Одним из ключевых моментов, о которых следует упомянуть, было отсутствие специализированных отсеков для бомб. Тем не менее, летчицы находчиво решили эту проблему, создав самодельные бомбодержатели. Эти самодельные конструкции надежно фиксировались под крыльями самолетов По-2.
Ночные ведьмы: советские летчицы, которых боялись все немецкие солдаты
46-й Гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, возглавляемый отважной Евдокией Бершанской, внушал страх и трепет среди противника. Бесстрашные советские бомбардировщицы, чьи самолеты по причине низкой высоты полета ускользали от немецких радаров, появлялись в небе под покровом ночи, сбрасывали бомбы на вражеские позиции и снова исчезали в темноте. «Считали, что это заключенные женщины, выброшенные из тюрьмы, которых заставляют принимать жуткие таблетки, чтобы они не спали в ночное время и были более опасными», — поясняет историк авиации Светлана Чудинова. — «Эти полусумасшедшие выпущенные из мест не столь отдаленных женщины казались настоящими ведьмами. Поскольку они летали ночью, их и назвали Ночные ведьмы». Однако на самом деле наши летчицы, которым было всего от 17 до 22 лет, не были преступницами и, тем более, не обладали никакими сверхъестественными способностями, кроме, разве что, необыкновенной смелости. Именно эта смелость давала возможность молодым девушкам каждую ночь садиться за штурвалы устаревших легких фанерных самолетов и подниматься в небо для выполнения своей боевой миссии — уничтожить как можно больше врагов.
К осени 1941 года немецкие войска уже подбирались к Москве, и началась блокада Ленинграда. Сотни тысяч советских женщин добровольно шли на фронт, выполняя обязанности медсестер, связисток и зенитчиков. Однако ощущалась острая нехватка кадров в авиации — существующие авиаподразделения работали в условиях полной нагрузки. В связи с этим Герой Советского Союза Марина Раскова выдвинула предложение о создании новых авиационных полков, в составе которых должны были служить женщины.
На тот момент военная авиация воспринималась как исключительно мужская сфера. Женщины-пилоты, обладавшие хорошим опытом, работали в авиационной промышленности и обучали других, но на фронт их не отправляли, ссылаясь на то, что мужчин-пилотов более чем достаточно. Однако обстоятельства изменились, и Расковой удалось добиться своего. Получив разрешение от Сталина, она сумела сформировать три боевых подразделения: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной бомбардировочный авиаполки. Число желающих вступить в эти полки оказалось действительно значительным — сотни девушек-летчиков откликнулись на призыв Расковой и присоединились к новым авиационным формированиям.
К выбору командира для 588-го авиаполка подходили с особым вниманием, учитывая специфику его задач. В конечном итоге был выбран опытный 29-летний пилот Евдокия Бершанская, которая имела навыки ночного и слепого полетов и уже командовала женским отрядом, созданным в Батайской летной школе. Именно ей предстояло вести молодых летчиц на смертельно опасные задания в самые тёмные часы ночи.
В октябре 1941 года женщины новых летных подразделений прибыли в Энгельс, расположенный на Волге, где началась изнурительная подготовка к службе на фронте. Тренировочный лагерь был организован прямо на аэродроме — здесь молодые летчицы днем и ночью оттачивали свои навыки управления самолетами и изучали тактику ведения боя. В распоряжении подразделений было ограниченное количество самолетов, и самые устаревшие модели достались женщинам из 588-го ночного полка. Это были деревянные бипланы У-2 (По-2) с двумя открытыми кабинами, предназначенные в основном для учебных полетов и не обладающие характеристиками для боевых действий. Советские граждане ласково называли их кукурузниками, в то время как немцы усмехались, именуя их «русской фанерой». У-2 были настолько уязвимыми, что их можно было сбить даже из стрелкового оружия. Поэтому принято было использовать эти самолеты только в ночных операциях, надеясь, что в темноте они смогут скрыться от врагов.
Девушки в воздухе
Евдокия Бершанская обладала значительным опытом полетов, как днем, так и ночью, а также слепым вождением, уже имела опыт командования женским отрядом пилотов, созданным в Батайской летной школе. На тот момент ей было 29 лет. Боевой отряд шутливо именовался «Дунькиным полком». Набранные летчицы прошли ускоренные курсы подготовки, и уже 23 мая 1942 года этот уникальный авиационный полк начал выполнять боевые задания на фронте. В его составе поначалу было 115 девушек в возрасте от 17 до 25 лет.
Служба для молодых девушек началась не без трудностей. Летная форма, выданная им, была поношенной мужской, а летали они на устаревших самолетах 1920-х годов — По-2 (Поликарпов). Эти самолеты были сделаны из фанеры, имели двухместную компоновку, а приборы на них были очень примитивными. Первоначально никакой радиосвязи не существовало; навигация осуществлялась при помощи секундомера и карт. Вооружение было также крайне ограничено (только пистолеты), не было защиты от пуль или осколков, как и парашютов. На борту находились только две бомбы, которые крепились под крыльями. После проведения бомбардировок летчиц ожидала необходимость возвращения для повторного взлета с новыми бомбами. Девушки сообщали, что за одну ночь выполняли до 15 вылетов, целеустремленно бомбя немецкие военные укрепления, склады и тыловые базы.
Дунькин полк
Женский авиационный полк, который был частью ВВС СССР во время Великой Отечественной войны, был создан по инициативе легендарной летчицы, Героя Советского Союза Марины Расковой, которая, к сожалению, погибла в январе 1943 года. Существует информация о том, что с предложением о его создании она обращалась к Сталину напрямую. До 8 февраля 1943 года полк носил название 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, затем был переименован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.
Командиром полка стала Евдокия Бершанская, которой на тот момент было чуть меньше тридцати — она обладала значительным летным опытом и осталась единственной женщиной в СССР, чьи заслуги были отмечены высокой военной наградой — орденом Суворова третьей степени. Боевое подразделение Бершанской, начальное формирование которого состояло из 115 девушек в возрасте от 17 до 25 лет, получило в народе шутливое прозвище Дунькин полк. Это название возникло потому, что 588-й полк был полностью женским: все должности, от механиков и техников до штурманов и пилотов, занимали женщины. Конечно, сослуживцы девушек не хотели их обижать и обычно оправдывали данное прозвище именем их командира — Евдокии, что никак не противоречило имени «Дуня».
Подразделение прослужило три года (первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года, а 15 октября 1945 года полк был расформирован), за это время ведьмы совершили 23 672 боевых вылета, при этом 23 девушки были удостоены звания Героя Советского Союза.
При создании полка ему было передано 20 самолетов По-2, ставших знаковыми в годы войны. В 1944 году эти же бипланы получили более привычное обозначение По-2, в честь павшего авиаконструктора Николая Поликарпова. Число самолетов в полке вскоре увеличилось до 45, а на конец войны оставалось в рабочем состоянии 36 машин. Биплан По-2 имел сдвоенное управление: за штурвалом могли находиться как пилот, так и штурман, что спасало самолеты от гибели, так как в случае потери пилота штурман мог всю команду вернуть на базу. Интересно, что девушки не слишком заботились о своей безопасности — до августа 1943 года они предпочитали вместо парашютов брать с собой дополнительно еще 20 кг бомб. При этом единственным средством защиты от вражеских истребителей служили пистолеты ТТ летчиков и штурманов — пулеметы на борту появились только за год до окончания войны.
Итальянское расследование
Широко известное в мире название Ночные ведьмы появилось благодаря немцам. Дело в том, что свои полеты на довольно старых, маневренных и легких самолетах девушки совершали исключительно в темное время суток, что позволяло им часто оставаться незамеченными для врага. В момент атаки они отключали двигатели своих самолетов, что создавало эффект бесшумного проскальзывания, и в тишине ночи звук воздуха, проходящего под крыльями, действительно напоминал шуршание метлы.
Почему же именно ведьмы? «Попытайся их поймать в родном небе, хитрых и бесстрашных! Считались неуловимыми», — отмечает один из немецких солдат, оставаясь в страхе перед этими летчицами.
В Западной Европе о Ночных ведьмах иногда вспоминают, хотя теперь на первый план выходят другие герои и другая, адаптированная история. Тем не менее, итальянка Ританна Армени, журналистка, телеведущая и писательница, недавно решила напомнить о смелых советских летчицах, выпустив документальную книгу под названием «В бой идут ночные ведьмы».
Ританна провела значительное время в архивах, включая российские, которые в последние годы стали более доступными для исследователей. В процессе работы она наткнулась на интересные сведения о 588-м легкобомбардировочном женском летном подразделении.
Информация была с одной стороны скромной, но с другой — настолько увлекательной, что Ританна загорелась желанием встретиться с кем-то из тех самых ведьм. Но к середине 2010-х, когда она принялась за поиск летчиц, в живых осталась лишь одна — Ирина Ракобольская.
Первая попытка встречи с ней закончилась вежливым, но решительным отказом. «Это нет исходило от представителя дирекции Музея Великой Отечественной войны в Москве. Она, как бы это сказали ранее, принадлежала к административной номенклатуре. Я поняла, что настаивать бессмысленно… Но 96-летняя ведьма нашла меня сама. В молодости она занимала пост заместителя командира и начальника штаба 588-го полка», — вспоминает автор.
Я вошла в подъезд дома, где жила Ирина — огромного и запущенного, с обвалившимися стенами, и почувствовала, как меня охватывает волнение. Вот она, ночная ведьма — сидит в кресле, с седыми волосами под шершаваой шапочкой и очками с толстым стеклом на носу. Не теряя времени на церемонии, она предлагает мне занять место рядом.
Игрушечные самолеты
Ночные ведьмы получили и еще одно прозвище, благодаря тому, что в основном летали в ночное время. Летчицы управляли легкими бипланами Поликарпова, известными как По-2.
Несмотря на свои маневренные преимущества, эти легкие самолеты не имели никакой защиты — их корпус проламывался от крупных орудий с легкостью, и они могли загореться от одной искры.
Чтобы максимально уместить бомбы на борту, девушки даже не брали с собой парашютов. В качестве защитного оружия использовали только пистолеты, впоследствии их заменили на пулеметы. Однако пистолет не мог спасти летчицу, если она попадала в зону действия прожектора. Если это происходило, она была обречена.
Без радиосвязи и бронежилетов, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным двигателем, который развивал максимальную скорость всего в 120 км/ч, бомбы прикреплялись к бомбодержателям, находящимся под плоскостями самолетов, — вспоминала после войны летчица Наталья Кравцова (Меклин).
Механики полка, среди которых также были женщины, очень быстро чинили самолеты — зачастую это занимало всего несколько часов.
«Наш учебный самолет был не предназначен для военных действий», — рассказывают авторы книги «Нас называли ночными ведьмами» И.В. Ракобольская и Н.Ф. Кравцова. — «Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для пилота и штурмана. До войны на этих самолетах проходили обучение летчики. Прицелов не существовало, и мы самостоятельно создали аналогичные устройства, которые назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза колебалось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг. Однако за ночь самолет успевал совершать несколько вылетов, и общая бомбовая нагрузка была сопоставима с таковой у большого бомбардировщика.»
Летая над бездной
До войны на обучение летчиков уходило три года, но времени на это не было, и ласточки осваивали небесное искусство за полгода, тренируясь по 12 часов в сутки.
Ночные ведьмы часто совершали вылеты: один самолет мог за ночь выполнить до 10 и более заданий. Летчицы уничтожили 17 переправ, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага, 12 топливных цистерн, 9 поездов и 2 железнодорожные станции, занятые противником. Всего они сбросили более 3000 тонн бомб, и это — лишь сухие данные, не способные передать всю тяжесть их подвига.
«Перед взятием Варшавы я совершила 16 боевых вылетов за одну ночь. Я даже не вылезала из самолета», — вспоминала одна из летчиц Надежда Васильевна. — «Иногда под утро, после таких изнурительных полетов, мне казалось, что сил не осталось даже для того, чтобы вылезти из кабины.»
