У Михаила и Руслана связи простираются не только по Курску, но и охватывают Украину, Молдову и Краснодар. Их семья успела побывать в разных уголках России, а на данный момент обосновалась на одном месте. Дом был приобретен с использованием материнского капитала. Как и многие цыганские семейства, их семья многодетная.
- Моя родина — свобода. По каким законам живут современные цыгане
- В школу приезжали на лошадях
- Почему младший сын всегда живет с родителями
- Свадьбы играют в 13 лет
- На что живут и где работают
- Цыганские дети во всей России 20 лет не учились
- Цыгане любят пироги и едят фрукты, вспоминая усопших
- Когда умирает человек, на улице разводят огонь
Моя родина — свобода. По каким законам живут современные цыгане
Корреспондент издания АиФ-Черноземье отправился в Курск, чтобы посетить Цыганский Бугор — одну из самых древних и исторически значимых частей города, с которой начинается почти тысячелетняя история этого места, и узнать, чем ныне живут современные цыгане.
В школу приезжали на лошадях
Местная школа №12 когда-то была церковно-приходским учебным заведением, построенным на средства города и местного купца Пузанова. Это здание уже существует 120 лет, и цыгане обучаются здесь довольно давно, хотя количество тех, кто завершается образование, оставляет желать лучшего.
— В настоящее время у нас учатся примерно семь цыган, — поясняет директор школы Елена Егорова. — Точную цифру предоставить не могу, так как она часто меняется, к тому же мы не классифицируем учеников по этническому признаку. У нас обучаются дети армян, азербайджанцев и украинцев. Образование для цыганских детей — процесс индивидуальный. Один из них, Ян Русецкий, даже смог поступить в институт. Есть воистину те, кто заканчивает девять классов и продолжает учёбу в средних специальных учебных заведениях.
Елена Егорова добавляет, что у многих её учеников родители не умеют читать и писать, и эта ситуация приводит к тому, что часто они обращаются к учителям с просьбами составить различные заявления.
В прошлом цыганам запрещалось селиться в центре Курска, из-за чего они были вынуждены переместиться на Цыганский Бугор. Каково было это место десятилетия назад, рассказывает местная жительница Людмила Толдонова:
Раньше здесь было меньше домов, и улицы выглядели довольно пустынно. Когда приходила весна, тут появлялись цыгане. Они гадали, просили милостыню и устраивали танцы на полях. Шатры, палатки, кибитки… В детстве нас пугали: «Если не будешь слушаться, отдадим тебя цыганам». А в школу, да, их дети действительно приезжали на лошадях — некоторые на седлах, другие и вовсе без них. Шли с рюкзаками на занятия, а лошади сами возвращались домой.
Почему младший сын всегда живет с родителями
— Кто такой барон? Это слуга народа. В переводе барон — это большой человек. Чтобы стать бароном, необходимо быть честным и справедливым. Если у тебя есть хлеб, делись им с другими. У нас народ выбирает барона, — рассказывает Виноградов. Он отмечает, что в других диаспорах такая должность может отсутствовать, но в молдавских традиция наличия барона обязательна.
Цыгане живут в Тюменской области с семидесятых годов. Одна часть прибыла сюда из Молдавии, где в те времена наблюдался кризис, другая же — из соседних регионов. Так, семья барона, к примеру, приехала из Курганской области. Цыгане больше не кочуют, предпочитая жить на одном месте с большими семьями. Они не признают многоэтажки, предпочитают частные дома. Эта любовь к частным домам обоснована особенностями традиций. Считается, что замужние цыганки не должны жить на верхних этажах. На второй этаж дома барона женщинам вход строго запрещён. Там могут находиться и жить только мужчины, дети и пожилые люди.
У самого барона три ребенка — двое сыновей и дочь. В среднем у цыган по пять-шесть детей, хотя бывает, что и десять и более. Младшие дети должны помогать родителям во всех делах в силу традиционного уклада жизни.
— По цыганским обычаям, младший сын должен оставаться с матерью и отцом до конца их дней. Он живет с ними в одном доме и несет ответственность за заботу о них, — говорит Виноградов.
Если кто-то из старших сыновей не захочет покидать дом родителей, а младший уже ушел, то эта обязанность возлагается на того, кто останется жить в семье. Но такие ситуации наблюдаются редко.
