Нежно любимая Захой математика подарила название этим грандиозным небоскребам в Дубае. Архитектор позаимствовала из алгебры числовую характеристику сигнатуры, чтобы выразить свою концепцию. Однако в народе их называют просто танцующими башнями, что подтверждает, что здания, созданные Хадид, действительно вызывают симпатию и восторг у людей.
- Воздушные замки Захи Хадид: загадки гениальности и архитектура мечты
- Семья, детство и юность Захи Хадид
- Кто такая Заха Хадид
- Первые годы работы
- Взлёт карьеры и внезапная смерть
- Известные здания архитектора
- Национальный музей искусств XXI века
- Музей транспорта Риверсайд
- Центр водных видов спорта
- Культурный центр Гейдара Алиева
- Русский авангард и устричные формы
- Тающие столы и вазы-небоскребы
- Первая женщина-архитектор в истории
- От деконструктивизма к параметризму
- Известные проекты
- Дизайн
Воздушные замки Захи Хадид: загадки гениальности и архитектура мечты
Идеи Захи Хадид поражали воображение, однако многие считали их абсолютно неосуществимыми. Как же ей удалось из мечтательницы превратиться в легендарного архитектора нашего времени? Какие проекты были реализованы ею в России? Об этом и многом другом вы сможете узнать из нашей статьи.
Сейчас трудно сопоставить имя этой выдающейся творительницы фантастических структур с каким-либо другим. Заха Хадид прожила 65 лет, и больше половины из них посвятила преодолению общественных стереотипов, страхов и недоверия к своим идеям.
Первый настоящий успех пришёл к ней после того, как ей стукнуло уже за 40. В этом возрасте многие люди полагают, что все возможные достижения на этом пути уже получены. Однако и этот стереотип Хадид сумела преодолеть, завоевав не только мировую славу, но и место в архитектурной истории на века вперёд. Давайте попробуем разгадать секреты её вдохновения и творчества.
Семья, детство и юность Захи Хадид
Если попытаться проанализировать, что сыграло более значимую роль в становлении будущей звезды архитектуры — врождённый талант или благоприятные условия для его развития, — ответить на этот вопрос будет невозможно однозначно. Заха родилась и провела своё детство в Багдаде, который на протяжении столетий был важным культурным центром. Это произошло в период, когда Ирак ещё находился под властью Великобритании. В 1958 году, когда девочке исполнилось 8 лет, её страна стала республикой. Хадид часто называют ирако-британским архитектором, поскольку она выросла на Востоке и начала свою карьеру в Лондоне. Однако ни при одной из правлений в Ираке ей никогда не приходилось сталкиваться с проблемами голода или с недостатком средств для нормальной жизни, а также тяжёлой борьбы за доступ к качественному образованию.
Заха Хадид имела хорошее начало — её семья обладала достатком, что позволило ей жить относительно беззаботно. Таким образом, на её ранние годы были созданы условия, в которых она могла развивать свои интересы и увлечения. Именно в это время талантливый ребёнок стал мечтать о создании красивых зданий. Стоит упомянуть и о матери Захи — Ваджихе аль-Сабунджи. Ваджиха являлась художницей, обучившейся в Англии и Швейцарии, что дало дочери возможность получать эстетическое образование и знакомиться с величайшими произведениями искусства с раннего возраста. Ещё одной привилегией, которую получила Хадид с рождения, стала возможность получать качественные знания.
Высшее образование она начала получать в Ливане. В тот момент у неё не было ясного представления о профессии, которую она хотела бы выбрать, но вместе с тем её математические способности выделялись. Математика, а особенно геометрия, проявились в её будущих архитектурных проектах. Знание иностранных языков также способствовало её учебе, так как она посещала частную французскую школу, что позволило ей продолжить образование в Американском университете. В 22 года Заха наконец определилась со своими желаниями и отправилась в Лондон, чтобы стать студенткой Британской архитектурной ассоциации. Её дипломный проект сразу же привлёк внимание — он представлял собой смелую и амбициозную архитектурную концепцию. Хадид разработала проект моста через Темзу, на котором расположен отель. Эта работа стала отправной точкой, формировавшей архитектурный стиль Захи Хадид — деконструктивизм.
Кто такая Заха Хадид
Британский архитектор иракского происхождения стала известна благодаря своему уникальному стилю и нестандартному подходу: её здания буквально ломают все представления о пространстве, создавая иллюзию его заново изобретения. Вклад в становление Хадид как архитектора внес её преподаватель — известный архитектор Рем Колхас, основатель бюро ОМА и педагог школы Архитектурной ассоциации в Лондоне, где училась Заха. Его студия и сам архитектор депонировали идеалы деконструктивизма, вдохновляясь русским конструктивизмом и супрематизмом. Эти течения стали близки и вдохновляли Хадид, что проявилось в её ранних работах. Особенно её вдохновлял Казимир Малевич — дипломная работа выпускницы лондонской архитектурной школы, отель на мосту через Темзу, была посвящена этому великому художнику. Эскизы проекта «Тектоника Малевича» в настоящее время хранятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA).
Первые годы работы
После окончания университета и короткого периода работы в компании Колхаса, Хадид создала собственное архитектурное бюро. Тем не менее, её уникальный стиль долгое время оставался невостребованным — смелые проекты никто не осмеливался реализовать, несмотря на множество призовых мест в международных конкурсах и выставок в известных музеях. В результате в течение целых десяти лет её бюро занималось только дизайном интерьеров, мебелью и даже обувью. В то же время Заха параллельно преподавала в своей альма-матер.
Дипломный проект в школе Архитектурной Ассоциации (Лондон). Тектоника Малевича • Проект клуба The Peak в Гонконге • 1984 год. Заха Хадид и Маргарет Тэтчер (премьер-министр Великобритании) • Фото: сайт архитектурного бюро Захи Хадид
Взлёт карьеры и внезапная смерть
Переломным моментом стало предложение спроектировать немецкую пожарную часть: Хадид предложила необычное здание из бетонных плит с острыми углами, которое теперь используется в качестве выставочного зала в Вайле-на-Рейне. Сразу же после завершения проекта Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати её начали приглашать для реализации проектов по всему миру. В 2004 году, когда строительство здания было завершено, Захе была вручена самая престижная архитектурная Притцкеровская премия. Это была не только профессиональная победа, но и знаковое событие для женщин-архитекторов: Хадид стала первой женщиной, получившей эту награду. Эта победа имела большое значение как для архитектурного сообщества, так и для самой Захи, поскольку она неоднократно сталкивалась с дискриминацией по признаку пола и национальности, что отрицательно сказалось на её карьере. Хадид активно боролась за права женщин в архитектуре.
Здание для пожарной части в Вайле-на-Рейне • Фото: Christian Richters • Заха Хадид принимает Притцкеровскую премию в Эрмитаже, Санкт-Петербург
Заха Хадид ушла из жизни в 2016 году в возрасте 65 лет от сердечного приступа, оставив после себя огромное наследие. Своими архитектурными творениями она внесла значительный вклад в мировую культуру, создав совершенно новый взгляд на архитектуру, в которой нет привычных шаблонов.
Известные здания архитектора
По проектам Захи Хадид реализовано множество сооружений по всему миру — от жилых зданий до знаковых культурных учреждений и общественных пространств. Наследие архитектора продолжает жить не только в уже построенных зданиях, но и в деятельности её бюро, а также в новых проектах, которые еще только предстоит воплотить в жизнь. Вот самые знаковые из уже завершённых зданий — как при жизни архитектора, так и после её кончины.
Национальный музей искусств XXI века
Где находится: Рим
Годы постройки: 1998-2009
Одним из первых реализованных проектов архитектора стал итальянский музей MAXXI, расположенный в отдаленном от исторического центра районе. Это был один из самых длительных проектов — от идеи до завершения постройки прошло 11 лет. Первоначально планы были более амбициозными: проект состоял из пяти зданий, следовательно, Хадид считала это творение незавершенным.
Фасады и интерьер Национального музея искусств отражают её уникальный стиль: от супрематических конструкций Хадид постепенно пришла к плавным формам и динамике линий. За необычную форму местные жители прозвали музей «макарониной» — действительно, основная структура напоминает традиционный итальянский продукт. Благодаря своей гибкости музей связывает две улицы и предоставляет больше возможностей для экспонирования произведений искусства, чем это возможно в привычных квадратных зданиях.
Музей транспорта Риверсайд
Где находится: Глазго
Годы постройки: 2004-2011
Музейные сооружения, созданные Хадид, часто выглядят как сами экспонаты современного искусства — таковым является и музей транспорта Риверсайд в Глазго. Здание, расположенное на набережной рек Клайд и Кельвин, напоминает огромную волну или часть бурлящей реки. Главный фасад музея представляет собой характерные крыши старинного города или силуэт огромного парусника. Создание было построено на месте старой верфи и таким образом символизирует связь воды и суши, намекая на долгую историю города, связанного с судостроением: Глазго считается важным промышленным центром в этой области и в машиностроении в целом.
Концепцию формы поддерживает экспонат музея — пришвартованный на набережной старый корабль, построенный в Глазго. В выставочных залах представлены разнообразные средства передвижения — от колясок и велосипедов до локомотивов, трамваев и яхт.
Центр водных видов спорта
Где находится: Лондон
Годы постройки: 2005-2011
Другой значимый проект для Великобритании Хадид спроектировала в столице. Центр водных видов спорта был построен на берегу реки Уотеруоркс специально к Олимпийским играм 2012 года. Здание площадью более 36 тысяч м² вмещает 17,5 тысяч зрителей. Чтобы подчеркнуть назначение центра, архитектор придала ему форму гигантской волны, а внутренние стены и потолок декорировала плавными линиями, напоминающими речные изгибы.
Культурный центр Гейдара Алиева
Где находится: Баку
Годы постройки: 2007-2012
Русский авангард и устричные формы
Творчество Захи Хадид сформировалось под сильным влиянием русского авангарда. Её любимым художником был Казимир Малевич. Хадид работала в стиле деконструктивизм, отличительной чертой которого является нарушение традиционных законов архитектоники. Все её здания создают ощущение лёгкости, кажутся неустойчивыми и стремятся раздвинуть границы привычного. Они известны своим футуристическим дизайном и формами, напоминающими устричные раковины, из-за чего грань между элементами зданий необычайно плавная. Каждый проект рассчитывается с помощью специальных алгоритмов, реализация которых стала возможной благодаря компьютерному моделированию. Одним из наиболее запоминающихся проектов архитектора является многофункциональный торгово-офисный комплекс Sky SOHO в Шанхае. Он представляет из себя четыре обтекаемые формы башен, соединенные четырьмя зелеными мостами.
Заха Хадид также спроектировала Центр Гейдара Алиева в Баку. Этот центр включает в себя обширный музей, выставочные залы и офисные помещения в стиле минимализма. Волнообразное здание практически не имеет прямых линий, что придаёт ему уникальный вид.
Ещё один знаменитый проект — футуристический оперный театр в Гуанчжоу, который отличается одной из лучших акустик в мире. Кроме того, здесь установлены инновационные системы смены декораций и преобразования сцены, что делает его уникальным сценическим пространством.
Capital Hill Residence в Барвихе — это уникальный проект частного жилого дома по проекту Хадид. Необычный особняк принадлежит российскому девелоперу Владиславу Доронину и своей форме напоминает инопланетное судно.
Одна из последних работ архитектора — бизнес-центр Dominion Tower — расположен на Шарикоподшипниковской улице в Москве. Его структура напоминает сдвинутые тектонические плиты. Фасад этого здания чётко разделен на горизонтальные сегменты, а каждый уровень смещен относительно нижележащего.
Жилой комплекс 520 W 28th, который не имеет углов, стал первым зданием Захи Хадид в Нью-Йорке, разработанным ей в последние годы жизни. Апартаменты в этом 11-этажном здании являются одними из самых дорогих в городе.
Тающие столы и вазы-небоскребы
Архитектурное бюро Захи Хадид занималось не только строительством зданий, но и созданием предметов интерьера и украшений. Многие из этих проектов были вдохновлены работами самой Хадид, повторяя их формы. Одной из самых ярких коллекций является мебель Liquid Glacial — столы и стулья, которые напоминают тающие ледяные структуральные формы, а также мраморная обтекаемая мебель Citco, диваны и кресла Scoop из стеклопластика с золотым напылением, стильные вазы Visio, которые повторяют формы небоскребов, а также светильники Aria и Avia от Slamp, создающие эффект легкости и постоянного движения.
Заха Хадид также создавала ювелирные изделия, базируясь на собственных архитектурных проектах. Наиболее известной стала коллекция ювелирных украшений для датского бренда Georg Jensen. Одно из самых узнаваемых колец в этой линейке было вдохновлено комплексом зданий Wangjing Soho в Пекине. Кроме того, Хадид разработала коллекции обуви в коллаборации с брендами Adidas и Lacoste, а также сумки Louis Vuitton Icone Bag и Fendi, браслеты Swarovsk для различных коллекций и Aziz and Walid Mouzannar.
Первая женщина-архитектор в истории
Прежде чем Хадид была удостоена Притцкеровской премии, у неё был всего лишь один масштабный проект — Центр современного искусства Розенталя в маленьком городке Цинциннати. Начало строительства этого центра стало поворотным моментом в её карьере и первым проектом в Соединённых Штатах.
Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо, США (1997—2003)
Стеклянный фасад первого этажа здания привлекает внимание и создаёт желание заглянуть внутрь, а бетонный пол в холле стирает границы между общественным пространством и закрытым помещением. Урбанистический ковер — так Хадид называет концепцию здания, которая вовлекает каждого посетителя в интерактивное взаимодействие через различные уровни, лестницы и пандусы. В этом пространстве ощущается совершенно другой масштаб — благодаря его необычному дизайну весьма трудно понять, где находятся пол, потолок и стены.
