Как война помогла Туве Янссон придумать уютный книжный мир муми-троллей. Кто написал мумий тролль.

С 1953 по 1960 год Туве Янссон рисовала комиксы для лондонской газеты The Evening News. У Туве Янссон были близкие отношения с матерью, что повлияло на образ Мумина.

Почему каждому взрослому надо читать книги Туве Янссон про муми-троллей

Приключения милых бегемотоподобных существ прочно связаны с юным взрослым возрастом. Книги Янссон входят в школьные списки для летнего чтения и постоянно фигурируют в списках лучших детских книг всех времен.

Но давайте посмотрим правде в глаза: не все дети могут выдержать довольно однообразную историю о доме Муминов. Современные дети привыкли к более динамичным сюжетам. Кроме того, многие неподготовленные родители, читающие своим детям Туве Янссон, с удивлением узнают, что жители сказочной долины курят, пьют, не ходят на работу, употребляют бензин, заводят незаконнорожденных детей, безрассудно бросают семью ради приключений — и все это без малейших угрызений совести.

Туве видела себя прежде всего художником и считала литературу второстепенной. И уж точно она не рассматривала детей в качестве целевой аудитории. Янссон открыто заявила, что никогда не хотела стать матерью. Создав вселенную муми-троллей, она сбежала в свой потерянный рай — мирный и беззаботный мир своего собственного детства.

Чем книги Янссон могут быть интересны и полезны взрослым?

Действительно, в своих книгах автор воплощает мечту многих взрослых: найти зону комфорта с близкими людьми, которые безоговорочно принимают тебя таким, какой ты есть. В этом идеальном мире нет политики и нет необходимости зарабатывать деньги.

Сага о Муми-троллях может стать своего рода терапией: она учит терпимости, создает мирное настроение и дает ощущение, что все будет хорошо.

Кроме того, муми-тролли мудры и могут подсказать вам, как увидеть хорошее в негативном. Например, если мама-папа разбивает миску, муми-тролли не сердятся, а радуются: «Эта миска всегда казалась мне уродливой».

Чему учат муми-тролли?

Полезно распечатать высказывания троллей Муминов и читать их каждый день — так вы сможете снять стресс, научиться быть оптимистом и развить доброжелательное отношение к миру.

  • «Тот, кто ест блины с вареньем, не может быть таким страшным».
  • «Иногда нужно просто напомнить кому-то, что вы рядом, чтобы успокоить его.
  • «Ты никогда не станешь по-настоящему свободным, если будешь слишком сильно восхищаться кем-то».
  • «Ночь может быть либо страшной, либо волшебной — в зависимости от компании».
  • «Каждый должен совершать свои собственные ошибки».
  • «Время от времени нам приходится что-то менять. Мы слишком многое принимаем как должное, в том числе и самих себя».
  • «Зимы всегда довольно суровые. Но, несмотря на все это, снег просто волшебный».
  • «Чтобы осуществить большую мечту, нужны пространство и тишина».
  • «Даже самые странные люди однажды могут оказаться полезными».
  • «Ужасно думать, что все великие люди умерли! Александр Македонский, Наполеон и все остальные. Мне тоже нездоровится».
  • «Не о чем беспокоиться. В мире нет ничего, что пугало бы нас больше, чем мы сами».

Это лишь малая часть того, что можно почерпнуть из историй Туве Янссон о ее любимых героях. Именно поэтому вам стоит прочитать ее, особенно если вы уже не в подростковом возрасте.

С 1953 по 1960 год Туве Янссон рисовала комиксы для лондонской газеты The Evening News. У Туве Янссон были близкие отношения с матерью, что повлияло на образ Мумина.

Как война помогла Туве Янссон придумать уютный книжный мир муми-троллей

Финская писательница Туве Янссон пережила одновременно две войны. Она родилась в начале Первой мировой войны, а когда началась Вторая мировая война, Туве было 25 лет. В этом возрасте она придумала свою первую историю про троллей — дружелюбный и безопасный мир, в котором можно спастись от шокирующей реальности.

Туве становится художницей

Туве Янссон было суждено соединить свою жизнь с творчеством. Она родилась в семье художников. Ее мать, Сигна Хаммарстен, иллюстрировала книги, финские марки и банкноты. Ее отец, Виктор Янссон, был уважаемым скульптором.

Туве родился в 1914 году, в начале Первой мировой войны. Ее родители принадлежали к шведскому меньшинству, и в первые годы войны Туве и ее мать жили в Стокгольме, в то время как Виктор участвовал в Гражданской войне в 1918 году.

