Основания монашеского образа жизни

Изначально сами монашествующие начали разрабатывать определенные правила, которые они считали необходимыми для обеспечения порядка в своих постоянно растущих рядах.

Монашество

Мона́шество (слово «монах» происходит от греческого слова μοναχός — одиночный, единичный, а также живущий в уединении, его истоки можно проследить к слову μόνος – один, одинокий) – это образ жизни православных христиан, которые полностью посвятили себя практике молитвы и аскетическим подвигам.

Монах (от греч. μοναχός, что означает «одиночный») – это христианин, который полностью предал себя Богу, приняв обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Акт принятия обетов часто сопровождается постригом волос, что символизирует служение Богу и называется монашеским постригом.

monah - Монашество

В России монахов зачастую называют иноками, а сам процесс монашества – иночеством (от слова «иной»).

Монашество по своей природе призвано отражать жизнь Христа. В Евангелии Иисус представляется как идеал совершенного монаха: Он не женат, не имеет дома, живет в добровольной бедности, постится и проводит ночи в молитве. Монах стремится максимально приблизиться к этому идеалу, отвергая все, что может помешать его общению с Богом.

Монастырь представляет собой духовную оранжерею, где создаются наилучшие условия для преображения человека.

История монашества

Монашество стало массовым явлением в IV веке, когда гонения на христиан прекратились. Если раньше вера требовала от людей жертвенности и готовности к мученичеству, то теперь христианство стало государственной религией, и те, кто искал подвиги, устремились в пустыни Палестины и Египта, чтобы там создать свое «государство внутри государства».

Основателем пустынножительства и иночества считается прп. Антоний Великий (☨356)память 30 января. Он родился в Египте в богатой христианской семье. В 18 лет он остался сиротой после смерти родителей и унаследовал значительное состояние. Однажды, посетив церковь, он услышал слова Евангелия: “Если хочешь быть совершенным, продай свое имущество и раздай его нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною”. Эти слова глубоко тронули его, и он воспринял их как божественное призвание. Продав своё имущество и раздав деньги бедным, он удалился к одному старцу-отшельнику, под руководством которого начал вести подвижническую жизнь (стал анахоретом).
Преподобный Антоний положил начало иночества отшельнического, или скитского. В соответствии с установленным им порядком, подвижники под руководством одного аввы (отца) жили в своих уединенных хижинах или пещерах. Такие подвижнические общины стали называться лаврами.

При жизни преподобного Антония также зародился другой тип иноческой жизни – иночество общежительное. Подвижники собирались в одну общину под управляющим аввой и вместе проводили жизнь в одном или нескольких помещениях, следуя общим правилам. Такие общины назывались киновиями (общежитиями).
Основателем общежительного монашества стал преподобный Пахомий Великий (☨348)память 28 мая.

Считается, что основателем русского монашества является прп. Антоний Печерский (☨1073) – память 23 июля, который учредил Киево-Печерскую обитель.

Введение в жизнь православных монахинь

Определение женского монашества в православной традиции

Женское монашество в православной традиции представляет собой особое состояние жизни, являющееся отдельной формой служения в богослужебной практике. Оно включает в себя посвящение женщины служению Богу и поклонению Ему в рамках монастырской общины.

Монашество основано на идее, что Бог является верховным источником ценностей, и служение Ему должно быть наивысшей целью жизни. Женские монастыри служат святыми местами, где монахини преданно живут в молитве, труде и соблюдении духовных норм, стремясь к духовному росту и преображению.

В православной традиции женское монашество признается как уникальный путь следования Христу и более глубокое погружение в духовную жизнь.

Монахини обязуются следовать строго определенным правилам и давать обеты, включая обеты целомудрия, бедности и послушания. Они стремятся жить в непрерывной молитве, покаянии, служении ближним и постоянно искать духовное совершенство.

Женское монашество является свидетельством глубины веры и преданности Богу. Монахини служат образцом праведной жизни, отражая в своих поступках и молитвах идеалы духовного роста и преображения. Кроме того, они принимают активное участие в различных благотворительных и социальных проектах, оказывая помощь нуждающимся и внося вклад в общество.

Определение женского монашества в православной традиции открывает возможность для глубокого погружения в духовность, служение и преображение.

Исторический обзор развития женских монастырей и монашества

История женских монастырей богата и насчитывает многие столетия. Возникновение женского монашества в православной традиции можно связать с первоначальным образом жизни и примером первых жен-учениц Христа, апостолов и святых жен, упоминаемых в церковных текстах.

Первые женские монастыри появились на территории Древней Руси в IX веке. Одним из самых известных и древнейших женских монастырей является Киево-Печерский монастырь, основанный Святыми Антонием и Феодосием. Этот монастырь стал важным центром духовного просвещения и местом, где женщины могли посвятить свою жизнь служению Богу и духовному преображению.

В дальнейшем женское монашество начало широко распространяться по всей Руси. Монастыри служили убежищем для женщин от забот мирской жизни, позволяя им посвятить себя молитве и служению Богу. Монахини, следуя общим правилам, вели строгий и аскетичный образ жизни.

Со временем количество женских монастырей в России значительно увеличилось. Они стали центрами духовности, культуры и образования, способствуя развитию православной веры и предоставляя поддержку обществу в различных сферах. Монастыри играли важную роль в сохранении и передаче традиций, культурных ценностей и духовного наследия.

Тем не менее, история женских монастырей была полна испытаний и трудностей. На протяжении различных периодов они сталкивались с гонениями, закрытиями и репрессиями. Однако благодаря силе веры и способности преодолевать трудности, монашество продолжало существовать и оказывать положительное влияние как на верующих, так и на общество.

Сегодня женские монастыри продолжают существовать и развиваться, являясь центрами духовности, молитвы, образования и служения. Их миссия заключается в удовлетворении духовных потребностей верующих и оказании помощи тем, кто ищет духовного руководства и поддержки.

Женские монастыри и жизнь православных монахинь

Жизнь и практики в православных женских монастырях

Описание общего распорядка дня и регулярных практик монахинь

Жизнь в женских монастырях организована в соответствии с определенным распорядком дня, который помогает монахиням наладить духовную практику, приблизиться к Богу и служить ближним. Общий распорядок дня в монастыре строится на молитве, труде, учении и покаянии.

Монахини начинают свой день рано утром, просыпаясь для молитвы и служения Богу. Одной из основных практик, которая наполняет их жизнь, является молитва. Они уделяют значительное время молитве, включая богослужения, чтение Священного Писания и личную молитву. Монахини собираются в храме для утренних и вечерних молитв, а также для богослужений в течение дня. Молитва служит источником духовной силы, поддерживающим их в духовном развитии и служении.

В дополнение к молитве, монахини занимаются различными видами труда в монастыре. Это может включать работу по уходу за церковной утварью, пригласив прихожан, ведение хозяйственных дел, рукоделие и другие виды работ, необходимых для поддержки монастырской жизни. Труд является одним из способов выразить свое служение Богу и другим людям, а также развивать трудолюбие, самоотверженность и смирение.

Образование и учение также занимают важное место в жизни монахинь. Они изучают Священное Писание, духовные тексты, правила монашеской жизни и духовное наследие Церкви. Учение помогает углубить понимание веры и служения, а также развить духовную мудрость и осознание.

Покаяние и духовное наставничество являются также важными аспектами монахинь. Они посещают своих духовных наставников, делятся с ними своими размышлениями, желаниями и проблемами, а также получают духовное руководство и поддержку. Покаяние помогает сосредоточиться на своих духовных потребностях, искупить грехи и стремиться к духовному росту.

Таким образом, общий порядок дня и регулярные практики монахинь включают молитву, труд, учение и покаяние. Эти практики способствуют их духовному развитию, стремлению к единству с Богом и служению своим ближним. Они являются фундаментом жизни монахинь и помогают им пройти путь духовного роста и трансформации.

Роль молитвы, покаяния и духовного наставничества в жизни монахинь

Молитва, покаяние и духовное наставничество имеют особое значение в жизни монахинь, способствуя их духовному росту, преодолению страстей и достижению близости с Богом. Эти практики составляют важную часть монашеской жизни и помогают поддерживать глубокую связь с Богом, обновляя душу и преобразуя её.

Молитва является основой жизни монахинь. Они уделяют много времени молитве – как в общинах, так и в личной практике. Молитва укрепляет их веру, позволяет обращаться к Богу с просьбами и благодарностью, а также способствует покаянию, даруя духовное наполнение и направление. Через молитву они общаются с Ним и получают Его благодать и поддержку в своем духовном пути.

Покаяние также занимает важное место в жизни монахинь. Они регулярно выделяют время на размышления о своих мыслях, поступках и словах, искренне каясь в своих грехах и стремясь к обновлению сердца и души. Покаяние служит для них средством сохранения чистоты, смирения и расширения любви к Богу и окружающим.

Духовное наставничество играет ключевую роль в жизни монахинь. Они находят духовных отцов и матерей, которые помогают им в духовной жизни, направляют на пути к Богу и помогают преодолевать духовные сомнения и затруднения. Наставник становится для них путеводной звездой, предоставляя духовное руководство, молитвенную поддержку и мудрость.

Причины возникновения монашества

Разные факторы способствовали возникновению монашеских общин. Некоторые историки указывают на гонения, обрушившиеся на Церковь со стороны языческой власти, как на одну из причин. Например, гонения, начавшиеся при римском императоре Деции (249–251 годы), побудили многих убегать в пустынные места, включая аскетов. Эти подвижники, оставшиеся жить в пустыне, стали известны как анахореты или еремаиты. Вскоре гонения закончились, и к власти пришел император Константин Великий, который провозгласил религиозную свободу в Римской империи (Миланский эдикт 313 года), в первую очередь для христиан. После продолжительной борьбы с Церковью империя наконец капитулировала. К концу IV века христианство окончательно утвердилось как официальная религия в Римской империи.

Однако главным толчком к возникновению и развитию монашества, которое стало столь необычным и особенным явлением, послужили не гонения, а, наоборот, резкий мир и процветание Церкви. Массовое монашеское движение возникло как ответ на секуляризацию Церкви и церковного сообщества.

В Церковь потекли тысячи язычников, заполнив ее неофитами. Например, к моменту прихода Константина Великого число христиан в империи оценивалось современными историками в 7-10% от всего населения. К концу IV века это число возросло до более 50%. Многие из вновь пришедших становились лояльными к Православию, следя за примером императора, а некоторые приходили в Церковь из корыстных побуждений, стремясь к более быстрому карьерному росту. Империя продолжала жить своей обычной жизнью, что означало, что языческие обычаи продолжали существовать. Например, на стадионах проходили конные бега, а в амфитеатрах – языческие театральные представления, которые организовывались язычниками. Разнообразные праздники в честь языческих богов радовали и развлекали народ. Общепризнанными были Олимпийские игры и другие спортивные состязания, которые часто совпадали с языческими ритуалами. В некоторых местах продолжали действовать языческие школы, которые обучали философским учениям язычников, а простое население сохраняло многие обряды и суеверия, которые плохо сочетались с истинной христианской жизнью.

Киновия – идеальное христианское общежитие

С массовым притоком язычников в Церковь начала снижаться нравственность в христианских общинах, что привело к ответной реакции – появлению сообществ подвижников, стремящихся к нравственному совершенствованию. Аскеты стали удаляться из городов и селений в пустынные места и леса. Так стали образовываться первые монастыри и монашеские общины.

На начальном этапе монашество не представляло собой официальное церковное учреждение, а стало стихийным движением, порывом, в котором активное участие принимали миряне, – так подчеркивает в своих трудах протоиерей Георгий Флоровский. Именно такие миряне, стремившиеся осуществить на Земле христианские идеалы и не желавшие мириться с распущенностью нравов, уходили в пустыню, подчеркивая тем самым идею непринадлежности Церкви к миру, опираясь на слова апостола Павла: «Не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем» (Евр. 13:14).

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин описывает процесс образования первых общежительных монастырей, ссылаясь на авву Пиаммона (в своем 18-м собеседовании о трех древних родах монахов, глава 5): «Таким образом, род жизни киновитян начал формироваться с момента апостольской проповеди. Такова была жизнь первых христиан в Иерусалиме». По мнению преподобного Пиаммона, образование общежительных монастырей копировало первые христианские общины, возникшие в Иерусалиме во времена апостолов. Хотя постепенно после смерти апостолов христианская ревность стала угасать, оставаясь на фоне всеобщей холодности и равнодушия, некоторые все еще стремились жить по Евангелию и не давали никаких уступок миру. Эти люди, стремящиеся к духовному идеалу, всё больше приближались к пустыне и создавали сообщества по образцу раннехристианской общины. Такие группы христиан с сильной верой стали называть киновиями, а их насельников – киновитами.

Идеи, лежащие в основе формирования таких сообществ, как первохристианская община и строгий общежительный монастырь, абсолютно совпадали, поскольку жизнь всех членов сообщества строилась на евангельских заповедях. Тем не менее, историческое появление киновий несколько отличалось от истории первохристианской общины. Однако можно утверждать, что и та, и другая форма жизни стали следствием Провидения Божия.

Как уйти от греха

Для монахов было чрезвычайно важно избегать искушений общения с противоположным полом. Это требование особенно строго соблюдалось в женских монастырях. В Средние века монахинь, уличенных в недостатке веры, быстро наказывали жестким трудом. Их заставляли выполнять самую сложную и часто бессмысленную работу, что приводило их в отчаяние.

Утомление и унижение служили целью отвлечь женщину от греховных мыслей и вернуть ее к Богу. Но это было еще не самым страшным: упорствующая монахиня могла быть облачена в вериги – это тяжелые цепи, которыми обматывали тело непослушной монахини. При любом движении вериги причиняли боль, натирали кожу, причиняя страдания и страдания несчастной.

Иногда сами монахини пытались избавиться от своих греховных мыслей. Они прибегали к самоистязанию, придумывая довольно изощренные и жестокие методы. Наиболее распространенной практикой было самобичевание, когда они сами пороли себя плетью по обнаженной спине до появления крови. Также использовались власяницы – длинные рубашки из козьей шерсти, которые вызывали невыносимый зуд, отвлекая от мирских соблазнов.

Образ жизни в монастырях

Но самым действенным способом борьбы с плотскими искушениями был образ жизни монахинь. Женские монастыри были более строгими, чем мужские, располагались в отдаленных местах, нередко окружались стенами, и доступ туда для мужчин был запрещен, за исключением священнослужителей. Монахини иногда не видели посторонних людей годами, что значительно снижало вероятность впадения в плотской грех.

В современном мире монахини уже не заперты насильно в монастырях. Они могут выходить по своим делам и общаться с мирянами. Однако строгие правила продолжают действовать: их нарушение может привести к изгнанию. Эти правила касаются одежды, запрета на посещение развлекательных мероприятий, ношения украшений, использования косметики и другим аспектам жизни.

Все эти ограничения, вместе с постоянными молитвами, сильно влияют на монахинь. Некоторые не могут выдержать и покидают монастыри; но многие, со временем, вырабатывают внутреннее смирение и перестают воспринимать мужчин как сексуальные объекты.

Чины монашествующих

Послушник (ца) – это человек, живущий в монастыре, подчиняющийся его правилам и решивший стать монахом, но еще не прошедший постриг. При посвящении в послушники читается особая молитва. Послушники носят подрясник с поясом, а послушницы – подрясник и платок, повязанный на лоб. Иногда послушникам разрешается носить скуфью, а послушницам – апостольник.

Послушник в подряснике и скуфье с четками. Художник А. Шилов

Рясофорный послушник – это следующая степень, приближающая к монашескому постригу. Находящийся на этой стадии носит рясу, а женщины – апостольник, мужчины – скуфью. При посвящении в рясофор читается специальная молитва.

