Дом апостола Петра, где бывал Сам Иисус: как археологи умудрились обнаружить его спустя целых двадцать веков

И из дома Петра мы продолжим исследование участков, принадлежащих греческой православной церкви. Этот район был почти не изучен археологами, и сегодня здесь можно увидеть небольшую церковь, известную как Церковь Святых Апостолов, а также Церковь Двенадцати Апостолов, которая привлекает внимание благодаря своим архитектурным особенностям и историческому значению.

Капернаум — отдых, доступный каждому: незабываемые ощущения и неповторимые эмоции

Капернаум занимает важное место среди множества достопримечательностей Израиля. На этом, относительно небольшом участке земли, произошло множество событий, о которых говорится в Библии, также здесь жили многочисленные личности, принимавшие участие в этих событиях.

Капернаум представляет собой древнее рыбацкое селение, расположенное на берегу озера Кинерет. Здесь у посетителей есть возможность насладиться пляжным отдыхом, однако тем, кто только начинает осваивать плавание, стоит взять с собой спасательные жилеты для комфортного и безопасного купания.

Существует мнение, что данное поселение было основано так давно, что информации об его основании не сохранилось. Тем не менее известно, что оно было заселено по меньшей мере до VIII века.

Историки предполагают, что история города берет начало с второго века до нашей эры. Деревня была небольшой, лишенной укреплений, так как не участвовала в военных конфликтах против римлян.

Из-за этого Капернаум долгие годы жил в спокойствии и относительной стабильности. Ни одна из его построек не была разрушена во время первой и второй римских войн.

На иврите Капернаум называется «Кфар Нахум», что переводится как «деревня Нахума». Это говорит о том, что селение получило свое название в честь библейского пророка Нахума.

Известно, что именно в этом историческом месте находился дом Иисуса и его матери, когда они покинули Назарет.

На тот момент жизнь в поселении ничем не отличалась от жизни в других деревнях, расположенных у озера, однако считается, что Иисус выбрал Капернаум как место своего обитания, поскольку именно здесь проживали рыбаки Андрей и Петр, которые стали его первыми учениками.

Капернаум — это не только значимое место, но и небольшое пространство для видеозаписи, где можно сделать краткий обзор главных достопримечательностей.

Жизнь Иисуса в Капернауме

Во время своего проживания в Капернауме Иисус часто проповедовал в местной синагоге. Согласно Евангелию, именно в этой синагоге произошло исцеление тещи апостола Петра, которая страдала от паралича.

Кроме того, там же Иисус воскресил дочь Яира, служителя синагоги. Это селение стало свидетелем множества чудес, включая изгнание дьявола из одержимого человека.

Фото: Мозаика на Библейские темы в Капернауме

Мозаика на библейские темы в Капернауме

Именно благодаря многочисленным чудесам, совершенным Иисусом в этом поселении, Капернаум часто называют «его городом».

Археологические находки и литературные источники свидетельствуют о том, что здесь проживало множество новых последователей Христа. Однако взаимоотношения между различными общинами оставались напряженными, что можно объяснить различными взглядами на веру и религиозные практики.

Местонахождение Капернаума

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

В ходе Иудейской войны Капернаум был полностью разрушен, и его местоположение стало предметом споров среди исследователей. Большинство из них отождествляют его с Телл-Хум.

Д.Э. Райт, «Археология и Евангелия»:

Большинство географов XVII-XIX веков связывали его с руинами, известными как Хан-Минье, что расположено на северо-западном берегу Галилейского моря. В 1905 году начались раскопки в местечке Тель-Хум, находящемся севернее. Здесь были обнаружены и частично восстановлены останки прекрасной синагоги. Считается, что это место лучше соответствует древним свидетельствам о Капернауме, чем Хан-Минье. О синагоге в Тель-Хуме раньше говорили как о месте, которое посещал Иисус. К сожалению, археологи пришли к выводу, что она была построена намного позже, примерно в 200 году нашей эры. Более древние руины I века нашей эры могут находиться либо ниже, либо где-то поблизости. В любом случае, без дальнейших раскопок мы не сможем этого установить.

