Когда водитель научится правильно крутить руль, его действия становятся быстрыми и четкими. Связь с ободом не теряется, и водитель всегда имеет представление о позиции колёс, что позволяет ему возвращать их в строго нейтральное положение в любое время. На спортивных автомобилях для повышения информативности делают контрастную метку на верхней части руля, чтобы водитель мог быстро сориентироваться.
- Как правильно крутить руль
- Какие ошибки совершают новички
- Как правильно держать рулевое колесо
- Техника управления рулем тяни-толкай
- Техника скоростного руления
- Способы управления автомобилем
- Простой способ
- Старайтесь всегда сохранять руки на своих боковых сторонах
- Скоростной способ
- Почему ночью водители гораздо чаще нарушают ПДД
- Можно ли, управляя машиной, тормозить и поворачивать одновременно
Как правильно крутить руль
Чтобы приобрести необходимые навыки управления автомобилем, запишитесь на первое бесплатное занятие в Москве или напишите в чат WhatsApp для получения информации.
Проектировщики автомобилей уделяют особое внимание посадке водителя за рулём, особенно в динамичных и стабильных автомобилях. Однако неправильно взятая посадка и незнание основ быстрого и точного руления могут сильно ухудшить управление автомобилем. В автошколах и на курсах контраварийной подготовки обучают, как правильно крутить руль автомобиля. Важно освоить эти навыки на уровне автоматизма, чтобы в экстренной ситуации руки действовали правильно, без ненужной суеты и ошибок. Именно для этой цели и необходимо изучать теорию вождения.
Какие ошибки совершают новички
Основные проблемы, связанные с неправильным рулением, возникают из-за стремления водителя принять удобные и расслабленные позиции. Это может привести к тому, что контроль над автомобилем будет потерян:
- Нельзя висеть на руле, сидя слишком близко и хватаясь за верхнюю часть колеса. В таком положении невозможно повернуть руль на полный оборот, так как локти будут мешать;
- Также не стоит располагаться в полулежащем состоянии, касаясь обода в нижней или средней позиции почти прямыми руками. Эта техника, применяемая в гоночных автомобилях, не подходит для обычного гражданского транспорта. Настройка угла наклона руля, его диаметр и передаточные отношения не сбалансированы для подобного расположения;
- Некоторые водители кладут предплечья на колени и удерживают обод в нижней части, что крайне неудобно и небезопасно. Это может привести к потере контроля даже на ровном траектории, не говоря уже о прямом движении;
- Не рекомендуется управлять автомобилем одной рукой, выставляя другую за пределы окна. Для точного управления необходимы обе руки. Кроме того, в случае аварии может возникнуть серьезный риск для жизни, если происходит боковой удар или переворот;
- Держание за спицу руля является как минимум неразумным, а на самом деле это весьма опасно. Условия для вращения колеса в таком захвате минимальны, а при активации подушки безопасности руки могут оказаться под чрезмерным давлением;
- Что касается внедорожников, то следует помнить о риске, связанном с расположением больших пальцев внутри плоскости круга. При наезде на камень или резком рывке один из пальцев может быть выбит из сустава спицей.
Все эти ошибки могут стать привычками, и исправить их будет много сложнее, чем освоить правильные приемы с самого начала. Поэтому стоит выбрать обучение в категории «В» – вождение.
Как правильно держать рулевое колесо
Чтобы эффективно управлять автомобилем, важно приучить себя к правильному хвату руля и размещать руки таким образом, чтобы вращение происходило с минимальными усилиями. Правильный хват подразумевает захват обода четырьмя пальцами с расположением большого пальца под ободом, а не просто поместив всю ладонь под него. Большой палец должен находиться на передней стороне обода и параллельно ему.
Необходимо сразу же отказаться от захвата рулевого колеса обратным хватом. В случае экстренной ситуации есть риск попадания пальцев на ступицу, что может привести к полной потере контроля.
Руки следует размещать исключительно в верхнем секторе обода. Это связано с несколькими логичными и подтвержденными практикой причинами:
- Давить на руль сверху вниз значительно удобнее, что облегчает дозировку усилия и повышает точность маневра;
- Когда руки находятся в верхнем секторе, мозг воспринимает это как активное состояние, а расслабленные кисти в нижнем положении ассоциируются с отдыхом, что сказывается на реакции водителя;
- Максимальный поворот за один раз возможен только из верхнего сектора, что увеличивает шансы избежать аварии при движении на высокой скорости.
Правильный хват и размещение рук на рулевом колесе может спасти не только автомобиль, но и жизнь и здоровье водителя.
Верхний сектор руля достаточно большой, что дает возможность выбора позиции. Чтобы не путаться, представьте на месте рулевого колеса циферблат часов. Идеальной позицией для рук будет 10 и 2 часа.
Но это не означает, что руки должны быть постоянно напряжены. В различных ситуациях водителю следует давать себе отдых, например, можно опустить руки на обод руля на светофорах или в длительных пробках. Даже в спокойной езде по потоку на скорости до 30 км/ч водители могут держать руки в удобном положении, поскольку в таких условиях сцепление с дорогой остается стабильным и возможности для резких маневров практически нет.