Рясофорная послушница. А. Шилов

Инок – это тот, кто прошел первый – малый – постриг. К облачению добавляется клобук с наметкой. В знак отказа от мирской жизни, при иноческом постриге иногда дают новое имя.

Инок

Монах – это полная степень монашеского пострижения. При постриге в монашество (малую схиму, мантию) принимаются обеты целомудрия, послушания и нестяжания. Обычно, чтобы подчеркнуть рождение в новую жизнь, при монашеском постриге дают новое имя. При этом, если оно сохраняется, монах получает нового небесного покровителя с тем же именем. Например, если в миру женщина носила имя Мария, в честь равноапостольной Марии Магдалины, то в монашестве её покровительницей станет прп. Мария Египетская. К облачению добавляются параман с параманным крестом и мантия.

Монах

Схимонах – постриг в великую схиму – это максимальная степень отречения от мира. Постригаемому дают новое имя. На великосхимника возлагается параман с многокрестием и аналав, который украшен изображениями Креста Господня и орудий страданий Спасителя. Клобук заменяется на куколь. Кроме того, схимники носят особую скуфью с вышитыми на ней херувимами.

Схимонах

Монашеские одежды

Подрясник – это длинное, закрывающее тело одеяние с длинными узкими рукавами, символизирующее простоту, нищету, смирение и целомудрие. Существует несколько фасонов подрясников: русский, греческий и болгарский (подробнее о них можно узнать в разделе нашего справочника, посвященном одежде для священнослужителей). Мужские и женские подрясники по своей сути сопоставимы, но при их пошиве важно учитывать разницу вценках для представителей обоих полов. В официальной обстановке и в храме монашествующие носят черный подрясник; в быту, особенно в летнее время, в некоторых монастырях допускаются другие цвета).

Подрясник черный

Пояс – символ обуздания плоти и подчинения ее духу, а также бодрости и собранности. Монашествующие носят широкий кожаный пояс или пояс из ткани (цельный или плетеный).

Пояс монашеский

Ряса – надевается поверх подрясника. В отличие от него, ряса имеет широкие рукава, западающие на ладонь. Она может быть русского или греческого покроя (подробнее об этом можно узнать в разделе, посвященном одежде для священнослужителей), может иметь подкладку или шиться без нее. Монашеская ряса всегда черного цвета. Это слово происходит от древнего бедного, изношенного одеяния, символизируя невзрачность и нестяжание.

Ряса с вышивкой

Срачица (иначе называемая сорочка, хитон, власяница) – это длинная свободная сорочка, закрывающая тело, которую носят под верхней одеждой. Древние подвижники носили власяницу – грубую одежду из шерсти верблюда или овцы, которая, соприкасаясь с телом, причиняла дискомфорт.

Срачица

Параман – это небольшой четырехугольный плат черного цвета, на котором изображен крест и другие символы страстей Христовых. На парамане написаны слова из послания апостола Павла к галатам: «Аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу» (Гал. 6, 17). Это символ принятия своего креста и следования за Господом. Название «параман» происходит от греческого слова παραμάντιον или παραμάνδυον, означающего «добавление к мантии». Параман носится на спине поверх сорочки и соединяется шнурами с особым параманным крестом, который прикрепляется поверх сорочки на грудь.

Параман монашеский

Параманный крест – это крупный деревянный крест, надеваемый поверх сорочки на грудь и соединяемый шнурами с параманом. Он имеет вверху и внизу петли для крепления шнуров.

Параманный крест

Мантия монашеская

Мантия (палий) – это длинный, широкий плащ, который спускается до земли, скрывая фигуру. Он застегивается на вороте. В Древней Руси монахи носили кафтан-однорядку вместо рясы, и таким образом мантия стала их основным отличительным одеянием. Следовательно, монахи в Древней Руси обязаны были всегда носить мантию, выходя из кельи.

Оцените статью
Хозяюшки