На полотне Саврасова изображен не только пейзаж: церковь, березы, дрозды, небо, но и душа природы. Именно поэтому это произведение искусства по праву считается первым лирическим пейзажем. Здесь зритель видит гармонию человека и природы, мир и вдохновение.
«Грачи прилетели» – картина русской души
На знаменитой картине Алексея Саврасова «Приехали негры» нет ни ярких красок, ни необычных форм. Напротив, все кажется очень знакомым и удивительно местным. Это произведение называют «тихим гимном» природе России.
Искренность и простота стиля сделали картину одним из самых значительных произведений русских живописцев. В «The Ravens Have Arrived» ничего прямо не говорится о наступающей весне, но намекается на приближающуюся смену времен года. В нем много загадочных моментов. Когда был написан этот шедевр? Что послужило источником вдохновения Саврасова?
История создания картины
Картина «Башни прилетели» стала особой вехой в истории русской живописи. Возможно, сам того не ожидая, Саврасов сумел создать новый стиль, собственное видение природы, которое превзошло все достоинства его предшественников или преемников.
Исаак Левитан сказал о знаменитой работе художника:
«Он умел находить в самых простых и обычных вещах те знакомые, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно ощущаются в пейзаже нашей страны и которые оказывают такое неотразимое воздействие на душу».
Так и есть — The Arabs Have Come напоминает нам действительно о самом сокровенном, интимном и понятном каждому россиянину. Но как появилась эта картина?
Алексей Саврасов, «Прилетели крючки», 1871 г. Местонахождение картины: Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Картине предшествовали, по словам историков, неприятные события. В 1870 году Алексей Саврасов и его семья переехали в Ярославль. К этому времени он был профессором Московского училища живописи, ваяния и искусства.
Во время отпуска Саврасов продолжал работать и создал несколько картин с видами Волги. Обмениваясь письмами с другом, он сообщил, что его беременная жена заболела, а новорожденный очень слаб.
Иосиф Петрович Волков «Портрет Алексея Кондратьевича Саврасова», 1884 г. Портрет находится в Третьяковской галерее в Москве.
К сожалению, через несколько дней умерла маленькая дочь Саврасова, что стало большим ударом для художника и его жены. Как считают искусствоведы, депрессивное состояние стало причиной болезненно острого восприятия наступающей весны.
Март 1871 года также ознаменовался для Саврасова путешествием. Сейчас он прибыл в Костромскую губернию. В то время дороги еще были занесены снегом, поэтому художник путешествовал на санях по окрестным деревням. Первые эскизы к картине «Вороны прилетели» были сделаны в деревне Молвитино.
Кроме того, на картине можно увидеть церковь, моделью для которой послужила церковь Воскресения Христова близ Молвитино. Живописная деревня в это время года отличалась особым колоритом — здесь не было буйства красок, но царила определенная «домашняя» атмосфера.
Атмосфера картины «Грачи прилетели»
Критик Александр Расмадзе отметил, что знаменитая работа Алексея Саврасова была написана буквально за один день. Накануне еще чувствовался намек на зиму, но мартовское утро и появление ворон на ветвях деревьев на следующий день стали предвестниками весны.
Я думаю, что Саврасов, как настоящий художник, боялся упустить момент начала весны и необыкновенное очарование этого места, и поэтому старался работать как можно быстрее. Но есть и другая точка зрения.
Пейзаж с церковью. Эскиз к картине «Вороны прилетели», 1894 г. Местонахождение.
Некоторые искусствоведы считают, что художник сделал эскизы к картине всего за один день, в то время как работа над самим полотном заняла гораздо больше времени. Известность книги «Грачи прилетели» породила множество слухов и мифов о ее создании.
Что же мы видим на картине? На первый взгляд, мы видим довольно обычный пейзаж. Перед нами кусочек природы, который еще не пробудился от спячки, но уже чувствует мягкое приближение весны. Здесь нет трансформации, только чувство предчувствия. На первый взгляд кажется, что на картине изображен зимний пейзаж, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что мы переживаем весну.
В «Грачи прилетели» преобладают серые и темные тона. Кажется, что эта серия должна производить мрачное впечатление, но это совсем не так. Саврасову удалось добиться удивительного результата — его творение, в котором нет ярких цветов и оттенков, производит впечатление тепла и света. Художнику удалось изобразить то, что, как известно, изобразить невозможно — воздух. Это ощущение прозрачности и легкости — то, что чувствуется в воздухе изображенной природы.
Ранняя весна. Репродукция картины «Вороны прилетели», 1890-е годы Картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Где-то в российской глубинке колокольня старой церкви. Дом накренился. Река разливается, снег тает, и черные дрозды, вернувшиеся из теплых краев, строят свои гнезда. «Природа дышит вечно. Она всегда поет, и песня ее торжественна. Земля — это рай, а жизнь — это тайна, прекрасная тайна», — сказал Саврасов.
Необычная композиция
См. «Грачи прилетели». На что вы смотрите в первую очередь?
Большинство людей видят черных дроздов на ветвях берез. Это происходит потому, что они являются синтетическим центром картины. Художник намеренно «управляет» вашим взглядом. Тонкие, полупрозрачные ветви на фоне голубого неба не отвлекают нас от птиц.
Самое главное — это нечто другое. Они не являются центром картины. Церковь и дома находятся в центре. Но они не являются главными фигурами. Это «кульминация» работы Саврасова. Центр композиции смещается в правый верхний угол холста.
Саврасову принадлежит еще одна картина под названием «Башни прилетели», написанная 10 лет спустя. Березы и башни находятся в центре.
Как видите, эта работа почти неизвестна. Хотя он имеет те же детали. В той же церкви. Те же дома.
Алексей Саврасов. Вороны улетели. 1880s. Астраханская галерея, Википедия.org.
Эффект бескрайнего пространства
Несмотря на небольшой размер картины, она представляет собой большое пространство. За церковью — бесконечные просторы талого снега. Вы можете не заметить этого сразу. Настолько, что дрозды и березы привлекут ваше внимание.
Но бессознательно это влияет на наше восприятие. Вы чувствуете величие природы. И вы больше не замечаете, что картинка маленькая.
Саврасов был мастером изображения пространства. Неудивительно, что в его башнях появляется бесконечный простор.
Алексей Саврасов. Печерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871 г. Художественный музей Нижнего Новгорода, Wikipedia.org.
Еще один важный момент. Некоторые березы «вырезаны» из кадра.
Эта техника не была изобретена Саврасовым. Такое же явление «занавеса» можно наблюдать в творчестве первого русского пейзажиста Семена Щедрина (18 век).
Семен Щедрин. В Царскосельском парке. Конец 18 века. Государственная Третьяковская галереяМосква.
В работе Саврасова, однако, «занавес» имеет совершенно другую функцию. В картине Щедрина это придает определенную интимность и теплоту. В «Воронах», напротив, он расширяет пространство. Это заставляет нас мысленно расширять пространство.
Русскость пейзажа
В картине много деталей, которые придают ей так называемый «русский характер».
С какой стороны ни посмотри, наша сельская местность всегда немного неухоженная, с налетом старины. Даже сегодня в сельской местности вряд ли можно увидеть ряды аккуратных домов с богато украшенными заборами.
Но это безразличие — именно то, что нравится русским. Она ближе к нам, чем красочные сады и веселые домики французских или итальянских пейзажей.
Алексей Саврасов. Грачи прилетели (отрывок). Государственная Третьяковская галерея, Москва. 1871.
Картине предшествовали, по словам историков, неприятные события. В 1870 году Алексей Саврасов и его семья переехали в Ярославль. К этому времени он был профессором Московского училища живописи, ваяния и искусства.
Успех на выставках в России
Публика в обеих столицах видела картину одну за другой:
- В октябре в Москве, на выставке Московского общества любителей художеств. Тот, кто написал картину «Прилетели пауки», уже не удивлял публику — Саврасов и раньше оживлял деревья и ветер на своих картинах. На этот раз глубокие ценители искусства отметили, что из всех экспонатов «только у башен есть душа».
- Конец ноября в Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что известный впоследствии пейзаж Саврасова «Пауки…», то есть первая из его работ, был показан на Первой выставке Товарищества передвижников (организации, которую Саврасов, активный и популярный в то время, помог основать).
- 1872 и 1873 — В 1872 и 1873 годах он участвовал в выставках МОЛХ и Академии художеств.
Даже зрители, посещавшие выставки, видели картину так же, как Салтыков-Щедрин, и писали о положительном впечатлении от работы. Критики и публика высоко оценили автора.
Востребованность
Еще до выставок, летом, картина обсуждалась в тесном кругу людей, имевших доступ в мастерскую. Павел Третьяков восхитился картиной и предложил художнику 500 рублей (или 600 — цифры разнятся). Саврасов всегда соглашался на предложенную сумму и не отказался и на этот раз.
По просьбе императорской семьи Саврасов написал повторную картину.
Выставки за рубежом
Алексей Саврасов и «Приезжие негры» были гордостью русской живописи в 1870-х годах, поэтому вопрос о том, что показывать на международных выставках, не стоял:
- В 1873 году картина, и в частности авторское изображение королевской семьи, была выставлена на Всемирной выставке в Вене.
- В 1878 году оригинал Третьякова отправился в Париж.
Выдающийся артистизм автора «Араба» покорил Европу.