Поморская культура отражена в работах С. Г. Писахова и Б. Шергин. Шергин. По мотивам произведений Писахова и Шергина на «Союзмультфильме» в 1980-е годы был снят знаменитый мультсериал «Смех и горе на Белом море».
Поморы: русские покорители северных земель
Русский север всегда привлекал путешественников и исследователей. И не только благодаря своей необычной природе, живописным пейзажам и замечательному местному колориту. Настоящее сокровище севера — это его народ, поморы. Эти люди сохранили свою уникальность, несмотря на течение времени и смену исторических эпох.
Долгие годы борьбы с силами природы закалили темперамент поморов, сплотили их дух и позволили им занять особое место среди народов России. Более того, освоение Севера помогло сделать его русской землей, поэтому вклад поморов в развитие своей родины неоценим.
Кто они — представители этих людей? Где они живут? И как они завоевали территории, которые сегодня являются для них родными?
Особенности названия
В древних документах поморы упоминаются с XVI века. В то время, однако, использовался несколько иной термин — «поморы». Объяснить значение этого слова несложно.
Она служила определением для людей, живших на Белом море на поморском берегу. Постепенно территории поморов заняли летнее и зимнее побережья Белого моря. Большинство их поселений были рыбацкими деревнями.
История Поморья неотделима от развития Русского Севера. Интересно отметить, что если спросить современного жителя Архангельской области, считает ли он себя помором, то вряд ли можно получить точный ответ. Почему?
Причина кроется в сложности происхождения поморского народа. Одни считают, что почти каждый житель северных территорий России — помор, другие называют поморами древний коренной народ, живший в том или ином регионе. Я предлагаю исследовать этногенез этих загадочных племен.
Коренное население Поморья
Поморы — северяне и переселенцы
Первыми поселенцами на севере были саамы, которые оставили после себя памятники древней цивилизации — петроглифы и лабиринты в каменных пещерах. Возможно, что они были одними из предков современных поморян, однако жители другого региона сыграли гораздо более важную роль в формировании нового народа.
В начале IX века новгородцы стали претендовать на северные территории. Рост был медленным, и люди переселялись на новые территории против своей воли: Земля была слишком бедной, а климат — слишком суровым. В 988 году русские приняли христианство, которое стало доминирующей религией.
Это послужило толчком к массовой миграции на север. Многие люди не хотели отказываться от своей прежней веры, некоторых преследовали, и поэтому они были вынуждены покинуть свою родину и отправиться туда, где они могли чувствовать себя свободно.
Юрий Васендин «Старый помор»
Как и многие язычники, долгое время сохранявшие свою исконную религию, многие поморы в XIX веке все еще придерживались обрядов и традиций, давно вышедших из моды в центральной части России. Поморы были известны своим мастерством в изготовлении различных амулетов и ритуальных предметов.
В XVII веке в Поморы пришла новая волна иммигрантов. Теперь они были противниками реформ патриарха Никона. Палеополиты и палеологи высоко ценили их культуру, поэтому и сегодня некоторые обычаи Поморья кажутся загадочными и близкими к древности.
В 19 веке традиция была завершена: зимой мужчины отправлялись на рыбалку в район Мурмана. Они торговали с норвежцами рыбой и морскими обитателями. Весной, когда лед сошел, они вернулись домой. Пока мужчины путешествовали в дальние страны, женщины рыбачили у местного побережья.
Религия
Поморский язык является поморским диалектом русского языка. Характерными особенностями поморского диалекта являются:
-
и долгие гласные в фонетике, характерные для некоторых финно-угорских языков.
- большое количество слов, заимствованных из древнерусского языка (новгородского диалекта).
- наличие в лексике многочисленных неологизмов, особенно связанных с физическими условиями и хозяйственной деятельностью поморян, а также языковых заимствований из финно-угорских и скандинавских языков.
- Некоторые особенности в образовании глагольных форм, избирательное использование аориста.
Для торговых отношений с Норвегией поморы также использовали русенорск — смесь русского и норвежского языков.
Территориальные группы поморов
- Сами поморы. Население Поморья, Калоки и части Карельского побережья Белого моря. Они отличаются от жителей Кандалакшского залива (который они называют Пякка) и Терского берега (который они называют Рокан) тем, что называют их поморами, но подчеркивают свое не совсем русское происхождение, что отражается в названиях, которые они им дают.
- Померанцы в Кандалакшском заливе. Губяны, или, как их называют другие поморы, Пякка.
- Померанцы Терского берега. Терчане, или, как их называют другие поморы, «роканы».
- Канинские поморы. Небольшая изолированная группа поморов с полуострова Канин, в переписи 2002 года 7 человек назвали себя канинскими поморами 4.
- Русское население на побережье Белого моря, которое также называло себя поморами, на самом деле было не поморами, а обычными сельскими жителями, которые иногда занимались рыболовством и ловлей рыбы в качестве подневольных работников. Поморы называли их «лесными жителями» или «лисьими жителями «5 .
История изучения
Среди первых, кто отметил особенности культуры и быта крестьян на севере Европейской России в XIX веке (а среди этих поморов, наиболее отличавшихся от остального населения России, степень их самоопределения была гораздо выше, а площадь расселения больше, чем у других локальных групп русских в этом регионе), были этнографы В.Н. Майнов6 и П.Н. Рыбников7. Известный этнограф С.А. Токарев в своей книге «Этнография народов СССР» классифицировал чжаонесцев и поморов как «отдельные» группы.8 Работа Т.А. Бернштама «Поморы. Формирование групп и система домашнего хозяйства» и «Русская народная культура Поморья в 19 и начале 20 веков».
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, 6 571 человек называли себя поморами (6 295 из них проживали в Архангельской области, в том числе Анатолий Ефремов, тогдашний губернатор Архангельской области 9 и 127 в Мурманской области 10).
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность поморов за восемь лет сократилась вдвое — до 3 113 человек (в том числе 1 015 человек в Архангельской области)11 .
Поморы любят ловить рыбу не удочкой, а щипцами». Ярус опускается на дно и остается в воде около шести часов, затем его постепенно извлекают, а пойманную на крючки рыбу вынимают».
Какую территорию охватывали поморы?
Чтобы не вдаваться во все города, реки и озера, населенные поморами, лучше описать некоторые территориально-административные образования.
Причиной появления нового народа стало принятие христианства на Руси в 988 г. Русские, отказавшиеся принять новую веру, были тогда отправлены в Поморье. До начала 19 века в Поморие исповедовали дохристианскую веру, а после раскола в православной церкви в 17 веке сюда стали приезжать те, кто не принял нововведения Николая.
В Поморье также было сильное движение старообрядцев. Благодаря длительному сопротивлению Соловецкого монастыря и царских войск была основана древнерусская православная церковь Поморья. Кроме того, благодаря своему территориальному расположению, поморы никогда не знали татарского ига или крепостного права, поэтому были очень свободными и независимыми. Эти две характеристики подтверждены многочисленными фактами: Царские чиновники всегда обращались к поморам по имени и отчеству, в то время как к простым гражданам в остальной России обращались только по прозвищу.
В этническом плане поморы появились в результате сформированных местных угро-финских племен и новгородцев (в прошлом словен ильменцев).
Культура поморов
Поморы были известны как «покорители морей», искусные кораблестроители и успешные рыбаки. Даже сами поморы имели свое мнение: «Наше поле — море». В погоне за отличным уловом они стартовали на своих судах с побережья Норвежского моря, доходили до Мурмана, Новой Земли и постоянно останавливались у островов Белого, Карского и Баренцева морей. Благодаря своему бизнесу они стремительно развивали судостроение и сыграли важную роль в развитии северных морских путей.
Весь свой улов и товары поморы продавали на рынках Москвы, Новгорода и торговых городов Норвегии и Швеции. Самыми популярными товарами поморов были рыба, соль, ценные бивни слоновых тюленей, мрамор и многое другое.
Тот факт, что поморы жили у моря и что вся их жизнь зависела от моря и способности справиться с его «злой природой», сильно повлиял на их повседневную жизнь и традиции. Одежда, календарь, здания, работа, промышленность, обычаи, ритуалы, язык — все имело свои особенности. В этих районах даже сформировался особый психологический тип человека, привыкшего к сложным климатическим условиям и переменчивому нраву моря. Многие путешественники и исследователи отмечали смелость, творческое мышление, предприимчивость и любовь к свободе поморян.
Жизнь поморов и их дома
У обычного поморского фермера была обычная ферма. В таком доме гостиная обычно была довольно маленькой (большая, просторная комната с печью и входом на кухню). В этой комнате они ели, спали и принимали гостей. Спальное место поморов состояло из широкой скамьи, установленной вдоль всей стены комнаты. Очень редко они спали на печке, когда не было отопительного сезона. Дымоход называли черным, потому что при зажигании камина дым поднимался под высокий потолок, затем спускался к воронкообразным полкам на краю всего дома и только потом выводился через резную трубу на потолке. Окна в доме были очень узкими, чтобы внутрь не попадал лишний холодный воздух или влага. Вместо стекла в окно помещались куски прозрачного льда, который, растаяв, образовывал очень прочную связь с деревянными стволами дома.
Вторая часть дома обычно принадлежала скоту и имела два этажа. На первом этаже находилась конюшня, на втором этаже хранилось сено и сельскохозяйственный инвентарь, иногда там пряли пряжу, молотили зерно или шили одежду. Во входной двери всегда была щель, через которую кошка могла выбраться и ловить мышей.