Как стать директором школы. Как стать директором школы.

Вот почему, согласно золотой середине, правилу Парето, только 20 человек из 100 выживают в этот переходный период, когда вам приходится генерировать энергию воина в себе. У меня есть одно из моих любимых определений качеств лидера: это принятие непопулярных решений, которые вызывают сопротивление и страх, чтобы обеспечить будущее группы.

Кто становится директором школы?

12 октября лорд Майкл Барбер, бывший советник премьер-министра Великобритании, старший партнер консалтингового агентства McKinsey, преподаватель и член Международного консультативного совета ГУ-ВШЭ, представил в Высшей школе экономики новый документ McKinsey под названием «Лидеры образования: сравнительный анализ политики для менеджеров образования в восьми странах».

Доклад был представлен на очередном заседании семинара «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования Государственного экономического университета.

Качество образования зависит не только от учителей, но и от школьных менеджеров. По этой причине проблеме подготовки школьных лидеров в развитых странах уделяется все больше внимания. В России этот вопрос пока не кажется столь актуальным, как отметил на семинаре Исак Фрумин, заместитель проректора Высшей школы экономики Государственного университета. Тем более есть повод для обсуждения. Можно ли использовать рекомендации экспертов McKinsey в нашем собственном контексте? И какую роль будет играть лидер в процессе перехода школ к автономии?

Очевидно, что интерес к этим темам привел на семинар бывших и нынешних руководителей образовательных учреждений, а также людей, занимающихся профессиональным развитием. Что отличает лучшие системы образования? Откуда берутся те, кто ими управляет?

Факторы успеха

Успех системы образования зависит от ряда характеристик. Прежде всего, речь идет о высоких стандартах, которые необходимо постоянно сравнивать с международными стандартами. Речь также идет о прозрачности информации о качестве образования и внимании к каждому ребенку — дети должны иметь равные возможности для получения хорошего образования.

На первом месте в списке факторов успеха стоят человеческие ресурсы. Лучшие системы нанимают лучших учителей, которые должны постоянно совершенствовать свои педагогические знания и навыки. В Сингапуре, например, 30% лучших выпускников идут в школу из-за высоких зарплат. В США все наоборот: 30% худших учителей. Они улучшают свои навыки в первые 2-3 года своей карьеры, а затем не развиваются в течение 30 лет.

Организационная структура также играет большую роль. Существует необходимость в эффективной центральной организации, но в то же время школы нуждаются в большей автономии: оперативная ответственность и управление бюджетом часто переносятся на уровень школы.

Сегодня все еще существует множество вопросов, на которые необходимо найти ответы. Как должна выглядеть учебная программа для 21 века? Как изменится состав преподавательского состава? Как можно связать школьное и внешкольное образование? Как можно управлять знаниями и распространять их быстрее, чем сегодня? И какую роль во всем этом играет технология?

Очевидно, что для решения всех существующих проблем в школах нам нужны не только хорошие учителя, но и эффективные школьные лидеры.

Выбор лидера как стратегия

Исследование McKinsey проводилось в школьных системах шести стран: Великобритании, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Австралии и Канады (где были выбраны три провинции, каждая со своей системой). На вопрос, почему были выбраны именно англосаксонские страны, докладчик ответил, что их образовательные модели наиболее знакомы специалистам и не оставляют сомнений в эффективности модели управления.

Один из самых важных выводов последнего десятилетия заключается в том, что выбор лидера — это не только вопрос человеческих ресурсов, но и вопрос стратегической важности. Различные системы имеют много общего. Например, 79% опрошенных директоров школ считают, что развитие их школы способствует развитию их учителей, поэтому они тратят большую часть своего рабочего времени на профессиональное развитие персонала, а не на администрирование. В Австралии, хотя 91% директоров школ говорят, что это важно, только 5% на самом деле способны это реализовать. В Нью-Йорке этот показатель составляет 52%: В американской системе зарплата директора школы зависит от результатов работы учителя.

Существует тенденция выбирать лидеров как можно раньше и тщательнее. В канадской провинции Онтарио, например, существует очень сложная система выявления и «развития» сотрудников с лидерскими качествами. В Йорке таким образом «проверяются» 800 потенциальных директоров для 200 школ. А в Сингапуре школа должна найти потенциальных лидеров в первые пять лет их преподавания. Отобранные учителя проходят ряд тренингов, которые позволяют им со временем брать на себя более сложные управленческие задачи.

Но что делать, если сотрудник, имеющий соответствующую квалификацию, не заинтересован в карьере менеджера? Не потеряет ли школа хорошего учителя, если ей придется решать бюджетные и финансовые вопросы? Да, в каждом университете есть замечательные ученые, которые хотят писать книги и читать лекции, но не хотят становиться деканами. Точно так же в школах есть учителя, которые не хотят, чтобы их повышали. Но, как отметил Майкл Барбер, обычно для них существуют параллельные карьерные лестницы — эти учителя могут стать лидерами в своем предмете.