В семье Янссон все интересовались изобразительным искусством, поэтому рисование для Тувы было естественным. Она не выучила его специально, а просто повторила за родителями. Пока мать работала, она сидела и рисовала свои картины. В школе одноклассники смеялись над ее рисунками, но дома родители давали ей полную свободу творчества. Тува рисовала в своих дневниках, а позже начала добавлять к ним текст.

В 14 лет Тува написала и проиллюстрировала свою первую книгу. В 15 лет подруга матери устроила ее на работу в сатирический журнал Gram. Янссон разработал обложки, иллюстрации и карикатуры для этой книги. Среди них были такие известные политики, как Гитлер и Сталин. В возрасте 19 лет Туве впервые выставила свои работы. Ее карьера развивалась стремительно. К моменту выхода ее первой книги она уже завоевала репутацию талантливого художника — и финская публика познакомилась с прототипами мумий троллей.

Туве знакомится с муми-троллями

Впервые Туве нарисовал существо, очень похожее на тролля Мумина, еще в детстве. Летние каникулы она проводила в семейном коттедже. У нее и ее брата, Пера Валлоу, были разногласия по поводу философии Иммануила Канта. В отместку Тува нарисовала самое уродливое, по ее мнению, существо на унитазе. Это был первый набросок мумии тролля.

Позже это существо появилось на страницах дневников Янссон. Она казалась длиннее и тоньше, чем обычные мумии троллей. Иногда он становился черным, иногда у него не было ни хвоста, ни ушей.

В начале 1940-х годов Туве начал использовать это существо для иллюстраций в Гарме. Он назвал его шноркелем. Сноркель стал постоянным элементом журнала, наряду с подписью Тувы, а иногда становился частью самих карикатур. Например, он вывешивал антивоенные лозунги и плакаты.

Само слово «муми-тролль» придумал дядя Туве Эйнар Хаммарстен, живший в Стокгольме. Когда Туве учился в Стокгольмском художественно-промышленном колледже, он остался с ним. Эйнар был врачом. Он не хотел, чтобы его племянница ела по ночам. Он пугал ее рассказами о маленьких троллях, которые жили за плитой. Они дышали холодом и издавали воющие звуки страха, когда кто-то пытался добраться до холодильника. В своих дневниках Туве использовала слово «муми-тролль», когда писала о некоторых мрачных событиях в своей жизни. Поэтому неудивительно, что она возвращалась к нему в самые трудные времена.

Первая книга о мумиях троллей «Маленькие тролли и великий потоп» была опубликована на шведском языке в 1945 году. Персонажи, нарисованные автором тушью, были скучными и довольно бедными. Тот факт, что Финляндия пережила голод во время войны, повлиял на их внешний вид.

Личная жизнь

В молодые годы Туве не чуждалась общества мужчин, и некоторое время она была помолвлена с финским журналистом и критиком, но помолвка распалась. В возрасте тридцати пяти лет Янссон обнаружила, что она бисексуальна, и с тех пор у нее были близкие отношения только с женщинами.

Туве Янссон и Тууликки Пиетиля

Туве Янссон и Тууликки Пиетиля

Творческое сообщество, в котором жил автор, терпимо относилось к однополым отношениям, но финское общество того времени негативно реагировало на людей, имевших отношения с представителями одного пола. По этой причине Туве и ее жена, художница Тууликки Пиетиля, долгие годы скрывали свои отношения от общественности.

Тууликки и Тууликки познакомились в Париже, где Пиетиля учился в Академии изящных искусств. Они жили вместе с 1956 года и не расставались сорок пять лет. Впервые общественность узнала об их отношениях в 1993 году на пресс-конференции, где женщины открыто рассказали о своих отношениях. Ранее Тууликки отвечала на вопросы о своей личной жизни таким же образом — она говорила, что не одобряет институт брака в целом.

Смерть

Туве Янссон умерла летом 2001 года в результате инсульта.

Памятник на могиле Туве Янссон

Памятник на могиле Тувы Янссон

Работы Янссона — это величайший вклад Финляндии в развитие человечества со времен «Калевалы». В день похорон автора был объявлен государственный траур.

