Как наука поддерживает тело Ленина в сохранности. Как моют ленина.

Не случайно Музей Горького был закрыт для простых советских граждан. А после Ленина в доме вождя жили его родственники, которые ни в коем случае не хотели переезжать в Хрущев ради любимых людей.

Ванна для вождя: Как тело Ленина берегут от порчи и журналистов

Весной Россия потратила 13 миллионов рублей, чтобы сохранить внешний вид тела Ленина при его жизни. Анастасия Мамина посрамила нескольких патологоанатомов, когда узнала, что случилось с телом Ленина для Bird In Flight.

Я и представить себе не могла, что однажды патологоанатомы сбегут от меня, повернутся на пятках и выплеснут агрессивное «И больше мне не пишите».

Как и все постсоветские московские дети, я, конечно, ходил в Мавзолей Ленина, где-то в третьем классе. Я помню, как захватывала перспектива увидеть труп вместо того, чтобы сидеть в скучном классе. Однако на меня, третьеклассника, Ленин не произвел особого впечатления: он был очень маленький, щуплый и немного желтый.

Поэтому, когда мне дали задание рассказать, что делают с телом лидера, чтобы он выглядел желтым и крошечным, но при этом оставался человеком более 90 лет, я был очень взволнован. Особенно когда я прочитал на сайте госзакупок, что правительство заплатило 13 миллионов рублей (около 200 000 долларов) за медико-биологическую работу над телом Владимира Ленина.

Купать так купать

Первым делом я посетил сам мавзолей и институт, который выиграл тендер. Мне не повезло. Но я узнал, что раскрытие государственных секретов может быть хорошим делом, когда ты сидишь в тюрьме в течение четырех лет (многие документы, связанные с трупом Ленина, до сих пор остаются секретными — прим. редактора).

Ничего, наивно подумал я. Сейчас я найду нескольких патологоанатомов и биологов по этой теме, возьму несколько интервью, и у меня будет готовая история. Но все не так просто.

…У биолога Виталия (имя изменено) большие голубые глаза и острые руки. Он садится напротив меня и пытается сделать вид, что именно так он хочет провести сегодняшний вечер: в кафе с журналисткой, которую он едва знает.

— Послушайте, — вздыхает он и рисует что-то в воздухе, — я могу попытаться объяснить вам на пальцах, что и как делается, но вы также можете поискать это в Интернете.

— Мне не нужен интернет, — качаю я головой, — мне нужен громкоговоритель. Я хочу живого. Тот, с большими глазами.

Очередь перед мавзолеем открылась после перерыва в обсуждении вопроса о захоронении тела Ленина. Москва, 25 марта 1997 г. Фото.

Виталий искренне хочет помочь, но не знает как. Он объясняет, что тело Ленина последовательно омывают в нескольких ваннах: одна с раствором глицерина, другая с формальдегидом, еще несколько со спиртом, перекисью водорода (необходима для осветления кожи, иначе она окрашивается), ацетатом натрия и калия, раствором уксусной кислоты. Ленин купался дольше, чем любая другая девушка — полтора месяца. Но только раз в полтора года. В это время мавзолей закрыт.

— Самое смешное, — говорит Виталий, откусывая круассан, — что они открыли его после смерти Ленина….. По крайней мере, не для бальзамирования. Они перерезали его основные артерии, кровеносные сосуды. Если бы патологоанатом думал, что лидер все еще лежит, он, конечно, не стал бы этого делать. Но кровеносная система уже мертва; как распределяются бальзамирующие вещества, неясно. Поэтому ему сделали микроинъекцию и поместили в резиновый костюм, чтобы ничего не отвалилось. Почему ты не ешь? Ваш суп уже давно остыл.

Ну, они сделали ему микроинъекцию и одели его в резиновый костюм, чтобы ничего не выпало. Почему ты не ешь? Ваш суп уже давно остыл.

Ученый у экранов компьютеров, контролирующих параметры среды в гробнице, 16 апреля 1997 г. В комнате, где хранится тело вождя, поддерживается температура 16 градусов Цельсия и используется специальное освещение. Фото.

«По-человечески» не получилось

Попрощавшись с Виталием, я решаю обратиться к истории (хватит биологических подробностей). Вооружившись большой чашкой чая, я открываю ноутбук и переношусь в 1924 год, когда страну облетела страшная новость: Ленин умер.

