Драма Островского: как нижегородская любовь вдохновила писателя на создание образа Катерины

Александр Островский использует персонажей своей пьесы, чтобы передать свою горечь и сочувствие к главной героине. В их репликах отражены различные аспекты человеческих чувств и переживаний: от упрека до сочувствия. Через слова таких персонажей, как Варвара, Кудряш, Тихон, Борис и Кулигин, мы можем увидеть, насколько одиночество Катерины и ее страдания глубоки. Например, Варвара упрекает пытаясь вывести на чистую воду, Кудряш выражает недоумение по поводу того, как близкие могут так относиться к ней, Тихон фиксирует ее подавленность, а Борис сочувствует ей, создавая образ того, кто понимает ее страдания, но не может помочь.

Характеристика персонажей пьесы Александра Островского Гроза

В 1859 году русский драматург Александр Островский представил публике пьесу в пяти действиях под названием «Гроза». Идея для написания этого произведения была почерпнута автором из его личной жизни и окружения. Пьеса вызвала значительное внимание и резонанс не только в театральной среде, но и в литературных кругах, став важным событием своего времени.

В этом материале редакции 24СМИ приведено краткое содержание и характеристика героев пьесы «Гроза», позволяющие глубже понять основные идеи и конфликты произведения.

Краткий сюжет

Главной героиней является Катерина, которая с детства росла в атмосфере любви и заботы. Однако после замужества с Тихоном Кабановым её жизнь кардинально изменилась. В доме её супруга живет и его мать, Кабаниха — властная и жесткая женщина, контролирующая всех членов семьи. Катерина мечтает избавиться от этого темного воздействия и вскоре влюбляется в Бориса, молодой человек, который, как она считает, сможет изменить её судьбу и подарить ей свободу.

Катерина

Катерина является центральной фигурой пьесе Островского. Она представлена как молодая и красивая девушка, которая была воспитана в любви и ласке. Закончив обучение, она выходит замуж за Тихона Кабанова и попадает под влияние очень строгой свекрови, Кабанихи. Катерина рассматривает себя как искреннюю и открыту личность, которая признаётся, что не умеет лгать. Её мечты, однако, сталкиваются с жестокой реальностью, и она испытывает на себе тяжесть семейного гнёта и отчаяния.

Кадр из фильма Гроза 2019 года

Несчастливая в браке, Катерина чует собственное угасание, что усугубляется отсутствием детей. Несмотря на постоянные притеснения со стороны свекрови, она проявляет уважение к ней. Более того, она иногда терпит физическое насилие со стороны Тихона, который может её избить по уговору с матерью. Устав от постоянного подавления, она начинает роман с Борисом, надеясь, что он поможет ей сбежать от этого затруднительного положения. Однако даже эта любовь не приносит ей желаемого счастья.

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова, или Кабаниха, — один из наиболее ярких персонажей пьесы. Это властная и грубая вдова, мать Тихона и Варвары. Она постоянно держит в страхе свою семью, угнетая не только детей, но и невестку. Для Кабанихи важно, чтобы молодые люди подчинялись старшим, и она придерживается устаревших обычаев и традиций. Внешне она выглядит благочестивой, молится Богу и помогает нищим, но за закрытыми дверями терпит насилие и унижение своих близких.

Тихон

Тихон Кабанов, сын Кабанихи и муж Катерины, изображается как слабохарактерный человек. Он поддается влиянию своей матери и зачастую совершает насилие над Катериной, потому что считает, что обязан слушаться мать. Обычно за свои поступки он испытывает сожаление, однако его понимание любви и ответственности бессильно против доминирования Кабанихи. Лишь после трагедии с Катериной он осознает, что его мать непростительно жестока, но тем не менее не замечает своей вины в случившемся.

Кадр из фильма Гроза 1933 года

Дикой

Один из самых выразительных отрицательных персонажей — купец Савел Прокофьевич Дикой. Дикой проявляет невероятную жадность и жестокость. Его работники боятся его, так как не знают, получат ли зарплату или выслушают поток ругани. На него не может повлиять даже городской начальник, так как Дикой пользуется своим финансовым могуществом. Он склонен к жестоким выходкам, но иногда, про одолеваемый раскаянием, просит прощения, хотя это случается довольно редко. Семья Савела часто радуется, когда он уходит и оставляет их в покое.

Роль Катерины в произведении

Роль Катерины в «Грозе» является ключевой. Многие критики, включая Добролюбова, описывают её как «луч света в темном царстве». Катерина — символ свободолюбивой личности, которая противостоит устоям невежественного провинциального общества. Её измены мужу и самоубийство являются проявлениями протеста против многочисленных запретов, наложенных на её жизнь. Несмотря на это, её нельзя считать безнравственной, поскольку она искренне верит в Бога и остоявшись в страхе перед его жертвой за свои действия.

Образ Катерины словно освещает темные стороны жизни, возникающие в условиях подавляющей семейной атмосферы, где вся её мечта о любви и свободе оказывается высокой ценой.

Развитие героя по мере сюжета

На протяжении «Грозы» можно выделить несколько ключевых моментов, которые сильно повлияли на судьбу Катерины. Например, когда она получает от Варвары ключ от калитки, это становится поворотным моментом для её души. Несмотря на её внутреннюю борьбу и страх перед совершением греха, она встречается с Борисом. На первом свидании она пытается предостеречь его: «Поди прочь, окаянный человек!», но в конечном счете, она осознает свою беспомощность перед искушением, заявляя: «Нет у меня воли.» Если для Бориса это время счастья, то Катерина уже предчувствует свою гибель, произнося фразу «Нет, мне не жить!

Трагедия Катерины обостряется с возвращением Тихона. Она не может, как Варвара, жить спокойно в тайне, её терзают муки совести, и она испытывает внутренние конфликты. Она находит облегчение только в искреннем признании: «десять ночей я гуляла…». На последнем свидании Борис лишает её последней надежды, решив уехать в Сибирь, не взяв её с собой, что приводит к ее решению о самоубийстве: «Что домой, что в могилу. В могиле лучше…»

Кадр из фильма Гроза 1977 года

Изображение Катерины и Варвары. Иллюстрация С. Герасимова

Бесприданница

В 24 года Александр Островский обратил внимание на простую девушку по имени Агафья Ивановна, которая по случайности поселилась по соседству. Она была сиротой и заботилась о своей 13-летней сестре. Островский начал часто навещать их, несмотря на недовольство своего отца. Когда выяснилось, что Агафья ожидает ребенка, это стало настоящей катастрофой для Островского, который ушел из университета и столкнулся с недовольством родителей.

Тем не менее, Островский не собирался оставлять Агафью и с решимостью привел её в свой деревянный дом, который находился рядом с домом его родителей.

Современники описывают Агафью как добрую и неопределимо жизнерадостную девушку, которая умела создавать уют с минимальными средствами. Кроме того, она была источником народной мудрости и знала множество историй, которые впоследствии помогли Островскому в творчестве.

Его пьесы постепенно становились все более популярными благодаря колориту и деталям русской жизни. Островский наслаждался миром богемы — литературные салоны, новинки, вино и красивые женщины. Однако Агафья с её простыми манерами казалась ему менее привлекательной. Он хотел оказаться в мире театральных страстей и встретить женщину своего круга.

И вскоре ей оказалась.

Гроза

Актрису Любовь Косицкую в то время знала вся Москва. Она родилась в селе Ждановка Нижегородской губернии в семье крепостных, и позже, вместе с барской дочерью, её семья перебралась в Нижний Новгород, где смогла выкупиться на волю.

Люба устроилась на работу в доме нижегородской купчихи Долгановой, которую страстьно увлекал домашний театр. Она стала активно участвовать в театральных постановках. Увидев увлечение девочки, купчиха в итоге отвела её в Нижегородский театр. Это был момент, когда Люба окончательно заболела театром.

Долганова сумела уговорить своего знакомого театрального директора взять 14-летнюю девушку в труппу. Хотя поначалу такие перспективы не понравились родителям Любы, которые считали театральные представления греховным занятием, когда они узнали, что дочери будут платить 15 рублей серебром в месяц, и что её жить станет в театральном доме, они разрешили ей начинать новую жизнь.

Тем не менее, Люба быстро осознала, что ей стало слишком тесно в рамках Нижегородского театра и решила отправиться в Москву, где она легко поступила в театральную школу, а затем в Малый театр. Косицкая проявила не только драматические способности, но и музыкальный талант. Искренняя и открытая манера игры позволила ей заработать популярность, и вскоре она принимала участие в главных ролях, которые охватывали как «Коварство и любовь», так и «Гамлет».

Тем не менее, она стремилась исполнить роли не романтических героинь, а женщин, образ которых был подобен её собственной жизни. Косицкая часто говорила о желании, чтобы ей написали пьесу, и Островский с готовностью согласился помочь ей в этом.

Косицкая вызывала восхищение у Островского. Он понимал, что ее яркая, женственная натура, а также жизненные испытания и остроумие сделали бы её идеальной для особой роли. Летом 1859 года, когда он работал над «Грозой» на даче, где отдыхал почти весь Малый театр, он обсудил с ней свой замысел и некоторые детали.

Совместная работа над пьесой сблизила двух талантливых людей, и вскоре в театре стали ходить слухи о романе между ними.

Любовь Павловна была на момент их знакомства 30 лет, а Александру Николаевичу было 36. Оба они в то время были женаты. Александр жил с Агафьей Ивановной и воспитывал детей, но не состоял в официальном браке. Любовь Павловна была замужем за Никулиным, актёром того же театра, который имел амбиции, но не отличался умом и много раз показывал своё негативное отношение к Островскому.

Премьера «Грозы» оказалась грандиозным успехом. Публика с интересом наблюдала за тем, как две женщины сталкиваются с страстью, приводящей к тяжелым последствиям.

Тем не менее, реальная жизнь Любови Павловны была далека от образа безумной героини. Позже она предложила Островскому отказаться от чувства вины перед Агафьей, подчеркивая, что их чувства не могут быть взаимными. В результате своих переживаний с Никулиным, она в конечном итоге закрутила любовную интригу с сыном богатого купца Соколова, которая закончилась печально, когда он использовал её и оставил её без денег.

Город Калинов и его обитатели. Изображение нравов темного царства

Город Калинов является вымышленным образцом маленького провинциального города в России, который демонстрирует патриархальные уклады жизни его жителей, лишенных духовных основ. В этом социальном контексте разрушаются вековые моральные и семейные традиции.

Город расположен в живописной местности на высоком берегу Волги, что создает контраст с жестокими нравами его жителей. Местные купцы потеряли человеческие черты, ведут постоянные разборки друг с другом, подрывая свой бизнес не из-за корысти, а из-за зависти. В домах, под замками, скрываются домашние распри: разврат и пьянство, но на людях все показывают приличную и уважаемую жизнь.

Кулигин олицетворяет самого образованного человека в этом городе, хотя его знания кажутся устаревшими. Он — мещанин, которому 50 лет, и механик-самоучка. Его мечты о прогрессивных изобретениях, таких как вечный двигатель и громоотводы, находятся на грани между реальностью и наивностью. Он остается честным и открытым в своих суждениях, не смотря на положение вещей в Калинове.

kuligin

Кадр из фильма «Гроза» 1977 года с участием Кулигина

В отличие от Кулигина, Феклуша, странница, считает, что местное купечество благочестиво и богато добродетелями, что является иллюзией, порожденной её невежством. Она кормится исключительно за счет подаяний, что делает её мнения недостоверным, особенно с учетом невежественности граждан.

Темное царство, описанное Добролюбовым, характеризуется ограниченностью и косностью этого мира. Власть в городе сосредоточена в руках самодуров, таких как Дикой и Кабанова, которые благодаря своим средствам фактически контролируют всё. Настолько, что даже городской чиновник не может встать на их пути. Дикой, зажиточный купец, не платит своим работникам и позволяет себе оскорбления по отношению к ним, ведь считает их ниже себя.

Купец Дикой помимо этого нарушает законы самих купцов, ведя нечестную игру и игнорируя общепринятые нормы. Члены его семьи прячутся от его гнева, а сам он нестабильный и часто проявляет резкие перепады в своем поведении. Подобно Кабанихе, он также считает людей, которые ниже его по статусу, червями, которых можно прогнать или уничтожить.

dikoi

Кадр из фильма «Гроза» 1977 года, на котором изображены Кулигин и Дикой.

Марфа Игнатьевна Кабанова — это консервативный домашний деспот, который считает свои действия абсолютно праведными, поскольку выполняет правила христианских законов. Овдовев, она взяла на себя бразды правления в доме, даже когда её сын Тихон достиг совершеннолетия. Она приводит семью в страх и использует свою религиозность как оправдание своих жестоких методов. Стремясь следовать правилам, она на самом деле разрушае их, управляя домом с железной хваткой. Особенно жестока она к Катерине, признавая в ней силу характера, которая вызывает её ненависть.

Система образов, особенности раскрытия характеров героев драмы

В драме, лишенной ярких описаний и портретов, а также авторского мнения, средство раскрытия образов ограничено. Это проявляется через говорящие имена и фамилии, а также через реплики и монологи героев, которые дают характеристику как себе, так и окружающим. В речи персонажей прекрасно проявляются их истинные сущности: Дикой оскорбляет, Кабаниха выражает свою жестокость с элейными фразами, а Кулигин уговаривает людей мудро и культурно. Каждый диалог раскрывает глубину характера и внутренние конфликты.

По словам Добролюбова, героев пьесы можно разбить на две категории: самодуры Дикой и Кабанова, которые играют роль угнетателей, и жертвы, к которым относится большую часть персонажей.

Тихон — это безвольный и слабый человек, полностью находящийся под контролем своей матери, который любит Катерину, но не может ничего сделать для её защиты. Он, как ни странно, сам стал катализатором её трагедии, когда уехал, даже не попытался взять её с собой. Осознав свою ответственность после потери, он начинает обвинять мать, не замечая своей собственной вины.

tikon

Кадр из фильма «Гроза» 1977 года с участием Тихона

Катерина привлекает Бориса как человека, представляющего собой свежий воздух и надежду на новую жизнь. Он образованный, но также не отличается смелостью. Борис любил Катерину, но его зависимость от дяди и подчинение ему создает дополнительные преграды. В конечном итоге он не может помочь Катерине, когда отправляется в Сибирь, оставляя её одну.

boris

Кадр из фильма «Гроза» 1977 года с участием Бориса

Хотя Тихон и Борис могут когда-нибудь обрести свободу, счастливыми они не станут, так как их будет терзать вина за судьбу Катерины.

Варвара является ещё одной жертвой угнетения, но она более хитра и умна. Хотя она также испытывает давление со стороны матери, её перспективы более вероятны, так как она сможет выйти замуж. Её свободомыслие проявляется в том, что она представляет Катерине возможность свидания с Борисом и понимает, что не несёт большой вины за свои грехи.

vrya

Кадр из фильма «Гроза» 1977 года, изображающий Варвару и Катерину.

Удивительное совпадение

В 1859 году, в год написания пьесы, в Костроме произошло трагическое событие: в Волге было найдено тело молодой женщины, что породило слухи о том, что сюжет «Грозы» взят из реальности, а Калинов является переименованной Костромой. Погибшей оказалась Александра Клыкова. В театрах Костромы актеры намеренно изображали Кабановых в стиле Клыковых, добавляя детали, позволяющие сделать связь более очевидной. Чтоб убедиться в этом, достаточно привести несколько фактов:

  • страдали обе от терзаний, указывающих на самоубийства;
  • Катерина и Александра были молоды (менее 20 лет);
  • у них не оказалось детей;
  • обе испытывали давление со стороны своей семьи;
  • властные свекрови угнетали их;
  • слабохарактерные мужья не могли защитить своих жен;
  • обе завели роман с мужчиной вне брака, что воспринималось как предательство.

У многих не возникало сомнений, что Клыкова играла главную роль в процессе создания пьесы. Однако это не совсем так.

В начале XX века, проводя сопоставление дат, было установлено, что Островский не мог знать о трагедии в Костроме, так как произошла она в ноябре, тогда как рукопись пьесы была закончена им в начале октября того же года, и он уже направил её в цензуру.

Настоящий прототип Катерины

Любовь Павловна Косицкая

Таким образом, утопленница по имени Александра не могла стать прототипом Катерины, но у Островского был реальный прототип для образа главной героини. Им стала Любовь Павловна Косицкая, артистка императорской труппы. Островский познакомился с ней в начале 1850-х годов, когда он ставил комедию «Не в свои сани не садись» в театре. Быстро завязавшаяся дружба и влюбленность стали основой их дальнейших отношений. Косицкая ценит его талант и дружбу, но взаимная любовь была невозможна, так как она была замужем. В то время как Островский жил с Агафьей, у них родились дети, но официально они не были женаты.

Тем не менее, дружба между ними продолжалась на протяжении многих лет, и Косицкая принимала участие в девяти постановках произведений Островского: «Бедность не порок», «Доходное место» и «Не так живи, как хочется». Роль Катерины была изначально написана специально для неё, и на премьере её исполнила именно Косицкая. В рукописи, написанной драматургом, напротив монолога главной героини: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны.» стоит пометка о том, что такой же сон рассказывала Л.П., то есть Любовь Павловна. Также известно, что она, как и её прототип, была глубоко верующим человеком.

Это сочетание личных переживаний Островского, его отношений с Косицкой, социального контекста и реальных событий придаёт пьесе значимость и приближает её к реалиям жизни. «Гроза» получила высокую оценку как среди критиков, так и среди зрителей, и многие считали её одним из самых значимых произведений драматурга.

Репетитор, закончивший Куровскую гимназию, входящую в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Сдал ЕГЭ на высокие баллы.

Оцените статью
Хозяюшки