Не хочу делать домашку. Как родителю преодолеть соблазн взять все в свои руки

Поддерживайте регулярность. Установив постоянное время для выполнения домашних заданий, у ребёнка постепенно сформируется привычка садиться за учебники именно в это время.

25 простых советов для ускорения выполнения домашних заданий

1 сентября в этом году окажется особенно необычным, так как многие его с нетерпением ожидают: даже подростки соскучились по учителям, одноклассникам и офлайн-урокам. Однако единственное, с чем школьники вернутся без энтузиазма, — это выполнение домашних заданий. Но у нас есть идеи, как сделать этот процесс более увлекательным и менее напряжённым. Рекомендации дают психологи, офтальмологи и детские ортопеды, а наглядные примеры — витрина маркетплейса Беру.

Основная проблема выполнения домашних заданий заключается в том, что дети часто не хотят их делать, а родители стараются либо заставлять их, либо делать всё за них. На практике же школьники способны самостоятельно справляться с заданиями (иногда, конечно, может понадобиться совет или поддержка родителей), но для этого необходимо ослабить контроль.

Научите вашего ребёнка планировать своё время и действовать в соответствии с этим планом. Не забывайте, что детям порой трудно сконцентрироваться на одной задаче, поэтому важно проявлять терпение, когда расписание нарушается. Объясните, что действия вашего ребёнка (или их отсутствие) влекут за собой результаты — это могут быть плохие оценки или пробелы в знании. Постарайтесь не принуждать ребёнка, даже если вам очень этого хочется: он должен понять, что выполнение домашних заданий — это его ответственность.

Если ребёнок задаётся вопросами о выполнении домашних заданий: сегодня он делает их утром перед уроками, завтра — перед сном, а послезавтра, возможно, на перемене или во время обеда, его искушение уклониться или смухлевать будет велико. «Сделаю потом. Сначала почитаю. Вечером. Утром» и тому подобное. Но если у ребёнка есть чёткий распорядок дня, ему будет легче смириться с этой неизбежностью: например, с шести до восьми вечера он посвящает время домашней работе, затем собирает рюкзак и после этого свободно распоряжается своим временем.

Важно также следить за тем, чтобы день ребёнка не был перенаполнен учебными занятиями. Если сначала у детей школа, потом репетиторы, затем секции, а в конце — выполнение домашних заданий, и если вы дополнительно просите их читать книги или смотреть образовательные видео, их сопротивление станет вполне оправданным: у ребёнка должно быть время для отдыха, которое он сможет использовать по своему усмотрению.

  • gallery image
  • gallery image
  • gallery image

Юлия Мигунова, психолог:

1. Создайте разделение пространства: для учёбы и для игры. Это поможет сформировать рабочую атмосферу и закрепит привычку трудиться на рабочем месте, а не развлекаться там.

2. Разбивайте большие задачи на более мелкие и доступные пункты. Поддерживайте прогресс вашего ребёнка, чтобы он сам мог видеть, как его невыполненное задание превращается в выполненное. За каждую крупную выполненную задачу можно придумать положительное подкрепление — что-то, что приносит радость вашему ребёнку (но важно, чтобы это не было десертом, так как это может способствовать формированию расстройства пищевого поведения).

3. Не выполняйте всё сразу. Важно устраивать перерывы и не перегружать ребёнка. Умеренная физическая активность (это может быть простое выполнение танцевальных движений для TikTok), прогулка (например, с собакой), полезный перекус (доступная овощная тарелка вместо шоколадок и пирожных) или любые виды сенсорной стимуляции — от хождения по специальным ортопедическим коврикам до различных видов ручной работы — могут стать отличным способом отдохнуть.

  • gallery image
  • gallery image
  • gallery image

Как не навредить?

Порой ребёнок не хочет заниматься выполнением домашних заданий не потому, что ему трудно или не нравится учиться, а потому, что окружающая среда не располагает к этому — он может даже не осознавать этого. Одной из причин могут быть слишком много спонтанных событий за рабочим местом: как игры, так и общение с друзьями, помимо учёбы. В таких случаях на столе у ребёнка оказывается множество отвлекающих факторов, и ему психологически труднее сосредоточиться, когда он сидит в том же месте, где только что занимался творчеством или играл в игры.