Идея мумифицировать лидера пришла в голову лишь нескольким умным людям; большинство членов правительства в то время считали это варварством. А Надежда Константиновна, вдова погибшего, попросила похоронить ее мужа «по-человечески». У советских людей была возможность проститься с Ильичом — они публично демонстрировали его тело в течение нескольких месяцев. Ленин умер в январе, стояли морозы, поэтому вождь прекрасно сохранился и почти не сгнил. Затем власти посовещались и приняли решение: Зачем тратить хорошую вещь, надо ее сохранить. За дело взялись советские ученые.

Похороны Ленина. Колонны рабочих у Дворца Советов. 23-27 января 1924 года. фото.

Россия. Январь 1924 года. фото.

Похороны Ленина. Фото.

Пока я мысленно нахожусь в 1924 году, патологоанатом наконец отвечает мне. Его контакты мне дал друг со словами: «Он очень веселый, любит поговорить, много чего расскажет». Полный надежд, я открыл сообщение.

Патологоанатом лаконично написал, что ничем не может мне помочь, ничего мне не скажет, если я так хочу читать о трупах, вот отличная книга, но «не пишите мне больше» (и много восклицательных знаков).

«Как жаль», — подумал я.

Я решил, что мне не составит труда найти человека, который был бы экспертом в вопросах смерти. Это просто вопрос разговора. Кусок торта!

…Когда третий патологоанатом попросил меня перестать его беспокоить, я очень расстроилась. Но ничего не поделаешь — пришлось смириться с тем, что придется иметь дело с телом самого лидера. С чего начать?

Вождя мирового пролетариата многие люди, одурманенные лживой советской пропагандой, считали богом. Я помню свое удивление в пионерском возрасте, как Ленин мог всю жизнь спать по четыре часа, неустанно работать и все отрицать во имя народа.

Социальный режиссер

После окончания режиссерского факультета Московского государственного института культуры и искусства в 2004 году москвич Александр Семин решил заняться рекламой. В то время, говорит он, это был единственный способ заниматься творчеством и одновременно зарабатывать деньги. Он стал креативным директором в московском коммуникационном агентстве SPN Ogilvy и через несколько лет перешел на ту же должность в агентство Deluxe Interactive. В 2010 году он создал рекламный ролик для благотворительного фонда «Линия жизни», а в 2012 году — еще несколько роликов для «Аэроэкспресса» и Министерства транспорта Москвы.

Помимо съемок для коммерческих и социальных проектов, Семин также активно работает в творческой сфере. Его продюсерским дебютом стал сериал «Нанолюбовь» в 2010 году, а год спустя он выступил режиссером и продюсером фильма «Манипулятор» с актерами Гошей Куценко и Максимом Виторганом. На съемках фильма он познакомился со своей будущей женой, актрисой Эвелиной Бледанс (пара развелась в 2017 году).

В 2014 году Семин открыл собственное рекламное и социальное агентство What If Semin. С тех пор он успел поработать с корпорацией Unilever, телекоммуникационными компаниями МТС и Yota, АФК «Система» миллиардера Владимира Евтушенкова, сетью ресторанов быстрого питания KFC, производителем пива AB InBev Efes и другими крупными компаниями. По словам Семина, клиенты приходили из уст в уста — у агентства пока нет своего сайта.

Помимо коммерческой рекламы, What If Semin начал заниматься социальными проектами, в том числе для благотворительных организаций. Например, для фонда Vera Hospice Foundation, членом правления которого Семин является с 2017 года, агентство разработало слоган и рекламный ролик программы «Жизнь до конца жизни», а для фонда «Возраст для радости» — социальную рекламу в поддержку кампании «Без стакана воды» для пожилых людей. Семин называет себя «социальным режиссером» и отмечает, что для него всегда было важно говорить о человеке, а не о продукте.

По данным СПАРК, выручка ООО «Вот Иф Семин» с 2014 по 2016 год выросла с 4,2 млн до 21,5 млн. В 2018 году организация уже имела 45,3 миллиона рублей выручки и 5,3 миллиона рублей прибыли, но затем ее финансовые показатели снизились до 2 миллионов рублей выручки и 27 тысяч рублей прибыли в 2020 году. Семин объяснил снижение доходов юрлица множеством благотворительных проектов, частыми задержками платежей от клиентов и сбором некоторых средств во время ИП.

Фантомные страхи политиков

Идея видеоролика о выносе Ленина из мавзолея возникла у Семина 10 лет назад, а в 2011 году он написал художественный фильм о перезахоронении вождя под рабочим названием «Вынос». Но он не пошел дальше сценария. К этой идее Семин вернулся только в 2020 году, прочитав в одном из интернет-изданий (в каком, он не помнит) материал о приказах о расстреле из обнародованных телеграмм Ленина. Затем директор купил собрание сочинений фюрера. Когда он листал одну из книг, у него возникла идея снять социальный ролик, в центре которого был бы ребенок, который случайно решил выкупить работы Ленина.

Для реализации идеи Семин обратился в известную производственную компанию Trehmer. Вместе со своим рекламным агентством он подготовил несколько рекламных и социальных роликов: Например, Тремер участвовал в создании ролика для «Медси», серии видеороликов для ритуального агентства Ritual.ru и социальных проектов «Без стакана воды» для фонда «Старость в радость», «Если можешь убрать шланг» для фонда «Дом Роналда Макдоналда» и «Первый шаг после тебя» для фонда «Подарок ангела».

Александр Савицкий, владелец Trehmer, рассказал Forbes, что начал работать с Семиным пять или шесть лет назад — теперь они вместе снимают кампании, в основном для «крупных социально ответственных брендов» и благотворительных организаций. Идея перезахоронения Ленина, которая «витает в воздухе с 1990-х годов, но до сих пор не реализована из-за мнимых опасений политиков», была близка его сердцу. Поэтому он решил участвовать в финансировании и производстве видеоклипа, основанного на идее Семина.

По замыслу режиссера, в первом клипе не должны были сниматься известные актеры — он рассматривал его как «от народа, для нас». На роль матери девочки, прочитавшей книгу, он пригласил актрису Марину Сабурову (которая также снялась в короткометражном фильме Hide and Seek), а на роль отца — актера Романа Лапшова. Съемки продолжались около полутора месяцев. 21 декабря 2020 года Семин создал YouTube-канал «Прорыв 3», на котором 30 декабря опубликовал этот первый ролик. Партнеры решили подписать его хэштегом #UnbearableUnbearable, используя каламбур.

Действие в ролике происходит в канун Нового года. Гости собираются вокруг стола и готовятся к приветствию президента, но телевизионное изображение «прилипло» к мавзолею. Пока отец пытается решить проблему, дочь предлагает почитать книги. Ее выбор падает на труды Ленина — она случайно открывает страницу и читает отрывок из телеграммы фюрера председателю партии Иосифу Уншлихту: «Расстрелять немедленно. Совет Народных Комиссаров сможет сделать это быстро, если вы не будете отсутствовать, и вы можете сделать это по телефону». «Что вы имеете в виду под телефоном?» — спросила девушка.

К середине ноября провокационное видео набрало 261 274 просмотра на YouTube и более 3,7 миллионов просмотров в социальной сети «ВКонтакте». Об этом сообщили такие СМИ, как «Московский комсомолец» и Lenta.ru. Изначально Семин планировал выпустить только одно видео, чтобы посмотреть, как оно «пойдет». В конце концов, выпуск показался настолько успешным, что он начал писать сценарии для новых видео.

Гордость Гудкова

В начале 2021 года Семин решил набрать звезд для проекта, чтобы не только помочь ему нарастить аудиторию, но и раскрыть перед подписчиками свои взгляды на похороны Ленина. Для второго ролика Семин пригласил актрису Чулпан Хаматову и актера французского происхождения Пьера Бюреля, сыгравшего Наполеона в фильме «Союз спасения». В разговоре с Forbes Бурель сказал, что ему предложил агент принять участие в съемках, сказав, что партнершей актера будет Хаматова.

Семин был давно знаком с Хаматовой — по ее работе с благотворительными организациями. Актриса является соучредителем фонда «Подари жизнь», для которого агентство What If Semin и продюсерская компания Trehmer разработали в 2019 году социальный проект из восьми видеороликов «Смысл денег» с Ксенией Собчак, Сергеем Шнуровым и Владимиром Познером в главных ролях.

Видео с тем же хэштегом #Невыносимо появилось в апреле 2021 года — на этот раз не на «Расстанном проезде 3», а на сайте и YouTube-канале «Новой газеты» (385 000 подписчиков). Тот же Тремер также занимался съемками и монтажом. По сюжету, Хаматова и Баррелл сидят в дорогом ресторане — и героиня со слезами на глазах признается своему партнеру, что Ленин все еще в мавзолее. Баррел возмущенно покидает комнату, а на экране появляется надпись: «Это могли быть мы, но у нас остался Ленин».

По словам Семина, благодаря личному знакомству с главным редактором газеты Дмитрием Муратовым ему удалось протащить ролик на сайт «Новой газеты». Он показал Муратову видеозапись, и они решили «подарить» ее газете. Премьера состоялась на сайте издания благодаря Чулпан Хаматовой. Надежда Прусенкова из «Новой газеты» рассказала Forbes: «Она сказала Хаматовой, что находится в странном проекте. Премьера фильма еще не состоялась, и мы были рады показать его. По словам Прусенковой, газета сделала ролик на общественных началах. Чулпан Хаматова отказалась от комментариев для Forbes, сославшись на свой плотный график.

В третьем клипе, вышедшем в июне 2021 года, снялась певица и актриса Лолита Милявская. Она садится в такси, чтобы отвезти детей в мавзолей, но передумывает: «Нам не нужно видеть больше трупов. Мы идем в планетарий». Семин уже работал с Милявской в прошлом — в марте 2021 года актриса снялась в рекламном ролике для агентства Dove’s What If Semin. Милявская рассказала Forbes, что съемки «Невыносимой» для нее — это прежде всего интересный актерский проект. Но ей также понравилась сама идея проекта: «Когда речь идет о христианстве, каждое тело должно быть положено на пол.

Александр Гудков не был лично знаком с Семиным до съемок четвертого фильма, но знал от Милявской, что ему нравятся работы агентства, в том числе проект «Невыносимая». Сам Гудков рассказал Forbes, что заинтересовался проектом после выхода клипа «Лолита». «Когда меня попросили сняться, я так гордилась своей грудью, что чуть не упала в обморок. Я сразу же согласилась», — вспоминает она.

Каждый из видеороликов «Звезды» был просмотрен в среднем 200 000 раз. Семин говорит, что распространять ролики ему помогали знакомые — он называет это «волонтерской историей»: «Я рекламщик, как видите, весь мой». Роликами также поделились Лолита (3,3 миллиона подписчиков) и Гудков (1,7 миллиона подписчиков) на своей странице в Instagram.

Семин не сообщил подробностей о стоимости проекта. Он говорит, что большая часть денег будет сэкономлена благодаря безвозмездной помощи в процессе Трехмера. «Как производственная компания, мы делаем эти видео бесплатно и ничего на них не зарабатываем», — подтверждает слова Савицкого Trehmer. Он отказывается обсуждать инвестиции студии в съемки и монтаж роликов, но описывает проект как «не слишком сложный» для производства. «Здесь нет заказчика или клиента, Александр Семин — директор, поэтому нам удается минимизировать затраты на всех этапах», — резюмирует он.

Эта цитата дошла до его начальства, и Воробьева немедленно отправили в Москву, где он остановился у своего знакомого Збарского. Так, почти случайно, образовался дуэт, который будет хранить тело Ленина в течение десятилетий.

В эмиграции Ленин питался и зарабатывал в ресторанах

Из истории Цюриха, где Ленин провел свои последние годы, следует, что вождь пролетариата жил в скромной квартире, но питался исключительно извне. Он завтракал с Надеждой в лучших кафе, обедал и ужинал в ресторанах.

Кроме того, молодой лидер любил выступать по приглашению на собраниях местных социалистов в ресторанах. Его компаньоны обслуживали Владимира Ленина и платили ему умеренную плату за его пламенные речи и размышления. Ильич называл такие встречи «шабашками».

ресторан в Цюрихе где Ленин выступал за деньги и еду (фото А.Лукинского)

Ленин кутил по вечерам в кабаре с товарищами

Вместе с будущими лидерами СССР и местными социалистами всех мастей Владимир Ленин часто посещал свое любимое кабаре «Вольтер» без своей жены Крупской. Обнаженные дамы танцевали кан-кан, а пьяный Ленин танцевал с балериной в руках.

Это был радостный и необычный образ, сохранившийся в памяти жителей Цюриха, которые были запрещены в СССР:

Владелец кабаре Марсель Янко: «В этой толпе художников, студентов, революционеров, психиатров, фокусников, дам и шпионов в дыму появилось монгольское лицо Ленина.

бывшее кабаре в Цюрихе где Ленин кутил с товарищами и плясал с балалайкой

«Ленин часто играл здесь в шахматы. А когда он был пьян, он пел серенады женщинам на сцене и играл в балет», — писал Доминик Ногез.

В Ленине сочеталась любовь и жестокость

Фюрер любил слушать классическую музыку, особенно Бетховена. Ленин приучил к этому свою вторую жену, аристократку Инессу Арманд, которая мастерски играла на фортепиано. Когда Арманд умерла в 1921 году, Ленин обратился к писателю Максиму Горькому и сказал:

«Я не знаю ничего другого (лучше), я готов слушать музыку каждый день. Это удивительная, более чем человеческая музыка. Хочется говорить вежливые глупости и гладить по голове людей, которые живут в этом грязном аду и создают такую красоту. Но сегодня никого нельзя гладить по голове — он укусит вас за руку. Вы должны бить людей по голове, без пощады!».

Оцените статью
Хозяюшки