Методика подготовки и проведения общеобразовательных занятий в ясельной и первой младшей группах детского сада

На основании объяснений и сказок педагог может внедрять в практическую деятельность такой речевой приём, как беседа. С детьми ясельной и первой младшей группы диалог строится на основе вопросов, требующих ответов «да» или «нет». Например, обращаясь к сюжету сказки о Медвежонке, можно задавать такие вопросы:

Группы в детском саду по возрастам — как распределяют малышей

Для родителей, впервые отводящих своего ребенка в детский сад, возникает вопрос о том, в какую группу он будет зачислен. Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) делят детей на группы в зависимости от их возраста. Каждая подгруппа имеет свои особенности в обучении и воспитании.

Разделение по возрастным категориям является необходимым для полноценного и разностороннего развития детей.

Дети одного возраста более эффективно усваивают новые навыки и умения, легче устанавливают контакт со сверстниками.

Возраст маленьких воспитанников в группах детского сада составляет от 1 года до 8 лет.

Группы в детском саду по возрастам Количество полных лет
Ясельная 1-2
Младшая 2-4
Средняя 4-5
Старшая 5-6
Подготовительная 6-7
  • коллективы круглосуточного пребывания;
  • оздоровительные или санаторные группы;
  • логопедические подгруппы;
  • классы для детей с ограниченными возможностями.

Лесенка взросления детей

Специфика возрастных групп

Развитием детей занимаются воспитатели, которые составляют образовательные программы, соответствующие требованиям законодательства об образовании и возрастным особенностям учеников:

  • Цель ясельной группы — сформировать у малыша навыки самообслуживания, развивать мышление и мелкую моторику рук. Особое внимание уделяется психомоторному развитию, так как оно связано с формированием речи.
  • Младшая группа используется для обучения детей через сюжетно-ролевые игры, которые развивают память, речь и укрепляют мышцы.
  • Средняя группа помогает детям понимать связь между предметами и явлениями. Дошкольников обучают нравственности, уважению к взрослым и сверстникам. Дети слушают музыку, стихи и обучаются танцам.
  • В старшей группе занятия имеют познавательный характер. Дети больше знакомятся с окружающим миром, учатся работать с пластилином и красками.
  • Подготовительная группа готовит детей к школе, обучая их основам письма, устной речи и счета.

Принцип возрастной периодизации дошкольников

Основные группы по ФГОС

Группы в детском саду по возрастам по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) рекомендует распределение детей по группам в зависимости от их возраста, психологического и физического развития.

В большинстве детских садов существуют пять основных групп:

  • ясельная;
  • младшая;
  • средняя;
  • старшая;
  • подготовительная.

В некоторых садах младшая группа делится на первую (для детей 2-3 лет) и вторую (для детей 3-4 лет).

Разделение детей по возрастам обеспечивает оптимальное физическое и интеллектуальное развитие. Однако у всех детей, посещающих детский сад, может возникнуть общая проблема — частые болезни. Дети до 3–4 лет (в яслях и младших группах) имеют недостаточно развитую иммунную систему, поэтому могут болеть каждые две недели. К сожалению, не существует «волшебных таблеток», которые бы укрепили здоровье ребенка, но имеются эффективные способы повысить иммунитет: регулярное питание (кишечник ребенка является одним из главных органов иммунитета) 4–5 раз в день, при этом в рационе должны преобладать овощи и фрукты; соблюдение режима сна (отбой не позже 22:00 и минимум 8 часов сна) и физическая активность (прогулки, секции, плавание).

Согласно работе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ребенок может болеть до 11 раз в год, и это считается нормальным. Главное — чтобы ребенок выздоравливал самостоятельно, без осложнений и без применения антибиотиков. В противном случае необходимо обратиться к врачу для проведения дополнительных обследований.

Карпенко М.А., врач-педиатр, пульмонолог, член экспертного совета Baby.ru

Ясельная группа

Эта группа предназначена для детей в возрасте от 1,5 до 2 лет. Родители часто предпочитают оставлять своих детей этого возраста дома, поэтому ясельные группы открываются не во всех детских садах.

Малыши в ясельной группе учатся самостоятельно есть, одеваться и умываться. Поскольку основной акцент делается на уход за ребенком и поддержание его здоровья, предъявляются следующие обязательные требования к воспитателям яслей:

  • наличие педагогического образования;
  • знания в области педиатрии.

Виды образовательной деятельности

Независимо от возраста детей в детском саду практикуются пять основных направлений образовательной деятельности:

  • развитие познавательной сферы (в раннем возрасте это происходит через знакомство с названиями окружающих предметов);
  • речевое развитие (дети в возрасте 1,5–2 лет должны учиться произносить слоги, имитирующие звуки животных, использовать слоги для обозначения предметов и явлений вокруг. Пассивный словарь таких детей включает около 200–300 слов. В возрасте 2–3 лет словарный запас должен расшириться до примерно 1200 слов, а также развиваться способность описывать предметы по цвету, размеру, форме, и качеству — плохой или хороший);
  • социально-коммуникативное развитие (маленькие дети учатся делиться игрушками, в первой младшей группе начинаются попытки организовать совместные игры, а не просто играть рядом, например, в сюжетно-ролевые игры «Семья», «В машине»);
  • физическое развитие (малыши учатся понимать свое тело и управлять им);
  • художественно-творческое развитие (дети знакомятся с различными материалами для творчества и учатся ими пользоваться).

Приоритетным видом активности как в яслях, так и в первой младшей группе является познание и речь.

