На произведении под названием «Портрет Жаклин со скрещенными руками» Жаклин Рок изображена с её превосходным греческим профилем. Для Пабло Пикассо она становится символом средиземноморской женщины. В картине «Женщина-цветок» густая шевелюра Франсуазы Жило раскинулась, напоминая лепестки цветков. Её тонкая талия словно стебель, несущий округлые груди, которые выглядят как бутоны.
Пабло Пикассо — об авторе
Пабло Руис Пикассо был выдающимся испанским художником, скульптором, графиком, керамистом и дизайнером.
Он родился 25 октября 1881 года в испанском городе Малага в семье художника дона Хосе Руиса и Марии Пикассо-и-Лопес. Со временем Пикассо решил взять фамилию матери, что стало одним из его символов.
Пикассо считается основоположником кубизма, направления, которое он развивал совместно с Жоржем Браком и Хуаном Грисом. Этот стиль особенности характеризуется оригинальным подходом к изображению трёхмерного тела в виде ряда плоскостей, которые объединяются в одно целое. Художник щедро вкладывал свои силы и талант в графическое искусство, а также в скульптуру и керамику, оказав значительное влияние на развитие изобразительного искусства XX века и породив множество подражателей. По данным Музея современного искусства в Нью-Йорке, Пикассо создал около 20 тысяч работ за свою жизнь.
КнигиСмотреть 8
Эксперты единодушно признали Пикассо самым дорогим художником: в 2008 году только официальные продажи его произведений составили около $262 млн. Его работа «Обнажённая, зелёные листья и бюст» была продана на аукционе Кристи за рекордные $106 482 000 долларов, что сделало её самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным на рынке.
«Мне кажется, я на самом деле поэт-неудачник»
П.Пикассо
Перевод с французского и вступление Михаила Яснова.
В 1935 году знаменитый сюрреалист Андре Бретон представил свой доклад под названием «Сюрреалистическое положение объекта», в котором он утверждал, что живопись сталкивает внутренние представления человека с конкретными формами реального мира. Эта характеристика особым образом относится к работам Пикассо, который стремился создать отражение самого существа искусства и отношения человека к окружающему миру.
Креативное мышление
Одним из ярчайших примеров креативности Пикассо можно назвать ситуацию, связанную с его возлюбленной Дорой Маар, которая переживала горечь утраты своей любимой болонки. В попытке утешить её, Пикассо использовал обрывки салфеток, пригорая к ним сигаретой и создавая изображения глаз, фактически превращая каждую салфетку в комичный портрет пропавшей собаки, тем самым вызывая улыбку у своей партнёрши. Это проявление его художественного чутья и умения находить радость в печали стало символом их отношений.
Однако данный случай — это лишь один из многих примеров того, как Пикассо превращал случайные предметы, а иногда и обыкновенный мусор, в источники вдохновения и инструменты в своей работе. Один из его друзей, фотограф Брассай, вспоминал, что мастерская Пикассо была полна самых неожиданных предметов. На вопрос о целесообразности всей этой захламленности, художник отвечал, что всегда сможет найти применение каждому из этих предметов. Например, игрушечная машинка его сына служила ему муляжом по созданию морды обезьяны, а песок, картон и обрывки газет становились элементами кубистических картин.
Слева: Пабло Пикассо. Обезьяна с детёнышем. 1951 (отливка 1955 года). Бронза. Размеры: 53,3×33,3×52,7 см. МоМА, Нью-Йорк. Справа: Пабло Пикассо. Стакан, гитара и бутылка. 1913. Холст, масло, газета, уголь, карандаш. Размеры: 65,4×53,6 см. МоМА, Нью-Йорк.
Другим элементом креативности Пикассо являлась его способность не зацикливаться на одном стиле. В отличие от большинства художников он не считал своё художество замкнутым в рамках одной направления, а постоянно двигался вперёд, исследуя импрессионизм, аналитический и синтетический кубизм, сюрреализм и даже энгризм. Более того, для каждой новой возлюбленной Пикассо находил уникальный язык искусства, новый стиль, который соответствовал её индивидуальности и формировал портреты, передающие не только внешность, но и характер женщины. Он также экспериментировал с дизайном театральных костюмов, занимался керамикой, скульптурой, литьём и гравюрой.
Слева: Пабло Пикассо. Обнажённая в красном кресле. 1932. Холст, масло. Размеры: 130×97,2 см. Британская галерея Тейт, Лондон. Справа: Брассай. Фотография скульптуры Пикассо «Голова Мари-Терез» (гипс, 1931) в его мастерской в Буажелу. 1932. Размеры: 23×17 см. Музей Пикассо, Париж.
Эмоциональный интеллект
Упомянутое выше о порывах к созданию новых форм для новых любовных увлечений уже демонстрирует высокий уровень эмоционального интеллекта Пикассо. Тем не менее, наиболее ярким проявлением этой компетенции можно считать его живопись в период голубого времени.
В 1901 году картины Пикассо наполнились глубокими синими оттенками, и другие цвета, казалось, исчезли с его палитры. В возрасте двадцати лет художник сталкивался с тяжёлым временем из-за самоубийства своего близкого друга Карлоса Касагемаса. Эта утрата привела его к погружению в голубой цвет как символ печали, что определило стиль его творчества в течение нескольких лет. Тем не менее, Пикассо использовал свою скорбь как источник вдохновения, обращая внимание на страдания тех, кто оказывается за пределами общества, забытых и несчастных.