Витиеватые лестницы Центра современного искусства Розенталя
Именно этот урбанистический ковер стал для Хадид пропуском на красную ковровую дорожку современной архитектуры, что сделало её одним из самых востребованных архитекторов мира. В 2004 году она стала первой женщиной, удостоенной Притцкеровской архитектурной премии. После этой награды её архитектурное бюро Zaha Hadid Architects получило множество заказов, обеспечивая их работу на несколько лет вперёд. Спустя десять лет в команде Хадид уже трудилось 500 архитекторов, которые осуществили бы более тысячи проектов в 44 странах мира.
От деконструктивизма к параметризму
Когда речь шла о своём стиле, Заха Хадид упоминала, что испытывала неприязнь к массивным традиционным зданиям. Их монументальность и геометричность вызывали у неё протест. Она стремилась создать естественные, плавные линии, которые напоминали бы природные формы. Каждый проект она рассматривала индивидуально, учитывая уникальность каждого пейзажа и его ландшафта.
Взгляд на Мадрид. Рисунок Захи Хадид (1992)
Если до 2000-х годов все её работы относились к деконструктивизму, то позднее здания приобрели плавные и гибкие формы, дизайн которых рассчитывался на компьютере, словно сложное математическое уравнение, соединяющее все части здания. За этот аспект работы отвечал соавтор Хадид и директор её бюро Патрик Шумахер, который стал основным теоретиком параметрической архитектуры. Внедрение технологий сыграло ключевую роль в реализации множества проектов, которые прежде оставались нереализованными и пылились на полках. Таким образом, возникла цифровая архитектура, которая так или иначе была связана с программированием, где формообразование зависит от математических алгоритмов и формул, позволяя автоматизировать процесс преобразования объёмов и делать их технически и экономически выполнимыми.
Эскиз Центра Гейдара Алиева в Баку
Теперь архитектуры Хадид становятся сложными математическими уравнениями, создающими совершенные формы и изгибы. Функциональность её творений иногда вызывают сомнения, но сами здания и их элементы обладают особой жизненной силой, образуя уникальное и самобытное пространство. Применение данного подхода позволяет создавать идеальные здания — по крайней мере, внешне без изъянов и недочетов. Однако после некоторого времени такая архитектура оказывается достаточно предсказуемой и обыденной.
Известные проекты
Башня Leeza SOHO, Пекин, Китай
Экологичная двойная башня Leeza SOHO состоит из двух частей, между которыми расположен закрытый атриум. Проект был реализован архитектурным бюро Zaha Hadid Architects и китайской компанией Soho China, внедрившими технологии, значительно сокращающие потребление энергии и выбросы вредных веществ в атмосферу.
Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо, США
Проект был заказан студии в 1997 году, а в 2003 здание было завершено. В этом центре проходят выставки, инсталляции и перфомансы. Именно за этот проект Хадид была удостоена Притцкеровской премии.
Трамплин Bergisel, Инсбрук, Австрия
Хадид провела реконструкцию старого трамплина, находящегося в австрийском городе Инсбрук. В 2002 году трамплин был готов.
Центральное здание завода BMW, Лейпциг, Германия
Здание стало переосмыслением традиционного офиса — его преобразование и функции, которые оно включает, приобрели более динамичный и привлекательный характер.
Автор фото: Helene Binet
Национальный музей искусств XXI века / MAXXI, Рим, Италия
Музей современного искусства открыл свои двери в Риме в 2010 году. Местные жители прозвали его «макарониной», хотя причины сложно объяснить.
Центр водных видов спорта, Лондон, Англия
Центр водных видов спорта был спроектирован Хадид с целью подготовки к Олимпийским играм 2012 года.
Автор фото: Hufton+Crow
Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан
Центр, названный в честь третьего президента Азербайджана, включает в себя аудиториум, музей, выставочные залы и административные офисы.
Футуристический особняк Capital Hill Residence, Москва, Россия
Дизайн
Помимо проектной работы, Хадид также преподавала и проводила лекции по всему миру. Она занималась рисованием, написанием книг и организацией выставок. Однако кроме самого архитектурного наследия, впечатляет и её дизайнерская работа. Все эти предметы выглядят столь же монументальными и текучими, как и её постройки.
А вот и наша статья о другом выдающемся и знаменитом архитекторе — Ле Корбюзье. Подобно Хадид, он был революционером в архитектуре своего времени, и его идеи продолжают вдохновлять и впечатлять нас по сей день.