Библиография

  • 1938 — «Маленькие тролли и Великий потоп».
  • 1946 — «Муминский тролль и комета».
  • 1949 — Шляпа фокусника
  • 1950 — «Мемуары папы Мумин Тролля».
  • 1954 — «Опасное лето»
  • 1957 — «Волшебная зима
  • 1962 — «Невидимый ребенок» (сборник рассказов, среди которых «Хемуль, который любил тишину», «Филифьонка в ожидании катастрофы» и другие)
  • 1965 — «Отец и море
  • 1968 — «Дочь скульптора».
  • 1970 — «Конец ноября»
  • 1971 — «Та, кто умеет слушать».
  • 1972 — «Летняя книга
  • 1974 — «Город Солнца
  • 1978 — «Дом, полный игрушек
  • 1982 — «Честный обман»
  • 1984 — «Каменные поля
  • 1987 — «Легкое путешествие
  • 1989 — «Честная игра
  • 1991 — «Письма Клары
  • 1996 — «Записки с острова
  • 1998 — «Сообщения»
  • 1971-1991 — «Серый шелк»

«Когда вы чувствуете желание что-то сделать, вы должны принять решение немедленно, а не ждать, пока настроение пройдет.

Поскольку существует множество текстов о мумиях троллей и не все они переведены, очень легко запутаться в их хронологии. Они выходили в следующем порядке:

Особенности творческой манеры

Хотя автор позаимствовал троллей из шведских сказок, их образ был значительно переработан, и в целом можно сказать, что фольклор оказал мало влияния на творчество Туве Янссон. Жизнь обитателей маминого дома напоминает жизнь семьи Янссон с точки зрения ребенка — непонятно, откуда берутся продукты и предметы обихода, а мамины соседи ворчливы, но в основном добродушны. В более поздних произведениях герои Янссон как будто взрослеют и понимают, что мир действительно другой — жестокий и беспечный (см., например, историю о красных муравьях или историю о морских коньках в «Папе и море»). Если вначале Мора была лишь сказочным чудовищем, то позже ее образ становится более конкретным и даже выражением несправедливости мироустройства: «Так легко было представить себе человека, который никогда не согревается, которого никто не любит и который разрушает все вокруг себя» («Папа и море»). Однако автор не хочет подвести читателя к выводу, что жизнь в этом мире полна страха и мучений. Последняя из книг о Муми-троллях заканчивается тем, что они наконец-то возвращаются домой.

В центре художественного мира Туве Янссон находится образ дома — дома, где всегда горит свет, тебя ждут близкие, готов вкусный ужин и уютна теплая постель. Это незыблемая цитадель безопасности и любви, одна мысль о которой заставляет преодолевать все невзгоды и в которую всегда можно вернуться. Так, Мама-Мама спокойно ожидает окончания затянувшейся прогулки Мама-Тролля по накрытому столу («Комета прилетела»).

Еще один важный мотив в творчестве Туве Янссон — свобода. Каждый человек имеет право на творческое самовыражение, потому что сама природа, весь окружающий мир свободен в своих проявлениях. Персонаж может ограничивать свою свободу действий только в соответствии с собственными представлениями о долге, но он не имеет права навязывать эти представления другим: Снусмумрик ненавидит смотрителя парка, где запрещено бегать, смеяться и курить, но в то же время он охотно отказывается от своих планов, когда ему приходится присматривать за несколькими маленькими осиротевшими щенками («Опасное лето»).

И, конечно, одна из определяющих тем серии Moomin — одиночество. Одинокий тролль Мумин (особенно заметный в «Волшебной зиме»), одинокий Снусмумрик и многие другие персонажи одиноки в душе. Физическим воплощением этого «одиночества души» была Мора: бесконечно одинокая, холодная, непонятая и пугающая в первых книгах, «оттаявшая» в последней. Тролль Мумин боится быть смешным, страдает от насмешек Мю и имеет много внутренних конфликтов с самим собой. В «Волшебной зиме» он впервые так остро почувствовал одиночество, а в «Папе и море» — он повзрослел и научился быть один.

Мумин-Уорлд

На острове недалеко от Наантали (20 минут на автобусе 110 или 11 из Турку) находится тематический парк, посвященный троллям Мумин. Парк открыт летом и закрывается в последнюю неделю августа, когда тролли Мумин впадают в спячку.

В Финляндии персонажи Янссона (семья Мумин, Снусмумрик, Снифф, Маленький Муй и другие) очень популярны. Пользуются спросом разнообразные сувениры на эту тему. Персонажи Янссон стали неотъемлемой частью современной массовой культуры. Доходы от продукции, созданной на основе персонажей, составляют такую же большую часть государственного бюджета Финляндии, как и налоги, выплачиваемые компанией Nokia 4 .

