Становление педагогом возможно через окончание колледжа или вуза по специальности «Педагогика». Также любая личность с высшим или средним профессиональным образованием может работать педагогом после успешного прохождения курсов по профессиональной переподготовке. Важно отметить, что наличие именно профильного — педагогического образования не является строго обязательным требованием.
- Учитель по зову сердца: как стать педагогом без профильного образования?
- Не допускаются к преподаванию
- Можно ли преподавать в школе без педагогического образования
- Как получить педагогическое образование
- 2 года — профильная переподготовка
- От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура
- Что нужно, чтобы работать учителем без педагогического образования?
- Почему удобно и выгодно получать профессию учителя на курсах профпереподготовки?
- Как стать преподавателем Skyeng: 4 простых шага
- Комментарии учителей
Учитель по зову сердца: как стать педагогом без профильного образования?
Если вы мечтаете о том, чтобы проводить уроки в школе или университетах, задавать ученикам вопросы у доски и способствовать их обучению, то вы на правильном пути. Город+ разобрался в том, как можно стать преподавателем, не имея педагогического диплома.
Учительство — это призвание, которое известно с давних времен, и на сегодняшний день профессия педагога является одной из самых распространенных в мире. Важность этой профессии трудно переоценить: все профессии — от рабочих до медицинских работников и творческих деятелей — формируются на основе начального образования, полученного в школе. Несмотря на это, путь к учительской профессии, будь то в школе или вузе, не так сложен, как может показаться. Город+ выяснил, кто имеет право стать преподавателем и какими навыками должен обладать педагог?
Право преподавать
Для тех, кто чувствует в себе силы и реальные желания серьезно обучать, а не просто делиться информацией, необходимо сначала разобраться в юридических аспектах профессии. Право заниматься педагогической деятельностью устанавливается на уровне государства и регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2016). Согласно статье 46, правом преподавания обладают лица, завершившие обучение на уровне среднепрофессионального или высшего образования. Данный закон также подразумевает, что необходимо соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и согласно профессиональным стандартам.
Таким образом, отсутствие педагогического образования не является обязательным условием для того, чтобы стать преподавателем.
Фото: vm.ru
Не допускаются к преподаванию
Существуют определенные категории граждан, которым запрещено заниматься преподаванием:
• Лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью на основании решения суда, которое вступило в законную силу;
• Лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, характер и виды которых определены законодательством Российской Федерации;
• Лица, признанные недееспособными в заранее установленном порядке по закону;
• Лица, страдающие от заболеваний, указанных в специальном перечне.
Список заболеваний, которые могут запPrevent zatrudnenie во время трудоустройства преподавателя, изложен в перечне медицинских психиатрических противопоказаний, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при оказании этой помощи». Кроме того, по условиям работы и на этапе устройства на работу преподаватели обязаны проходить медицинские осмотры, что также зафиксировано в статье 48 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Можно ли преподавать в школе без педагогического образования
Ответ относительно возможности преподавания в школе без педагогического образования дается в Письме Министерства просвещения № ТС-817/08 от 28.03.2019 года. В данном документе указано, что при установлении требований к образованию училищного учителя необходимо ориентироваться на профессиональные стандарты, в которых перечислены необходимые виды и уровни образования для выполнения функций преподавателя в школе.
Среднее профессиональное образование | Высшее образование |
Педагогическое | Педагогическое |
По предмету, который будет преподаваться | По предмету, который будет преподаваться |
Любая специальность + дополнительная педагогическая подготовка | Любая специальность + дополнительная педагогическая подготовка |
Таким образом, стать учителем можно и без диплома педагогического вуза. Например, художник может вести занятия по изобразительному искусству, врач — по биологии, а программист — по информатике.
Тем не менее, если вы трудитесь в профессии юриста, менеджера либо бухгалтера, вам потребуется пройти курсы по профессиональной переподготовке, специализированные именно для педагогического направления.
Как получить педагогическое образование
Формально стать преподавателем без педагогического образования можно лишь при наличии диплома в области преподаваемого предмета. В реальности же работа с детьми без специальной подготовки представляет собой довольно сложную задачу. Не у каждого получается быть педагогом, а профильное обучение станет важным этапом для большинства людей.
Для желающих работать в школе существует несколько вариантов получения педагогического образования:
- Обучение в педагогическом колледже или техникуме.
- Обучение в педагогическом вузе или на педагогическом факультете по программе бакалавриата.
- Получение второго высшего образования по программе магистратуры или специалитета.
- Прохождение курсов профессиональной переподготовки.
На очное обучение в средне специальном учебном заведении или на бакалавриате в вузе обычно требуется 4 года. Однако для взрослого человека, который решил сменить сферу деятельности, разумнее будет выбирать заочную или дистанционную форму обучения, в таком случае обучение может занять 5 лет.
Магистратура по образованию требует 2 года. После завершения бакалавриата имеется возможность бесплатного обучения, в том числе и по другой специальности, оптимально, чтобы они были взаимосвязаны. Например, для поступления в магистратуру с направлением педагогики подойдет диплом бакалавра по психологии. Также следует быть внимательным, так как не все вузы принимают на магистратуру бакалавров из других специальностей. Выпускник также должен будет сдать комплексный экзамен по направлению магистратуры.