Кроме того, физический комфорт на рабочем месте также имеет значение. Если стул неудобен, если локти не помещаются на столе, или пространство слишком ограничено, то данная проблема легко решается: просто создайте комфортное пространство, выберите подходящую мебель и освещение, найдите удобное место в квартире, создайте вокруг рабочую атмосферу — например, используя книги и учебные пособия, которые ребёнок может использовать при необходимости.

  • gallery image
  • gallery image
  • gallery image

Наталья Ворошилова, офтальмолог:

Оптимальными источниками освещения являются лампы накаливания, но они постепенно выходят из обихода. Всё чаще используются галогенные и люминесцентные лампы, и иногда приходится выбирать из них.

Люминесцентные лампы могут оказывать негативное влияние на зрение: они способствуют быстрой утомляемости и, как следствие, близорукости. Галогенные лампы бывают разных форматов, и важно выбирать свет от проверенных производителей, с оттенками теплого спектра; цветовая температура не должна превышать 3000 кельвинов. Проверить лампу на качество можно простым способом: наведите камеру вашего телефона или планшета на источник света. Если на экране видны мерцания, такую лампу лучше не покупать.

Также важно учитывать расположение источника света: он должен располагаться слева от ребенка, если он правша, и справа, если он левша. Но не стоит забывать о правильной позе во время работы: поверхность стола должна быть наклонена под углом 15–20 градусов, а расстояние от глаз до учебника или тетради должно составлять не менее 30–35 см.

  • gallery image
  • gallery image
  • gallery image

На изображении представлена настольная лампа, подставка для книг и витамины (БАД. Не является лекарственным средством)
Лампу можно установить справа или слева от ребенка, а также настроить положение света так, чтобы он освещал стол, а не попадал в глаза. Подставка для книг и учебников поможет обеспечить комфортный наклон для визуального восприятия. Однако на зрение в большей степени влияет общее здоровье ребенка — укреплять его можно с регулярными прогулками, правильным питанием, соблюдением режима дня и приемом витаминов.

Елена Адулас, детский ортопед:

Для школьников рекомендуется использовать стабильный стул правильной высоты. Определение правильной высоты происходит следующим образом: стопы ребёнка должны находиться на полу, а тазобедренные и коленные суставы должны быть согнутыми под углом 90 градусов. Правильная высота стола — это когда кончик среднего пальца руки, находящейся на локте, прижатого к столешнице, может коснуться угла глаза. Важно следить за тем, чтобы ребёнок сидел ровно на стуле, не поджимал ногу под ягодицы, стабильно держал спину и периодически опирался на спинку стула для отдыха.

Советы психолога: «Я не хочу делать уроки»
Консультация по психологии

Эта фраза выражает чувства малыша, в данный момент все его мысли сосредоточены на том, что он не хочет выполнять домашние задания. В такой ситуации важно не повышать голос и не заставлять его, а лучше попытаться понять его состояние: «Я вижу, что ты не хочешь». Однако это не значит, что вы разрешаете ему не выполнять задания. Будьте рядом. «Да, у тебя много заданий на сегодня, я вижу, ты не хочешь учить цифры и буквы, писать их и решать примеры. Это действительно сложно, и я понимаю, что тебе не хочется». Проговорите чувства и эмоции вашего ребёнка, а затем найдите способы облегчить выполнение домашних заданий. Если это математика, можно попробовать разработать интересные подходы для её изучения; любые тексты можно обсудить и визуализировать с помощью схем и рисунков (так запомнить информацию будет легче без зубрёжки).

Ограничивайте время на выполнение заданий.

