Стилистические ошибки — это обширная категория ошибок, которая включает в себя морфологические, лексические и синтаксические погрешности. Эти ошибки возникают из-за неверного использования слов, грамматических форм и синтаксических конструкций, без учёта их стилистической окраски или контекста.
- Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления
- Что такое речевая ошибка
- Лексико-стилистические ошибки
- Морфолого-стилистические ошибки
- Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?
- Примеры и причины возникновения речевых ошибок
- Лексические ошибки
- Фразеологические ошибки
- Лексические ошибки
- Фразеологические ошибки
- Виды речевых ошибок
- Орфографические, графические, пунктуационные ошибки
- Политика конфиденциальности персональных данных
- Ошибки с орфографией
- Неточности со стилистикой
Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления
Каждый из нас сталкивается с речевыми ошибками, как в детском, так и во взрослом возрасте. Эти ошибки возникают, когда не соблюдаются лексические или стилистические нормы языка.
Речевые ошибки представляют собой отдельную категорию, наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими и пунктуационными ошибками русского языка.
В данной статье мы разберем, какие бывают речевые ошибки и как не допускать их в своей речи.
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неточное применение слов. В отличие от грамматических ошибок, такие ошибки можно выявить только в контексте.
Ошибки в речи могут делать её неясной, неестественной и порой трудной для понимания.
Это может проявляться в неправильном использовании синонимов, антонимов, омонимов, неудачных примерах выразительных средств, а также в неуместном применении диалектизмов и жаргонизмов, а также в таких явлениях, как плеоназм (избыточное употребление слов с одинаковым значением) и тавтология (повторение одного и того же или однокоренного слова).
Данная таблица содержит классификацию речевых ошибок по видам, примеры и меры их исправления:
Также рассмотрим ряд примеров предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (здесь неверно использована приставка, правильное слово — взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (где искажено образное значение фразеологизма в неверно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (ошибка в построении антитезы и выборе антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильнее будет использовать — помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение похожих по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (избыточные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразия в структуре построения предложений).
Если взрослые могут контролировать свою речь, то у детей этот процесс имеет свои особенности. Богатый русский язык открывает перед детьми широкие возможности для фантазии и творческого самовыражения.
Детское словотворчество, хоть и не всегда соответствует языковым нормам, в полной мере показывает, как утверждает К. И. Чуковский, творческие возможности ребенка и его способность чувствовать язык.
Особенно часто речевые ошибки встречаются у младших школьников. Погружаясь в изучение языка, они спонтанно допускают ошибки, иногда незаметно их исправляют, снова ошибаются и так постигают все тонкости родного языка.
Наиболее распространенные ошибки среди детей включают:
- неправильное склонение по падежам (например, исполнение мечт);
- некорректное употребление слов в единственном или множественном числе (вместо «одна качель» правильно «одна качелька»);
- неправильное словообразование (например, «дватый» вместо «второй»);
- неточное использование предлогов (например, «ходили на концерт» вместо «ходили в концерт»).
В целом, речевые ошибки, допускаемые учащимися, можно классифицировать на три группы: лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические.
Лексико-стилистические ошибки
Эти ошибки могут включать повторения слов, применение их в неверном значении, использование просторечий. Например:
- Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
- Мама одела плащ и пошла на работу.
- Полкан плелся взади.
Морфолого-стилистические ошибки
В этой группе размещаются неправильно образованные слова.
Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?
Сто лет назад грамотным считался человек, умеющий читать и писать на родном языке. Сегодня грамотным называется тот, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с установленными языковыми правилами, которые нам предоставляют филологи и система образования. В устаревшем понимании все мы большинство уважаемых людей являются грамотными. Однако немногие способны безошибочно расставлять знаки препинания или правильно писать сложные слова.
Для начала давайте уточним, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки представляют собой различные отклонения от действующих языковых норм. Без осознания этих норм человек может успешно жить, работать и устанавливать коммуникацию с другими. Однако эффективность выполнения действий может страдать в определенных случаях. В таких ситуациях повышается риск быть понятым неправильно или быть непонятым вовсе. В сценариях, когда наш личный успех зависит от понимания, подобные недочёты недопустимы.
Автор данной классификации речевых ошибок — доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наглядно и в то же время просто для понимания, даже для тех, кто не обладает специальным образованием.
Виды речевых ошибок:
Примеры и причины возникновения речевых ошибок
С. Н. Цейтлин отмечает, что сложность механизма порождения речи выступает фактором, способствующим возникновению речевых ошибок. Рассмотрим конкретные случаи, основываясь на приведенной классификации видов речевых ошибок.
Произносительные ошибки
Произносительные или орфоэпические ошибки возникают при нарушении норм орфоэпии. То есть причина лежит в неправильном воспроизведении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. В эту категорию также входят акцентологические ошибки — нарушения норм ударения. Примеры:
Примеры произношения: конечно (а не конешно), пошти (почти), плотит (платит), прецендент (прецедент), иликтрический (электрический), колидор (коридор), лаболатория (лаборатория), тыща (тысяча), щас (сейчас).
Неправильное ударение: зво́нит, диа́лог, до́говор, ката́лог, путепро́вод, а́лкоголь, свекла́, феноме́н, шо́фер, э́ксперт.
Лексические ошибки
Лексические ошибки — это нарушения, касающиеся лексических норм, особенно это касается использования слов в их неверных значениях, искажений морфемной формы слов и нарушений смыслового согласования. Они делятся на несколько видов.
Употребление слова в неверном значении. Это наиболее частая лексическая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:
- Смешение слов, близких по значению: Он обратно прочитал книжку.
- Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
- Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. Касса для командировочных (должно быть: командированных).
Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.
Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование подразумевает взаимосвязь слов на уровне их значений. Например, нельзя сказать: Я поднимаю этот тост, поскольку слово «поднимать» подразумевает движение, что не соответствует идее тоста. Или: через приоткрытую настежь дверь, что также является ошибкой, так как дверь не может быть одновременно чуть приоткрыта и открыта настежь.
Также сюда относятся и плеоназмы, и тавтологии. Плеоназм — это словосочетание, где значение одного слова полностью входит в смысл другого. Примеры: май месяц, маршрут движения, адрес местожительства, огромный мегаполис, успеть вовремя. Тавтология — выражение, члены которого имеют один корень: задали задание, организатором выступила одна общественная организация, желаю долгого творческого долголетия.
Фразеологические ошибки
Фразеологические ошибки возникают, когда происходит искажение форм фразеологизмов или их употребление в несвойственном контексте. Ю. В. Фоменко выделяет 7 видов таких ошибок:
- Изменение лексического состава фразеологизма: Пока суть да дело вместо Пока суд да дело;
- Усечение фразеологизма: Ему было впору биться об стенку (правильный вариант: биться головой об стенку);
- Расширение лексического состава фразеологизма: Вы обратились не по правильному адресу (правильный вариант: обратиться по адресу);
- Искажение грамматической формы фразеологизма: Терпеть не могу сидеть сложа руки. Правильно: сложа руки;
- Контаминация (объединение) фразеологизмов: Нельзя же все делать сложа рукава (объединение: «спустя рукава» и «сложа руки»);
- Сочетание плеоназма и фразеологизма: Случайная шальная пуля;
- Употребление фразеологизма в несвойственном значении: Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки.
Лексические ошибки
Лексические ошибки — это нарушения лексической нормы, чаще всего связанные с использованием слов в неверных значениях, неверным смысловым согласованием или искажением морфемной формы слова.
Применение слова в неправильном значении — это наиболее распространенная лексическая ошибка, которая подразделяется на три вида.
Смешение слов, близких по значению: Мы будем бороться до последнего издыхания.
Смешение слов, имеющих схожее звучание: экскаватор – эскалатор, корнет – кларнет, идейка – индейка, поступать – наступать.
Смешение слов, близких и по значению, и по звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда.
Словосочинительство: дети часто создают новые слова, опираясь на уже известные. Это может быть креативно, но зачастую неправильно. Примеры типичных ошибок: осетинец, подлючество, подгорцы, коровятина.
Нарушение правил смыслового согласования слов. Это касается взаимной согласованности смыслов слов. Например, невозможно сказать: Яркие серые стены, поскольку «яркие» противоречит «серые». Или: Мальчик бежал, прогуливаясь — это также неправильно, так как «прогуливаться» подразумевает неспешную прогулку, тогда как «бежать» предполагает активное движение.
К лексическим ошибкам также относятся плеоназмы и тавтологии, о которых мы говорили ранее. Примеры плеоназмов: молодой юноша, аристократический принц, ночная полночь, огромный гигант.
Примеры тавтологии: задали задание, организаторская организация, тёмная темнота.
Совет: объясните вашему ребенку, что такое «масло масляное», и сыграйте с ним в игру, где он должен будет самостоятельно составлять плеоназмы и тавтологии. Искать их в повседневной жизни или иным образом обращать внимание на примеры тоже хорошо. Это может помочь ребенку понять, что такое неподобающее употребление слов.
Фразеологические ошибки
Фразеологизм, также известный как идиома, представляет собой устойчивое выражение, смысл которого не определяется значениями отдельных слов в его составе. Часто подобные выражения устарели: такие как «За семь вёрст ходить» или «киселя хлебать». Детьми трудно разобраться с этими выражениями, и фразеологические ошибки возникают, когда они неправильно используются или искажают их форму. Ю. В. Фоменко предложил следующую типологию:
- Изменение лексического состава фразеологизма: С корабля на бар вместо С корабля на бал;
- Усечение фразеологизма: Не хочу метать бисер (правильный вариант: метать бисер перед свиньями);
- Расширение фразеологизма: Работать засучив свои рукава (правильный вариант: работать засучив рукава);
- Искажение грамматической формы фразеологизма: Голод не тётенька. Правильный вариант: голод не тётка;
- Контаминация (объединение) фразеологизмов: Он произвёл на собравшихся большое влияние (это объединение фразеологизмов «произвести впечатление» и «оказать влияние»);
- Сочетание плеоназма и фразеологизма: Уязвимая Ахиллесова пята;
- Употребление фразеологизма в несвойственном значении: Мы будем танцевать от корки до корки (это выражение относится к книгам, а не к танцам).
Виды речевых ошибок
Речевая ошибка — это некорректное построение и использование сочетаний слов.
Постарайтесь запомнить типичные речевые ошибки в русском языке и избегать их в своих высказываниях.
- Использование слова в неподходящем значении.
Например: Землетрясение привело к разрушению сотен жилых домов (правильнее сказать: «из-за землетрясения»).
Он откликается на все свободные вакансии (словом «вакансия» обозначается конкретное свободное рабочее место).
В своём рассказе автор обсуждает события прошлого лета.
Лена очень любила свою подругу, которая была доброй и заботливой.
В решении этого вопроса были приняты эффектные меры (правильнее будет: «эффективные меры»).
Евгений постоянно расширяет свой кругозор. Работа играет важную роль в его жизни (правильный вариант: «кругозор расширяется»; «играет важное место либо занимает важную роль»).
- Неуместное использование просторечий и жаргонизмов.
Автор не ожидал, что это будет такой «кринж».
Логические ошибки возникают, когда в высказывании присутствует внутреннее противоречие или нарушается логика мысли. Данные ошибки также часто встречаются в работах ЕГЭ по русскому языку.
Автор рассматривает проблему патриотизма. Эта тема крайне важна в наше время (поскольку тема и проблема — это не совсем одно и то же).
Вскоре она перестала плакать, потому что успокоилась.
Автор размышляет о значении воспитания в жизни ребенка. И на самом деле, детям нужно заботиться о животных, чтобы развить у них чувство ответственности.
Орфографические, графические, пунктуационные ошибки
Орфографическая ошибка заключается в неверном написании слов. К типичным орфографическим ошибкам в русском языке относятся:
- Неправильное написание букв в слабой позиции, как, например, в слове «перехо т» (правильно: переход).
- Ошибка в переносе слов, как в слове «рад-ость».
- Смешение слитного и раздельного написания слов, как в «какбудто» и «не чем» (правильно: «как будто» и «не чем»).
- Правописание чередующихся корней, как в слове «умерать» (правильно: «умирать»).
- Ошибки в написании словарных слов, например «поменяться кординально» (правильно: «кардинально»).
Совет: если вы не уверены в написании слова, лучше замените его синонимом, в написании которого вы уверены.
Графические ошибки проявляются в перестановке букв (например, «полувер» вместо «полувер») или пропуске букв (например, «рассморение» вместо «рассмотрение»), а также в добавлении лишних букв (например, «дажбе» вместо «даже»). Чаще всего такие недочёты вызваны невнимательностью или спешкой пишущего.
