Другими словами, это искажение реальности в восприятии людей. Низкоквалифицированные специалисты считают себя великими экспертами, а профессионалы — дилетантами. Оба не могут объективно оценить свои знания и навыки.
- Эффект Даннинга-Крюгера: что это такое простыми словами?
- Эффект Даннинга-Крюгера: что это такое простыми словами?
- История возникновения эффекта Даннинга-Крюгера
- Как появилась теория?
- Пример Эффекта Даннинга-Крюгера
- Причины эффекта
- Откуда появился эффект Даннинга-Крюгера?
- Причины возникновения эффекта Даннинга-Крюгера
- На кого влияет эффект Даннинга-Крюгера?
- Мальчик, который любил играть в шахматы
- Девушка, которая умела петь
- Несколько важных выводов из эффекта Даннинга – Крюгера
- Эффект Даннинга – Крюгера: оценка ошибок и результатов
- Как избавиться от метакогнитивного искажения?
- Эффект Даннинга-Крюгера — не то, чем кажется или Почему деление на умных и глупых — само по себе глупость
- Зона не осознаваемой некомпетентности.
- В отношении собственных заблуждений каждый человек уязвим двукратно:
Эффект Даннинга-Крюгера: что это такое простыми словами?
Сократ в пятом веке до нашей эры, делясь сокровенными знаниями своих учеников, произнес фразу, ставшую клише: «Все, что я знаю, это то, что я ничего не знаю». С тех пор прошло много времени, но люди до сих пор не могут понять суть этой простой истины и осознать ее глубину. Современники Сократа, как и люди, живущие сегодня на земле, не всегда способны адекватно и объективно оценить свои знания, познавательные способности, уровень осознанности и т.д.
Чем больше знаний мы получаем, тем лучше мы начинаем понимать и осознавать, как мало мы знаем и как много нам еще предстоит узнать, чтобы понять изучаемый предмет. Человек с небольшими знаниями, напротив, уверен в силе своих знаний и их безграничном потенциале. Эта самонадутая иллюзия компетентности была названа эффектом Даннинга-Крюгера.
Что такое эффект Даннинга-Крюгера в простых терминах? Когда и почему она возникла? В чем суть этого эффекта? В этой статье мы рассмотрим эффект Даннинга-Крюгера на примерах из повседневной жизни и обсудим некоторые другие вопросы, связанные со способностью правильно и объективно оценивать свои способности и решать сложные проблемы.
Эффект Даннинга-Крюгера: что это такое простыми словами?
В 1995 году Макартур Уилер, обычный и простой белый человек с большим телом, решил ограбить два банка в Питтсбурге. Он решил сделать это в середине рабочего дня. Он не только не потрудился надеть капроновые колготки или как-то иначе скрыть свое лицо, когда грабил финансовые учреждения, но и открыто смотрел в камеры наблюдения и мило улыбался. Вскоре полиция поймала потенциального грабителя.
Оказавшись в руках закона, Уилер поначалу не понимал, как полиции удалось его выследить. Однако, когда мужчина увидел записи камер наблюдения, он был озадачен и задал офицеру вопрос, который посчитал уместным: «Почему на записях все видно только потому, что я вымазал лицо лимонным соком?».
Макартур верил, что лимонный сок на его лице сделает его невидимым для камер. В конце концов, многие люди используют лимонный сок для изготовления невидимых чернил. Логика преступника подсказывала ему, что лимонный сок в сочетании с источником тепла, который будет находиться рядом с ним во время ограбления, сделает его совершенно невидимым.
После проведения всех необходимых тестов и экспертиз полиция пришла к выводу, что Уилер не находился под воздействием наркотиков и был трезв в момент совершения правонарушения. Мужчина просто переоценил свои возможности в этом отношении.
Эффект Даннинга-Крюгера — это психологический парадокс и метакогнитивное искажение реальности, поскольку люди с низкой квалификацией не только делают неправильные выводы и принимают неправильные решения, но и не способны признать собственные ошибки из-за своей низкой квалификации.