Используйте таймер на телефоне или песочные часы в виде игры. «Давай сделаем 20 минут на математику, а потом посмотрим, сколько времени ты на это потратил и всё ли у тебя получилось». Только не говорите это строго, чтобы у ребенка не возникало паники: «Ой, всего 20 минут, надо быстро всё сделать, иначе мама будет ругаться». Эмоционального давления быть не должно, это всего лишь игра, что делает процесс более увлекательным и проверяет скорость выполнения. Просто наблюдайте, сколько заданий он сможет закончить за 20 минут. Если не успеет, не беда, математика может занять немного больше времени, но по письму он может справиться даже быстрей, чем истечёт время.

Деление домашних заданий на такие кусочки помогает детям быстро их выполнить без стресса.

Теперь у нас есть возможность с этим поработать: в один день ребёнок начинает делать уроки сразу после детского сада, в другой — сначала играет, а потом занимается обучением, а в третий — идёт на секцию, и выполняет уроки поздно вечером. Иногда, когда вы не можете найти время, он опять садится поздно вечером и процесс заканчивается скандалами. В этом нет стабильности, нет четкого расписания. Ребёнок тратит время на то, чтобы подумать: «Когда же я буду делать задания сегодня?» Но этого явно не должно быть.

Когда выполнение домашних заданий происходит в чётко отведенное время, когда предусмотрен строгий распорядок дня и определённое время на выполнение домашних заданий, ребёнок выполняет задания гораздо более эффективно. Это становится для него чем-то привычным, как, например, чистка зубов по утрам. Соответственно, ваши крики о том, что «я не хочу делать уроки», исчезнут.

Формируйте положительное отношение к учебе.

Вот что говорят родители: «Сколько можно?» «Что из тебя вырастет?» «Я устала сидеть с твоими уроками» «Садись быстрее за занятия», «Не хочешь стать двоечником?» «Ты достал меня своими заданиями» и так далее. Когда мы ссоримся касательно работы по дому, она становится для ребенка ещё более ненавистной. При упоминании «уроки» он морщится, кричит, что не хочет их делать, топая ногами или стуча руками.

— Перестаньте выражать недовольство (первая писанина каждый раз как курица лапой, ему не хватает знаний и так далее). Ребёнок слышит это и может начать думать, что это правда, и теряет желание что-то менять.

— Сделайте занятия более интересными и занимательными. Вы можете включить обучающие видео на ту же тему. В настоящее время можно найти интересные видео практически по всем предметам учебной программы.

— Не сидите рядом с ребёнком, когда он делает уроки, тем самым изменив его восприятие домашних заданий с негативного на позитивное.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, КОГДА ДЕТИ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ (СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА).

Мы обычно стремимся найти простые ответы на сложные вопросы, иногда забывая, что в мире нет ничего более запутанного и таинственного, чем человек.

Что делать, если ваш ребёнок дерётся? Советы психолога.

На протяжении любого этапа развития детей, большинство родителей сталкиваются с проявлениями агрессии у своих детей.

Что делать, если ребёнок кусается: советы психолога. 16.01.2017

Что делать, если негде дружить вашему ребёнку (советы психолога)?

Как же приятно, когда у ребёнка есть друзья. Как интересно может быть в детском саду, если у малыша есть кем поиграть, пообщаться и придумать что-то новое. Но что делать, если он не находит общий язык ни с одним из детей?

Что делать, если ребёнок кусается: советы психолога

Консультация психолога для родителей.

Советы психолога: «Что делать, если ребёнок не хочет ходить в детский сад?»

Несколько причин, по которым ребёнок может не желать идти в садик: первая причина — страх расставания с родителями.

«Не хочу делать уроки». Консультация для родителей.

Основные правила организации эффективной помощи ребёнку с домашними заданиями, которые могут принести ему действительно пользу, а не навредить.

Как помочь ребёнку с домашними заданиями: 8 практических шагов

Теперь перейдем к практическим рекомендациям: когда необходимо вмешиваться, в чем будет заключаться помощь, когда следует отступить и как объяснить ребенку, какие преимущества можно извлечь из неудач в выполнении заданий. Главное — сосредоточиться на конечных результатах, а не на мелочах; всегда держите в уме долгосрочные цели, касающиеся роста, автономии, компетенции, мастерства и усердия.

