Когда механика лучше автомата

Одним из главных преимуществ механической коробки передач (МКПП) является ее более низкая цена, включая обслуживание. Такие машины, как правило, более динамичны и лучше поддаются управлению. Однако не стоит забывать и о недостатках: осваивать механику бывает непросто, а процесс вождения может оказаться более утомительным по сравнению с автоматическими коробками передач (АКПП).

Что лучше: автомат или механика

Многие автолюбители активно обсуждают различные аспекты: предпочтительнее ли иномарка или отечественный автомобиль, стоит ли выбирать новую машину или подержанную и так далее. В этой беседе неизменно возникает вопрос о трансмиссии — автоматической или механической. Давайте постараемся разобраться в этом вопросе с помощью мнений экспертов.

Каждый тип трансмиссии имеет свои плюсы и минусы. Механическая коробка до сих пор считается традиционной для тех владельцев автомобилей, кто не доверяет новым автоматическим системам. Тем не менее, в классе дорогих спорткаров автоматические трансмиссии становятся все более распространенными. Например, третья педаль для сцепления в таких автомобилях считается экзотикой, за которую настоящие автолюбители готовы заплатить дополнительные деньги. Аналогично, в классе представительских седанов механика давно уступила свое место автоматике. Давайте рассмотрим, в чем преимущества и недостатки каждого типа трансмиссий и кто же все-таки прав в этой дискуссии.

Что такое коробка передач в машине

Коробка передач представляет собой ключевой элемент, соединяющий двигатель с ведущими колесами автомобиля. Она используется для изменения передаточного отношения между этими компонентами. Коробки передач делятся по способу управления на механические и автоматические, с учетом исторического контекста, в автоиндустрии также встречались механизмы с полуавтоматическими коробками, которые могли иметь вспомогательные механизмы, например, кулису переключения передач без отдельной педали сцепления.

Механическая коробка передач подразумевает более активное участие водителя в управлении: во время разгона и торможения необходимо использовать левую ногу для нажатия на педаль сцепления, а также применять рычаг переключения передач, который обычно располагается на центральной консоли, хотя иногда можно встретить его и на рулевой колонке.

На заре автомобилестроения автомобили были внедрены с механическими коробками. Однако с появлением автоматических трансмиссий в середине XX века водителю стало легче управлять автомобилем, так как выбор передачи осуществлялся автоматически без необходимости вмешательства со стороны водителя. С тех пор доля автомобилей с автоматами постоянно увеличивалась.

Рычаг механической коробки передач

Механическая коробка

Механическое управление позволяет водителю самостоятельно выбирать передачи в зависимости от условий на дороге. Ранее автомобили с МКПП считались более экономичными и динамичными по сравнению с аналогичными моделями, использующими автоматические трансмиссии. Тем не менее, в последние годы, с развитием технологий автоматических коробок, эта ситуация начинает меняться.

Тем не менее, истинные автолюбители по-прежнему отдают предпочтение механике, хотя управление автомобилем с такой коробкой, как правило, требует от водителя определенных навыков и непрерывной практики.

Рычаг автоматической коробки передач

Автоматическая коробка

Автоматическая коробка передач значительно снижает участие водителя в процессе переключения: для разгона и торможения достаточно лишь управлять аккумулятором и тормозами, при этом педаль сцепления отсутствует. Для движения вперед надо установить селектор в положение D (Drive), задним ходом — R (Reverse), а для нейтрали — в положение N (Neutral). Для парковки существует специальный режим P (Park), обеспечивающий блокировку коробки.

На некоторых автоматах имеются дополнительные режимы, такие как S (спортивный) или M (ручной режим), а также L (низкий), который понижает диапазон передач.

Индикатор коробки передач

Статистика экспертов

Согласно данным, предоставленным авторитетным агентством «Автостат», в первом квартале 2019 года количество автомобилей с автоматическими трансмиссиями (включая роботизированные КПП и вариаторы) составило 58,7% от общего числа проданных автомобилей.

Это печальный факт, но автоматические трансмиссии стали вытеснять механические из основной массы автомобилей. Все больше моделей с максимальными комплектациями с кожаным салоном доступны исключительно с АКПП — механические коробки исчезают с рынка. Производители считают, что необходимость управлять автомобилем, используя левую ногу для сцепления и отвлекаясь на переключение передач, устарела и, возможно, они правы. Однако давайте разберемся с этим вопросом более подробно.

