Участь несчастных: Ты не начнешь писать шутки, если ты здоровый человек

Комментарии и сообщения пользователей на сайте публикуются без предварительной модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их или изменить, если они представляют собой злоупотребление свободой информации или нарушают другие законодательные нормы.

Как начать заниматься стендапом: краткий гид от преподавателя первой школы стендап-комедии Амбарцума Симонянца

Если вы испытываете ностальгию по Луи Си Кею, разговариваете, используя цитаты из сериалов, таких как «Сайнфелд», и видите себя в роли миссис Мейзел или других персонажей из «Друзей», настало время перейти от пассивного потребления юмора к его созданию. Вместе с Амбарцумом Симонянцем, стендап-комиком, актёром театра и кино, а также преподавателем Стендап Школы Цимермана и лектором Российского общества Знание, мы подготовили план для тех, кто серьезно намерен покорить сцену открытого микрофона и, возможно, стать знаменитым.

— Давайте начнем с основ: на чем же основан юмор в жанре стендапа?

— Особенность стендапа заключается в том, что это чаще всего повествование о личном опыте. Есть некая интересная формула: комедия — это правда, приправленная болью. Или, как заметил Вуди Аллен: «Комедия — это трагедия плюс время». Подлинные стендап-выступления, которые действительно захватывают, как правило, имеют в своей основе некое страдание.

Комики зачастую говорят о печальных событиях в своей жизни: «Меня бросила жена», «Детский сын меня не слушает», «Я постоянно испытываю тревогу и депрессию». Комедии свойственны персонажи-неудачники. Стендап — это острая сатира на неудачников, их боли, проблемы и трагедии.

— Как формируются шутки в стендап-комедии? Есть ли отличия от других форм юмора?

— По своей структуре шутки остаются довольно однородными. Они начинаются с сетапа, который пробуждает интерес аудитории, и заканчиваются кульминацией, которая обычно представляет собой панчлайн. Простая детская шутка «Колобок повесился» также состоит из сетапа и панчлайна: «Колобок» устанавливает контекст, а «повесился» дает неожиданный поворот. Шутки всегда строятся по этому принципу: создание ожидания в начале и его разрушение в кульминации, что вызывает смех.

— Многие считают, что юмор — это дар или что человек должен вырасти в среде, где смех был в ежедневной практике. Но что делать, если так не повезло? Есть ли способы научиться шутить осознанно?

— Научиться писать смешные тексты и шутить вполне реально. Как преподаватель с немалым опытом, я могу сказать, что важнейшую роль в развитии юмора играет «насмотренность». Смотрите как можно больше выступлений комиков. Также полезно читать книги, такие как «Новая библия комедии» Джуди Картер. Но что важнее, так это изучение классической литературы: Зощенко, Чехов, Вудхаус, О. Генри, Джером К. Джером, Гоголь. Начитанность — это столь же важный аспект, как и насмотренность. Хорошие комики, как правило, эрудированы и начитаны.

— Чьи выступления вы можете порекомендовать к просмотру?

— Эдди Иззард, Джерри Сайнфелд, Крис Рок — это троица западных комиков, которые вдохновили меня заняться стендапом. В России стоит упомянуть Виктора Комарова, который познакомил меня со стендапом и многому научил; я до сих пор ему за это благодарен. Также стоит отметить Митю Сорокина. В современном женском стендапе себя прекрасно зарекомендовали Маша Маркова и Лена Новикова, которая сама создала «Стендап Цимермана».

— Чем, кстати, женский стендап отличается от мужского?

— Я не совсем согласен с доминирующей идеей о гендерных различиях в юморе. По меньшей мере, у меня недостаточно экспертного опыта, чтобы опровергнуть это. Главное — это смешно или не смешно. Тем не менее, женщины в российском стендапе, например, Ира Мягкова, автор «Женского шоу» на ТНТ, поднимают темы, которые все еще табуированы в нашем достаточно патриархальном обществе. По моему мнению, девушки в стендапе сейчас обладают более глубокими профессиональными навыками, то есть большим качеством шуток и смелостью.

Когда мы смотрим выступления комиков по телевидению или на YouTube, мы наблюдаем лишь верхушку айсберга. Под этой поверхностью скрываются тонны грустных залов. Иногда даже агрессивных!

Люди могут выкрикивать такие фразы, как: «Иди поработай над материалом!» или «Найди себе нормальную работу!». В такие моменты важно сказать себе: «Ну да, сегодня не мой день. Не сработало. Пиши новый материал, завтра в родстве будет лучше».

Как преподаватель, я даю следующие технические рекомендации: можно открыто признать свой провал и обыграть его, сказав что-то вроде: «Сегодня будет такой вечер, вы уже поняли. Я буду рассказывать вам несмешные шутки, вы меня выслушаете, а я всю жизнь буду вам за это благодарен. Вы сэкономили мне 5000 на психотерапевте». Второй прием состоит в том, чтобы делать вид, что все идет по плану. Однако это под силу только очень опытным комикам — когда на сцене все идет не так, а ты выглядишь так, словно всё идет по заранее подготовленному сценарию. Но тем, кто только начинает, нужно смириться с тем, что наталкиваться на такие ситуации будет часто.

— С чего лучше всего начать заниматься стендапом?

— Можно воспроизводить выступления сразу. Вам нужно написать 3-4 минуты шуток — это общее время, которое предоставляют новичкам в Москве на открытых микрофонах. Первая ошибка новых комиков заключается в том, что они думают, что это очень просто. На самом деле, составить три минуты качественного материала без «воды» довольно трудно. Написав эти три минуты, зарегистрируйтесь на открытый микрофон и приступайте к выступлению — это один из возможных путей.

Альтернативный путь — записаться на курсы в школу стендапа, пройти их, выступить и продолжать выступать. Этот жанр очень демократичен и не требует соблюдения четкой последовательности этапов.

— Чтобы выступить на микрофоне, нужно идти в стендап-клуб или где-то ещё искать эту возможность?

— Не только. В Москве проводится огромное количество открытых микрофонов. В социальных сетях, особенно ВКонтакте, можно найти информацию об открытых микрофонах, узнать от организаторов условия для новичков и участвовать в выступлениях. В интернете доступна вся информация для жителей Москвы и других регионов. Для этого достаточно ввести в поисковую систему «открытый микрофон» с указанием города.

— Долгожданный вопрос: возможно ли зарабатывать на жизнь стендапом? И когда приходит этот момент?

— У западных комиков существует правило: не увольняйся с основного места работы, пока не подписал контракт на стендап. Причина в том, что начинающий комик не сможет прокормить себя и свою семью. Если вам удастся заявить о себе на стендап-фестивале, связанном с телепроектом, заведение, работающее автором шуток, — это нормальный путь к заработку.

Но зарабатывать на стендапе вы сможете только тогда, когда получите известность или создадите свою аудиторию, которая будет покупать ваши билеты. Обычно это происходит не ранее чем через три-пять лет, поэтому в этот период лучше не бросать основную работу.

— Какой должен быть путь к тому, чтобы стать звездой стендапа?

— На этот вопрос нельзя дать универсального ответа. У каждого человека своя уникальная история. Некоторым комикам удалось прославиться в начале карьеры на ТНТ и СТС, но сегодня они могут сталкиваться с проблемами продажи билетов и низкой популярностью. В то время как некоторые комики вообще не были известны, но благодаря успешному видео на YouTube их карьера резко пошла вверх.

Краткое описание

Профессиональная деятельность стендап-комика включает три ключевых момента: создание материала, его проверку (пробную обкатку на публике) и платные выступления.

Большую часть времени стендапер проводит не на сцене, а за рабочим столом, генерируя новые тексты. При этом недостаточно просто найти актуальную тему и подобрать правильные слова: шутка должна соответствовать критериям жанра. Завязка, то есть сетап, должна вызывать у аудитории определенные ожидания, жажду, которые затем должны быть разрушены кульминацией, создавая комический эффект. Каждый стендап-номер включает парадокс, позволяющий не столько смеяться, сколько взглянуть на ситуацию под новыми углами.

После написания текста важно протестировать, как его воспримут зрители: будут ли они смеяться, какие моменты воспринимаются с интересом, а какие оставят их равнодушными. Обычно такая проверка проходит на открытом микрофоне — сцене в клубе или баре, где может выступить любой стендап-комик. Оплата за выступление на таких площадках обычно не предусмотрена, но это отличная возможность узнать, насколько готов монолог и стоит ли его включать в основной репертуар.