Спикер также отметил, что в лучших школьных системах действует принцип назначения директора школы по заслугам, а не на основе знакомств и связей. Даже в Англии это не всегда «работает», потому что общественные советы несут ответственность за назначение главного учителя. Однако в канадской провинции Онтарио специалисты, имеющие опыт работы в сфере образования, дают рекомендации таким советам, что снижает риск возникновения подобных проблем.

Это, конечно, выше, чем средняя зарплата учителей в Ростовской области в этом году, которая составляет 27 681 рубль. Сегодня работу директором школы можно найти во всех регионах России, проанализировав предложения о работе в Интернете.

Какое образование должно быть у директора школы?

Для работы директором общеобразовательного учреждения достаточно высшего педагогического образования. Второй вариант — получение диплома по административной специальности в области образования. Такой сотрудник может получить опыт преподавания, работая в образовательной компании.

Директор назначается учредителем учебного заведения. В государственной школе это юридическое или частное лицо. В государственной школе директора назначает муниципальный или региональный школьный орган.

Опыт работы

Чтобы стать директором школы, необходимо иметь опыт работы по профессии более 5 лет. Также необходимо пройти курс повышения квалификации по финансовому менеджменту или государственному и местному управлению.

Опыт работы директора школы по дополнительному образованию

Фотокредит: Сора Симадзаки/pexels

Аттестация на директора школы

Когда человек предлагается в качестве кандидата на должность директора школы, это не означает, что он может сразу же занять свою должность. Первый шаг — это оценка на должность директора школы. После завершения оценки с наиболее подходящим кандидатом подписывается контракт сроком на 5 лет. Если, по мнению учредителя, директор школы не справляется со своими обязанностями, контракт может быть расторгнут до окончания срока.

Процесс оценки может варьироваться от школы к школе. Например, может потребоваться портфолио достижений заявителя, а также его личное присутствие при передаче пакета документов. В более современных учебных заведениях есть возможность подать необходимые документы дистанционно, а заявление на сертификацию подается в электронном виде.

Прежде чем стать директором школы, вы должны пройти аттестацию. Оценка обычно проводится в два этапа:

  • компьютерный тест,
  • собеседование с аттестационной комиссией.

Компьютерный тест занимает один час. Вопросы касаются возможных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе работы режиссера. Сертификационный экзамен разделен на разделы в соответствии с темами.

Примерный перечень блоков по каждой теме и возможные экзаменационные вопросы:

  1. Информационный блок. Кому запрещено находиться на территории школы?
  2. Как ученики могут повлиять на школьную оценку?
  3. Внутренние школьные процедуры. Законно ли участие учеников и родителей в осенней уборке территории школы?
  4. Ресурсы Какая организация может нести ответственность за предоставление оборудования для школы?
  5. Законно ли увольнение учителя, если он не вступил в профсоюз?

Для полного прохождения экзамена необходимы знания в области образовательного права, трудового права, государственных закупок и т.д. Косвенно оцениваются и «мягкие навыки», т.е. необязательные навыки, которые помогают в выполнении основного задания.

Все вопросы составлены в формате теста, т.е. каждый вопрос имеет варианты ответов. Результат принимается, если 70% ответов правильные.

Второй этап проводится с участием директоров других школ, представителей профсоюзов и НПО. Обсуждение проводится в форме интервью. Могут быть заданы вопросы, аналогичные экзаменационным. Это делается для того, чтобы лично проверить знания претендентов.

На втором этапе проводится тайное электронное голосование. Чтобы пройти этот этап, за кандидата должно проголосовать более половины членов комиссии по предварительному отбору.

Такой метод оценки знаний и навыков позволяет кандидатам из всех регионов претендовать на должность директора.

Почему люди отказываются ехать в Любовку и почему уезжают те, кто там уже живет? «Это зависит от человека», — задумчиво говорит Александр, рассуждая о преимуществах большого города: «Город есть город, тут и комментировать нечего.

О корпоративной культуре

Когда в компанию приходит новый руководитель, он не знает, кого оставить, а кого уволить. Но все может быть иначе: существует корпоративная культура, которая является второй натурой для человека, проработавшего в организации долгое время. И нет уверенности, что он или она «встанет на новый путь» после усвоения ценностей и правил и прохождения всех этапов отбора.

Менеджмент — это управление живым: Вы должны захватить лучшее и убрать лишнее. Когда что-то новое попадает в корпоративный организм, он сопротивляется этому, возникает воспалительный процесс. Затем он либо интегрирует его, либо отвергает. И даже если новая метла выметает по-новому, она интегрируется в корпоративную культуру или не пройдет этап фильтрации.

О распространенных ошибках начинающих руководителей

В книге есть глава, посвященная жизненному циклу лидера. Этот цикл не уникален, он повторяется от человека к человеку:

Первое событие — это триггер мотивации. Хорошо, если лидер приносит с собой энтузиазм, вызов, чувство новизны и заинтересованности. Первое событие — это желание быть у руля, возможно, воля к власти. Не у всех он есть и не всем он нужен, но лидеру без него не обойтись.

Второй важный момент (который можно отбросить) — это так называемый кризис приспособления. Это происходит, когда человек приезжает на новое место с ожиданиями, амбициями и иллюзиями и сразу же сталкивается с новой, не свойственной ему деятельностью и новыми людьми (даже если это старый коллектив, у людей уже новые роли). На этом этапе важно познакомиться с реальностью лицом к лицу и понять, чего не хватает и какие недостатки мешают новому лидеру. Потому что пока человек не осознает степень своих неспособностей и трудностей, ему очень трудно измениться.

Затем начинается страстный первый год лидера. Он готов к переменам, он видит все слабости и недостатки системы, сильные и слабые стороны своих сотрудников. Он готов к переменам, поэтому этот год энергетически заряжен. На этом этапе трудно оставить работу: Организация отдает ему должное. Вы можете оценить работу менеджера, сравнив годовые результаты. В отделе продаж, например, нельзя сравнивать февраль с сентябрем — времена года и цифры разные.

Поэтому следующим важным моментом является оценка, когда в конце первого года становится ясно, были ли все принятые решения успешными. Именно здесь вы можете по-настоящему сдаться, если они не сработали.

По каким критериям оценивают эффективность руководителя

Традиционно существует три таких показателя:

Выполнение показателей, определенных в начале задания.

Личность и культура: Насколько человек соответствует организационной культуре и ценностям и демонстрирует правильное организационное поведение. Например, если через год он/она расходится со всей внутренней экосистемой, это тоже показатель.

Опять же, мотивационный компонент: хочет он/она быть там или нет.

Почему люди отказываются ехать в Любовку и почему уезжают те, кто там уже живет? «Это зависит от человека», — задумчиво говорит Александр, рассуждая о преимуществах большого города: «Город есть город, тут и комментировать нечего.

Почему я продолжаю работать

Сейчас, когда я нахожусь в декретном отпуске, я могу лишь наблюдать за всем, что происходит на работе, со стороны, иногда с жалостью, иногда с гневом или слезами на глазах.

Глобальная эпидемия нанесла удар по нашим и без того недоукомплектованным учебным заведениям.

Тем не менее, я уверена, что вернусь на работу после материнства, потому что все вышеописанные трудности и тяготы не сравнить с радостью от общения с детьми, с возможностью делать что-то новое для них и вместе с ними, открывать таланты и исполнять мечты!

Спортивные соревнования между учителями и учениками нашей школы.

Каждый год мы видим, как на наших глазах взрослеют выпускники нашей школы. Каждый день в нашем учебном заведении появляется что-то новое: подходы и методы, оборудование, мебель, наглядный материал, люди.

Слаженная работа этого сложного механизма напрямую зависит от головы.

Есть ли льготы и другие бенефиты

Не секрет, что учителя в нашей стране получают лишь низкую зарплату. То же самое можно сказать и о главных учителях. У нас нет ни регулярных премий, ни тринадцатой зарплаты, ни стимулов, о которых можно было бы говорить.

В лучшем случае администрация района может компенсировать учителям командировочные расходы или вручить награды в День учителя, но даже это раздражает и происходит не каждый год.

Вы не поверите, но бывают случаи, когда я, как и другие коллеги, тайком покупаю обогреватель для работы или оплачиваю ремонт принтера, заправляю бензиновые газонокосилки для стрижки поля или трактор для вывоза мусора — и все это за свой счет.

Об офисных принадлежностях не может быть и речи.

Но мне нравится работать с группой людей, где почти каждый является фанатом своей работы. Просто за такие деньги в таких условиях могут работать только преданные фанаты профессии.

Зарплата и перспективы карьерного роста

Когда я стал руководителем в 2016 году, моя зарплата составляла около 26 000 рупий. Сейчас я получаю 30 241 рубль в месяц.

Довольно неплохие деньги для сельской местности, учитывая, что занятия у меня всего два дня в неделю и почти каждый день я возвращаюсь домой в 16:00.

Это, конечно, выше, чем средняя зарплата учителей в Ростовской области в этом году, которая составляет 27 681 рубль. Сегодня работу директором школы можно найти во всех регионах России, проанализировав предложения о работе в Интернете.

Заработная плата варьируется от региона к региону и от учебного заведения к учебному заведению, но в целом она зависит от многих факторов:

  • Стаж,
  • стаж, стаж работы, стаж, стаж, стаж, стаж, стаж, стаж, стаж, стаж,
  • количество часов (уроков), которые вы преподаете.

С точки зрения карьерного роста, нельзя сказать, что это перспективная работа. Ваше главное преимущество в том, что вы постоянно расширяете свой круг общения.

Умный менеджер знает всех, и если вы подойдете к своей деятельности с умом, то со временем сможете завести полезных друзей во всех важных областях.

И я бы не назвал переход от учителя к государственному служащему карьерным шагом.

Но если вы чувствуете в себе способность и желание работать, стоит попробовать, не так ли?

Иван Дороднов находится в должности директора школы в районе Митино уже месяц. Ему 28 лет. В последнее время он был преподавателем физики и информатики. Но он также планирует продолжить свою преподавательскую карьеру на руководящей должности.

«У вас есть лопаты и палки — сделайте из них конфетку»

Александр ушел из сельской школы не потому, что чувствовал себя несчастным в Любовке: каждые выходные он ездил в Омск к жене, и он не считает себя привередливым. Однако ему было трудно смириться с постоянно растущими требованиями к качеству образования.

«У вас есть лопаты и палки — превратите их в сладости. Я не понимаю, как можно становиться лучше каждый год с теми же ресурсами. Это просто нереально. Самое главное, что не один человек решил, что это необходимо: я не могу винить никого из своих знакомых. Такая ситуация существует везде, — говорит Александр Сергеевич.

Еще одна задача, стоящая перед директором, — обучение преподавательского состава. Молодые специалисты не хотят работать в условиях сельской школы, а старые сотрудники часто уходят.

«Самая насущная проблема — это нехватка персонала. Это была самая сложная часть моей работы — поиск людей, которые хотят поехать в незнакомые места. Я не хочу умалять значение деревни, я просто констатирую факт.

Оба учебных года я начинал без полного укомплектования штата.

Просто у меня не было профессоров на всех курсах.

Александр Сергеевич отправился в город, чтобы «убедить» их. Он разговаривал со знакомыми студентами и выпускниками и просил их приходить на Любовку не реже двух раз в неделю. Были найдены желающие, учителя для других предметов были набраны из школы в другом поселке — учителя согласились объединить два предмета.

Только один человек в интервью сказал об этом открыто: «Я сельский человек, и жизнь в деревне для меня лучше, чем жизнь в городе». Но в наше время такие люди встречаются редко.

Когда работник, особенно учитель, говорит: «Это нехорошо: «Я не могу больше, я хочу уволиться по семейным обстоятельствам», ты чуть ли не молишься всем богам и всячески уговариваешь его остаться и продолжать работать в учреждении», — вспоминает Александр Сергеевич.

Мишени» не хотят ехать в деревню, а в Любовке нет работы, которая удовлетворяла бы их потребности. «У меня есть место, которое больше подходит для студента: низкая нагрузка, легко совмещать с учебой в университете. Некоторые люди просто не хотят оставаться в деревне даже на день.

Почему люди отказываются ехать в Любовку и почему уезжают те, кто там уже живет? «Это зависит от человека», — задумчиво говорит Александр, рассуждая о преимуществах большого города: «Город есть город, тут и комментировать нечего.

«Кому-то и миллиона будет мало»

Директор был готов решить кадровые проблемы и улучшить работу школы, но несправедливость стала главной причиной его ухода.

«Для новых учителей существует программа «Земельные учителя», которая предусматривает выплату стипендии. Но у нас нет программы «Принцип Земли». Молодые профессиональные педагоги в возрасте до 35 лет, впервые работающие в сельском образовательном учреждении, получают стипендию: 10 000 из местного бюджета — надбавки, 20 000 из регионального бюджета выдает Министерство образования, в первые три года они получают дополнительно 30, 40 и 60 % от зарплаты соответственно. Зарплата в 10 000 рублей кажется не очень высокой, но у меня в школе была молодая учительница, зарплата которой была выше моей.

Это хорошая практика, но единственные деньги, которые я мог получить, это 10 000 из муниципального бюджета. Даже если я буду преподавать предметы, например, английский язык, система двойного преподавания не будет работать, потому что я не буду считаться учителем. Моя должность — это должность директора школы».

Однако зарплаты ему хватало. Это была моя первая работа, мне не с чем было сравнивать, поэтому я даже не знаю, маленькая у меня была зарплата или большая, — говорит бывший директор Любовской начальной школы, — в селе за ту же работу учитель получает немного больше, чем в городе. Однако я слышал жалобы от коллег, которым не хватало денег. Но опять же, одного миллиона мало для кого.

Александр Сергеевич пока не знает, что будет делать дальше. Но в одном он уверен. Это все, что я могу сказать по этому поводу.

Благодарим стажеров Регину Литфуллину, Лалу Шарафян и Ренату Оря за расшифровку интервью.

Оцените статью
Хозяюшки