Таинство брака (Венчание). Что такое венчание.

В этих случаях руководство церкви может признать брак недействительным и выдать свидетельство, чтобы человек мог вступить в новый брак.

Венчание. Чем церковный брак отличается от обычного?

Прекрасная традиция. «Дополнение» к браку. Гарантия прочности семейных уз. Это наиболее распространенные представления о таинстве брака. А тем временем есть молодые и зрелые пары, которые живут жизнью Церкви, но иногда откладывают причастие на долгие годы. Что на самом деле стоит за таинством брака? Насколько приемлемо для верующего человека жить в непримиримом браке? Как вам следует подготовиться, если вы решитесь на этот шаг? Об этом мы поговорим с протоиереем Павлом Великановым.

— Отец Павел, имеет смысл начать с главного вопроса: Что такое Таинство Святого Причастия, в чем его суть?

— Этот вопрос не так прост, как кажется. Ведь с исторической точки зрения это таинство в том виде, в котором мы его знаем, появилось довольно поздно. У первых христиан не было специальной церемонии благословения браков. Церковь считает действительными браки, которые были благословлены в рамках традиций того времени. В раннехристианских общинах благословение произносилось над новобрачными в присутствии священника или епископа, главы церковной общины, на самой церемонии бракосочетания.

— Не было ли благословения через возложение рук, как это принято сегодня, например, в протестантских общинах?

— На самом деле, существует доказательство того, что возложение рук епископом освящает браки — это апокрифический памятник, «Деяния Фомы», написанный в Малой Азии в начале третьего века. Только после Миланского эдикта Константина Великого (документ 313 года, провозгласивший религиозную терпимость в Римской империи и положивший конец гонениям на христиан) можно было сформулировать новую доктрину). Поскольку в церковь стали активно вливаться люди, далекие от христианского образа жизни и не желающие становиться истинными христианами, возникла необходимость понимать брак с христианской точки зрения как союз мужчины и женщины, благословленный Богом. Важно было четко разграничить христианскую концепцию семьи и языческие представления.

— Каковы были взгляды язычников? В чем разница?

— Разница в том, что христианский брак не ограничивается перспективой земного существования. Это не только благословенный союз мужчины и женщины и продолжение человеческого рода, но, прежде всего, особая духовная работа. После того, как пара прошла через обычные этапы любого брака, она достигает особой кульминации духовного и эмоционального единения. Это единство сохраняется даже после смерти. Есть много святых супружеских пар — это святые Петр и Феврония Муромские (их память отмечается 8 июля — ред.), святые Кирилл и Мария (родители Сергия Радонежского — ред.), святые Иоаким и Анна, Адриан и Наталья.

В язычестве, конечно, такого понимания не было. Она могла возникнуть только из христианской концепции ближнего как важнейшего краеугольного камня отношений с Богом, из понимания необходимости жертвы как основы и первоосновы всего существования вообще, а не только отношений между супругами.

Венчание. Чем церковный брак отличается от обычного?

Фото Константина Тростникова

Таким образом, в связи с понятием брака постепенно развивалась церемония церковного благословения брака. Только в 17 веке она была оформлена в той форме, которую мы имеем сегодня в наших православных церквях. На самом деле, брак — это единственное таинство, в котором мы находим огромное разнообразие форм! Одно конкретное ядро — молитва «Святый Боже» — уже присутствовало в четвертом веке, а остальные могли варьироваться.

Венчание. в осуждение?

— Считается ли брак без брака неправильным, греховным?

— Нет. Глубоко ошибочно и опасно считать, что нерасторгнутый брак является синонимом блуда. Законный брак — то есть брак, который не является тайным, заключен в обществе и юридически зарегистрирован определенным образом — полностью признается Церковью. И это четко прописано в социальной концепции Русской православной церкви.

— Если обычный брак не может считаться незаконным перед Богом, зачем нам нужно таинство брака?

— Дело в том, что без благословения Церкви христианам будет нелегко построить свои супружеские отношения таким образом, чтобы они стали лестницей в Царство Небесное. Точнее, чтобы уже в их браках было Царство Небесное. И в этом заключается тайна.

— В чем заключается тайна? В чем заключается тайна?

— Таинство заключается в том, чтобы попросить Божью благодать преобразовать физические отношения между мужчиной и женщиной в духовные. Это желание превращает физическое влечение полов друг к другу в ступеньку к Христу — вот что происходит. Это прекрасно показано в евангельском описании чуда, совершенного Христом в Кане Галилейской: превращение воды в вино на свадьбе. Каждая свадьба создана для такого преображения. Через силу и действие благодати Святого Духа «вода» естественных человеческих отношений становится «вином» и приобретает совершенно иное качество!

— А благословение — из чего оно состоит?

— Брак также является благословением для супружеской жизни в христианской общине. Сексуальное сожительство христианских пар может происходить только в контексте церковного благословения епископа или священника общины.

— Могли бы вы сказать, что это попытка обратиться за помощью к Богу на этом трудном пути?

— Отчасти да. В юридически действительном браке оба партнера вступают в новую реальность, которая ранее была им неизвестна. Именно здесь необходима особая помощь Бога.

Венчание. Чем церковный брак отличается от обычного?

Фото Александра Болмасова

Но это не следует рассматривать как выгодную сделку: Мы даем вам таинство брака, а вы даете нам гарантию «дома, полного чаш». Брак — это укрепление и благословение существующих отношений, но он не строит их с нуля, и, прежде всего, он не узаконивает формальные отношения между людьми, которые «не переваривают» друг друга.

Я выскажу свое мнение, которое может не совпадать с мнением многих священнослужителей. Но я категорически против того, чтобы таинства брака совершались над людьми, которые недостаточно религиозны.

Сегодня не редкость, когда человек женат. Такое отношение к уровням брака делает таинство «волшебным костылем» для людей, которые, в общем-то, еще не могут ходить. Однако опыт показывает, что «волшебных костылей» не существует. Если люди не любят друг друга, если они относятся друг к другу потребительски, если они ничего не меняют в своей жизни и не становятся настоящими христианами, то это таинство будет способствовать не их спасению, а их проклятию. И их брак будет скорее разрушен, чем укреплен.

— Почему?

— Ведь каждое приближение Бога — это суд: он усугубляет существующую ситуацию, доводит ее до определенного уровня интенсивности. С Божественными вещами нельзя шутить: Они требуют правильного отношения. И если человек готов пожертвовать собой и своими интересами, чтобы спастись от Христа, то суд будет для него спасительным и полезным. Если он не хочет этого делать, если он не хочет меняться, то это воздействие, ухудшение его нынешней ситуации, только ускоряет возможный распад семьи.

Готовы — не готовы

— Если это такой серьезный шаг, стоит ли его предпринимать сразу? Некоторые пары откладывают брак, потому что не чувствуют себя готовыми к нему.

— Такое случается. Видите ли, этот процесс созревания к браку происходит параллельно с посещением церкви.

Я знаю верующих мужей, которые женаты уже 50 лет, но они недостаточно зрелы, чтобы ходить в церковь и жениться. Между ними нет духовного родства, нет единства для празднования таинства — процесс еще не завершен. Примеров тому множество.

— Это скорее хорошо, чем плохо?

— Это нехорошо. Но будет еще хуже, если они поженятся, а потом в их жизни ничего не изменится.

У меня больше сочувствия вызывает ситуация с невоцерковленными молодыми людьми, которые, вступив в брак, не спешат сразу же жениться. Для этого есть веская причина: это говорит об ответственности. Эти пары должны жить в законном браке, иметь детей, любить друг друга, медленно меняться, ходить в церковь и, когда они достигнут возраста для церковного брака, венчаться.

Но если люди долгое время жили полноценной церковной жизнью, если каждый из них познал Христа и живет в соответствии с Ним, то для таких людей ненормально и более чем странно жениться, не венчаясь. Если верующие, воцерковленные супруги по каким-то причинам не венчаются, то следует задуматься: что-то не так.

— И почему? Если речь идет о «взрослении», то для каждой пары это происходит в разное время.

— Потому что для христианина брак и семья — это не просто «ячейка общества» и уж тем более не «институт законного использования друг друга». Это живой пример того, как совершенно отдельные и непохожие друг на друга личности могут сосуществовать в полном единстве. Семья воплощает единство: все живут по закону любви, и в то же время никто никого не угнетает, не поглощает и не вытесняет. Аналогию можно провести со Святой Троицей: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух живут в совершенной любви, в полной гармонии и непрерывной преданности друг другу, и в этом они находят предельную полноту существования и то самое блаженство, к которому мы все должны стремиться. По этой причине брак является одним из фундаментальных понятий Церкви.

Отношения между Христом и Церковью приравниваются Самим Господом к брачным отношениям: Церковь называют Невестой Христа. У апостола Павла и у всех святых отцов эта аллегория брака присутствует в том или ином виде. И это говорит лишь о том, что в жизни человека нет более высоких и искупительных отношений, чем брак. Можно с уверенностью сказать, что брак — это своего рода «ступенька» к спасению. Но как ступенька имеет различные опасности, так и брак: если вы не встанете на этот путь, вы не достигнете определенных высот и никогда не узнаете, что такое свободное падение, а если встанете, то должны понимать, что вы не только достигнете славных высот, но и сломаете себе спину.

— Может ли пара посетить свадебную церемонию в качестве осознанного шага к единству? Просите ли вы у Бога поддержки для выполнения этой задачи?

— Да, это правильный подход.

Если муж и жена желают жить христианской жизнью, то, конечно, лучше всего заключать брак в Таинстве Святого Причастия. Однако это возможно только в том случае, если каждый из них понимает всю степень ответственности, которую он берет на себя. Ответственность заключается не только в том, что они не имеют права на развод, что бы там ни случилось, но и в духовной ответственности. За тот образ жизни, который каждый из них старается вести в соответствии с заповедями Евангелия.

Оцените статью
Хозяюшки