Все это приводит к тому, что низкоквалифицированные люди переоценивают свои способности. С другой стороны, высококвалифицированные люди склонны недооценивать себя, неправильно оценивать свои способности и не уверены в своих силах.
Чем меньше знаний у человека, тем выше он оценивает свои способности. Компетентные люди обладают большим багажом знаний, но оценивают свои способности как низкие. Чем более компетентен человек, тем больше он верит, что задачи, которые легки для него, могут быть легко выполнены и другими. Компетентный человек не только имеет низкое мнение о своих способностях, но и считает, что другие считают его способности низкими.
Люди, подверженные эффекту Даннинга-Крюгера, безгранично уверены в себе и своих способностях. Они не понимают, что их способности не так хороши, как они считают. Эти люди не только признаются себе в своей некомпетентности, но и в том, что другие люди более компетентны в определенной области.
История возникновения эффекта Даннинга-Крюгера
В конце 1990-х годов сотрудник Корнельского университета Дэвид Даннинг случайно наткнулся на историю Макартура Уилера и захотел узнать, почему кровожадный грабитель оказался в такой ситуации. Вместе со своим помощником Джастином Крюгером эксперт пришел к выводу, что почти все люди склонны положительно оценивать свои способности в различных интеллектуальных и социальных областях, но некоторые из них начинают ложно переоценивать эти способности.
Вдохновленные словами Чарльза Дарвина («Уверенность чаще порождается невежеством, чем знанием») и Бертрана Рассела («Одна из самых неприятных особенностей нашего времени заключается в том, что люди, уверенные в себе, глупы, а те, кто обладает некоторой долей понимания и воображения, постоянно сомневаются и нерешительны»), Даннинг и Крюгер решили провести серию экспериментов.
Студентам Корнельского университета, участвовавшим в одном из экспериментов Крюгера и Даннинга, задавали различные вопросы о юморе, грамматике и логике. Затем каждого добровольца попросили не только оценить свою собственную работу, но и определить свое место в рейтинге студентов.
Добровольцы (две трети всех участников эксперимента), показавшие худшие результаты в когнитивных тестах, переоценили свои способности. Студенты (1/3 всех участников эксперимента), которые хорошо справились с заданиями, недооценили свои способности.
Для проведения другого эксперимента Крюгеру и Даннингу пришлось покинуть стены своего учреждения. Они отправились в тир и спросили стрелков-любителей, насколько безопасно их оружие. Люди, которые смогли правильно ответить на меньшее количество вопросов, сильно переоценили свои знания об оружии. Второй эксперимент подтвердил результаты первого эксперимента.
Результаты другого исследования, проведенного уже другими экспертами, показывают, что около 80-82 % водителей считают свои навыки вождения выше среднего. Эти результаты статистически невозможны. Подобные тенденции можно наблюдать, когда людей просят оценить свои когнитивные способности или рейтинги популярности.
Благодаря своему исследованию Даннинг и Крюгер смогли доказать, что действительно умные люди не способны точно и объективно оценить свои способности. Умные и способные люди, в отличие от глупых и некомпетентных, в достаточной степени осознают реальность и готовы выслушать конструктивную критику и внести самокритичные коррективы.
Около 80-82 % водителей оценивают свои навыки вождения как выше среднего.
Низкоквалифицированные личности не только совершают нелепые, иррациональные, неполноценные или откровенно глупые поступки, но и живут в иллюзии собственного превосходства.
Святослав всегда считал, что он самый умный и лучший игрок. Будучи всего лишь любителем, а не профессионалом, он переоценил свои способности и стал жертвой эффекта Даннинга-Крюгера.
Как появилась теория?
Эта теория возникла в конце 1990-х годов при следующих обстоятельствах: Два психолога из Корнельского университета, Дж. Крюгер и Д. Даннинг, решили провести опрос среди своих студентов и попросить их сравнить свои умственные способности с умственными способностями своих сокурсников. Кроме того, Даннинг и Крюгер протестировали респондентов на способность к логическому мышлению, чтобы сравнить субъективные мнения студентов с их реальными интеллектуальными показателями.
