Приходится доверять ему на слово, поскольку современный портрет Моны Лизы удивляет тем, что у нее нет ни бровей, ни ресниц. Это подтверждает наличие в средневековой Флоренции моды на выщипанные брови, а также указывает на возможность их исчезновения в результате одной из неудачных реставраций картины.
- Чей портрет изобразил Леонардо Да Винчи?
- История создания картины и её путешествия
- Улыбка Моны Лизы меняется
- Взгляд Моны Лизы следит за зрителем
- Глаза
- Просто картина или шедевр
- Биография художника
- Благовещение
- Дама с горностаем
- Мадонна в скалах
- Тайная вечеря
- Смотри также
- Чесменский бой
- Радуга
- Среди волн
- Чёрное море
Чей портрет изобразил Леонардо Да Винчи?
Существует множество предположений и обсуждений относительно натурщицы, позировавшей для создания легендарного портрета. За годы исследований эксперты выдвигали различные интерпретации. Давайте рассмотрим самые известные из них.
Имеются основания полагать, что удивительная Мона Лиза на самом деле является Lisa del Giocondo, родившейся под фамилией Gherardini. Она была женой торговца из Флоренции Франческо ди Бартоломео ди Заноби дел Джокондо, чье имя также стало альтернативным названием для этой величайшей картины – Джоконда. Это предположение впервые было высказано в середине XVI века историком и исследователем биографии художника Джорджо Вазари.
Существует также довольно интересная теория, согласно которой натурщицей для картины могла быть мать самого Леонардо да Винчи, именуемая Катерина. Эта интерпретация была предложена австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом, который предполагал, что характерная улыбка натурщицы была порождением бессознательного художника и напоминанием о незабываемой улыбке его матери.
И еще одна версия утверждает, что шедевр, возможно, является автопортретом Леонардо. Эксперты отмечают, что есть заметное сходство черт лица натурщицы и самого художника. Некоторые ученые высказывают мнение, что живописец мог быть эксцентричным человеком, который нередко экспериментировал с женскими нарядами.
На сегодняшний день еще не удалось окончательно выяснить, кто же является истинной Мона Лизой. Было предпринято множество попыток разрешить этот вопрос, в том числе и розыск останков Лизы дель Джокондо с целью изучения ее ДНК и воссоздания контуров ее лица. Однако все эти попытки, к сожалению, не привели к каким-либо результатам.
История создания картины и её путешествия
Процесс написания Моны Лизы происходил в период с 1503 по 1519 годы. В это время выдающийся живописец жил в итальянской Флоренции. В этом портрете художник изображает женщину на фоне далеких пейзажей, в то время как её позирование в основном ориентировано прямо на зрителя. При создании своего шедевра Да Винчи отказался от привычной для его времени позы в профиль, что сделало стиль его работы моментально популярным и послужило основой для портретов вплоть до XXI века.
Считается, что Леонардо да Винчи начал работу над Джокондой около 1503 года. По мнению историков, в момент его смерти в 1519 году картина находилась еще в его мастерской. Эксперты полагают, что художник работал над портретом с перерывами в течение нескольких лет, добавляя тонкие слои масла каждый раз, когда находил для этого время и вдохновение. Небольшие трещины, которые сейчас можно наблюдать на полотне — кракелюр, равномерно распределены по всей поверхности картины. Особенно хорошо видны мелкие мазки в области рук.
По мнению экспертов, более детальная работа с глазурью в этом портрете соответствует более позднему стилю творчества Леонардо. После смерти художника, король Франции Франциск I, под чьим патронажем Да Винчи работал в зрелые годы своей творческой жизни, приобрел эту картину. С тех пор она мгновенно заняла особое место в коллекции королевской живописи. На протяжении многих веков портрет бережно хранился во французских дворцах, пока во время революции французские граждане не объявили, что собрание произведений искусства принадлежит народу. В разные времена шедевр находился в спальнях самого императора Наполеона. В XIX веке Джоконда на долгое время заняла свое место в знаменитом Лувре.
Улыбка Моны Лизы меняется
Вероятно, что взгляд посетителя музея сначала будет обращён именно на глаза Джоконды. В этот момент центральная ямка – часть глаза, отвечающая за фиксацию деталей – фокусируется на изображении глаз натурщицы, тогда как контуры губ приходятся на зону периферического зрения. Периферическое зрение не может различать мелкие детали, поэтому ошибочно воспринимает тени, падающие от скул, как улыбку.
Фото: Atilano Garcia / Keystone Press Agency / Global Look Press
На выставке в Музее Прадо в Мадриде в 2021 году была представлена копия картины Мона Лиза. Экспозиция была посвящена копиям и версиям произведений, созданных в мастерской Леонардо да Винчи при его жизни.