— В родительском доме остается один сын со своей семьей. Чаще всего это все-таки младший, — добавляет барон.
Свадьбы играют в 13 лет
Геннадий Виноградов женился в 13 лет, а его супруге, Ларисе Борисовне, тогда было 14 лет. В этом году они будут отмечать 44 года совместной жизни. За это время у них родилось трое детей, 12 внуков и 14 правнуков.
— Я богатый человек, — с гордостью говорит барон.
Выходить замуж в юном возрасте для молдавских цыган вполне нормально. Но ныне Геннадий Виноградов добился того, чтобы молодые девушки стали жёнами не ранее 15–16 лет.
— Цивилизация оказывает своё влияние, и наш народ становится более современным. Считаю, что сейчас право между мужчинами и женщинами распределяется примерно 70 на 30 в пользу женщин. Предоставляется больше ответственности и прав женщинам. Но, несмотря на это, обычаи и традиции предков мы остаемся верны, — уточняет Виноградов. — Девочки имеют возможность носить брюки и одеваться модно, как русские, лишь до замужества, до 15 лет. После того, как цыганка выходит замуж, она теряет право на такую одежду. После свадьбы она обязана носить платок и длинную юбку, а её прическа должна свидетельствовать о том, что она замужем. Замужняя женщина может носить платок даже дома, снимать его ей разрешается только в присутствии мужа.
Барон считает себя человеком современным.
— Конечно, с одной стороны, положительное влияние цивилизации на цыганский народ трудно отрицать. Однако, с другой стороны, женщина остается хранительницей домашнего очага и имеет много забот по хозяйству. Возможно, с таким развитием наши женщины будут вовлекаться в бизнес и политику, и это, на мой взгляд, интересно. Но, если говорить откровенно, наши традиционные ценности не всегда поддерживают такие изменения. Мы должны соблюдать старые обычаи и передавать их из поколения в поколение, — говорит барон.
Прав真正ая баронесса — Лариса Борисовна — женщина властная, но добродушная. На заданные ей вопросы отвечает лаконично.
— Я главная женщина в этом доме и в нашем таборе. Остальные женщины обычно прислушиваются ко мне. Они обращаются за советом по самым различным вопросам, — рассказывает Лариса Борисовна.
На что живут и где работают
— Молдавские цыгане всегда трудились. Даже в периоды заступа или экономических кризисов наши мужчины продолжали работать. Во многом их профессии связаны с металлом — кузнецы, жестянщики и сварщики. В настоящее время список профессий, практикуемых цыганами, заметно расширился. Вместе с этим многие начинают заниматься бизнесом, особенно в сфере торговли. Но в целом большинство цыганских бизнесов сосредоточено на металлообработке, — рассказывает Геннадий Саулович.
Что касается женщин, то в традиционных цыганских семьях они, как правило, не работают. Во-первых, говорит барон, как они могут работать, если в 20 лет у них уже имеются трое детей, а в 24 года — например, пять или шесть.
— Во-вторых, работающая женщина в таборе не считается хорошим тоном. Даже если молдавская цыганка захочет выйти на работу, её муж может запретить ей это, — поясняет Виноградов.
К тому же некоторые профессии воспринимаются цыганами как позорные, например, работа уборщика или дворника. Они не будут заниматься такими видами деятельности.
— Я ранее прочитала, что цыгане презирают профессию журналиста, уверяя, что никогда не выберут такую карьеру.
— Лично я с этим не согласен. Юристы и журналисты — это вполне уважаемые профессии, я их ценю, — замечает Геннадий Виноградов.
— Как вы относитесь к цыганам, работающим в полиции, например?
— Я таких ещё не встречал, — с улыбкой отвечает барон.
Цыганские дети во всей России 20 лет не учились
Раньше цыгане считались необразованным народом, и вели преимущественно кочевой образ жизни, но сейчас ситуация изменилась.
— У молдавских цыган очень мало людей с высшим образованием. Цыганские дети в России не обучались целых 20 лет. Представьте себе, целое поколение прошло мимо образования! В 1995 году я впервые поднял эту проблему. Я заявил, что цыганские дети также должны иметь возможность учиться. Первая школа для цыган была открыта в моем доме на первом этаже в 1996 году. У нас было очень много детей, причем обучались даже дети других национальностей. Кроме того, были случаи, когда отец и сын обучались в одном классе. Например, отцу было 25 лет, а его сыну — лишь 7 или 8. На сегодняшний день, я уверяю вас, цыганские дети учатся в школах так же, как и все остальные. После закрытия школы в нашем доме, всех учеников перевели в обычные учреждения. Это решение стало результатом стремления детей к социализации. В том, что цыгане получают образование, есть доля и моей заслуги. Можно сказать, что цыганские дети по всей стране учатся благодаря нашей методике, — делится Геннадий Виноградов.
Обратите внимание, что в учебных заведениях меньшинство составляют девочки, чем мальчики. Девочки заканчивают 5-7 классы и рано выходят замуж. Цыганки развиваются быстрее, чем другие, и становятся самостоятельными. С 10 лет их начинают обучать ведению домашнего хозяйства и подготовке к семейной жизни. Это знание передается им от матерей и сестер.
В цыганских семьях родители обычно выбирают партнёров для своих детей. Эта традиция существует давно. Как уверяют сами цыгане, зачастую молодые люди не могут не понравиться друг другу.
— Дети осознают, что их родители хотят для них только лучшего, поэтому подбирают для них самых подходящих кандидатов. У родителей есть жизненный опыт, и они понимают, в какую семью отдают своё чадо, или какую семью примут нового члена, — объясняют цыгане.
Как это происходит на практике? Например, родители мальчика начинают сватать его с девочкой из другой семьи.
— Мы можем проехать даже в другой город, в другой табор, и сватать нашего сына, — сообщает барон. — Если мы услышим, что там есть красивая, умная и добродушная девушка, которая может подойти нашему сыну, мы отправимся за ней. Учитывая, что разводы у нас очень редки, мы стараемся жить большими семьями всю жизнь вместе.
Барон сообщает, что статистика разводов среди них минимальная: два случая на тысячу браков. Развести семейную пару возможно, если жена оказалась неверной, но в этом случае муж имеет право простить её.
— Если возникает ссора или недопонимание, мы собираемся со старейшинами и пытаемся решить проблему. Я всегда считал, что нужно стремиться сохранить семью.
На свадьбах у цыган собирается огромное количество людей. Мы редко пишем и рассылаем приглашения. Все узнают о праздниках через сарафанное радио.
— На свадьбу мы собираемся по 500-700 человек, вся семья. У нас действительно весело, но всегда мирно, без конфликтов. На праздники приходят даже русские друзья. Мы уделяем внимание тому, чтобы на мероприятиях были люди, следящие за порядком. Среди обычаев есть традиция о выкупе невесты. Это может быть символическая сумма, например, 20 граммов золота или кольца. Эти суммы лишь для того, чтобы соблюсти традицию, по сути все это потом оказывается у молодоженов, — делится барон. — Мы также собираем денежные подарки для невестки в кружку — каждый может внести сколько посчитает нужным, будь то тысяча рублей или больше, в зависимости от возможностей.
Цыгане любят пироги и едят фрукты, вспоминая усопших
Цыгане обожают праздновать — Рождество, Пасху, а также День святых апостолов Петра и Павла, который приходится на 12 июля.
— В этот день мы собираемся и ставим на стол различные фрукты, которые не ели в течение года. Таким образом, мы почитаем память усопших, — рассказывают цыгане.
Что касается питания, молдавские цыгане особенно любят блюда из свинины и разнообразные пироги.
— Мы обожаем пироги. Например, сывьяко — сладкий цыганский пирог, часто готовится с орехами, — делятся рецептом цыганки.
Когда умирает человек, на улице разводят огонь
Прощание с покойником у цыган занимает три дня. В эти сутки люди могут приходить в дом, где лежит усопший, чтобы проститься с ним. Неподалеку от дома покойного всегда собирается большое количество людей, которые поддерживают друг друга и скорбят о утрате.
По словам барона, рядом с домом усопшего разводят огонь, небольшой костер.
— Огонь служит символом, указывая дорогу покойнику, — объясняет глава цыган.
Цыганские похороны проходят в соответствии с православными традициями — на кладбище.