Результаты этого исследования удивили исследователей: 25% студентов, набравших наименьшее количество баллов по тесту, были последовательно убеждены в превосходстве собственного интеллекта над мыслительными способностями других участников теста. Напротив, 25% наиболее успевающих студентов оценили свои фактические силы и знания как довольно низкие. Исследование привело психологов к простому выводу: люди с небольшими знаниями склонны переоценивать свои способности, в то время как действительно умные и способные люди недооценивают себя. Таким образом, эффект Даннинга-Крюгера влияет на человека, который не осознает своего невежества и последствий своих неверных решений, но не хочет признавать свою некомпетентность.
Пример Эффекта Даннинга-Крюгера
Самый известный случай этого явления произошел в США в середине 1990-х годов, когда житель Питтсбурга М. Уилер решил ограбить несколько местных банков. Уилер решил осуществить свой план в середине обычного рабочего дня, не потрудившись надеть маску, чтобы скрыть свое лицо. Мало того, во время ограбления он тупо смотрел в камеру видеонаблюдения, не делая никаких попыток замаскироваться. Конечно же, неудавшийся грабитель был вскоре опознан полицией и арестован.
Уилер был очень удивлен, что его так быстро опознали и арестовали, и вполне обоснованно. Услышав однажды, что из лимонного сока можно сделать невидимые чернила, он решил перед ограблением вымазать свое лицо лимонным соком: По его мнению, сок сделает его лицо невидимым для камер при контакте с источником тепла. Тесты показали, что во время ограблений преступник был абсолютно трезв и в здравом уме. Причина его своеобразного провала заключалась в том, что он явно переоценил свою научную компетентность и сделал из этого принципиально неверные выводы.
Причины эффекта
Корни эффекта Даннинга-Крюгера лежат в невежестве и умеренном уровне знаний, а также в явной переоценке собственных способностей. Недостаток знаний, а зачастую и полная некомпетентность в той или иной области приводят к неточным выводам и интерпретациям, которые, в свою очередь, приводят к неверным решениям.
Хотя теория, предложенная американскими психологами, является относительно новой, она активно изучается исследователями по всему миру, и одной из тем постоянных исследований является вопрос о причинах этого явления. К ним относятся:
- Низкий уровень интеллекта,
- Неправильное воспитание (например, многие родители чрезмерно хвалят даже небольшие успехи своего ребенка, вместо того чтобы уничтожить все признаки критического мышления у только что появившегося ребенка),
- Базовое незнание или очень маленький практический опыт в какой-либо области,
- Чрезмерные амбиции и самоуверенность, болезненно завышенная самооценка.
Яркой особенностью феномена Даннинга-Крюгера является неспособность пострадавшего правильно оценить свои способности и потенциал в той или иной области. В то же время, пострадавший человек очень чувствителен, реалистичен и критичен к себе и к своим знаниям и навыкам в других областях.
Сложно говорить о преимуществах эффекта. Напротив, есть и недостатки. Если вовремя не распознать свою предрасположенность к этой проблеме, можно наделать много ошибок.
Откуда появился эффект Даннинга-Крюгера?
Наиболее ярким примером закона Даннинга-Крюгера, вероятно, является пример английского преступника. Забавная и странная история произошла в Лондоне в 1995 году. Некий Макартур Уилер совершил серию ограблений в городе Питтсбурге. Самой примечательной особенностью этих эпизодов была его смелость или безумие (как думали в то время сотрудники полиции) — преступник спокойно позировал перед камерами видеонаблюдения.
Конечно, он был арестован очень быстро, и доказательства его вины были ошеломляющими. Странным было поведение Макартура, когда его арестовали — он был очень удивлен тем, что его нашли. Когда его спросили, что его удивило? Он ответил, что его не должны были видеть, потому что он вымазал лицо лимонным соком. Однако заключенный не только казался вменяемым, но и прошел психологический тест на вменяемость.
