Картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина была высоко оценена как его современниками, так и будущими поколениями. Завершить свой рассказ о данной картине я хочу словами Фёдора Достоевского, который стал одним из почитателей этого шедевра:
- Бурлаки на Волге – суровая реальность в творении Репина
- История написания
- Расстрига, боец и моряк
- Ничего случайного
- Портрет Модеста Мусоргского (1881)
- Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пыток всей её прислуги в 1698 году (1879)
- Самые знаменитые и дорогие картины художника Ильи Репина с названиями, описаниями и фото
- Картина Репина «Бурлаки на Волге»
- Историческая картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
- Картина Репина «Не ждали»
- Самые дорогие картины Репина
- Включенное наблюдение
- Бурлак с лицом древнегреческого философа, нижегородский боец и паренек Ларька
Бурлаки на Волге – суровая реальность в творении Репина
В 1869 году художник Илья Репин впервые стал свидетелем труда бурлаков на Неве. Находясь ещё в статусе студента Академии художеств, он был потрясён, увидев грязных и измождённых людей, тянущих суда с помощью бечёвок. Этот резкий контраст между довольной жизнью представительной публики у берега и физически истощёнными работниками вызвал у Репина сильные эмоции.
Ранее молодое дарование творило картины на библейские темы, однако же это событие побудило его изменить направление. Так и появилась картина «Бурлаки на Волге», ставшая одной из самых известных и значительных его работ. Что делает это полотно таким интересным? Какие особенности оно демонстрирует? Где находится грань между реальностью и вымыслом?
История написания
Как уже было упомянуто, идея создания картины «Бурлаки на Волге» пришла к Репину ещё в 1869 году. В это время он завершал работу над конкурсным произведением «Иов и его друзья». В сопровождении своего друга Константина Савицкого, художник отправился на Неву, где он впервые столкнулся с тяжёлым трудом бурлаков.
Не только само зрелище людей произвело на Репина глубокое впечатление. Яркие контрасты между жизнерадостной публикой и усталыми, грязными работягами, облачёнными в лохмотья, обострили его восприятие. На первых эскизах картины он даже добавил дачников, которые резко выделялись на фоне героических трудяг.
Однако первоначальный вариант «Бурлаков» оказался неудачным. Увидев его, коллега Репина Фёдор Васильев жестко раскритиковал произведение, заметив недостаток эмоциональности и чрезмерную рациональность. Он предложил Репину отправиться на Волгу, чтобы лучше изучить природу труда бурлаков. Финансовые затруднения не позволяли живописцу осуществить поездку, и именно Васильев с другом Крамским помогли собрать необходимые средства для этого путешествия.
Расстрига, боец и моряк
Работа над картиной «Бурлаки на Волге» началась ещё во время учёбы Репина. В 1868 году он впервые столкнулся с бурлаками, и дух несчастных людей, тянущих нагрузку, надолго запечатлелся в его памяти. В мае 1870 года Репин, вместе с братом Василием и художниками Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым, совершил первое путешествие на Волгу, где были созданы этюды и эскизы будущей картины. После двух поездок, в процессе более глубокого общения с бурлаками, Репин начал реализацию нового героя, ранее не знавшего русская живопись.
Каждый из бурлаков на картине является реальной личностью, с которой художник общался на протяжении нескольких месяцев. Каждый из них наделён уникальным выражением лиц, судьбой и внутренним миром.
Группа бурлаков на картине выглядит как единое целое, но в то же время состоит из трёх отдельных компонентов. В центре — ведущий бурлак, поп-расстрига Канин, его голова напоминает образы древнегреческих философов. Репин отмечал: «Какова глубина взгляда, приподнятого к бровям, которые стремятся на лоб. И лоб — большой, умный, интеллигентный, это не простак“, — показывая, что он не просто стремится вызвать жалость, но и освещает внутренний мир этих людей.
