Профессия – балерина: как построить карьеру

В мире балета сложности заключаются не только в физической подготовке. Из-за частых тренировок свободное время в жизни танцовщиц значительно сокращается, что, в свою очередь, может негативно сказаться на других аспектах их жизни. Сложно также бывает соблюдать режим правильного питания, что становится настоящим моральным испытанием для многих.

Как стать балериной?

Многие девушки, а порой и совсем маленькие девочки, мечтают о том, чтобы стать балеринами. Для некоторых это желание может быть обусловлено стремлением научиться танцевать ради удовольствия, обрести изящие движения и реализовать все возможности своего физического состояния. В то время как другие мечтают об успешной карьере и представляют себя на сцене знаменитого Большого театра. Следует признать, что не всем доступно профессиональное становление в этой сфере, однако освоить основы балетной техники может практически каждая. В этой статье мы расскажем, с чего начать, а также поделимся интересными аспектами жизни балерин.

Сегодня балет далеко не ограничивается лишь классическим направлением — он предпринимает множество новых современных форм. Некоторые из этих направлений соединяются с фитнесом. Люди, занимающиеся различными стилями, объединяются общей целью: они стремятся к улучшению грации, способности передавать эмоции через тело и обладать высоким уровнем вовлеченности.

Классическое направление требует от своих представителей интенсивного обучения, начиная с самого раннего возраста, если говорить о профессиональной реализации. В отличие от этого, амбициозный человек может начать заниматься балетом и на любительском уровне даже в подростковом возрасте, например, в 12-15 лет. Взрослые также могут находить удовольствие в обучении балету, хоть и не смогут стать востребованными профессиональными балеринами. Однако они смогут влияние на культуру танца, постигнув его язык и улучшая свои навыки.

Детский балет

Чтобы обеспечить своей дочери возможность стать балериной, важно записать ее на танцевальные занятия как можно раньше. Обычно классический балет начинают изучать с 4-5 лет, и пропустить этот момент крайне важно. Попробовав устроить ребенка в хореографическое училище в 8-9 лет, вы можете столкнуться с тем, что вам предложат рассмотреть другие направления. Тем не менее, даже в любом другом возрасте можно начать заниматься только для себя. Такой подход не даст шанса стать танцовщицей губернского театра, но позволит получить ряд неоспоримых преимуществ, таких как:

  • выработка статной осанки;
  • формирование гибкого и грациозного тела;
  • обеспечение высокой физической выносливости;
  • приобретение внутренней дисциплины;
  • умение справляться с физическим дискомфортом;
  • развитие уникального обаяния, присущего всем балеринам.

Однако есть и недостатки, которые следует учитывать родителям:

  • Занятия в частных студиях могут быть довольно затратными, и бесплатные хореографические училища не найдешь в каждом городе;
  • Тренировки требуют значительных физических усилий;
  • На занятия уходит много времени, и это создает солидную нагрузку, которую нужно совмещать с учебной программой в общеобразовательной школе;
  • При частых и интенсивных тренировках может происходить профессиональная деформация стоп;
  • В подростковом возрасте балет становится полем амбиций и источником высокого эмоционального напряжения, с чем не каждому подростку под силу справиться без последствий.

Даже если в характере ребенка отсутствует дух соперничества или жажда первенства, ему все равно потребуется поддержка семьи. Ребенку будет сложно заниматься балетом, если родители против его увлечения или не разделяют его интересов.

балерина на фоне стены

К нам относились как к расходному материалу…

Путь к занятию профессией артиста балета занимает почти восемь лет. За это время ребенок формируется как взрослый танцовщик и не только в физическом плане, ведь это — гораздо больше, чем просто движение. Антонина считает, что училище подарило ей не только знания, но и жизненный опыт.

К сожалению, балетные училища есть не во всех городах, поэтому некоторым детям приходится переезжать и с раннего возраста жить вдали от родных. Так было с Никитой Еликаровым — представителем театральной династии, который вырос практически за кулисами театра. В 10 лет Никита был принят в Пермское государственное хореографическое училище, которое считается одним из лучших в стране. Он вспоминает, что тогда еще не осознавал, что его ждет, и при ином исходе мог бы спокойно расти в Екатеринбурге. Осознанное желание заниматься балетом у Никиты появилось лишь в 14 лет, когда он познакомился с педагогом, который вдохновил его на занятия.

