Синдром Аспергера. Синдром аспергера что это.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это диагностический термин для группы нарушений развития, которые влияют на то, как люди взаимодействуют и общаются с другими. Расстройство обычно развивается к 2-3 годам. Клинические симптомы синдрома Аспергера у ребенка могут быть выраженными или малозаметными.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера — это расстройство развития, характеризующееся серьезными трудностями в социальном взаимодействии и повторяющимся, стереотипным, ограниченным репертуаром деятельности, занятий и интересов. Синдром Аспергера отличается от аутизма сохранением языка, а также когнитивных способностей и выраженной неуклюжестью.

Пациенты испытывают трудности в общении, их интересы и деятельность стереотипны, но язык и когнитивные способности остаются нетронутыми. По статистике, среди детей школьного возраста 0,36-0,71% страдают синдромом Аспергера. Однако большинство экспертов считают, что это число значительно занижено. Ученые утверждают, что такое расстройство встречается у 30-50% детей и что оно в три раза чаще встречается у мальчиков. Диагноз ставится в основном в возрасте от 4 до 11 лет.

Что это такое?

Синдром Аспергера — одно из пяти общих расстройств развития, характеризующееся серьезными трудностями в социальном взаимодействии и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и деятельности. Он отличается от детского аутизма (синдрома Каннера) прежде всего тем, что языковые и когнитивные способности обычно остаются нетронутыми. Синдром также часто характеризуется сильной неуклюжестью.

Синдром назван в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера, который в 1944 году описал детей, лишенных способности к невербальному общению, проявляющих мало сочувствия к сверстникам и физически неуклюжих. Сам Аспергер использовал термин «аутистическая психопатия».

Известные люди

Среди известных бизнесменов, страдающих этим расстройством, — основатели компаний Ford, General Electric, IBM и IKEA, не говоря уже о более современных примерах, таких как Ричард Брэнсон (Virgin Group), Джон Чемберс (Cisco) и Стив Джобс (Apple). Этому есть логическое объяснение. Дислексики рано учатся делегировать задачи (например, позволять другим делать домашнее задание в школе).

Точные причины описанного синдрома пока неизвестны и продолжают изучаться. Однако можно с уверенностью сказать, что это расстройство вызвано не воспитанием или социальными обстоятельствами, и не самим пациентом.

Исследователи считают, что этиология синдрома Аспи схожа с этиологией аутизма. Считается, что основными причинами расстройства являются следующие факторы.

  • Токсическое действие некоторых веществ (курение, алкоголь) в течение первого триместра беременности,
  • генетическая предрасположенность,
  • Травмы при рождении и последующие повреждения мозга.

В качестве рабочей гипотезы предполагается, что аутоиммунная реакция в организме матери способствует повреждению мозга плода. Также следует отметить многочисленные дебаты о негативных последствиях вакцинации. Например, негативное влияние ртутьсодержащих консервантов на иммунную систему ребенка и сложность вакцинации, которая создает большую нагрузку на иммунную систему.

Другой теорией причины этого расстройства является теория гормонального дисбаланса у ребенка (низкий или высокий уровень кортизола, повышенный тестостерон). Однако эта теория пока не получила научного подтверждения.

В настоящее время изучается связь между аутистическими расстройствами (включая синдром Аспи) и недоношенностью.

Некоторые ученые предполагают, что это генетическое заболевание. До сих пор генетикам не удалось найти конкретный ген, вызывающий это расстройство. Однако считается, что существует определенная группа генов. При этом определенные аллели повышают предрасположенность ребенка к развитию синдрома.

Причины синдрома Аспергера

Синдром Аспергера — это врожденное нарушение развития, одна из форм аутизма. Это расстройство влияет на восприятие и поведение человека при общении с другими людьми. Человек испытывает трудности с пониманием мимики, интонации, позы и жестов, что влияет на взаимодействие с другими людьми, а также на выражение эмоций. Это может проявляться по-разному: Иногда люди с синдромом Аспергера выглядят нормальными, но при этом испытывают трудности в общении.

Синдром Аспергера чаще встречается у мужчин, чем у женщин (по некоторым оценкам, в восемь раз чаще). Она может возникать как у детей, так и у взрослых. Обычно диагноз ставится, когда ребенок начинает посещать детский сад или школу и появляются первые проблемы с общением.

Точные причины заболевания не известны. Известно, что оно связано с генетическим заболеванием, но механизм наследования не известен. Синдром Аспергера у женщин встречается гораздо реже, чем у мужчин, что подтверждает, помимо прочего, генетическую природу расстройства. Они также изучают влияние иммунологических и экологических факторов, чтобы выяснить, какие из них могут повлиять на организм матери во время беременности настолько, что приведут к аномальному развитию ребенка, но точных закономерностей пока не выявлено. Кроме того, ученые изучают связь между расстройствами аутистического спектра и влиянием социальных факторов и использованием вспомогательных репродуктивных технологий, однако собранных данных недостаточно, чтобы сделать достоверные выводы.

Рисунок 1: Симптомы синдрома Аспергера. Источник.

Симптомы синдрома Аспергера

Синдром Аспергера проявляется у каждого человека по-разному, обычно с сочетанием нескольких симптомов одновременно.

Существует несколько основных признаков¹:

  • Трудности с невербальным общением, например, трудно смотреть кому-то в глаза, понимать мимику или жесты, интонацию.
  • Проблемы в отношениях с окружающими: Трудности в инициировании общения, поддержании контактов и приобретении друзей. Даже когда люди с синдромом Аспергера хотят общаться, заводить и поддерживать дружеские отношения, им трудно это делать.
  • Неспособность к эмоциональному общению из-за проблем с распознаванием чувств других людей.
  • Переживания, увлечения, события в жизни других людей не вызывают интереса.
  • Наблюдается тенденция к повторению рутины или ограниченных действий, например, следование определенному распорядку (даже если он не имеет практической цели) или выполнение повторяющихся движений (раскачивание вперед-назад, щелканье пальцами).
  • Склонность к постоянному планированию, строгой организации и вниманию к деталям.
  • Монотонная, безэмоциональная речь, без интонаций.
  • Ненормальная осанка или движения, неуклюжесть, неловкость, плохая координация движений.
  • Трудности с пониманием образного языка, абстрактных идей и обобщений, но хорошее понимание четкой, структурированной, понятной информации.
  • Сенсорная чувствительность — определенные ощущения (яркий свет, громкие звуки, грубые ткани, прикосновения) могут вызывать очень сильный дискомфорт.
  • Сильное беспокойство, которое может даже привести к паническим атакам у взрослых.

Не все эти симптомы присутствуют всегда. Это расстройство может проявляться по-разному и в разной степени влиять на жизнь страдающих и их отношения с окружающими.

Хорошие и плохие дни

Проявления расстройства не всегда одинаково влияют на самочувствие и поведение. Иногда бывают «хорошие» дни, когда сенсорных стимулов удается избежать, и самочувствие человека остается нормальным. В «плохие» дни, вызванные чувствительностью органов чувств, нарушением планов или другими причинами, стресс и напряжение могут накапливаться, приводя к срыву. Чтобы максимально избежать срывов, важно создать комфортные условия для ребенка или взрослого в его окружении и учесть важные ограничения (например, необходимость следовать строгому распорядку дня или избегать большого скопления людей).

Признаки синдрома Аспергера у взрослых

Симптомы, связанные с синдромом Аспергера, могут сохраняться всю жизнь. У взрослых на наличие этого расстройства могут указывать несколько признаков:

  • Специфические речевые паттерны. Иногда наблюдается необычный тон голоса или отсутствие интонации. Часто в речи почти нет пауз, речь больше похожа на монолог, при этом собеседник практически не слушает, а излагает много фактов.
  • Плохая мимика и жесты. Это вызвано проблемами в невербальном общении.
  • Необычный зрительный контакт. Когда человек с синдромом Аспергера говорит, ему не обязательно смотреть собеседнику в глаза, но когда его просят об этом, он может смотреть очень пристально.
  • Проблемы с эмпатией. Из-за своих перцептивных способностей им трудно понять чувства других людей, поэтому они кажутся неспособными сопереживать или проявлять эмпатию.
  • Неадекватное поведение. Это расстройство затрудняет для них интерпретацию реакций других людей и принятие интуитивных решений о надлежащем поведении. Такое поведение может показаться грубым, отстраненным или безразличным.
  • Сосредоточение на одной теме или предмете. Это может проявляться в разговоре, когда человек начинает долго говорить о чем-то, чем он увлечен, проявляет навязчивый интерес к чему-то и бесконечно говорит на одну и ту же тему, не замечая, что другому человеку это неинтересно или неприятно.
  • Склонность к планированию. При таком расстройстве важно придерживаться определенного порядка или следовать определенным правилам. Любое изменение может вызвать дискомфорт, беспокойство или даже панику.
  • Проявления сенсорной чувствительности. Звуки, свет и прикосновения могут вызывать дискомфорт из-за измененного восприятия. Описывается, что мир становится во много раз громче, ярче и шумнее. Это восприятие влияет на поведение: Человек избегает объятий и прикосновений или старается избегать мест, где слишком шумно.

Диагностика синдрома Аспергера

Первые признаки заболевания могут появиться у детей в раннем возрасте. Родители или педиатр могут обнаружить его в возрасте 2-2,5 лет. Часто это состояние не замечается до тех пор, пока ребенок не начнет посещать детский сад или школу. Иногда заболевание не диагностируется до зрелого возраста. Спектр симптомов и их тяжесть могут сильно различаться у разных людей. Это может привести к проблемам в диагностике, и синдром может долгое время оставаться недиагностированным.

Для ребенка с синдромом Аспергера мир ярче и громче, чем для обычных детей. Это особое восприятие реальности является источником дискомфорта. Фото: drobotdean / freepik.com

Синдром Аспергера характеризуется несколькими диагностируемыми признаками:

  • Существуют нарушения невербальной коммуникации: например, проблемы с интерпретацией позы, жестов, мимики, отсутствие зрительного контакта при разговоре.
  • Проблемы в общении со сверстниками, трудности в поддержании дружеских отношений, в общении с другими людьми.
  • Нет спонтанного желания поделиться радостью, успехами или интересами с другими.
  • Наблюдается отсутствие эмпатии, сопереживания, эмоциональной или социальной взаимности.
  • Имеются стереотипные, повторяющиеся действия, деятельность, поведенческие алгоритмы или интересы. Например, поддержание активного, узконаправленного интереса, склонность следовать фиксированному распорядку дня, повторяющиеся движения и постоянное внимание к определенным объектам или частям объектов.

В то же время нет задержки в развитии языка или задержки в развитии навыков самообслуживания, мышления или адаптации (за исключением общения с другими людьми). У ребенка развивается любознательность, его интеллект в норме, а проблемы с обучением могут возникать только из-за трудностей в общении. Иногда расстройство проявляется в неуклюжести и небольшом нарушении координации движений, но это не обязательно является симптомом.

Стимминг

Как и при других расстройствах аутистического спектра, ребенок или взрослый с синдромом Аспергера может время от времени совершать повторяющиеся, ритмичные движения, которые успокаивают его и помогают справиться со стрессом или воздействием перегруженной сенсорной среды. Замирание может проявляться по-разному: в виде дрожи тела, повторения слов, кружения на одном месте или хождения взад-вперед. Стимуляция важна — она помогает снять напряжение, высвободить стимул и избежать помех. Поэтому важно не беспокоить, а тем более не ругать и не стыдить ребенка во время парения.

В диагностике синдрома Аспергера у детей могут принимать участие разные специалисты: не только психиатр, но и психолог, педиатр, учитель и логопед. Взрослые должны обратиться к психиатру для постановки диагноза.

Для людей с синдромом Аспергера характерны ограниченные или специализированные интересы, например, строительство башни из очков, как у мальчика на фотографии. Фото.

Как уже упоминалось ранее, эти дети обычно имеют ограниченный круг интересов, но их способность концентрироваться на мелочах в любимых занятиях позволяет им добиваться удивительных результатов. Обычно их привлекают такие предметы, как математика, философия, история и география.

Симптомы и признаки

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это диагностический термин для группы нарушений развития, которые влияют на то, как люди взаимодействуют и общаются с другими. Расстройство обычно развивается к 2-3 годам. Клинические симптомы синдрома Аспергера у ребенка могут быть выраженными или малозаметными.

ASD начинается на ранних стадиях развития и продолжается на протяжении всей жизни пациента. Для постановки точного диагноза симптомы должны проявляться в раннем детстве, даже если они не распознаются позже, когда требования к речи, языку или общению превышают возможности пациента.

ASD напоминает социопрагматическое расстройство коммуникации, которое:

  • Характеризуется трудностями в вербальном и невербальном общении,
  • Может вызвать проблемы в изучении и использовании устной и письменной речи,
  • влияет на общение, успеваемость, межличностные отношения и профессиональную деятельность.

Синдром Аспергера у детей — это общее расстройство развития, классифицируемое как высокофункциональный аутизм. В то же время сохраняется способность к общению. Пациенты с ASD имеют более легкие симптомы, чем пациенты с аутизмом. Синдром Аспергера не вызывает задержки речевого развития, пациенты характеризуются нормальными языковыми и когнитивными способностями, но демонстрируют поведение, отличающееся от поведения других людей.

Аутичные люди часто общаются по-другому. Они могут испытывать трудности с пониманием вербального и невербального языка. Они буквально понимают смысл сказанного и считают, что люди всегда имеют в виду то, что говорят.

Им трудно понять:

  • Сарказм и шутки,
  • выражения лица,
  • тон голоса,
  • абстрактные или расплывчатые понятия.

Синдром Аспергера в детском возрасте может проявляться по-разному. Человек может быть язвительным или остроумным, но не всегда способен распознать сарказм. Эти люди обычно хорошо владеют языком, но часто повторяют то, что говорят другие (это называется эхолалия) или развивают свои собственные интересы. Им требуется больше времени на обработку информации.

Социальное взаимодействие

Больные испытывают трудности с «чтением» других людей – распознаванием или пониманием чувств и намерений. Также возникают сложности с выражением своих собственных эмоций. Им может сложно ориентироваться в социальном мире. Они кажутся бесчувственными, ищут одиночества, не принимают поддержку и утешение от других людей.>

Это не означает, что у них отсутствует эмпатия или способность испытывать эмоции. Во многих случаях они обладают большей эмпатией или эмоциональной осведомленностью, чем люди без аутизма. У них есть проблемы с выражением своих эмоций нормальным или социально приемлемым способом. По этим причинам им трудно заводить друзей.

Некоторые люди с синдромом Аспергера выглядят гораздо более уверенными или опытными, чем они есть на самом деле. Многие взрослые с аутизмом развивают более традиционные навыки, подражая окружающим или готовясь к тому, что они скажут перед каким-либо событием, как будто заучивая сценарий. Это может быть эффективным, но утомительным.

Повторяющееся поведение и привычки

Людям с синдромом Аспергера мир может казаться непредсказуемым и совершенно непонятным. Они предпочитают ежедневную рутину, чтобы знать, что делать дальше.

Постановка диагноза

Если вы заметили у своего ребенка признаки синдрома Аспергера, обратитесь к своему педиатру. Родителей будут спрашивать о наличии и времени появления симптомов и привязанности к определенным видам деятельности или предметам.

Раньше считалось, что невозможно поставить диагноз «аутизм» ребенку до 5-6 лет. Однако современные данные позволяют диагностировать это состояние у детей в возрасте 2 лет. Эти признаки могут быть выявлены педиатром во время осмотра.

Характеристики синдрома Аспергера варьируются от человека к человеку, хотя есть некоторые основные черты, которые присущи всем людям с аутизмом.

  • Постоянные трудности или различия в социальной коммуникации и социальном взаимодействии,
  • Ограниченные и повторяющиеся модели поведения, деятельности или интересов с раннего детства, которые оказывают негативное влияние на повседневную жизнь.

Диагностика синдрома Аспергера у детей обычно предполагает участие многопрофильной диагностической группы, часто включающей логопеда, педиатра, психиатра и/или психолога. Поскольку ASD сильно варьируется от человека к человеку, диагностика может быть затруднена. Синдром Аспергера часто диагностируется в детстве позже, чем аутизм, и иногда симптомы не распознаются и не диагностируются до взрослого возраста.

Лечение синдрома Аспергера

Лекарства или лечения синдрома Аспергера не существует. Но пациенты, которым поставлен диагноз, могут иметь высокое качество жизни. Ключом к этому является сильная система социальной поддержки. Люди с синдромом Аспергера так же способны к общению, дружбе и любви, как и все остальные, и нуждаются в привязанности и сочувствии.

Правильно назначенное лечение может помочь пациентам справиться с трудностями и преодолеть их:

  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПП) и психоактивные препараты устраняют тревогу и депрессию. Образ мышления ребенка меняется, и он способен контролировать свои эмоции и повторяющееся поведение. Благодаря профессиональному подходу пациент учится справляться с навязчивостями, срывами и вспышками эмоций.
  • Логопедическая терапия улучшает способность к общению. Можно вести двусторонний разговор и понимать социальные сигналы (зрительный контакт, жесты).
  • Массаж улучшает координацию.
  • Образование и обучение родителей. Для улучшения социальных навыков ребенка необходима постоянная реабилитация, которая может быть достигнута только с помощью членов семьи.

Хотя не существует лекарства или профилактики синдрома Аспергера, пищевые добавки могут улучшить работу мозга. Омега-3-6-9 жирные кислоты в сочетании с фосфатидилсерином помогают клеткам мозга выполнять свою работу. Фосфатидилсерин — это химическое вещество, которое используется клетками для передачи сигналов друг другу и обычно отсутствует в РАН. В исследованиях проверялась его эффективность при психозах, СДВГ (синдроме дефицита внимания) и аутизме.

Исследования показали, что люди с расстройствами аутистического спектра имеют проблемы с выработкой фермента под названием пиридоксаль фосфат-5 (PLP). PLP необходим для синтеза жизненно важных химических веществ в мозге, называемых нейротрансмиттерами. Комбинация витамина B6 и магния может усилить действие PLP и улучшить работу мозга.

Цинк является наиболее распространенным микроэлементом в организме и может способствовать укреплению психического здоровья. У людей с аутизмом уровень этого микроэлемента в организме ниже, чем у людей без аутизма. Добавки с цинком улучшают работу мозга. Аминокислоты помогают организму избавиться от свободных радикалов, которые вызывают повреждения. Лизин и метионин поддерживают здоровую работу мозга и избавляют от свободных радикалов.

Регулярные физические упражнения важны для всех, а люди с синдромом Аспергера могут повысить свою самооценку и улучшить самочувствие с помощью физических упражнений. Некоторые пациенты предпочитают индивидуальные виды спорта или групповые игры.

Если вы заметили у своего ребенка признаки синдрома Аспергера, обратитесь к своему педиатру. Родителей будут спрашивать о наличии и времени появления симптомов и привязанности к определенным видам деятельности или предметам.

Синдром Аспергера и его симптомы

Начало расстройства варьируется от человека к человеку. Однако у всех людей с расстройством аутистического спектра (РАС) есть общие черты.

Признаки расстройства обычно проявляются в возрасте 2-3 лет. В случае синдрома Аспергера у детей в домашних условиях нарушения коммуникации проявляются в нежелании отделяться от родителей, плохой адаптации к группе и отсутствии дружеских отношений с детьми.

И дети, и взрослые с ASD испытывают большие трудности с интерпретацией тона, мимики и жестов других людей. Они также редко способны выражать свои чувства.

Хотя интеллект в большинстве случаев нормальный, многие дети испытывают трудности в обучении. Это происходит потому, что у них нарушена способность рассуждать и недостаточно развито абстрактное мышление.

Хотя у них хорошая память и прочные знания, эти дети часто не могут применить свои знания, когда это необходимо.

В возрасте 5 или 6 лет развитие языка находится на высоком уровне. Предложения грамматически правильные, но темп речи может быть быстрым или медленным, а язык может быть монотонным.

Ребенок может долго говорить на интересующую его тему, не обращая внимания на реакцию слушателя. Несмотря на большой словарный запас и хорошие вербальные навыки, ребенку трудно использовать язык для общения.

Имеется сенсорное нарушение. Эти люди особенно чувствительны к яркому свету, уличному шуму и прикосновениям.

У многих людей с синдромом Аспергера нарушены моторные навыки и координация движений. Они часто неуклюжи, имеют нарушения походки и навязчивые движения.

  • Неадекватное понимание социальных норм,
  • избегание зрительного контакта,
  • отсутствие понимания сарказма,
  • Они испытывают дискомфорт при прикосновении,
  • повышенный интерес к определенным видам деятельности.

Диагностика

Симптомы аутистического расстройства у ребенка могут быть выявлены родителями, воспитателями и педиатрами. Однако диагноз ставится только психиатром.

Синдром Аспергера подтверждается клинически. До сих пор не найдено биохимических, гормональных или генетических маркеров, подтверждающих это расстройство.

  • Анкеты,
  • интервью с родителями и учителями,
  • наблюдение за ребенком,
  • нейропсихологические тесты.

Нейропсихологические тесты помогают оценить высшие нервные функции ребенка и уровень его развития. Эти тесты играют важную роль в разработке программ поддержки.

Лечение

Специфического лечения синдрома не существует — это пожизненное состояние. Однако использование различных методов помогает улучшить качество жизни пациентов.

  • Различные тренинги по социализации,
  • курсы логопедов,
  • Психотерапия (когнитивно-поведенческая терапия),
  • физиотерапия (лечение движением).

Благодаря коррекции и соответствующей психолого-педагогической поддержке многие «особые» дети способны вести самостоятельную жизнь, воспитывать семью и работать на обычной работе во взрослой жизни.

Оцените статью
Хозяюшки