История одного Фантомаса: как снимали легендарный фильм с Жаном Маре и Луи де Фюнесом

В 1960-х годах Жан Маре переехал из Парижа на Лазурный Берег, что позволило ему уделять больше времени своему творчеству. Однажды, увидев его художественные работы, Пабло Пикассо выразил недоумение, как такой талантливый скульптор и художник может расходовать свою жизнь на актерство.

Фантомас. Кто он такой и откуда взялся?

Фантомас в исполнении Жана Море в трилогии 1964-1966 годов.

Французская кинотрилогия о загадочном злодее Фантомасе пользовалась огромной популярностью в России. Этот злодей, скрывающий свое лицо под маской, вызывал страх и интерес как у детей, так и у взрослых. В финале фильма его так и не поймали; многим зрителям было интересно узнать, кто же на самом деле скрывается под этой маской и какую цель преследует Фантомас, совершая свои преступления.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо углубиться в первоисточник — серию из 32 романов, опубликованных в начале 20 века во Франции.

Как возник Фантомас и кто его создал

Книга о Фантомасе. Одно из первых изданий

Книга о Фантомасе. Одно из первых изданий.

В 1911 году Марсель Аллен и Пьер Сувестр придумали концепцию неуловимого антигероя, который с умом расставляет ловушки для своих жертв. В тот период наблюдался расцвет бульварных романов, насыщенных скандалами, интригами и расследованиями, что способствовало мгновенной популярности новых произведений. Уникальной чертой злодея (фантома, что переводится как невидимка с французского) стало его умение постоянно избегать наказания и уклоняться от поимки.

Выпускались эти истории и в России

Истории о Фантомасе были также изданы в России.

Тайна рождения

Жан Альфред Виллен-Маре родился в 1913 году в французском Шербуре. Его отец работал ветеринаром, а мать воспитывала троих детей. У Жана были старший брат и сестра, но девушка скончалась незадолго до его рождения.

Когда Жану было всего четыре года, его родители развелись. Мать взяла сыновей к себе и переехала с ними в Париж. Периодически она исчезала из жизни мальчиков, и Жан часто писал ей письма, но адрес всегда проставляла тетя, с которой он и его брат проживали. Позже выяснилось, что Алин, мать мальчиков, иногда попадала за решетку за мелкие кражи. В семье верили, что у нее было заболевание — клептомания.

Когда Жан подрос, его мать открыла ему страшную тайну: она призналась, что он не сын своего биологического отца, поскольку тот якобы был бесплоден. Настоящим родителем ей довелось назвать его крестного.

Мать, которую Маре любил всей душой, оказывала на него далеко не самое положительное влияние. В юности он проявлял агрессию и шалопайство. Из-за своего поведения Жан регулярно сталкивался с исключениями из лицеев. Неудивительно, ведь кому понравилось бы терпеть насмешки со стороны учеников, когда один из них переодевался в женское платье и дразнил учителей?

Когда он наконец получил аттестат, то устроился работать помощником фотографа. Его наставник обучил его основам композиции и другим аспектам фотографии и живописи. Следует отметить, что еще тогда стало очевидно, что Маре обладает выдающимися способностями в области художественного творчества.

Актерская карьера. Первые шаги

После окончания лицея Жан Маре твердо решил стать актером. Он был довольно самоуверенным молодым человеком. Уже в юные годы Жан осознавал, что стал настоящим красавцем: его рост был выше среднего, стройная фигура, мужественные черты лица и заразительный смех — все это подчеркивало его внешний вид.

Однако его надежды были довольно сильно разбиты, когда он трижды не смог пройти вступительные экзамены в театральные школы. Но упорство молодого человека принесло свои плоды: с четвертой попытки он все же был принят.

Молодой Жан Маре

Долгое время Жан безуспешно рассылал свои фотографии в различные театральные компании. Лишь в 1933 году, когда ему было 20 лет, ему улыбнулась удача. Он получил свою первую эпизодическую роль в фильме Марселя Л’Эрбье «Скандал», где его участие объяснялось не только его актерским талантом, но и связями. В последующие два года режиссер снял его еще в трех своих проектах.

Страдания Жана Маре

Роль главного антагониста в фильме исполнил сам Жан Маре, однако это было не так-то просто. Маска Фантомаса оказалась очень неудобной, несмотря на то, что ее создавали по эскизам самого актера. Долгое время его гримировали, а под солнечными лучами маска становилась жесткой, как камень, что в конечном итоге привело к аллергическим реакциям у актера.

История Фантомаса 4.jpg

«Фантомас». Кадр из фильма

Однако еще большим ударом по его самооценке стало то, что Фантомас, несмотря на свою значимость, появлялся на экране только в маске и даже не говорил! Серьезным рычагом для этой постановки стал актер Раймон Пеллегрен, который озвучивал роль Фантомаса, поскольку режиссер считал, что у него более глубокий и «злодейский» голос. В результате Жан Маре настоял на том, чтобы его имя убрали из титров, но удалось убедить его не делать этого только потому, что одновременно он играл роль журналиста Фандора.

Когда на экране появлялись одновременно Фантомас и Фандор, одного из персонажей, стоящего к камере спиной, играл актер Кристиан Тома, который также исполнил основную роль в фильме — полицейского инспектора.

История Фантомаса 5.jpg

Луи де Фюнес в роли комиссара Жюва и Жан Маре в роли журналиста Фандора. Кадр из фильма “Фантомас”

Как комиссар Жюв «похоронил» Фантомаса

Еще одним источником недовольства для Жана Маре стал Луи де Фюнес. Эти актеры находились в состоянии серьезной неприязни друг к другу. Манера игры де Фюнеса, которая сильно опиралась на импровизацию и новые «фишки», постоянно раздражала Маре, который предпочитал строго следовать первоначальному сценарию.

История Фантомаса 6.jpg

Луи де Фюнес в роли Жюва: “Тут я поворачиваюсь и убиваю третьей рукой двух бандитов!”

Кроме того, Жан Маре крайне не нравилось, что фактическим центром фильма стал недотепистый комиссар Жюв, а не сам Фантомас. Луи де Фюнес «перетянул одеяло на себя», и в результате Маре отказался сниматься в продолжениях. В то время такая практика была нехарактерной — изменять исполнителя главной роли. Изначально было запланировано создание 10-12 фильмов на данную тематику!

История Фантомаса 7.jpg

“Фантомас”. Кадр из фильма

Откуда появился Кащей Бессмертный?

Кащей Бессмертный является одним из самых таинственных персонажей русских волшебных сказок. В отличие от других героев, таких как Баба Яга, которая иногда помогает персонажам с советом или волшебными предметами, Кащей всегда выступает только в негативном свете, представляя собой неумолимого противника.

Как и когда возник народный театр? Обычно рассматривается, что истоки русского театра уходят вглубь веков. Элементы театрального представления можно найти в календарных обрядовых играх во время святок и масленицы, которые исполняли ряженые — люди, переодетые в различные костюмы.

Как возник Фантомас?

Фантомас был создан французскими журналистами Марселем Алленом и Пьером Сувестром. С 1911 по 1913 года они выпустили 32 романа, повествующих о приключениях этого героя, который сочетает в себе черты человека и призрака. Интересно, что одновременно создавались и другие произведения, но Фантомас выделялся среди них своей уникальной концепцией.

Тема государственного гимна в России также интересна. Долгое время в России не существовало единственного гимна. В эпоху Петра I и Екатерины II использовались различные музыкальные произведения, например, полонез Козловского «Гром победы, раздавайся». С 1816 года гимн стал официальным в России.

Молодой подопечный и муза знаменитого драматурга

В возрасте 23 лет Маре познакомился с известным писателем и драматургом Жаном Кокто. Эти два Жана быстро нашли общий язык, и вскоре Кокто признался молодому актеру в любви. Позже актер вспоминал, что признание Кокто было весьма оригинальным: он просто позвонил и, выглядя озадаченным, сообщил о своих чувствах.

Именно Кокто помог Жану добиться успеха в карьере. Писатель обеспечивал его ролями в своих пьесах — популярность пришла к молодому актеру после спектакля «Царь Эдип». Дебютом же в кино для него стала картина «Вечное возвращение», сценарий для которой также написал Кокто, вдохновившись легендой о Тристане и Изольде.

После окончания Второй мировой войны карьера Маре значительно улучшилась. Предложения о съемках поступали одно за другим, даже без участия Кокто. Жан был очень привлекательным — мускулистым, с четкими чертами лица и яркими голубыми глазами. Он всегда поддерживал отличную физическую форму и самостоятельно выполнял сложные трюки, включая самые опасные.

«Элегантный и немного старомодный, в самом лучшем смысле этого слова. Перед нами было лицо Франции», — так отзывался о Кокто русский артист и театральный педагог Алексей Шейнин.

Личная жизнь Маре всегда была источником слухов и сплетен

Личная жизнь Жана Маре всегда вызывала огромный интерес и становилась темой для обсуждения. Актер был бисексуален и имел отношения как с женщинами, так и с мужчинами. Он был женат на артистке Миле Парели, однако после двух лет совместной жизни они расстались.

Единственной настоящей любовью Маре стал Кокто. Изначально актер испытывал к своему покровителю лишь признательность, однако со временем это чувство переросло в глубокую любовь. Их отношения длились 25 лет до кончины Кокто в 1963 году.

После смерти Кокто Маре не искал новых романтических отношений. Он усыновил сына своей подруги по имени Серж и пытался воспитать его актером. В конечном итоге же тот стал ресторатором и через десять лет прекратил общение с приемным отцом.

Жан Маре уйти из жизни в 1998 году в Каннах. В своей завещании он оставил имущество близким друзьям, но приемному сыну удалось отсудить часть его состояния. Маре продолжал сниматься почти до последнего дня своей жизни, а помимо исполнения роли Фантомаса, оставил за собой множество других уникальных персонажей — таких как д’Артаньян, Эдип, Эдмон Дантес, Орфей, принц-чудовище Авнан и многих других. Кроме того, он был прекрасным скульптором и художником — его работы были высоко оценены даже Пабло Пикассо.

Оцените статью
Хозяюшки