Вот несколько практических шагов, которые родители могут предпринять для того, чтобы помочь детям любого возраста научиться самостоятельно организовываться, строить стратегии и брать на себя ответственность за выполнение домашних заданий.

Маленьких детей нужно обучать пошагово, пока привычки не сформируются, но родители могут надеяться, что со временем ребёнок начнёт контролировать эту сферу своей жизни. Если вашему ребёнку больше, но он не брал на себя ответственность за учёбу, лучшая стратегия — дать ему возможность самому контролировать свои первые шаги.

Обеспечьте наличие «топлива». Мозг не сможет функционировать без пищи и воды. Позаботьтесь о том, чтобы подготовить (или предложить ребёнку приготовить) полезный перекус и достаточное количество воды, чтобы ваши усилия по оптимизации питания способствовали эффективной деятельности его мозга.

Избавьтесь от отвлекающих факторов. Даже незначительные отвлечения, такие как переключение между заданиями или кратковременные рассеивания внимания, приводят к ошибкам. Согласно последним исследованиям, отвлечение всего лишь на три секунды удваивает количество ошибок в задании, так как важные детали могут выскользнуть из кратковременной памяти. Запланируйте создание тихого и спокойного места для выполнения заданий.

Поймите требования. Необходимо чётко знать, что ожидают от вашего ребёнка его учителя. Многие преподаватели публикуют или рассылают родителям онлайн-планы уроков на неделю, чтобы они могли заранее ознакомиться с заданиями. Используйте доступную информацию для уточнения ожиданий и планирования заданий на всю неделю. Учителя начальных классов часто составляют специальные письма для семей с разъяснением ключевых понятий, которые они проходят в школе. Если ребёнок постарше испытывает затруднения в понимании требований, предложите ему напрямую обратиться к учителю с вопросами.

Организация и стратегия. Во время больших перемен я прошу учеников составить список дел на доске, вывешенной в классе. Таким образом, они получают возможность структурировать свои задания. Вы также можете дома поинтересоваться: Как у тебя с английским? Кажется, по понедельникам — грамматика? — и помочь ребёнку расставить приоритеты.

Скажите ребёнку начать с самой сложной задачи. Исследования показывают, что ресурсы самоконтроля в нашем мозгу ограничены и наилучшим образом доступны в начале выполнения домашнего задания.

Оценивайте конечный продукт. Приучите ребёнка в конце выполнения задания, а также после завершения всей домашней работы делать паузу и проверять, выполнено ли задание в соответствии с указанными требованиями. Некоторые учителя просят родителей подписывать задания, но важно развивать у ребёнка способность самостоятельно оценивать соответствие своей работы ожиданиям. Когда ребёнок научится этому, предупредите учителя, что впредь вы не будете подписывать его работы: ребёнок полностью отвечает за выполнение своих домашних заданий.

Мотивируйте, чтобы ребёнок начал выполнять уроки

Причиной нежелания выполнять домашние задания часто оказывается отсутствие мотивации. Хвалите и поощряйте своего ребёнка за усердие, подстёгивайте интерес к знаниям и объясняйте, как можно использовать полученные знания на практике.

Придумайте систему поощрений. Например, если уроки сделаны своевременно, вы можете вместе выехать на прогулку или посмотреть новый фильм. В противном случае получение удовольствия откладывается. По выходным отмечайте успехи в виде похода в парк или развлекательный центр.

Покажите, как школьные знания применяются в жизни. Математика поможет в расчетах сдачи в магазине, грамотное использование русского языка будет полезно для переписки с друзьями, а знания биологии пригодятся при уходе за домашними питомцами и растениями.

Не превращайте обучение в утомительное чтение учебников. Посещайте музеи и экскурсии, смотрите совместно научно-популярные фильмы, подходящие возрасту вашего ребёнка. Покажите ему увлекательные видеоролики на Youtube по различным предметам. Выбирайте способы подачи информации, которые лучше всего подойдут именно вашему ребёнку. Пройдите небольшой тест, чтобы определить, какие задания ваш школьник выполняет лучше всего, и используйте эти параметры при выборе обучающих программ.

Реакция

1

Реакция

3

Реакция

1

Не хочу учиться

С этой затруднительной ситуацией почти четверть моих клиентов обращаются за помощью.

Дети уже в начальных классах начинают проявлять нежелание учиться. Их трудно усадить за уроки. Если же их всё-таки удаётся посадить, они постоянно отвлекаются и выполняют работу небрежно.

На задания уходит много времени, и в итоге ребёнок не успевает погулять, поиграть или пойти на кружок, заняться чем-то еще интересным и полезным.

Я использую следующую схему в таких случаях:

  1. Изучаю медицинскую карточку, чтобы выяснить, есть ли (было ли) что-либо с неврологической точки зрения. Например, ПЭП, ППЦНС или что-то в этом духе.
  2. Узнаю у родителей о чувстве честолюбия: как у ребёнка (переживает ли он за свои ошибки и низкие оценки, или ему безразлично) и как у самих родителей (как часто в неделю они remind ребёнка, что учёба — это его ответственность и кем и как он должен стать, проводя время на подготовку домашних заданий).
  3. Досыта расспрашиваю о том, кто и как отвечает за выполнение домашних заданий.
  4. Объясняю родителям, что именно им (и учителям) нужно, чтобы младшеклассник занимался подготовкой домашних заданий. Ему это не нужно, хочется только поиграть. Взрослая мотивация (Я должен сейчас что-то неинтересное, чтобы потом, спустя некоторые годы…) появляется не ранее пятнадцати лет. Детская мотивация (Хочу быть хорошим, чтобы мама или учитель похвалили) часто исчерпывается к 9–10 годам.

Учебная мотивация: как ее восстановить, если она отсутствует?

Тренируйте волевой механизм. Если в медицинской карточке присутствуют соответствующие неврологические отметки, значит, волевые качества ребёнка могут быть ослаблены, и родителям необходимо некоторое время поддерживать его в этом процессе — как будто занимаясь терапией. Иногда достаточно просто придержать руку у ребёнка на голове, чтобы он аккуратно выполнял несложные задания.

Надеяться, что он все запишет в школе, не стоит. Поэтому важно заранее иметь информацию о том, что домашнее задание задано, а не было написано учителем.

Но волевые качества требуют развития и тренировки, чтобы впоследствии они стали действенными. Регулярно (например, раз в месяц) проводите небольшие проверки: «Сын мой (дочь моя)! Может быть, ты уже стал так могущественен, взрослен, умён и т.д., что сможешь самостоятельно переписывать упражнение?» Если не получилось, то ничего страшного. Попробуем ещё раз через месяц. Если удалось выполнить задание — прекрасно!

Экспериментируйте. Если в карточке отсутствуют тревожные отметки, и ребёнок кажется честолюбивым, проводите эксперименты. Дайте ребёнку возможность на время освободить себя от ваших забот: «Что я могу сделать сам?» Если вдруг по намеченным итогам произойдут неудачи или опоздания в школу, это не повод для паники.

Важно помнить, что эксперимент должен быть мирным и дружелюбным, а не основанным на мести: «Вот я тебе покажу, как ты сам можешь справиться». Дорогие достижения фиксируйте и поощряйте: «Вот, оказывается, я могу позволить тебе взять на себя эту ответственность!». Так пять с лишним лет с самого начала ставится вопрос о том, кто будет наиболее ответственен.

Ищите альтернативы. Если у ребёнка нет ни неврологических проблем, ни честолюбия, то лучше оставить школу в покое и искать успехи вне её — в том, что ему интересно и что у него получается. У каждого ребенка есть свои значимые интересы, и если он почувствует себя успешным и комфортным в чем-то, это положительно скажется на учебной деятельности.

Измените установки Если у ребёнка присутствуют неврологические диагноза, а у родителей — честолюбие, лучше оставить его в покое и поработать с родителями.

Это алгоритм, который я обычно предоставляю родителям. Но, возможно, среди наших читателей есть педагоги и психологи, которые хотели бы добавить своё мнение или уточнения. Проблема непростая, и их опыт мог бы многим помочь. Пишите!

Оцените статью
Хозяюшки