После окончания Великой Отечественной войны в селе Курцево была основана фабрика, специализирующаяся на производстве детской мебели, украшенной характерными городецкими рисунками. В 1960‑х годах основной производственный цех фабрики переехал в город Городец, где продолжает функционировать и по сей день. Посетители завода имеют возможность наблюдать за процессом создания экспонатов, а также могут увезти с собой панно, созданное своими руками во время экскурсии.
- Русский народный промысел: имя, традиция или бренд?
- Кустарные изделия из металла
- Жостовская роспись
- Абрамцево-Кудринская резьба
- Виды народных промыслов
- Роспись
- Хохломская роспись по дереву
- Городецкая роспись по дереву
- Мезенская роспись по дереву
- Жостовская роспись по металлу
- Народные промыслы в современном мире
- Гжель
- Хохлома
- Что такое народные промыслы
- В НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ – ИСТОРИЯ НАРОДА
Русский народный промысел: имя, традиция или бренд?
Народные художественные промыслы — это элементы кустарного производства, в которых создаются художественные изделия, как для утилитарных, так и для декоративных целей. Они обладают признаками, такими как преемственность, привязанность к определённой географии и культурной среде. Темы и образы, использующиеся в народном искусстве, могут сохраняться без значительных изменений на протяжении многих веков, передаваясь из поколения в поколение.
Русские народные промыслы представляют собой отражение нравов, традиций и исторического существования русского народа, они служат воплощением предметной области его культуры. Хотя далеко не все из них дошли до наших дней, и не все имеют древние корни, каждый из них так или иначе отражает специфику русской народной культуры.
Для коллекционеров и ценителей антиквариата важно понимать, что понятие народного художественного промысла является довольно расплывчатым. Характерной особенностью ручной работы является её авторский характер, в то время как автор, творец, не всегда строго связан ни с традицией, ни с определенной географией.
Художественная ценность изделий народных промыслов в значительной степени определяется их уникальностью. Тем не менее, сами промыслы часто основываются на повторяемости форм и могут включать элементы механизации. Например, для создания матрёшек используются токарные станки, а для резьбы по кости вполне естественно применение бормашин.
В связи с этим возникают непростые вопросы, такие как: может ли любая резьба по дереву считаться русским народным промыслом, или только те стили резьбы, которые сохраняют традиционные мотивы? Как быть в случае, если богородская игрушка будет изготовлена в другой части России: останется ли она произведением данного народного промысла?
На оценку изделий народного творчества также влияет их популярность и известность. Это значит, что мастера, желающие вывести свои работы за пределы локального рынка, прикладывают много усилий для продвижения и популяризации своей продукции. Ранее для этих целей использовались выставки и ярмарки, а сейчас основными площадками служат специализированные сайты и социальные сети.
Глобализация значительно ускорила развитие рынка. В таких условиях коллекционеру следует при оценке изделий прежде всего учитывать возраст и состояние объекта, его художественную ценность, а лишь затем — его связь с определенным промыслом, известность которого может быть весьма изменчивой.
Кустарные изделия из металла
Возможно, древнейшим массовым производством из металла можно считать художественное литье. Как и у других народов, на Руси пользовались популярностью фигурки и украшения из цветных металлов. Часто литейные работы сочетались с другими техниками: зернью, филигранью, чеканкой, чернью, и эмалью.
К концу XVII — началу XVIII века город Павлово-на-Оке стал крупным центром литья медных сплавов. Особым искусством отличались работы павловских замочников, которые создавали литые фигурные замки самой замысловатой конструкции.
Хотя древние литейные промыслы постепенно угасали, в середине XIX века в городе Касли на Урале было освоено литейное производство мелкой пластики из чугуна, которое стало известным во всем мире. Традиции каслинского литья базировались на четкости стилизованного силуэта, сочетании продуманных деталей и обобщенных форм с игривыми бликами света. Готовые изделия покрывались черной краской особого рецепта, известной как голландская сажа.
Техника чернения по серебру зародилась еще в X веке, однако продукция из Великого Устюга в XVIII веке значительно повысила популярность этого народного промысла. Это были сюжетные черневые гравюры с тонко проработанным фактурным золотым фоном и орнаментальным решением изделия. В 30-е годы XX века ремесло было возрождено в виде артели, а затем фабрики Северная чернь.
А также отдельным направлением народного творчества является скань, или филигрань — узоры, созданные из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, либо витков, накладываемых на металлическую основу, наряду с зернью (вместо проволоки используются шарики).
Подстаканник Скань, мельхиор, 1972 г.
