Мы внесли определенные изменения в образ Монголова, который играет Егор Бероев, основываясь на двух персонажах из книг Куваева. Также стоит заметить, что Сергушова, героиня в исполнении Кутеповой, не занимает в творчестве Куваева столь значительное место. Мы предоставили женщине возможность рассказать свою историю. Мне крайне симпатичны эти персонажи, и я верю, что они должны быть разнообразными, отражая разные грани человеческого характера.
«Здесь нет пропаганды, а есть добрый патриотизм»
11 февраля в Кремле пройдет премьера художественного фильма «Территория», посвященного открытию золотого месторождения на севере России. Режиссер картины Александр Мельник объяснил специальному корреспонденту ИД «Коммерсантъ» Ольге Алленовой, почему его не привлекает «депрессивное» кино и возможно ли через кино создать новую государственную идеологию.
Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников / купить фото
Съемки фильма “Территория”
Фото: Владимир Максимов
Съемки фильма “Территория”
Фото: Владимир Максимов
«К концу экспедиции все были матерыми полярниками»
Что побудило вас выбрать сюжет, связанный с Севером, золотодобытчиками и советской эпохой для фильма?
Я встретил людей, которые стремились экранизировать роман Олега Куваева «Территория», так как любили его с юного возраста. У них уже были первичные финансовые ресурсы, что способствовало началу работы. Кроме того, я сам был поклонником этой книги: много раз читал её и бережно хранил. Этот роман выходил в толстых журналах и пользовался огромной популярностью. Это было в семидесятые годы, когда я поступил в Одесский гидрометеорологический институт и после первого курса уехал в Магаданскую область, работая в стройотряде. Я был восхищен северной природой: Заполярье, Арктика, вечерние белые ночи, потрясающие пейзажи и свежий воздух, а также настоящая тяжелая работа. На следующий год я вновь уехал, на Обь, и наткнулся на эту книгу, когда она, наконец, вышла отдельным изданием. «Территория» оказала на меня значительное влияние. И тут романтика — это не просто фраза. Сам Куваев иронично заявлял, что романтика свойственна лишь тем, кто сидит в городах и медленно наслаждается портвейном через соломинку. Есть произведения, созданные по определенным шаблонам для романтического настроения, а эта книга совершенно иного характера, что-то вроде «Моби Дика». Куваев изобразил именно страсть человека к своему делу, одержимость, связанную с трудом, долгом, честью и достоинством, а также людей, ставящих свою работу выше всего остального. Здесь нужно понимать, что для того, чтобы справиться с таким трудом, нужно пройти 500-600 километров в одиночку и переправиться через реки — об этом мы тоже расскажем в фильме. В наше время сложно вернуть человеку осознание важности его деятельности не только для его личного благополучия, но и с точки зрения вклада в общее благополучие.
Не устарела ли сама идея о страсти к работе, о том, что твое занятие может быть не только личным, но и общественным? Мы живем в эпоху индивидуализма, каждый стремится найти себя.
А сколько длится эпоха? Проходит время, и человечество снова начинает искать смыслы в вопросах о том, для чего оно живет и работает, задавая вопрос: «А зачем это все?»
Представьте себе, молодой человек посмотрит ваш фильм и скажет: «В чем, собственно, прелесть работы геолога на Севере? Они сидят без горячего водоснабжения, ресторанов и девушек, ради чего это все?»
У птиц, летящих на Север, есть инстинкт — они стремятся попасть туда, чтобы выпить талую воду, потому что она настоящая, живая. Может быть, у людей тоже в какой-то мере сохраняется это ощущение, что мы призваны совершать определенные дела, выходить за пределы нашего личного «зачем».
Как оказала помощь власти в процессе съемок картины?
Помощь была, а как иначе? Это же Север. Например, нам недоставало людей для массовки. Я пришел к главе поселка и сказал: «Мне нужно человек десять с благородными лицами и бородами.» Он с улыбкой ответил: «Смотри на меня, сейчас всех соберу, и все будет в порядке.»
Это же больше личные связи. Государство выделяло вам финансирование? Министерство культуры?
Первоначальный толчок проекту дал Сергей Шойгу, президент Русского географического общества. Ключевыми партнерами в производстве фильма выступило Министерство природных ресурсов и Роснедра. Понимаете, этот роман является культовым для каждого человека, имеющего отношение к геологии и аналогичным наукам. У наших партнеров была прямая заинтересованность в экранизации книги, так как фильм мог обратить внимание на многие профессии и помочь решить проблему нехватки работников на Севере. Название романа открывало многие двери, поскольку практически все руководители крупных компаний, занимающихся недропользованием, не просто знают эту книгу, но считают, что она сыграла важную роль в их жизни и выборе профессии. Мы также получили поддержку от Фонда кино, часть средств мы обязаны вернуть. Но одними деньгами на Севере все проблемы не решить. Поэтому большую роль сыграла практическая помощь местных компаний.