Техника управления рулем тяни-толкай
В Европе и США наиболее популярным методом рулевого управления считается техника Push-Pull, что переводится как «толкай-тяни». В России этот прием использовался до широкого внедрения гидро- и электроусилителей в рулевом управлении. Несмотря на это, многие водители в нашей стране все еще предпочитают использовать технику тяни-толкай по следующим причинам:
- рулевой механизм может поворачиваться с любой скоростью и с высокой точностью;
- управление возможно даже на автомобилях без усилителей;
- подушка безопасности всегда доступна и не зажата между руками;
- рекомендуется фиксировать положение рулевого колеса в любой момент.
Дополнительным преимуществом этой методики является легкость в освоении, в отличие от перехвата рулевого колеса.
Техника скоростного руления
Обучение скоростному рулению начинается с основ: правильного и грамотного положения рук на рулевом колесе, о чем было сказано ранее. В автошколах нередко не акцентируют внимание на том, что при поворотах руля перекрещивание рук строго запрещено. Поэтому стоит запомнить важное правило: чтобы освоить и корректно усвоить технику скоростного руления, вначале необходимо научиться правильному рулению.
Правильное руление можно наблюдать, следя за профессиональными водителями с большим опытом, например, за водителем троллейбуса. Находясь в троллейбусе, вы наверняка замечали, как водитель управляет большим рулем, перебирая его в нижнем секторе от трех до девяти. Точно так же поступают водители автобусов с горизонтальным рулевым колесом, управляя им, словно натягивая воображаемую веревку.
- В легковом автомобиле рулевое колесо находится в вертикальном или корабельном положении. Однако требования к правильному рулению остаются прежними: левая рука не должна выходить за пределы сектора от 7 до 11, правая — от 1 до 5. Это — первое правило.
- Руки при управлении не отрываются от обода рулевого колеса, а лишь ослабляют хват — это второе правило.
- В стандартной ситуации захват полный. То есть большой палец накрывает остальные четыре — это третье правило.
Первый практический урок на курсах контраварийной подготовки заключается в том, чтобы увеличить скорость вращения руля при правильном положении рук и выполнении трех перечисленных правил.
Учебное упражнение выполняется с поднятыми управляемыми колесами автомобиля на домкратах (в учебных классах автошколы рулевое колесо прикручено к столу или парте). Один из вас или ваш партнер фиксирует время, за которое вы, не спеша, поворачиваете управляемые колеса из крайнего левого в крайнее правое положение и обратно несколько раз. Для начала — 3 или 5 раз, что зависит от ваших предпочтений и физической подготовки. Эти упражнения называются «Маятник».
После этого снова засечьте время и попробуйте выполнить то же самое с максимально возможной для вас скоростью. Но требования не меняются — правильное положение обеих рук в своих секторах, полный хват и отсутствие отрыва рук от обода рулевого колеса. Обычно время вращения для новичка без подготовки уменьшается наполовину, а после первых 20-30 повторений оно может сократиться еще на 50%. Если вы сможете сократить свое время втрое, то данный урок можно считать освоенным, и можно переходить к следующему этапу.
Если вы осуществляете эти упражнения на курсах подготовки, ваши обучающие будут следить за вами, подсказывать корректировки уровня исполнения. А если вы изучаете пособие самостоятельно, экспериментируйте с методами и порядком выполнения упражнений исходя из своих анатомических особенностей. Главное — каждый прием осваивайте безусловно, без ошибок и с сохранением контроля над рулевым колесом.
Способы управления автомобилем
Существует два основных способа руления: простой (силовой) и скоростной. Простой способ используется в 90% случаев, например, при движении в поворотах и других медленных маневрах — когда рулевое колесо поворачивается медленно или на малые углы. Скоростной способ актуален при интенсивном маневрировании, разворотах, парковках и заносах — когда требуется быстро поворачивать руль на большие углы. Тренироваться рулению будет удобнее, если передние колеса приподнять над землёй (на домкратах), позволяя работать без чрезмерных усилий.
Простой способ
Это такой метод вращения руля, который позволяет каждой руке оставаться в своем боковом секторе и не отрываться от него ни на секунду. Давайте разберем шаги поворота руля вправо из исходного положения рук. Правая рука поворачивает руль вправо, в то время как левая немного ослабляет хват и скользит вниз по ободу. Таким образом, руки выполняют симметричное движение вниз: одна (правая) вращает руль, а другая (левая) перемещается. Когда левая рука достигает нижней крайней позиции (8 и 4 по циферблату часов), она подхватывает эсэстафету и продолжает поворачивать руль вправо, в то время как правая рука постепенно поднимается по ободу. Руки сохраняют плотный контакт с ободом и при передвижении касаются его, не отпуская хват. Это одно из важнейших условий, так как даже когда рука скользит по ободу, она продолжает контролировать усилие и готова выполнять необходимые действия. Не стоит стремиться доводить руки до верхних и нижних точек — такие позиции могут быть некомфортными для ваших мышц, и здесь тяжело развить хорошее усилие. Держать руки на боковых секторах позволяет генерировать необходимую силу для управления даже в сложных условиях.
Старайтесь всегда сохранять руки на своих боковых сторонах
Этот навык критически важен для надежного управления автомобилем и чувствительности к происходящему с ним. Обычно в стандартной ситуации удерживать руль не представляет сложностей, когда руки перемещаются в противоположные сектора рулевого колеса. Легко сделать это, особенно при наличии гидроусилителя. Тем не менее, когда вы доходите почти до предела возможного движения рук, это приводит к потере возможности комплексного поворота в левую или правую сторону. Это положение нельзя считать полноценным контролем автомобиля. Главным фактором еще раз подчеркиваю, что такие положения рук создают физическое напряжение в мышцах. Хотя руки могут удерживать руль, они не способны выполнять точные движения и будут лишь механически поворачивать и возвращать его. Это может привести к рывкам на сухом покрытии и заносам на скользкой дороге, так как водитель не будет чувствовать реакцию передних колес, не сможет надлежащим образом оценить их скольжение и адекватно отрегулировать усилие, чтобы удержаться на грани сцепления с дорогой. Когда руки остаются в оптимальных для них позициях — на соответствующих боковых секторах — они работают не механически, а с точностью и осмысленностью.
Скоростной способ
- Во-первых, необходимо закрепить технику руления. При быстром рулении водитель не может сосредоточиться на руках, и это формирует автоматизм в действиях;
- Во-вторых, стоит стремиться достичь приемлемой скорости руления, поскольку на скользкой дороге без этого делать нечего. Если время выполнения 10 циклов не превышает 30 секунд, вы почувствуете себя комфортно в любых ситуациях.
Также важно уметь быстро переключаться между режимами. Иногда после успешной стабилизации автомобиля после заноса водители, не осознавая этого, продолжают выполнять несколько быстрых движений рулем, что может вызвать раскачивание автомобиля и новую потерю контроля.
В заключение скажем, что знание всех способов руления и умение применять каждый из них — жизненно важные навыки. Правильная техника руления и размещение рук на руле помогут в экстренной ситуации, позволяя избежать заносов и ДТП, а также осуществлять объезд препятствий. Скоростное руление особенно актуально, когда необходимо быстро маневрировать, например, при экстренном объезде препятствий или при поворотах на большом радиусе.
Почему ночью водители гораздо чаще нарушают ПДД
Фраза «Утро вечера мудренее» здесь как нельзя кстати.
Несмотря на то, что руль круглой формы, это не значит, что держать его можно как угодно. Обязательно используйте симметричный хват обеими руками. Желательно держаться за руль в точках, соответствующих 10-2 или 9-3 (по аналогии с часами). Симметричный хват позволяет с одинаковой амплитудой поворачивать руль как вправо, так и влево.
Кроме того, это значительно снижает утомляемость водителя во время длительных поездок. Также важно использовать закрытый тип хвата, когда ладонь охватывает обод рулевого колеса снаружи, а большой палец замыкает хват изнутри. Это повышает надежность контакта с рулевым колесом.
При повороте руля помните, что каждая рука выполняет свою функцию. При поворотах влево активнее работает левая рука, отвечающая за скорость и задействуя мышцы-сгибатели, а правая выполняет вспомогательную функцию. При поворотах вправо эти роли меняются. Основное внимание стоит сосредоточить на скорости поворота. Можно ли повернуть руль на нужный угол быстро или стоит использовать более мягкие и плавные движения?
Можно ли, управляя машиной, тормозить и поворачивать одновременно
Как не потерять контроль над автомобилем в такой ситуации.
В этой ситуации всё зависит от условий и скорости движения. Чем ниже коэффициент сцепления с дорогой, тем плавнее следует поворачивать рулевое колесо. Иначе возможна потеря сцепления передних колес, что приводит к потере управляемости. То же самое происходит и с увеличением скорости. Чем она выше, тем мягче должны работать руки, так как передние колеса при этом сталкиваются с значительным количеством кинетической энергии, накопленной автомобилем. Пока угол поворота небольшой, управлять рулями довольно просто: руки не отрываются и контролируют вращение. Однако, когда амплитуда увеличивается, руки могут быть вынуждены оторваться от руля.
В таких случаях используется техника перехватов. Например, на правом повороте, когда правая рука поворачивает руль и оказывается в точке 5, хват раскрывается, и рука по прямой линии переносится в точку 11, чтобы в точке 12 закрыть хват. В то же время левая рука, не теряя контакта с рулем, продолжает его поворачивать до достижения точки 5, и этот процесс повторяется.
Хотя эта техника достаточно сложна, она позволяет сохранить надежный контакт с рулевым колесом. Однако большинство поворотов на обычных дорогах можно пройти без отрыва рук, и такая техника требуется в основном в экстренных ситуациях, когда водитель пытается справиться с заносом или осуществляет парковку.