Шляпка-таблетка наилучшим образом комбинирует с торжественными нарядами. Она подчеркнет вашу женственность в сочетании с прямым платьем. Вы будете выглядеть строго и уверенно с платьем-карандашом, а также элегантно в строгих брюках. Многие невесты также выбирают таблетку в своем свадебном наряде.
- Снимаю шляпу. Краткая история головных уборов от XVIII века до наших дней
- Магазин мадмуазель Паганель Trait Galant пользовался большой популярностью не только среди французской, но и испанской аристократии. Там молодая Бертен познакомилась с влиятельными клиентками, которые впоследствии сыграли важную роль в её карьере.
- Чепцы и капоры королевы Виктории
- Несмотря на все попытки, капоры плохо подходили круглолицей Виктории. Однажды, позируя для дагерротипа, королева была так раздосадована своим отражением, что решила самостоятельно удалить своё изображение со снимка.
- Шляпка-таблетка
- Шляпа с широкими полями
- Канотье
- Шляпа-федора
- Порк-пай и егерская шляпа из Тироля
- Практичность и авангард
- Ковбойские шляпы
- Виды другой одежды
Снимаю шляпу. Краткая история головных уборов от XVIII века до наших дней
Всего столетие назад мужчины и женщины из самых разных социальных слоев по всему миру не имели права появляться на публике без головного убора. Однако за несколько десятилетий шляпа, некогда являвшаяся неотъемлемой частью гардероба, перестала быть обычным атрибутом и превратилась в средство самовыражения для особых случаев. В данной статье мы расскажем о том, как придворная модистка Марии-Антуанетты ввела в моду пышные прически и головные уборы пуф, какая женская мода доминировала в викторианскую и эдвардианскую эпохи и почему в XX веке шляпы практически исчезли из повседневного гардероба.
До XVIII века создатели модных вещей часто оставались в тени. Это было связано с системой гильдий, которая не признавала права автора на свое произведение. Однако в 1776 году во Франции в результате реформ, проведенных Жаком Тюрго, гильдии были упразднены, что привело к расцвету моды, тесно связанной с именами конкретных дизайнеров.
В XVIII веке у женщин было немного карьерных возможностей, даже в сфере моды. Работящие девушки, особенно те, кто трудился в торговле, привлекали косые взгляды общественности. В руководстве для соискателей 1747 года Лондонский торговец предупреждал девушек о том, чтобы они избегали подмастерья у модисток, потому что там им угрожали искушения и разврат. Но это предостережение не остановило Розу Бертен, амбициозную молодую девушку из французской провинции, от стремления стать самой известной модной дизайнером своего времени.
Мари-Жанна Бертен, родившаяся в 1747 году в городе Абвиль, была частью семьи со скромным достатком. Её отец работал в полиции и умер, когда Мари-Жанне исполнилось семь лет, оставив её мать, медсестру-сиделку, одной с малым доходом. Несмотря на трудности, мама обеспечила начальное образование для Мари-Жанны и её брата, и в 16 лет девушка уехала в Париж, чтобы стать ученицей модистки — мадмуазель Паганель.
Магазин мадмуазель Паганель Trait Galant пользовался большой популярностью не только среди французской, но и испанской аристократии. Там молодая Бертен познакомилась с влиятельными клиентками, которые впоследствии сыграли важную роль в её карьере.
Одной из судьбоносных встреч стало знакомство с принцессой де Конти, которая искала свадебные платья для своих дочерей и сделала заказ в Trait Galant. Легенда гласит, что Бертен случайно приняла принцессу за горничную, когда принесла платья на показ. Пожилая женщина попросила продемонстрировать наряды, и Бертен, не догадываясь о том, кто перед ней, решила ответить на её просьбу. В ходе разговора их прервала фрейлина принцессы. Испугавшись своей ошибки, Бертен бросилась к ногам принцессы, прося прощения. Принцесса успешно развеяла её страхи, уверив, что не обиделась и рада их общению. Хотя реальные события могут не соответствовать легенде, известно, что принцесса де Конти поддерживала Бертен и помогала ей завоевывать статус в обществе, а среди её клиенток были и другие влиятельные женщины, такие как герцогиня де Шартр и принцесса де Ламбаль, которые также содействовали встрече Бертен с Марией-Антуанеттой.
Учитывая творческий и социальный потенциал Мари-Жанны, мадмуазель Паганель предложила ей стать партнерами. Бертен с радостью согласилась, но её амбиции только росли. В 1770 году она открыла собственный бутик Le Grand Mogol на улице Сент-Оноре, в самом сердце парижской роскоши, что стало прямой конкуренцией для её бывшей наставницы, в конечном итоге доведя её бизнес до банкротства. Однажды, стремясь к утонченности, Мари-Жанна изменила свое имя на Роза и теперь стала известна как Роза Бертен.
