В 1960-е года он снялся в пяти картинах, среди которых значатся работы с такими мастерами, как Климов, Тарковский и Шепитько. Судьба подарила ему великолепный шанс вырваться из нищеты и обрести успех, но затем опустила на самое дно. Теперь стоило бы снять о нем фильм — поучительную историю о том, как не следует жить.
Этот фильм стал самым скандальным в СССР
Самая резонирующая и скандальная лента Советского Союза могла бы остаться забыта на полке, если бы не усилия, направленные на её показ Никите Хрущёву.
«Это пошлая антисоветская картина!» — так охарактеризовал фильм ректор Всесоюзного института кинематографии, Александр Грошев. Он ещё на стадии сценария требовал остановить съёмки, так как этот фильм должен был стать дипломной работой, гордостью курса — Элема Климова. Важно отметить, что ректор не проявлял антипатии к Климову, напротив, он хотел, чтобы его карьера не начиналась с такой проблемной картины. Однако на студии «Мосфильм» были другие взгляды на ситуацию, и допустили Климова к работе над фильмом до защиты диплома.
Для Климова это был его первый полнометражный фильм — до этого он лишь создавал учебные короткометражные ролики, и в каждом из них были дети. Позже он признается, что ни разу не был в пионерском лагере, хотя и сам был пионером и комсомольцем, гордившимся этим. Он стремился сделать фильм мягкой сатирой на советское общество, высмеивая бюрократов, стукачей и коррупцию. Кто бы мог предположить, что Климов создаст шедевр — добрую и очень смешную комедию.
«Кто угодно, но только не я!»
Режиссёру разрешили снимать фильм, однако опытные специалисты студии настаивали на том, чтобы роль начальника лагеря исполнил актёр с ярко выраженным комическим даром, например, Михаил Пуговкин или Николай Парфёнов. Но Климов жестко отказывался от всех предложенных кандидатов, именуя их «с глупыми рожами». Он желал, чтобы эту роль сыграл интеллигентный Евгений Евстигнеев, талант которого он высоко ценил. В финале ему поставили ультиматум: «Пусть играет кто угодно, только не Евстигнеев!» На что он парировал: «Тогда пусть фильм снимает кто угодно, но только не я!» Это смелое заявление удивило всех, но они всё же уступили. Так, в 1963 году, в фильме оказался несравненный актёр, который, по замыслу Климова, внесет пусть небольшую, но важную долю серьезности в картину.
Школьников искали в ближайших к студии московских учебных заведениях. Когда детей спрашивали, умеют ли они плавать, практически все руки вставали, даже у тех, кто на самом деле не умел плавать. Никому не хотелось оставаться в душном классе, когда можно погрузиться в другие приключения.
Витя Косых, впоследствии сыгравший Костю Иночкина, не умел плавать, но последовал за всеми, желая не упустить возможность. На пробы он прочитал стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», выпучив глаза, что очень понравилось режиссёру. После нескольких этюдов, где Витю просили сыграть возвращение его героя в лагерь, его кандидатура была утверждена. То, что школьник не умел плавать, выяснилось уже на съёмках, но один из инструкторов за неделю научил Витю держаться на воде.
Основным украшением картины стал Слава Царёв, мальчик, который постоянно спрашивал: «А что это вы здесь делаете?», — которого Климов встретил в троллейбусе, возвращаясь с женой, режиссёром Ларисой Шепетько, с пионерского праздника на Ленинских горах. Слава сидел прямо перед Климовым. Сначала он заметил два уха мальчика, которые были «забиты песком», и очевидно, что он возвращался с купания. Когда Слава вышел на остановке, Климов бросился к нему и постучал по плечу. Слава обернулся, а режиссер сразу понял, что роли для него нет, но обязательно нужно придумать что-то новое. Так в картине появился персонаж, которого киношники в титрах назвали «мальчик с профилем Гоголя».
Этот новый герой оказался интересным и с характером. Однажды «Гоголя» поймали в гостиничном туалете за курением сигарет. Когда его привели к режиссёру, он был бледен и не открывал рта. «Что, Слава, куришь?» — спросил Климов. Слава лишь промычал в ответ. «Как тебе не стыдно, Слава!» — тут Царёв раскрыл рот, чтобы оправдаться, и изо рта полетели мыльные пузыри! Они лопались в воздухе, и чем больше оправдывался школьник, тем больше пузырей собиралось в комнате. Заинтригованная Лариса даже отклонила книгу, чтобы понаблюдать за этим чудом. Оказалось, что Царёв с перепугу наелся зубной пасты, в попытках избавиться от запаха табака. Все хохотали до слёз.
Евгению Евстигнееву пришлось обучать школьников игре в карты, так как никто из них не умел этого делать, а по сюжету его герой должен был отобрать карты у детей. Актёр Алексей Смирнов вырезал для пионеров игрушки из дерева.
Один как идиотик.
Славе было примерно 12, когда Элем Климов, выпускник ВГИКа, начал работу над своей дипломной лентой «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Слава был школьником, пионером и жил в маленькой деревушке Троице-Голенищево, что недалеко от «Мосфильма», и после уроков развлекался с ребятами, катаясь зайцем на троллейбусе.
Строгий голос: «Ваши билетики?!» испугал ребят до смерти. Но уже через минуту контролёр вышел из роли и, обращаясь к Славу, спросил по-доброму: «Хочешь сниматься в кино?» Как именно это будет, мальчик понимал смутно.
— Мама у меня на ТЭЦ вахтёром работала, папа тоже простолюдин — рассказывал Царев. — Говорю же — я из крестьян, господи Боже мой!
Вскоре после Славы на свет появилась его младшая сестра. Денег в семье катастрофически не хватало.
— Мне предложили пройти отбор. Я спел песню (гимн пионеров «Взвейтесь, кострами!»), станцевал и рассказал стихотворение «Стрекоза и Муравей». В школе учился не очень хорошо, но выполнил все, что от меня требовали. А как же!
— Хулиганили с ребятами в школе?
— А почему сразу хулиганить? Я же не был хулиганом, и до сих пор не привлекался.
Климов предъявлял строгие требования к всем претендентам на роли и не сразу обратил внимание на маленького Славу.
— На пробы пришли триста детей. Элитных, наряженных. У многих родители были важные шишки. Я же пришёл один, как идиотик. Помню, пришёл домой и сказал: «Мам, меня там на съемки пригласили. Дядя один. Климов». Она переполошилась: «Славочка, зачем? Куда?». В чём была, поехала со мной на «Мосфильм». Жили мы в деревне, а стало быть — бедно.
Он так и не узнал, сколько он заработал за фильм, который сделал его известным в 1964 году. Гонорар получали родители.
— Я ведь 13-й номер был, тьфу, господи. Снимали в пионерлагере «Орлёнок». Я потом даже от школы отстал.
Климов — папа в искусстве
Когда картина, преодолев бюрократические препятствия и освободившись от ярлыков антисоветской, наконец, вышла на экраны, Славу Царева стали часто узнавать на улицах. Даже спустя полвека его останавливают с фразами: «Мы на ваших фильмах выросли».
— Добрая картина, мне нравится. А какой смысл? Понимаете, дети, вы — хозяева лагеря! Какого такого лагеря? Социалистического, коммунистического. Тогда многое из этого мы не понимали. Климов был гением. Я его называл «папой в искусстве». А он отвечал: «Я тебя породил, я и убью». Слушать, как меня бьют, было страшно. Ну, ведь какому ребенку понравится, если его бьют?
— Неужели вас били по-настоящему?
— А как же! Я ведь должен был кричать, а просто так не получалось. Климов был очень строгим. Даже подзатыльники давал.
Судьба была благосклонна к Цареву. Сказав: «Из тебя выйдет толк», она дала ему второй шанс, позволив сниматься у Тарковского в его фильме «Андрей Рублёв». Славе следовало лишь внимательнее прислушиваться к ней.
— Тарковский тоже великий режиссер. Я играл Андрея, друга Бориски (в этой роли снимался Николай Бурляев — авт.). Ой, ну у Андрея Арсеньевича всё было сложнее. Мы тогда объехали полстраны: Кижи, Владимир, Суздаль, где на один квадратный километр чуть ли не 37 церквей. А фильм в целом оказался жестоким: крови было немало! Татаро-монголы, зарезанные лошади.