В целом, девушки налетали от 800 до 1000 раз.
«Мы должны были самостоятельно замечать цели, на которые следовало сбрасывать бомбы. Для этого приходилось сильно снижаться, — объясняла Надежда Васильевна. — В этот момент немецкие зенитчики старались поймать нас в прожектора, открывая огонь. Эти прожектора были для нас смертельно опасны, так как ослепляли летчика, усложняя управление. Каждый раз приходилось сжиматься в комок, чтобы сбросить бомбы точно, и еще сложнее было справляться с тем шквалом огня, который на нас обрушивался, не испугаться и не свернуть в сторону. Ведь среди нас были и такие, кто боялся даже серых мышей, а тут… »
«Немцы звали нас ночными ведьмами, а нам было всего от 15 до 27 лет», — писала в своих воспоминаниях Евгения Жигуленко.
Большие победы женщин-летчиц
Несмотря на серьезные потери, летчицы не теряли боевого духа и стремительно продвигались по фронту. Женщины успешно действовали в небе над Кубанью, Крымом, Беларусью, Польшей и Германией. За годы войны они совершили более 23 000 вылетов и провели в воздухе 28 676 часов, истребили 76 немецких самолетов, 46 складов, 86 огневых точек врага, 17 переправ, множество топливных цистерн, 9 поездов и 2 железнодорожные станции. Постоянно выполняя свою основную задачу, женщины также успешно передали 155 грузов с продуктами и боеприпасами для своих земляков, сражавшихся на земле.
Многочисленные профессиональные пилоты и эксперты отмечали, что задачи, поставленные перед летчицами из 588-го полка, часто были более сложными, чем те, которые получали в то же время их коллеги-мужчины.
За годы войны Ночные ведьмы потеряли 32 боевых подруги. После победы СССР над фашистской Германией комиссар полка Евдокия Рачкевич посетила места катастрóф, чтобы найти могилы всех погибших девушек, чтобы ни одна из них не числилась пропавшей без вести.
Судьба выживших летчиц сложилась весьма успешно. Например, Ракобольская стала профессором МГУ, а Наталья Кравцова — членом Союза писателей. Командир 46-го гвардейского полка Евдокия Бершанская была удостоена ордена Суворова третьей степени, в то время как другие 23 летчицы были награждены званием Героев Советского Союза.
Кто им дал такое прозвище
Название Ночные ведьмы летчицы получили от немецких солдат, что связано с их способностью бесшумно появляться на небе, неожиданно заставая противника врасплох. Так, один немецкий солдат, выражая своё недовольство, пожаловался, что не может уснуть ночью, так как боится, что Ночные ведьмы снова атакуют.
Впервые увидев в небе эти необычные самолеты, немцы долго смеялись, не веря, что советская фанера окажется столь живучей техникой, — делится воспоминаниями мой дедушка.
Самолет был сконструирован так, чтобы выдерживать значительную нагрузку и сохранять высокую маневренность.
Небольшой и малозаметный У-2 был практически незабележим в небе — он легко терялся среди деревьев.
Жизнь Ночных ведьм после событий 40-х
После окончания войны жизнь летчиц из этого легендарного полка сложилась по-разному. Многие из них вышли замуж, родили детей и дожили до глубокой старости.
Командир полка Евдокия Бершанская вышла замуж за К. Бочарова — командира мужского авиационного полка.
Она посвятила всю свою оставшуюся жизнь работе в совете ветеранов. Еще одна известная ночная ведьма — Наталья Кравцова — стала писательницей, на её счету более ста рассказов о войне. Я особенно люблю её повести: «От заката до рассвета», «Вернись из полета!»
Книга повестей Натальи Кравцовой, дающая возможность узнать больше о её сложной судьбе и переживаниях во время войны.
Легендарный женский авиационный полк Ночные ведьмы оставил глубокий след в истории. Об их героизме и отваге написано множество повестей и рассказов.
Я лично восхищаюсь этими женщинами! Поделитесь своими мыслями о Ночных ведьмах, возможно, кто-то из этих храбрых летчиц является вашей родственницей?