После праздничной службы вы можете присоединиться к своим близким за трапезой. На Востоке помнят, что Вербное воскресенье приходится на время Великого поста, поэтому на стол не допускаются мясные и молочные продукты. Однако для праздника делается исключение — разрешается есть рыбу, икру и вино, но не слишком много.
Вербное воскресенье. История праздника
Вербное воскресенье до сих пор считается одним из самых важных праздников в христианской традиции. Он празднуется за неделю до Пасхи, но его значение от этого не уменьшается. Освящение ивовых веток является неотъемлемой частью ритуала местных православных христиан. Как и другие религиозные праздники, Вербное воскресенье имеет определенные запреты и рекомендации.
Вербное воскресенье — это переходный церковный праздник, который зависит от даты Пасхи. Вербное воскресенье знаменует собой начало последней недели поста перед Пасхой. Поскольку в этом году Пасха приходится на 8 апреля, Вербное воскресенье 2018 года выпадает на 1 апреля.
История происхождения Вербного воскресенья
История Вербного воскресенья уходит корнями в глубокую древность. Согласно преданию, Иисус Христос вознесся в Иерусалим на осле в 30 году нашей эры. Там Его принял простой народ, который положил пальмовые ветви на Его пути и приветствовал Его словами «Слава Сыну Давидову!». В Иерусалиме Иисус совершил ряд чудес, записанных в библейских летописях: Он исцелял больных, слепых и хромых.
Православная церковь уделяет этому празднику особое внимание, и не без оснований. В этот день Христос был принят с восторгом. Он проповедовал в течение трех лет и часто не имел места для ночлега. Народ сторонился Спасителя. Они не понимали, что перед ними стоит Сам Сын Божий. В Вербное воскресенье все изменилось.
Почему выбрана верба в качестве символа?
Ивовое дерево всегда было популярным символом весны и новой жизни. По этой причине он стал религиозным символом. Кроме того, ветви ивы называют «ветвями добродетели»: Они метафорически простираются до самого неба.
Более того, в Ветхом Завете сказано, что люди должны приносить в храм молодые ивовые ветви. Они были освящены в субботу во время бдения. Если ветка ивы пускала корни, ее можно было посадить в землю, но если она засыхала, ее не выбрасывали, а сжигали.
Считалось, что ветви ивы обладают очищающим действием и защищают животных от болезней. Считалось, что ива также обладает целительными способностями. Его бутоны употребляли в пищу и считали, что они лечат лихорадку и бесплодие. Считалось также, что ива останавливает летнюю грозу и помогает при пожарах, если ее бросить на огонь.
Существует также легенда, что ива когда-то была женщиной, у которой было так много детей, что она поспорила с Матерью-Землей, что будет более плодовитой. Мать-Земля рассердилась и превратила женщину в иву.
В четвертом веке обычай освящения ивовых веток был узаконен христианской церковью. Этот обряд упоминается в литургических книгах VII-VIII веков. Сегодня эта традиция освящена многовековой историей.
Содержание
-
В (21:1-7) говорится, что апостолы, по повелению Иисуса, приводят в Вифанию осла и ослицу (по словам Иисуса, хозяева не останавливают их).
- Иисуса везут на осле в Иерусалим, где Его приветствует народ, который аплодирует и кладет на дорогу одежды и пальмовые ветви: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господа, Царя Израилева! » (Иоанна 12:12).
- В Иерусалимском храме Иисус опрокидывает столы толстосумов и скототорговцев и говорит: «Это нехорошо: написано: дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом воров» (Матфея 21:13), что вызывает недовольство служителей, но они не смеют взять его, боясь народа.
- Затем слепые и хромые приходят к Иисусу, и Он исцеляет их (Матфея 21:14).
- Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании.
Праздник символизирует как признание миссии Иисуса Христа, так и вхождение Сына Человеческого в рай.
Евреи ожидали, что Мессия, Спаситель Израиля, появится на Пасху. В то время Иудея находилась под властью римлян, и они ждали национального освободителя от иностранного господства.
Жители Иерусалима, знавшие о воскрешении Лазаря, приняли Иисуса с большой торжественностью. Иисус въезжает в Иерусалим на осле, чтобы показать, что Он хочет мира, а не войны (на Востоке въезд на осле — символ мира, а въезд на лошади — символ войны).
Празднование
Православие
В православном календаре, в отличие от других двухдневных праздников, Вход Господень в Иерусалим обычно не имеет прелюдии, хотя субботу Лазаря накануне можно считать прелюдией, а постлюдия вообще отсутствует, поскольку за ней сразу следует Страстная неделя.
Во время бдения накануне празднования Входа Господня в Иерусалим верующие молятся, как бы приветствуя невидимого грядущего Господа ветвями вербы, цветами и зажженными свечами как победителя ада и смерти. На вечерне (вторая часть бдения) произносится особая молитва, благословляющая ветви вербы. После этого ладони обычно окропляются святой водой, и верующие берут их в руки.
У православных христиан есть обычай хранить вербы в течение всего года и украшать ими дом. В некоторых местах существует благочестивый обычай вкладывать освященные вербы в руки умерших в знак того, что через веру в Христа они победят смерть, воскреснут из мертвых и встретят своего Спасителя с освященными ветвями.
Католицизм
Перед началом службы традиционно проводится процессия вокруг церкви или в самой церкви. Участники процессии несут ветви (в южных странах — пальмовые ветви, в северных — пальмы) и зажженные свечи. Во время процессии поются праздничные антифоны и гимн Христа Царя. Процессия символически представляет людей, которые пришли встретить Спасителя при входе Христа в Иерусалим.
Последовательность служб в этот день включает в себя чтение Страстей Господних, которые читаются только в Страстную пятницу. Ветки, освященные на мессе, хранятся в домах верующих до следующего постного сезона. По обычаю, эти ветки сжигают, чтобы получить пепел для церемонии Пепельной среды.
Народные традиции в России
В допетровские времена в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти», ритуал, заимствованный из византийской традиции. После праздничной службы во Входо-Иерусалимской часовне храма Василия Блаженного состоялся специальный крестный ход от Красной площади до Соборной площади Московского Кремля, приуроченный к празднику. Патриарх сопровождал процессию верхом на коне (в костюме осла), которую пешком возглавлял царь. До 1678 года во многих русских городах вместо патриарха и царя проводилась процессия на осляти с местным епископом и воеводой. В 1697 году церемония была отменена.
Был распространен обычай слегка бить друг друга ивами. После вечерни, на которую маленькие дети не ходили, возвращавшиеся из церкви родители не упускали возможности поднять своих детей с постели, слегка побив их вербой, говоря: «Это нехорошо: «Верба хлещет, бьют до слез». Не я его хлещу, а ива его хлещет. Будь здоров, как ива».
Простые люди верят, что верба обладает особой очищающей силой, она защищает животных от гнили, болезней, сглаза, хищников, злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различные «ивовые» ритуалы, которые до сих пор сохранились в некоторых районах России, Украины и Беларуси. В Костромской области, например, существует народная традиция печь вербные облатки в Вербное воскресенье, освящать их в церкви и относить домой, где их скармливают животным для защиты от болезней, а на Егорьев день крестьяне окунают вербу, которая хранится круглый год, в святую воду и окропляют ею животных, собравшихся на ферме; с вербой в руках они впервые провожают животных на пастбище.
Гимнография
В русской православной традиции
Господь Иисус Христос, Ты воскресил Лазаря из мертвых, ибо Твое воскресение было несомненным еще до Твоих страданий; мы тоже, как вестники победы, держим знамения; к Тебе, победителю смерти, мы взываем: «Благословен грядущий во имя Господне».
Мы славим Тебя, Господь Христос, живой, осанна в вышних, и поем Тебе: благословен грядый во имя Господне.
В тропаре, мелодия 4:
Крестившись с Тобой, Христос, Бог наш, мы обрели бессмертную жизнь через Твое воскресение, и мы поем: «Осанна в вышних», «Благословен грядый во имя Господне».
В престоле небесном, в хлеву земном, Христос Бог, Ты принял похвалу ангелов и хвалу детей, Тебя призывающих.
В католицизме латинского обряда
- Поднимите ваши головы, о врата, и поднимите вечные врата, чтобы вошел Царь славы!
- Кто этот Царь славы? Господь могущества — Царь славы.
- Осанна в вышних! Благословен Ты, пришедший по Своей великой милости!
Всемогущий, вечный Бог, чтобы дать людям пример смирения, наш Спаситель, по Твоей воле, принял плоть и взошел на крест. Даруй нам смысл Его страданий и привилегию разделить Его воскресение. Просим Тебя через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, Который живет и царствует с Тобой в единстве Святого Духа, Бога, во веки веков.