Как снимали фильм Иван Васильевич меняет профессию

Несоответствие фактов было также замечено в отношении будущего, в котором оказался царь. Например, в сцене, где Иван Грозный оказывается в плену у демонов, он крестится тремя перстами, в то время как до 1653 года православные христиане использовали два пальца для совершения креста.

Как снимали культовый фильм Иван Васильевич меняет профессию

Приключенческая комедия, созданная режиссёром Леонидом Гайдаем, под названием «Иван Васильевич меняет профессию» была снята по мотивам пьесы Михаила Булгакова и вышла на экраны советских кинотеатров 17 сентября 1973 года. Этот фильм быстро завоевал огромную популярность и стал одной из самых посещаемых картин отечественного производства, собрав свыше 60 миллионов зрителей.

Как снимали культовый фильм Иван Васильевич меняет профессию

Любопытный факт: Гайдай, будучи специалистом в области комедии, никогда не смеялся на съёмочной площадке. Его суеверие заключалось в том, что если он засмеётся над сценой во время её съёмок, то это может отрицательно сказаться на восприятии юмора зрителем. Подробности о процессе создания этого шедевра можно найти в материале RT.

Комедия Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» вышла в широкий прокат в Советском Союзе 17 сентября 1973 года и мгновенно завоевала сердца зрителей. К 2022 году, согласно данным Mediascope, фильм оставался самым востребованным среди всех кинофильмов, показанных в российском телевизионном эфире.

По воспоминаниям драматурга Аркадия Инина, который имел честь работать с Гайдаем, признание картины кинематографическим сообществом было очень значимо для него. В своё время комедийный жанр считался чем-то второстепенным, поэтому и отношение к фильмам, созданным Гайдаем, было довольно скептическим в советский период.

Когда ему вручили приз за «Ивана Васильевича» на Бакинском всесоюзном фестивале, он как-то тоскливо сказал мне: «Это первый приз комедии — не только для меня, а в целом первый приз комедии», — вспоминал Инин в интервью с Общественным телевидением России.

Тем не менее, Гайдай установил высокую планку для будущих поколений авторов и постановщиков. Фильмы, такие как «Операция Ы» и другие приключения Шурика, «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» и другие его работы стали классикой советского кинематографа и заняли особое место в сердцах зрителей.

Суеверный Гайдай и его машина времени

После завершения работы над «Кавказской пленницей» Гайдай намеревался отойти от комедийного жанра и экранизировать пьесу Михаила Булгакова «Бег». Однако в Госкино были иные планы, что и послужило поводом для режиссёра вернуться к теме Булгакова и адаптировать его пьесу «Иван Васильевич», которая впервые была опубликована в 1965 году, спустя почти три десятка лет после завершения написания.

Сценарий создавался Гайдаем совместно с Владленом Бахновым. Сюжет картины перенесли в 1970-е годы, в то время как пьеса происходила в 1930-е. При этом некоторые детали была необходимо адаптировать к современным реалиям, чтобы избежать нареканий со стороны цензоров. Например, на вопрос работника милиции о месте проживания Грозного тот отвечает: «В палатах», в то время как книжный персонаж замечал: «Москва, Кремль». Также фраза Милославского по поводу финансирования банкета: «Народ, батюшка, народ», заменена на более нейтральное «Во всяком случае, не мы».

Об общественности стало известно о новом фильме Гайдая в 1973 году через апрельский номер журнала «Советский экран». Съёмки проходили в Ростове, Ялте и Москве, а основная часть работы велась на студии «Мосфильм», где были созданы декорации.

Съёмки начались со сцены погони за демонами, которую снимали в стенах Ростовского кремля. Там же был запечатлён отъезд войска Ивана Грозного на войну. Музыкальный номер «Звенит январская вьюга» снимали в Ялте. Остальные эпизоды размещались в Москве: интерьерные сцены — в павильонах «Мосфильма», где построили 16 объектов, а внешние — на улицах Новокузнецкая и Новый Арбат.

На площадке Гайдай, будучи суеверным человеком, следовал определённым правилам, которые соблюдала вся съёмочная группа. Например, в запрещалось смеяться — он был убеждён, что в таком случае зрителю не понравится юмор.

Одновременно, если в процессе работы над той или иной сценой возникал шум и сложные ситуации, Гайдай считал, что именно в такие моменты зрители могут засмеяться. Хотя сам режиссёр никогда открыто не высказывал свои эмоции по поводу шуток. По словам актёра Владимира Этуша, Гайдай никогда не смеялся в привычном смысле этого слова. Именно поэтому иногда актёры не могли понять, понравилось ли ему отснятое.

Перед премьерой фильм был сокращен на несколько эпизодов. Например, сцена, где Иван Грозный жарит котлеты, была воспринята как оскорбление монарха, и потому не попала в финальную версию. Всего фильм был сокращен на десять минут, а оригинал до сих пор хранится на «Мосфильме».

Не было бы счастья…

Нельзя даже представить, сколько важного мы могли бы лишиться. Достаточно произнести известные фразы: «Танцуют все!» или «Я требую продолжения банкета!» — и в памяти сразу возникает фильм-праздник, фильм-фейерверк, который способен поднять настроение — «Иван Васильевич меняет профессию». Но стоит отметить, что его появление на свет оказалось совершенно случайным.

В начале 1970-х годов в стране наблюдалась острая нехватка сценариев, особенно в комедийном жанре. Леонид Гайдай долго не мог найти подходящий материал для своего нового фильма в то время, как публика с нетерпением ожидала новинок. В этот период Гайдай вместе с женой Ниной Гребешковой посетил театр «Киноактёр» на спектакль «Иван Васильевич», основанный на пьесе Михаила Булгакова. Именно Нина и предложила ему осуществить экранизацию этой пьесы. Однако это требовало большого мужества, поскольку комедия, в которой проходимец Милославский и домоуправляющий Бунша под предлогом притворяются князем и царём, попадая в прошлое, могла вызвать нежелательные ассоциации у руководства фильма. К тому же Булгакову когда-то запретили ставить его пьесу в «Театре сатиры».

Гайдай взялся за этот риск. В паре с соавтором сценария Владленом Бахновым они удалили из текста все фрагменты, которые могли бы вызвать подозрения у извечных цензоров. Сценарий писался с азартом, и создатели были достаточно довольны тем, что у них получается. Но когда фильм вышел на экраны, оказалось, что главная идея осталась неизменной: страной правят жулики и некомпетентные люди. Это не осталось незамеченным в культурной среде. Умные головы перешептывались: «Антисоветское кино снял Леонид Иович…»

Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь… Идея использовать в кадре пачку сигарет родилась на площадке. На фото — Леонид Куравлев

Идея о том, что пачка сигарет внезапно появляется в кадре, возникла на съемочной площадке. На фото — Леонид Куравлев.

Никулин — вылитый Грозный

На роли двух ключевых героев — Ивана Васильевича Бунши и царя — режиссёр пытался уговорить своего любимца Юрия Никулина. В это время был опубликован в журнале «Наука и жизнь» портрет Ивана IV Грозного, восстановленный антропологом Михаилом Герасимовым по костям черепа. Увидев портрет, Нина Гребешкова заметила: «Ой, а ведь Юра так удивительно на него похож!» Однако Никулин, осознавая шансы данной затеи, категорически отказался: «Нет, Леня, ты что! Такую картину точно положат на полку! Даже и тебе не советую».

Тем не менее, на роли согласились попробовать свои силы Евгений Лебедев и Евгений Евстигнеев. Евстигнеев, по мнению режиссёра, подходил по всем критериям, однако его кандидатура не была одобрена худсоветом.

У Юрия Яковлева предложение пройти пробы вызвало недоумение — данная роль никак не вписывалась в его предыдущую актёрскую биографию. Ему казалось, что необходимо избегать попадания под влияние серьёзного образа Ивана IV, как его блестяще сыграл Николай Черкасов в фильме Сергея Эйзенштейна! Но, после некоторого размышления, он согласился.

Рядом с ними был человек, который тайно мечтал сыграть Ивана Васильевича в обеих ипостасях — это Владимир Этуш. К сожалению, он, после роли товарища Саахова в «Кавказской пленнице», не получил возможности исполнить роль царя и с удовольствием согласился на образ Шпака, которого обворовал Милославский.

Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите. С утверждением Александра Демьяненко на роль у его героя, инженера Тимофеева, поменялось имя

Иван Васильевич, когда вы говорите, создаётся впечатление, что вы бредите… — Эта фраза стала знаменитой после утверждения Александра Демьяненко на роль инженера Тимофеева, которому поменяли имя.

Граждане, храните деньги в сберегательной кассе!

  • Юрий Яковлев (Иван Грозный и Бунша) – 4350 руб.
  • Леонид Куравлев (Жорж Милославский) – 2312 руб.
  • Александр Демьяненко (Шурик) – 1663 руб.
  • Савелий Крамаров (дьяк Феофан) – 1129 руб.
  • Михаил Пуговкин (Яков) – 788 руб.
  • Владимир Этуш (Шпак) – 630 руб.
  • Наталья Селезнева (Зина) – 362 руб.
  • Наталья Крачковская (жена Бунша) – 347 руб.
  • Сергей Филиппов (посол) – 258 руб.
  • Наталья Кустинская (актриса) – 168 руб.
  • Анатолий Подшивалов (лейтенант милиции) – 139 руб.
  • Нина Маслова (царица Марфа) – 101 руб.

Завершая данный материал, стоит добавить альтернативную концовку, где зритель в конечном итоге узнаёт, что же стало с обаятельным аферистом Жоржем Милославским.

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» доступен к просмотру на платформе «Кинопоиск».

Декорации и пасхалки

Несмотря на то, что основная часть картины снималась в павильонах «Мосфильма», где были выстроены декорации квартиры Шурика (советского изобретателя несчастной машины времени) и царских палат, создателям не удавалось обойтись без натурных локаций.

Сцены, изображающие древнюю Москву, были в значительной степени отсняты в Ростовском кремле. Внешний вид дома Шурика и знаковая телефонная будка, с которой Жорж Милославский звонил стоматологу Шпаку перед ограблением его квартиры, были сняты на улице Новокузнецкая, дом 13 в Москве.

Кадр со съемок фильма.

Кадр со съемок фильма.

Когда Иван Васильевич стоит на балконе и говорит: «лепота», зрителю показан старт Кутузовского проспекта и Москва-река, при этом видны знаменитый дом-книжка и гостиница «Украина».

В ленте присутствует множество так называемых «пасхалок». Например, номер 3-62, по которому Милославский звонит, намекает на стоимость бутылки водки, которая тогда продавалась за 3 рубля 62 копейки. Кроме того, в одном из фрагментов, когда Жорж открывает стеклянный бар с алкоголем в чужой квартире, в отражении можно увидеть самого Гайдая.

Здесь можно предполагать, является ли это обыкновенным киноляпом или заранее продуманной шуткой создателей.

О чём кино

Фильм был создан по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». По сюжету, из-за неисправности машины времени, изобретённой инженером Тимофеевым, царь Иван Грозный оказывается в Москве 1930-х годов, в то время как управдом Бунша и квартирный вор Жорж Милославский из советской эры перемещаются в XVI век.

Однако авторы сценария Леонид Гайдай и Владлен Бахнов приняли решение перенести действие комедии в свое время — в 1970-е годы.

На старте

После успеха «Кавказской пленницы» Гайдай мечтал экранизировать пьесу Михаила Булгакова «Бег». Но этой мечте не суждено было сбыться. В итоге, он взялся за пьесу «Иван Васильевич», которая не была поставлена при жизни писателя. Режиссер работал над сценарием совместно с Владленом Бахновым.

Гайдай рассчитывал, что Ивана Васильевича и Ивана Буншу сыграет его любимый актёр Юрий Никулин. Но он отказался от роли, по одним источникам, из-за занятости в цирке, по другим — из-за уверенности в том, что фильм в прокат не выйдет.

На роль царя и управдома проходили пробы многие актёры: Георгий Вицин, Евгений Евстигнеев, Владимир Этуш, Евгений Лебедев. В итоге понравился лишь Юрий Яковлев, который прекрасно сыграл как сурового правителя, так и жалкого управдома.

Когда утвердили Яковлева, возникла ещё одна проблема. Гайдай планировал, чтобы Жоржа Милославского сыграл его любимец Андрей Миронов. Однако Яковлев и Миронов не смогли создать рабочие отношения. Началась новая волна проб, среди претендентов значились Вячеслав Невинный, Георгий Бурков, Сергей Никоненко. В итоге выбор пал на Леонида Куравлева, который идеально вписался в образ.

Режиссёр также видел в роли инженера Тимофеева Шурика, который уже не раз появлялся в его комедиях в исполнении Александра Демьяненко. Сценарий был адаптирован под этого персонажа, и Шурик грамотно вписался в фантастическую комедию. Хотя для актёра это не стало новым вызовом в карьере, он уже работал в похожем направлении.

На роль Зины также проходили пробы несколько актрис. Наталье Селезневой составили конкуренцию Наталья Гундарева, Екатерина Маркова, Наталья Гвоздикова и другие. Тем не менее, режиссёр выбрал именно первую претендентку.

Факты

Съемки проходили в различных локациях: в Ростове Великом, Ялте и Москве. Погоню за неподлинным царем снимали в Ростовском кремле.

Знаменитую песню «Звенит январская вьюга» первой исполнила София Ротару, но её голос и стиль пения не подошли для комедии. В фильме эта композиция звучит в исполнении Нины Бродской.

Шведский посол говорит на плохом немецком — так было предусмотрено в оригинальной пьесе, и режиссёр решил сохранить этот вариант.

Фильм подвергся довольно серьёзной цензуре. После работы цензурного комитета он стал короче на 10 минут: некоторые фразы были заменены, так как они показались цензорам излишне критичными по отношению к властям. Оригинальная версия фильма до сих пор хранится на «Мосфильме».

Оцените статью
Хозяюшки