Что касается магистратуры после специалитета, она считается вторым высшим образованием и возможна лишь на платной основе. Стать педагогом, имея диплом магистра, можно за 2 года. Чтобы получить статус специалиста, потребуется от 2,5 до 4 лет, что будет зависеть от совпадения предметов с предыдущей образовательной программой и возможности их зачисления.
Вне зависимости от направления и специфики полученного образования, можно стать учителем, лишь пройдя курсы профессиональной переподготовки. Данная форма обучения относится к дополнительному профессиональному образованию.
Курсы переподготовки занимают значительно меньше времени, чем прохождение вузовского обучения. Как правило, достаточно пройти программу, рассчитанную на 2,5-3 месяца.
2 года — профильная переподготовка
Где учат. Примеры учебных заведений: Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.
Тем не менее, стоит отметить, что не все учебные заведения готовы принимать на работу учителей лишь на основании справки о начале обучения на курсах заочной педагогической переподготовки. Если ваша мечта о преподавательстве все же сохраняется, вы можете получить постдипломное педагогическое образование.
Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Обычно на занятия нужно приходить раз в неделю и периодически участвовать в конференциях и открытых уроках в школах.
На факультете педагогического образования МГУ занятия в основном проводятся в вечернее время, каждый день по 2-3 пары, совместное обучение займет два года. Некоторые дисциплины можно будет сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идет навстречу и выкладывает учебные материалы в открытый доступ. Поступить на этот факультет лучше тем, у кого уже есть какая-либо специализация. Например, будущему учителю химии, окончившему РХТУ имени Д. И. Менделеева, вряд ли откроются новые горизонты в знаниях самого предмета. Главное, что информация будет касаться методической подготовки, планирования уроков и проведения демонстрационных экспериментов.
От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура
Где учат. Здесь имеется в виду любой педагогический вуз.
Согласно закону после бакалавриата в рамках магистратуры можно подать документы в другой вуз на другую специальность или же получить второе высшее образование, иногда такая возможность предоставляется даже безвозмездно.
Примером известного педагогического вуза является Московский педагогический государственный университет, который предлагает программы второго высшего образования для бакалавров и магистров. К примеру, стать учителем географии и экологии можно, обучаясь по программе второго высшего, которая займет 5 лет. Однако возможность учиться в магистратуре сократит как время, так и расходы, поскольку обучение продолжается только 2 года и возможно получение образования заочно. В такой ситуации вы можете попытаться устроиться на работу в школу, предоставив справку о том, что находитесь в процессе обучения.
Руководство школы может не разрешить вам сразу вести основной предмет, но скорее всего доверит вам дополнительные занятия или кружки. Частные школы нередко менее щепетильны в вопросах требований к наличию дипломов по сравнению с государственными учреждениями: здесь больше ценят знание и умение делиться им с детьми.
Мел, компания «Спасибо от Сбербанка» поздравляет педагогов с Днем учителя. Не забудьте выразить свою благодарность учителям за тот вклад, который они вносят в ваше образование. Скажите спасибо своим любимым учителям!
Что нужно, чтобы работать учителем без педагогического образования?
Современная версия профессионального стандарта «Педагог» не выделяет наличие образования по педагогическому профилю как единственное и обязательное условие для работы учителем. Вы можете устроиться в школу, если у вас есть:
- Диплом вуза или ссуза по специальности, связанной с предметом, который вы хотите преподавать. Например, если вы обучались на историку, вы можете вести уроки истории, а если вы являетесь переводчиком, то можете преподавать иностранный язык. Однако при этом вам обязательно потребуются курсы по профессиональной переподготовке, так как нужно не только знать свой предмет, но и уметь правильно доносить информацию до детей, основываясь на знаниях в области педагогики и возрастной психологии, методических аспектах воспитания и обучения, ФГОСе и актуальных образовательных программах и т. д.
- Диплом любого вуза или ссуза и сертификат о профессиональной переподготовке по педагогике. Например, если вы обучались на инженера, но хотите преподавать географию, вам следует пройти соответствующие курсы для учителей географии.
Таким образом, для того чтобы работать в школе без профильного педагогического образования, не обязательно тратить годы на учебу в вузе. Достаточно нескольких месяцев для прохождения курсов профессиональной переподготовки.
Почему удобно и выгодно получать профессию учителя на курсах профпереподготовки?
Во-первых, вы экономите время. Обучение в вузе обычно занимает от 3 до 6 лет в зависимости от формата и начального уровня образования, тогда как учеба в колледже или техникуме заняла бы 2-3 года. Курсы профессиональной переподготовки требуют не более 3 месяцев вполне разумного времени.
Во-вторых, в программах переподготовки нет необходимости сдавать вступительные экзамены. Для поступления достаточно подтвердить уровень образования и внести соответствующую оплату. И, как правило, стоимость таких курсов существенно ниже, чем в вузах, колледжах или техникумах.
