В древности говорили, что День Духа — это «именины земли», особый день отдыха и размышлений после радостного праздника Пятидесятницы или Троицы, который ознаменовал приход в мир третьего человека.
Духов День 2022 — когда и как празднуют День Святого Духа
Традиционный народно-христианский праздник с поэтическим названием День Духа православные христиане отмечают каждый июнь на протяжении многих веков с глубоким благоговением и надеждой на спасение. Другие названия этого праздника: Духов день, Иван-да-Марья, Понедельник Святого Духа. Его религиозная форма и традиции передавались из поколения в поколение на протяжении веков.
Это религиозное событие отмечается во всем христианском мире, но в разное время и в соответствии с определенными традициями и обычаями. Католики празднуют его на 50-й день после Пасхи (всегда в воскресенье). Римско-католическая церковь называет его праздником Сошествия Святого Духа.
У восточных славян и на Восточных Балканах праздник Святого Духа был частью традиционных памятных ритуалов и назывался Задушница, Русалия, День Святой Троицы. Кроме того, для восточнославянской традиции он ознаменовался поверьем, что в этот день на земле ничего нельзя делать, потому что земля в День Духа — именинник. Западные славяне, с другой стороны, посвятили его праздникам пастухов.
Когда отмечают Духов День
Православный праздник Святого Духа отмечается 13 июня 2022 года. Согласно традиции восточных славян, праздник Святого Духа является частью пасхальных торжеств, которые включают в себя все праздники, связанные с Пасхой, Воскресением и Вознесением Иисуса Христа. По этой причине не существует фиксированной даты празднования. Согласно церковным правилам, праздник Святого Духа отмечается на 51-й день после Пасхи, в понедельник, следующий сразу за праздником Святой Троицы.
Расчет ежегодной даты этого православного праздника прост: семь недель после Пасхи, или, проще говоря, в понедельник после Пятидесятницы. В 2022 году Пятидесятница (50-й день после Пасхи) приходится на воскресенье 12 июня. Итак, в следующий понедельник, 13 июня, в этом году отмечается Пятидесятница.
История праздника Святого Духа
Христианское событие, давшее начало традиционному празднованию Дня Святого Духа, восходит к евангельскому рассказу о сошествии Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после воскресения Христа и на десятый день после его вознесения, когда апостолы собрались в Иерусалиме по просьбе Учителя.
В новозаветной книге Деяний (2:1-18) это чудесное событие описано следующим образом: «Вдруг сделался шум с неба, как от сильного ветра, и наполнил весь дом, где они сидели. И явились им языки, как бы огненные, и почили на каждом из них. И все они исполнились Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух говорил с ними.
Получив эту возможность в соответствии с заветом Учителя, апостолы не только стали распространять благую весть о Христе и Его спасительные христианские заповеди, но и исполнились способностью творить чудеса и исцелять ради Христа.
Непосредственным мотивом введения этого праздника было желание прославить Святого Духа как одного из членов святой и животворящей Троицы, в противовес антитринитарной секте македонян, которые отвергали божественную природу Святого Духа и Его единство с Отцом и Сыном Божьим.
Красочный праздник Святого Духа, чествующий Церковь, отмечается православными после Святой Троицы. Древние традиции и вера, связанные с ним, интересны и самобытны и заслуживают внимания и осмысления.
История установления
Лука во 2-й главе Деяний апостолов подробно описал, как после обетования Спасителя на учеников сошел Святой Дух. Это произошло во время еврейского праздника Пятидесятницы, когда евреи вспоминают величайшее событие в своей истории: дарование десяти заповедей на горе Синай, где Бог говорил с пророком Моисеем. Но Пятидесятница, которая произошла после воскресения Христа, была особенной: Дух сошел на учеников Христа в виде огненных языков и «исполнил» их мудростью, пониманием и даром речи. Дух пришел в виде огненных языков и «исполнил их мудрости, разумения и дара разума» и остался с новорожденной Церковью до конца времен.
Сошествие Святого Духа на апостолов
Праздник существует с мая 381 года, когда он был введен на Втором Вселенском соборе. Там было сформулировано учение о Святой Троице и ее третьей личности — Святом Духе. Таким образом Собор отреагировал на распространение еретического учения еретика Македония, который утверждал, что третья личность Троицы была лишь творением, но не Богом. С тех пор Церковь знает знакомый нам Символ веры, в котором говорится о Духе:
«Я верю… в Духе Святом, Господе живом…».
Чтобы укрепить свою преданность ему, синодальные отцы решили отмечать праздник после праздника Святой Троицы, чтобы прославить Духа Божьего. Этот обычай появился на христианском Востоке, но не прижился на Западе. Византийские ереси не были поддержаны европейскими народами, поэтому их противостояние было неуместным. Именно поэтому католики называют праздник Пятидесятницы «Днем Духа», в чем есть своя логика: Третья личность Бога фактически открыла Себя человечеству.
Как отмечают Духов день?