Слева: Пабло Пикассо. Старый еврей с мальчиком (слепой нищий с мальчиком). 1903. Холст, масло. Размеры: 125×92 см. ГМИИ им. Пушкина, Москва. Справа: Пабло Пикассо. Трагедия. 1903. Дерево, масло. Размеры: 105,3×69 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Для работ этого климата характерен один жест: люди, изображенные на картинах, часто укрываются в свободных одеждах, обнимая себя руками, как бы замыкаясь в своей одиночной печали. Только человек с тонким эмоциональным восприятием и способностью сострадать сможет так точно передать чужую печаль и безысходность.
Голубой и розовый
Голубой период (1901–1904) Пикассо охватывает как личные, так и финансовые трудности, его глубоко потрясло самоубийство Карлоса Касагемаса, что во многом определило его стиль и содержание произведений. В этот период художник использует холодные и голубые оттенки, чтобы передать свои чувства меланхолии, одиночества и страданий, часто изображая нищих и страдальцев. Важной работой этого времени считается «Нищий старик с мальчиком» (1903).
В отличие от голубого, розовый период (1904–1906) более яркий и оптимистичный. Пикассо предполагает палитру тёплых, нежных розовых тонов, а картины характеризует стремление к плавным линиям и естественным формам.
Темами данного периода становятся романтика странствий, одиночества и веселья, а главными персонажами — циркачи, артисты и танцовщицы. Одной из замечательных работ этого периода является «Акробат и молодой Арлекин» (1905).
Кубизм
Период кубизма делится на две основные фазы: аналитический кубизм (1909–1912) и синтетический кубизм (1912–1917). Пикассо произвёл революцию в изобразительном искусстве, стремясь использовать простые геометрические формы для передачи объемности предметов на холсте. Одним из знаковых произведений этого периода становится «Аккордеонист» (1911).
С 1925 по 1936 год Пикассо углубляется в сюрреализм. В этом направлении художник смешивает реальность с фантазией, играя с преобразованием форм и образов, создавая волшебные и мистические сюжеты. Тематика сновидений, мифологии и монстров становится характерной для его произведений. Наиболее известный работа, созданная в сюрреалистическом стиле, — «Женщина с цветком» (1932).
Где и как можно посмотреть картины Пабло Пикассо
Барселона
Самая большая коллекция произведений Пикассо находится в Барселоне. В этом музее можно увидеть около трёх тысяч его полотен. Работы Пикассо также представлены во Франции, Германии, Испании и во множестве выставочных пространств по всему миру. Некоторые из этих площадок предлагают возможность виртуального просмотра.
Эрмитаж
Санкт-Петербургский Эрмитаж демонстрирует удивительное разнообразие работ Пикассо. Например, посетители могут увидеть такие известные произведения как «Авиньонские девицы» и «Девушка на шаре», а также его футуристические эксперименты и классические картины.
Пушкинский музей
В Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина представлены картины периода 1900-х и 1910-х годов, включая «Свидание» (1900), «Портрет Хайме Сабартеса (Кружка пива)» (1901), «Старый еврей с мальчиком» (1903), «Девочка на шаре», «Испанка с Майорки» (1905), «Дама с веером», «Домик в саду», «Королева Изабо» (1909) и «Портрет Амбруаза Воллара» (1910).
Москва также является местом одной из крупнейших выставок работ Пикассо, которая проходит под названием «Сальвадор Дали и Пабло Пикассо». До 24 января 2024 года зрители могут увидеть оригинальные картины двух выдающихся испанских художников в Саду имени Баумана.
Выставка в папском дворце
1 мая 1970 года в Авиньонском папском дворце открылась грандиозная выставка, посвящённая творчеству Пикассо за последние годы: 167 картин и 45 рисунков. Посетители выставки были поражены необычайным обновлением стиля художника, отражающим новизну подхода к манере письма, выбору цветов и сюжетам, а также возвращением к испанским корням через образы мужей с шпагою, мушкетёров и матадоров.
Зрителей окружала атмосфера богатого и красочного маскарада, в котором переплетались образы мужчин с шпагою, пар и обнажённых женщин, а также торжественные портреты.
Помимо этого, Пикассо восстановил связь с родиной и своими испанскими корнями. Благодаря самому преданному другу — Хайме Сабартесу — в Барселоне, в великолепном дворце XV века в самом сердце старого города, был открыт музей Пикассо. Сам художник подтвердил, что Барселона — это город, который занимает важное место в его сердце, подарив музею почти все свои ранние работы.
Внезапный уход
1973 год становится решающим в жизни Пикассо — художник уже достиг 92 лет. Несмотря на преклонный возраст, в нём продолжает гореть сильное желание влиять на эмоции зрителей, освещая темные уголки человеческой психологии с помощью своей палитры: цвета, формы, образа и символа.
Его вера в собственные творческие способности и умение передать точную и наилучшую форму чувств, которые должны быть выражены, была непоколебима. Из-за необычайной жизненной энергии его смерть стала для всех неожиданностью.
8 апреля 1973 года Пикассо ушёл из жизни, и новость об этом потрясла весь мир. Создавалось впечатление, что его свет, таинственная энергия, всегда будет с нами.
Он часто говорил: «Полотна никогда не бывают закончены. Они просто останавливаются в определённый момент, поскольку что-то вмешивается в процесс работы».