Пока «Карпатия» была на ходу, экипаж «Титаника» эвакуировал пассажиров, и среди них началась паника. В 2 часа ночи носовая часть корабля опустилась, волна ледяной воды залила палубы и унесла десятки людей.
- Крушение «Титаника»: хронология самой громкой катастрофы XX века
- Размер «Титаника»
- Устройство «Титаника»
- Маршрут «Титаника»
- Пассажиры и груз корабля
- Хронология событий
- Столкновение с айсбергом
- Крушение Титаника
- Погибшие и выжившие на «Титанике»
- Содержание
- 15 апреля 1912 года
- Примечания
- Полезное
- Смотреть что такое «Хронология гибели «Титаника»» в других словарях:
- Характеристики «Титаника»
- Состав экипажа и пассажиров
- «Титаник» в книгах и фильмах
- Команда и пассажиры – погибшие и выжившие
- История катастрофы
- Причины трагедии
- Плавание «Титаника»
- Трансатлантическая трасса
- Крушение
Крушение «Титаника»: хронология самой громкой катастрофы XX века
Титаник», на борту которого находилось более 2200 человек, затонул в Атлантике в ночь на 15 апреля 1912 года после столкновения с айсбергом. Трагедия осталась в прошлом на 110 лет. Что разрушило непотопляемый корабль? Кто были пассажиры корабля? Что находится в обломках?
Титаник», имевший восемь палуб, строился в течение трех лет на верфи Harland & Wolfe в Белфасте. Он совершил свое первое плавание 31 мая 1911 г. «Титаник» был вторым кораблем класса «Олимпик», но ряд недостатков конструкции был устранен, что отличало его от своего брата-близнеца.
Проектом занимался ирландский судостроитель Томас Эндрюс. Строительство «Титаника» обошлось в 3 миллиона фунтов стерлингов, что в то время было эквивалентно 7,5 миллионам долларов. Судно принадлежало британской судоходной компании White Star Line. Когда «Титаник» был спущен на воду, он был самым большим кораблем в мире.
Размер «Титаника»
Длина судна составляла 260 метров, ширина — 28 метров, а расстояние от ватерлинии до палубы — 19 метров. Его водоизмещение составляло 52 000 тонн, 16 водонепроницаемых отсеков и двойное дно. Его максимальная скорость составляла 23 узла.
Пресса сравнила корабль с тремя блоками домов и оценила его высоту как высоту 11-этажного здания. Корабль мог вместить около трех тысяч пассажиров, включая экипаж из 885 человек.
Устройство «Титаника»
Инвестиции были разделены на три категории. Пассажиры первого класса имели доступ к бассейну, тренажерному залу, сауне, корту для сквоша, электрическому оборудованию (предшественнику солярия) и секции для домашних животных. В них также был ресторан, дорогие и элегантно обставленные столовые и комнаты для курения.
Обслуживание в третьем классе также было довольно хорошим по сравнению с другими трансатлантическими пароходами того времени. Каюты были светлыми и удобными, чистыми и теплыми. В столовой подавали хорошее питание, но выбор был невелик, и там были прогулочные палубы. Пассажиры третьего класса не могли войти в зону, где находились пассажиры первого класса.
Маршрут «Титаника»
Маршрут «Титаника» был довольно сложным. Корабль стартовал из Саутгемптона (Великобритания) и проследовал в Нью-Йорк (США) с остановками в Шербуре (Франция) и Квинстауне (Ирландия). Титаник» отправился в свое первое и последнее плавание в полдень 10 апреля 1912 года. Корабль потерпел крушение в более чем 600 км к юго-востоку от канадского острова Ньюфаундленд.
Пассажиры и груз корабля
На корабле работала довольно пестрая команда — от нищих иммигрантов из Италии, Швеции и Ирландии, которые плыли в поисках лучшей жизни в Новом Свете, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм, которые погибли во время кораблекрушения.
Всего на борту судна находилось около 10 богатейших людей Европы и США, в сейфах которых хранилось золото и драгоценности на сотни миллионов долларов. Экипаж корабля, возглавляемый капитаном Эдвардом Джоном Смитом, состоял из 885 человек. В их число входили 66 членов палубной команды, 300 членов машинной команды и около 500 человек вспомогательного персонала.
На борту судна находилась гарантийная команда из девяти человек с верфи Harland & Wolf. Этим занимался Томас Эндрюс. Это было сделано для устранения любых неисправностей, а также для подтверждения безопасности маршрута.
Хронология событий
Столкновение с айсбергом
На пятый день плавания, 14 апреля 1912 года, несколько судов сообщили о появлении айсбергов вблизи маршрута судна. Однако, поскольку большую часть дня радио не работало, они не были замечены радистами. Вечером температура резко упала, достигнув нуля градусов по Цельсию в 22:00.
В 23:00 Californian отправил сообщение об айсбергах, но телеграфист преждевременно отключился и не получил его; он был занят отправкой личных сообщений пассажирам.
В 11:39 вечера два инспектора увидели айсберг у борта судна и сообщили об этом на мостик по телефону. Офицер Уильям Мердок отдал приказ: «Сильно к левому борту». Но было уже слишком поздно.