В настоящее время местоположение Капернаума установлено: это не Хан-Минье, как предполагали ученые XIX века, который оказался руинами замка Омейядского периода, а Кефар Наум (или Талхум, как его именуют арабы). Последнее название произошло от искаженного имени похороненного неподалеку рабби Танхума; это иногда ошибочно интерпретируется как Телль-Хум, «Холм-горшок»), расположенный на северо-западном берегу озера Кинерет в Галилее, примерно в 16 км от Тивериады и в 5 км от реки Иордан. «Кефар Наум» переводится как «селение Наума». Кто был этот Наум, в честь которого назвали Капернаум, сейчас невозможно установить. Древнее поселение было покинутыми жителями около тысячи лет назад.

История Капернаума

Капернаум в римский период представлял собой небольшой, но процветающий город, расположенный на важной торговой дороге (Беф-Сан — Дамаск). Его площадь составляет примерно 6 гектаров (300 на 200 м), и он вытягивался с запада на восток вдоль берега озера. В лучшие годы население едва превышало полторы тысячи человек. Жители занимались рыболовством (озеро до сих пор изобилует рыбой), сельским хозяйством и торговлей. Императорская дорога на Дамаск проходила вдоль северного края поселения. Здесь был найден мильный камень с латинской надписью, установленный в правление императора Адриана (117-138 гг. н.э.). В городе, считавшемся последним населенным пунктом на границе тетрархии Ирода Антипы, в I веке нашей эры имелся таможенный пост — в Евангелии от Марка упоминается сборщик налогов — мытарь (Мк. 2:13-15). Примечательно, что, согласно находкам монет и предметов импорта, городская торговля была в основном ориентирована на северные районы: Галилею, Сирию и Малу Азию. Связи с центральной и южной Палестиной почти не прослеживаются.

Население Капернаума пользовалось определенным достатком, и резкой имущественной дифференциации не наблюдалось. Качество зданий было высоким; одноэтажные дома строились из местного вулканического базальта, без фундамента и без раствора. Легкие плоские крыши представляли собой ряды деревянных балок, покрытых слоем глины, смешанной с соломой (саман). Из внутреннего двора, окруженного жилыми помещениями, обычно вела каменная лестница на крышу. Все окна выходили во внутренний двор, а на улицу вела единственная дверь. Главные улицы проходили в северно-южном направлении, а перпендикулярные им переулки образовывали жилые кварталы — insulae.

До IV века, согласно словам святого Епифания, Капернаум был населён исключительно иудеями: «Обычай, запрещающий людям какой-либо другой расы жить среди них, особенно строго соблюдается в Тивериаде, в Диокесарии, в Назарете и в Капернауме.» В «Мишне» упоминается, что в первые века новой эры население Капернаума делилось на две четко различавшиеся антагонистические группы: правоверных иудеев и миним — еретиков, вероятно, иудео-христиан. В начале II века капернаумские миним обратили в свою веру посетившего их рабби Ханину, племянника известного рабби Иисуса (Midrash Qoh Rabba I:8). К началу IV века иудео-христиане составляли в городе абсолютное большинство, и кесарийский рабби Исси проклял «сынов Кефар Наума» как вероотступников.

Трудно с уверенностью сказать, когда среди иудео-христианского населения Капернаума появились православные христиане. Можно с уверенностью утверждать, что восьмиугольная церковь, построенная в середине V века, являлась уже христианским храмом. Иудеи продолжали селиться в городе и в византийский период, но христиане уже составляли большинство населения (в практически всех раскопанных кварталах среди находок этого времени встречаются привозные керамические чаши с изображением креста).

Поселение, вероятно, было разрушено около 628 года во время арабского вторжения, однако со временем (предположительно, в X веке) еврейская община возродилась, о чем свидетельствует запись французского путешественника П. Белона, который упоминает ее существование в 1547 году. Местные жители занимались рыболовством и земледелием. Это последнее упоминание о Капернауме: судя по всему, уже к началу XVII века поселение перестало существовать.

С 1894 года территория Капернаума (приблизительно две трети) принадлежит католическому францисканскому ордену, который построил там монастырь рядом с руинами древнего города. севернее располагается православный греческий монастырь.