— Как Тарковский относился к актёрам?
— Очень хорошо, очень хорошо! Но, тем не менее, он был требовательным. Ко мне же — с нежностью, ведь я был меньше и младше. У него были и такие, как, например, Солженицын.
— Анатолий Солоницын?
— Тьфу, ты, господи, Солоницын, конечно. С ребятишками режиссер был мягче. Но спуску всё равно не давал. Если что-то шло не так, ругал: «Я на тебя пленку трачу, свет, грим. Давай, прояви себя!» Отличным психологом был. Когда мы расстались, я оказался у Юсупова в фильме «Ташкент — город хлебный».
На самом деле эту картину снял узбекский режиссёр Шухрат Аббасов. Царев, вероятно, немножко перепутал, попросту позабыл. Он также говорил, что в фильме Климова ему нужно было кричать. Но зачем, если в его роли всего две фразы: «А чой-то вы тут делаете, а?» и, после того как его прогоняют: «Ладно, ладно». Напротив, в «Рублёве» Андрею задались и попросили, чтобы он кричал на самом деле.
Сложилось впечатление, что Царев не хотел ничего помнить. Отслужив три года на флоте, он покинул мир кино навсегда.
Трейлер >>
Волейбол!! Решающая игра на свалке. Трейлер №3 на японском языке
Самое интересное
Марина Могилевская стала мамой Виктории Романенко в детективе «В тени больших чисел»
СМИ: Ченнинг Татум и Зои Кравиц разорвали помолвку
Смотреть онлайн: Дайте шоу, Плевако и Дети перемен
Самые ожидаемые интернет-релизы ноября по версии Кино-Театр.Ру.
Елена Подкаминская станет Овчаркой 11 ноября
Кадры из фильма >>
Дополнительная информация >>
Если у вас есть дополнительная информация, пожалуйста, напишите о ней на данный адрес или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Мы будем весьма признательны за любую помощь.
Обсуждение >>
. Не столько он, сколько озвучившая его актриса Маргарита Корабельникова. Поэтому сопоставление его с Косых-Иночкиным не совсем уместно. Читать далее>>
. Не помню, чтобы в фильмах о пионерских лагерях была такая риторика. . С изысканной кокетливостью можно было бы и ограничиться. Юбки удлинить. . Смешно. . Вы стойкий человек. Читать далее>>
Для 1964 года этот фильм — подлинный шедевр! Никакой пионерской и коммунистической риторики, всё весело, с юмором, ребята такие смешные, естественные, озорные, а девчонки кокетливые! И так оригинально высмеивается. Читать далее>>
. Во время войны служил в особом отделе, много всего насмотрелся и наслушался. Позже работал следователем в военной прокуратуре. После разоблачения так называемого культа был переброшен работать с детьми. Читать далее>>
№1411 Волкова Наталья . А в «Бриллиантовой руке»? Гайдай предложил снять в эпизоде юного Максима Никулина Читать далее>>.
Кошки и куклы
Обойдя вдоль и поперек Бутово, мы с фотографом наконец нашли дом Царева. Мы приехали без приглашения, телефона у артиста не было.
Узнать мальчика с сачком оказалось несложно. Тот же взгляд и та же улыбка. Разве что не спросил: «А что вы тут делаете, а?»
Однако, нет. Взгляд выдал невыносимо уставшего от жизни человека, а грустная улыбка выдавала его ненависть к стоматологии.
Человек невысокого роста с помятым, морщинистым лицом. Он был в старом рваном свитере, покрытом кошачьей шерстью. Подвернутые джинсы выглядели, как будто взяты напрокат. Ботинки казались просто вынутыми с антресолей, предназначенные как для дома, так и для улицы. Такие люди обычно настораживают, если встретишь их на улице.
Вячеслав Царев в фильме «Андрей Рублёв» (1966-1969)
Обстановка в его квартире была немым, но ярким отражением его образа.
