Почему важно, чтобы ваш ребенок научился отличать право от лева? Это помогает им ориентироваться в пространстве, что, в свою очередь, способствует развитию памяти и навыков мышления.
«Иди направо! Нет, на другое право!»
Спросите своих друзей, как они различают право и лево. Некоторые говорят: «Я просто знаю, где что лежит», другие утверждают, что знают, какой рукой брать ложку. Как бы то ни было, для взрослого человека эта система отсчета является самоочевидной. Для ребенка простой вопрос «В какую сторону пошел паровоз?» может стать настоящим испытанием. Примерно такое же чувство испытывает студент-медик, когда пытается выучить анатомические пространственные термины, такие как «абаксиальный», «адаксиальный», «сагиттальный», «аксиальный» (есть еще несколько десятков).
Знание терминов «лево» и «право» важно для работы в школе, правильной ориентации и безопасного перехода улиц. Для многих родителей и учителей становится неожиданностью, что способность различать лево и право состоит из целого комплекса элементов, на тренировку которых может уйти несколько лет. Недостаточно «объяснить один раз и хорошо выучить», потому что процесс обучения сложен. Его можно разделить на несколько компонентов или этапов.
Концепция и идея понятий «лево» и «право»
Во-первых, ребенок сталкивается с идеей, что есть две стороны одной плоскости, одна называется «правая», другая «левая». Эта идея не приходит случайно, даже если она очевидна для взрослых. Ребенку, который еще вчера прекрасно обходился без этой системы отсчета, требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к тому, что разница есть и что она имеет смысл.
Разница между «вверх» и «вниз», «вперед» и «назад» как-то сама собой усваивается, даже на уровне проприоцепции (восприятия положения частей нашего тела в пространстве) — потому что наши тела категорически отличаются в этих направлениях. С другой стороны, «лево» и «право» абсолютно симметричны, и до определенного возраста ребенок не может понять, почему одни и те же вещи называются по-разному.
Даже взрослому человеку достаточно сантиметров в секунду, чтобы понять, где находится верх (крыша) дома, а где низ (первый этаж). Например, если вы спросите, где левая и правая стороны дома, на это уйдет гораздо больше времени: не 1/100 секунды, а ¼ секунды.
Чтобы помочь ребенку понять термины «право» и «лево», стоит регулярно использовать эти слова в повседневной речи и показывать разницу между направлениями рукой. Вряд ли ребенок запомнит это сразу, но в его мировоззрении появится понимание того, что стороны называются по-разному и что это постоянные, однозначные названия, а не ситуативные названия, такие как «на одной стороне» и «на другой стороне».
Запоминание
Когда ребенок поймет, что все в мире имеет правую и левую сторону, он должен запомнить, какая сторона какая. В то время, когда определение сторон еще не является автоматическим, можно использовать различные типы подсказок. Однако многие взрослые продолжают путать стороны из-за своих индивидуальных идиосинкразий и также используют эти подсказки.
Визуальные подсказки
Например, у меня есть родимое пятно на запястье левой руки, и до 16 лет назад я делал это таким образом, чтобы определить, где находится левая рука. Вы можете запомнить, на какой руке находятся часы или браслет. Есть и более универсальные способы: Согните указательный и большой пальцы в форме буквы «L». Рука с буквой на правой стороне — это левая рука.
Кинестетические подсказки.
Самый простой способ — попросить ребенка вспомнить, в какой руке он держит вилку или карандаш. Если бы вам пришлось щелкнуть пальцами, какую руку вы бы использовали? Какую руку вы протянули бы в знак приветствия? Кстати, подобные умственные действия развивают проприоцептивную дифференциацию (этот красивый термин означает способность различать вещи с помощью внутренних телесных органов чувств). Со временем воображение может перестать быть необходимым — человек просто сразу чувствует, где находится левая сторона, а где правая.
Логические подсказки
Если ребенок уже умеет читать, еще один полезный прием: первая буква каждого слова в русском языке всегда находится слева, а последняя — всегда справа. Запомнив их, вы можете представить себе любое слово и быстро определить, на какой стороне находится первая буква, а на какой последняя. Сделайте то же самое с письмом: всегда пишите слева направо.
Постепенно научитесь распознавать лево и право без подсказки:
- Танцы или боевые искусства. Ваш тренер всегда подскажет вам, какой рукой или ногой нужно что-то делать или в каком направлении двигаться.
- Мобильные «игры с обманом». Например, когда лидер дает указания типа «поднимите левую руку», «повернитесь направо» и показывает их, в какой-то момент его слова и действия расходятся. Если вы ошибочно следуете за фасилитатором, вы уходите или сами становитесь фасилитатором!
- Графический диктант выглядит следующим образом.
Очень весело клеить наклейки на ту же ручку, что и ваш ребенок. Все дети любят такие украшения, которые помогают им быстрее усваивать новую информацию. Вы также можете надеть часы или браслет на определенную руку.
Как научить ребёнка различать лево и право
Чтобы избежать этой проблемы, очень важно, чтобы ваш ребенок научился различать лево и право вовремя, то есть уже в дошкольном возрасте.
Вы можете попытаться научить ребенка различать лево и право еще до того, как ему исполнится 3 года. Хотя освоить этот навык в таком возрасте нелегко.
К двум годам ребенок обычно уже научился пользоваться ложкой и может есть самостоятельно. Обычно ложку держат в определенной руке: правой — для детей-правшей и левой — для левшей. Объясните ребенку, что рука, которая держит ложку и кормит его, называется правой (если он правша), а другая, свободная рука называется левой.
Поскольку у детей до 3 лет преобладает ассоциативная память, важно подкреплять вербальное обучение визуальным представлением картинок. Если они вызывают сильный эмоциональный отклик и становятся впечатлением, вероятность того, что ребенок воспримет ваше объяснение, значительно возрастает. Вы можете организовать импровизированный урок рисования. Нанесите яркие, контрастные цвета (например, зеленый и красный) на руки малыша и произведите впечатление — сначала правой рукой, затем левой. Дайте ребенку кисточку и попросите каждую руку нарисовать шар. Укажите ребенку на то, что одна рука (ведущая) послушна и облегчает работу, а другая неуклюжа. Постарайтесь закрепить названия рук в памяти вашего ребенка.
Когда вы показываете ребенку картинки в книгах, объясните, где левая рука, а где правая. Например: «Смотри, в левом верхнем углу страницы на дереве сидит воробей, а под деревом, справа, сидит ежик».
Стихи на тему ориентирования в пространстве
Где право, а где лево? Ученик стоял на развилке дороги. Где право, а где лево, он не мог понять. Но вдруг студент почесал голову рукой, которой он писал. Он бросил мяч и стал перелистывать страницы. Он держал ложку и вытирал пол. «Победа!» — раздался торжественный клич. Ученик знал, где право — это лево, а лево — это право.
Аист, аист с длинными ногами, покажи мне дорогу домой! Шаг правой ногой, шаг левой ногой, снова шаг правой ногой, снова шаг левой ногой, шаг правой ногой, снова шаг левой ногой. Тогда ты возвращаешься домой!
Где право, где лево? Где лево, где право? Я дам вам простой ответ с небольшим здравым смыслом Это ПРАВАЯ рука, она послушная и сильная. ♪ Моя правая рука держит ложку, а я веду собаку на поводке ♪ ♪ Моя правая рука бросает мяч, а моя левая помогает ему ♪
Тематические игры
Играйте с ребенком в бросание и ловлю мяча. Каждый раз, когда вы ловите мяч, комментируйте, какой рукой вы это сделали.
Предложите надеть наручные часы (или браслет для девушки), указав, что вы надеваете их на ее левую руку.
Переходя проезжую часть с ребенком, всегда говорите: посмотрите налево — машин нет, посмотрите направо — машин нет, можно переходить дорогу.
Многие мальчики — большие любители автомобилей и вождения. Если вы едете вместе в машине и хотите повернуть, прокомментируйте свое поведение. Поверните налево — поверните налево, поверните направо — поверните направо.
Ваш ребенок быстро научится различать направления, если вы будете говорить каждый раз при переодевании: «Продень правую руку в правый рукав, а левую руку в левый рукав».
Даже взрослому человеку достаточно сантиметров в секунду, чтобы понять, где находится верх (крыша) дома, а где низ (первый этаж). Например, если вы спросите, где левая и правая стороны дома, на это уйдет гораздо больше времени: не 1/100 секунды, а ¼ секунды.
Найдите отметки на теле
Отметки на руках и ногах ребенка помогут вам запомнить стороны. Например, если у него есть заметное родимое пятно или шрам на правой руке, ему легче запомнить, что это правая рука. А пока вы здесь, познакомьтесь и с боковыми сторонами.
Или сделайте отметку на руке. Предложите ребенку носить браслет, часы или сделать татуировку с изображением мультяшного героя. Следы могут быть и невидимыми. Нанесите на губы ароматизированный бальзам для губ, чтобы помочь ребенку найти дорогу.
Играйте в навигатор
Предложите ребенку поиграть в штурмана на вашей следующей прогулке. Говорите им, в какую сторону поворачивать, и окликайте их, когда они совершают ошибку. В других случаях поменяйте роли местами. Пусть ваш ребенок скажет вам, в какую сторону ему следует идти.
Другой вариант — учить стороны по очереди. В один день вы будете поворачиваться только направо, а на следующий день — только налево.
Поиграйте с отпечатками
Сначала ребенок должен хорошо нарисовать свои руки и сделать несколько оттисков каждой руки на бумаге. Затем попытайтесь самостоятельно определить, где находятся отпечатки правой и левой руки. Можно сделать отпечатки ног, вырезать их из бумаги и разложить на полу. Ребенок ступит на дорожку только в том случае, если он наступит на соответствующие следы.
Для игры в эту игру также важно уметь различать стороны. Или учиться во время этого. Правила игры просты. Есть игровое поле (ковер с цветными кругами) и рулетка. Игроки разматывают измерительную ленту, которая определяет, какую часть тела нужно поместить в круг выпавшего цвета.