Платные выступления (гонорарные) длятся от 15 минут до часа. Стендапер может выступать как с сольными номерами, так и совместно с другими комиками; его выступление может быть частью программы концерта или корпоративного мероприятия. Выступления на телевидении считаются особенно престижными. Некоторые стендап-комики предпочитают работать в интернете и развивать свои авторские проекты на платформах вроде YouTube.

Особенности

Первая особенность профессии объясняет, чем современные стендаперы отличаются от А. Райкина, М. Жванецкого, М. Задорнова и других мастеров юмора советской эпохи, работавших в разговорном жанре. Стендап-комики, в отличие от советских сатириков, не читают свои тексты с листа и не заучивают их наизусть, а взаимодействуют с публикой. У них не может быть двух одинаковых выступлений, поскольку каждое шоу происходит с другой аудиторией, которая может реагировать по-разному. Стендап всегда является живым выступлением, привлекательным благодаря своей спонтанности.

Получите полезную профессию, помогающую людям. Курс Эльмиры Давыдовой.

Интерактивность жанра приводит ко второй особенности профессии: высокому уровню непредсказуемости событий во время концерта. Публика может реагировать на неудачные шутки не только молчанием, но и агрессией. С выкриками вроде: «Не смешно!», «Иди отсюда!», «Найди себе нормальную работу!» сталкиваются даже опытные стендап-комики, а среди начинающих это просто часть работы. Умение достойно выйти из сложившейся ситуации и обыграть враждебные реплики — это признак мастерства.

Третья особенность заключается в тематической специфике стендапа. Комик может писать на любую тему, он имеет свободу выбора. Существуют различные направления шуток: наблюдения, темы о семейных отношениях, неловких ситуациях, черный юмор и прочее. Но вне зависимости от темы, стендапер должен быть искренним и эмоционально вовлеченным в свой текст. Монолог, написанный исключительно ради шуток на тему, далекую от автора, — это не стендап, а юмористическое представление для эстрады.

Чтобы зрители могли отреагировать на услышанное, комик должен обсуждать то, что его по-настоящему волнует, и делать это ярко и выразительно. Согласно стандартам телевидения и интернет-шоу, смех зрителей во время выступления стендап-комика должен звучать каждые полминуты. Кроме того, стендап требует постоянного обновления контента: каждые две недели репертуар должен пополняться новыми шутками.

Профессия

Самим не хватает радости

Многие ассоциируют резидентов Comedy Club со стендап-комиками, но это не совсем так. Стендап — это разговор с залом, не просто набор шуток, озвученных со сцены. Это диалог с близким другом о важной проблеме. У стендапа обычно есть амбиции не только вызвать смех, но и заставить слушателя взглянуть на вещи под новым углом.

Геворг Авакян. Фото: Роман Семенов

— Стендап охватывает множество тем. Шутки — это лишь формальные атрибуты жанра, его украшения. Можно говорить о судьбе, жизни или даже об микрохирургии. В каждой теме люди находят отражение своего опыта и осознают, что они не одни. Это своего рода психологическая разрядка с добавлением юмора. Одной из целей стендапа является поднятие важнейших вопросов, о которых не принято смеяться, — утверждает Геворг Авакян, комик из Воронежа.

Стендап не обязательно лишь развлекательное выступление. Часто он несет в себе маленькую философию, которую автор не навязывает, а просто предлагает подумать над ней. Стендапер не выступает в роли «панка», страдая от максимализма; в большинстве случаев это неугомонный школьник, сидящий на последней парте, который, возможно, ведет себя вызывающе, потому что нуждается в поддержке. Многие комики утверждают, что продолжают выступать, пока не заживут свои душевные раны.

— Это как сеанс с психологом. Вы просто записываете свои мысли, переживания, страхи, а затем добавляете к ним элементы юмора. Для меня смех является способом лечения, и даже если я выражаю самокритику, я всё равно могу посмеяться над некоторыми своими шутками. Как говорят многие: «Ты не начнешь писать шутки или не выберешь творческую профессию, если ты не пережил какие-либо трудности в жизни», — поясняет Мария Мозгалина, ещё один стендап-комик из Воронежа.

Мария Мозгалина. Фото: Александр Власов

Стендап — это про жизнь

Популярные темы шуток включают отношения, повседневные проблемы, разногласия между мужчинами и женщинами. Самоирония является общим признаком большинства комиков современности. Стендапер смеется над своей эксцентричностью, перечисляет свои ошибки и делится психологическими проблемами.

— Я обожаю стендап за то, что он отражает жизнь. Когда комик из небольшого городка шутит о тревожной ситуации в своей семье, и я смеюсь, потому что это звучит знакомо. Я уверена, что многие чувствуют то же самое. Прекрасно, когда кто-то удачно формулирует твои мысли. Для меня юмор — это гармония уместных каламбуров и жизненных наблюдений, — делится впечатлениями поклонница стендапа Ирина Шибаева.

— Я предпочитаю смотреть стендап, потому что, помимо шуток и наблюдений (как в миниатюрах), можно услышать определенные размышления и идеи комика по различным вопросам, а также сравнения и выводы. Кроме того, каждый комик говорит о своей жизни, что привносит личный аспект в комедию и делает её еще более привлекательной, — рассказывает Полина Крутько, стендап-комик из Воронежа.

Шуток нынче недостаточно. В обществе существует потребность в искренности. Поэтому на сценах много нецензурной лексики, но она практически никого не беспокоит. Напротив, это помогает расслабить атмосферу в зале.

Темы остаются теми же, но способы их подачи изменились. Каждый комик ищет свой уникальный стиль. По словам Геворга Авакяна, нельзя сразу же скомпоновать удачный стендап:

— Как и в любом деле, здесь 5% таланта и 95% труда. Необходимо начать с раскрытия определенной темы, а затем завершить выступлением. Дальше нужно определить, что шутки неудачны, и вернуться к тому, с чего начали, пока вы не получите комфортное выступление. То, что смешно одному, может не вызывать смеха у других. Работа с материалом помогает найти действительно удары. Это требует времени и практики.

Геворг Авакян, комик из Воронежа. Фото: Сюзанна Мешкова

Стендап — это стиль комедии, при котором комик взаимодействует напрямую с залом, рассказывая шутки и истории. Стендап не обязательно представляет собой линейное повествование, когда комик излагает одну большую смешную историю; это может включать несколько забавных эпизодов и шуток. Однако в основе каждой истории и каждой шутки всегда лежит парадокс. Он и определяет, будет ли слышен смех в ответ.

Парадокс в комедии — это ситуация, когда ожидания и реальность не совпадают или когда сосуществуют два несоответствующих элемента. Именно это несоответствие вызывает смех. Аналогично, мемы строятся на выявлении парадоксов и вызывают реакцию зрителей: «Вот это жизненно!». Например, «Бабушка в детстве говорила, что детям нужны домашние животные, а когда мы с братом завели вшей, она в тот же день добавила уксус».

Как и где находить парадоксы?

Прежде всего, лучше всего знать, что парадоксы окружают нас везде и всегда. Наша жизнь — это один большой парадокс, особенно в России, где ситуации часто вызывают множество вопросов, которые сложно объяснить логически. Главное — научиться замечать такие моменты и фиксировать их, к примеру, в заметках на телефоне, чтобы потом освещать их с комедийной стороны, — объясняет Амбарцум Симонянц.

Важной частью стендапа также являются истории. Особенно ценятся рассказы о неудачах, серьезных или глупых, с которыми может столкнуться каждый. Например, история о том, как в постиранном белом белье появился красный носок, или как был перепутан чат, и мем про ужасного босса был отправлен в разговор с начальством.

Все максимально нелепые ситуации в вашей жизни могут стать отличной основой для шуток. Это начало другого известного правила: «Публика любит неудачников». Когда комик делится своими неудачами, он становится ближе к зрителям; это уже не лекция на TED Talks, а разговор с другом, который обсуждает смешные ситуации из жизни.

Например, одна из учащихся нашей стендап-школы рассказывала о своей практике работы кладовщиком на предприятии и том, как уже 15 лет живет с бывшим мужем просто потому, что как хороший кладовщик, она знает: на производстве все может пригодиться, — поясняет Виталий Щанников.

В стендап-комедии распространены разнообразные техники и приемы, позволяющие создавать яркие и запоминающиеся шутки, подчеркивать парадоксы и делать их еще более эффектными. Вот несколько приемов, которые можно использовать:

Первый прием позволяет углубить и подчеркнуть парадокс. В шутках с использованием трехточечного приема обычно перечисляются три объекта, которые в конкретном контексте воспринимаются как единое целое, но третий элемент оказывается очень неожиданным. Именно это вызывает смех у публики. Например: «Мы поняли, что это любовь: у нас совпали ценности, планы на будущее и детские травмы».

Шутки в формате вопрос-ответ.

Вероятно, вы слышали шутки такого формата. Например: «Когда лучше завести детей? — Когда от вас перестанут сбегать чужие». Это редкий, но кропотливый подход, справедливый по отношению к затратам усилий. Для создания такой шутки сначала необходимо записать вопрос — первую часть, а затем предложить к нему 10 ответов в комедийном ключе.

В этом приеме смешной эффект достигается благодаря сравнению двух вещей, которые на первый взгляд мало связаны. Сравнение становится связующим звеном и, в некоторых случаях, источником парадокса. Например: «У меня такой рост, что даже мама не помнит, как выглядит мое лицо».

Как заставить людей смеяться?

Иногда бывает, что шутки кажутся смешными ровно до момента их произнесения. С этим сталкиваются как новички, так и опытные комики; ни один комик не застрахован от молчания зрителей. И именно тогда начинается период, когда спонтанное творчество заменяется ювелирной работой над улучшением шуток, использованием новых приемов и слов. Если шутки не будут улучшены, они просто не будут вызывать интереса.

В стендапе, в целом, правила довольно гибкие, и строгих законов почти нет. Мы советуем нашим ученикам строить повествование, начиная с частных тем, близких и знакомых им, постепенно поднимаясь до общих, актуальных для всех.

Работа комика, в основном, заключается в нахождении компромисса между тем, что смешно единственно ему, и тем, что может быть воспринято как смешное публикой. Если человек отказывается искать этот компромисс, он рискует стать так называемым альтернативным комиком — когда его шутки веселят лишь несколько близких друзья, а мама гордится им. На самом деле комик всегда должен находиться в поиске этого баланса, но найти его без экспериментов невозможно. Экспериментировать можно только через регулярные выступления на различных площадках и открытых микрофонах. К сожалению, нет лучшего способа выяснить, что будет смешно, кроме как выступить перед живой аудиторией, — объясняет Амбарцум Симонянц.

Регулярные выступления не только помогают шлифовать материал до идеального состояния. Они также развивают навыки публичных выступлений и общения с аудиторией, которые могут пригодиться в других публичных ситуациях, таких как деловые презентации, конференции или встречи с друзьями.

Значение стендап-комедии

Стендап-комедия играет важную роль в обществе, открывая важные темы для обсуждения и позволяя смеяться над собой и окружающим миром. Эта форма искусства предоставляет платформу для поднятия актуальных социальных вопросов, используя юмор для создания более доступной среды для дискуссий.

Сквозь призму юмора и сатиры стендап-комедия способна затрагивать важнейшие темы, такие как расизм, сексизм, гомофобия, политика и другие социально значимые вопросы. Это искусство дает голос тем, кто не чувствует себя услышанным, и предоставляет пространство для критики властных структур и общественных норм.

Стендап-комедия также важна своей способностью приносить облегчение и вызывать смех в трудные времена. Смех — это универсальный язык, и комедия помогает людям находить луч света, несмотря на то, что в жизни временами кажется мрачной.

Алексей Щербаков

Современные тенденции в стендап-комедии

Сегодня стендап-комедия продолжает эволюционировать и адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Реакция на увеличение доступности интернета и социальных сетей открыла новые горизонты для комиков в поиске и достижении своей аудитории. Теперь это включает подкасты, YouTube-каналы и онлайн-платформы, такие как Netflix, которые предоставляют широкий выбор специальных программ стендап-комедии.

Также появляются новые голоса, которые расширяют представление о том, что может быть стендап-комедией, включая более разнообразные и инклюзивные подходы. Комики разных рас, этнических групп, полов и сексуальных ориентаций делятся своими уникальными взглядами и опытом, обогащая жанр и обеспечивая более широкую репрезентативность.

Оцените статью
Хозяюшки