Если есть возможность, конечно, обязательно посетите храм. До революции существовали и другие христианские традиции, особенно литания в полях, освящение земли, на которую нисходила благодать.
Особенности богослужения
Сегодня она традиционно начинается в Пятидесятницу, то есть накануне праздника Святого Духа, в воскресенье: после окончания торжественной мессы сразу же начинается вечерня. Она начинается с молитвы, обращенной к Третьему Лицу Святой Троицы.
Молитва
«Царь Небесный, Утешитель, Душа Истины, Который везде и наполняет все, Сокровище благ и Податель жизни, приди и поселись в нас, очисти нас от всякой скверны и спаси наши души, о Благословенный».
Обычно ее поют все верующие — впервые после Пасхи, когда молитва не исполнялась на праздник воскресения Христа.
Коленопреклонение
Впервые после Пасхи коленопреклоненная молитва совершается и на вечерне.
Коленопреклонение во время молитвы «Отче наш» в день Пасхи
Священник преклоняет колени и произносит специальную молитву:
- О даровании Божьей помощи душам всех верующих,
- об исполнении воли Божьей для каждого молящегося, об избавлении от зла мира, от искушений, о прощении грехов,
- Наконец, за упокой всех усопших; единственный раз в году Церковь обращается с особым прошением «о тех, кто в аду», о прощении и помиловании грешников.
Канон прп. Феофана
Особенностью Божественной литургии накануне праздника, совершаемой вечером (вечерня и полунощница вместе), является то, что во время литургии звучит канон святителя Феофана, обращенный к Третьему Лицу Святой Троицы.
«Обетование о приношении Христа теперь исполнилось, сошествие Духа через разделение языков было явлено ученикам, которые приняли единое Божество Троицы», — говорится в каноне святого Феофана Затворника.
— Разделение языков Духом — это сошествие Духа.
Вечерня накануне праздника довольно скромная: Например, не совершается помазание верных елеем и не читается Евангелие. А в сам понедельник, день Святого Духа, совершается месса, также с пением особых праздничных гимнов.
Традиции и суеверия
Среди них — широко распространенная вера в «страну дней рождения». Славяне издавна считали, что праздник — неподходящее время для сельскохозяйственных работ, так как поля «полны урожая», потому что вечером накануне праздника дух спускается в землю. Другими народными традициями являются:
- «Это была трапеза в поле, когда старейшина раскладывал часть еды на земле, взывая: «Роженица земли, дай нам урожай»,
- ходить, чтобы «услышать сокровища», как будто земля «открывает свои тайны»,
- гадания, когда девушки бросали в воду венки, которые они сплели сами,
- вера в то, что души усопших приходят на землю и «отпускаются», чтобы навестить своих близких на земле.
Одним из распространенных сегодня суеверий является представление о том, что Церковь молится за неверующих и самоубийц во время вечерни перед праздником. Эта идея возникла из-за прошения «о тех, кто в аду», которое является одной из молитв. На самом деле, молиться могут только те, кто крещен.
Красочный праздник Святого Духа, чествующий Церковь, отмечается православными после Святой Троицы. Древние традиции и вера, связанные с ним, интересны и самобытны и заслуживают внимания и осмысления.
История
Церковь установила этот праздник в память о сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после Пасхи. Он должен донести до людей величие Святого и Животворящего Духа, который является источником всей жизни. Он обладает всем, что находится во власти Отца и Сына, кроме жизни и смерти. В едином Боге есть три личности: Отец, Сын и Святой Дух. Так говорит православная церковь.
В Библии большинство ссылок и размышлений о Святом Духе можно найти в Евангелии от Иоанна. Но для праздничного дня Церковь выбрала чтение 18-й главы Евангелия от Матфея. В ней рассказывается притча о пастухе и заблудшей овце, о человечности и исправлении. В ней также говорится о власти, данной истинным православным христианам судить мир, и о важности молитвы за людей.
Традиции и обряды
В праздник Святого Духа колодцы освящаются священниками. Считается, что русалки прячутся в этих колодцах после того, как поднимаются из озер. Те, кто боится присутствия водяных духов в своем доме, ставят во дворе стол с хлебом и солью. После окропления колодцев святой водой священник посещает дома и окропляет стены святой водой.
Девушки бросают венки в воду и предсказывают их судьбу. Если венок упадет вниз, это принесет несчастье, но если он останется над водой, это принесет удачу.
Старшие женщины проводят церемонию «кормления земли». Они расстилают скатерти на лужайке или в поле и празднуют. Через некоторое время они прерывают свою трапезу, чтобы разбросать часть еды и оставить ее на земле.
В День привидений русалки покидают озера и реки. Они бродят по сельской местности и обеспечивают луга и поля влагой. Побеги становятся более толстыми и веретенообразными.
В день праздника на землю спускается священный огонь очищения, из которого изгоняются все нечистые духи. Накануне праздника с небес сходит Святой Дух. Он присутствует среди людей и входит в дома.