Среди окружающих Канина видим нижегородского бойца, который опустил свою мощную руку, Ильку-моряка, смотрящего исподлобья на зрителя, и высокого худого человека с трубкой. Центром композиции является мальчик в красной рубахе по имени Ларька, который поправляет сползающую лямку. Его напряженность и усталость подчеркивается образами других бурлаков: один из них, прислонившись к соседу, спокойно набивает трубку табаком, а другой вытирает пот с измождённого лица. В заднем фоне контрастирует профиль бородатого мужчины в шапке, который добавляет ритмический рисунок к медленно движущейся толпе. Так появился суровый групповой портрет одиннадцати бурлаков.
Репин закончил работу над картиной в марте 1873 года. Она была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в том же месяце на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки на Всемирную выставку в Вене, где полотно получило бронзовую медаль. С этого момента началась европейская известность Ильи Репина как великого русского живописца. Независимо от этого, он столкнулся с критикой: российский министр путей сообщения в 1873 году возмутился: «Какой же дьявол заставил вас писать эту нелепую картину? Это допотопный способ транспортировки будет забыто!» Тем не менее, Репин получил поддержку от великого князя Владимира Александровича, который купил картину за 3000 рублей и повесил её в своём петербургском дворце. После 1917 года полотно было перевезено в Государственный Русский музей.
Ничего случайного
Картина «Бурлаки на Волге» хранит множество тайн и загадок. Некоторые из них раскрыл ведущий специалист экскурсионно-лекционного отдела Русского музея, автор экскурсии «Тайный смысл известных картин» Валерий Ахунов:
Если внимательно рассмотреть произведение, на заднем плане справа можно увидеть современный пароход, а слева — парусное судно. И в то же время, в центре — бурлаки, труд которых ещё использовался, но с каждым днём становился всё менее востребованным. Эти загадки и контрасты могут подчеркнуть бунтарский дух Репина, который проявляется во многих его работах, таких как «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди». Все они принесли Репину славу как художнику, который смело высказывался против социальных несправедливостей.
К одной из загадок шедевра относится перевернутый флаг на барже, что может иметь несколько трактовок.
Во-первых, на море флаг переворачивали в случае опасности, что является тревожным знаком. Во-вторых, такие цвета могут соответствовать флагу Сербии. Однако, скорее всего, Репин использовал первую трактовку как символ нового поворота, ожидания перемен, которые были весьма актуальны для России в том времени. Мало кто замечает, что канат, который тянут бурлаки, прикреплен к вершине мачты.
Если бы все бурлаки, которые стали символом народа, одновременно потянули эту бечеву, баржа непременно перевернулась бы, как и старый мир. Столкновение нового промышленного порядка и старого мира фокусируется в развевающемся в правую сторону флаге на барже, в то время как дым из трубы парохода направлен влево.
Кстати, многие бурлаки не хотели нового прогрессивного мира. Для них такой заработок часто становился единственным источником дохода, позволяющим прокормить свои семьи на протяжении целого года. Однако этот труд был поистине невыносимо тяжёлым. Не зря на переднем плане картины мы видим перевязанный верёвкой камень, который часто принимают за случайный атрибут. Но в картине Репина нет ничего случайного. Этот камень символизирует человека, решившегося на самоубийство, что было довольно распространено среди людей, оказавшихся в безвыходной ситуации. Рядом с камнем расположена разорванная корзина, которая также напоминает о сочувствии Репина к революционному движению. Сломанные прутья символизируют освобождение. Освобождение от старых оков мы также увидим позже в его картине «17 октября 1905 года» (также находящейся в Русском музее), где в центре — человек с разорванными кандалами. Напомню, что 17 октября 1905 года, во время Всероссийской октябрьской политической стачки, был опубликован манифест, обещавший народу основания гражданской свободы, что вызвало бурную реакцию в обществе. Репин с восторгом относился к этому манифесту, заявляя: «Вот плотина прорвана — теперь уже не остановить этой силы, скопившейся реки — она хлынула!»