В 23:40 «Титаник» столкнулся с айсбергом в подводной части корабля. Шесть из 16 водонепроницаемых отсеков судна были повреждены.
Крушение Титаника
00:00. 15 апреля. После полного осмотра корабля конструктор Томас Эндрюс поднялся на мостик и сообщил, что корабль обречен. Корабль уже достиг значительного наклона носовой части. Капитан приказал пассажирам собраться и подготовить спасательные шлюпки к эвакуации. Был подан сигнал бедствия.
00:25. Сигнал был получен с британского корабля «Карпатия». Расстояние до него составляло 58 морских миль или 93 километра. Корабль изменил курс и отправился на помощь «Титанику». Чтобы достичь максимальной скорости «Карпатии», Ронстон приказал отключить все приборы и отопление корабля.
01:30. Капитан «Титаника» приказал женщинам с детьми эвакуироваться первыми, а мужчинам — последними, но по правому борту старпом Мердок пропускал мужчин, если впереди не было пассажиров с детьми.
02:15. Корабль внезапно сильно задрал нос и накренился вперед, сильная волна ударила в палубу и смахнула некоторых пассажиров за борт.
02:20. В течение пяти минут корабль погружался и тонул.
04:00. Карпатия достигает места крушения. На борту находились 712 пассажиров и членов экипажа. Им удалось бежать.
Погибшие и выжившие на «Титанике»
По разным данным, в результате катастрофы погибло от 1 400 до 1 517 человек. По официальным данным, 60% пассажиров первого класса, 44% пассажиров второго класса и 25% пассажиров третьего класса спаслись.
На сегодняшний день не осталось в живых ни одного свидетеля катастрофы. Последняя выжившая, Миллвина Дин, которой на тот момент было всего девять недель, умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет. Ее прах был развеян в море с причала в гавани Саутгемптона. Именно здесь в 1912 году началось уникальное плавание «Титаника».
Поздно вечером 14 апреля, в 11.39, два наблюдателя, официально известные как «передовые наблюдатели», заметили айсберг прямо впереди и сообщили об этом на мостик по телефону. Офицер Уильям Мердок немедленно отдал приказ «Сильно к левому борту». Таким образом он пытался предотвратить столкновение.
Содержание
23:00 Californian предупреждает о льдах, но радист «Титаника» Джек Филлипс прерывает радиосвязь до того, как Californian успевает сообщить координаты района.
23:39 Находясь в «вороньем гнезде» на мачте «Титаника», инспектор Фредерик Флит замечает айсберг всего в ¼ мили (663 метра) от корабля. Флит немедленно звонит в колокол три раза и кричит в трубку: «Айсберг прямо перед нами! Первый помощник Уильям Мердок немедленно подает команды «Сильно вправо» (система команд в то время предусматривала перемещение руля на правый борт; лопасть руля и, следовательно, нос судна поворачивались на левый борт) и «Стоп!», а затем «Полный вперед!», чтобы избежать столкновения с айсбергом по левому борту.
«Титаник» не справляется с маневром и наносит падающий удар по подводной части айсберга. Айсберг повреждает корпус судна на расстоянии около 90 метров на глубине от одного до шести метров ниже ватерлинии. Осмотр затонувшего судна на морском дне показал, что «Титаник» имел несколько узких, но продолговатых отверстий.
Капитан Смит приказал закрыть водонепроницаемые переборки на мостике. Мердок, который уже активировал механизм для закрытия этих дверей, доложил об этом капитану.
Капитан Смит отдал приказ «Стоп!». Внезапная тишина и вибрация предметов в каютах разбудили многих пассажиров. Паника еще не началась, большинство людей интересует только причина внезапной остановки. Тем временем, около 5 тонн морской воды ежесекундно попадает в корпус судна, уменьшая его плавучесть.
Раздается шум, который заставляет пассажиров вернуться в свои каюты. «Титаник» заходит в тупик. Носовые трюмы на нижних палубах уже заполнены водой на 4 метра. Почтовое отделение полностью затоплено, вода достигает котельных. Однако пассажирские каюты третьего класса не были затоплены, поскольку находились в кормовой части судна.
Капитан Смит вместе с Томасом Эндрюсом, техническим директором верфи Harland & Wolf в Белфасте, где был построен «Титаник», решают спуститься на нижние палубы, чтобы лично осмотреть повреждения корабля. Они используют доску, чтобы не привлекать внимания.
15 апреля 1912 года
Смит и Эндрюс возвращаются на мостик. Эндрюс обобщает события и наблюдения, сделанные во время обследования, и заявляет, что «Титаник» наверняка затонет, потому что переборки между отсеками не смогут удержать воду. Поскольку пять носовых отсеков уже затоплены, конструкция «Титаника» означает, что он не сможет оставаться на плаву при более чем четырех приливах.
На палубе появились первые пассажиры. В основном это были пассажиры первого класса в спасательных жилетах. Позже к ним присоединились пассажиры второго и третьего классов.
Капитан Смит вошел в радиорубку и утвердительно ответил на вопрос радиста Джека Филлипса о том, следует ли подавать сигнал бедствия.