В-третьих, большинство дисциплин в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования включают много теории, которая может оказаться ненужной для будущей работы. В некоторых случаях их можно перезачесть, но эта возможность зависит от конкретного учебного заведения. Программы переподготовки, как правило, максимально практично ориентированы: в них отсутствуют такие дисциплины, как физкультура и философия.
Выбор места для профессиональной переподготовки, чтобы стать учителем, также важен. Таким образом, при наличии среднего или высшего образования любой профессиональной области вы можете пройти курсы по профессиональной переподготовке, которые откроют для вас возможность работать педагогом в общеобразовательной школе. Мы предлагаем вам рассмотреть наши дистанционные программы. Выберите направление обучения, которое соответствует вашим целям:
- Педагогика. Это общие программы, которые подходят слушателям без педагогической подготовки. Например, вы можете пройти курс:
Как стать преподавателем Skyeng: 4 простых шага
Мы расскажем, как проходит отбор кандидатов и какие действия необходимо предпринять.
Вспомните о других статьях для учителей английского языка в Skyeng, которые окажутся полезными.
Одним из самых известных и престижных педагогических учебных заведений страны является Московский педагогический государственный университет. В этом университете действуют программы второго высшего образования для выпускников бакалавриата и магистратуры.
Как пример, если вы хотите работать учителем географии и экологии, можно поступить на программу второго высшего образования, которая занимает около 5 лет. Однако время на обучение можно сократить, пройдя магистратуру, данное обучение считается более выгодным с финансовой точки зрения. Оно занимает всего 2 года, и возможно заочное образование. В таком случае можно сразу пытаться устроиться на работу в школу, предоставив справку об обучении. Даже если администрация не разрешит вести основной предмет сразу, вероятнее всего вам доверят дополнительные занятия или кружки.
Следует отметить, что частные школы, как правило, более лояльны к вопросу наличия дипломов по сравнению с государственными учреждениями: здесь важнее наличие практических знаний, желание работать и способность делиться умениями с детьми.
Комментарии учителей
Ирина Аржанова, учитель русского языка и литературы из МБОУ Отрадненская гимназия, что находится в Новоусманском районе Воронежской области. Является членом Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ (ВЭПС), а также Всероссийского сообщества наставников-просветителей:
В первый раз я пришла на собеседование в школу 8 лет назад, и на тот момент директор школы уже заранее звала меня на работу, поскольку мы были знакомы. Я проработала 7 лет в учебном заведении, которое окончила сама. Второе собеседование в новую гимназию прошло после подачи резюме.
Что требовалось для трудоустройства? Пакет документов стандартный: ксерокопии диплома об образовании, ксерокопии паспорта и СНИЛС, а также оригиналы трудовой и медицинской книжек. Наличие сертификатов о прохождении курсов станет большим плюсом при трудоустройстве.
По образованию я филолог, что подразумевает наличие права преподавания. Это означает, что я окончила не педагогический вуз, но прошла курсы по психологии, педагогике, методике преподавания русского языка и литературы, а также педагогическую практику в школе. Меня никогда не ставили в одно ряд с выпускниками педагогических вузов, и я считаю, что все идет отлично. Признаюсь, что кадровая нехватка — это реальность современного образования. В наши дни на работу принимают людей с переподготовкой, студентов, обучающихся на последних курсах педагогических вузов. У меня есть наблюдение: не только теоретические знания делают человека лучшим педагогом, но и личные качества, а методической стороне можно всегда научиться.
Что же я могу посоветовать выпускникам вузов перед трудоустройством в школу? Пробуйте! Практикуйтесь насколько это возможно, впитывайте как можно больше информации и не стройте завышенных ожиданий, так как работа с детьми с 8 до 14 — это не значит, что все будет легко, спонтанно и без особых усилий. Авторитет необходимо заслужить. Я уверена, что у молодых учителей все будет получаться. А если не получится с первого раза — пробуйте еще раз, но в другой школе.
Елена Крутова, учитель русского языка и литературы из ГБОУ Школа № 2007 ФМШ (Москва):
Вакансии в московских школах публикуются на специальных сайтах по поиску работы. Для работы учителем обязательно наличие высшего профильного педагогического образования. Когда учитель проходит собеседование и по итогам принято решение о его трудоустройстве, в отдел кадров нужно предоставить полный пакет документов, в котором имеется диплом, документы, подтверждающие прохождение курсов повышения квалификации. Обязательно потребуется справка об отсутствии судимости, а также документы из наркологического и психоневрологического диспансеров о том, что вы не состоит на учете, а также оформленная медицинская книжка. Восприняв свой опыт трудоустройства, отмечу, что практический опыт работы в программах углубленного изучения и опыт работы в профильных классах всегда являются большими преимуществами для кандидата.
В Москве важно, чтобы у кандидата был сертификат о независимой диагностике (ЕГЭ по русскому языку или литературе) с высокой оценкой. На одном из собеседований мне задавали вопросы о знании нормативного законодательства (ФЗ-273 «Об образовании», ФГОС, СанПиН), поэтому молодым специалистам без опыта работы рекомендую заранее изучить основные правовые документы.