Тем не менее, все эти мысли он предугадал намного раньше — в «Бурлаках на Волге». Сегодня, пожалуй, нет более известной картины в истории русской живописи. Мы знаем ее с детства, и она проходит с нами через протяжении всей жизни.
Портрет Модеста Мусоргского (1881)
Практически ни у кого не возникало сомнений, что Репин был прирождённым портретистом, его портретное чутьё составляло основу его живописного дара. Существовали даже мнения, что портретам присваивались магические свойства: нередко люди, позировавшие ему, умирали вскоре после работы. «Страшно живому человеку попасть под его кисть,» — считал философ Василий Розанов, потому что «щупальщик» существа человеческого, как он сам говорил, экстрагирует жизненные энергии, переводя их в краски, оставляя лишь пустую оболочку для персонажа. «Великий физиономист», — признавал критик Сергей Маковский, но отмечал, что это физиономист односторонний: «Главное — он совершенно не поэт». Это мнение также ходило: Репину не отказывали в точности взгляда, но критиковали за отсутствие поэтического восприятия. Тем не менее, портрет Мусоргского опровергает такое определение.
Он был написан по причине трагического события — композитор умирал в лечебнице от цирроза печени всего через несколько дней после завершения работы. Репин спешил: его стремление запечатлеть композитора совпало с заказом Павла Михайловича Третьякова, который желал получить портрет Мусоргского для своей знаменитой галереи лучших людей России. Работы происходили всего за четыре длительных сеанса в полном свете дня.
Скрыть нездоровую багровость лица невозможно — но она мастерски смягчена в малиновых отворотах больничного халата, которые отражают другую красноту. В то же время яркость глаз подчеркивается, созидая воздушный фон вокруг. Фигура монументально вписана в холст, но её поза оставляет предощущение перемены: жизнь еще продолжается, и распад плоти кажется отступающим перед последним явлением духовного человека. Этот единственный портрет Мусоргского представляется почти поэтичным и написан с максимальной деликатностью.
Кстати, от гонорара за портрет, выплаченного Третьяковым, Репин отказался, пожертвовав его на памятник композитору.
Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пыток всей её прислуги в 1698 году (1879)
Уже одно название картины содержит полное объяснение ситуации. Без него трудно понять, почему эта женщина, имеющая богатырский рост и телосложение, так разгневана? Почему в углу прячется девочка-послушница? Что должно убедить зрителя в историчности данной сцены — только ли кольчуга и парча царского платья (специально пошитого по аутентичным эскизам)? Нет, конечно, вместе с этим тело повешенного стрельца за окном проясняет ситуацию визуально, но его присутствие, к счастью, не бросается в глаза.
Первая историческая картина Репина не вызвала восторга даже у самых преданных его поклонников. Риторический вопрос Сурикова: «Стрельцы разве могли за такой рыхлой бабой пойти?» — этот вопрос мог бы повторить художественный критик Стасов, считавший Репина неспособным к данному виду живописи. Это мнение имело свои основания. Привязанность Репина к живой натуре, особенно человеческой, заставляла воспринимать историю как набор частных и, возможно, случайных сюжетов о людях. А так как происходящее с ними крайне драматично, они представлены в острых эмоциональных состояниях. Вот царевна Софья в момент, когда её жизнь окончательно проиграна, реагирует на это лишь физиологической гримасой ярости. Визуально её драма становится мелодрамой, словно она выступает на оперных подмостках (Репин, кстати, любил оперу и нередко черпал вдохновение от неё).
Тем не менее, возможно, в картине имеется и дополнительный замысел. Известно, что художник тщательно изучал источники и стремился точно передать правду во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на её скорое пострижение — это произойдёт именно в 1698 году. Но странно выглядит ошибка в датах: до попытки стрельцов вернуть Софью на трон она провела в монастыре не год, как указано в заглавии, а девять лет. Не исключено, что такая ошибка была умышленной: спрессованное время (хотя это не так заметно) символически выдвигает картину за пределы слишком конкретного измерения, представляя автора не как этнографа, но как вдохновенного творца.
Кстати, одной из моделей для героини (их было несколько) стала Валентина Семеновна Серова, мать ученика Репина Валентина Серова — женщина с авторитарными наклонностями, нигилистка и общественная деятельница. Но больше всего Софья напоминает портреты Петра I; портретное чутье Репина не подвело.
Самые знаменитые и дорогие картины художника Ильи Репина с названиями, описаниями и фото
Илья Ефимович Репин был истинным мастером своего дела, виртуозом в множестве художественных техник. Его картины стали широко известными: они выставляются в крупных галереях, бережно хранятся в музеях, печатаются в учебниках и на открытках, а также украшают множество учреждений. Рассмотрим более подробно самые известные его произведения и примеры самых дорогих картин, проданных на аукционах.
Картина Репина «Бурлаки на Волге»
Это полотно поразило общество не меньше, чем самого художника поразил вид изнурённых бурлаков, которые словно волы тянули баржу. Репину удалось изобразить каждого персонажа своего сюжета так точно, что ни один зритель не оставался равнодушным. На Всемирной выставке в 1873 году картина сразу привлекла внимание. Одни с восхищением отмечали мастерство художника, другие же осуждали его, считая такую работу профанацией искусства. Тем не менее, полотно завоевало бронзовую медаль и было куплено великим князем Владимиром Александровичем (сыном Александра II), который увлеченно описывал каждого из персонажей, демонстрируя, как Репин мастерски отразил социальную иерархию в артели бурлаков от бечевника до халтурщиков.
Историческая картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Эта картина поразила публику не только во время её создания, но продолжает вызывать сильнейшие эмоции и сегодня. Она была написана под влиянием многих событий своего времени: убийства царя Александра II, увлечение кровавыми сюжетами в конце XIX века и симфонической сюиты «Антар» Н. Римского-Корсакова, часть которой была посвящена мести. Все это произвело на художника глубокое впечатление, что побудило его создать данное историческое полотно. По его словам, Репин работал над картиной, претерпевая значительные душевные муки, периодически отвлекаясь и вновь возвращаясь к драматическому сюжету.
Глубокие переживания в сочетании с талантом автора вылились в действительно гениальное произведение, которое потрясло современников. Известные деятели искусства признавали его одним из лучших творений художника, а Павел Третьяков приобрёл его для своей коллекции. Однако картина была запрещена к показу императором Александром III, но художник А. Боголюбов отстоял перед царской семьёй её право на публичное демонстрирование. Она продолжает вызывать большое восхищение и сегодня: ученые продолжают обсуждать вопрос о причастности Ивана Грозного к смерти сына, а вандалы не прерывно портят картину. Одно серьёзное повреждение произошло в 1913 году в результате нападения иконописца А. Балашова, и восстановление проводили в том числе и сам Репин. С 2018 года картина вновь была отправлена на реставрацию после нападения безработного И. Подпорина.
Картина Репина «Не ждали»
Ещё одним известным произведением Ильи Репина, которое входит в число лучших его работ, является картина «Не ждали». Интересно, что художник создал её в двух вариантах: большом и малом. На малом варианте домой возвращается девушка, в то время как на большом — мужчина. Именно большой вариант был представлен на 12-й выставке передвижников в 1884 году, а годом позже его купил Павел Третьяков для своей знаменитой галереи.
Самые дорогие картины Репина
Когда-то картины Ильи Репина приобрели за большие деньги царские особы и известные меценаты. Сегодня же они вызывают интерес у коллекционеров, которые готовы платить огромные суммы. За последние годы на аукционах были выставлены более двухсот живописных работ, включая эскизы и этюды. Стоимость их колеблется от десятков до сотен тысяч долларов, а в некоторых случаях и достигает миллионов долларов. Рассмотрим несколько примеров.
К числу самых дорогих картин Репина, когда-либо проданных на официальных торгах, относится работа «Парижское кафе». Это одно из значимых произведений Репина, которое не раз выставлялось на различных выставках и обладает богатой историей. На торгах Christie’s в 2011 году картина была продана за 4,5 миллиона фунтов стерлингов, что эквивалентно 7,4 миллиона долларов. По сегодняшним курсам это примерно составляет полмиллиарда рублей.
Среди других произведений заслуживают упоминания: портрет мадам Алисы Ривуар с декоративной собачкой (2,3 миллиона долларов), этюд к семейному портрету (1,9 миллиона долларов), портрет жены художника Веры Репиной (1,9 миллиона долларов), этюд к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1 миллион долларов) и портрет Юрия Репина на фоне Неаполитанского залива (1 миллион долларов).
Мы рассмотрели лишь несколько наиболее известных произведений величайшего мастера Ильи Репина, который входит в число ста самых известных русских художников. Это не умаляет заслуг других его замечательных картин, которые заслуживают внимания заинтересованного зрителя. Его полотна продолжают оказывать глубокое воздействие на зрителей, заставляя забыть о повседневной суете и погружаясь в исторические сюжеты, рассуждать над судьбой человека или восхищаться виртуозными портретами мастера.
Включенное наблюдение
Для достижения максимальной реалистичности картины Репин полностью погрузился в жизнь бурлаков. Вместе с братом Василием, а также художниками Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым, Илья Репин отправился на Волгу. В этом путешествии он познакомился с бурлаками и создал свои первые эскизы. Художник изобразил одиннадцать персонажей картины, которые одеты в изношенные рубахи и лапти. Мы можем заметить, что они работают на пределе своих сил.
Если вы чувствуете, что работаете на пределе своих возможностей, послушайте саммари «Всё о депрессии: симптомы и профилактика» и получите готовые рекомендации по борьбе с выгоранием. Не забывайте о бесплатном доступе ко всем саммари по промокоду BLOG30 на целый месяц — введите его при регистрации в соответствующее поле.
Репин выстраивает композицию таким образом, что каждый бурлак фиксируется в внимании зрителя. Каждый из них наделён своим характером и отличительными чертами. Один хочет взять паузу и закуривает, другой вытирает пот со своего лба, а третий просто ждёт окончания сезона.
Бурлак с лицом древнегреческого философа, нижегородский боец и паренек Ларька
Во главе группы расположён поп Канин. Его лицо напоминает Репину изображения древнегреческого философа: «Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, которые тоже стремятся к лбу. А лоб — большой, умный, интеллигентный — это не простак». Эта фраза подчеркивает, что цель его работы — показать внутренний мир бурлаков, а не просто вызвать жалость и сопереживание.
Слева от Канина идёт матрос с ненавидящим взглядом, направленным прямо на зрителя, который, по словам Репина, постоянно жаловался на свою жизнь. Справа — силач с тёмной бородой, нижегородский боец, который часто побеждал в кулачных боях. Среди группы также присутствует деревенский мальчонка Ларька, который пытается снять с себя лямку. Замечательно, что только у одного из бурлаков есть сапоги; он — отставной солдат Зотов, который не успел их сносить. Одним из последних изображён грек, который оглядывается на баржу, где располагаются наёмники, которых бурлаки презрительно называют «кровопийцами». Персонажи картины по-разному относятся к своей судьбе, но все они связаны общим тяжким бременем их жизни и вынуждены тянуть свою лямку.
Знаменитый Бунт четырнадцати, который произошёл в 1863 году, также подчеркивает, что художники бросили вызов устаревшему академизму. В следующем разделе мы расскажем, кто организовал Товарищество передвижных выставок: