Ребёнок не слушается: что делать? Советы детского психолога. Что делать если ребенок не слушается.

Общество привыкло развешивать ярлыки. Легче назвать ребенка «непослушным», чем понять причины его непослушания. Но стоит открыть их для себя с самого начала.

Что делать, если ребенок 6 лет не слушается?

Что делать, если шестилетний ребенок непослушен? Этот вопрос часто вводят в поисковые системы отчаявшиеся родители. И они не всегда находят разумные ответы. Так почему же шестилетние дети непослушны и что с этим делать? Отвечает семейный психолог Алина Виноградова.

Что такое непослушание?

Во-первых, давайте уточним термины. Непослушание — это поведение, которое вызывает трудности у взрослых. Например, если мальчик встал на светофоре и не уходит, его мать тяжело переживает это и ругает сына за плохое поведение. Важно различать поведение, которое является трудным для родителей, и поведение, которое не соответствует обычным стандартам (которое можно назвать действительно плохим поведением). Конечно, и то, и другое неприятно для родителей, но есть разница. Одно дело, если ребенок просто капризничает, дерется, отказывается делать что-то необходимое, и другое, если он прекрасно знает, что делать это все равно нехорошо: дерется, обижает маленьких и беззащитных людей, проявляет агрессию в целом. Чаще всего мы сталкиваемся именно с «трудным» поведением, а не с «плохим».

Как проявляется у шестилеток трудное поведение?

Чаще всего это непослушание или ложь. В возрасте шести лет истерики случаются реже, чем в пять лет, но все же случаются. И чем старше ребенок, тем больше у него различных способов выразить свое недовольство насильственным путем.

Почему дети непослушны?

Причины непослушания

Причины могут быть разные, например, чисто бытовые или психофизиологические: усталость, голод, перевозбуждение, недосыпание, страх перед чем-то. Однако чаще всего ребенок проверяет привязанность родителей к нему, ведя себя сложным образом. Причины сомнений могут быть совершенно разными: Родитель отстранился или перестал разговаривать. Поэтому ребенок испытывает (или, по словам психолога Людмилы Петрановской, «дергает за веревочку привязанности»): Родителям все еще не все равно или нет? Изменилось ли что-то в их отношениях — или все осталось по-прежнему?

Для шестилетнего ребенка очень важна привязанность, и для него, например, попросить купить ему что-нибудь — это способ привлечь внимание. Когда они уделяют ему внимание, их тянет к нему.

Что делать, если ребенок 6 лет не слушается?

Как часто ребенок в ответ на свои просьбы слышит «нет»?

В связи с этим возникает вопрос о потребностях ребенка и о том, насколько хорошо они удовлетворяются. Если мы часто говорим «нет» на вполне разумные просьбы, связанные с физическими потребностями, ребенок может ответить непослушанием. Здесь также присутствует рефрен привязанности, поскольку ребенок может думать: «Если мои потребности игнорируются, то нужен ли я им вообще?».

Когда он устал — он не слышит!

Важно помнить, что в отличие от взрослого человека, у ребенка еще очень слабая, неразвитая воля, поэтому он не может сознательно корректировать свое поведение. Мозг еще не настолько развит. Говорят, что зачаточные элементы воли появляются не раньше семилетнего возраста, а полностью воля развивается только к четырнадцати годам. Да, шестилетний ребенок, в отличие от малыша, научился слушать своих родителей, но только когда он не устал.

Усталость возникает при эмоциональной или физической «перегрузке» — и тогда ребенок становится «реактивной ракетой». В таком состоянии им практически невозможно что-либо объяснить.

Что может быть «перегрузкой» для ребенка? Эмоциональный фильм, обилие новой информации, большое количество людей или игрушек, яркая обстановка. И это напряжение может привести к истерикам — если родители плохо ведут себя в эти моменты.

Шесть не равно семи!

Несмотря на то, что пятилетний и шестилетний дети выглядят довольно похоже, между шестилетним и семилетним ребенком есть большая разница. В возрасте семи лет ребенок начинает осознавать себя. Если вы спросите шестилетнего ребенка: «Как дела?», он ответит: «Большой», а семилетний — «Маленький», потому что в семь лет ребенок начинает понимать свое место в мире. Шестилетний ребенок играет в игры, в которых он является взрослым: настоящим врачом или пожарным. Шестилетний ребенок уверен в себе, может делать замечания и быть своего рода наставником: «Мама, папа, надо делать вот так!

Что делать, если ребенок 6 лет не слушается?

Но хотя он чувствует себя взрослым, он не осознает ответственности за свои поступки. Ответственность — это очень высокий уровень рефлексии, который возникает только в подростковом возрасте. Но даже если наш безответственный шестилетка считает себя старым и мудрым, родители по-прежнему являются для него большим авторитетом. Поэтому если он ослушается, то не потому, что не обращает на них внимания.

Поскольку родители так много значат для шестилетнего ребенка, важно, чтобы он чувствовал их поддержку. И если эта поддержка не является предстоящей…. Например, родители договариваются с сердитой соседкой в подъезде и ругают ребенка при ней. Для него это настоящее предательство, он становится беспокойным и начинает снова испытывать свою привязанность непослушанием.

Дети до семи лет сильно отличаются друг от друга из-за незрелости мозга и могут вести себя по-разному. А трудное или легкое поведение зависит не столько от воспитания, сколько от особенностей нервной системы. При стабильной нервной системе ребенок будет спокойным и условно «послушным», и наоборот: легко раздражаясь, он будет «ошеломлен» любым новым опытом. Также важна способность нервной системы к торможению и изменению.

Родители должны подумать, что им нужно: доверительные и дружеские отношения с ребенком или собственное превосходство, которое только усугубляет трудное поведение.

Причины, почему ребенок не слушается в 1 год

Ребенок в возрасте одного года не слушается, и на это есть причина. У ребенка конфликт способностей и потребностей. Отчасти это желание делать все самостоятельно, без помощи родителей, но это не всегда срабатывает. Ребенок пытается говорить или хватать определенные предметы, он начинает ходить или самостоятельно есть. Когда это не срабатывает, ребенок вызывает логическую реакцию гнева, за которой следует непослушание.

Причины этого могут быть разными, например:

  • Активная физическая деятельность. В младенчестве он мог лежать в своей кроватке целый день, изредка поворачиваясь или двигаясь на руках у матери. Теперь ему приходится напрягать мышцы, чтобы ползать, ходить и выполнять другие действия.
  • Социализация. Если до первого года жизни ребенок всегда был близок к матери, то теперь ему предстоит сделать первые шаги к социализации и общению.
  • Изменения в питании. В меню ребенка появились новые продукты или грудное вскармливание было прекращено.
  • Много новой информации. Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится, и это не так просто для него, потому что объем неизвестной информации очень велик.

Типичные признаки упрямства в возрасте 1 года:

  • Обострение,
  • агрессия,
  • непоследовательное поведение,
  • упрямство,
  • непослушание,
  • Чувствительность к предупреждениям,
  • Нестабильный.

Психологи советуют родителям:

  • Дайте ребенку возможность выполнять простые задания, чтобы он осознал и почувствовал свою независимость,
  • Соблюдайте распорядок дня,
  • Обсудите методы воспитания с семьей, чтобы не было конфликтного поведения близких людей, когда кто-то запрещает, а кто-то разрешает,
  • Оказывать поддержку,
  • Проводите с ребенком много занятий, показывайте ему, как пользоваться различными предметами, и все ему объясняйте.
  • Создайте для них особое личное пространство,
  • Создайте четкую систему правил и запретов,
  • Уделяйте время своему ребенку, если он этого хочет.

Почему ребенок не слушается в 2 года?

В возрасте 2 лет дети активно проявляют свой характер и редко готовы идти на уступки. Они намерены делать только то, что хотят делать сами. Но в этом случае ребенок делает это не по злому умыслу или со злыми намерениями, а из желания понять границы дозволенного.

Двухлетний ребенок обычно не слушается в двух ситуациях:

1. 2.

2. когда ему/ей запрещают делать то, что он/она хочет.

На этом этапе развития личности ребенка взрослые, прежде всего, должны предъявлять умеренные требования к его поведению и поступкам. Они, безусловно, не должны быть слишком вольными, но и установление слишком строгих ограничений крайне нежелательно. В обоих случаях вы можете спровоцировать еще большее непослушание маленького двухлетнего проказника.

Причины, почему ребенок не слушается в 3-4 года

В возрасте 3 или 4 лет дети вступают в новую стадию формирования, но еще не осознают важности социального и семейного поведения. Трехлетний ребенок, скорее всего, будет непослушным, потому что он очень эмоционален.

Основными причинами, на которые ссылаются психологи, являются:

— Склонность подавать плохой пример кому-либо из членов семьи. Ребенок в возрасте 4 лет подражает поведению взрослых, не слушает и обычно копирует их негативные черты характера.

— Неспособность отличить реальный мир от воображаемого. То, чего они не понимают, они пытаются объяснить собственными фантазиями.

— Они не могут адекватно выразить свои желания.

— Отсутствие социальной компетентности. Младенцы делят людей исключительно на «плохих» и «хороших».

В это время важно быть рядом с ребенком и подавать ему положительный пример. Полезно изучать окружающий мир, внимательно слушать своего ребенка и социализировать его, устанавливая социально приемлемые правила.

Родители должны подумать, что им нужно: доверительные и дружеские отношения с ребенком или собственное превосходство, которое только усугубляет трудное поведение.

Ситуация 2: слишком мала

Родители трехлетней Светы измучены: девочка, похоже, не в состоянии ясно мыслить. Попытки поговорить с ней, объяснить, что и как делать, были почти тщетны. Девушка посмотрела на него своими большими, красивыми глазами и улыбнулась. И затем она повторила последнее слово, как будто он дразнил ее. «Скажи то, что только что сказала твоя мать. Итак!» Тишина. «Мама сказала по-русски, чтобы она сняла обувь, поставила ее в угол, а потом сняла пальто. Аккуратно повесьте его на вешалку. «

Услышав длинную, многослойную инструкцию, психолог воскликнул: «Прекратите! Как маленькая девочка может помнить все это? Она не понимает, зачем вы ей все это рассказываете, если вы должны делать все это вместе с ней. Шаг за шагом!»

Комментарий. Дети могут не слушаться, т.е. подчиняться, потому что не могут запомнить и понять инструкции. На этапе конкретного воображения, т.е. до 6 лет, лучше показать ребенку, как это делается, и попрактиковаться вместе с ним. У детей еще нет волевого внимания и вербальной памяти, но они запоминают последовательность действий.

Обращайтесь к ребенку так, чтобы это соответствовало его пониманию и уверенности. Не кричите на всю комнату, он может просто не понять, что от него что-то требуют. Не используйте назойливое «Почему вы еще не сделали этого? Вы действительно думаете, что ребенок сядет на стул и объяснит вам, почему ему трудно понять и выполнить определенные просьбы?

Ситуация 3: слишком послушная

Однако родители семилетней Кати обеспокоены тем, что никогда не ясно, о чем думает девочка и чего она хочет. Если вы попросите ее что-то сделать, она сделает это молча. Она никогда не визжит. Ее мать никогда не слышала, чтобы она смеялась вслух, пока ей не исполнилось полтора года. Удивительно было и то, что даже несправедливость взрослых не вызывала ни сопротивления, ни несогласия. Ее соседка завидовала: «Чудо, а не ребенок!». А ее мать чувствовала себя неловко: «Она растет несчастной. Как будто раньше она все терпела. «Детский психолог пришел к выводу, что повод для беспокойства есть, но существуют способы «омоложения» ребенка.

Комментарий. Ребенок с подавленными эмоциями нуждается в реабилитации. Ему нужно напомнить, как испытывать эти эмоции, как радоваться, злиться или удивляться. Для этого, прежде всего, необходимо, чтобы взрослые не уходили домой хмурыми и напряженными, словно ожидая конца света. Если ребенок не видит, как смеются взрослые, как он может учиться? В конце концов, ребенок лишь копирует первые реакции взрослых.

Во-вторых, к детскому шуму нужно относиться лояльно. Дети никогда не думают о зле, они просто не все понимают правильно. Если члены семьи со всех сторон уничтожают чувства ребенка, как он может противостоять группе взрослых?

В-третьих, не должно быть табу на выражение негативных чувств — гнева, досады, раздражения, плача. При определенных обстоятельствах это вполне адекватное поведение. Есть даже забавные игры для развития негативных выражений: Ребенок переодевается в отрицательного персонажа и может вести себя так безудержно, как ему хочется. Если вы присоединитесь к ним, ребенок полностью освободится от страха наказания. Также проводится веселая игра «называние»: все участники бросают мяч по кругу и придумывают необычные названия, в которые бросают мяч: «Ты — капуста! Ты — шляпа! Ты — кирпич!». Это игра психологических ассоциаций. Ведь если мы можем проявлять сильные негативные эмоции в присутствии другого человека, это значит, что он нам небезразличен.

За многие годы работы с детьми и взрослыми я сталкивалась со многими тревожными и обеспокоенными родителями. Это было их главной проблемой, потому что в воспитании детей важно работать и над собой.

За плохим поведением скрывается злость

«Я не люблю тебя! Уходи!» — слышали многие родители. Часто ребенок не только перестает слушать, но и становится злым или агрессивным, отталкивает или бьет его. Что произойдет с ним в этом случае? Он не понимает своих чувств, не знает, как их выразить и как с ними справиться. Поэтому, когда он сердится на мать за то, что она не дала ему сладостей перед ужином, ребенок может оттолкнуть ее. Он считает, что эта злость постоянна.

Родители должны проявлять терпение в таких ситуациях и занимать позицию мудрого взрослого родителя и не принимать обидные слова близко к сердцу. Важно понять, что происходит внутри вашего ребенка, какие чувства он испытывает и почему. Ругань или наказание только усугубляют ситуацию. Ваш ребенок должен понять, что его принимают и любят не только тогда, когда он в хорошем настроении и слушается, но и тогда, когда он сердится и шумит.

Обнимите его и успокойте. Детский психолог и автор книги «Чудеса активного слушания» Джулия Гиппенрейтер отмечает, насколько важно, чтобы внимание родителя было полностью сосредоточено на ребенке: «Ваша позиция по отношению к нему и ваша поза — это первые и самые сильные признаки того, насколько вы готовы слушать и понимать его.

А если он продолжает отталкивать вас, предложите ему поиграть с другим взрослым или посмотреть мультфильм. Не забудьте сказать ему, что вы будете рядом и что он может приходить к вам, когда захочет.

Ребенок врет, что выполнил просьбу

Ребенок может не только не слушаться родителей и воспитателя, но и лгать, например, что он выполняет просьбу. Этому есть ряд причин:

  • Он боится наказания со стороны строгих взрослых. Ситуация улучшится, если родители изменят свое поведение, когда им кажется, что ребенок сделал что-то не так. Например, они не будут кричать, а постараются понять причину, увидеть ситуацию глазами ребенка и помочь ему устранить проблему.
  • Он пытается привлечь внимание родителей к себе. Взрослые озабочены своими собственными проблемами и отношениями с другими людьми. Они отвлекаются на ребенка только тогда, когда с ним возникают какие-то проблемы. Ситуация изменится, если взрослые будут уделять внимание ребенку не только из-за его проблем, но и потому, что любят его.
  • Воображение вашего ребенка очень сильно, и он не всегда может отличить реальность от фантазии. В этом случае вы можете направить его воображение в нужное русло, например, записав его в творческую студию, где он научится рисовать. Кроме того, после определенного возраста нормально быть склонным к фантазиям.
  • Ребенок подражает взрослым и видит, что ложь может остаться безнаказанной. В этом случае лучше удалить неудачный пример.
  • Защита члена семьи особенно важна, когда между взрослыми членами семьи существуют очевидные разногласия. В этот момент необходимо проделать серьезную работу в отношениях взрослых.

Подумайте, что может быть причиной лжи в вашей ситуации. Проанализируйте психологический климат в семье и свое собственное поведение. Устраните причину проблемы:

  • Придерживаться демократического стиля воспитания — уважать личность ребенка, его интересы, потребности, мнения и желания. Всегда разговаривайте с ребенком на уровне его глаз.
  • Интересуйтесь жизнью своего ребенка и обращайте внимание не на количество, а на качество времени, проведенного вместе. Спросите его, что ему нравится, что не нравится, что хорошего произошло за день, что его удивило.
  • Следите за тем, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов между матерью и отцом, не втягивайте его в проблемы взрослых и не делайте его инструментом манипуляции или посредничества.
  • Будьте честны со своим ребенком.

Не ругайте и не наказывайте ребенка — вникните в суть проблемы и проявите понимание. Не лгите, чтобы разозлить их или «достать» вас — у них есть более веские причины. Дети фантазируют до 3-5 лет (что даже не считается ложью), но в более позднем возрасте обман имеет другие причины: Страх наказания, внимания, защиты родителей. Дурной пример опасен и может привести ко лжи в любом возрасте.

Почему ребенок не слушается

За детским нытьем и непослушанием скрывается эмоциональное напряжение

Детское нытье — это плохая привычка, которая сводит ребенка с ума. Ребенок не слушается и продолжает ворчать, а родители не знают, что делать. Как уже говорилось ранее, он не может контролировать свои чувства. Назойливость — это способ справиться с ними. О каких эмоциях идет речь?

  • Стресс. Мир ребенка делится на черное и белое. Если мама и папа ссорятся, это означает, что они больше не любят друг друга, и семье пришел конец. Ребенок еще не понимает, что гнев и раздражение не отменяют любви. Ребенок чувствует напряжение между любящими взрослыми, которые не понимают, что происходит, и становится беспокойным и ворчливым.
  • Неуверенность в себе, страх отвержения. Мать расстроена, потому что сломался пылесос, она говорит с ребенком в расстройстве, и ребенок думает, что она его больше не любит.

Чтобы ворчание не превратилось в привычку, чаще разговаривайте с ребенком и выясняйте его потребности. Возьмите его на руки, поговорите с ним, не отвлекаясь на телефон и домашние дела, скажите ему, что вас раздражала сломанная кофеварка сегодня утром, но вы все равно его любите.

Не требуйте невозможного и не угрожайте: «Успокойся быстро, или тебя не выпустят!», «Прекрати хныкать, или мама больше не будет тебя любить!».

Постарайтесь отвлечь его похвалой или юмором. Например, «Мне нравится, когда вы говорите спокойным тоном». Поощряйте его: «Ты расстроен или устал? Чем я могу вам помочь? Подумайте об этом, а потом дайте мне знать, я вам помогу».

Если вы понимаете, что не справитесь, лучше обратиться к профессионалу. А если вы хотите понимать, что происходит с вашим ребенком на профессиональном уровне, мы рекомендуем наш обучающий курс.

За 1,5 месяца вы познакомитесь с теорией семейных отношений, узнаете о причинах конфликтов между родителями и детьми в разном возрасте, изучите методы исследования семьи и приобретете инструменты для самостоятельной работы.

В конце статьи приводится отрывок из книги Людмилы Петранновской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» :

«Тот, к кому привязан ребенок, утешает и укрепляет его самим своим присутствием.

Живет ли семья на роскошной вилле или в трущобах, в большом городе или в джунглях, живут ли они как все семьи вокруг или совершенно не так, как принято в обществе — ребенку все равно. Родители там, они рядом, они смотрят на меня с любовью, они отвечают на мои крики — все хорошо.

Будь то финансовый кризис, глобальное потепление, эпидемия гриппа, наводнение или война — если сами родители в порядке, если они не разлучены со своим ребенком надолго и если они выглядят достаточно уверенными и спокойными, все будет хорошо. Потому что благополучие ребенка зависит не от обстоятельств, в которых он живет, а от отношений, в которых он находится.

Когда ребенок просит о чем-то, например, купить игрушку, как мы уже выяснили, речь идет не о покупке, а о внимании. Вы можете дать что-то взамен: сделать что-то своими руками, провести время вместе. Наконец, истерика — это еще и попытка привлечь к себе внимание, которая обычно удается.

Что делать, если ребёнок не слушается

Главное — правильно сформулировать задачу: ребенок должен не слушаться родителей, а учиться, иначе такая цель обречена на провал. И в этом причина.

Фриц Перлз — выдающийся немецкий психотерапевт — всегда приводил пример отношений между родителями и детьми, где родители играют роль «собаки сверху», а дети — «собаки снизу». Один хочет быть авторитетом для другого; их методы воздействия — приказы, наказания, угрозы, давление. У ребенка есть еще одно оружие: лесть, шантаж, ложь, слезы, манипуляции, саботаж. А в конфликтной ситуации в 90% случаев побеждает «собака снизу».

Именно поэтому Фриц Перлз дал хороший совет родителям: Если они хотят, чтобы их ребенок слушался их, они должны перестать заставлять его, приказывать ему, читать нотации, стыдить его.

Основные техники и методы

Соблюдайте распорядок дня

Если вы с раннего возраста приучите его просыпаться и ложиться спать, есть и гулять в одно и то же время, вы сможете избежать ситуаций, когда впоследствии он будет отказываться это делать. Это просто привычка, к которой привыкает его организм.

Домашние дела

Это сложнее. Непослушание часто возникает, когда ребенок отказывается убирать свои вещи, поддерживать порядок в своей комнате или помогать по дому. Именно здесь пригодится методика Л. С. Выготского:

  1. Конкретные задания, которым вы хотите научить ребенка, сначала должны быть определены вместе с родителями.
  2. Дайте ему подробные инструкции о том, как сделать это самостоятельно (для маленьких детей можно проиллюстрировать).
  3. Иногда ему или ей придется делать это самостоятельно, но под присмотром взрослых.
  4. Выполняйте задание самостоятельно (и регулярно!).

Игровая/соревновательная деятельность

Хотите научить своего ребенка слушаться с первой попытки? Нет ничего проще! Задавайте свои вопросы в форме игры или соревнования. В юном возрасте это очень увлекательно и работает в 100% случаев. Назойливый тон («Сядь и съешь свой суп прямо сейчас!») лучше заменить игривым («Спорим, папа съест его быстрее тебя?»). Однако самое главное — не переусердствовать. Этот прием следует использовать только в экстремальных ситуациях, когда вы чувствуете, что поведение ребенка выходит из-под контроля. В других ситуациях вы должны сохранять нейтралитет («Пойдем / пора есть»).

Пример. Родители решают приобщить сына к спорту. Они купили настенные турники домой и установили бар на заднем дворе. Уговоры не заставили мальчика начать заниматься спортом. До того момента, когда отец предложил ему проводить еженедельные олимпиады дома. Мы составили электронную таблицу, записывая количество отжиманий, подтягиваний и приседаний, и договорились о призах. Было ясно, что мы должны готовиться всю неделю к финальным соревнованиям. Так мы приучали ребенка к спорту.

Запретная зона

Чтобы научить ребенка вести себя хорошо и слушаться взрослых, В. Гиппенрейтер (известный психолог) предлагает родителям нарисовать четыре цветные области и написать на них запреты:

  1. Зеленый сектор — то, что разрешено на 100% без ограничений (например, помощь по дому).
  2. Желтый сектор — то, что разрешено с ограничениями (ходить только в определенное время).
  3. Оранжевый — разрешен в исключительных случаях (ложиться спать немного позже во время праздников).
  4. Красный — не допускается ни при каких обстоятельствах (плач, требования, непослушание).

Младенцы проявляют негативные эмоции из-за голода, усталости или недостатка сна. Но чем старше ребенок, тем сложнее и глубже причины проблем. Их корни скорее психологические, чем физиологические.

Поддерживайте и вдохновляйте

Всячески повышайте самооценку такого «непокорного» ребенка. Поговорите с ним о том, что его беспокоит, но не с позиции «Ты идиот» и «Ты не видишь, что не так!». Это жесткое правило, я это понимаю. Когда мой сын пришел ко мне и сказал, что в классе объявили конкурс талантов, а у него пока нет таланта, мы стали искать, что он может делать лучше. Оказалось, что таланты есть. Мне просто пришлось объяснить своему мальчику, что таланты могут развиваться на протяжении всей жизни. Я начал писать пьесы в возрасте 43 лет.

«Неуправляемые» дети нуждаются в любви больше, чем кто-либо другой! Скажите: «Я верю в тебя!» Это относится и к учителю. Когда ученик понимает и чувствует, что учитель верит в него, это знание придает ему необычайную силу. Он начинает верить в учителя, а учитель — в него.

Вы можете даже написать эти слова крупными буквами на видном месте дома, в школе или в классе. Вы увидите, что это простое маленькое предложение творит чудеса с нашими детьми! И когда вам захочется кричать, топать ногами или размахивать руками, помните, что у вас есть чудо-оружие против гнева, шока, гиперактивности и других раздражителей. Эта панацея всегда с вами: «Я верю в тебя!».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора не обязательно отражает позицию редакции.

Дети в возрасте 5 лет почти никогда не устраивают истерик без причины. Главное, что должен сделать родитель в такой ситуации — понять, из-за чего ваш ребенок ведет себя подобным образом, и постараться понять. Ведь в 5 лет ребенок не слушается не со зла, а причину нужно выяснить, и чем раньше, тем лучше.

Редкие вспышки или неправильная система воспитания

Ребенок кричит и не слушается советы психолога

Ваш 2-3-летний ребенок часто кричит, бросает вещи в разные стороны, падает на пол и топает ногами? Не ругайте ребенка поспешно. Он находится в кризисе, главной причиной которого может быть несоответствие между желаниями и возможностями. Ребенок думает, что он может все, но в силу своего физического и умственного развития он просто не может делать многие вещи.

Вторая основная причина «непослушания» — это реакция ребенка на отвержение родителей. Эмоциональное поведение не редкость даже у избалованных детей. В этом случае стоит задуматься об эффективности всей системы образования.

Обычно достаточно 1-2 бесед с ребенком о его поведении, чтобы он понял, как правильно себя вести. Если вы испытываете эмоциональный всплеск, попробуйте применить технику отвлечения внимания, например:

  • Переключение внимания,
  • заглушая эмоции словами,
  • утешительное прикосновение (объятие).

Пример ситуации

Вы находитесь в магазине. Ребенок просит игрушку, а вы ему отказываете. Он начинает плакать и вырывается. Однако продолжать ради ребенка не стоит. Иначе такие ситуации будут повторяться снова и снова, потому что ребенок быстро «поймет», что вы готовы на все, чтобы не стыдиться перед другими людьми.

Что делать в этом случае? Вы:

  • Предложите ребенку сфотографироваться с игрушкой, которую он хочет,
  • Отвлеките ребенка, обратив его внимание на кошку, птицу, самолет или другой интересный объект,
  • Сядьте рядом с ребенком и обнимите его,
  • попытаться подбодрить его и т.д.

Какие дети непослушные?

Непослушный ребенок что делать

Общество привыкло развешивать ярлыки. Легче назвать ребенка «непослушным», чем понять причины его непослушания. Но стоит открыть их для себя с самого начала.

