Получить необходимые знания и навыки можно и на онлайн-курсах. Школа анимации предлагает целый цикл обучающих курсов по 2D- и 3D-анимации, доступных как для начинающих, так и для опытных пользователей. Занятия проводятся два раза в неделю, что позволяет ученикам эффективно усваивать материал и применять его на практике.
- Что такое мультипликаторы простыми словами
- Что такое мультипликатор
- ROE, Return on common equity — отношение всей прибыли компании к собственному капиталу
- D/E, Debt to Equity — отношение долга компании к стоимости её собственного капитала
- Какие навыки нужны аниматору
- Где работает и сколько зарабатывает аниматор
- Недостатки EV/EBITDA
- Как использовать мультипликаторы на практике
- Пример расчета
Что такое мультипликаторы простыми словами
В термине «мультипликатор» и демонстрации сложных формул кроется процесс сравнительного анализа различных величин. Обычно речь идет о сопоставлении рыночной стоимости компании с одним или несколькими её финансовыми показателями. Кроме того, существуют мультипликаторы, которые основываются исключительно на сравнении финансовых показателей между собой. Давайте разберемся, как это работает.
Что такое мультипликатор
Мультипликатор представляет собой коэффициент (соотношение) между финансовыми показателями компании и (или) её рыночной стоимостью. Использование мультипликаторов позволяет сравнивать инвестиционную привлекательность компаний, которые могут сильно различаться по размерам, но действуют в одной и той же области.
К примеру, некоторые акции могут стоить всего лишь несколько рублей, в то время как другие могут достигать стоимости в несколько тысяч рублей. Мультипликаторы являются инструментом для оценки эффективности бизнеса и помогают выявить менее оцененные или переоцененные ценные бумаги.
ROE, Return on common equity — отношение всей прибыли компании к собственному капиталу
Этот коэффициент демонстрирует уровень прибыли, которую компания может генерировать из собственных средств (включая оборудование, активы и так далее) без привлечения заемных средств или стороннего финансирования. Чем выше значение ROE, тем более эффективной считается работа компании.
Собственные активы представляют собой разницу между стоимостью активов компании и её обязательствами. Так, согласно отчетности за 2018 год, у Роснефти собственные активы составляют 8 трлн рублей, в то время как у Лукойла — 3,5 трлн рублей. Разделив чистую прибыль компаний на эти показатели и умножив на 100%, мы можем получить ROE в размере 7,7% для Роснефти и 17,7% для Лукойла.
Таким образом, можно сделать вывод, что Лукойл более эффективно использует свою собственность в сравнении с Роснефтью.
ROE является одним из множества мультипликаторов, используемых для анализа прибыльности. В дополнение к ROE также применяются следующие показатели:
- ROA (Return On Assets) — рентабельность активов;
- ROS (Return On Sales) — рентабельность продаж;
- EBITDA — рентабельность бизнеса, если не учитывать налоговую нагрузку, амортизацию и другие факторы.
D/E, Debt to Equity — отношение долга компании к стоимости её собственного капитала
Этот мультипликатор показывает, какую долю в активах компании составляют заемные средства. Чем меньше значение D/E, тем более финансово устойчивой считается компания.
Общая задолженность (обязательства) Роснефти равна 8,5 трлн рублей, тогда как у Лукойла — 1,7 трлн рублей. С учетом величины активов мультипликаторы D/E составляют 0,64 для Роснефти и 0,32 для Лукойла.
Это указывает на то, что Лукойл значительно меньше закредитован по сравнению с Роснефтью, что, в теории, делает Лукойл финансово более устойчивым. Также стоит отметить, что компании с более высоким ROE могут столкнуться с трудностями при привлечении заемных средств в будущем.
Какие навыки нужны аниматору
Для профессионального аниматора, известного также как мультипликатор, ключевыми качествами являются креативность, пространственное мышление, внимательность к деталям и способность работать с большими объемами информации. Умение эффективно взаимодействовать с командой требует наличия хороших коммуникативных навыков, способности адекватно воспринимать обратную связь, а также умения быстро решать рабочие вопросы и соблюдать сроки.
Специалист в этой области должен обладать знаниями в теории мультфиляции, разбираться в психологии и анатомии, чтобы создавать правдоподобных персонажей. Основы композиции, а также понимание работы света и тени также должны находиться на высоком уровне. Важно умение рисовать, ведь раскадровка осуществляется вручную, а простые наброски помогают лучше осваивать пропорции, формы и композицию.
Студии по созданию анимации ожидают от своих сотрудников знаний и опыта работы в специализированных программах для анимации персонажей и создания эффектов, а также способности поддерживать уже существующие визуальные концепции.
Современные технологии, такие как графические планшеты, компьютеры и мощное программное обеспечение, значительно упрощают работу аниматоров и ускоряют производственный процесс мультфильмов. Например, создание одного выпуска популярного мультфильма «Ну, погоди!» раньше занимало около 9 месяцев, а на создание одной серии «Смешариков» в настоящее время уходит всего 4 месяца.
Существует множество программ, оказывающих поддержку аниматору в процессе работы над мультфильмом:
Adobe Animate, Adobe After Effects, TVPaint, Moho, Pencil 2D и Toon Boom Harmony — это популярные программы для создания 2D-анимации. Многие из них интегрированы с пакетом Adobe, позволяя разрабатывать векторную графику. Каждый из этих программных продуктов предлагает уникальные функции и возможности. Например, Moho позволяет создавать реалистичную физику движения персонажей, а TVPaint предлагает большой выбор кистей и инструментов для работы с тенями.
Для 3D-анимации используются программы, такие как Blender, Maya, ZBrush и LightWave 3D. Эти приложения позволяют создавать трехмерные модели, управлять их анимацией, придавать формы объектам, добавлять текстуры и спецэффекты. С помощью таких инструментов можно достичь высококачественной анимации, прорабатывая мелкие детали, например, текстуру ворса ковра или капли воды.
Также широко используются программы Spine и Unity для создания игровой анимации, которые позволяют персонажам и объектам двигаться, а также помогают в оформлении интерфейса меню. Программа Adobe After Effects также хорошо подходит для создания эффектов в играх, позволяя, например, создавать эффект мерцающего пламени.
Где работает и сколько зарабатывает аниматор
С ростом визуального контента, аниматоры становятся востребованными не только в киноиндустрии, но и в игровой индустрии, создании рекламных и учебных роликов, а также в производстве фильмов для бизнеса.
Средняя заработная плата для 2D-аниматора составляет около 83 тысяч рублей, а для 3D-аниматора — около 113 тысяч рублей.
К примеру, IT-компания Swecor предлагает зарплату для 2D-аниматора мобильных игр в диапазоне от 50 до 90 тысяч рублей в месяц. От кандидата требуется опыт создания анимации объектов и персонажей, а также профессиональное владение анимационными редакторами, такими как Spine, Unity и Adobe After Effects.
Компания из Новосибирска «Звезда», занимающаяся созданием развлекательных видео для платформы YouTube, предлагает зарплату от 50 тысяч рублей для 2D-аниматора, имеющего опыт работы с программой Moho и наличие портфолио.
Что касается 3D-аниматоров со знанием программы Maya, работодатели готовы предложить минимальную зарплату от 70 тысяч рублей.
Вакансии для аниматоров можно найти на различных кадровых сайтах, а также на специализированных платформах, посвященных компьютерной графике, таких как Render.ru. Мультипликационные студии, например, «Паровоз» и «Мельница», также регулярно публикуют доступные вакансии на своих официальных сайтах.
Недостатки EV/EBITDA
Недостатков у данного показателя гораздо больше, чем у P/E.
Не универсальность
Мультипликатор EV/EBITDA не подходит для анализа компаний финансового сектора, так как понятие долга в их отчетности имеет иное значение.
Неоднозначность
Под этим я подразумеваю, что отрицательные значения EV/EBITDA не дают четкого понимания, что происходит с компанией. Оба значения в расчетах могут быть отрицательными, и подобный случай не редкость — например, в случае с «Сургутнефтегазом». Если вы видите отрицательное значение P/E, это сигнализирует о том, что у компании убыток. В то время как отрицательное значение EV/EBITDA может не давать никакой информации.
Вопросы к самой методике
Вот, что говорит Уоррен Баффет, известный критик показателя EBITDA: «Неужели менеджеры полагают, что зубная фея покроет капитальные затраты?» Это его возмущение связано с тем, что EBITDA игнорирует амортизацию, что оставляет открытым вопрос, стоит ли это делать.
Пример
Предположим, компания потратила 99 миллионов рублей на закупку новых компьютеров для сотрудников. Если она решит амортизировать эти затраты в течение трех лет равномерно, то в первый год отразится треть реальной суммы — 33 миллиона рублей, что соответственно уменьшит показатель прибыли. В последующие два года показатель прибыли также будет снижен с учетом тоже одной трети от первоначальных затрат на компьютеры. При этом показатель EBITDA не учитывает эти амортизации!
ДОЛГ и мультипликаторы, которые его оценивают
Главной темой будет обсуждение обязательств, долгов, чистого долга и мультипликатора NetDebt/EBITDA.
Для начала следует различить понятия обязательств и долга, которые можно найти в бухгалтерском балансе. Долг — это одна из строк в части обязательств. Если компания еще не выполнила обязательства перед клиентами, это считается обязательством. Не выплата зарплаты также относится к обязательствам. Однако если компания взяла кредит, это — уже долг! (хотя, это тоже обязательство).
Таким образом, нас интересует исключительно долг.
Разница между долгом и чистым долгом заключается в наличных средствах на счету компании. Например, если у нас обязательство в 100 рублей, но есть 50 рублей «в кармане», то наш долг составляет 100 рублей, а чистый долг — 50 рублей.
Таким образом, и долг, и обязательства могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Итоговая формула для чистого долга выглядит иначе:
Чистый долг = Краткосрочные кредиты и займы + долгосрочные кредиты и займы – денежные средства и эквиваленты
Несмотря на парадокс, отрицательное значение чистого долга воспринимается как негативный показатель.
Отсутствие долгов (избыточные наличные средства и ликвидные активы, превышающие обязательства) может свидетельствовать о неэффективном использовании финансов, поскольку грамотное использование заемных средств способствует росту бизнеса за счет финансового рычага.
Мультипликатор NetDebt/Ebitda для IT-компаний с NASDAQ – данные с сайта financemarker.ru.
Мультипликатор NetDebt/EBITDA
Этот мультипликатор иллюстрирует отношение чистого долга к EBITDA, и показывает инвестору, сколько лет потребуется компании для погашения всего долга. Значение выше 3 указывает на высокую долговую нагрузку, и чем выше значение, тем худше для компании.
Как использовать мультипликаторы на практике
Мультипликаторы можно легко рассчитать самостоятельно, используя открытые данные. Интерпретация результатов основывается на простых принципах: цена должна быть ниже, срок окупаемости — короче, а доходность — выше.
Мультипликатор | Как считать | Оптимальное значение |
P/BV | Капитализация / Собственный капитал | От 0 до 1, меньше — лучше |
P/S | Капитализация / Выручка | Чем меньше, тем лучше |
P/E | Капитализация / Чистая прибыль | Больше 0, чем меньше, тем лучше |
EV / EBITDA | Стоимость компании / EBITDA | Меньше 10, меньше — лучше |
ROE | Чем больше, тем лучше | |
TD / EBITDA | Долг / EBITDA | Меньше 3, меньше — лучше |
При сравнении компаний из различных отраслей настоятельно рекомендуется избегать использования мультипликаторов. Отрасль влияет на размеры активов и выручки, и сравнить мультипликаторы компаний из разных сфер бизнеса будет затруднительно.
Пример расчета
Предлагаю рассчитать мультипликаторы для двух российских добывающих компаний, акции которых доступны на Московской бирже: ПАО Газпром и ПАО Сургутнефтегаз.
ПАО Газпром | ПАО Сургутнефтегаз | |
Капитализация | 3 853 | 975 |
Активы | 24 034 | 6 677 |
Обязательства | 7 301 | 521 |
Собственный капитал | 16 733 | 6 156 |
Капитализация / Собственный капитал | 0,23 | 0,16 |
Полученный показатель позволяет сравнить стоимость акций относительно их собственного капитала. Мультипликаторы обеих компаний находятся в нормальных пределах, однако акции ПАО Сургутнефтегаз в отношении собственного капитала стоят дешевле.
ПАО Газпром | ПАО Сургутнефтегаз | |
Капитализация | 3 853 | 975 |
Выручка | 7 979 | 2 333 |
Капитализация / Выручка | 0,48 | 0,42 |
Значение мультипликатора P/S говорит о том, что на каждый рубль выручки Газпрома приходится 48 копеек от инвестора, а у Сургутнефтегаза — 42 копейки. С этой точки зрения предпочтительнее инвестировать в Газпром.
ПАО Газпром | ПАО Сургутнефтегаз | |
Капитализация | 3 853 | 975 |
Чистая прибыль | 747 | 61 |
Капитализация / Чистая прибыль | 5,16 | 15,98 |
Мультипликатор P/E также указывает на более инвестиционно привлекательный статус Газпрома, позволяя быстрее окупить вложенные средства.
ПАО Газпром | ПАО Сургутнефтегаз | |
EV | 10 907 | 1 392 |
Валовая прибыль | 3 210 | 679 |
Налог на прибыль | 289 | 41 |
Проценты к уплате | 154 | 0 |
Амортизация | 862 | 154 |
EBITDA | 4 516 | 874 |
EV / EBITDA | 2,42 | 1,59 |