделать». И просто замолкаю. Напряжение во время сессии нарастает, и человек вынужден приннять решение: либо выбрать выход из этой игры, либо остаться в ней, отказываясь от изменений.

Как я узнаю, что клиент хочет избавиться от роли жертвы? Он начинает доказывать, что ситуация не безнадежна, говорит о возможных действиях, которые он может предпринять, делится своими достижениями или успехами. Кто-то же начинает плакать и признается, что больше не может так жить и устал. Созревание кого-то для прекращения игры жертвы требует внутреннего протеста. Без этого протеста можно ещё долго находиться в болоте и уверять всех вокруг, что никто не способен помочь и у них действительно такая судьба…

Как отвечать на манипуляции жертвы

Лучше просто посочувствовать, не пытайтесь стать спасателем.

Однажды к нам с коллегой подошёл мужчина и начал рассказывать трагическую историю. Он приехал из соседнего городка на рынок, но карманники у него разрезали пакет и украли кошелёк — теперь у него нет ни копейки (он демонстративно показывает большой порванный пакет). Он не просил о помощи, но хотел, чтобы мы включились в роль спасателей. Моя коллега ответила: «Как жаль, какая грустная история». Через мгновение мужчина исчез из нашего поля зрения.

Если вы хотите помочь, то задайте прямой вопрос: «Чем я могу помочь?»

Это не означает, что вы должны выполнить всё, что пожелает жертва. Вы можете предложить что-то в силу своих возможностей. Например:

— Муж не даёт мне денег, я не знаю, что делать…

— Да ты что? Если я чем-то могу помочь, просто скажи!

— Поговори с ним, объясни, что так нельзя, что он должен меня ценить.

— Ты моя подруга, и я действительно за тебя переживаю, но вмешиваться в ваши отношения не стану. Я могу помочь тебе обсудить, какие слова сказать ему.

— Муж не даёт мне денег, я не знаю, что делать…

— Да ты что? Если я могу помочь, просто дай знать!

— Может быть, займёшь мне 5000? Я обязательно верну!

— Ты моя подруга, я за тебя переживаю, но деньги в долг я не даю. Это мой принцип. Я могу заплатить за тебя в маршрутке сегодня.

Снимите с себя ответственность за жизнь жертвы.

Как правило, жертва всегда ведёт свои разговоры о тяжёлой судьбе к тому, чтобы вы заняли роль спасателя. Ваш ответ поможет прояснить ситуацию:

— Муж не даёт мне денег.

— Серьёзно? Что намереваешься с этим делать?

— Да, тебе стоит хорошо всё проанализировать и выбрать подходящий вариант.

Жертвы часто обижаются, когда не сталкиваются с активной реакцией спасателя и обвиняют окружающих в бесчеловечности. Возможно, во время чтения и вы, вероятно, задумались: а как же обыкновенная человеческая поддержка? Сочувствие? Истинная дружба?

Однако они не имеют ничего общего со спасательством. В настоящих отношениях нет манипуляций, как и в самой просьбе о помощи не должно быть игры в жертву.

Если вы оказались в позиции жертвы, для выхода из неё вам необходимо:

  • проститься с вторичными выгодами;
  • поднять энергию протеста;
  • взять ответственность за свою жизнь на себя;
  • научиться различать агрессоров и спасателей и стараться не допускать их влияние на свою жизнь;
  • прозрачно и открыто сообщать близким, если ваш партнер причиняет вам страдания;
  • не соглашаться с непрошенной критикой, не оправдываться и не объяснять свои желания к изменениям;
  • установить свои внутренние правила жизни, определить, как вы хотите, чтобы с вами обращались, и не стесняясь обозначать границы.
Оцените статью
Хозяюшки