Супружеская пара разведчиков Филоненко работала с исключительной виртуозностью — нельзя было усомниться в их надежности. Анна, выполняя роль идеальной домохозяйки, сумела скрыть от троих своих детей их русский происхождение. Лишь у старшего сына, Павла, иногда возникали смутные воспоминания, которые стали ясны позже.
Радистка Кэт
Персонаж радистки Кэт стал частью истории в телефильме «Семнадцать мгновений весны», который был снят на основе одноименного романа. Главная героиня работает в советской разведке во времена Второй мировой войны и, в результате случайности, раскрывает свою истинную личность, ставя под угрозу как свою жизнь, так и жизнь коллеги Штирлица. После множества опасных приключений судьба шпионки заканчивается благополучно.
Персонаж советской разведчицы-радистки впервые появился на страницах романа Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны», опубликованного в 1969 году. Хотя в произведении присутствуют многие реально существовавшие исторические фигуры, сюжетная линия с радисткой Кэт была полностью вымышлена автором.
Спустя четыре года после первой публикации роман Семенова был адаптирован в 12-серийный художественный фильм «Семнадцать мгновений весны». При этом сценарий был написан за год до выхода книги, а сам производственный процесс длился три года. Режиссер Татьяна Лиознова в процессе съемок запрашивала у КГБ помощи в создании образа радистки.
В результате ведомство направило на киностудию имени Максима Горького Анну Филоненко (в девичестве Камаеву), но она представлялась под вымышленным именем. Анну, которая была отставной сотрудницей советских спецслужб, считают прообразом экранной разведчицы, хотя их биографии совпадают лишь в некоторых аспектах. Тем не менее, Анна Федоровна привнесла в образ некоторые свои черты характера.
Анна Камаева родилась в крестьянской семье в Подмосковье и до 1938 года работала ткачихой. В этом же году она была завербована НКВД. Шпионку обучали иностранным языкам — испанскому, финскому и польскому, а также радиоделу и стрельбе. В начале Великой Отечественной войны Анна вошла в особый отряд внешней разведки под руководством Лаврентия Берии, который занимался планированием ликвидации Адольфа Гитлера. За время своего пребывания в тылу врага она успела не только поработать в Германии, но и отправиться в командировку в Мексику, где была задачей освободить убийцу Льва Троцкого. В 1946 году Анна вышла замуж за коллегу Михаила Филоненко и продолжила свою деятельность под прикрытием вместе с ним.
Старшему сыну Филоненко в четыре года пришлось учить чешский язык, так как их семья эмигрировала в Китай, под видом беженцев из Чехословакии. Там у них родилась дочь, а позднее, уже в Бразилии, на свет появился еще один сын. Во время родов Анне Федоровне приходилось сдерживаться и не произносить ни слова по-русски, понимая, что в подобной ситуации разведчицы не кричат: Мама!, как было прописано в сценарии сериала.
Супруги вернулись на родину в Советский Союз в 1960 году, и их детям, не догадывавшимся о профессии родителей, пришлось снова учить русский язык. Имена, а также некоторые детали биографий разведчиков стали известны только через 39 лет после смерти Анны Филоненко.
Биография радистки Кэт
Катя Козлова родилась в Рязани и попала в разведку, получив кодовое имя Кэтрин. Согласно легенде спецслужб, ее мужем стал другой советский шпион, ветеран войны Эрвин Кин. Во время Второй мировой войны супруги жили под прикрытием в Берлине и вели радиомастерскую. На самом деле они помогали штандартенфюреру Максу Отто фон Штирлицу в его усилиях по выявлению и срыву переговоров Германии с Великобританией и Соединенными Штатами. Судя по непринужденным диалогам, Эрвин и Кэтрин Кин долго сотрудничали со Штирлицем.
Сюжет романа и фильма происходит в первом квартале 1945 года, когда Кэт ждёт ребёнка. В результате бомбежки Берлина дом супругов повреждается английским снарядом. Муж радистки Эрвин, находящийся в ванной, погибает. Тем не менее, Кэтрин извлекают из-под завалов и доставляют в больницу, где у неё начинаются преждевременные роды. В момент схваток радистка кричит по-русски, тем самым выдавая себя. Сотрудники медицинского учреждения сообщают об этом инциденте в гестапо, одновременно полицейские находят рабочую радиостанцию шпионки.
Узнав о разоблачении, Штирлиц принимает на себя руководство и защиту Кэт и её новорожденного сына. Выводя подопечную из больницы, штандартенфюрер тайно инструктирует радистку, а затем сам проводит допрос. Согласно его указаниям, разведчица соглашается участвовать в радиоигрe и вскоре оказывается запертой с ребёнком под охраной в конспиративном жилище гестапо.
Тем временем Генрих Мюллер осознает, что Штирлиц связан с советской разведкой, узнав о его связях с Кэт. Гестапо начинает допрашивать радистку, истязая её сына. Немецкий охранник по имени Гельмут не выдерживает происходящего: он расстреливает двоих полицейских и сбегает с шпионкой и младенцем, по пути забирая из приюта свою грудную дочь. За парой начинаются преследования со стороны людей Мюллера, и в ходе перестрелки Гельмут гибнет. Однако Кэтрин удаётся укрыться с обоями детьми, поскольку гестапо разыскивает её только с одним малышом.
Вскоре ей удается снова встретиться со Штирлицем. Штандартенфюрер, назначенный в Берн, предоставляет трем людям фальшивые документы и вывозит их в нейтральную Швейцарию. Оттуда герои отправляются в Париж, освобождённый союзниками.
Из ткачих в разведчицы
Анна Камаева родилась в многодетной крестьянской семье в Подмосковье. С раннего детства она помогала родителям в поле вместе с братьями и сестрами и мечтала о достойной профессии. После завершения школы она решила стать ткачихой и поступила в училище, по окончании которого начала работать на фабрике «Красная роза».
Анна трудолюбиво подходила к своей работе, быстро достигнув успешно в должности оператора цеха. Она была выдвинута в кандидаты на депутатство Верховного Совета, но эта инициатива была отвергнута, так как ей казалось, что её возраст не позволяет занимать столь серьезные посты. Впрочем, чиновникам тогда и не снилось, что вскоре ей поручат задачи совершенно другого уровня!
В 1938 году жизнь Анны резко изменилась, когда её талант и трудолюбие заметили в НКВД. Она была отправлена на обучение в секретную Школу особого назначения, где готовили кадры для внешней разведки. В процессе обучения девушка осваивала испанский, финский и польский языки, а также принципы работы радиостанций и обращения с огнестрельным оружием. Когда началась война, Анна была интегрирована в специальную группу, которая напрямую подчинялась наркому внутренних дел СССР Лаврентию Берии.
Анну готовили к самой ответственной операции: в случае захвата фашистами Москвы ей предстояло убить Адольфа Гитлера. По данным разведки, немцам уже начали раздавать приглашения на парад на Красной площади, который собирался курировать сам фюрер. Ей, как и другим, было совершенно понятно, что этой операции не завершится благополучно. Однако Камаева не колебалась: она была готова выполнить приказ, даже если это означало её неминуемую погибель.
К счастью, операция была отменена, поскольку советские войска смогли отразить нападение. Вместо этого Анну отправили в тыл к немецким войскам, где она оказалась в составе одного из диверсионных отрядов. В 1942 году её пригласили к начальнику Генштаба Красной армии Георгию Жукову для торжественного награждения. Именно там и произошла судьбоносная встреча с разведчиком Михаилом Филоненко, которому в тот день вручили орден Красного Знамени.
Одной крови
Михаил был выдающимся человеком. Он руководил отрядом из 50 бойцов, который за свою деятельность практически без потерь успешно уничтожил 200 врагов. Сначала начальство не совсем доверяло Филоненко, и ему пришлось демонстрировать убедительные доказательства своих слов — два вещмешка с жетонами убитых фашистов и документами офицеров и солдат.
Первая встреча между Анной и Михаилом не переросла в роман. Анна продолжала свою работу радисткой в партизанских отрядах, а в 1944 году её отправили в Мексику с задачей освободить Рамона Меркадера, который убил Льва Троцкого. В то время как Филоненко направился в Украину, где стал частью диверсионного отряда «Олимп». Их судьбы вновь пересеклись лишь в 1946 году, и с тех пор они уже не расставались. Вскоре после свадьбы у них появился первый сын — Павел.
В это же время супружескую пару начали готовить к заброске в Канаду. Путь оказался долгим: сначала Филоненко должны были перебраться в Китай под личиной беженцев из Чехословакии, затем — в Латинскую Америку, и только после этого главный пункт назначения. Чешский язык изучали не только Анна и Михаил, но и их сын, который учился говорить на новом языке с раннего возраста. В морозную ночь зимы 1951 года семейство разведчиков переправилось за границу и добралось до Харбина.
В новой среде легитимность их легенды была признана, а жизнь была довольно комфортной: в тот период китайцы приветствовали европейских мигрантов, даруя им всё возможное. Постепенно у Анны родилась дочь, которую назвали Марией. Во время родов она контролировала каждый звук, ни разу не проронив слово по-русски, несмотря на страдания. После Харбина семья переехала в Шанхай, где они провели три года.
1955 год стал удачным временем для отъезда: переселенцев начали лишать привилегий, и тысячи людей оставляли Китай. Эта волна касалась и Филоненко с их детьми. Центр предлагает отправить Павла и Марию в Москву, но они отказываются. Разыскать своих детей и объяснить их исчезновение стало бы проблемой, так как дети были указаны в визах. Самое главное, Анна и Михаил верно понимали, что семья с детьми вызывает гораздо больше доверия.
Цель — фюрер
Анна Камаева родилась в ноябре 1918 года в подмосковном селе Татищево в многодетной крестьянской семье. Её жизненный путь, как и у многих, был весьма традиционным: начальная школа, пионерская организация, комсомол, фабрично-заводское училище. Получив специальность ткачихи, Анна начала трудиться на Московской фабрике «Красная роза». Она усердно работала, став стахановкой, и даже была выдвинута кандидатом в депутаты Верховного Совета, хотя это предложение не нашло поддержки из-за её юного возраста.
В 1938 году, в период большого террора в стране, Камаева изменила свою судьбу — на основании комсомольской путевки её направили работать в органы госбезопасности. Она стала слушательницей Школы особого назначения, где готовили кадры для Иностранного отдела НКВД. В программу обучения входили занятия испанским, польским и финским языками, радиоделом и обращением с различными видами оружия.
После окончания учебы Анна некоторое время работала в центральном аппарате внешней разведки, но вскоре началась война. Камаеву перевели в группу особых заданий — настоящую элиту разведки.
В условиях строгой секретности её и её товарищей готовили к операциям в оккупированной Москвой. Анне была назначена исключительная миссия — совершить покушение на Адольфа Гитлера, который, как ожидалось, прибудет в Москву после её падения. На деле это было задание смертника — шансов выжить после выполнения миссии не было. Она осознавала это.
Однако вмешательство судьбы изменило развитие событий: когда немцы были остановлены под Москвой, все эти планы отменились. Молодую разведчицу забросили в составе одной из разведывательно-диверсионных групп в тыл врага. В январе 1942 года за успешную реализацию задания Анна была награждена правительственной наградой.
После окончания битвы за Москву Камаеву отправили на дальнейшую учебу по линии внешней разведки. Анна готовилась к операциям в качестве разведчика-нелегала.
Беженцы-католики с ребенком
В 1944 году начала свою первую зарубежную командировку. Анна Камаева вместе с коллегами работала над операцией по освобождению Рамона Меркадера, который в 1940 году убил Льва Троцкого. Однако в итоге операция была отменена, и Анна вернулась в СССР.
В 1946 году Анна вышла замуж за своего коллегу Михаила Филоненко. Их брак не был вызван исключительно служебными мотивами, но работа вскоре стала частью их семейной жизни.
Через год в семье появился сын, которого назвали Павлом. Когда малыш учился говорить, ему прививали испанский и чешский языки. Сын должен был быть частью легенды семейной истории, по которой его родители будут работать за границей.
Вначале они совершали несколько относительно краткосрочных миссий за границей под личинами иностранных граждан. Со временем пришло время уйти на длительный срок. Михаил, беременная Анна и их четырехлетний Павел нелегально преодолели границу Советского Союза и стали беженцами из Чехословакии, убежденными католиками, стремящимися уйти от репрессий.
В Харбине у Анны появилась дочь, которую назвали Марией. В соответствии с легендой, девочку крестили в католическом храме.
Судьба разведчицы: История настоящей радистки Кэт Анны Филоненко
Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте на почту одну популярную статью в день. Также пропустите наши обновления на Facebook и ВКонтакте.
Когда Татьяна Лиознова планировала создание своего фильма о разведчиках, она стремилась, чтобы картина максимально соответствовала действительности. Она хотела показать не только работу нелегалов, но и то, как жилось резидентам в тылу врага. Когда режиссёру обратилась к руководителям КГБ, ей был представлен консультант — Анна Фёдоровна Филоненко, которая и стала прообразом для образа Екатерины Градовой, русской радистки Кэт.
От ткацкого станка до школы разведчика
Анна Камаева, в девичестве, родилась в 1918 году в обычной крестьянской семье, известной своим трудолюбием и многодетностью. Её жизнь, казалось, пойдет привычным путем: школа, ФЗУ, работа на заводе. Так и началось: Анна устроилась работать ткачихой на фабрике «Красная роза», где быстро завоевала отличную репутацию, перевыполняя производственные задания и участвуя в общественной жизни.
В 20 лет её направили на новую работу по комсомольской путевке. Сначала она успешно закончила Школу особого назначения, изучив испанский, польский и финский языки, а также радиодело и основы обращения с различными видами оружия. Совсем недолго Анна проработала в центральном аппарате внешней разведки, вскоре началась война, и её направили в группу особого назначения.
Екатерина Градова в роли радистки Кэт. / Фото: www.domkino.tv
В данной группе подготовка стала ещё более серьёзной, ей была назначена важнейшая миссия: устранение Гитлера в случае захвата Москвы и его приезда в Россию. Анна ясно осознавала, что её шансы выжить после покушения ничтожны. К счастью, немцы были остановлены, и её направили в тыл врага.
Тогда молодая разведчица получила свою первую правительственную награду за успешное завершение задания. Она вновь отправилась учиться, и её готовили для нелегальной работы за границей.
Жизнь под прикрытием
Первая зарубежная командировка Анны Камаевой состоялась в 1944 году, когда она была направлена в Мексику для участия в операции по освобождению Рамона Меркадера, который убил Троцкого четыре года назад. Тем не менее, операция была отменена и она вернулась на родину.
Она вышла замуж за Михаила Филоненко, своего коллегу-разведчика, по любви, но оба понимали, что их семья станет частью их работы. Когда в 1947 году родился их сын Павел, они учили его испанскому и чешскому языкам. На тот момент уже была разработана легенда, что их семья представляет собой беженцев из Чехословакии.
Несколько коротких зарубежных выездов прошли довольно результативно, и в 1951 году, когда Анна ждала появления на свет дочери, она, её муж Михаил и маленький сын незаконно пересекли советско-китайскую границу. Согласно легенде, они бежали с социалистической Чехословакии.
Находясь в Харбине, Анна родила дочь Марию. В отличие от героини фильма «Семнадцать мгновений весны», во время родов она ни разу не позволила себе звать маму на русском языке. Даже во время схваток Анна не теряла контроль над собой и строго следила, чтобы ни одно слово на русском языке не было произнесено. Девочка была крестилa в католическом храме, соответственно легенде их семьи — они были убежденными католиками, покинувшими Чехословакию.
Как умирает слово
— Вы разработали предмет для занятий с детьми — Живое слово. В чем его суть?
— Разработала — это неправильно сказано. Я просто работала с детьми на основе Слова, дающего жизнь. Главным было, конечно, Евангельское Слово. В советские времена мы были начитаны, но разрешенная классика (поэзия и проза) была почти лишена духовного аспекта. Казалось, что все поэты и писатели были атеистами. Теперь нам открыта глубокая вера великих людей и исповедование ее в их трудах. Вот и наступило в преподавании литературы время Живого Слова.
— Что, с Вашей точки зрения, происходит сегодня со словом? Есть мнение, что в эпоху Интернета слово — как высказывание, за которое нужно нести ответственность, — умирает…
— Почему только Интернет? А телевидение, радио, театр, кино? Ведь сейчас принято говорить в любом собрании о чем угодно — невзирая на то, что кто-то может быть убит этим словом, шокирован, развращен, унижен. На нас изливается поток подсознания, порой грязный поток. Люди делятся своими заблуждениями, ересями, извращениями. Многое из того, что требует незамедлительного обращения к психологам, психиатрам и духовникам, почему-то считается особым мышлением и даром слова. Что же касается Слова высокого, то оно не преподается, а реформа образования — по замыслу и реализации — направлена на то, чтобы свести к минимуму преподавание русского языка и великой русской литературы. Выход только один — духовное воспитание детей в семьях и школе.
— Верующие миряне вдохновляются примерами других верующих мирян. Кого Вы могли бы назвать для себя примером?
— Мы живем на земле и не вспоминаем, что рядом с нами, в другом измерении — Град Божий, где сонм святых мирян, мучеников, преподобных, проживших или отдавших жизнь за Христа. Вот вам живые примеры. Как страшно прожить жизнь у телевизора и так и не узнать о них! Я думаю, что жития святых — основная литература, если можно ее так назвать в нашей жизни. Ею нельзя пренебрегать. А из живущих я вижу много рядом с собой подвигоположников. Они служат Богу и людям, отдаваясь целиком этому служению, переступая через свое я, свои болезни и скорби, изливая любовь на всех, кто их окружает. Вот рядом с такими людьми начинаешь меняться, начинаешь понимать, ради чего вся наша жизнь.
Исполнитель, но не художник
— В апреле 2011 года ваша дочь, актриса Мария Миронова, дала интервью Фоме. Что Вы почувствовали, прочитав ту статью?
— Я думаю, что открытие фонда Артист для его организаторов — Жени Миронова, Маши Мироновой и других — было звездным часом. Ведь не их роли, а именно этот поступок перерастет в вечность, и все последующее время существования Фонда будет работать на духовное возрастание основателей этой обители милосердия.
— Однажды Вы приняли решение уйти из профессии. Как пишут в СМИ, одна из причин — несовместимость актерской профессии, лицедейства с верой? Так ли это на самом деле?
— Понимаете, когда актер — художник, то он выстраивает не только свою роль и спектакль, но и влияет на направление искусства в данную эпоху. Величайшим художником был Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Он говорил о своей работе: Я попытался сделать глубже, выше. . Выше — вот цель его творчества. Высота — это всегда Господь, а нравственность без Бога истолковывается каждым по-своему.
А я никогда не была художником, я была только исполнителем и не имела высокой цели. Меня эта профессия разрушала. Вера пришла в середине жизни, времени для изменения оставалось мало, и я приняла решение оставить театр. Тем более, что Господь подарил мне внука и сына, которые заполнили мою жизнь до краев.
— Ваша дочь, Мария Миронова, много делает именно в актерской профессии. А внук учится в Щукинском училище. Какие наставления Вы им даете?
— Моя дочь уже обрела, как мне кажется, доброе имя в искусстве. Она — художник, что и определяет ее путь. В Евангелии сказано, что возложивший руку свою на плуг не должен озираться назад к грехам своим. Вот и детям своим желаю помнить эти слова. Не обольщаться собой и дурными предложениями. Еще я бы хотела, чтобы мой внук помнил, что его генеалогическое древо ко многому его обязывает, а еще продолжал бы любить Федерико Феллини, Иннокентия Михайловича Смоктуновского и Бориса Леонидовича Пастернака.
— В Театре Сатиры Вы играли Искру в пьесе Виктора Розова Гнездо глухаря. О чем для Вас это произведение: только ли сатира на советскую действительность, или это все-таки шире — об отношении людей как таковых? Остались ли сегодня гнезда глухаря?
— Безусловно, пьеса Гнездо глухаря, поставленная Валентином Плучеком в 1980 году, выходит в чем-то за рамки сатиры на советскую действительность. Я думаю, что сейчас люди политической и бизнес-элиты живут по тем же законам стаи. Форма — более уродлива, и пропасть между нами и ними увеличивается, так как постепенно стираются понятия патриотизма и любви к ближнему. А что касается роли Искры в этом спектакле, то до меня её играла Татьяна Васильева, и, в отличие от меня, играла блестяще.
— Для зрителей самая любимая ваша роль — радистка Кэт в Семнадцати мгновениях весны. Какое значение сейчас для вас имеет эта работа — как для православной христианки?
— А ведь появление этого фильма в моей жизни, наверное, не случайно. У меня нет списка больших ролей, и практически фильм у меня один. Я очень высоко ценю Семнадцать мгновений весны по режиссуре и по работам больших артистов, запечатленных в нем. Например, Евгений Евстигнеев — уровень большого мирового кино.
Я счастлива, что в моем изменившемся духовном мировоззрении я не опозорилась, сыграв эту роль. Спасибо Господу, что он присмотрел за мной и не возникло что-то малосодержательное на всю страну. Ибо смысл этой роли — христианский: любовь, долг и жертва!