Плюсы и минусы МКПП и АКПП

авто

Некоторые из основных преимуществ механической коробки передач заключаются в более низком расходе топлива. Водитель сам выбирает, когда раскручивать двигатель до 3 000 оборотов для переключения на следующую передачу. Можно двигаться на третьей передаче, не понижая передачу, если ожидается, что потребуется ускорение в ближайшее время. Автоматическая коробка не дает такой свободы; водителю приходится вести машину так, как решает система.

На второе место можно поставить более низкую стоимость ремонта и обслуживания механической КПП. Обычно трансмиссия требует замены масла только один раз за весь срок службы, и это не так дорого, в отличие от автоматических коробок, где масло нужно менять через каждые 15-20 тысяч километров. А стоимость жидкости для АКПП значительно выше. Ремонт автоматических трансмиссий также обходится значительно дороже. Например, ремонт вариатора может стоить до 25% от стоимости автомобиля.

Третий важный плюс механической КПП заключается в значительно упрощенном запуске двигателя в мороз. В отличие от АКПП, для запуска не требуется длительный прогрев масла. Это позволяет экономить топливо и избегать ненужной работы двигателя на холостом ходу.

авто

Очевидное преимущество для владельцев автомобилей с МКПП — это возможность свободно выбирать стиль вождения. Водители могут буксовать в грязи или снегу, разгонять машину до максимальных оборотов на светофоре и выбирать передачи для увеличения разгонной способности при обгоне на трассе. В классических вариантах АКПП такие действия невозможны, хотя стоит заметить, что современные спортивные автомобили с продвинутыми роботизированными трансмиссиями предоставляют дополнительные возможности.

Тем не менее, автоматические трансмиссии тоже имеют свои преимущества. Учитывая, что они автоматизируют выбор передачи на основе данных от датчиков и компьютера, в стандартном режиме они исключают возможность перегрева двигателя, что позволяет ему служить дольше без капитального ремонта.

Автомобили с АКПП становятся особенно ценными для жителей больших городов, где постоянные пробки представляют собой настоящую проблему. Управление автомобилем в режиме старт-стоп становится намного проще: достаточно нажимать на газ и тормоз, не задействуя сцепление и не совершая дополнительных действий. В то же время, управление машиной с механической трансмиссией включает множество шагов: необходимо выжимать сцепление, включать передачу, плавно трогаться, отпускать сцепление и снова ставить коробку в нейтраль после нескольких метров движения. За один километр пробки водитель механики может совершать эти действия порядка 40 раз!

Таким образом, многие покупатели сталкиваются с вечной дилеммой: МКПП или АКПП?

Экономия при покупке

Одним из первых преимуществ механической коробки передач часто становится финансовая экономия при приобретении автомобиля, которую покупатель ощущает уже в автосалоне. В некоторых случаях автоматы могут стоить относительно дёшево, но это скорее исключение из правила. Например, в нашей стране такая ситуация имеет место быть с отечественной коробкой АМТ, которая была переработана из механической в автоматическую с использованием электроники и исполнительных механизмов фирмы ZF. При этом, несмотря на то, что некоторые компоненты, такие как соленоиды, поставляются из немецкого Швайнфурта, разница в цене между седаном Granta с АМТ и ручной версией составляет всего 25 000 рублей, что выглядит не слишком ощутимо. Однако полноценный, хоть и устаревший, 4-ступенчатый автомат японской компании Jatco, который также устанавливается на отечественные автомобили, прибавляет к цене Granta уже 60 000 рублей, что составляет более десяти процентов от цены ручной версии. В сегменте бюджетных автомобилей такая надбавка ощутима. Поэтому неудивительно, что на 15 проданных Lada Granta с МКПП приходится всего лишь одна машина с автоматом.

Автоматическая коробка на Грантах значительно увеличивает стоимость автомобиля, что создает дополнительные преграды для покупателей.

Однако в более высоком ценовом сегменте доля автомобилей с автоматическими коробками возрастает, что логично: чем выше цена автомобиля, тем более охотно покупатель готов потратить деньги на комфорт управления. Следует также отметить, что в современном обществе немало водителей просто не могут справиться с управлением механической коробкой передач и тремя педалями. Например, среди покупателей Kia Rio предпочтение автоматам отдают 78%, даже при сравнительно небольшой доплате в 40 000 рублей за двухпедальную версию, что является малой суммой, особенно когда речь идет о полноценном 6-ступенчатом автомате. В данном случае это менее 5% от стоимости автомобиля, и речь идет уже не о самой дорогой комплектации.

Экономия на смазке

Финансовая выгода от использования механики не ограничивается лишь стоимостью покупки. В механической коробке масло обычно заливается на весь срок службы, и опытный водитель может не вспоминать об этом элементе управления до тех пор, пока не проедет 150 000 км и не потребуется заменять сцепление. Со своей стороны, в случае автоматов (независимо от их типа) замена масла становится обязательной даже если это не отражено в регламентах. Возьмем для примера вариатор Jatco JF016E, который пользуется определенной популярностью в России и устанавливается на многих моделях Nissan и Renault, включая обновленный Kaptur с двигателем 1.3 Turbo Н5Н. В отличие от младшей модели CVT (JF015E), у которой имеется планетарный ряд, данный вариатор работает в условиях более серьезных перегрузок, и масло в нем быстрее загрязняется металлической стружкой, следовательно, необходимость менять жидкость наступает намного раньше, чем у механики. Если желаете эксплуатировать этот вариатор и не сталкиваться с проблемами, замена масла в таких трансмиссиях должна производиться каждые 40 000—50 000 км пробега, что в свою очередь может обойтись примерно в 20 000 рублей.

Замена жидкости в АКПП — достаточно дорогое удовольствие. Тем не менее, замена самого автоматического узла обойдется значительно дороже.

В современных гидромеханических автоматах сложной конструкции, то есть имеющих множество планетарных рядов и гидротрансформаторов, также потребуется заменять масло, поскольку на многих трансмиссиях переключения передач решаются с использованием фрикционов. Однако, например, у премиум-брендов интервал между заменами масла может быть значительно увеличен, к примеру, для последнего поколения Range Rover Sport (L494) первая замена масла переносится с 48 000 км на 130 000 км. Тем не менее, даже опытные механики рекомендуют не оставлять старую жидкость в трансмиссии более чем на 80 000 км. В этом случае замена жидкости вместе с расходниками и сопутствующими работами может обойтись в сумму около 60 000 рублей.

Интересно, что некоторые производители, не предусматривающие плановые замены масла, просто-напросто запрещают своим официальным дилерам выполнять эту процедуру во время действия гарантии. Для дилеров это выгодно, поскольку они получают прибыль не только от продажи автомобилей, но и от ремонта. К тому же, АКП чаще выходят из строя из-за своего сложного устройства: чем сложнее механизм, тем меньше его надежность. За последнее время было много случаев неисправности подобных трансмиссий, как, например, проблемные коробки DP0 на французских автомобилях или известные случаи с коробками DSG у некоторых моделей Volkswagen.

Проблемы с трансмиссией

Инженеры компании VAG потратили много времени на решение проблем в своих трансмиссиях, из-за чего многие покупатели до сих пор избегают модели с коробками DSG.

Также стоит отметить, что механические коробки передач не нуждаются в предварительном прогреве, в то время как все автоматические (независимо от типа) обязательно требуют этого. Игнорирование данной рекомендации может привести к преждевременным поломкам.

Механика или автомат: что лучше

Механическая коробка передач, в то время как автоматическая несколько упростила управление автомобилем, всё же требует от водителя гораздо большей вовлеченности. В частных случаях, это может стать решающим фактором.

Преимущества и недостатки механики и автомата оценить можно до момента, когда решите, что ваша коробка передач вам удобнее.

Чем отличается механика от автомата

Сравнение между механической и автоматической коробками передач может проводиться как по объективным критериям (таким как расход топлива, конструктивные особенности), так и по субъективным, зависящим от удобства вождения для конкретного водителя и конкретной модели автомобиля.

Чем отличается механика от автомата

Если говорить кратко, то при управлении с автоматической коробкой не требуется постоянного контроля за положением педали сцепления, что, казалось бы, упрощает процесс вождения. Однако, если это было единственным преимуществом, автомобили с механическими коробками уже давно не производились бы.

Механика: плюсы

Итак, какие преимущества у механики перед автоматической трансмиссией? Первым, что бросается в глаза, является меньший расход топлива. Правильное переключение передач обеспечивает более эффективное сгорание топлива в рабочей камере, что предотвращает его нецелевое расходование. В этом случае владелец автомобиля с МКПП может сэкономить до 7% по сравнению с АКПП.

Конструкция механики также надежнее автоматических систем, что проявляется как в эксплуатационных характеристиках, так и в обслуживании. Полная замена механической коробки является редким событием: как правило, она служит верой и правдой длительное время, пока автомобиль в эксплуатации. В то же время автоматы имеют значительно меньшую надежность: при пробеге свыше 250 000 км механизм может выйти из строя, и его ремонт обычно требует полного обновления узла, что обходится недешево.

Механика: плюсы

В экстренных ситуациях с автомобилем проще справиться с механической коробкой. К примеру, если разрядилась батарея или не работает стартер, машину с механикой можно запустить, используя другую машину для буксировки, или даже если нужно буксировать ее, это тоже возможно на всех типах МТ.

Механика: минусы

Главный недостаток механической системы заключается в том, что требуется время для привыкания к ней. Начинающим водителям сложно освоить все тонкости переключения передач, и ошибки могут привести к перегрузкам мотора.

Также нужно помнить, что многоступенчатая конструкция переключения передач означает, что при переключении всегда будут небольшие потери мощности.

Механика: минусы

Тем не менее, желание управлять автомобилем самостоятельно воспринимается большинством водителей как положительное качество.

Автомат: плюсы

Ключевым преимуществом автоматической коробки является простота управления автомобилем. Этот вариант подходит для тех водителей, которых утомляет необходимость контроля сцепления и внимание к процессу переключения, вызывающее стресс. Тем не менее, это не значит, что на машине с АКПП можно управлять небрежно; здесь все еще важна внимательность.

Кроме того, плавность переключения скоростей гарантирует оптимальную эффективность работы двигателя, что защищает его от перегрева, так как автомат подбирает нужную передачу в зависимости от условий движения. Однако, могут наблюдаться задержки в разгоне и трудности при запуске автомобиля в холодное время года.

Можно ли переучиться

Переобучение с автоматической коробки на механическую подразумевает повторное посещение автошколы. Теорию повторно учить не нужно, достаточно пройти практические занятия. По этой причине стоимость курса переобучения ниже, чем при изначальном обучении. По завершении курса придется снова сдавать экзамены в деятельных органах ГИБДД, однако только на площадке. В ходе экзамена инспектор ГИБДД должен удостовериться, что водитель полностью освоил навыки работы с механической коробкой.

Не нужно сдавать теорию и одновременно вождение по городу при переходе на механическую коробку.

Что же выбрать при начале обучения

Механика или автомат

Даже несмотря на простоту вопроса, конкретного ответа на него нет. Действительно, обучение на автомобиле с механикой видится более выгодным по многим параметрам. Водители, прошедшие обучение на МКПП, получают значительное преимущество, так как могут управлять любым автомобилем, независимо от типа трансмиссии. Их навыки вождения, как правило, более разработаны, и они способны реагировать быстрее на несоответствующие ситуации на дороге.

Однако автоматические коробки не были бы так популярны, если бы имели лишь недостатки по сравнению с механикой. Автоматическая трансмиссия прощает водителю ошибки и неточности в управлении, что позволяет новичку быстрее начать уверенно чувствовать себя за рулем автомобиля. Она значительно облегчит процесс обучения и сдачи экзаменов. Кроме того, в условиях городского трафика автоматика избавляет водителя от ненужных операций с педалью сцепления и переключением передачи: этот процесс берет на себя сама коробка.

Автоматы чаще всего выбирают следующие категории водителей:

  • женщины;
  • молодые водители, особенно девушки;
  • кандидаты, которые не уверены в своих силах на экзамене с МКПП;
  • люди, планирующие в дальнейшем управлять только транспортом с АКПП.

Механическая коробка передач — это идеальный выбор для тех, кто хочет полностью контролировать свой автомобиль и предпочитает более спортивный стиль вождения, а также для тех, кто не намерен исключать из своего выбора возможность машин с механикой в будущем.

Параметр АКПП Механическая коробка
Возможность управлять ТС с обоими видами трансмиссии Нет, можно водить только машины с АКПП Можно управлять любыми ТС соответствующей категории
Нужно ли переобучение для вождения ТС с другим видом трансмиссии Да Нет
Обучение на категорию C Нельзя, сначала следует обучиться вождению с МКПП Возможно
Сложность обучения и сдачи экзамена Пониженная Повышенная
Стоимость обучения Выше Ниже

Итак, окончательный выбор зависит от индивидуальных предпочтений каждого ученика. Если вы считаете, что вам будет удобно управлять автомобилем в автоматическом режиме и планируете приобрести именно такой автомобиль, учитесь на машине с АКПП. Если вы все же планируете управлять машинами с МКПП или уверены в своем желании научиться управлять механической коробкой, лучше не тянуть с обучением и обучиться сразу на машине с МКПП, чтобы в будущем избежать необходимости переобучения.

Оцените статью
Хозяюшки