Библиография

Муми-серия

  • «Маленькие тролли и великий потоп» (1938, опубликовано в 1945, пересмотрено в 1991).
  • Охота на комету» (1946, затем опубликован под названием «Мумий Тролль и комета», пересмотренное издание под названием «Комета приближается», 1968).
  • Шляпа фокусника» (1949)
  • Наглость Папы Мумминтролла» (1950, пересмотренное издание под названием «Мемуары Папы Мумминтролла» 1968)
  • «Что дальше?» (1952, книжка с картинками)
  • Опасное лето» (1954)
  • Волшебная зима» (1957)
  • «Кто утешает ребенка? (1960, книжка с картинками)
  • Невидимый ребенок» (1962, сборник рассказов)
  • Папа и море» (1965)
  • Конец ноября» (1970)
  • Страшное путешествие» (1977, книжка с картинками)
  • Тролли Мумина» (1977), комикс
  • Злодей в доме Мумина» (1980, книжка-картинка)
  • Тролли Мумина» (1981), сборник комиксов

Примечание: Комиксы представляли собой переиздания в форме комиксов, которые ранее выходили в журналах.

Прочие произведения

  • Дочь скульптора» (1968), автобиографический роман
  • Летняя книга» (1972) — роман
  • Она, которая умеет слушать» (1971) — сборник рассказов
  • «Город солнца» (1974) — роман
  • Кукольный дом» (1978) — сборник рассказов
  • Путешествие налегке» (1987) — сборник рассказов
  • ‘Fair Play’ (1989) — сборник рассказов
  • «Письма Клары» (1991) — сборник рассказов
  • «Записки с острова» (1996) — короткий рассказ
  • «Послания» (1998) — сборник рассказов
  • «Серый шелк» (1971-1991) — сборник рассказов

Разочарование в себе, забота о брате и разрушительная война привели Туву Янссон в Муми-Дол. Ей было трудно пережить события в Хельсинки. Поэтому Туве создал альтернативный мир — волшебное, счастливое общество, где все проблемы могут быть преодолены. Истории о муми-троллях стали для нее способом уйти от мрачной реальности.

Туве Янссон

Тове Марика Янссон (швед. Tove Marika Jansson) — писательница финского происхождения, художник, романист, иллюстратор и автор комиксов.

Туве Янссон — одна из лучших финских художниц всех времен и самая читаемая финская писательница за рубежом. Труд ее жизни бесценен, поскольку она была успешна как писатель, художник и карикатурист. Она была мультиталантливой художницей, которую больше всего помнят как создательницу мумий троллей. Книги о мумиях троллей были переведены примерно на пятьдесят языков.

Помимо книг и комиксов о мумии тролля, она также получила большое признание за свои короткие рассказы и романы. Мировая известность Туве Янссон объясняется еще и тем, что ей удавалось писать одновременно для детей и взрослых.

Содержание

Туве Янссон родилась 9 августа 1914 года в Хельсинки, Великое княжество Финляндское Российской империи (ныне Финляндия), и была старшим ребенком в семье. Туве вырос в артистической среде: Ее отец, Виктор Янссон, был известным скульптором, а мать, Сигне Хаммарстен-Янссон, шведка, была графическим дизайнером; она разрабатывала дизайн марок и работала в радикальном антифашистском журнале «Гарм». Братья Туве также посвятили себя искусству: Пер-Улоф Янссон стал фотографом, а Ларс Янссон — карикатуристом. Родители принадлежали к шведскоязычному меньшинству в Финляндии, и семейное наследие искусства, творчества и толерантности позже было подчеркнуто в рассказах Тув, в которых она демонстрировала понимание богемного образа жизни и уважение к индивидуальности.

Семья Янсон почти полгода жила в рыбацкой хижине на маленьком острове в Финском заливе, где маленькая Тува любила гулять в лесу, где повсюду слышался шорох и шелест, где она представляла себе маленькие светлые глазки, выглядывающие из-за деревьев, и фей, сидящих на ветках и расчесывающих свои длинные волосы! Затем рассказчик признается, что «…она не провела свое счастливое детство у моря». «Она никогда бы не смогла писать».

После окончания школы Туве в пятнадцать лет переехал в Швецию и начал изучать искусство в Стокгольмском колледже искусств, ремесел и дизайна в 1930-33 годах, в Школе графического дизайна Финской академии изящных искусств в 1933-37 годах, в Школе Адриана Холи в 1938 году и в Школе изящных искусств в Париже, во Флоренции. Ее картины были представлены на многочисленных выставках в Финляндии и Швеции, а ее первая персональная выставка открылась в Хельсинки в 1943 году. Туве Янссон очень интересовалась английской литературой и поэтому с большим рвением работала над рисунками к книгам Льюиса Кэрролла и Джона Толкиена. Находясь за границей, он начал рисовать фигуры, напоминающие мумии; первые из них появились в журнале Garm в 1943 году.

В 1938 году Тува написала и проиллюстрировала свою первую книгу «Маленькие тролли и Великий потоп» — и наконец почувствовала себя «…по-настоящему свободной, когда начала самостоятельно выполнять оба вида работ». Но первая книга еще неизвестного автора увидела свет только через три года (1945). Позже Туве сказала, что война угнетала ее, и она хотела написать что-то наивное и невинное. Янссон поняла, что не может забыть троллей Муминов, к которым она испытывала искреннюю привязанность. После первой книги она написала еще две.

С 1953 по 1960 год Туве Янссон рисовала комиксы для лондонской газеты The Evening News. У Туве Янссон были близкие отношения с матерью, что повлияло на образ Мумина.

Популярность автора быстро вышла за пределы ее родной Финляндии. Оригинальные книги о троллях Мумине были написаны на шведском языке. Сегодня они известны во всем мире и переведены более чем на 32 языка. За свой вклад в детскую литературу Туве Янссон получила множество наград и почестей, в первую очередь Международную золотую медаль имени Х. К. Андерсена (1966). В 1978 году по просьбе польских детей автор был награжден орденом Улыбки.

Автопортрет с фигурами

Янссон продолжала рисовать и писать до конца своей жизни, хотя после 1970 года ее вклад в серию «Мумин Тролль» стал более редким. Ее последующие книги о троллях Мумине, кажется, потеряли много искрометного юмора «Шляпы волшебника» или «Мемуаров Муминого папы». Все чаще добавлялись грусть и меланхолия; эти истории уже нельзя назвать чисто детскими, они привлекают читателей всех возрастов. Было время, когда автор, устав от муми-троллей, пыталась писать книги без сказок: она описала свое детство в автобиографической книге под названием Bildhuggarens dotter («Дочь скульптора») 1968 г. С тех пор она написала еще пять романов, включая «Летнюю книгу» (Sommarboken ) и пять сборников рассказов. Хотя у нее была студия в Хельсинки, большую часть своей жизни она прожила на маленьком острове Кловхару, одном из островов Пеллинка, расположенном недалеко от города Порвоо.

В 1966 году она получила премию H.K. Премия Андерсена за вклад в детскую литературу.

Книги Янссон «Муми-тролль», изначально написанные на шведском языке, были переведены на 33 языка. После «Калевалы» и книг Мики Валтари они являются самыми переводимыми произведениями финской литературы.

В музее Муми-троллей в Тампере выставлено большинство работ Янссона по Муми-троллям. В Наантали также есть тематический парк муми-троллей под названием «Страна муми-троллей».

Туве Янссон стала основным мотивом финской памятной монеты номиналом 10 евро «Туве Янссон» и финской монеты «Детская культура», отчеканенной в 2004 году. На аверсе изображено сочетание портрета Туве Янссон и различных объектов: горизонт, палитра художника, полумесяц и парусник. На реверсе изображены три мумии троллей.

Янссон (значение) — Jansson Шведская фамилия: Янссон, Аксель (1882 1909) шведский стрелок, олимпийский чемпион летних Олимпийских игр. Янссон, Марлена (р. 1970) Шведская ориентировщица, трехкратная чемпионка мира по спортивному ориентированию. Янссон, Туве… …Википедия

Война и страх

Интерес Янссон к живописи зародился в детстве и стал отдушиной для маленькой девочки, которая родилась в год начала Первой мировой войны. Янссон выросла в семье шведскоязычных финнов, которые были меньшинством в Финляндии на рубеже 1910-х и 1920-х годов. События Первой, а затем и Гражданской войны нашли отражение в литературном творчестве Янссон — многое из того, что станет ее книгами, она пережила в детстве.

Учеба была для Тувы детской забавой: Через 15 лет будущий писатель получил диплом колледжа изящных искусств одного из шведских университетов. После окончания университета она обучалась в художественных школах Европы и постепенно построила карьеру иллюстратора. Вскоре Янссон также стала известной благодаря своей работе для шведских газет, особенно для сатирического журнала «Гарм», в котором она публиковала язвительные карикатуры на Адольфа Гитлера, набиравшего в то время политическую популярность. Работы Янссон сделали ее заметной фигурой на художественной сцене, а ее первая выставка рисунков состоялась, когда ей было всего 18 лет.

1930-е и 1940-е годы были одними из самых трудных времен для Тувы. Художник остро осознавал мрак, в который погрузилась Европа накануне Второй мировой войны. Война затронула и ее семью — брат Янссон воевал в нацистской армии, и она сама глубоко переживала войну. Испытывая не только страх, но и отчаяние, Янссон решила отвернуться от изобразительного искусства и попытаться выразить свои чувства в литературной форме. Так родились Муми-тролли, бегемотоподобные существа, которые отважно противостояли всевозможным испытаниям и бедствиям. Для Туве Янссон они стали побегом от реальности Второй мировой войны. «Казалось, что весь мир превратился в груду страданий», — писала Янссон в своих дневниках в 1941 году.

Фигуры, похожие на мумий и троллей, уже появлялись на некоторых рисунках иллюстратора в середине 1930-х годов. Их появление было придумано еще до начала войны, в разгар спора с одним из братьев Янссон о философе Иммануиле Канте. Туве не разделяла его ценностей и, чтобы досадить сопернице, нарисовала на стене туалета «самое уродливое существо, какое только можно себе представить». Пухленькое создание не только стало выглядеть дружелюбнее и симпатичнее, но и обрело настоящую семью. Спустя десятилетия приключения финской сказочной семьи стали национальным достоянием Финляндии и принесли Янссон мировую славу.

Бегство в Муми-дол

Первая книга Янссон о троллях Мумине была опубликована в 1945 году. Повесть под названием «Тролли Мумины и Великий потоп» стала первым из восьми романов о жизни фантастических существ. Помимо романов, Янссон написала несколько рассказов о троллях Мумине в течение более чем двадцати лет и создала большое количество характерных иллюстраций к их персонажам. Иллюстрации были опубликованы в антологиях и пользовались большой популярностью.

Туве Янссон удалось понравиться и детям, и взрослым: В то время как дети были очарованы куполом Moomin, его сказочными обитателями и их приключениями, взрослые увидели в этих книгах темы, близкие их собственным сердцам. Каждый из них нашел в героях что-то свое, будь то мама-папа, который постоянно исчезает (копия родного отца Тувы, который в раннем детстве участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах), или доброжелательная мама-мама, которая заботится о своих и чужих детях (мама, которая в свою очередь является доброжелательным ребенком), или о доброжелательной маме-кухарке, благосклонно готовящей еду, ИЛИ о всей семье сразу — счастливой, доброй и всегда оптимистичной (даже в те времена, когда мир вот-вот захлестнет страшный прилив — как когда-то фашизм чуть не уничтожил европейский мир). Иногда темы книг были и «взрослыми» — как в рассказе «В конце ноября», где Туве использует метафору пустого дома и символическое одиночество героя, как бы описывая смерть близких и боль от потери любимого человека.

«Когда я чувствовала себя подавленной, боялась бомб и жаждала убежать от своих мрачных мыслей, я погружалась в невероятный мир, где все было естественным, доброкачественным и возможным», — признается Туве в одном из своих писем друзьям. Это был мир троллей Муминов — и с годами вселенная троллей Муминов становилась все более популярной.

В 1954 году, через девять лет после публикации своей первой книги, Янссон получила предложение от Associated Press: представителям информационного агентства так понравились ее иллюстрации, что они предложили ей создать комикс с ее рисунками. Она согласилась, и коммерческий успех ее статей в London Evening News превзошел все ожидания: Ее тролли Хуми стали известны за пределами Финляндии, а книги Янссон стали кассовым хитом.

Не только муми-тролли

Комиксы, предложения о переводе старых произведений, слава и гонорары поддерживали Янссон в центре внимания публики. Хотя коммерциализация ее творчества несколько пугает ее, а внимание СМИ с годами ослабевает, Туве старается оставаться доступной для своих поклонников. Она отвечала на многие их письма в редакцию лично и в рукописи. На вырученные от продажи деньги она купила собственный остров, где отдыхает со своей семьей, и теперь скрывается от СМИ.

В то же время Туве Янссон как будто хотела, чтобы ее помнили не только как создателя троллей Муминов. Он продолжал рисовать, поскольку всегда чувствовал себя больше художником, чем писателем. Сегодня импрессионистические работы Янссона можно увидеть в финских музеях и галереях, а некоторые — особенно ранние — в виде фресок в общественных местах, например, в финском ресторане Kaupunginkellari. Некоторые картины Янссона были напечатаны в виде репродукций на этикетках винных бутылок — часть выручки от их продажи идет на благотворительность, особенно на поддержку молодых финских художников.

В то время как Туве Янссон удается балансировать между ребенком и взрослым в своих книгах «Мама-тролль», другие ее книги рассчитаны на более взрослую аудиторию. Ее любимый жанр — роман, как в случае с «Летней книгой», которая рассказывает о потере любимого человека с точки зрения ребенка. Уникальный роман Янссон «Солнечный город» был также значим не только как яркое описание скандинавского образа жизни, но и как трогательная тема возраста и одиночества.

В некотором смысле, работа Янссон также была побегом от самой себя: Отношения и принятие своей сексуальности дались ей нелегко. Перед войной Янссон едва не вышла замуж за финского журналиста и политика Астора Виртанена, но ее помолвка с богатым и перспективным молодым человеком была разорвана по просьбе жениха. Однако это может обернуться несчастливым браком: В возрасте 35 лет Янссон обнаружила, что она лесбиянка. В конце 1940-х годов финская богема нейтрально относилась к однополым отношениям, но Тува была вынуждена скрывать свой выбор, поскольку такие союзы в целом осуждались.

В течение нескольких лет она поддерживала отношения с театральным режиссером Вивикой Бандлер, а в 1956 году начала встречаться с Тууликки Пиетиля. Их роман длился почти полвека, но только в начале 1990-х годов, когда отношение финнов к ЛГБТ стало более толерантным, Янссон открыто заявила о своих чувствах к Тууликки. Пиетиля и Бандлер также появятся в «Тууликки»: их сыграют финны Йоанна Хаартти и Криста Косонен. Обе девушки, а также бывший жених Туве Астор Виртанен, стали моделями для некоторых персонажей вселенной «Мумий Тролля».

В 1993 году, когда Туве впервые открыто рассказала об их отношениях, почти весь мир знал троллей Муминов: их произведения были переведены более чем на 40 языков, и тысячи людей ежегодно посещают тематический парк Moomin World в Наантали, Финляндия. Сами фигурки, созданные Туве, станут семейным бизнесом для семьи Янссон: в разработке фигурок ей будет помогать ее брат Ларс, а после смерти Туве в 2001 году ее племянница София возьмет на себя управление компанией Moomin, всемирным брендом для вселенной троллей Moomin.

После смерти Туве Янссон компания Moomin развивалась с каждым днем, в основном благодаря популярности Moomin на зарубежных рынках, особенно в Азии. По оценкам экспертов, стоимость Moomin составляет 600 миллионов долларов, а годовой объем продаж в 2019 году — 20,2 миллиона долларов.

«Самым прекрасным было то, что море было очень близко. Хотя мы не могли видеть его с лужайки дома, где мы с друзьями играли, шум волн доносился до нас, когда мы внезапно затихали во время игр», — вспоминает Туве.

Хронология

Поскольку существует множество текстов о мумиях троллей и не все они переведены, очень легко запутаться в их хронологии. Они выходили в следующем порядке:

1945 — «Маленькие тролли и великий потоп» 1946 — «Комета приближается» Новая версия текста была опубликована в 1956 году под названием «Мумин Тролль и Комета» в — другом издании. 1947-1948 — комиксы «Муми-тролль» на шведском языке в Ny Tid 1948 — «Шляпа волшебника» 1950 — «Мемуары папы Муми-тролля» 1952 — иллюстрированная книга «Что дальше? Книга о Мумии, Муми-тролле и малышке Миу 1954 — «Опасное лето» 1954-1975 — комиксы о Муми-тролле на английском языке в британском издании The Evening News. В 1959 году он начал работать как карикатурист, а в 1960 году стал единственным автором мультфильмов о Мумине Тролле. 1957 — «Волшебная зима», 1960 — книжка-картинка «Кто утешает Кнутта?». 1962 — Сказка «Невидимый ребенок» 1965 — «Папа и море» 1971 — «В конце ноября» 1977 — Книжка с картинками «Опасное путешествие». 1980 — Незваный гость (The Uninvited Guest) Также переведен как Злодеи в доме мумий-троллей. Это книжка-картинка, иллюстрациями к которой служат изображения кукольной модели Дома мамочки. Написана в прозе, переведена на английский язык, но очень мало известна и не входит в канон историй о мумии тролля. 1993 — Песни из Долины Муминовых Троллей Сборник песен, написанный Туве Янссон вместе с Ларсом (оба написали тексты песен, вдохновленных историями о Мумине Тролле) и Эрной Тауро (автор музыки). Лирика и аккорды включены в книгу.

В каком порядке читать

История публикаций и особенно переводов книги The Moomin Trolls необычна. Поскольку Туве Янссон писала на шведском языке для языкового меньшинства в Финляндии, к которому она принадлежала, ее книги были переведены на финский язык довольно поздно. После относительно непримечательной первой книги о мумиях троллей в 1945 году, через год она опубликовала вторую часть саги о мумиях, «Приходит комета», которая сделала троллей знаменитыми у нее на родине, а в 1948 году — «Шляпу волшебника», книгу, которая принесла Янссон международную славу. В 1950 году она была опубликована в Великобритании в переводе Элизабет Порч, а затем попала в США, где «Комета приходит» также была переведена. Все остальные книги серии были опубликованы на английском языке годом или двумя позже. Первая книга, «Маленькие тролли и великий потоп», попала к англоязычным читателям только в 2005 году.

«Муминский тролль и комета». Первое издание на русском языке. 1967 © Издательство детской литературы

В 1950-х годах Туве Янссон переводили на многие языки, а ее комиксы про Мумми-тролля публиковались в британской газете The Evening News. Первый финский перевод «Летящей кометы» появился только в 1955 году, а в 1967 году книга в переводе Владимира Смирнова стала первой в СССР книгой о муми-троллях.

Таким образом, Comet Comes стала первой книгой в серии, и это связано не только с историей перевода. Книга «Маленькие тролли и большой катаклизм» отличается от остальных книг серии: в этой книге муми-тролль и его семья — не те дружелюбные и трогательные существа, которых всегда представляет себе читатель, а просто тролли, слабые и невзрачные (отчасти из-за того, что Финляндия голодала во время войны). Название «Маленькие тролли» (småtrollen) также необычно: в 1945 году редакторы были убеждены, что новое слово Янссона «mumintrollen» (мумитролли) не будет понято, и предпочли использовать в названии привычное слово. Однако в этой книге герои находят долину своей мечты, в которую они попадают через дом, построенный Муми-папой. Таким образом, первая катастрофа в жизни троллей Муминов стала своего рода актом творения для вселенной Муминов.

«Они бродили весь день, и везде было красиво, ибо после дождя распустились самые прекрасные цветы, и на деревьях повсюду появились цветы и плоды. Как только они трясли дерево, плоды падали на землю вокруг них. Наконец они достигли небольшой долины. Это было самое красивое, что они видели в тот день. Посреди зеленого луга стоял дом, очень красивый дом голубого цвета.

— Это был мой дом, — взволнованно воскликнул папа, — он приплыл сюда и теперь стоит здесь, в этой долине!»

Другие книги также обычно не читаются в каком-то определенном порядке; в серии нет непрерывного сюжета, каждая история последовательна и воспринимается как самостоятельный рассказ или сборник рассказов. Однако можно читать серию в хронологическом порядке и увидеть довольно важную закономерность: как тролль Мумин взрослеет, как меняется его взгляд на мир и как он сталкивается со все более сложными философскими вопросами.

Что легло в основу цикла о муми-троллях

С одной стороны, книги о троллях Мумине — это совершенно уникальное явление. Янссон придумывает свой собственный мир и, по сути, создает миф о счастливом месте и счастливых существах. Она придумала и назвала их всех и добавила множество удивительных персонажей в европейскую детскую литературу. С другой стороны, нельзя не заметить, что у троллей Муминов много источников.

Эдвард Додо, вдохновленный «Алисой в стране чудес» Льюиса Кэрролла, появляется в «Мемуарах Муминпапы», а потоп из первой книги серии, «Маленькие тролли и великий потоп», упоминается в эпизоде с Алисой в «Море слез». Янссон был большим поклонником Кэрролла и даже сам проиллюстрировал Алису для шведского издания 1966 года. А «Опасное путешествие» перекликается с «Алисой в Зазеркалье»: на первой странице книжки девочка Сусанна ругает кошку за то, что та спит, когда ей хочется приключений, а «Алиса в Зазеркалье» начинается с ее диалога с кошкой Диной и ее котятами, которых она тоже ругает.

Оцените статью
Хозяюшки