Капернаум в Евангелии

В Евангелии Капернаум называют городом Иисуса: Он, войдя в лодку, переправился и прибыл в Свой город (Мф 9:1). В Капернауме жили апостолы, братья Петр и Андрей. Это могло объяснять выбор Иисусом Капернаума как своего постоянного пристанища в Галилее: И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние (Лк 4:31). Из Капернаума апостолы отправлялись на рыбалку, и здесь Иисус совершил много чудес — исцеление тещи Петра, слуги сотника, страдавшего от паралича. У Иисуса не было собственного дома в Капернауме — он жил в доме Петра: он вошел в дом Симона; теща же Симонова страдала от сильной горячки; и просили его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке, и она оставила ее. Она тотчас встала и служила им. Когда же заходило солнце, все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему, и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их (Лк 4:38-40).

Очевидно, что апостол Петр, бедный капернаумский рыбак, жил в одном из домов, построенных из черного базальта. Но как определить, в каком именно? Чтобы ответить на этот вопрос, археологи с вниманием исследовали историю Капернаума после евангельских событий.

В первые века нашей эры Капернаум стал процветающим торговым городом. Возможно, именно это Иисус имел в виду, когда говорил: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф 11:23). В город потянулись паломники, стремящиеся посетить место, где проповедовал Иисус и где жили апостолы. Знаменитая паломница Эгерия, обеспеченная женщина (по другим предположениям, монахиня), совершившая паломничество в Святую Землю, вероятно, в 381-384 годах, оставила отчет о своём путешествии в форме длинного письма к своим близким — Itinerarium Egeriae, от которого сохранились лишь отдельные фрагменты. Например, она посетила Капернаум между 381 и 384 годами и оставила следующую запись: «В Капернауме дом главного из апостолов был переделан в церковь, но стены остались прежними, они стоят до сих пор. Здесь также есть синагога, где Господь исцелил человека». Это предполагает, что археологам нужно было искать не частный дом, а христианскую церковь!

Действительно, в ходе раскопок были обнаружены остатки древней церкви в форме восьмиугольника. Раскопки на месте церкви показали, что примерно до середины I века здесь находился обычный дом и жили люди; археологи нашли остатки керамики, которая использовалась для приготовления пищи в тот период. Однако уже в середине I века дом перестал быть жилым — домашняя посуда исчезла, зато в слоях этого времени были обнаружены большие сосуды для хранения и лампы, а на штукатурке, покрывающей стены, появились граффити, упоминавшие Бога Иисуса и Христа. В IV веке центральная комната дома была расширена, были добавлены два входа с севера и юга, а также построена более устойчивая крыша — именно такую церковь видела Эгерия.

Дом апостола Петра, где бывал Сам Иисус: как археологи умудрились обнаружить его спустя целых двадцать веков?

Существует мнение, что обустройством церкви занимался Иосиф Тивериадский, христианский святой IV века, который происходил из иудейской знати. Он крестился после того, как изгнал беса из одержимого человека, призвав имя Иисуса Христа. Позже, с разрешения императора Константина Великого, Иосиф построил христианские храмы в Тивериаде и Диокесарии. Свою жизнь святой посвятил проповеди христианства среди иудеев. В середине V века церковь приобрела форму восьмиугольника и мозаичный пол, а затем к ней была добавлена апсида с баптистерием.

Что здесь сейчас

Развалины древнего Капернаума находятся под управлением францисканского ордена. В настоящее время это место стало музеем под открытым небом. Современный францисканский храм, напоминающий «летающую тарелку на ножках», покрывает и защищает раскопанные археологами остатки дома Петра.

Дом апостола Петра, где бывал Сам Иисус: как археологи умудрились обнаружить его спустя целых двадцать веков?

Церковь доступна только для молящихся. Через стеклянный пол можно увидеть старые стены, где когда-то жили Петр и Иисус, а также древние граффити середины I века и остатки мозаики византийского времени.

Дом апостола Петра, где бывал Сам Иисус: как археологи умудрились обнаружить его спустя целых двадцать веков?

Конечно, если посещатель не является археологом, ему будет сложно представить себе, как выглядели эти камни в далеком прошлом. Поэтому паломники после францисканского участка направляются в храм Двенадцати Апостолов, который находится всего в нескольких десятках метров от музея и принадлежит Иерусалимской православной церкви. Этот белый храм с красными пасхальными куполами, хотя и не соответствует архитектуре времен Христа, создает атмосферу особого уединения и умиротворения. Рядом с храмом расположился зеленый сад — весьма вероятно, что такие сады когда-то окружали древний Капернаум; напротив — берег озера с чайками и рыбой, мелькающей в прозрачной воде. В саду существуют тенистые площадки с столами и каменными сиденьями, между которыми грациозно движутся разноцветные павлины. Следить за уходом и созданием красоты сада помогает отец Иринарх — греческий монах, своего рода местная достопримечательность, живущий просто и тихо, работая в саду и беседуя с паломниками. Поэтому лучше всего представлять себе, как жил Капернаум 2000 лет назад, именно здесь.

Дом апостола Петра, где бывал Сам Иисус: как археологи умудрились обнаружить его спустя целых двадцать веков?

Раз в неделю в церкви проводится литургия на славянском языке для русскоязычных православных, проживающих в этих местах.

История

Остатки Капернаума Нового Завета расположены на северном берегу Галилейского моря. Город был центром деятельности Иисуса в еврейской Галилее (Матфей 4:13, 8:5) и стал известен как «Его собственный город» (Мф. 9:1), где Он совершил множество чудес (Луки 4:31-35; Матфей 8:14-17; Марк 5:21-42) и посетил синагогу (Мк. 1:21-28). Капернаум также упоминается Иосифом Флавием (жизнь 72), который был доставлен туда после ранения в бою. Христианские источники византийского периода описывают Капернаум как село, населённое как евреями, так и христианами. В раннем мусульманском периоде (VII-VIII вв.) Капернаум продолжал процветать, но затем пришел в упадок и был оставлен в XI веке. Его руины именуются на арабском языке как Тель-Хум, сохраняя древнееврейское название Кфар Наум (деревня Наума).

Остатки зданий и синагоги были идентифицированы в 1838 году Эдуардом Робинсоном как Капернаум времён Нового Завета и с тех пор привлекают множество исследователей, в основном христиан. Францисканцы приобрели участок в конце XIX века и провели раскопки, в ходе которых были обнаружены в первую очередь здание синагоги и восьмиугольная структура к югу от неё. Синагога была частично восстановлена в начале XX века. Обширные раскопки на территории деревни, а также фундамент синагоги и восьмиугольного строения были восстановлены отцами-францисканцами в период с 1968 по 1972 годы. Раскопки проводились между 1978 и 1982 годами в районе греческой православной церкви к востоку от синагоги.

Капернаум был впервые основан в эллинистический период (II века до н.э.). В период служения Иисуса в Галилее (начало I века н.э.) это было небольшее еврейское селение. В позднеримский и византийский периоды (III-VII вв.) оно стало процветающим городом площадью 13 акров, находившимся вдоль берега Галилейского моря с умеренно наклонной местностью к северу. Жители являлись рыбаками, земледельцами и торговцами. Римская веха с надписью времён императора Адриана (начало II века н.э.) свидетельствует о важной дороге через село, связывающей Галилею с Дамаском.

Раскопки показали, что дома времён Второго Храма были распределены по островкам (кварталам), между которыми проходили улицы. Обычно они состояли из большого двора, окружённого жилыми помещениями, построенные из местного базальта и цемента, их стены были покрыты светлой штукатуркой. В каждом доме был только один вход с улицы. Дворы были вымощены базальтом, а лестницы были построены вдоль стен, что давало доступ ко второму этажу или крыше. Многие печи были найдены во дворах, а в домах содержались многочисленные шлифовальные камни, сделанные из базальта.

Капернаум в Библии

Капернаум называется «городом Иисуса». Давайте обратимся к Матфею 4:12-17, чтобы лучше понять обстоятельства, связанные с этим утверждением:

12 Когда Иисус услышал, что Иоанн был арестован, Он удалился в Галилею. 13 Оставив Назарет, Он пришел и жил в Капернауме, расположенном у моря, в земле Завулона и Неффалима, 14 да сбудется сказанное через пророка Исаию:

15 Земля Завулона и земля Неффалима,
Путь моря, за Иорданом,
Галилею язычников.
16 Люди, сидящие в тьме,
видели великий свет,
и сидящим в стране тени смертной
воссиял свет.

17 С этого времени Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо близко Царство Небесное».

Кроме того, город упоминается во всех четырёх Евангелиях и считается родным городом мытаря Матфея. Также Капернаум находится неподалеку от Вифсаиды, родного города апостолов Симона Петра, Андрея, Иакова и Иоанна.

Иисус недолго жил в Капернауме (но, как я помню, три года). Однако Капернаум был не просто временным прииском после Назарета. Именно здесь Иисус начал проповедовать, проводя время на обучении, исцелении и встречах со многими апостолами.

Посещение Национального парка

Одна из главных достопримечательностей Израиля весьма популярна как среди гостей, так и среди жителей страны. Здесь часто организуются групповые экскурсии, а также предоставляется возможность самостоятельного посещения. Парк открыт с 8:00 до 16:00 и работает ежедневно. В пятницу посетить парк можно до 15:00. Вход свободный.

Добраться до Капернаума можно на общественных автобусах, которые ходят достаточно регулярно, так что дорога не станет проблемой. Из Тверии курсируют автобусы №459 и №841. Если есть такая возможность, лучше воспользоваться личным автомобилем. Сначала следуйте по автодороге №90, затем поверните направо на дорогу №87. Примерно через 12 км к северу от Тверии вы доберётесь до Капернаума. Чтобы не заблудиться, можно воспользоваться картой, чтобы лучше понять местоположение этой известной израильской достопримечательности.

Что касается способа посещения, стоит выбрать то, что соответствует личным предпочтениям. Экскурсия с гидом позволяет узнать много нового о местности и ее значении, так как гид подробно рассказывает о каждом объекте. Если вам больше по душе исследование самостоятельно, то учитывая небольшую площадь парка, вы не потеряетесь. Кроме того, туристам предоставляются специальные карты и аудиогиды, которые делают экскурсию более увлекательной.

На что посмотреть в Национальном парке

Безусловно, красивый храм, расположенный в Капернауме, привлекает внимание гостей в первую очередь, однако это не единственное место, которое стоит посетить. Здесь имеется множество интересных объектов, таких как:

  • остатки украшений Белой синагоги, которые сохранились до наших дней;
  • старинная мельница, а также оборудование для получения оливкового масла;
  • развалины древнего города, где все еще можно разглядеть остатки зданий тех времён;
  • католическая церковь, построенная на месте, где находился дом апостола Петра;
  • памятник апостолу Петру, расположенный в непосредственной близости к католической церкви;
  • остатки византийской церкви, видимые через стеклянный витраж в полу храма.

Все эти значимые места указаны в туристических путеводителях, что позволяет вам с легкостью осмотреть их.

Безусловно, наибольшее восхищение вызывает церковь, поскольку её яркое и роскошное оформление никого не оставляет равнодушным. На стенах видны уникальные росписи, аналогичные тем, что мы встречаем на старинных предметах. Вокруг здания растут апельсиновые деревья, стоят огромные кактусы в горшках и другие растения, в результате создается гармоничная композиция.

Территория полностью обустроена для посещения, имеется туалеты и даже ресторан, где подают фирменное блюдо — жареную рыбу с обилием овощей и специально приготовленными маслинами.

Знакомство с древним городом обязательно принесет незабываемые эмоции и радостные впечатления. Не зря данное место называется Национальным парком, ведь оно является важной частью культурного наследия страны. В хорошую погоду открываются прекрасные пейзажи. Например, если встать лицом к озеру, справа можно увидеть горы Галилеи и город Тверия, а слева от древнего городка располагаются Голанские высоты, где также находятся множество интересных достопримечательностей.

Оцените статью
Хозяюшки