Ошибки в пунктуации связаны с неверной расстановкой знаков препинания, неправильно выбираемыми знаками (например, запятая вместо тире).
Типичные ошибки в ЕГЭ по русскому языку, связанные с пунктуацией, включают:
- Неправильное оформление прямой речи на бумаге;
- Отсутствие выделения уточняющих слов и неполного выделения причастных и деепричастных оборотов.
Хотя грамматические ошибки чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ по русскому языку, не забывайте уделять внимание и другим типам ошибок.
Совет: найдите в интернете текст с ошибками и отредактируйте его, отметив все виды ошибок. Это упражнение поможет вам стать грамотнее и повысит уверенность при написании сочинения на ЕГЭ.
Если же ваши подготовительные процессы к ЕГЭ зашли в тупик, и вы не знаете, с чего начать, либо у вас остались вопросы, не медлите и записывайтесь на наши курсы!
- Предыдущая
- Копирование и размещение материалов без ссылки на первоисточник запрещено.
- Следующая
Медико-биологическая
школа Медик Российского Университета Дружбы Народов
Заказать
звонок
Заполните форму и нажмите кнопку «Отправить». Мы перезвоним вам сразу после получения вашей заявки.
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных в соответствии с нашей политикой конфиденциальности.
Политика конфиденциальности персональных данных
Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее — Политика конфиденциальности) касается всей информации, которую сайт МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕДИК, (далее — МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕДИК) размещенный на доменном имени (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время его использования сайта (а также его субдоменов), а также программ и продуктов этого сайта.
1. Определение терминов
- 1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:
- 1.1.1. Администрация сайта (далее — Администрация) — уполномоченные сотрудники, ответственные за управление сайтом МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕДИК, которые организуют и (или) производят обработку персональных данных, а также определяют цели, состав и действия (операции) с персональными данными.
- 1.1.2. Персональные данные — любая информация, касающаяся прямо или косвенно определенного или определяемого физического лица (субъекта персональных данных).
- 1.1.3. Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), выполняемых с использованием средств автоматизации или без таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокировку, удаление и уничтожение персональных данных.
- 1.1.4. Конфиденциальность персональных данных — обязательное требование для оператора или любого лица, получившего доступ к персональным данным, не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличии другого законного основания.
- 1.1.5. Сайт МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕДИК — это совокупность связанных между собой веб-страниц в сети Интернет по уникальному адресу (URL), а также его субдоменам.
- 1.1.6. Субдомены — это страницы или группы страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕДИК, а также другие временные страницы, на которых указана контактная информация Администрации.
- 1.1.7. Пользователь сайта МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕДИК (далее — Пользователь) — лицо, имеющее доступ к сайту МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕДИК через Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕДИК.
- 1.1.8. Cookies — это небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз отправляет веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.
- 1.1.9. IP-адрес — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который пользователь получает доступ к сайту МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕДИК.
Ошибки с орфографией
Орфографические ошибки могут обнаруживаться при письменном изложении мыслей и заключаются в неправильном написании слов. В эту группу входят неверное использование букв, ошибки с переносом слов и неправильные сокращения. Для уменьшения числа орфографических ошибок важно постоянно читать книги и изучать правила правильного написания слов.
Пунктуационные ошибки заключаются в неправильной расстановке знаков препинания. Часто мы неправильно ставим запятые, забываем отделять одно предложение от другого точками, не используя двоеточие, тире и дефисы. Правильное применение знаков вопроса и восклицания также вызывает трудности у многих, особенно когда имеются риторические выражения. С давних пор типичной ошибкой в пунктуации является неверное использование прямой речи.
Неточности со стилистикой
К числу стилистических ошибок относится несколько распространенных вариантов:
- неверная последовательность слов (неправильное использование подлежащего со сказуемым);
- однообразные конструкции речи (близкие по структуре предложения в работах начинающего писателя);
- неправильное использование стандартных выражений (что может привести к неправильному пониманию текста);
- употребление слов, которые не сочетаются лексически (смысл фразы ясен, но она не звучит красиво);
- употребление штампов (клише) не в тех местах, где это уместно.
Регулярно улучшайте свою речь, чтобы не показаться неграмотным в глазах собеседников! Тем, кто желает повысить грамотность, рекомендуем пройти курс Викиум «Идеальный русский».