Разгадка была проста: грабитель выстроил «логическую» цепочку, в которую верил без малейших сомнений. Это выглядело примерно так: Поскольку лимонный сок используется в качестве невидимых чернил, он должен был оказать такое же действие на мужчину, скрыв его лицо от камер. Неясно, каков был мотив потенциального грабителя, но ясно одно — он обладал огромным даром самовозвеличивания, потому что выдумал что-то и считал, что это лучше, чем что-либо другое.
Этот психологический парадокс был назван в честь психологов Дэвида Даннинга и Джастина Крюгера. Так звали двух исследователей, которые открыли это явление.
Другими словами, это искажение реальности в восприятии людей. Низкоквалифицированные специалисты считают себя великими экспертами, а профессионалы — дилетантами. Оба не могут объективно оценить свои знания и навыки.
Психологи провели серию экспериментов со студентами Корнельского университета и обнаружили, что почти все испытуемые склонны искажать реальность в ту или иную сторону. Одни переоценивали его значение безмерно, другие столь же безмерно недооценивали. Они провели аналогичный эксперимент между снайперами на стрельбище и между водителями автомобилей. Результаты двух других исследований подтвердили их первоначальную теорию.
Гиды оказались самыми уверенными. 80-82% респондентов оценили свой уровень образования как выше среднего, что статистически невозможно. Такая же картина наблюдалась и среди тех, кого спрашивали об их популярности и когнитивных способностях.
В своих экспериментах Крюгер и Даннинг обнаружили, что действительно умные люди склонны сомневаться в своем интеллекте, а идиоты и некомпетентные плохо воспринимают реальность и переоценивают ее значение. Первые способны выслушать конструктивную критику, а вторые категорически отказываются признать, что они не правы.
Кривая Даннинга-Крюгера — это графическое представление этапов, через которые проходит человек в своей профессиональной жизни. Постепенно его мировоззрение меняется на противоположное, но не мягко и постепенно, а скорее внезапно, со взлетами и падениями самооценки.
Причины возникновения эффекта Даннинга-Крюгера
Поскольку теория Даннинга-Крюгера является относительно новой, изучение этого феномена все еще продолжается. На сегодняшний день психологи определили несколько возможных причин эффекта Даннинга-Крюгера.
- Отсутствие от природы высокого интеллекта,
- Образование (достижения ребенка преувеличены, критическое мышление не развито),
- Отсутствие знаний в своей области,
- Черты характера (самоуверенность, эгоизм, высокомерие, амбициозность).
- Отсутствие опыта.
Эффект Даннинга-Крюгера удивителен тем, что человек, подверженный ему в какой-либо одной области, может адекватно оценивать свои способности в других сферах жизни. Или же он может находиться на плато стабильности в одной области, а в другой подниматься на вершину глупости. Это особенно часто случается с людьми, решившими сменить профессию или вид деятельности.
На кого влияет эффект Даннинга-Крюгера?
Первооткрыватели так называемого эффекта Даннинга-Крюгера, когнитивного предубеждения, даже получили за свою работу Шнобелевскую премию. Это говорит о том, что открытие не имеет практического применения. Но это многое объясняет. Возможно, теперь вы понимаете, почему среди пользователей социальных сетей и в реальной жизни так много «диванных экспертов» и непризнанных академиков.
Еще одно преимущество, которое может возникнуть, — это возможность самому избежать последствий этого явления. Далее я расскажу о ситуациях, в которых вы можете столкнуться с синдромом D-C в повседневной жизни. Вы можете найти его в большинстве семей, на большинстве рабочих мест и везде между ними. Почему так происходит с большинством людей в той или иной ситуации, сказать трудно, это еще исследуется.
Итак, вот несколько примеров эффекта Даннинга-Крюгера, которые могут вас удивить, потому что, возможно, вы сами не раз сталкивались с ним.
Мальчик, который любил играть в шахматы
Один мальчик хотел проводить время за игрой в шахматы. Его дедушка учил его и часто составлял ему компанию. Через некоторое время внук стал обыгрывать деда, потом отца, потом брата и был уверен, что он лучший шахматист.
Его родственники похвалили талантливого мальчика и назвали его будущим чемпионом. Он настолько свыкся со своей ролью, что решил принять участие в школьном чемпионате. Он не имел ни малейших сомнений в своей победе и был удивлен, когда проиграл сокрушительным счетом своему сопернику из параллельного класса. Таким образом, мы видим, что мальчик переоценил свои возможности, а его родственники сыграли свою роль. Чем больше он был убежден в своем превосходстве, тем сильнее было его разочарование при столкновении с реальностью.
Девушка, которая умела петь
Девушка пела с детства. Она любила это и с энтузиазмом пела везде, где только могла: в ванной, на улице, в караоке и даже участвовала в выступлениях ансамбля музыкальной школы. Она была звездой в своей деревне, и ей всегда аплодировали стоя. Но девушка хотела славы и признания. Возможность стать звездой шоу не давала ей покоя.
Сложно говорить о преимуществах эффекта. Напротив, есть и недостатки. Если вовремя не распознать свою предрасположенность к этой проблеме, можно наделать много ошибок.
Несколько важных выводов из эффекта Даннинга – Крюгера
Помимо желания способных людей совершенствоваться, основные практические выводы, которые можно сделать из исследования Даннинга и Крюгера, касаются некомпетентных людей. Люди с низким уровнем знаний по данному вопросу:
- Они не способны оценить уровень собственного невежества/компетентности и неизбежно переоценивают его,
- не способны оценить уровень знаний/отсутствие знаний, компетентность/некомпетентность других,
- не способны понять собственные ошибки и оценить результат своей работы в целом.
Последний пункт заслуживает того, чтобы остановиться на нем подробнее.
Эффект Даннинга – Крюгера: оценка ошибок и результатов
Это кажется логичным: чтобы понять, где была допущена ошибка и насколько хорош результат, нужно обладать соответствующим уровнем знаний. На практике, однако, эта логика не работает. Представьте, что вы наклеили обои, не позаботившись об этом, и они отваливаются через день. И почему? Маловероятно, что вы узнаете, в чем проблема — плохой клей, плохие обои или то, что вы нарушили процедуру. Поскольку люди с низким уровнем знаний/навыков переоценивают это, они не сомневаются в своей правоте. Вследствие этого они часто обвиняют некачественные материалы и инструменты (из перечисленных в нашем примере возможностей остались некачественный клей и некачественные обои). Это наглядный пример народной мудрости: «В плохом танцоре всегда виноват пол».
Другая часть той же проблемы — оценка. Это особенно важно, когда допускаются необъективные оценки. Например, доступность фототехники (в том числе профессиональной) привела к тому, что многие «профессиональные фотографы» понятия не имеют о терминах «выдержка» и «экспозиция». В то же время из-за своих ограниченных навыков они не видят композиционных ошибок или плохого освещения и считают свои фотографии великолепными.
То же самое касается плохого планирования, текстов, программ обучения и многих других проблем, когда неосведомленные люди пытаются влезть в чуждую им область. Страдают не только те, кто получает некачественный результат (и может не оценить его), но и преподаватели в этой области — их труд обесценивается как в финансовом, так и в профессиональном плане. Не говоря уже об «авторитетных» обсуждениях диагнозов в очереди в поликлинике или других проявлениях этого парадокса, которые могут повлиять на важные вопросы здоровья, благополучия и т.д.
Даннинг и Крюгер обнаружили, что когда человек углубляется в тему, его оценка уровня знаний меняется, даже если он не приобретает при этом практических навыков. Это будет проиллюстрировано на примере. Во многих фильмах мы видим, как главный герой сажает самолет в сложных условиях, просто слушая приказы авиадиспетчера. Предположим, мы спросим человека на улице, способен ли он посадить самолет без автопилота в сложных условиях, просто выслушав инструкции. Переоценивая свои возможности и полагаясь на такие фильмы, как этот, наш респондент может ответить: «Почему бы и нет?». Затем мы показываем человеку, как правильно посадить самолет, что он должен знать и уметь делать, какие факторы необходимо учитывать. В результате навыки и умения человека оказываются не на высоте, а его уверенность в том, что посадка пройдет гладко, угасает на глазах.
Проще говоря, все или многое, что человек знает и может сделать, может оказаться обманом, степень которого он не осознает, пока не поймет, что его обманули.
Как избавиться от метакогнитивного искажения?
Человек с эффектом Даннинга-Крюгера может редко обнаружить это состояние у себя. Чаще всего его наблюдают друзья и коллеги. В некоторых профессиях такое искажение может привести к трагедии. Например, эффект Даннинга-Крюгера не должен возникать у врача.
- Найдите эксперта, которому вы доверяете, и попросите его дать объективную оценку вашим профессиональным навыкам и вашим рабочим решениям.
- Продолжайте развиваться в своей профессии и не воспринимайте успехи десятилетней давности как повод прекратить свое профессиональное развитие.
- Обращайтесь за помощью к своим коллегам в тех областях, где вы еще не приобрели достаточного опыта или знаний.
Если вы подозреваете эффект Даннинга-Крюгера у коллеги или подчиненного, не создавайте конфликт; это не убедит человека в том, что он необъективен в своих знаниях. Попробуйте отправить его или ее на курсы переподготовки, если позволяет должность, или обратитесь за советом к старшим и опытным коллегам.
Эффект Даннинга-Крюгера — это не наказание, и это неприятное явление можно преодолеть, чтобы стать настоящим профессионалом!
Читайте также:
Правмир работает для вас и благодаря вам уже много лет. Все тексты, фотографии и видео были созданы только благодаря вашей поддержке. Они создают материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшое пожертвование — 50, 100, 200 рублей — для того, чтобы Правмир продолжал существовать!
Из своих наблюдений психологи сделали вывод, что большинство людей склонны переоценивать свои способности. Например, 80% водителей автомобилей считают себя водителями выше среднего уровня. Это математически невозможно, так как не более 50% выборки могут обладать способностями выше среднего.
Эффект Даннинга-Крюгера — не то, чем кажется или Почему деление на умных и глупых — само по себе глупость
Эффект Даннинга-Крюгера — это когнитивное предубеждение, при котором люди с низкими способностями приходят к неправильным выводам, принимают неверные решения и не признают своих ошибок из-за низких способностей. Это относительно новая концепция — само явление было описано в такой форме только в 1999 году современными психологами Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером, — которая уже завоевала большую популярность в образованных кругах.
Рассказ Василия Сукшина «Срезал» — это художественное представление феномена Даннинга-Крюгера в действии.
Ирония популярности феномена Даннинга-Крюгера как когнитивного предубеждения заключается в том, что само его упоминание выражает гораздо более древнее когнитивное предубеждение — тенденцию людей с выдающимися способностями в определенной области разграничивать себя интеллектуально — делить людей на две категории: умных и тупых (естественно, относя себя к первой категории). Они считают свои собственные способности основой для разделения других на глупых и умных людей и активно используют «эффект Даннинга-Крюгера», чтобы причислить кого-то к невеждам, не понимая, что тем самым сами демонстрируют эффект Даннинга-Крюгера в действии.
Даннинг и Крюгер не знают, что их результат не характеризует конкретных людей (или даже дураков), а является общим принципом определения границ человеческих возможностей. Другими словами, все без исключения в той или иной степени подвержены эффекту Даннинга-Крюгера в тех областях, где они не могут объективно оценить пределы своих возможностей. Даже для самых образованных людей большинство аспектов их жизни лежит за пределами их знаний. И больше всего от эффекта Даннинга-Крюгера страдают те, кто считает, что этот эффект к ним не относится, и использует его, чтобы отличиться от «дураков» как интеллектуальной касты. Даннинг и Крюгер недооценили значение своего открытия. Слово «эффект» подразумевает какое-то действие или реакцию. То, что описывает эффект Даннинга-Крюгера, является объемным принципом ограничения границ познания. И уже в рамках этого принципа возникают различные эффекты.
«Эффект» означает, что это изолированное явление, которое возникает у того или иного человека в контексте той или иной области знаний и опыта. Даннинг и Крюгер, с другой стороны, описали универсальный принцип для определения границ компетентности во всех областях знаний и опыта, с которыми человек сознательно взаимодействует. В данной интерпретации это явление относится к иллюзии индивида относительно собственного уровня компетентности. Это не результат, а определение позиции.
На самом деле, деление людей на умных и тупых само по себе является одним из самых старых и недооцененных когнитивных искажений, коварство которого заключается в том, что оно играет на руку тем, у кого есть средства и уровень подготовки для подобных мыслительных упражнений. Эта статья о том, почему «дураков» на самом деле не существует — вернее, почему все люди в той или иной степени дураки, а люди, считающие себя умнее других, выставляют себя дураками, потому что не признают собственных предубеждений и проявляют эффект Даннинга-Крюгера, когда представляют себе пределы своих возможностей:
Зона не осознаваемой некомпетентности.
Гораздо более коварным является то, что называют неквалифицированной и бессознательной, то есть невежественной некомпетентностью. Неумелым и неосознанным является любая область, о которой человек не знает и, следовательно, не может ни обладать навыками в этой области, ни осознавать ее. На самом деле имеется в виду область, в которой человек считает себя компетентным, не зная об этом. Это зона ложной компетентности.
Человек некомпетентен, но он не осознает своего невежества, поэтому у него нет причин учиться; и он убежден в своей компетентности — поэтому у него нет мотивации учиться. Это тупик, поэтому зона некомпетентности без знаний — это зона глупости.
Поэтому порядок другой: не 1) компетентность в центре цикла компетентности, затем 2) зона сознательной некомпетентности, а затем, на краю, 3) бессознательная некомпетентность, но:
- Зона компетенции,
- зона ложной компетентности,
- зона сознательной некомпетентности.
То есть зона ложной компетентности или зона глупости находится отнюдь не на периферии сферы знаний и опыта, а гораздо ближе к центру и является частью зоны воспринимаемой компетентности индивида.
При этом человек не осознает своей глупости и не знает границ своей глупости, иначе это была бы зона сознательной некомпетентности.
И это самое сложное в глупости: она находится не где-то на задворках человеческого опыта и знаний, а прямо «у них под носом», где они не сомневаются и чувствуют себя в безопасности, оставаясь при этом совершенно невидимыми и незамеченными. Это означает, что показатель ложной компетентности может варьироваться от 0 до 100, в некоторых случаях охватывая почти весь диапазон предполагаемой компетентности или даже весь диапазон, т.е. человек не может полностью понять вопрос, в котором, по его мнению, он совершенно компетентен.
Другими словами, человек не просто глуп — он внезапно становится глупым в тех областях, в которых, по его мнению, он компетентен.
Проще говоря, все или многое, что человек знает и может сделать, может оказаться обманом, степень которого он не осознает, пока не поймет, что его обманули.
Более того, этот принцип может распространяться на большое количество людей или даже на все человечество, как это часто бывало в истории с большими научными или идеологическими иллюзиями. Все просвещенное человечество, убежденное в своей просвещенности, просто не осознавало своего заблуждения.
Более того, этот принцип в настоящее время применяется ко всему человечеству в тех областях знаний, которые, по мнению людей, они могут освоить и изучить. Каждая из этих областей может быть зоной ложной компетентности, которую люди даже не могут себе представить (иначе это уже была бы зона мнимой некомпетентности), поскольку они обнаруживают, какая часть нынешнего мировоззрения является ложной, только когда открывают для себя правильное.
До 99% человеческого восприятия в любой области и по определению зона ложной компетентности, люди этого не знают и не узнают, пока не научатся.
Этот принцип описывает пределы возможностей человека в любой области знаний и взаимодействия с другими людьми. Все, чем интересуется человек или с чем он сознательно взаимодействует, описывается категориями пределов способностей.
Эффект Даннинга-Крюгера — это пограничный эффект, который возникает, когда восприятие человеком собственных способностей сталкивается с объективными границами знаний в определенной области.
В отношении собственных заблуждений каждый человек уязвим двукратно:
Потому что он их не замечает и уверен в своей правоте до тех пор, пока не поймет, что ошибается. Потому что эффект Даннинга-Крюгера, защитная реакция на ложную компетентность, мешает человеку признать свои ошибки, даже если они очевидны для его коллег.
Естественно предположить, что область ложной компетентности в общем объеме знаний и опыта каждого человека составляет не менее 50%. То есть, он ошибается более чем в половине всего, что знает или способен знать средний человек.
Тогда как диапазон осознанной компетентности по отношению к общему диапазону знаний и опыта, включая осознанную некомпетентность, должен быть ограничен в лучшем случае процентными пунктами.
В результате возникает когнитивное предубеждение, при котором любой человек, обладающий относительно узким диапазоном осознанной компетентности, наблюдает за иллюзиями всех остальных относительно него, игнорируя при этом большой диапазон своей ложной компетентности и игнорируя или рефлексируя по поводу всех попыток других указать хотя бы на некоторые из их иллюзий.
В результате люди, которые знают об эффекте Даннинга-Крюгера и применяют его к своей области осознанной компетенции, формируют представление о глупости других людей, не осознавая, защищенные эффектом Даннинга-Крюгера, степень своей собственной глупости, общая степень которой в их собственных областях ложной компетенции может на порядки превышать глупость других, которую можно обнаружить в их области осознанной компетенции.
Например, если человек является экспертом в области экономики, что составляет 5% от общего объема его знаний и опыта, а объем его собственных заблуждений в других областях составляет 55% от его знаний и опыта, то этот человек, зная об эффекте Даннинга-Крюгера у других, будет обнаруживать свою ложную компетентность в своей области компетенции, не замечая, игнорируя или отвергая доказательства своих заблуждений. Предположим, что 25% людей, окружающих этого экономиста, имеют неверные представления о его области знаний. Но в то же время те же 25% уже распознают заблуждения этого экономиста. Он обязательно будет наблюдать за иллюзиями других, в значительной степени игнорируя свои собственные, не признавая и не веря в свои собственные, и чувствуя, что каждый четвертый человек вокруг него не понимает экономику, обманутый эффектом Даннинга-Крюгера, собственной непогрешимостью.
Другими словами: В действительности, степень иллюзии ложной компетентности каждого человека превышает степень его воспринимаемой компетентности. Согласно общепринятым представлениям, каждый человек на 70% ошибается и на 30% прав во всем, что, как ему кажется, он знает. Этот процент может варьироваться от человека к человеку и от субъекта к субъекту, но в целом доля глупости перевешивает долю компетентности в каждом человеке. То есть, каждый человек компетентен в одних вещах и глуп в других, в сумме глупых больше, чем компетентных. Другими словами:
- Глупых людей не бывает,
- Области и степени компетентности каждого человека могут различаться, но в целом сумма бредовых идей каждого человека будет больше половины его предполагаемой области компетентности.
Каждый человек компетентен в гораздо меньшем количестве областей, чем он считает, потому что обычно он глуп и не осознает собственной бесчувственности. Однако из-за когнитивной предвзятости он будет наблюдать за ошибками других в своей области знаний, не замечая, игнорируя или борясь с доказательствами гораздо большего числа собственных ошибок, что объясняется эффектом Даннинга-Крюгера. Поэтому у тех, кто знает об эффекте Даннинга-Крюгера, будет создаваться ложное впечатление, что они на 100% компетентны во всех областях, в которых они считают себя компетентными, в то время как они будут постоянно наблюдать чужую ложную компетентность в узкой области своей предполагаемой компетентности. В результате люди, утверждающие, что эффект Даннинга-Крюгера имеет ложное представление о мире, в котором они живут: