Кто изображён на картине Девочка с персиками

Выдающиеся произведения талантливого живописца Валентина Серова можно долго перечислять и описывать. Хотя художник ушел из жизни на пике своих творческих возможностей, его наследие остается значительным и по сей день, продолжая восхищать зрителей не меньшим образом, чем в годы его жизни и работы.

Не только Девочка с персиками: что нужно знать о русском импрессионизме

Известная картина Валентина Серова Девочка с персиками по праву считается одним из важнейших созданий русского импрессионизма, однако это далеко не единственная работа, заслуживающая внимания. Художник создал данное полотно в 1887 году, через год после завершения последней независимой выставки представителями импрессионистов во Франции. О возникновении нового художественного направления в России, его уникальных чертах и тех художниках, на которых следует обратить особое внимание, рассказывает искусствовед Анна Скляревская, работающая в выставочном отделе Музея русского импрессионизма.

С 10 января 2021 года в музее проходит выставка работ Сергия Виноградова, художника и арт-консультанта из круга московской творческой интеллигенции, оказавшего значительное влияние на развитие отечественного искусства. На этой выставке представлены работы, играющие важную роль в понимании художественного контекста и эволюции стилей в России.

Часть 1. Предыстория: с чего всё началось

Париж, 1874 год

Франция стала родиной импрессионизма, и в 1874 году, когда в мастерской фотографа Надара на бульваре Капуцинок в Париже состоялась первая выставка импрессионистов, мир искусства столкнулся с новым движением. Художники организовали её под эгидой Анонимного общества художников, но один из критиков назвал их импрессионистами, и это название закрепилось за ними.

Импрессионисты начали создавать свои работы не в мастерских, а на пленэре, то есть на свежем воздухе, чтобы запечатлеть живые впечатления конкретного момента. Это привело к наполняемости их полотен светом и атмосферой, а мазки на холсте стали более яркими и разнообразными. Однако французская публика изначально испытывала трудности с восприятием новых подходов и называла создателей этих работ «бездельниками», не гнушаясь резкой критики. Тем не менее, с течением времени появились и первые ценители работ таких мастеров, как Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар и Альфред Сислей, которые открыли дверцы к признанию нового направления.

Тем временем в России

Пока во Франции знакомились с новыми художественными течениями, в России проходила третья выставка передвижников. Их интересы в искусстве были существенно отличны: члены Товарищества передвижных художественных выставок предпочитали критический реализм. Создавая картины, они акцентировали внимание на событиях русской истории, и портреты часто изображали самых докучливых писателей. Даже пейзажи обретали резкий социальный подтекст, демонстрируя жизнь народов и их истории.

В 1870–80-е годы передвижники сформировали главную силу в российском искусстве. Однако постепенно начало формироваться новое поколение художников, отвергающих старые идеалы и стремящихся к более свежему и радостному подходу к живописи.

Импрессионизм в России стал развиваться в конце 1880-х годов во многом как ответ на творчество передвижников. Лидерами среди молодых мастеров оказались Валентин Серов и Константин Коровин, которые стремились показать искусство с новой стороны. Коровин так выразил свою эстетическую точку зрения:

Более раннее письмо от Ильи Репина, одного из главных артистов Товарищества передвижников, обращенное к Крамскому, служит отражением мнений того времени:

«Вы говорите, что нам нужно стремиться к свету и цвету. Нет. Наша задача заключается в содержании. Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, ее сущность и смысл, дух истории – вот те темы, которые, по моему мнению, должны занимать художников; цвет для нас – всего лишь инструмент».

Эти слова показывают, что между разными поколениями художников существовали серьезные разногласия. Для передвижников важнее было содержание, глубина и значимость картины, тогда как для импрессионистов формы и выражение стали основным содержанием.

Самые знаменитые картины Валентина Александровича Серова с названиями

Валентин Серов известен как выдающийся портретист, к которому обращались многие титулованные личности и культурные деятели своего времени. Однако работы Серова не ограничивались лишь портретами: он также создавал жанровые картины, исторические и мифологические иллюстрации, о которых мы будем говорить в данной статье. Мы рассмотрим его самые знаменитые картины, а также самые дорогие произведения, которые были проданы на аукционах.

Девочка с персиками и Девушка, освещенная солнцем

Одной из самых известных работ Валентина Серова является картина Девочка с персиками, написанная в усадьбе Саввы Мамонтова. С этой картины началась его слава как гениального портретиста, который создал множество прекрасных произведений в течение своей карьеры.

В. Серов. Девочка с персиками. 1887 г.

Хотя на момент написания картины Серову было всего 22 года, он уже имел богатый художественный опыт, обучаясь у известных мастеров таких как Илья Репин и создавая многие портреты, среди которых были изображения Л.А. Мамонтовой, П.П. Чистякова и О.Ф. Трубниковой. Тем не менее, Девочка с персиками стала ключевым произведением, которое ознаменовало приход импрессионизма в Россию. Главной отличительной чертой этого полотна является умение художника запечатлеть мгновение таким образом, словно оно произошло только что. Несмотря на изучение и экспериментирование, Вере Мамонтовой, позирующей для этой картины, пришлось долго находиться в одной и той же позе, сохраняя выражение лица. Концентрация на данном моменте была одной из главных задач, поставленных импрессионистами, что помогло Серовой использовать свободные мазки, подчеркнув нежность и юность девочки, а также красоту момента.

Спустя год, Серов создал еще одну значимую работу под названием Девушка, освещенная солнцем, где ему также удалось мастерски передать очарование момента. Если вас интересует, кто позировал для обеих картин, как зрители восприняли эти произведения и какое влияние они оказали на живопись русских художников, вы можете ознакомиться с работами, такими как Самые известные русские художники-импрессионисты и Самые известные женские портреты.

В. Серов. Девушка, освещенная солнцем. 1888 г.

Портрет Мики Морозова

Еще одним значимым портретом, который нравится и запоминается зрителям, является портрет Мики Морозова. На нём Серов изображает сына известного промышленника и коллекционера М.А. Морозова. В отличие от 12-летней Веры Мамонтовой, с которой можно было договориться о такой длительной позе, удержать непоседливого Мику было практически невозможно. Художнику приходилось рисовать короткими сессиями, внимательно смотря за подвижным ребенком. В свои четыре года Мика отличался любознательностью и подвижностью, раскрывшимися в его удивительном стремлении ко всему новому. Серов запечатлел подвижного мальчика, движущегося к своему следующему открытию. Позы мальчика выражают его постоянное желание действовать и открывать новое — он вот-вот соскочит со стула в поисках интересного.

Самые дорогие картины Валентина Серова

Произведения Серова высоко ценятся на международных аукционах и часто уходят на торги за рекордные суммы. За последние два десятилетия, начиная с 2000 года, продажи работ художника составили около 25 миллионов долларов за 83 картины. Рассмотрим примеры наиболее дорогих аукционных результатов.

Рекорд держит картина Портрет Марии Цетлиной, которая привлекла огромное внимание на аукционе Christie’s. Появление произведения столь значимой важности в 2014 году стало полной неожиданностью для многих. Обычно такие полотна остаются в музеях и крайне редко выставляются на торги. Этот портрет был передан из музея Рамат-Ган (Израиль), куда попал после смерти наследников Цетлиной. С приходом упадка музеев власти города решили выставить часть коллекции на аукцион, чтобы улучшить финансовое положение. Однако местные жители протестовали против этого решения и провели забастовку. Тем не менее, это не помешало картине оказаться на аукционе, где она была продана за ошеломляющие 14,5 миллионов долларов — сумма, на 400% превышающая первоначальные ожидания. В ответ на такие события власти заявили о своей готовности построить новый музей русского искусства в городе.

В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.

Не меньше удивила публика и картина Портрет Оскара и Розы Грузенберг. На этом произведении запечатлены знаменитый юрист, защитник угнетённых, Оскар Грузенберг и его супруга Роза. Ранее репродукция произведения появлялась в черно-белом виде в разных монографиях о художнике, так как о местонахождении оригинала ничего не было известно. На аукционе выяснилось, что портрет всё это время находился в семье Грузенберг и был выставлен правнучкой этой пары на торги в 2012 году аукционе Fine Art Auctions в Майами.

Эксперты были ошеломлены, когда увидели, что подобное полотно было выставлено на малознакомом аукционе всего за 150-200 тысяч долларов. Однако произведение было оценено по достоинству, и его цена быстро возросла до 4,67 миллиона долларов.

В. Серов. Портрет Оскара и Розы Грузенберг. 1910 г.