Эта техника, изначально возникшая в Египте, пользовалась популярностью на протяжении всей истории России. Скань комбинировалась с другими материалами, такими как кость, эмаль, дерево, драгоценные камни, хрусталь и перламутр. В советский период особенно популярны стали вазочки и подстаканники в технике скань, производимые в различных ремесленных центрах страны.
Жостовская роспись
Где: деревня Жостово, Московская область
Изготовление посуды с цветочными композициями в Подмосковье началось в первой трети XIX века. Этот стиль русской народной росписи возник в подмосковном Троицке и трёх поселениях Троицкой волости (ныне — Мытищинский район) — Жостове, Осташкове и Хлебникове. Мастера изготавливали предметы быта в технике папье‑маше, которая представляет собой смесь бумаги с клеевым компонентом. В результате получались легкие, недорогие в производстве изделия.
XIX век. Поднос Букет. Авторство: мастерская Вишняковых. Начало XX века. Поднос Фрукты в корзине. Автор: инок Афоний. Современная работа. Фото: Andreykor, CC BY-SA 4.0, сайт фабрики Жостово.
Появление и распространение этого стиля связывают с именами братьев Вишняковых — предприимчивых крестьян, которые открыли в Жостове лакировочную мастерскую. Считается, что именно они первыми начали покрывать свои росписи, помимо посуды из папье‑маше, металлическими подносами.
К 1825 году братья Вишняковы уже открыли магазины, где продавали свою продукцию. Благодаря своим усилиям они превратили народный промысел в успешный бренд, и жостовские подносы, сахарницы и другую кухонную утварь стали визитной карточкой Жостова и его окрестностей.
Жостовская роспись легко узнаваема благодаря черному фону и ярким изображениям, которые филигранно выполняются рукой мастера. Однако посуда также может быть окрашена и в другие цвета, такие как красный или синий. Главное — полевые цветы, которые служат основой для любой художественной композиции.
На сегодняшний день в Жостово функционирует фабрика, изготавливающая изделия с росписью. Сюда можно приехать на экскурсию, чтобы подробнее узнать о промысле и увидеть процесс создания шедевров собственными глазами. Также у гостей есть возможность попробовать расписать поднос самостоятельно на мастер-классе. Если же желание отправиться в пригород отсутствует, жостовские сувениры можно приобрести и в Москве — фирменный магазин с изделиями местных ремесленников находится на Пятницкой улице.
Абрамцево-Кудринская резьба
Где: село Абрамцево, Московская область
Мало кто знает, что знаменитое село когда-то называли ремесленной столицей Подмосковья, наряду с деревней Жостово. В конце XIX века сюда собирались мастера резьбы по дереву со всех окрестностей. Работали они непосредственно в стенах усадьбы Абрамцево: её владелец, меценат С. И. Мамонтов, стремился развивать народные художественные промыслы и потому поддерживал умельцев.
Супруга Мамонтова также создала школу, где обучала местных детей грамоте и искусству превращения деревянных брусков в произведения искусства. Открытая при школе мастерская со временем превратилась в кузницу высококлассных специалистов по резьбе.
В 1885 году работу мастерской возглавила художница Е. Д. Поленова (младшая сестра известного живописца В. Д. Поленова), которая вывела ремесло на новый уровень: начиная с её эскизов, стали производить резную мебель. Предметы интерьера с сложными орнаментами пользовались спросом в столице.
Одним из наиболее талантливых выпускников мастерской оказался резчик В. П. Ворносков, родившийся в соседней деревне Кудрино. Именно из-за его искусных изделий в названии промысла появилась ссылка на этот населённый пункт.
Абрамцево-Кудринская резьба относится к плоскостным изделиям (то есть рисунок нанесён на поверхность, не углубляясь значимо). Узнать продукцию можно по флористическим мотвам: основой композиции являются орнаменты из лепестков с закруглёнными краями. Готовые предметы не окрашиваются, а лишь тонируются морилкой. После этого пигмент удаляется с выпуклых частей — это создает эффект дополнительного объёма. Однако некоторые произведения покрываются лаком без предварительного морения.
К сожалению, найти сувенири, выполненные в этой технике, не так просто. Ранее в Подмосковье действовал завод, который производил оригинальные абрамцево-кудринские изделия, но после развала Советского Союза фабрика закрылась, и ремесло пришло в упадок. Однако резьбу с растительными орнаментами продолжают создавать выпускники Абрамцевского колледжа в городе Хотьково, где по-прежнему обучают художественной обработке дерева, хотя их изделия существенно отличаются от работ мастеров золотого века данного промысла.
К счастью, ситуация уже меняется. В 2023 году группа мастеров решила восстановить утраченные традиции абрамцевской резьбы и уже успешно продаёт свои изделия через интернет.
Виды народных промыслов
Народные промыслы включают в себя многообразие видов и подвидов:
- Роспись деревянных изделий
- Роспись по металлу
- Роспись по фарфору и керамике
- Игрушки
- Резьба по дереву
- Резьба по металлу
- Керамические изделия
- Изделия из металла
- Деревянные изделия
- Кружево
Роспись
Роспись — это народный промысел, который можно считать одним из самых древних. Это процесс нанесения узоров краской с целью декорирования и украшения различных предметов.
Хохломская роспись по дереву
Хохломская роспись появилась в Нижегородской губернии, а её название связано с деревней Хохлома, где велась продажа изделий. Отличительной чертой хохломы является золотистый цвет посуды, получаемый посредством уникальной техники обработки. В основе палитры используются красные, золотые и черные оттенки, реже – белые и зеленые.
Существует два основных способа нанесения росписи: верховой и под фон. В первом случае рисунок создаётся красками на обрабатываемой порошком болванке, а во втором контуры узора сначала наносятся, после чего основной фон окрашивается черным цветом.
Используемые орнаменты в основном растительные: цветы, ягоды рябины и земляники; возможны также и изображения птиц, животных и рыб.
Городецкая роспись по дереву
Городецкая роспись берет своё начало в городе Городец Нижегородской губернии.
Основной фон расписывают красным и желтым цветами, а затем узоры добавляются другими цветами. Черный и белый цвета используются для проработки мелких деталей.
В городецкой росписи характерна композиция, в которой первый и нижний ряд занимают сюжетные мотивы, а средняя часть разделена цветочным орнаментом, который повторяется.
Среди героев сюжетов городецкой росписи можно встретить коней, всадников, собак, барышень, птиц, деревья и охотников.
Мезенская роспись по дереву
Центром мезенской росписи исторически служила деревня Палащелье Архангельской области, рядом с которой протекала река Мезень. Здесь росписью занимались исключительно мужчины, передавали технологии своим сыновьям и внукам.
Основные мотивы геометрического орнамента – диски, ромбы и кресты, которые выполнялись в кирпично-красных и черных цветах. В давние времена эти узоры и фигуры имели сакральный, скрытый смысл.
Жостовская роспись по металлу
Жостовская роспись зародилась в деревне Жостово, расположенной в Московской области.
Народные промыслы в современном мире
Культура народных промыслов сохраняет актуальность на протяжении многих веков и продолжает развиваться в современном мире. На сегодняшний день в России функционирует около 300 организаций, занимающихся народными ремеслами.
Несмотря на то что сегодня мы можем видеть множество видов народных промыслов, которые всё еще существуют, многие элементы национальной культуры и технологии их изготовления со временем были утеряны.
В настоящее время большое количество усилий и средств направляется на возрождение народных промыслов и поддержание традиций их производства. Это необходимо для сохранения связи с нашей культурой, национальными традициями, а также для сохранения богатой многовековой истории нашего народа.
Сегодня изделия народных промыслов могут стать многочисленные сувениры, экспонаты различных выставок музеев, а также символы русского народа и русской культуры.
Гжель
Когда появилась: в 1944 году
Где делают: в Раменском районе Московской области
Где купить: на сайте Гжельского фарфорового завода
Гжель — это известная голубая роспись по белому фарфору, которую производят в одноименном селе и соседствующих деревнях. Вся эта территория известна как гжельский куст.
Хотя глину здесь добывали и занимались гончарным делом еще много веков назад, фарфоровые заводы стали появляться только в XIX веке. В то время не было единого стиля росписи: каждая фабрика разрабатывала свои уникальные цвета и секреты, сохраняя их в тайне от конкурентов.
Знаменитая одноцветная роспись формировалась лишь к концу Великой Отечественной войны, когда команда советских художников и искусствоведов работала над восстановлением производства в этом регионе, стремясь сделать его доступным и недорогим для покупателей.
Сегодня на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и небольшие частные мастерские. Все они следуют единому принципу: расписывают изделия вручную, применяют готовую палитру мазков и для создания цвета используют оксид кобальта — именно благодаря ему под воздействием температуры в печи происходит получение характерного сине-голубого оттенка. Однако рисунки могут варьироваться: помимо традиционных цветочных и птичьих мотивов, мастера выполняют сюжетные росписи с народными темами, например, изображают сцены из сказок или крестьянскую жизнь.
Посетить производство гжели можно на экскурсиях по Гжельскому фарфоровому заводу: там покажут процесс создания посуды необычной формы, а также предложат расписать заготовку в характерном гжельском стиле на мастер-классе.
Например:
✨ Тарелка Синички — 1290 ₽
✨ Кашпо — 1790 ₽
✨ Чайник — 3280 ₽
Хохлома
Когда появилась: в 17 веке
Где делают: в городе Семенове Нижегородской области
Где купить: на сайте фабрики Хохломская роспись
Хохлома представляет собой яркую роспись по дереву, известную своими золотообразными элементами. Чтобы достичь такого эффекта без драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком. Другими традиционными цветами для хохломы являются красный и черный, однако могут применяться и дополнительные, такие как зеленый или голубой.
Традиция расписывать деревянную утварь в таком стиле распространилась на севере Нижегородской области, где много леса, но не так много плодородной земли: товары со всей округи продавались в селе Хохлома. В настоящее время центром производства хохломы является город Семенов, где располагается крупнейшая фабрика, работающая по традиционным технологиям и обеспечивающая контроль на всех этапах — от изготовления до окончательного покрытия лаком.
Для туристов фабрика Хохломская роспись проводит экскурсии по предприятию и в музей. Здесь можно увидеть образцы экспонатов, коллекцию росписи конца XIX — начала XX века, а в Музее народного быта расскажут, как жили и работали мастера, находившиеся у истоков хохломской росписи. Посетители также могут попробовать свои силы в создании хохломы, так как художники фабрики проводят экспресс-уроки и мастер-классы.
Например:
✨ Ложка — 150 ₽
✨ Детский стул как в садике — 1725 ₽
✨ Ковш-утка — 5070 ₽
Что такое народные промыслы
Народные промыслы — это важная часть культурного наследия, которая отразила ценности и традиции предков. В этот комплекс входят достижения, выработанные творцами в процессе их созидательной деятельности на протяжении многих веков.
III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
- Список секций
- Краеведение
- В НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ – ИСТОРИЯ НАРОДА
В НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ – ИСТОРИЯ НАРОДА
Автор работы награждён дипломом победителя II степени.
Текст работы представлен без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4
В народных промыслах – история народа
Автор работы: Копылова Екатерина, ученица 7 Г класса МБОУ СОШ №4.
Копылова Ольга Юрьевна,
научный руководитель исследовательской работы по теме: «В народных промыслах — история народа», выполненной ученицей 7 Г класса МБОУ СОШ № 4.
В данной работе исследуются народные промыслы Европейской части России и предпосылки их возникновения в современных условиях на базе школьных кружков, а также уровень осведомленности учащихся по данной теме.
В процессе выполнения работы автором была поставлена цель, определены задачи, выдвинута гипотеза, использованы теоретические и практические методы, а также разнообразные источники, на основе которых проводилось исследование.
Работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Весь материал собран в строгом соответствии с требованиями организаторов конференции к структуре и содержанию исследования.
Изучение данной темы проводилось автором самостоятельно, с использованием материалов литературных источников и собственного опыта.
Все главы работы логически взаимосвязаны. Выводы сделаны обоснованно.
Исследование имеет практическое значение.
Рецензент: Самарина Л. Г., учитель русского языка.
Тема работы: В народных промыслах – история народа. Мы живем в эпоху активного развития окружающего мира. Меняются архитектура, предметы быта, средства передвижения, одежда и обувь. Все эти изменения направлены на то, чтобы улучшить качество жизни во всех ее проявлениях. Народное декоративно-прикладное творчество является неотъемлемой частью художественной культуры. Путешествуя по городам европейской части России (Владимир, Нижний Новгород, Городец, Мстера, Гусь — Хрустальный) я познакомилась с историей развития различных народных промыслов и заинтересовалась этой темой. Мой интерес также был подкреплён занятиями в кружке «Муромский сувенир» у учителя технологии Масленникова Игоря Николаевича. На занятиях я узнала о давно заброшенных народных промыслах и попробовала собственноручно изготавливать сувениры из дерева.
Цель работы — исследовать народные промыслы Европейской части России через историю их возникновения и культуру народов, проживающих в этом регионе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомиться с народным искусством и его разновидностями;
2. Сформулировать представление о роли и значении современного народного искусства для общества;
3. Исследовать исторические факты, связанные с народными промыслами, и проанализировать историю каждого вида промысла;
4. Оценить уровень интереса учащихся к народным промыслам и культуре;
5. Провести социологический опрос на данную тему;
6. Определить возможность возникновения новых народных промыслов на базе школьного кружка «Муромский сувенир».
Объектом исследования являются народные промыслы Европейской части России.
Гипотеза — несмотря на то, что народные промыслы возникли очень давно, возможно ли появление новых народных промыслов в наше время на базе школьных кружков?