Дополнительные методики на занятиях в яслях и первой младшей группе

Одним из самых эффективных способов привлечь или переключить внимание маленького воспитанника является использование движущихся изображений, таких как мультфильмы и видеоролики. Кроме того, в детском саду применяется ряд методик для работы с детьми раннего возраста:

  • артикуляционная гимнастика с 2 лет, включающая разучивание чистоговорок для освоения детьми звукового строя языка (например, «Уп-уп-уп, мама варит суп»);
  • игры с бобовыми, чаще всего с фасолью (например, в ясельной группе это игра «Найди игрушку», где малыши достают игрушки из контейнера с фасолью, а в первой младшей группе — игра «Золушка», где дети сортируют красные и белые фасоль по отдельным тарелочкам);
  • элементы методики су-джок, когда дети катают между ладошками колючий шарик, что развивает мелкую моторику и стимулирует акупунктурные точки);

Дети катают по голове массажные мячики

Малыши очень любят проводить время с массажными мячиками.

Бизиборд с доской, на которой написано Алиса

Бизиборды могут быть изготовлены промышленно, но гораздо интереснее использовать тренажёры, сделанные своими руками.

Подводя итог, можно сказать, что дополнительные методики, применяемые на общеобразовательных занятиях в ясельной и первой младшей группах, направлены на реализацию одной из основных целей учебно-воспитательного процесса — развитие речи.

Виды занятий в ясельной и первой младшей группах

Поскольку занятия с детьми раннего возраста являются комплексными, выделить виды уроков в строгом смысле этого слова сложно. Единственное исключение составляют:

  • творческая деятельность (рисование, лепка, музыка, проводящиеся индивидуально или в группе);
  • физическая культура;
  • развитие речи.

По всем этим направлениям в детском саду предусмотрены отдельные занятия, которые также имеют комплексный характер. Они могут включать элементы НОД (несплатной образовательной деятельности) для организации уроков с:

  • изучением фольклора, включая чтение сказок (таких как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя» и другие);
  • тестопластикой, где дети могут создавать поделки из теста (например, изучая тему «Посуда», я предлагаю своим воспитанникам сделать чайник из лепёшек, приклеенных на картон, и декорировать их колбаской для ручки и носика);
  • элементами краеведения, где дети 2–3 лет знакомятся с историей и культурой своего края через костюмы и атрибуты, используемые на занятиях, например, представленные народные костюмы — сарафан и кокошник);
  • отработкой навыков цветоразличия (дети учат цвета окружающих предметов, в первой младшей группе пытаются сгруппировать предметы по цвету, выбирая из мисочки все красные шарики);
  • строительными и природными материалами (использование конструкторов, собранных во время прогулок камешков и желудей для создания поделок, например, гриб из каштана и пластилина для ножки в рамках темы «Грибы»);
  • кубиками Никитина (при сборе простых разноцветных узоров по заданию, например, рассматривается тема «Круг и квадрат», где дети выкладывают квадрат, одновременно получая представления о цветах).

Коробка с кубиками Никитина

Задания с кубиками Никитина развивают у малышей чувство цвета и формы.

Это интересно. На каждом занятии также присутствуют элементы воспитания культуры общения: в ясельной группе малыши учат своё имя, а в первой младшей — имена своих товарищей, воспитателя и помощника воспитателя.

Группы детского сада по возрастам — как распределять детей

Родители, впервые отправляющие своих детей в детский сад, часто выражают беспокойство о том, в какую группу будет зачислен их ребенок. Дошкольные образовательные организации (ДОУ) распределяют детей по возрасту, так как каждая подгруппа обладает своими специфическими особенностями в обучении и развитии.

Советуем прочитать: Дорожные штрафы со скидкой 50% — способы оплаты, исключения и многое другое.

Возрастное распределение детей в дошкольных учреждениях

Дети одного возраста лучше усваивают новые навыки и умения и находят общий язык со сверстниками.

Группы детского сада по возрастам Количество полных лет
Ясельная 1-2
Младшая 2-4
Средняя 4-5
Старшая 5-6
Подготовительная 6-7

Лестница для детей зрелого возраста

Критерии перевода малыша в младшую группу детского сада

Несмотря на желающее родителей, для зачисления в младшую группу есть несколько чётких критериев. К ним относятся:

  • возраст не менее 2 лет и 10 месяцев;
  • умение самостоятельно пользоваться горшком (унитазом);
  • умение самостоятельно одеваться и застёгивать пуговицы;
  • умение самостоятельно обуваться и застёгивать липучки на ботинках;
  • развиты коммуникационные навыки;
  • умение слушать взрослых;
  • усидчивость в течение нескольких минут.

Эти требования являются усредненными. В каждом детском саду заведующий может обратиться за помощью к психолого-педагогической комиссии в сложных случаях для решения вопроса о преждевременном переводе крохи.

Отличие младшей группы от яслей

В яслях основное внимание уделяется лишь присмотру за детьми. Там организовано пространство для игры, отдыха и приёма пищи. Обычно помещения достаточно просторные, а количество детей в группе значительно меньше, что позволяет снизить риск частых заболеваний. В яслях допускается наличие детей в одноразовых подгузниках, и там имеются горшки.
В младшей группе детского сада осуществляется не только присмотр за детьми, но и их воспитание посредством специальных занятий. Здесь уже отсутствуют горшки, вместо них установлены низкие унитазы, и дети должны уметь ими пользоваться.

Во многих детских садах существует правило о том, что ребенок в каждой группе может находиться не более года. Таким образом, дети, попадающие в младшую группу, не застаиваются на месте и рано переходят в старшую группу, а затем и в школу. Это может быть как преимуществом, так и недостатком, особенно если ребенок не готов начать учебу в школе.

Оцените статью
Хозяюшки