Третьей работой, которую стоит упомянуть, стал портрет Прасковьи Мамонтовой, созданный художником в те же годы, что и знаменитая картина Девочка с персиками. На этом произведении изображена Прасковья – двоюродная сестра Веры Мамонтовой, позировавшей Серову. Хотя эта картина не стала столь известной, как Девочка с персиками, она высоко ценится по другим причинам: она не только демонстрирует известное семейство Мамонтовых, но и является примером раннего искусства Серова, который даже в столь молодом возрасте создавал картины высокого уровня. Это произведение было представлено на международных торгах Sotheby’s в 2012 году и было продано за 1,9 миллиона долларов.

В. Серов. Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1889 г.

О девочке

Девочка на картине – дочь Мамонтова, Вера. Однажды Серов стал свидетелем того, как она вбежала в столовую, взяла со стола персик и вдохнула его аромат; это вдохновение побудило художника запечатлеть эту юную непосредственность на холсте.

Вера позировала Серову с августа до конца сентября. Мастер работал тщательно и скрупулёзно, а девочка, будучи с ним в хороших отношениях, терпеливо выносила долгие часы ожидания. В перерывах между сессиями они общались, и, с разрешения матери, отправлялись на конные прогулки.

Дальнейшая судьба девочки оказалась, к сожалению, печальной. В 1903 году она вышла замуж за дворянина Александра Самарина, который был значительно старше ее. В этом браке родилось трое детей, однако Вера скончалась в 1907 году от пневмонии, а ее сын ушел из жизни в 1913 году. Самарин, в свою очередь, погиб в 1932 году в ходе ссылки в Якутск.

Остановись, мгновенье…

Серов стремился запечатлеть живость детской натуры, отражаемую в облике девочки: в её растрепанных волосах, хитром взгляде, румянце на щеках и форме губ, готовых вот-вот рассмеяться. Он хотел поймать это мгновение и сохранить его навсегда.

Поэтому Вера и не переоделась в нарядное платье, которое обычно носят модели. На ней была свободная розовая блузка с детским бантом – одежда, не очень подходящая одиннадцатилетней девочке, но отлично подчеркивающая спонтанность момента. Более того, именно эта блузка является ярким акцентом на картине и создает впечатление, что свет исходит не только от окна, но и от самой девочки.

Юность, свежесть и беззаботность также передаются через зелень за окном. Светлые оттенки листвы подчеркивают молодость главной героини и привносят в картину тепло и свет. Однако листья уже успели немного пожелтеть и завянуть, так как работа над картиной велась в августе-сентябре. Кленовые листья на столе символизируют быстротечность молодости, которую следует ценить и наслаждаться каждый день.

Знаменитая картина В.А.Серова Девочка с персиками, 1887 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Интерьер богатого имения

Сава Мамонтов был одним из самых состоятельных промышленников России, и его имение говорит о вкусе и роскоши: в столовой, где сидит Вера, все обставлено с изящностью и сдержанной роскошью: белая скатерть на столе, красивый резной стол из красного дерева и изящная керамическая тарелка на стене.

Слева можно увидеть часть другой комнаты: Красной гостиной, смежной со столовой и террасой. Здесь находится стул в стиле жакоб, у которого вставки из позолоченной латуни. Подобная мебель появилась в России во времена правления Екатерины II.

Висящая на стене тарелка, и деревянный гренадёр - предметы, указывающие на интерес Саввы Мамонтова к прикладному искусству

Керамическая тарелка на стене и фигура деревянного гренадера в левом углу свидетельствуют о том, что Савва Мамонтов увлекался прикладным искусством. Он даже открыл гончарную мастерскую при своей усадьбе. Фигурка деревянного солдата была приобретена в Троице-Сергиевой Лавре, раньше она была нераскрашенной, но её раскрашиванием занимался также и Серов.

Тем не менее, интерьер выглядит не давяще и холодно. Напротив, в картине создается ощущение уюта и комфортности. Например, оконная рама в столовой выглядит не новой, краска кое-где уже облупилась. Это добавляет произведению естественности и тепла родных стен. Стол огромен, что подразумевает, что за ним собирается много людей. А персики, изображенные на картине, были выращены в оранжерее семьи Мамонтовых.

Сегодня в усадьбе Абрамцево расположен музей. Естественно, что сохранить все вещи, изображенные на картине, было невозможно. Тем не менее, посетители музея могут увидеть обстановку усадьбы, а гренадер и тарелка по-прежнему находятся на своих местах. Серов подарил картину семейству Мамонтовых, и долгое время она оставалась в усадьбе там, где и была написана. В настоящее время эта картина хранится в Третьяковской галерее, а в музее находится её копия.

Врубель и его мрачный рисунок

Михаил Врубель также часто бывал в доме Мамонтовых, как в Москве, так и в Абрамцево, работал в гончарной мастерской, организованной Саввой Мамонтовым. Он запечатлел Верочку в скульптуре «Египтянка» («Тайна»), а черты её прослеживаются ещё в рисунке Врубеля «Тамара в гробу», который иллюстрирует поэму Лермонтова «Демон».

Врубель Михаил Александрович. Тамара в гробу. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова 'Демон'. 1890-1891. Государственная Третьяковская галерея

– Неверно утверждать, что Михаил Александрович Врубель создал образ Верочки в гробу, который стал предзнаменованием её раннего ухода из жизни. В этом нет мистики, – уверена Элеонора Пастон. – Врубель инстинктивно воссоздавал в своих персонажах черты людей, которые были ему близки. Он относился к Верочке с особым трепетом, как к «абрамцевской богине». По словам её брата, Всеволода Мамонтова, его очертания нашли отражение и в рисунке «Снегурочка», который художник начал в Италии в 1891 году, хотя так и не завершил.

Потомки Веры Саввишны тоже любят домашний театр

Для детального изучения родословной Мамонтовых и возможности увидеть живые фотографии «девочки с персиками» и «девушки с кленовой веткой» можно посетить Музей-заповедник «Абрамцево». Как рассказали Metro в пресс-службе музея, после 1918 года, когда усадьба стала национальным достоянием, потомки Саввы Мамонтова активно участвовали в ее судьбе. Александра Саввишна стала первым директором музея в послереволюционные годы, а Всеволод Саввич занимался восстановлением музея в 1940–1950-х годах.

Сергей Николаевич Чернышёв, до того, как принял монашеский постриг, у портрета своей бабушки.

Сергей Николаевич Чернышёв, внук Веры Саввишны, доктор геолого-минералогических наук, долгое время работал в музее, прежде чем принял монашеский постриг. Мы также смогли пообщаться с его сыном Николаем Сергеевичем Чернышёвым.

– Из трех детей Веры Саввишны Мамонтовой (Юрий, Сергей и Елизавета) единственной оставшейся линией является ветвь, происходящая от Елизаветы Александровны Чернышёвой (урождённая Самарина). Это два внука Веры Саввишны: монах Варфоломей (Сергей Николаевич Чернышёв) и Иван Николаевич Чернышёв, а также четверо правнуков, тринадцать праправнуков и трое потомков в пятом поколении. Следовательно, наш род достаточно велик. Важным толчком для укрепления нашей связи стало празднование 180-летия Саввы Ивановича Мамонтова, которое мы отметили в 2021 году, в том числе благодаря внимательным людям, работающим в Московской государственной консерватории и Московской духовной академии, – поделился с Metro Николай Чернышёв. – Подобные мероприятия, безусловно, способствуют сохранению общей семейной памяти и развитию традиций.

Все барышни у нас умницы и красавицы, и это подлинно наследственное от Мамонтовых, Самариных, Чернышёвых, Щельцыных и многих других родов, которые нашли продолжение в них.

Монах Варфоломей (Чернышёв) с сыном Николаем Чернышёвым и внуками Саввой и Платоном в гостях у директора музея-заповедника Василия Поленова Натальи Поленовой.

Монах Варфоломей (Чернышёв) с сыном Николаем Чернышёвым и внуками Саввой и Платоном в гостях у директора музея-заповедника Василия Поленова Натальи Поленовой.

Согласно словам правнука Веры Саввишны, традиции знаменитых предков продолжают жить в семье: это находит отражение и в именах детей – в роду есть два Саввы, Вера, Александра, а также в домашних театральных постановках, игровых изобретениях, которые продолжают делать члены семьи.

– Замечательно, что сохранение традиций Мамонтовых, включая художественное братство, теперь получает поддержку со стороны на государственном уровне. Например, я только что вернулся с пленэра «Жизнь и дорога Саввы Мамонтова», реализованного с поддержкой гранта президента Российской Федерации, – рассказывает Николай Чернышёв.

Что касается портрета Девочка с персиками, как отмечает наш собеседник, в семье он известен как «Портрет Верушки», с ударением на первый слог, так как близкие люди называли Веру Саввишну именно так, в числе которых были и Валентин Серов, и Виктор Васнецов:

Оцените статью
Хозяюшки