— Живу я просто и даже убого. Есть нечего, а выпить — это пожалуйста, — сиюминутно оправдывался он.
Огромный шкаф, сервант, одинокий стол, пара стульев и три кровати (одна стоит на кирпичах) — вот и всё убогое убранство однокомнатной квартиры, где проживали Царев, его жена Люда, старая кошка и два её толстых котенка. Похоже, что эти животные были единственными, кто помогал ему оставаться человеком. Они требовали заботы и внимания, но он не смог проявить заботу и любовь к детям.
— Первая жена работала метрдотелем в ресторане. Но её не устроил бывший артист, она нашла кого-то получше. А вот армейские друзья познакомили меня с Людой. Мы вместе уже полжизни. Она трудится диспетчером на стройке, там и квартиру эту получили. Но сейчас она на инвалидности. Люда маленькими куклами занимается — знаете, что это?. Я ей помогаю! У нас в коллекции нет двух одинаковых! Вон, смотри, мышонок спит в ягодке.
Когда он показывал свою коллекцию игрушек, его глаза засияли! Он стал смеяться, улыбка расцвела на лице, как в детстве. Но стоит начать разговор о жизни — и он вновь становился грустным.
Отслужив в армии, он сразу нашёл работу грузчиком. Он отказывал режиссёрам, когда им были интересны роли. Но отчего он не выбирал более удачное место под солнцем? В его жизни осталось множество вопросов без ответов.
Лучшей жизни не будет
— Ну, не хотел я больше сниматься. Не хо-тел!
— А что планировали делать?
— Ну, не воровать же. У меня сейчас временно нет работы.
— Очень жаль. Начинали же так хорошо!
— Да, хорошо начинал, а кончил плохо.
— Может быть, вы просто не подумали о продолжении? Некому было вас поддержать?
— Возможно! Да! Наверное, я поступил глупо. Просто у меня в голове было полно дурных мыслей. Думал: зачем мне это нужно?
— Грузчиком быть лучше?
— Но это ведь тяжёлая работа.
— А на прежней работе — умственная была. Вот там на руки давят, а тут давят на мозги.
Царёв рассказывал, что каждый раз в своей работе его что-то не устраивало, поэтому он уходил на другую работу. На самом деле, часто его самих выгоняли, в том числе из-за пьянства.
— Мы ведь вас еле нашли, поговаривали, что вы спились, умерли.
— Да что вы?! Неужели такое говорили? Нет, как видите, жив, здоров.
— Разве что выпивку любите?
— А кто не любит? И почему бы не выпить, если есть шанс?
Царёв не выглядел пьяным, поэтому, вероятно, он был недостаточно разговорчивым и сентиментальным. Он сидел и выглядел грустным.
— А теперь смогли бы сыграть, если вас пригласили?
— Я думаю, что испугаюсь камеры. Давно меня никто не звал. И типажа уже не того. Не то что только если найдётся роль, чтобы загримировать под Бабу-Ягу. Но всё равно, я уже не подхожу: старый, без зубов.
Родители Царёва сначала недоверчиво относились к тому, что их сын делает карьеру в кино, но потом гордились им. Однако их уже много лет в живых нет. Не осталось друзей из мира кино. Из армейских товарищей остались лишь те, кто пьёт или колется. И среди родных остались только жена и сестра. Поэтому, наверное, на вопрос: «Как же вы живёте без телефона?» — артист вздохнул: «А кому звонить?» И в этих словах была настоящая тоска! Чувствовалось одиночество!
К моменту нашего разговора он пережил уже два года без работы. Иногда кто-то давал ему немного подработать, помогал деньгами или продуктами. А в остальном. Царев жил замкнуто и не хотел ничего. Ни на что не надеялся.
— О чём мечтать? Лучшей жизни, наверное, уже не будет.
При этом он не жаловался, как многие, оставшиеся без дела. Не озлобился на мир и не проклинал власть. Несмотря на все трудности, он остался человеком: искренним, наивным и добрым.
28 июня 2006 года Вячеслав Царев покинул этот мир. Ему было всего 55 лет, или 54. Дата его смерти известна, но дня и месяца рождения нет в справочниках. Вот такая судьба.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов.