Запоминание любого движения требует многократного повторения, поэтому высокая активность ребенка и практически его постоянное пребывание в движении являются важнейшими условиями для правильного и гармоничного развития.
- Что должен уметь ребёнок в 1,5 года?
- Интеллектуальное и познавательное развитие
- Развитие речи ребенка в возрасте 1,5 года
- Общение со взрослым и развитие эмоций у ребенка в возрасте 1,5 лет
- Отношения со взрослыми
- Отношения со сверстниками
- Умственное развитие ребенка в 1,5 года
- Гимнастика/массаж ребенка в 1,5 года
- До 1 года и 6 месяцев
- Промежуток до двух лет
Что должен уметь ребёнок в 1,5 года?
Здравствуйте, дорогие мама, папа, бабушка и дедушка! Вы замечали, как стремительно летит время? Кажется, совсем недавно вы отмечали первый день рождения своего малыша, когда на торте горделиво стояла одна свечка. Но с тех пор прошло уже шесть месяцев, и вашему крохе исполнилось полтора года! Ещё помнится, как он делал первые неуверенные шаги, а сейчас его порой трудно догнать. Он уже стал самостоятельным маленьким человеком со собственными предпочтениями, желаниями и требованиями. В этой статье мы обсудим, какие навыки и умения должен развивать ребенок в возрасте 1,5 лет, а также проанализируем его физическое и интеллектуальное развитие, а также ключевые бытовые навыки. Это поможет вам лучше понять, на что следует обратить внимание, чтобы ваш малыш развивался активно и радовал вас своими новыми достижениями.
В возрасте полтора года ребенок уже способен самостоятельно подниматься из положения лёжа на животе или спине. При ходьбе он уверенно ставит ноги, при этом он меньше разводит их в стороны, чем это было раньше. Ручки, которые прежде он держал на уровне плеч, теперь опущены вдоль тела, что говорит о его улучшившемся равновесии. Основные особенности физического развития в этот период включают:
- Малыш способен не только ходить по прямой, но и передвигаться по кругу, обходя мимо различных предметов.
- Он может преодолевать небольшие препятствия, используя приставной шаг, чтобы перешагнуть через них.
- Ребенок с лёгкостью пройдет по поверхности с небольшим уклоном и сможет забраться на детскую лесенку.
- Малыш с удовольствием катит перед собой коляску или тянет за собой любимую машинку на верёвочке.
- Он уже может самостоятельно садиться на стул и подниматься с него.
- Ребенок умеет бросать мяч вперёд, вверх и вниз, развивая свои координационные навыки.
- Он способен наклоняться, приседать и даже поворачиваться, пытается прыгнуть.
- Малыш уже способен забраться на низкие кресла или диваны и даже подниматься на стулья для взрослых.
Для безопасности важно внимательно прослеживать маршруты передвижения вашего малыша и, по возможности, убирать потенциально опасные предметы с его пути. Следует обратить внимание, чтобы он не наткнулся на ведра или тазики с водой, коврики, за которые можно споткнуться, а также на швабры и веники — всё это может принести вред.
Интеллектуальное и познавательное развитие
В полуторалетнем возрасте ребёнок становится настоящим исследователем. Ему интересно буквально всё — он изучает, что лежит в шкафу, что спрятано в коробке, его притягивает кошка с хвостом. Он внимательно наблюдает за действиями родителей и других детей. Малыш уже управляет своими эмоциями: он может расстраиваться при расставании с мамой и радоваться при встрече с ней.
Какие ещё важные особенности интеллектуального, эмоционального и познавательного развития можно выделить у детей в этом возрасте?
- Ребёнок начинает понимать формы предметов и может различать кубик и шарик. Он способен подбирать предметы, соответствующие по форме отверстиям на логических игрушках;
- Он ориентируется в размерах и может показать маленький и большой предмет, начинает собирать пирамидки, подбирая детали по их размерам;
- Малыш начинает распознавать цвета и может по просьбе взрослого подать предмет нужного цвета;
- Ребёнок проявляет интерес к рисованию, оставляя на бумаге линии, зигзаги и овалы с помощью карандаша или фломастера;
- Ему нравится слушать музыку, при этом он по-разному реагирует на быструю и медленную мелодию, порой даже танцует;
- Он увлекается книгами и умеет переворачивать страницы. Если его интересует какая-то картинка, он указывает на неё пальчиком и вопросительно смотрит на взрослого;
- Малыш обожает, когда ему читают сказки, особенно ту, которая часто повторяется. Он может указывать на героев сказки на иллюстрациях.
Взрослым следует уделять больше времени развивающим играм с полуторагодовалым малышом. Например, из кубиков можно не только построить простую башню, но и соорудить домик, сделать забор или машинку. Игры подобного рода способствуют не только развитию моторики, но и умению думать, творить.
Занятия, направленные на развитие мелкой моторики, также очень полезны. Можно купить красочный пластиковый ящик или сделать его самостоятельно из картонных коробок. В ящике можно собрать мелкие игрушки, разнообразные маленькие бытовые предметы, а также природные материалы — шишки, жёлуди, каштаны. Малыш обязательно с удовольствием займётся перебором этих предметов. В этом возрасте младшие дети особенно любят рассматривать бижутерию в маминой шкатулке или цветные пуговицы и катушки с нитками. Мальчики также интересуются гвоздиками, шурупчиками и гаечками из папиных запасов.
При этом важно быть предельно внимательными, позволяя ребенку играть с мелкими предметами, и не оставлять его без присмотра. В этом возрасте рот малыша остаётся основным органом познания, и существует реальная опасность попадания инородных предметов в дыхательные пути. Тем не менее, не следует проявлять крайности и полностью запрещать малышу интересоваться маленькими вещами. Просто важно следить за тем, чтобы ситуация не вышла из-под контроля.
Развитие речи ребенка в возрасте 1,5 года
Как правило, в период с 1 до 1,5 лет ребёнок осваивает около 8-10 новых слов каждый месяц.
В 1,5 года малыш делает значительное лингвистическое открытие (по терминам Штерна), понимая, что каждому предмету соответствует своё название. Это открытие ставит перед ним множество вопросов, таких как «Кто это?», «Что это?» и приводит к резкому увеличению количества запоминаемых слов.
Однако в 1,5 года от ребенка ожидается и качественный переход в развитии речи — он начинает обобщать предметы по их существенным признакам. Объясним, что это значит.
До 1,5 лет ребёнок мог называть одним словом предметы, которые случайно находились рядом.
Например, он мог сказать «ква-ква» как для обозначения лягушки, пруда, лебедя и даже жидкости.
Теперь же ребенку предстоит среди совершенно различных предметов, находящихся в разных ситуациях и местах, найти общее, выделить существенные признаки, которые позволят ему объединить их в единую группу и обозначить одним словом.
Например, большая собака во дворе соседей, маленькая собака у бабушки на даче, стеклянная собака, стоящая на кухне у мамы, и мягкая игрушка-собака, лежащая у малыша в кроватке (которую можно обнимать и гладить, тогда как до других он пока не дотрагивается) — все эти четыре объекта — живые и рукотворные, сделанные из различных материалов и выполняющие разные функции — объединяет слово «собака».
Ребёнку предстоит проделать серьезную мыслительную работу, чтобы понять, почему именно эти животные и предметы называются «собака».
Общение со взрослым и развитие эмоций у ребенка в возрасте 1,5 лет
В этом периоде доминируют яркие положительные эмоции. Новые предметы вызывают удивление и восторг у малыша.
Развитие ребенка по-прежнему движимо его любознательностью, поэтому взрослым следует поддерживать исследовательский интерес малыша. Нормальным станет появление множества вопросов, таких как «Что?», «Где?», «Зачем?», «Почему?», «Куда?», «Когда?» и других аналогичных.
Возраст от 1 до 1,5 лет является сложным временем, поскольку в нём может возникнуть не только капризность, но и яркое выражение желаний. Мы можем наблюдать, как, получив запрет, ребенок настойчиво повторяет запрещенное действие. Порой даже может показаться, что он делает это назло. Увеличение запрета и попытки с помощью силы остановить нежелательное поведение могут приводить к истерикам, капризному плачу, падению на пол и агрессивному стучанию руками и ногами по случайным предметам.
Ошибочно думать, что ребёнок вам противостоит или что он делает что-то против вас. Он просто не знает, как иначе выразить свои переживания. Любое силовое воздействие только усложнит ситуацию. Если же попробовать понять ребенка, что, конечно, требует усилий и не всегда просто, можно начать переводить эмоциональные реакции в разговор: Что ты хочешь? Что тебе понравилось? Я хочу помочь тебе, давай ты будешь показывать, а я постараюсь тебя понять и так далее.
Важно помнить, что захлёстнутый эмоциями ребёнок не может сиюминутно стать разумно говорящим человеком, но шаг навстречу друг другу всегда приносит больше результата, чем противостояние.
Малышу пока сложно осознать свои переживания и нет возможности сказать «я зол» или «я рад». Эта ориентация на собственные чувства произойдёт только к концу дошкольного периода.
В возрасте 1,5 года ребенок может указать с помощью мимики, жестов или звуков на то, что его беспокоит или привлекает. Поддерживая ребенка в этом процессе, мы создаём основу для его самопонимания и доверия к близким.
Чем быстрее малыш научится сообщать (выражать) о своих желаниях и чувствах, тем быстрее он преодолеет кризис первого года жизни и тем легче ему будет справляться с трудностями в будущем, поскольку понимание себя, своих эмоций и желаний, а также ощущение поддержки со стороны заботливого взрослого невозможно переоценить.
Многочисленные психологи утверждают, что первый год жизни закладывает ту психологическую базу, с которой ребенок впоследствии будет двигаться по жизни.
Отношения со взрослыми
Роль взрослых в жизни ребенка можно сравнить с ролью проводника, который выводит маленького человечка из темноты в пространство, наполненное светом, звуками, цветами и эмоциями. Важнейшим аспектом взаимоотношений малыша со взрослыми является его стремление повторять их действия и поступки. Поэтому так важно, чтобы родители понимали это и были адекватной моделью для подражания. Ребёнок начинает осознавать, что такое добро и зло, знакомится с первыми границами «нельзя» и «можно», а также начинает понимать, что такое «нужно».
Он получает удовольствие от общения с близкими людьми, что, в свою очередь, способствует развитию его речи, воображения и памяти. Как правило, дети с удовольствием общаются с близкими людьми и неохотно идут на контакт с незнакомыми. С возрастом малыш начинает взаимодействовать и с чужими людьми. Безграничное доверие — вот как можно охарактеризовать отношение малыша к взрослому. Родителям следует целенаправленно и максимально деликатно работать над тем, чтобы сохранить баланс между доверием ребенка к взрослым и его безопасностью.
Отношения со сверстниками
В этом аспекте все сложнее — отношения со сверстниками пока выстраиваются исключительно на эмоциональной основе, при этом моделью общения служат взрослые. Несоответствие воображаемой картинки с реальностью часто приводит к спонтанным конфликтам из-за непонимания намерений его партнёра по игре и вовсе не говорит о наличии агрессивности у вашего ребенка. Малыш может настолько растеряться и огорчиться от взаимного непонимания, что расплачется или даже ударит своего напарника по играм. При этом дети любят подражать действиям и поведению друг друга, охотно бегая друг за другом. В это время можно начинать учить детей групповым играм, например, играть в прятки или в догонялки. Именно в таких групповых играх они изучают способы взаимодействия друг с другом, проявляют попытки договориться и не мешать друг другу, избегая вмешательства в действия товарища.
Любовь подсказывает маме, как лучше всего воспитывать своего кроху. Доверие и терпение помогут преодолеть все трудности. Вы делаете всё правильно!
Умственное развитие ребенка в 1,5 года
На протяжении периода с года до полутора лет малыш проходит через два ключевых скачка в развитии, знакомящих его с миром принципов (в возрасте 1 года и 2-3 месяцев) и миром систем (в 1 год 5 месяцев).
- Использовать игрушку (и другие предметы) по назначению — катает машинку, строит что-либо из кубиков, укачивает куклу и угощает её чаем из игрушечной чашки;
- Проявлять сочувствие к другим (как к людям, так и к игрушкам или персонажам сказки) — возможно, он не говорит словами «Как мне его жалко», но использует какие-либо условные жесты, например, поглаживание или неречевые звуки, напоминающие сожалеющее мычание, в зависимости от образца поведения, который видел у взрослых;
- Играть со взрослыми в несложные игры (вы найдете примеры развивающих игр для этого возраста ниже в разделе «Как играть с малышом»);
- Обращаться за помощью к взрослым, когда сталкивается с трудностями в выполнении задачи.
Гимнастика/массаж ребенка в 1,5 года
Мы придерживаемся мнения, что здоровому малышу для нормального развития не нужны ни массажи, ни специальные упражнения — всё это должно происходить естественным образом и в комфортном для него темпе. Вмешательство взрослых в этот процесс допустимо только при обоюдном желании и ко всеобщему удовольствию.
Гимнастика для малыша
- Привлекательные игрушки;
- Палки;
- Доска или скамейка высотой и шириной 15–20 см;
- Мяч;
- Игрушка на колёсиках, на которой можно сидеть, например, машинка или лошадка.
Разложите на полу последовательность палочек или небольших игрушек и предложите малышу пройти, перешагивая через них. Проделайте это несколько раз, 3–4 раза будет достаточно.
Заинтересуйте крошку игрушкой и попросите его встать на носочки, чтобы дотянуться до неё. Попросите его медленно походить на носочках, удерживая игрушку над головой на вытянутых руках. Подходит по сюжету игрушечный самолетик, что сделает ходьбу на носочках оправданной — малышу будет казаться, что самолету необходимо лететь высоко.
Покажите ребёнку, как вы ходите на пятках, и предложите ему сделать так же.
Садите малыша на большую машинку или лошадку на колёсиках. Укажите, что можно «ехать», отталкиваясь ножками от пола.
Попинайте мяч ногами друг к другу — это отличная игра!
Как видно, упражнения могут вполне сочетаться с игрой. Кроме того, хорошие физические нагрузки в первой половине бодрствования положительно влияют на ночной сон малыша!
Мамин массаж для малыша
Легкий и расслабляющий игровой массаж, если ваш ребенок от него получает удовольствие и готов немного полежать спокойно, может стать частью ритуала перед сном.
Пример стиха, который сделает массаж более интересным:
Над речкой — узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти.
(Погладить спинку снизу вверх)
Сначала кошка ловко по мостику прошла,
(Переступать указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх)
За ней змея тихонько на пузе проползла, на пузе проползла.
(Волнистое движение поставленной на ребро ладони по спинке снизу вверх)
Петух, как на параде, за ней маршировал,
(Переступать кончиками пальцев)
Потом рогатый козлик два раза проскакал, два раза проскакал.
(Постучать кулачками на каждый слог по спинке снизу вверх, обратно и снова вверх)
Последней, крякнув, утка вразвалочку прошла,
(Идти ладошками обеих рук)
Потом пришла старушка, домой всех увела, домой всех увела.
(Идти указательным и средним пальцем)
Чтобы ребенок не заскучал от одного и того же стишка, наберите больше идей для игрового массажа из нашей статьи.
До 1 года и 6 месяцев
К этому возрасту ребёнок, как правило, становится очень мобильным и способен быстро перемещаться самостоятельно, значительно улучшая свою координацию. Нервная система приходит в равновесие, а поведение малыша становится спокойнее и более послушным.
- Можно заметить, что малыш становится более требовательным и даже проявляет жадность. Это связано с тем, что он начинает прощупывать границы как собственных, так и чужих возможностей.
- Во время игры ребенок переосмысляет функциональность игрушек и правила игры, активно подражая взрослым. Поэтому родителям очень важно демонстрировать положительный пример.
- Малыш начинает осознавать базовые понятия комфорта, и, например, грязная или мокрая одежда становится причиной его недовольства. Именно в этом возрасте стоит начинать осваивать навыки гигиены, и активные малыши часто сами начинают умываться.
- Развитие речи продолжается активно, ребенок проявляет повышенный интерес к общению, причем уже не только в кругу семьи, но и за её пределами. Особенно интересует взаимодействие со сверстниками, он становится более разговорчивым и понятным для окружающих.
- Понимание предметов и событий углубляется. Теперь одно слово может обозначать не только конкретный объект, но и целую группу. Малыш начинает анализировать все сферы жизни, систематизируя окружающий мир, а предметы и события переосмысляются в зависимости от их внешнего вида, свойств и реакций взрослых.
- Словарный запас растет до 30-40 слов, что позволяет не только лучше понимать окружающих, но и более точно выражать свои желания и настроения. Слова становятся более сложными, а эмоции помогают донести до родителей свои желания.
Важно, чтобы взрослые поддерживали и не ограничивали стремление ребенка к общению, демонстрируя неподдельный интерес к его открытиям и достижениям.
Промежуток до двух лет
Это время настоящих открытий, которые закладывают основу для качественного скачка и в физическом, и в эмоциональном развитии. Если в начале малыш неуверенно стоял на ножках, то к двум годам он будет справляться с небольшими лесенками.
- Малыш активен и предпочитает игры; его координация позволяет ему взаимодействовать с мячом и получать истинное удовольствие от общения со взрослыми. Это прекрасный период для гимнастических упражнений, которые помогут развивать координацию и выносливость.
- К двум годам ребенок начинает стремиться к самостоятельности и учится одеваться без помощи взрослых. Застегнуть пуговицы или завязать шнурки он пока не сможет, но надеть шапку, носочки или обувь ему становится интересным.
- Словарный запас ребенка значительно расширяется до 200-500 слов, что помогает ему создавать простые предложения из двух-трех слов.
- Малыш старается не только определять предметы и давать им названия, он также начинает распознавать интонации и голоса, соотнося их с образами. Читая книги, обращайте внимание на обыгрывание персонажей: пусть медведь говорит низким голосом, а лисичка — бархатистым, а зайчик может издавать высокие звуки.
Внимательно наблюдая за ребенком в возрасте от 1 года до двух лет, можно заметить признаки отставания и скорректировать их на ранней стадии, давая толчок для развития сильных сторон. Специалисты нашего центра протестируют навыки вашего малыша, дадут ценные рекомендации и предложат увлекательные игры, которые позволят проводить время с максимальной пользой для вашего ребенка.
Дата публикации: 13.02.2023. Последнее изменение: 31.03.2024.