Рабочее название – Икотка
По словам еще одного представителя Перми, креативного директора ТНТ Гавриила Гордеева, сериал «Территория» стал самой необычной премьерой текущего года.
Это мистическая и приключенческая фолк-история. Многие из нас смотрели телевизионные шоу на подобные темы, но они были вдохновлены западными легендами, мифами или литературными произведениями. В «Территории» есть множество элементов, близких нам и понятных нашим родителям и дедушкам. Это первый сериал, который можно охарактеризовать как коми-пермяцкая готика. Я просто вздрогнул, когда услышал рабочее название проекта – Икотка. Зная, о чем идет речь, я понял, почему я потрясен. Тем же, кто не знаком с икоткой, сериал предоставит возможность окунуться в коми-пермяцкие традиции и обычаи. Я уверен, что зрители из разных уголков нашей страны при просмотре «Территории» вспомнят легенды и мифы своего региона, которые живут до сих пор, — добавляет Гавриил Гордеев.
Пилотные серии были сняты в Москве, Подмосковье и Твери. Только после этого продюсеры и режиссеры фильма пришли к выводу, что необходимо производить съемки в Пермском крае.
Мы пытались найти природные локации, схожие с нашими уральскими, в Подмосковье. Однако, когда продюсеры (в числе которых два уроженца Прикамья) посмотрели пилотные серии, то сказали, что не верят в эту природу, она плохо работает в кадре. Поэтому было решено все съемки переносить в родные края коми-пермяков. Это первый сериал, полностью созданный для федерального канала в нашем регионе, — добавил Гавриил Гордеев.
Как в пионерлагере
Съемки «Территории» в нашем крае длились более трех месяцев — с августа по ноябрь 2019 года. За этот период команда сериала объехала множество живописных (и не очень) мест Прикамья. Сцены снимали в Кусье-Александровском, Горнозаводске, Губахе, Каменном городе и даже в Кунгурской пещере.
Глеб Калюжный описывает период съемок в Пермском крае словами, охарактеризованными как атмосфера пионерлагеря и экспедиций.
Природа Пермского края вдохновила меня. Здесь невероятно красивые места. Я не мог надышаться воздухом. Даже ночью оставлял открытым окно, чтобы впитать необыкновенный воздух этих мест. Закрывал его, когда становится слишком холодно. У нас множество сцен прошло в лесах: до сейчас перед моими глазами остаются века старые деревья-великаны, которые по размеру сравнимы с домами. Смотришь на них и осознаешь, что они росли здесь задолго до нас. Поразительное зрелище. Как нам сообщили, мы стали первой съемочной группой, которой разрешили снимать внутри Кунгурской пещеры. Размеры пещеры и её бесконечные ледяные лабиринты, безусловно, потрясают. Природа нашего Русского Севера, тихая и аскетичная, бесконечно красива.
Остров 2006 года
Локации для съемок философского фильма-притчи располагались на северо-западе России, в Карелии. Режиссер Павел Лунгин для съемок выбрал полуостров на берегу Белого моря. Именно оттуда на Соловки направляются паломники.
Это место привлекло внимание режиссера и съемочной группы своей суровой северной красотой. Конечно, не обошлось без допущений: в фильме показан остров среди моря, тогда как в реальности Рабочеостровск соединен с материком перешейком, по которому, собственно говоря, и доставляли оборудование для съемок.
Церковь из фильма — это на самом деле обычный дом, который для съемок преобразили в храм, где служил отец Анатолий (Петр Мамонов).
Режиссер делился, что место для съемок удалось найти не сразу. Группа посетила несколько северных локаций, включая знаменитые Кижи. Но в конечном итоге именно Рабочеостровск завоевал сердца съемочной группы. Им так понравилась природа этого места, что даже некоторые павильонные съемки проходили на оригинальных локациях, для чего были построены декорации.
К слову, эти декорации существуют и по сей день. Сохранились деревянные мостки, по которым ходил отец Анатолий и его гости, а также сараи и даже гроб, в котором погребли главного героя. Уникальная природа Русского Севера также осталась неизменной.
Территория, сериал 2020–2023 годов, 2 сезона
Сериал получил прозвище российский «Твин Пикс», и такое сравнение не случайно: и там, и здесь есть элементы мистики и этнического колорита. В американском сериале это индейские мотивы, а в отечественном — шаманские коми-пермяцкие.
Локации, где осуществлялись съемки сериала «Территория», находятся в Пермском крае. Шоураннеры, сами уроженцы этих мест, пришли к решению, что для правдоподобия места съемок должны соответствовать тем, что описаны в сценарии.
Полевые эпизоды, насыщенные магической атмосферой, снимали в треугольнике Чусовая — Губаха — Александровск, а также у Кунгурской ледяной пещеры, Каменного города (Чертово городище) и Усьвинских столбов.
Стоит отметить, что создатели сериала проявили искреннее уважение к коми-пермяцкой культуре, что позволило им впервые в истории советского и российского кино осуществить съемки внутри самой пещеры. Тем не менее, некоторые жуткие сцены под водой были сняты в московском бассейне.
Что касается речки, которая в сериале уносила героев, то образуют ее сразу две реки региона — Койва и Чусовая. Хилый мостик, построенный специально для съемок, перекинулся через Стрельный Камень на берегу Койвы.
Все природные локации, где проходили съемки «Территории», являются популярными туристическими маршрутами. Следовательно, эпизоды, снятые в населенных пунктах, решили реализовать не в туристических местах, а в привычных городках и поселках, таких как Кусье-Александровский, Северный и Пашия.
В поселке Мурзино одну из жилых строений киношники уговорили владельцев временно превратить в церковь, наделав на крышу временный купол. Кроме того, в некоторых эпизодах сериал использовал экспозицию музея репрессий Пермь-36.
Во втором сезоне «Территории» съемки также проходили в Пермском крае, в тех же местах, где и первый. Таким образом, если у вас нет возможности или желания отправляться в таежные глубины, то вполне возможно получить представление о жизни в тайге, посмотрев сериал, удобно устроившись на диване под теплым пледом.
Что было в первом сезоне
Поиски приводят героев в Городище — место, где в последний раз видели исчезнувших родственников. Один из местных жителей утверждает, что мама и папа Егора были не одни — с ними путешествовал таинственный бородатый проводник.
Этой же ночью жители села нападают на дом, где остановились главные герои. Пермяки думают, что Таня является колдуньей. В сарае Егор находит прикованную цепями ведьму по имени Шура. Похоже, местные жители ловят нечисть со всей округи.
Разумно, что жители села заподозрили Таню: ее тело было захвачено икоткой, существом, напоминающим гигантского слизняка. По пути к знахарю на героев нападают бандиты, но неожиданно на помощь им приходит участковый Мурзин.
Пермяки предупреждают героев о том, что в тайге обитает могущественный медвежий шаман, который не любит незваных гостей в своих краях.
Группа разделяется: Егор проходит дальше в лесу с Таней, тогда как Николай остается с Надей. Одержимая икоткой Таня убегает далеко в тайгу. Егор отправляется на ее поиски, но попадает в трясину.
Таня вовремя спасает Калюжного от гибели. Ей успела помочь от икотки та самая ведьма Шура из сарая.
Егор, который едва не погиб в трясине, тяжело заболевает и начинает видеть, как бородатый человек уводит его родителей в тайгу. Серая скала, опасное место на берегу реки Койвы, постоянно появляется в его снах, ведь местные жители избегают этого места. Когда парень, наконец, приходит в себя, они с Таней направляются именно туда.
К Сереой скале приходят и Николай с Надей. Выясняется, что медвежьим шаманом все это время был дядя Егора. Он мечтал завладеть силой чудского жреца Пама, и только тот, кто имеет чудские корни, вроде Егора, мог его достать. Николай обманом увлек племянника в Пермский край ради своих корыстных интересов. Дядя приобретает способности Пама и тут же расправляется с Егором и остальными героями.
За что зрители любят «Территорию»
Коми-пермяцкая эстетика. Создатели сериала — уроженцы Пермского края, изучавшие статьи, монографии и полевые исследования культурологов и филологов о своем родном регионе. В сериале появляются ведьмы, шаманы, икотки и другие существа из коми-пермяцкой мифологии. Местная культура бережно перенесена на экраны, что обогатило сериал.
Хтонический хоррор о вере. Сюжет повествует о группе городских жителей, попавших в незнакомый и мистический мир, где встречаются архаичные, неизведанные и языческие элементы. Их верования подвергаются испытаниям, когда они сталкиваются с ведьмами, демонами и могущественными шаманами.
Сериал «Территория» погружает зрителей в хтонический и мистический мир тайги. Этот проект больше напоминает «Твин Пикс», нежели мрачную социальную драму о бедных регионах, что редко встречается в российских работах.
Непредсказуемый сюжет. Сравнение с «Твин Пиксом» не случайно: «Территория» наполнена вопросами, на которые недостаточно ответов. Как возникают икотки? Как дядя Николай смог скрыть свое медвежье шаманство всю свою жизнь? Как местные жители мирятся с надвигающим злом на протяжении десятилетий? Многие детали остаются окруженными тайной.
Пермский край, как жуткий лабиринт, вроде бы без конца и края: в серых зарослях тайги можно заблудиться за несколько минут, а найти выход — лишь спустя долгие годы.
Режиссер
Рецензии и отзывы к фильму
Светлана Гутор поставила оценку 10 и написала отзыв к фильму «Территория»:
Фильм потрясающий, я пересматриваю его всякий раз, когда он идет по телевизору. Каждый раз плачу на эпизоде с спасением раненого героя, когда трое товарищей мчатся на помощь. Исключительное музыкальное сопровождение — как патриотическая песня, так и моя любимая джазовая композиция на английском. Замечательное исполнение стихов Кутеповой. Полно глубоких смыслов и значительного содержания — кино замечательное! Такого рода фильмы крайне необходимы в современном отечественном кинематографе. Огромная благодарность всей команде.
Людмила Костриц поставила оценку 10 и написала отзыв к фильму «Территория»:
Это лучший фильм, который я смотрела за последние года. Я жила и работала в Магаданской области и читала Куваева в 80-е. Этот фильм о жизни в целом, просто герои помещены в определенные обстоятельства. Жизнь — это действительно непростая вещь, она разнообразна и удивительна. Каждое слово, каждый диалог несет в себе огромный смысл. В свое время книга произвела на меня менее эмоциональное впечатление. Фильм сделан с великой талантливостью, старания и любовью к людям. Это художественное произведение, а не документальное, поэтому неверно разбирать его по деталям: рабочие не похожи на рабочих, плавать с рюкзаком — и так далее. В жизни ВСЁ бывает, и я сама это видела. Жизнь удивительна, и фильм именно об этом. Смотрела раз пять-шесть и буду продолжать смотреть дома. Чудесный закадровый голос, а в конце фильма я каждый раз плачу (от глубочайших чувств). Каждый кадр проработан и прекрасно структурирован, потрясающие цвета и музыка, которая трогает душу!
Я была поражена, почему этот фильм не принимал участие в фестивалях. Я бы присудила ему награды по всем категориям! Необходимо запомнить фамилию режиссера и следить за его работой. Я видела много хороших фильмов, но этот лучший. Он отразил потребности и трепет моей души. Спасибо.
Рекомендую всем, кто в состоянии мыслить и чувствовать.
Сергей Чижов поставил оценку 10 и написал отзыв к фильму «Территория»:
Нынешним молодежным людям, просиживающим время в офисах торговых компаний и занимающимся оформлением накладных на отгрузку товаров со склада, живущих в ожидании пятницы за бутылкой пива, а в субботу — на похмелку, и всю следующую неделю фантазирующих о вечере с пивом, следует помнить и понимать, что всё, чем живет наша страна сегодня, было создано во времена, о которых рассказывается в этом фильме. Большое спасибо создателям этого фильма. Замечательное кино и Великая история.
Фуркат Абдурахманов поставил оценку 10 и написал отзыв к фильму «Территория»:
Мне фильм очень понравился! Прекрасная, суровая природа севера, тяжелая жизнь геологов, хорошие актеры. Я обязательно прочту книгу — думаю, в ней много того, чего нет в фильме. Но, как правило, кино — это работа режиссера, даже если оно основано на книге.
Этот фильм оставил положительное впечатление, мне, как жителю города, он действительно понравился. Я имею в виду не просто городского жителя, а человека, который редко видит дикую природу в реальности, а не по ТВ или в кино. Эти супермены почти контрастны космонавтам. Кстати, момент с сообщением о полете Гагарина оставил свой след. Это, вероятно, воспринималось тогда как победа в Великой Отечественной Войне или что-то подобное. Нужны такие фильмы!
Людмила Волкова поставила оценку 1 и написала отзыв к фильму «Территория»:
Как это часто бывает в кино — геологи не похожи на геологов, а больше напоминают артистов, которые делают то, что не понимают. А работяги, наоборот, ещё менее похожи на реальных людей труда, и это не понимание сквозит в каждой интонации.
Непонятно, почему при наличии таких спонсоров и множестве экспертов Чукотку заменили Таймыром; возможно, он и более колоритный, но его пейзажи существенно отличаются от чукотских. Может, современная Чукотка настолько освоена горняками, что там сложно найти места, где не ступала нога человека?