Чепцы и капоры королевы Виктории
С началом нового века начинается новая эпоха — индустриальная революция. Модный центр перемещается из неспокойной Франции в процветающую индустриализацией Англию. Европа, утомленная наполеоновскими войнами, стремится к покою, который совпадает с началом эпохи романтизма.
В июне 1837 года юная Александрина Виктория восходит на британский трон и будет править до января 1901 года. Она не стала новой игривой и модной иконой, как была Мария-Антуанетта, но оказала значительное влияние на моду, стиль и повседневную жизнь своей эпохи, которую сегодня называют в её честь.
К началу правления Виктории в моду входят капоры с широкими полями, высоко поднятыми над лицом. Эти шляпы обильно декорировались лентами, кружева, перьями и искусственными цветами. В эту эпоху также появились ткани для внутренней отделки шляп, что освободило женщин от необходимости под них носить кружевные чепчики. При этом французские капоры биби с изогнутой тульей, напоминающей усечённый конус, стали особенно популярны. Для верховой езды традиционно носили мужские головные уборы, среди которых в это время выделялись цилиндры.
В феврале 1840 года королева вышла замуж за своего возлюбленного принца Альберта. Воспитанная в немецкой культуре, Виктория и её супруг стали символом строгих нравственных стандартов и высочайшей морали, что вызвало общее восхищение у общественности.
Несмотря на все попытки, капоры плохо подходили круглолицей Виктории. Однажды, позируя для дагерротипа, королева была так раздосадована своим отражением, что решила самостоятельно удалить своё изображение со снимка.
Тем не менее, она была в восторге от чепцов. В 1855 году Виктория посетила Париж и покорила сердца французов своим огромным белым чепцом, украшенным перьями и лентами.
В 1850-х годах поля капоров становятся всё более узкими, приближающимися к лицу. Основу шляпы изготавливают из китового уса, что придает ей гибкость. К концу десятилетия стало модно завязывать капор под подбородком, стиль, получивший непривлекательное прозвище «ведро с углем», стал причиной появления множества карикатур. Капоры начали активно декорировать внутренней отделкой из цветов, фруктов, перьев и ракушек. Хотя они становились всё более популярными в роли уличного головного убора, в садах всё чаще предпочитали легкие соломенные шляпки с широкими полями. Эта эпоха также принесла в моду цыганские капюшоны для театра, которые шили из того же материала, что и накидки, дополненные рюшами.
После смерти принца Альберта в декабре 1861 года Виктория погружается в глубокий траур и отказывается появляться на публике. В этот период популярность шляпной моды снова переходит к французской императрице Евгении. Конкуренция в мире моды проявляется также со стороны принцессы Александры — жены Эдуарда VII, будущего короля Британии. Александра, предпочитающая миниатюрные шляпки и канотье без излишеств, становилась образцом для подражания, в то время как магазины модисток были переполнены шляпами с перьями, цветами и лентами. Влияние императрицы Евгении в мире шляп оказалось столь значительным, что в её честь был назван новый фасон. Шляпа Евгении, или императрица, вначале создавалась для путешествий и верховой езды, но быстро обретала популярность по всей Европе и дважды завоевывала Америку, её второе возвращение произошло в 1930-х с выходом фильма о Грете Гарбо. Эта шляпа изготавливалась из высококачественного бархата или фетра, а её узкие поля загибались с одной или обеих сторон. Данный головной убор надевался с наклоном на лоб либо слегка сдвинутым вправо, почти закрывая глаз.
Шляпка-таблетка
Эта модель, отличающаяся ретро-стилем, вновь обрела популярность в современности. Шляпка-таблетка имеет плоскую, низкую и круглую форму с жесткой тульей и отсутствием полей. Изначально предварительно её ввела в моду Жаклин Кеннеди.
В настоящее время шляпка-таблетка идеально подходит для винтажных образов и торжественных нарядов на любой случай. Она может стать очаровательным завершением свадебного образа, преумножая женственность невесты. Также рекомендуем сочетать таблетку с прямыми элегантными платьями, юбками-карандашами или строгими брюками.
Шляпа с широкими полями
Широкополая шляпа может считаться самым вечным головным убором, так как она почти не выходит из моды на протяжении веков. В начале XIX века такие шляпы обозначали аристократизм своей владелицы, а сейчас это просто красивый аксессуар.
Тем не менее, полным девушкам стоит избегать широкополых шляп, так как они могут подчеркивать избыточный вес. Всем остальным следует комбинировать такие головные уборы с короткими или свободными платьями, легкими блузами, шортами и обувью на каблуке. Интересное решение заключается в том, чтобы носить широкополую шляпу с кожаной курткой-курткой.
В дополнение, широкополые шляпы можно также носить зимой вместе с шубами, если выбрать цвет головного убора, соответствующий цвету меха — можно взять на пару оттенков светлее или темнее. Это отличный вариант в сочетании с меховым жилетом, который любят дамы, предпочитающие ездить за рулем. Осенью же шляпа с широкими полями великолепно сочетает с плотным вязанием и колготками, подобранными в тон. К таким образам подойдут обувь на толстом и устойчивом каблуке.
Канотье
Канотье — это шляпа в ковбойском стиле, изготовленная из соломы с узкими жесткими полями. Изначально её носили гребцы и гондольеры. Позже представительницы женского пола начали использовать эту модель для велосипедных прогулок, а в дальнейшем она заинтересовала дизайнеров. Эту модель активно использовала Коко Шанель, которая завершала свои образы именно с помощью шляпы-канотье. Фасон ценится за свои компактные размеры и легкость; такая шляпа станет выдающимся аксессуаром для миниатюрных девушек с овальным лицом. Канотье отлично смотрится в сочетании с легкими сарафанами и образами с рубашками.
Шляпа-федора
Шляпа-федора — это универсальный головной убор, имеющий мужское происхождение. У неё атласная лента на тулье, обычно гармонирующая с цветом шляпы или отличающаяся на несколько оттенков. Эта модель шляпы 2023 года подходит практически всем, но важно правильно выбрать оформление. Например, чтобы визуально увеличить рост, стоит выбирать шляпу с высокой тульей, или, чтобы скорректировать квадратные черты лица, остановитесь на фасоне с мягкими опущенными полями.
Шляпа-федора может стать отличным дополнением к деловому костюму, маленькому черному платью или платью в бельевом стиле. В прохладное время года она превосходно сочетается с тренчами или короткими кожаными куртками.
Порк-пай и егерская шляпа из Тироля
Шляпы фасона порк-пай стали популярны благодаря джазовым и SKA исполнителям XX века. Без этой шляпы не проходил ни один их концерт. К примеру, известный джазовый музыкант Лестер Янг посвятил ей романтическое произведение Goodbye, Pork Pie Hat.
Это шляпа с невысокой цилиндрической тульей. Её верх плоский, а края скрылся, напоминая пирог. Название шляпы связано с её внешним сходством с пирогом из свинины. В XIX веке этот фасон был проигнорирован модницами и какое-то время входил в форму американских солдат во время Гражданской войны.
В современном мире порк-пай снова обрел популярность после выхода фильма «Данди — Крокодил». Главный герой на протяжении всего фильма не снимал свою коричневую шляпу.
Шляпы фасона порк-пай прекрасно сочетаются с топами, футболками и легкими блузами. Их можно комбинировать с платьями из натуральных тканей свободного покроя. Модные дома представляют порк-пай с классическими рубашками или брючными костюмами.
Шляпа хомбург была взята из мужской моды. Она стала известной после того, как будущий король Эдуард VII заметил на своем племяннике зелёный аксессуар и сделал заказ на шляпной фабрике в сером цвете. За свою комфортность этот фасон вытеснил котелки и цилиндры. В течение следующих 50 лет в Великобритании хомбург стал обязательным элементом мужского стиля.
Классическая шляпа изготавливается из фетра, основа разделена продольным залом, а края загнуты вверх. Тулью украшает полушелковая лента.
Для женщин с такой шляпой подразумевается создание образа в ретро-стиле. Классическая рубашка и строгая юбка отлично подойдут к хомбургу. Она будет хорошо выглядеть в комбинации с летней рубашкой на майке, джинсами и кедами. Для любительниц романтического стиля подойдет свободная юбка и обувь на каблуке.
Тирольская шляпа демонстрирует индивидуальность её обладателя. Этот головной убор пришел из альпийского Тироля, когда там ещё оставались баварские земли. Они стали частью амуниции бойцов современных тирольских отрядов. Цвет шляпы мог указывать на место жительства её владельца.
Традиционный материал шляпы – зеленый фетр. Тулью обвивает витой шнурок с кисточкой или пером сбоку. Задняя часть шляпы традиционно немного приподнята, а передняя опущена.
Отлично сочетается тирольская шляпа с клетчатыми рубашками, женскими чиносами и брогами. Чтобы дополнить образ, также подойдут объемные сумки и часы. Тирольская шляпа уместна в сочетании с темными пальто и каблуками.
Практичность и авангард
Эпоха модерна в XX веке также оставила след в моде шляп. Они становились все более объемными, а тульи — более высокими. Дамы не стеснялись украшать свои аксессуары перьями, цветами и даже чучелами птиц. Летние шляпы изготавливались из соломы различных цветов, некоторые рукодельницы обтягивали их кружевом. Большие украшения крепились с помощью булавок, и модницам потребовалось около десяти лет чтобы отказаться от сложных, громоздких шляп и перейти к более практичным моделям.
Королевой шляпного стиля XX века была методистка Каролина Ребу, которая изобрела практичную женскую шляпку клош. Эта шляпка отличалась минимальным количеством украшений и противопоставлялась пышным фасонам начала столетия.
Клош плотно облегает голову, имеет круглую тулью и узкие поля. Модельеры украшали её различными элементами: брошами, бинтами, бусами, вуалью и другими изысками. Первоначально клош изготавливались из фетра, а затем начали плетить из соломы, шить из ткани или вязать.
Клош удачно выглядит с однотонными туниками, открытыми сарафанами и легкими юбками. Такую модель можно комбинировать с драповыми пальто, яркими блузами и классическими костюмами пастельных тонов. Этот образ будет успешно дополнять шапочка-клош, в сочетании с классическими лодочками, ботильонами или туфлями на высоком каблуке.
Шляпка-таблетка является аксессуаром в винтажном стиле. У нее нет полей, а тулья может быть овальной или цилиндрической формы. По одной из версий, данную модель впервые создали для актрисы Греты Гарбо, вдохновившись формой головных уборов игроков в поло. По другой версии, её дизайн был разработан Сальвадором Дали вместе с дизайнером Эльзой Скиапарелли, в рамках их коллекции нестандартных аксессуаров.
Жаклин Кеннеди стала первым, кто продемонстрировал этот аксессуар. Она вышла на публику на инаугурации своего мужа Джона, и это событие вызвало большой интерес к таблетке среди модниц.
Шляпка-таблетка прекрасно дизингирована с нарядами для торжеств. У нее есть способность акцентировать женственность с помощью прямого платья, а также оттенять строгость в сочетании с платьем-карандашом или элегантно подчеркивать стиль в сочетании со строгими брюками. Это также отличный выбор для девушек, выбирающих шляпки для свадебных нарядов.
Фетровая шляпка с небольшими опущенными полями привлекала внимание модниц начиная с 30-х годов XX века. Это стиль известен как слауч, и его обладательницы часто описывались как роскошные и утонченные дамы.
Эта шляпка прекрасно вписывается в ретро-стиль. Её можно сочетать с юбочным или брючным костюмом, приталенным пальто, плащами. Сочетание с платьем-футляром или зауженной юбкой с легкой блузой будет выглядеть строго и очаровательно. Дополнив образ классическими лодочками, ботильонами или полусапожками, вы подчеркнете свою индивидуальность.
Ковбойские шляпы
Эти модели носят название cowboy hats и Western hats. Они отличаются широкими полями и круглой высокой тульёй. На тулье может быть верёвочка (иногда с кисточками) или узкий ремешок, иногда также присутствует лента. У ковбойских шляп часто имеются углубления на тулье, от одного до трёх. Их изготавливают из различных материалов, таких как фетр, солома и кожа. Наиболее распространенные цвета включают коричневый, бежевый и черный.
Ковбойские шляпы непринужденны. Их можно носить с джинсами и рубашками в западноамериканском стиле (Western shirts). Они хорошо сочетаются с неофициальной одеждой, тогда как с классическими костюмами лучше избегать таких шляп.
Виды другой одежды
Для более глубокого погружения в мир классического стиля мы подготовили статью о различных видах пальто, а также материал, посвященный видам мужской обуви на нашем другом ресурсе. Надеемся, что это поможет нашим читателям узнать много нового и разобраться во всех нюансах мужского классического стиля. К примеру, мало кто догадывается о том, что существует 20 различных типов пальто и более 30 моделей обуви, помимо оксфордов и дерби.
Предлагаем подборку брендов, занимающихся производством спортивных бейсболок, кепок и других головных уборов.
Сегодня дождевик — это не просто пакет, который вы купили в переходе для защиты от неожиданного ливня. Это стильный и функциональный элемент гардероба, позволяющий оставаться в моде даже в дождливую погоду.