С тонущего корабля был послан сигнал: «CQD MGY/Titanic/ 41.46 North 50.24 West».
Британский корабль «Карпатия», находившийся в 58 морских милях от затонувшего судна, первым принял радиосигнал с «Титаника». Капитан Артур Рострон сначала сомневался в подлинности сообщения, но затем отдал приказ: «Курс на «Титаник»! Полный вперед!» Пассажиры массово высыпали на палубу корабля. Многие женщины плакали, но никто из них не толкался и не бежал в головокружительном темпе.
Хотя предполагаемого количества мест в лодках не хватило бы на всех (1200 — для 1316 пассажиров и 891 члена экипажа), началась подготовка к их спуску на воду. В операции участвовало всего 16 моряков. На первом потопленном корабле из 65 мест было только 28. Наклон носа стал заметно сильнее. Вода достигла палубы в носовой части корабля. К тому времени, когда первая спасательная шлюпка отчалила от правого борта, большинство людей уже собрались на левом борту.
Радиопередатчик «Титаника» продолжал посылать сигналы бедствия: CQD и (один из первых) SOS. Переполненная вторая спасательная шлюпка была снята с левого борта впереди капитана; капитан Смит крикнул: «Женщины и дети к левому борту!», чтобы ускорить эвакуацию пассажиров. Мужчины освободили место для дам, и многие из них не решились сесть в спасательные шлюпки. Так продолжалось со следующими спасательными шлюпками, пока корабль не был уничтожен.
Несмотря на продолжающуюся эвакуацию пассажиров, в зале для курящих первого класса все еще есть несколько джентльменов, беседующих за стаканом виски. Все восемь музыкантов судового оркестра под управлением Уоллеса Хартли продолжают играть на верхней палубе корабля (оркестр будет играть до последних минут катастрофы).
Спускается на воду третья спасательная шлюпка с 41 пассажиром и 24 свободными местами. Запускается сигнальная ракета. Вскоре на воду спускается четвертая спасательная шлюпка с 37 свободными местами. Пятая лодка на двадцать пять мест спускается на воду с правого борта. Суматоха в спасательных шлюпках едва контролируется стюардами и матросами, сидящими за веслами. В восьмой спасательной шлюпке два весла упали за борт. Капитан Смит приказал командирам ложементов взять курс на огни судна, которое было замечено в двух морских милях от «Титаника».
Половина носовой части «Титаника» уже была погружена в воду. Носовая палуба была полностью затоплена, за исключением носовой мачты. Вскоре палуба для отдыха 3-го класса также скрылась под водой. В носовой части корабля уже находилось 30 000 тонн воды. Встревоженная тем, что корабль неудержимо тонет, команда ускорила работу, и в течение получаса было спущено на воду 11 спасательных шлюпок, в каждой из которых находилось по 70 человек. Медленно паника распространялась по толпе пассажиров.
Гарольд Лоу, пятый помощник капитана, контролировавший спуск одиннадцатой спасательной шлюпки, сделал предупредительный выстрел из винтовки, когда ему показалось, что пассажиры пытаются запрыгнуть в шлюпку с открытой прогулочной палубы. Пуля никого не задела, но поднялась паника.
Примечания
- Капитан Л. Мармадьюк Коллинз. ПОТОПЛЕНИЕ «ТИТАНИКА». С точки зрения ледового пилота — Breakwater Books, Limited, 2002 — 198 стр. — ISBN 1-55081-173-8 Текст для скачивания.
- Джей Генри Моубрей. Потопление «Титаника»: свидетельства очевидцев — Dover Pubns, 1998 — ISBN 0-486-40298-3Продолжить чтение.
- Роберт Гэннон. Что на самом деле потопило «Титаник»? — Popular Science, vol. 246, no. 2 (февраль 1995) — pp. 49-55, 83-84.
- Найдите авторитетные источники, подтверждающие написанное вами, и поместите их в сноски.
Фонд Викимедиа. 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Хронология гибели «Титаника»» в других словарях:
Затопление «Титаника» — незабываемая ночь Искусство … Википедия
Спасенный Титаник — Спасенный Титаник … Википедия
Титаник — Координаты. … Википедия.
Титаник (фильм, 1997) — это статья о фильме 1997 года, возможно, вы ищете статью о фильме другого года. См. «Титаник» (концепция). Титаник Титаник … Википедия
Спасти Титаник — S.O.S. Титаник … Википедия
Титаник (фильм, 1943) — это статья о фильме 1943 года, возможно, вы искали статью о фильме другого года. См. Титаник (значение) Титаник Титаник Титаник Титаник Пропаганда жанра Титаник … Википедия
Призраки бездны: Титаник — Призраки бездны:Титаник Призраки бездны … Википедия
SS Californian — Californian SS Californian … Википедия
Титаник: кровь и сталь — Титаник: кровь и сталь … Википедия
Титаник (телесериал, 2012) — У этого термина существуют и другие значения, см. Титаник (термин). Титаник Титаник … Википедия
Во время войны «Олимпик» перевез через океан 119 000 человек и четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но продержался до конца конфликта. После войны корабль продолжал служить на гражданском рынке. Корабль был переоборудован, и в это время также был перестроен двигатель: вместо угля стал использоваться мазут.
Характеристики «Титаника»
Когда «Титаник» был введен в эксплуатацию, его длина составляла 269 метров, а ширина — около 30 метров. Впечатляет и высота корабля — 18,5 метров от ватерлинии до верха мостика (высота от киля до верха первой трубы должна была составлять 53 метра). Осадка судна составляла 10,5 метров, а водоизмещение — 52310 тонн.
«Титаник» в 1912 году в гавани Белфаста (где он был построен).
Корабль приводился в движение несколькими четырехцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. Пар для этих целей и для всех видов вспомогательного оборудования вырабатывался в 29 котлах. Особенно примечательно, что ни один из тридцати инженеров корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых двигателей до самого конца.
Титаник» приводился в движение тремя гребными винтами. Главный винт имел диаметр 5,2 метра и четыре лопасти. Пропеллеры на концах имели больший диаметр — 7,2 метра, но три лопасти. Трехлопастные винты могли делать до 80 оборотов в минуту, а центральный винт — до 180 оборотов в минуту.
Четыре трубы, каждая высотой 19 м, также простирались над верхней палубой. «Титаник» имел двойное дно и шестнадцать герметичных отсеков. Они были разделены водонепроницаемыми переборками. Согласно расчетам, судно осталось бы на плаву, даже если бы были затоплены два отсека или четыре последовательных отсека, носовой или кормовой. Но в ночь трагедии айсберг нанес повреждения пяти отсекам — на один больше, чем допускалось.
Пять поврежденных отсеков заштрихованы синим цветом.
Состав экипажа и пассажиров
Известно, что команда корабля во время трагического плавания состояла из множества людей без специальной подготовки: стюардов, сжигателей, шлифовщиков (людей, в обязанности которых входило подносить уголь к печам и выбрасывать пепел в море), поваров. Обученных моряков было очень мало — всего 39 матросов и семь офицеров, мичманов. Более того, некоторые из моряков еще не были знакомы с работой «Титаника», поскольку были приняты на работу всего за несколько дней до отплытия.
Стоит сказать несколько слов о пассажирах. Пассажиры были самыми разными: от иммигрантов без гроша в кармане из Швеции, Италии и Ирландии, искавших лучшей жизни в Новом Свете, до унаследовавших миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба умерли).
Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший пиджак и пил виски в холле — так он провел свои последние часы
Было три категории в зависимости от стоимости купленного билета. Для пассажиров первого класса были предусмотрены бассейн, фитнес-зал, сауна, корт для сквоша, электрическая ванна (своего рода «предшественник» солярия) и специальная зона для домашних животных. В отеле также есть ресторан, элегантно обставленные столовые и комнаты для курения.
Салон первого класса на «Титанике
Кстати, обслуживание в третьем классе также было достойным, лучше, чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлыми и удобными, не холодными и довольно чистыми. В столовой подавали не слишком изысканную, но вполне приемлемую еду, а для ходячих были предусмотрены специальные настилы.
Комнаты и помещения на корабле были строго разделены по классам. А пассажирам третьего класса было запрещено находиться на палубе первого класса.
«Титаник» в книгах и фильмах
Ужасные события на «Титанике» в апреле 1912 года послужили основой для многочисленных литературных произведений, картин, песен и фильмов.
По иронии судьбы, первая книга о «Титанике» была написана задолго до того, как он затонул. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон в 1898 году опубликовал роман под названием «Тщетность, или Крушение Титана». Он описал «Титан», который считался непотопляемым, как корабль, потерпевший крушение апрельской ночью при столкновении с айсбергом. На «Титане» не хватало спасательных шлюпок, поэтому многие пассажиры погибли.
Поначалу повесть продавалась плохо, но после катастрофы 1912 года интерес к книге резко возрос — было много сходств между событиями, описанными в повести, и реальным кораблекрушением «Титаника». И основные технические данные вымышленного «Титаника» совпали с данными реального «Титаника» — поистине удивительное событие!
Морган Робертсон и его роман, в котором каким-то образом было предсказано затопление «Титаника».
А первый художественный фильм о трагедии вышел на экраны в мае того же 1912 года — он назывался «Спасенный Титаником». Он длился 10 минут, был немым и черно-белым. Главную роль сыграла Дороти Гибсон, актриса, которая сама была на «Титанике» в ту роковую ночь и спаслась в спасательной шлюпке номер семь.
В 1953 году режиссер Жан Негулеско обратил свое внимание на трагическое плавание «Титаника». Согласно сюжету, мужчина, женщина и двое их детей ссорятся на «Титанике». Кажется, что все идет хорошо, но потом корабль натыкается на айсберг и начинает тонуть. Семья должна пережить разлуку, жена и дочь плывут на лодке, сын и отец остаются на тонущем корабле. Кстати, в том же 1953 году фильм получил премию «Оскар».
Плакат «Титаника» 1953 года
Однако самым известным фильмом о кораблекрушении является «Титаник» Джеймса Кэмерона, вышедший в 1997 году (а затем выпущенный на DVD). Он получил одиннадцать «Оскаров» и долгое время считался самым успешным фильмом всех времен.
Для разработки сценария и дизайна декораций к фильму Кэмерон консультировался с несколькими экспертами, пользующимися большим уважением в связи с крушением «Титаника» (например, историком Доном Линчем и кораблестроителем Кеном Маршаллом). Работа с известными экспертами позволила изобразить некоторые эпизоды крушения с определенной степенью точности. Фильм Кэмерона «Титаник» привел к возобновлению интереса к истории корабля. В частности, после выхода фильма вырос спрос на книги и выставки по этой теме.
Обложка DVD-диска «Титаник» Джеймса Кэмерона
Мильвина была последним живым пассажиром «Титаника». Она умерла в 2009 году в возрасте 97 лет. Ее прах был развеян в море с пирса, откуда корабль отправился в свое первое и последнее плавание в 1912 году.
Команда и пассажиры – погибшие и выжившие
Пассажиры размещались в каютах, разделенных на три категории. Первый класс был предназначен для элиты: Бизнесмены, аристократы и миллионеры. Билет стоит 3300 долларов (98 000 долларов в 2022 году с учетом инфляции). Второй класс был для среднего класса. Третий класс был предназначен для бедных иммигрантов, которые едва могли позволить себе 35 долларов (400 000 евро), чтобы купить билет на «Титаник», добраться до Соединенных Штатов и начать новую жизнь.
Экипаж возглавлял Эдвард Смит, который служил капитаном в течение 25 лет. Смит рассматривал плавание на «Титанике» как кульминацию своей карьеры, которую он планировал завершить после плавания. Капитан отвечал за эвакуацию и оставался на борту до тех пор, пока судно не затонуло. Тело моряка не было найдено спасателями.
Среди пассажиров, не предназначенных для США, были не только простые граждане, но и представители элиты.
Джон Джейкоб Астор IV считался самым богатым человеком в мире с состоянием в 80 миллионов долларов (3,5 миллиарда долларов). 47-летний бизнесмен отправился в Европу и Египет после женитьбы на своей 19-летней жене Мадлен. Во время поездки девушка забеременела: было решено, что ребенок должен родиться в США. В результате крушения Джон утонул, а Мадлен была спасена. Через четыре месяца молодая вдова родила сына, которого назвали в честь покойного отца.
После плавания судостроитель Томас Эндрюс сказал, что нужно улучшить в «Титанике». Но бизнесмен умер, и его тело так и не было найдено. Очевидцы сообщили, что Эндрюс помогал эвакуировать людей.
Исидор Штраус, совладелец сети универмагов Macy’s, и его жена Ида направлялись из Германии в Нью-Йорк. Бизнесмен отказался сесть в спасательную шлюпку, пока моряки не спасут всех женщин и детей на борту. Жена миллионера отказалась покинуть корабль без мужа. Пара посадила свою горничную в шлюпку, но самих супругов спасти не удалось.
Журналист и писатель Уильям Стед был спиритуалистом и стал предсказателем после гибели «Титаника». В 1886 году, за 26 лет до трагедии, британец написал пьесу, описывающую похожую историю, произошедшую с почтовым судном. По сюжету, на корабле также не было спасательных шлюпок, поэтому не все смогли спастись. Свидетели сообщили, что Стид помогал женщинам и детям выбраться с тонущего корабля, а затем отправился читать.
Всего в результате аварии погибло 1 496 человек. Среди выживших 712 имен, в том числе актриса Маргарет Браун, которая после пережитого не потеряла интерес к путешествиям и приключениям: Во время Первой мировой войны женщина помогала раненым солдатам и прожила 20 лет после затопления «Титаника».
Чарльз Лайтоллер служил на корабле вторым офицером при капитане. Моряк вернулся на свой пост и уже собирался отдохнуть, когда почувствовал толчок. Офицеры были срочно вызваны на капитанский мостик, где Лайтоллер узнал о судьбе «Непотопляемого». В первую очередь Чарльз спас женщин и детей. Шлюпки выходили в океан полупустыми, многие отказывались подниматься на борт, потому что считали «Титаник» безопасным местом.
Лайтоллер бежал, участвовал в расследовании кораблекрушения, воевал в Первой мировой войне и добровольцем участвовал во Второй мировой войне. На своем корабле он эвакуировал 130 солдат и 21 пассажира из Дюнкерка, который был блокирован немцами.
История катастрофы
В течение четырех дней после отплытия погода в средней Атлантике была ясной, а море спокойным. Но 14 апреля судно, двигавшееся со скоростью 22 узла, получило несколько предупреждений об айсбергах от других кораблей. Были проблемы с радиосвязью, поэтому большинство сообщений не принималось и не обрабатывалось. К позднему вечеру холод стал донимать пассажиров, которые вышли на свежий воздух. К 22:00 температура достигла точки замерзания.
В 23:00 Californian попытался предупредить судно об огромных айсбергах, но радист прервал радиосвязь, так как был занят передачей сообщений от пассажиров. Через 40 минут передовой наблюдатель увидел айсберг на маршруте и передал информацию в штаб. Они наблюдали и медленно реагировали — к 23:40 «Титаник» получил серьезную пробоину — 6 из 16 отсеков были заполнены ледяной водой.
В полночь конструктор Эндрюс дал неутешительный прогноз: корабль затонет. Командир приказал шлюпкам приготовиться и начать эвакуацию, в то время как связисты подавали сигналы бедствия. Корабли получили сигнал SOS, но они находились за сотни миль. Ближайший корабль «Карпатия» находился в 93 километрах. С рекордной скоростью в 17,5 узлов (32 км/ч) при обычной скорости в 14, корабль поспешил на помощь.
Пока «Карпатия» была на ходу, экипаж «Титаника» эвакуировал пассажиров, и среди них началась паника. В 2 часа ночи носовая часть корабля опустилась, волна ледяной воды залила палубы и унесла десятки людей.
Складная лодка D приближается к «Карпатии» / Фото: wikimedia.org
Корабль затонул в 2:20 ночи 15 апреля 1912 года в Северной Атлантике, в 600 километрах от Северной Америки. Карпатия» прибыла на помощь в 4 часа утра, когда некоторые пассажиры умерли от переохлаждения.
Причины трагедии
В первые дни общественность отказывалась верить, что корабль, который был объявлен непотопляемым, затонул в глубинах океана. Миф о неуязвимости корабля был опровергнут судном «Карпатия», на котором выжили 712 из более чем 2 000 пассажиров «Титаника».
Район, где затонул корабль, некоторое время называли «плавучим кладбищем». С середины апреля по июнь экипажи спасательных судов извлекали из воды тела погибших пассажиров.
Когда шок прошел и выжившие и их родственники пришли в себя, возникли вопросы: Почему корабль, который считался непотопляемым, оказался на дне Атлантики? Для поиска ответа были проведены два расследования. Первый был проведен в Великобритании, второй — в США.
Первый был связан с погодными условиями. Весной 1912 года ледяные массы достигли тех широт, где они обычно не встречаются. Капитан не получал никаких сообщений об айсбергах на маршруте, поскольку радисты были заняты передачей сообщений для пассажиров первого класса.
Безлунная ночь и высокая скорость (22 из 23 возможных узлов) также сыграли свою трагическую роль. Времени на принятие решения было мало. Некоторые исследователи придерживались мнения, что для «Титаника» было бы лучше протаранить лед носом. В этом случае корабль останется на поверхности в ожидании помощи.
«Затопление Титаника», Вилли Стевер / Фото: wikimedia.org
Никаких серьезных дефектов в конструкции судна обнаружено не было, и погибший Эндрюс был оправдан. Современники рассудили, что капитан Смит грамотно действовал в чрезвычайной ситуации и разделил судьбу корабля. Подозреваемыми оказались двое мужчин: Джозеф Исми, директор компании, построившей корабль, и Стэнли Лорд, капитан судна Californian.
Исми обвинили в давлении на Смита: Он якобы требовал, чтобы он достиг Нью-Йорка в рекордные сроки, совершенно не заботясь о безопасности плавания. Доказательств не было найдено, поэтому он был оправдан. Но карьера Исмея была разрушена.
Лорде обвинили в бездействии: Оказалось, что «Калифорниан» находился всего в 32 километрах от места крушения «Титаника». Радист Lorde заснул, когда люди Смита послали сигнал SOS, и капитан Californian передал сигнальные ракеты для судна, которое просто стояло среди льдов, обозначая свою позицию.
Лорду не было предъявлено никаких официальных обвинений, и дальнейшее расследование не было назначено. Виновник так и не был найден, и его вину объяснили куском льда, темной ночью и трагическим стечением обстоятельств.
Определение родственников столкнулось с категоричным суждением экспертов: Технологии для поиска и спасения «Титаника» с большой глубины в то время не существовало.
Плавание «Титаника»
В результате столкновения с айсбергом в корпусе судна по правому борту осталось шесть отверстий общей длиной около 90 метров. Пять носовых отсеков были повреждены.
Британский трансатлантический пароход «Титаник» был построен в Белфасте на верфи Harland & Wolfe судоходной компанией White Star Line. На момент вступления в строй это был самый большой корабль в мире. 10 апреля 1912 года «Титаник» отправился в свое первое плавание. В первом рейсе ее капитаном был Эдвард Джон Смит, самый опытный капитан компании White Star Line с 25-летним стажем работы в качестве капитана. Он возглавлял команду из более чем 900 человек.
Пассажиры поднялись на борт «Титаника» в 9:30 утра 10 апреля в гавани Саутгемптона. В 9:45 утра специальный поезд компании White Star Line покинул лондонский вокзал Ватерлоо, чтобы доставить пассажиров первого класса в Саутгемптон. Около 11 часов утра поезд прибыл в порт, где был пришвартован «Титаник». 245 пассажиров второго класса и 497 пассажиров третьего класса из Лондона были перевезены на более раннем поезде, который отправился в 7.30 утра и прибыл в 9.30 утра.
В 11:50 прозвучал судовой гудок, сигнализирующий о том, что «Титаник» отчалит через десять минут. Журналисты, скорбящие и сотрудники порта покинули судно. Пилот поднялся на борт «Титаника». Шесть буксиров начали снимать «Титаник» с пирса и помещать его в русло реки Тест. Когда буксиры сбросили канаты, лоцман отдал приказ: «Малый вперед», и судно прошло мимо доков за океанским доком в одиночку. В это время там стояли на якоре пароходы Oceanic и New York, причем последний стоял рядом с Oceanic. Как раз в тот момент, когда «Титаник» приблизился к «Нью-Йорку», шесть стальных тросов, крепивших пароход, оборвались, и корма «Нью-Йорка» начала приближаться к «Титанику», попадая в опасную зону внешнего гидродинамического давления, создаваемого движением более крупного судна. Капитан Смит немедленно приказал остановить двигатели. Один из буксиров, сопровождавших «Титаник», обошел вокруг «Нью-Йорка», связал брошенный с палубы канат и начал тянуть корабль обратно к берегу всей мощью своих двигателей. «Титаник» был всего в нескольких сантиметрах от Нью-Йорка. Два буксира оттащили «Титаник», который едва избежал столкновения, назад, чтобы два других буксира могли поставить «Нью-Йорк» на новую якорную стоянку.
После инцидента «Титаник» возобновил свой курс на малой скорости и с опозданием на час. Из Саутгемптонской бухты «Титаник» вошел в пролив Солент, обогнув остров Уайт с восточной стороны. Прибыв на восточную оконечность острова Уайт, корабль снова замедлил ход, чтобы дать возможность пилоту покинуть его. Затем в машинное отделение поступили указания с мостика увеличить скорость, и «Титаник» направился к побережью Франции.
Погода над Ла-Маншем была штормовой и облачной. Титаник» преодолел 147-километровое расстояние за 6,5 часов и прибыл в Шербур примерно в 18:30. В гавани Шербура не было подходящей стоянки для «Титаника», поэтому он бросил якорь в центре бухты. Пассажиры и грузы были доставлены на корабль вспомогательными судами Nomadic и Traffic. Многие были доставлены в порт Шербур на специальном поезде, приуроченном к расписанию парохода, который отправился с вокзала Гар Сен-Лазар в Париже в 9.40 утра. Значительную часть новых пассажиров составляли состоятельные американцы, которые проводили зимний сезон в Монте-Карло, Ницце, Каннах и других курортах Ривьеры. Титаник» встал на якорь в Шербуре на полтора часа и в 8 часов вечера отправился в Куинстаун.
Трансатлантическая трасса
Когда «Титаник» достиг маяка Фастнед, который обозначал начало трансатлантического маршрута, капитан отдал приказ «полный вперед», и пароход развил скорость 21 узел (39 км/ч). В 1898 году судоходные компании, чьи суда обеспечивали связь между Европой и Северной Америкой, заключили соглашение о прохождении определенных маршрутов в разное время года. Во-первых, это позволит судам избегать районов с опасными ледовыми и туманными явлениями, особенно в определенные месяцы. Кроме того, точное обозначение курсов при движении с востока на запад и наоборот поможет свести к минимуму риск столкновения встречных судов. Наконец, в случае аварии, установленные судоходные пути в Северной Атлантике могут позволить быстро получить помощь от другого судна, идущего по тому же маршруту.
С 15 января по 14 августа корабли должны были следовать по южному маршруту, с точкой поворота в Нью-Йорке примерно в 750 километрах к юго-востоку от острова Ньюфаундленд. Это было сделано для того, чтобы избежать района Большой Ньюфаундлендской банки, где скапливается много айсбергов. Приливные волны, вызванные рекордным сближением Луны и Земли в январе 1912 года, способствовали тому, что айсберги достигли Большой Ньюфаундлендской банки на месяц раньше. В апреле 1912 года в Атлантике преобладал северо-западный ветер. Встреча направлений устойчивого ветра и океанского течения привела к тому, что айсберги продвинулись дальше на юг, чем обычно.
После того как «Титаник» покинул Ирландию, небо прояснилось, и на протяжении всего плавания стояла хорошая для этого времени года погода. Во второй день (с полудня 11 апреля до полудня 12 апреля) «Титаник» прошел 715 км, в третий день — 962 км и в четвертый день — 1012 км.
В воскресенье 14 апреля пароход шел со скоростью 22,75 узла (42 км/ч), но утром по инициативе капитана в котельном отделении № 5 были введены в эксплуатацию еще два котла. Ранним утром погода была пасмурной, с небольшим дождем и западным ветром до 7 м/с. К полудню небо прояснилось, но стало холоднее. Температура воздуха составляла 6 °C.
14 апреля радисты «Титаника» начали получать сообщения об айсбергах и ледяных полях с указанием их координат. Первое ледовое предупреждение было получено в 9.00 утра с парохода Caronia, предупреждающее о ледяных полях и скоплениях айсбергов и льдин (обломков льда). Капитан Смит подтвердил получение сообщения. В 11.40 капитан получил телеграмму от парохода Noordam, в которой сообщалось о дрейфующем льде примерно в том же районе, который был указан судном Caronia.
В 13:42 паром Baltic передал следующее сообщение: «Капитану Смиту, Титаник. Ясная погода с момента вылета. Греческий пароход «Афина» сегодня сообщает о прохождении айсбергов и больших ледяных полей на 41°51′ северной широты и 41°52′ западной долготы….. Всего наилучшего вам и «Титанику»».
После того, как Смит показал это предупреждение генеральному директору White Star Line Брюсу Исмею, тот рассчитал новый маршрут. Титаник» взял курс на косу Сэнди-Хук, через час после прохождения поворотной точки, где трансатлантические суда обычно берут курс на Нью-Йорк. Она продолжила движение на юго-запад и прошла около 40 миль в этом направлении, прежде чем старпом Уайлд в 17:50 подал сигнал рулевому: «Руль правого борта 47 градусов», и «Титаник» повернул с курса 242° на курс 289°. Это было сделано для того, чтобы избежать столкновения с айсбергами.
В 13:45 немецкое судно «Америка» сообщило, что столкнулось с двумя большими айсбергами в 620 км к югу от Ньюфаундленда. Однако это предупреждение не было передано на мост. Причины этого неизвестны; возможно, что радисты забыли передать информацию капитану, так как были заняты устранением неисправности в оборудовании.
Крушение
В двенадцать часов ночи большинство пассажиров легли спать. Первый офицер Уильям Мердок принял вахту и сменил Чарльза Лайтоллера, второго офицера. Два инспектора, Фредерик Флит и Реджинальд Ли, несли вахту на причальной платформе, расположенной на высоте 29 метров над ватерлинией. Температура воздуха опустилась д о-1° C, волны не было. Судно двигалось со скоростью 22,5 узла (41,7 км/ч).
Видимость была около 6 км, но в ту ночь не было лунного света. Передние наблюдатели были предупреждены об опасности со стороны льдов, и им и другим членам экипажа было дано указание обращать особое внимание на айсберги и обломки льда в море.
В 11:30 утра Флит и Ли увидели на горизонте тонкий туман, но не обратили на него внимания. Через девять минут Флит увидел очертания айсберга прямо перед собой, на расстоянии около 600 метров. Он позвонил в колокол три раза, чтобы указать на препятствие прямо впереди, и вызвал Джеймса Муди, своего шестого компаньона. Он сообщил об айсберге Уильяму Мердоку, который велел рулевому Роберту Хитченсу «повернуть направо» (в 1912 году «направо» означало повернуть руль как можно дальше влево). Он перевел телеграфные рычаги локомотива в положение «остановить двигатель». Чтобы предотвратить столкновение кормы с айсбергом, он вскоре после этого подал команду «левый правый борт» и таким образом попытался избежать столкновения с айсбергом. Потребовалось около 30 секунд, чтобы паровая машина повернула руль. Отключение пропеллеров привело к уменьшению угловой скорости (снижению способности поворачивать).
Айсберг приближался к кораблю, который двигался вперед с большой скоростью из-за своей инерции. Только через 25-30 секунд нос «Титаника» начал медленно отклоняться влево. В последнюю секунду айсберг миновал носовую часть судна и плавно перешел на правый борт. «Титаник» смог повернуть на 2 больших пальца вверх, что было достаточно, чтобы избежать лобового столкновения, но недостаточно, чтобы избежать контакта с айсбергом. В 23:40 правый борт судна ударился о подводную часть айсберга. Люди на верхних палубах почувствовали легкий толчок и сотрясение корпуса, в то время как на нижних палубах удар ощущался немного сильнее. В результате удара в правом борту корпуса судна образовалось шесть пробоин общей длиной около 90 метров. В результате контакта с айсбергом были повреждены пять носовых отсеков, на которые не была рассчитана противоаварийная система корабля. Инженер Томас Эндрюс, которого капитан вызвал для консультации, сказал, что судно не могло оставаться на плаву более полутора часов.
В 00:05 капитан Смит приказал экипажу подготовить спасательные шлюпки к спуску на воду, затем вошел в радиорубку и приказал радистам подать сигнал бедствия. Посадка первых пассажиров в спасательные шлюпки началась примерно в 00:20, причем по указанию капитана первыми на борт поднялись дети и женщины. Поскольку пассажиры не почувствовали удара, они не решались покинуть корабль, который, казалось, был в полном порядке: не было никаких сбоев в подаче электроэнергии, носовая часть поднялась лишь незначительно в течение первого часа. Чтобы избежать паники, экипаж сообщил, что эвакуация была мерой предосторожности. Спутники капитана отвечали за посадку пассажиров в лодки. В течение первого часа было эвакуировано всего 180 человек, а шлюпки были спущены на воду полупустыми. В 1:20 утра вода начала заливать половину корпуса судна. В этот момент появились первые признаки паники. Эвакуация проходила быстрее.
Семь судов откликнулись на сигнал бедствия и отправились к месту аварии. Ближайшим судном (примерно в 93 километрах) был пароход «Карпатия». На пути к тонущему «Титанику» она достигла максимальной скорости в 14 узлов.