Никита Еликаров в роли Дон Кихота

Огромная нагрузка в училище затрудняла не только физическое развитие, но и моральное состояние студентов. Постоянные тренировки, окружение, наполненное жесткой конкуренцией за внимание педагогов, и отсутствие родительской поддержки остро ощущались. Первая связь с родными для Никиты стала возможной лишь в 14 лет, когда у него появился мобильный телефон, до этого единственной возможностью пообщаться с близкими был стационарный телефонный аппарат. Артист признается, что снимать стресс ему помогали мечты о будущем и увлечения, не связанные с танцами, такие как мода и музыка.

Никита также подчеркивает, что наличие своих фаворитов у педагогов — общеизвестный нюанс, как бы другие ни пытались это опровергать. В разные времена он оказывался в числе любимчиков, а иногда и нет. Причиной этого, по его мнению, был его бунтарский характер. Нельзя отрицать, что такой подход в конечном итоге способствует здоровой конкуренции и стимулирует работать над собой.

Первый опыт обучения в училище можно сравнить с шоком: ты еще совсем ребенок, тебе хотелось бы быть с родителями, вкусно покушать и веселиться, а находишься в Перми в начале 2000-х годов. Это, безусловно, не самый подходящий город для формирования будущего артиста балета.

Анна Эсенова, бывавшая студенткой МГАХ, отмечает, что нагрузки в балете — это самая терпимая часть обучения. Привыкнуть к ним можно, если дотянуться на человеческое отношение. К сожалению, отношение часто бывает нечеловеческим. К нам действительно могли относиться как к некоему расходному материалу, который допускается ломать и как-то мучить. К травмам в училище также ставились строго, будущие балерины порой продолжали работу, даже если чувствовали боль, чтобы не выглядеть симулянтками.

Первый курс у Анны прошел относительно легко, но затем учеба становилась все более ненапряженной. На занятия в академии приходилось рано вставать, и чтобы добраться из Подмосковья, ей приходилось просыпаться в 6 утра. Однако такой режим оказывал негативное влияние на восстановление после репетиций, поэтому педагог предложил Анне обкомнатное место в общежитии. Жить в общежитии было сложнее, чем дома: по правилам, балерины до 15 лет не имели права выходить за пределы академии. Девушка встречалась с родными лишь по воскресеньям и мучилась от разлуки с близкими. Родители всячески поддерживали ее, даже предлагали уйти, но Анна была твердой в своем решении остаться и завершить обучение, чтобы не выглядеть слабой и безхарактерной.

Жизнь после выпуска и трудоустройство

После окончания училища выпускники начинают самостоятельно искать театр, где они смогут трудоустроиться. Этот процесс также наполнен сложностями, поскольку у каждого театра есть свои требования к артистам, и нередко просто нет свободных мест. Как это случилось с Никитой, переизбыток предложений составляет отдельную проблему. После окончания учебы он работал в коммерческой балетной компании и гастролировал, но вскоре разочаровался в профессии и уволился. Полгода искал себя, работая официантом и пробуя свои силы в моделинге. Этот период помог ему переосмыслить значение балета в своей жизни, и Никита вернулся в профессиональную среду. В настоящее время он — артист труппы Большого театра.

Никита Еликаров в роли Синьора Монтекки в балете «Ромео и Джульетта»

Поиск театра для трудоустройства у Антонины разделился на два этапа. Первый — произвел ее до локдауна. Девушка ездила за свой счет в Испанию и Петербург на мульти-просмотры, когда представители нескольких театров отбирали артистов в свои труппы. Как считает балерина, иногда такие просмотры оказывается шоу для театров, так как в один момент на 10 мест претендовало 300 человек. Ценит её это нечестным, ведь участие в кастинге в 2020 году стоило порядка 20 000 рублей. Более того, в некоторые театры принимали только своих выпускников из определенных училищ. Затем, в период локдауна, девушка активно рассылала резюме, которое для артиста балета обычно состоит из видеозаписи варьирований — короткого сольного номера и урока классического танца, а также фотографий и списка репертуара. К концу мая 2020 года Антонина получила три приглашения. Сезон 2020-2021 года она проработала в Ростовском музыкальном театре, а следующий — в Нижегородском театре оперы и балета имени А. С. Пушкина.

Антонина Разыграева в числе солисток в картине «Оживленный сад» из балета «Корсар», 2021 год

Профессия, требующая жертв или приносящая радость

Как и любая профессия, работа артиста балета сопряжена с определенными жертвами. Каждый день это тяжелая работа, целенаправленное совершенствование профессиональных качеств, эмоциональное истощение после спектаклей и постоянная боль в ногах. Тем не менее, весь этот труд вознаграждается, когда вы выходите на поклон и ощущаете благодарную энергетику зала — она наполняет и вдохновляет вас изнутри.

Ощущение того, что сегодня вы достигли каких-то результатов лучше, чем вчера; что вы стали сильнее и эффективнее, является мощной мотивацией для дальнейшей работы и достижения новых целей. Безусловно, большую часть жизни вам необходимо будет посвятить профессии, ведь срок жизни артиста балета довольно короткий — «пенсия» приходит уже в 35 лет. Однако это не означает, что все актеры должны покинуть сцену с 35 лет. Каждый сам принимает решение о завершении своей карьеры.

Пока вы здоровы и понимаете, что выглядите достойно на сцене, вы можете продолжать свою работу, пока не решите, что пришло время уйти. Разрушительным является и миф о необходимости отказаться от семьи и детей. На самом деле существует много примеров, когда знаменитые балерины успешно совмещают карьеру с семейной жизнью, имея по два-три ребенка. Это является индивидуальным выбором каждого.

Стекло в пуантах и другие мифы про закулисье

Что касается мифов о профессии артиста балета, их буквально пруд пруди. Существует множество историй о битом стекле в пуантах и подрезанных ленточках, которые отрываются прямо на сцене с целью испортить выступление. К счастью, это не более чем мифы, которые активно используются в кино ради достижения драматического эффекта в сюжетах.

Я проработала в двух театрах и за 13 лет никогда не сталкивалась с подобным. Некоторые упрекают, что среди коллег нет дружбы. Но могу сказать, что в балетном театре все относятся друг к другу с уважением и добротой. Если кто-то просит о помощи, его обязательно поддержат. Конечно, завистливые люди встречаются, но, как правило, они не задерживаются надолго. Разговоры о том, что артисты могут столкнуться с проблемы из-за порванной ленты на сцене, скорее всего, происходят из-за недостаточной подготовки к выступлению или от плохой физической подготовки артиста, а не из-за чьих-то злых дел.

Лишь одна традиция, которую можно назвать обязательной, существует почти в каждом театре: в конце сезона, с приходом молодых артистов, проводится встреча-прием. На данной встрече новички знакомятся с остальными артистами, рассказывают о себе, откуда они, где учились и так далее. Это своего рода ритуал, который помогает новому составу стать частью единой команды, ведь, несмотря на все, труппа — это сплоченный коллектив.

Чем занимается балерина

Теперь давайте рассмотрим, в чем же конкретно заключается деятельность балерин.

  • Большую часть своего времени они посвящают занятиям у станка, поскольку достичь хороших результатов возможно только благодаря усилиям;
  • Сначала они проходят подготовку к основным занятиям, что включает разминку и растяжку, а затем начинается процесс разучивания новой хореографии;
  • Работа со сценой. Изученные танцевальные композиции исполняются артистками на различных площадках, в театрах и на концертах.

Если танцевальный ансамбль демонстрирует все свои способности, у них появляется возможность гастролировать не только по России, но и за границей.

Как стать балериной

Давайте проанализируем, какие стадии необходимо пройти, чтобы стать профессиональной танцовщицей балета.

  1. На первом этапе следует удостовериться в отсутствии медицинских противопоказаний для занятий балетом, пройдя медкомиссию;
  2. Следующий шаг — обучение в балетной школе;
  3. Полученные знания в школе недостаточны для профессиональной подготовки в области балета. Необходимо перейти в специализированное училище;
  4. Участие в балетных постановках;
  5. Демонстрация себя в качестве таланта и амбициозной танцовщицы на ключевых ролях.

«Я хочу стать балериной!»

Несмотря на то что основная задача школы не заключается в подготовке профессиональных танцовщиц, многие восьмилетние ученицы из школы в Жуковке мечтают стать балеринами, а если нет, то пианистками или певицами. Эти девочки предпочитают танец работе у станка и с нетерпением ждут момента, когда им наденут пуанты, что является знаковым событием в жизни начинающей балерины. Девочки, такие как Лика, Лада, Маргарита и Федя, утверждают, что вовсе не устают от тренировок, а некоторые из них даже пропускают занятия в школе ради балета.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

«Уже в 5 лет понятно, есть профессиональные данные или нет»

На практике за 9 лет существования школы только четыре девочки поступили в хореографическое училище для того, чтобы стать профессиональными балеринами. По мнению Илзе Лиепа, это довольно много, и эта цифра прекрасно иллюстрирует тот жесткий отбор, который проходит каждый, кто желает заняться балетом. «По ребенку уже в пять лет можно понять, есть ли у него физические данные для занятий балетом, – замечает Елена Барышникова. – Музыкальность, способность к прыжкам, форма стопы – всё это имеет огромное значение. Хотя некоторые аспекты можно развивать, в балет обычно принимают довольно одаренных детей», — подчеркивает она.

Тем не менее, ребенок должен быть также психологически готов к занятиям, что значит, что мы должны любить всю рутинную работу — выполняя упражнения у станка. «С 10 лет ты начинаешь каждый день делать повторяющиеся утомительные движения, преодолевая физический дискомфорт, не всегда понимая, зачем это нужно и что из этого выйдет. Всегда тяжело соединить две эти точки: рутинные занятия и танец под музыку у себя дома. Это соединение произошло у меня лишь к 12-13 годам, когда вдруг я поняла, что люблю занятия и с нетерпением жду, когда буду снова выступать,» — говорит Илзе Лиепа.

Фото: Андрей Бардин

Теперь эти девочки возвращаются на вечера своих школ и ставят для них свои номера. «Очень радостно и приятно их видеть, поэтому мы стараемся не прерывать с ними связь, особенно в этом году, когда создали детский балетный театр. Так что я надеюсь, наши девочки будут активно участвовать в его работе, что будет полезно и для нас, и для них,» — рассказывает Илзе Лиепа. «Моя заветная мечта — чтобы они никогда не переставали заниматься танцем».

В настоящее время Школа Илзе Лиепа проводит первый набор для профессионально одаренных детей на бесплатное обучение. В двух отборочных турах участие приняли более 130 детей. Из них в финал, который пройдет 16 мая, вышли 37.Callback взяла у этих детей в расчет их телосложение, рухи, технику прыжков, гибкость, координацию и умение чувствовать музыку. Теперь с детьми будут заниматься до 10 лет, а затем они смогут пытаться поступать в профессиональное хореографическое училище, откуда в 18 лет должны выйти в качестве истинных балерин.

Фото: Андрей Бардин

Илзе Лиепа подчеркивает, что такой высокий конкурс — почти 15 человек на место — объясняется возросшими требованиями к балеринам, которые сейчас значительно превышают предыдущие стандарты. «К примеру, когда-то в России появилась Анна Павлова, которая могла поднять ногу и коснуться ушка, а несколько десятилетий спустя в Париже появилась Сильви Гиллем, пришедшая из художественной гимнастики и обладающая невероятной гибкостью. Современные хореографы ищут именно такой материал, когда физические возможности практически безграничны. Я осознаю необходимость подготовки детей, чтобы удовлетворять эти требования. Поэтому мы не только ищем таланты, но и внедряем новые методики, чтобы наши дети соответствовали высоким стандартам», — заключает Илзе Лиепа.

Оцените статью
Хозяюшки