  1. Любознательные дети — здоровые дети. Считаете ли вы, что ваш ребенок тревожен? Проверьте его психоэмоциональную сферу. Возможно, стоит направить его живой ум в полезное русло: предложите ребенку «качественную пищу» для интеллекта в виде общения, книг, друзей, интересных занятий и кружков. Если активный ребенок не использует свою энергию должным образом, он всегда будет перевозбужден.
  2. Эмоциональные дети ≠ гиперактивны. За свою многолетнюю практику я видел много случаев, когда взрослые считали здоровых детей гиперактивными. Они часто не знали, как организовать свободное время для себя и ребенка. Подумайте о том, чем вы занимаетесь со своим ребенком. Он может не проявлять никакой активности.
  3. Предлагаете ли вы своему ребенку сладости, развлечения и игры каждый день? Постарайтесь мягко ограничить эти бонусы. Факт, что некоторые дети уже в раннем возрасте попадают в состояние постоянного ожидания счастья. Как только они лишаются веселья и подарков, наступает разочарование. Это может быть болезненно и эмоционально.

Как помочь детям и родителям?

  1. Перестаньте видеть в своих детях врагов, монстров, страшных чудовищ. Негативные эмоции — это норма.
  2. Исключите сахар из рациона вашего ребенка, если вы замечаете частые истерики. Подарки в этом случае лучше ассоциировать только с важными поводами (день рождения, Новый год и т.д.).
  3. Придерживайтесь распорядка дня. Многие родители начинают нарушать распорядок дня, когда ребенок подрастает. Однако для детей четкий распорядок дня является основой их уверенности в себе. Если утром с вашим ребенком что-то пойдет не так, весь день может быть полон неожиданностей. И не только приятные.
  4. Развивайте память вашего ребенка. Дети с хорошей памятью умеют слушать своих родителей и запоминать то, чего не следует делать.
  5. Разделите работу по дому. Ребенок не будет приводить в порядок игрушки и предметы, если он никогда раньше этого не делал. Уборка с маленькими детьми. Дайте конкретные инструкции старшим детям. Наведение порядка формирует хорошие привычки на долгие годы.
  6. Создайте четкую систему табу. Одна из лучших таких систем для детей была предложена Y. Б. Гиппенрейтер. Эта структура включает в себя все «можно и нельзя», т.е:
  • Зеленая зона — то, что всегда разрешено на 100%,
  • желтая зона — права с ограничениями (например, смотреть мультфильмы только 30 минут за раз, играть на улице в определенное время и т.д.)
  • оранжевая зона — вещи, которые редко разрешаются (разрешается ложиться спать позже только на Новый год и дни рождения),
  • красная зона — никогда (например, переход улицы на красный свет).
  1. Делайте то, что считаете правильным. Используйте методы и приемы воспитания, которые вам близки и понятны.
  2. Не стойте на месте. Любые изменения требуют времени, поэтому важно не сдаваться и продолжать работать систематически.
  3. Будьте последовательны. Ваши реакции должны быть предсказуемы для ребенка. Таким образом, у них сформируется система понимания. Родители, бабушки, дедушки и другие близкие взрослые должны вести себя так же.
  4. Сохраняйте спокойствие. Ваш гнев только усилит негативные реакции ребенка. Найдите способы справиться со своими трудностями: говорите о них, делитесь ими, расслабляйтесь.
  5. Больше общайтесь, разговаривайте со своим ребенком. Важно не только говорить ему, как это должно быть, но и слушать, вести диалог. Тогда вашему ребенку будет легче поделиться с вами.
  6. Обращайте внимание на хорошие вещи в поведении вашего ребенка и обязательно говорите ему об этом. Часто вы замечаете то, что вам не нравится, и не обращаете особого внимания на успехи вашего ребенка. Постарайтесь сосредоточиться на положительных качествах вашего ребенка. Объятия, внимание и улыбки могут быть наградой.
  7. Не применяйте силу. Психологи уже много лет указывают на то, что наказания и физическое насилие, включая похлопывания по попе, не являются приемлемыми методами воспитания. Но многие родители продолжают их использовать. Но такое поведение показывает ребенку, что шлепки — это нормально.

Помните, что «взрывное» поведение детей часто отражает ваше внутреннее состояние. Поэтому не стесняйтесь просить о помощи. Если вы не можете сделать это самостоятельно, вам следует обратиться к психотерапевту. Нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться к специалисту. Наоборот, вам и вашему ребенку полезно их увидеть.

Оцените статью
Хозяюшки