В этих случаях руководство церкви может признать брак недействительным и выдать свидетельство, чтобы человек мог вступить в новый брак.
Венчание. Чем церковный брак отличается от обычного?
Прекрасная традиция. «Дополнение» к браку. Гарантия прочности семейных уз. Это наиболее распространенные представления о таинстве брака. А тем временем есть молодые и зрелые пары, которые живут жизнью Церкви, но иногда откладывают причастие на долгие годы. Что на самом деле стоит за таинством брака? Насколько приемлемо для верующего человека жить в непримиримом браке? Как вам следует подготовиться, если вы решитесь на этот шаг? Об этом мы поговорим с протоиереем Павлом Великановым.
— Отец Павел, имеет смысл начать с главного вопроса: Что такое Таинство Святого Причастия, в чем его суть?
— Этот вопрос не так прост, как кажется. Ведь с исторической точки зрения это таинство в том виде, в котором мы его знаем, появилось довольно поздно. У первых христиан не было специальной церемонии благословения браков. Церковь считает действительными браки, которые были благословлены в рамках традиций того времени. В раннехристианских общинах благословение произносилось над новобрачными в присутствии священника или епископа, главы церковной общины, на самой церемонии бракосочетания.
— Не было ли благословения через возложение рук, как это принято сегодня, например, в протестантских общинах?
— На самом деле, существует доказательство того, что возложение рук епископом освящает браки — это апокрифический памятник, «Деяния Фомы», написанный в Малой Азии в начале третьего века. Только после Миланского эдикта Константина Великого (документ 313 года, провозгласивший религиозную терпимость в Римской империи и положивший конец гонениям на христиан) можно было сформулировать новую доктрину). Поскольку в церковь стали активно вливаться люди, далекие от христианского образа жизни и не желающие становиться истинными христианами, возникла необходимость понимать брак с христианской точки зрения как союз мужчины и женщины, благословленный Богом. Важно было четко разграничить христианскую концепцию семьи и языческие представления.
— Каковы были взгляды язычников? В чем разница?
— Разница в том, что христианский брак не ограничивается перспективой земного существования. Это не только благословенный союз мужчины и женщины и продолжение человеческого рода, но, прежде всего, особая духовная работа. После того, как пара прошла через обычные этапы любого брака, она достигает особой кульминации духовного и эмоционального единения. Это единство сохраняется даже после смерти. Есть много святых супружеских пар — это святые Петр и Феврония Муромские (их память отмечается 8 июля — ред.), святые Кирилл и Мария (родители Сергия Радонежского — ред.), святые Иоаким и Анна, Адриан и Наталья.
В язычестве, конечно, такого понимания не было. Она могла возникнуть только из христианской концепции ближнего как важнейшего краеугольного камня отношений с Богом, из понимания необходимости жертвы как основы и первоосновы всего существования вообще, а не только отношений между супругами.
Фото Константина Тростникова
Таким образом, в связи с понятием брака постепенно развивалась церемония церковного благословения брака. Только в 17 веке она была оформлена в той форме, которую мы имеем сегодня в наших православных церквях. На самом деле, брак — это единственное таинство, в котором мы находим огромное разнообразие форм! Одно конкретное ядро — молитва «Святый Боже» — уже присутствовало в четвертом веке, а остальные могли варьироваться.
Венчание. в осуждение?
— Считается ли брак без брака неправильным, греховным?
— Нет. Глубоко ошибочно и опасно считать, что нерасторгнутый брак является синонимом блуда. Законный брак — то есть брак, который не является тайным, заключен в обществе и юридически зарегистрирован определенным образом — полностью признается Церковью. И это четко прописано в социальной концепции Русской православной церкви.
— Если обычный брак не может считаться незаконным перед Богом, зачем нам нужно таинство брака?
— Дело в том, что без благословения Церкви христианам будет нелегко построить свои супружеские отношения таким образом, чтобы они стали лестницей в Царство Небесное. Точнее, чтобы уже в их браках было Царство Небесное. И в этом заключается тайна.
— В чем заключается тайна? В чем заключается тайна?
— Таинство заключается в том, чтобы попросить Божью благодать преобразовать физические отношения между мужчиной и женщиной в духовные. Это желание превращает физическое влечение полов друг к другу в ступеньку к Христу — вот что происходит. Это прекрасно показано в евангельском описании чуда, совершенного Христом в Кане Галилейской: превращение воды в вино на свадьбе. Каждая свадьба создана для такого преображения. Через силу и действие благодати Святого Духа «вода» естественных человеческих отношений становится «вином» и приобретает совершенно иное качество!
— А благословение — из чего оно состоит?
— Брак также является благословением для супружеской жизни в христианской общине. Сексуальное сожительство христианских пар может происходить только в контексте церковного благословения епископа или священника общины.
— Могли бы вы сказать, что это попытка обратиться за помощью к Богу на этом трудном пути?
— Отчасти да. В юридически действительном браке оба партнера вступают в новую реальность, которая ранее была им неизвестна. Именно здесь необходима особая помощь Бога.
Фото Александра Болмасова
Но это не следует рассматривать как выгодную сделку: Мы даем вам таинство брака, а вы даете нам гарантию «дома, полного чаш». Брак — это укрепление и благословение существующих отношений, но он не строит их с нуля, и, прежде всего, он не узаконивает формальные отношения между людьми, которые «не переваривают» друг друга.
Я выскажу свое мнение, которое может не совпадать с мнением многих священнослужителей. Но я категорически против того, чтобы таинства брака совершались над людьми, которые недостаточно религиозны.
Сегодня не редкость, когда человек женат. Такое отношение к уровням брака делает таинство «волшебным костылем» для людей, которые, в общем-то, еще не могут ходить. Однако опыт показывает, что «волшебных костылей» не существует. Если люди не любят друг друга, если они относятся друг к другу потребительски, если они ничего не меняют в своей жизни и не становятся настоящими христианами, то это таинство будет способствовать не их спасению, а их проклятию. И их брак будет скорее разрушен, чем укреплен.
— Почему?
— Ведь каждое приближение Бога — это суд: он усугубляет существующую ситуацию, доводит ее до определенного уровня интенсивности. С Божественными вещами нельзя шутить: Они требуют правильного отношения. И если человек готов пожертвовать собой и своими интересами, чтобы спастись от Христа, то суд будет для него спасительным и полезным. Если он не хочет этого делать, если он не хочет меняться, то это воздействие, ухудшение его нынешней ситуации, только ускоряет возможный распад семьи.
Готовы — не готовы
— Если это такой серьезный шаг, стоит ли его предпринимать сразу? Некоторые пары откладывают брак, потому что не чувствуют себя готовыми к нему.
— Такое случается. Видите ли, этот процесс созревания к браку происходит параллельно с посещением церкви.
Я знаю верующих мужей, которые женаты уже 50 лет, но они недостаточно зрелы, чтобы ходить в церковь и жениться. Между ними нет духовного родства, нет единства для празднования таинства — процесс еще не завершен. Примеров тому множество.
— Это скорее хорошо, чем плохо?
— Это нехорошо. Но будет еще хуже, если они поженятся, а потом в их жизни ничего не изменится.
У меня больше сочувствия вызывает ситуация с невоцерковленными молодыми людьми, которые, вступив в брак, не спешат сразу же жениться. Для этого есть веская причина: это говорит об ответственности. Эти пары должны жить в законном браке, иметь детей, любить друг друга, медленно меняться, ходить в церковь и, когда они достигнут возраста для церковного брака, венчаться.
Но если люди долгое время жили полноценной церковной жизнью, если каждый из них познал Христа и живет в соответствии с Ним, то для таких людей ненормально и более чем странно жениться, не венчаясь. Если верующие, воцерковленные супруги по каким-то причинам не венчаются, то следует задуматься: что-то не так.
— И почему? Если речь идет о «взрослении», то для каждой пары это происходит в разное время.
— Потому что для христианина брак и семья — это не просто «ячейка общества» и уж тем более не «институт законного использования друг друга». Это живой пример того, как совершенно отдельные и непохожие друг на друга личности могут сосуществовать в полном единстве. Семья воплощает единство: все живут по закону любви, и в то же время никто никого не угнетает, не поглощает и не вытесняет. Аналогию можно провести со Святой Троицей: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух живут в совершенной любви, в полной гармонии и непрерывной преданности друг другу, и в этом они находят предельную полноту существования и то самое блаженство, к которому мы все должны стремиться. По этой причине брак является одним из фундаментальных понятий Церкви.
Отношения между Христом и Церковью приравниваются Самим Господом к брачным отношениям: Церковь называют Невестой Христа. У апостола Павла и у всех святых отцов эта аллегория брака присутствует в том или ином виде. И это говорит лишь о том, что в жизни человека нет более высоких и искупительных отношений, чем брак. Можно с уверенностью сказать, что брак — это своего рода «ступенька» к спасению. Но как ступенька имеет различные опасности, так и брак: если вы не встанете на этот путь, вы не достигнете определенных высот и никогда не узнаете, что такое свободное падение, а если встанете, то должны понимать, что вы не только достигнете славных высот, но и сломаете себе спину.
— Может ли пара посетить свадебную церемонию в качестве осознанного шага к единству? Просите ли вы у Бога поддержки для выполнения этой задачи?
— Да, это правильный подход.
Если муж и жена желают жить христианской жизнью, то, конечно, лучше всего заключать брак в Таинстве Святого Причастия. Однако это возможно только в том случае, если каждый из них понимает всю степень ответственности, которую он берет на себя. Ответственность заключается не только в том, что они не имеют права на развод, что бы там ни случилось, но и в духовной ответственности. За тот образ жизни, который каждый из них старается вести в соответствии с заповедями Евангелия.