Если же глазам посетителя удастся сфокусироваться на губах, то центральная ямка будет запечатлевать все мелкие детали, и восприятие улыбки изменится.
Взгляд Моны Лизы следит за зрителем
Существует ряд портретов, которые создают похожее впечатление. Однако, по мнению доцента Гернота Хорстманна и научного сотрудника Себастьяна Лота из Билефельдского университета в Германии, у Джоконды нет такого эффекта.
Они провели эксперимент, в котором участвовали 24 человека. Участники смотрели на изображение картины на мониторе с высоким разрешением и должны были определить, в каком направлении направлен взгляд Джоконды. Испытуемые держались на расстоянии 66 см от монитора, между ними и изображением находилась линейка. Участники оставались на месте, а линейка перемещалась в течение всего эксперимента.
Учёные также решили проверить, как другие черты лица Джоконды влияют на восприятие зрителем. В рамках эксперимента изображение масштабировалось, например, участники видели только лицо и нос героини картины.
Фото: Lefteris Partsalis / XinHua / Global Look Press
На выставке в Афинах в 2019 году посетители могли ознакомиться с экспозицией, приуроченной к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи, который родился 15 апреля 1452 года в Италии и скончался 2 мая 1519 года во Франции.
Согласно предыдущим исследованиям, эффект того, что изображенное на картине лицо следит за зрителем, возникает, когда угол взгляда персонажа полотна составляет 5° влево или вправо. В то время как средний угол взгляда Моны Лизы, определенный в исследованиях Хорстманна и Лота, составляет 15,4° вправо, что указывает на то, что Джоконда на самом деле не смотрит на свою аудиторию.
Глаза
Изображение на весь экран
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент), 1503
Фото: Musee du Louvre
Взгляд глаз Моны Лизы, или, точнее, её глаза, также долгое время вызывали восхищение и вопросы у зрителей. Людей завораживает тот факт, что, вне зависимости от того, как они перемещаются относительно картины, кажется, будто женщина с полотна не отводит от них взгляд. В XX веке этот феномен получил название «эффект Моны Лизы», и в общественном сознании утвердилось мнение, что этот эффект придумал именно Леонардо да Винчи. Однако, следует отметить, что приемы, которые позволяли «оживлять» глаза вновь изображенных людей или животных, были известны еще в Древнем Египте, а уже в начале нашей эры Птолемей пытался научно объяснить это явление в своем труде «Оптика». Интерес к данному феномену в европейской живописи начал активно развиваться с середины XIV века, когда богослов Николай Кузанский стал одним из главных теоретиков, рассуждающих о том, как эффект, при котором нарисованный человек будто бы следит глазами за зрителем, особенно выражен на монастырских иконах. Это считалось свидетельством присутствия Бога и святых рядом с монахом. Когда Леонардо да Винчи начал работу над Мона Лизой, он уже достаточное время экспериментировал с этим приемом. В основе эффекта лежит оптическая иллюзия, создаваемая сочетанием двух факторов: во-первых, радужные оболочки глаз изображаются с легкой асимметрией относительно друг друга, а во-вторых, их положение соотносится с углом наклона головы. Если голова изображена анфас, то глаза должны быть обращены прямо (как, например, на портрете юноши Лоренцо Лотто); если же голова повёрнута, радужные оболочки должны смещаться в противоположном направлении от поворота головного положения – именно так и было показано в картине Мона Лиза.
Изображение на весь экран
Лоренцо Лотто. Портрет юноши, около 1505
Фото: Uffizi Gallery
Однако в 2019 году было выяснено, что сама Мона Лиза не обладает эффектом Моны Лизы. Исследователи из Билефельдского университета в Германии провели эксперимент, в ходе которого участникам было предложено с помощью линейки определить направление взгляда женщины на картине. Результаты показали, что Мона Лиза не смотрит прямо на зрителя – её взгляд отклонён примерно на 15 градусов и направлен на правое плечо того, кто смотрит на картину. Таким образом, преследующий взгляд портрета, по всей вероятности, является лишь психологической иллюзией.
Просто картина или шедевр
Невозможно отрицать высокие художественные достоинства этой картины. Она является безусловным шедевром эпохи Возрождения и значительным достижением в творчестве мастера, ведь сам Леонардо да Винчи высоко ценил данную работу и не расставался с ней в течение многих лет.
Большинство людей воспринимает общественное мнение и относится к картине как к загадочному произведению, шедевру, оставленному нам одним из самых гениальных и талантливых мастеров в истории искусства. Меньшие группы людей видят в Моне Лизе просто красиво и искусно выполненное произведение. Загадка картины состоит лишь в том, что мы наделяем её теми качествами, которые хотим увидеть сами.
Несмотря на это, имеется небольшая группа людей, которые относятся к картине с недовольством и раздражением. Да, такое бывает и такое имеет место быть, иначе как же объяснить по меньшей мере четыре случая вандализма, из-за которых полотно сейчас защищено тяжёлым пуленепробиваемым стеклом.
Как бы там ни было, Джоконда продолжает жить и радует новые поколения зрителей своей загадочной полуулыбкой и сложными неразгаданными загадками. Возможно, в будущем кто-то найдет ответы на существующие вопросы или же создаст новые легенды.
Биография художника
Благовещение
К сожалению, предыстория этой картины, на которой изображён архангел Гавриил, принесший Деве Марии благую весть о её избранности стать матерью Иисуса, практически не известна. Широкая публика узнала о существовании этого полотна только в 1867 году, когда оно было перенесено из женского монастыря около Флоренции в галерею Уффици. Исследователи считают картину одной из ранних работ Леонардо, однако имеются и сомнения относительно его авторства.
Дама с горностаем
Историю этой картины можно проследить лишь с конца XVIII века. Принято считать, что на ней изображена Цецилия (Чечилия) Галлерани, одна из любовниц герцога Лодовико Сфорца, который был миланским покровителем Леонардо. Горностай на картине символизирует геральдическую эмблему Сфорца, а греческое название этого животного (гален) позволяет сделать параллели с фамилией Цецилии. Эта девушка с юных лет приковывала внимание своим умом и красотой, и Леонардо смог замечательно передать оба эти качества в своём произведении.
Мадонна в скалах
Эта работа Леонардо является самой загадочной из всех его картин. Существует и другая версия этой картины, которая находится в Национальной галерее в Лондоне. Интересно, что Леонардо, известный своей склонностью к неоконченности работ, мог создать два варианта одной и той же картины. Художник получил заказ на создание алтарного образа для миланского Братства Непорочного Зачатия, и результатом стал именно тот образ, что выставлен в Лувре. Остаётся загадкой, почему Братство отказалось от первой версии картины (луврской) и потребовало её переписывания.
Тайная вечеря
Эта фреска является крупнейшей и единственной сохранившейся работой Леонардо. Заказ на её создание пришёлся на трапезную монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, расположенного близ Милана. Сюжет, изображенный на фреске, был традиционен для подобных помещений, но Леонардо интерпретировал его очень оригинально. Он запечатлел драматический момент, когда Христос сообщает своим апостолам о том, что один из них предаст его. За исполнение этого замысла художник блестяще справился, наглядно демонстрируя разнообразие реакций своих персонажей на эту сокровенную новость.
Смотри также
Иван Константинович Айвазовский
Чесменский бой
Айвазовский занимался не только созданием видов российских северных портов, но и исторической батальной живописью. Его эффектная картина «Чесменский бой» рассказывает о важнейшем эпизоде русско-турецкой войны 1768-74 годов. В июне 1770 года русская объединенная эскадра заперла турецкий флот, который на тот момент считался одним из самых сильных в мире, в Чесменской бухте и в ночь с 26 июня практически полностью его уничтожила. В этом бою турки потеряли 10 тысяч человек, тогда как русские — всего лишь 11.
Иван Константинович Айвазовский
Радуга
С 1860-х годов манера письма Айвазовского, который не копировал предметы с натуры, а как бы творил их заново, вступила в противоречие с новыми тенденциями в русской живописи, где преобладали жесткий реализм и социально значимые темы. Критики начали громко высказываться о том, что дарование Айвазовского иссякло и что он повторяет сам себя, выдавая лишь картины с изображением волн. Одним из ответов на эти обвинения стала картина «Радуга».
Иван Константинович Айвазовский
Среди волн
К моменту создания данной картины Айвазовскому исполнился восемьдесят второй год. Ничто в этой работе не указывает на усталость либо старческую слабость руки. Это полотно словно стало второй серией величественного образа, ранее запечатлённого художником на Чёрном море. На одной картине начинается буря, а на другой – она уже разразилась. Несмотря на свою почти монохромную палитру, эта живопись у Айвазовского удивительно не выглядит однообразной; она, казалось бы, светится внутренним светом.
Иван Константинович Айвазовский
Чёрное море
За внешним реализмом этого полотна скрыта глубочайшая метафизика. Море и небо выступают в роли главных героев. Сюжет картины может быть интерпретирован как их противоборство и единство. Чёрное море отличается своим неизменным ритмом, который отвечает вечному и размеренному дыханию мира, проявляясь во сменяющихся ритмических волнах. Крамской отмечал, что у Айвазовского есть феноменальные вещи, например, «Море». Это одна из самых грандиозных картин, которые ему известны.