Цыгане: когда и как они появились в России

В таборах за решение мужских вопросов отвечает барон, а за женские — барониха. У женщин не принято вмешиваться в мужские дела, однако и у мужчин отсутствует привычка контролировать дела женщин.

Не существует народа преступников: интервью с писательницей и феминисткой Лилит Мазикиной о том, как живут современные цыгане России

Лилит Мазикина — это жительница новостройки на окраине Санкт-Петербурга, исследовательница феминизма, писательница и многодетная мать. Более того, Лилит — влашская цыганка, родившаяся в смешанной семье, и она открыто говорит о своём происхождении. Большую часть своего времени она посвящает сохранению культурного наследия своего народа. Лилит обучает желающих русскому цыганскому языку и традиционным танцам с бубном как в личных встречах, так и в дистанционном формате. Мы обсудили с ней, как живут русские цыгане, что им нравится и чего они боятся, где работают и о чем мечтают.

Если изучать культурную традицию России XIX века, становится очевидным, что цыгане в то время не воспринимались как чужие или враждебные. Табор изображался как что-то яркое и шумное, но тем не менее привычное. В одноименной поэме Александра Пушкина цыгане не только представлены более привлекательной группой, чем обычные горожане, но и в конечном итоге кажутся более цивилизованными: именно пришлый герой, которого приняли в таборе как своего, совершает преступление, убивает цыганку, и его в итоге изгоняют за эту дикость. В XX веке советский писатель Анатолий Калинин в своей книге «Цыган», по которой был снят фильм с таким же названием и его продолжение «Возвращение Будулая», создает образы цыган-фронтовиков, активистов и спекулянтов. Это разнородная, но все равно органично вписанная в жизнь страны часть населения.

Этническая нетерпимость в отношении моего народа начала возникать лишь за последние 30 лет, после распада СССР. Я полагаю, что во многом за это виновата риторика, выбранная СМИ по отношению к цыганам. В 1990-е годы в желтой, а потом и не в желтой прессе мой народ подавался исключительно через такие истории, как «злые цыгане выращивали наркотики в подвале», что в значительной степени формировало образ нас как преступников. Однако справедливо отметить, что данная проблема не ограничивается только цыганами: под раздачу в нынешних условиях попадают не только они, но и, по моим наблюдениям, вообще все жители и гости России с неславянской внешностью. Например, в 2020 году я читала новость, в которой сообщалось: «агрессивный мигрант избил приезжую девушку». И почему-то парень, имевший неславянскую внешность, автоматически стал для журналистов мигрантом, несмотря на то что Дагестан на самом деле является частью России.

Даже когда журналисты не акцентируют внимание на национальности тех, о ком пишут, они иногда находят способ подчеркнуть, что именно цыгане фигурируют в криминальных новостях. Используется пренебрежительное слово «ромалы» — это, кстати, лингвистически неверно. Правильное обозначение — «рома», тогда как «ромалы» представляет собой искажение звательного падежа этого слова, применяемое для придания ироничного оттенка. Кроме того, я встречала публикации, где нас называли кочевниками.

Проблема в том, что СМИ читают и смотрят люди, не склонные к критическому мышлению. Иногда это доходит до абсурда. Одна из моих знакомых цыганок принимала участие в съемках фильма вместе с сыном. Сыну во время съемочного процесса стало плохо, у него случился приступ астмы. Она позвала работниц студии и попросила вызвать врачу мальчику. На что они ей ответили: «Мы по телевизору слышали, что цыгане не болеют». Среди нас много аутоиммунных заболеваний и аллергий, а из-за таких передач вместо медицинской помощи мы сталкиваемся с агрессией.

Официально — не цыгане

В России многие представители моего народа скрывают свою принадлежность к цыганам, так как признание этого факта может быть крайне рискованным. Один знакомый работает в банковском секторе и делает это очень успешно. Однако его родственники и начальство строго запрещают ему говорить о своей национальности, поскольку никто не станет доверять деньгам цыгану. Это негативное восприятие по-прежнему присутствует, и люди избегают открытости по отношении к своему происхождению.

Возвращаясь к теме СМИ, стоит отметить такое явление, как «вайтвошинг», или обеление цыган. Например, российские музыкальные критики длительное время избегали упоминания национальности музыкантов из Gipsy Kings, просто называя их группой из Франции. Когда эти музыканты прибыли в Россию и дали интервью, на вопрос о названии они удивленно произнесли: «На самом деле мы — цыгане по фамилии Рэйес (что в переводе означает Короли), и на основании этого мы обыграли в нашем названии как свою фамилию, так и национальность». Такой откровенный подход мог бы помочь разрушить стереотипы и продемонстрировать многообразие их культурного наследия.

Я заметила, что в 1990–2000-е годы авторы статей о выдающихся музыкантах-цыганах старались не упоминать их национальность. Однако среди них есть множество талантливых исполнителей: Роби Лакатош со своим оркестром из 100 музыкантов, а также Михаил Эрденко, Валентина Пономарева и Олег Пономарев. Эти фамилии, безусловно, заслуживают внимания и признания в музыкальной среде.

В 2016 году вышел фильм Бориса Соболева «Бремя цыган», в котором цыгане изображены как наркоторговцы и социальные иждивенцы. Эта лента вызвала очередной всплеск цыганофобии. По поводу нее негативно высказались цыганские активисты, такие как Надежда Деметер. Тем не менее, фильм продолжает быть доступен для просмотра в интернете, и это поднимает вопросы медицинского и культурного подхода к нашему народу.

Еще много примеров можно привести, но я остановлюсь на том, что представление цыган в СМИ является серьезной проблемой. С ней пытался бороться выдающийся русский цыгановед Николай Бессонов, автор сайта «Цыгане России». Он написал несколько масштабных материалов с аналитикой «Цыгане и пресса», которые я бы рекомендовала для прочтения всем, кто интересуется этой темой.

Лично я сталкивалась с дискриминацией, гуляя по городу в традиционном костюме. Однажды на меня залаяла собака, и я слышала, как ее хозяева, мужчина и женщина, обсуждали меня в уничижительном тоне. Мужчина сказал: «Что такое?» А женщина ответила: «Да это цыганка идет». Мужчина даже попросил собаку напасть. К счастью, собака не знала этой команды. Я могла бы расправиться с ней, но для чего? Она ведь не виновата в том, что у нее такие недоумки-хозяева.

Существует ли среди цыган преступность? Конечно, да. Но я не хочу делать на этом акцент, так как уголовники имеются в каждой нации. Не существует народа преступников, точно так же, как не существует народа святых. Мы знаем о сицилийской мафии, но никто не называет всех итальянцев мафиози. Судить целый народ по худшим его представителям — это не что иное, как глупость.

Происхождение цыган — индийские корни

Основная трудность в изучении истории происхождения цыган заключается в недостатке письменных источников. Учёные могут полагаться лишь на лингвистические и этнографические методы. В XVIII веке немецкий ученый М. Грельман выдвинул гипотезу о том, что прародина цыган — Индия, основываясь на сравнении физического облика цыган и их языка с внешностью и языком индийских народов, выявив множество общих черт.

Постепенно к исследованию присоединились и другие ученые. Наиболее распространенной считается версия о том, что цыгане появились на северо-западе Индии. Некоторые исследователи также предполагают, что предки цыган были родом из центральной Индии и мигрировали на север лишь в V веке н. э. Одно можно утверждать с уверенностью — вымышленные теории XVIII и XIX веков, согласно которым цыган считались выходцами из Египта (это было придумано самими цыганами и прижилось на европейской почве) или потомками населения затонувшей Атлантиды, окончательно отошли в прошлое в XX веке.

1.jpg

Связь цыган с индийскими народами учёные доказывают схожестью их культуры с традициями индийских кочевых племён. Например, наты по сей день занимаются продажей лошадей, водят по селам медведей и обезьян, демонстрируя фокусы. Банджары кочуют от одной деревни к другой, занимаются торговлей, саперы славятся своими трюками по заклинанию змей, а арты — музыкой, а бихари — цирковым искусством. Все эти племена или касты внешне напоминают цыган, но многие исследователи считают, что на самом деле между ними и народом рома нет никакой генетической связи. Такие племена принято называть цыганоподобными.

Цыгане-рома: византийское наследие

Существует множество теорий о происхождении самоназвания европейских цыган — рома. До недавнего времени среди учёных преобладала версия, что это слово происходит от названия одной из низших каст Индии. На это указывает, например, самоназвание народа «ром» или «рома» (в других вариантах «дом» или «лом»). Лингвисты считают, что это слово восходит к индоарийскому «d`om», где первый звук может произноситься по-разному. Вероятно, это название имеет еще более древние корни. Учёные предполагают, что оно происходит от слова «ḍōmba», которое в классическом санскрите означало человека из низшей касты. Но существует также другая гипотеза, согласно которой самоназвание цыган может происходить от слова, означающего барабан.

Современные исследователи, однако, предпочитают относить происхождение слова «рома» к византийскому периоду существования цыган в XII—XIV веках. Длительное пребывание в империи ромеев оказало влияние на кочевников — они заимствовали множество греческих слов в свой язык. Эта гипотеза была выдвинута исследователем А. Синклером в начале XX века. Современные ученые склоняются к этой теории, подчеркивая, что именно в Византии сложилась общность кочевых народов и возникло цыганское самосознание.

2.jpg

В русском языке цыгане получили своё название из «Жития святого Георгия Афонского». Учёные продолжают спорить о том, кто конкретно упоминается в документе XI века. Возможно, антсинганос, указанный в источнике, вовсе не относится к народу рома, а к распространённой секты. Как бы там ни было, это название укоренилось в языке.

В других языках, например, в английском или испанском, цыган называют похожими словами, происходящими от слова «Egyptians» — египтяне. Это название возникло не случайно, поскольку, появившись в Европе, цыгане утверждали, что они родом из Египта. Это было подкреплено темным цветом кожей и их необычным языком, что и привело к тому, что европейцы стали называть народ рома египтянами, а позже — gitanos или Gypsies. Кроме того, существуют и другие варианты названий: французы именуют рома богемцами, а во многих языках прижилось название, подразумевающее «черный».

Откуда пришли цыгане

В Средние века цыган в Европе называли египтянами. Слово «Gitanes» является производным от термина «египтянин». В Средние века существовало два типа Египта: верхний и нижний. Цыган могли так называть из-за их миграции из верхнего Египта, который находился в области Пелопоннеса. Принято считать, что эта местность была отправной точкой миграции цыган.

Карты Таро, считающиеся одним из последних сохранившихся осколков культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников, что отражает их глубокие культурные связи с этой цивилизацией.

Несомненно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был основным маршрутом их миграции. Тем не менее, современные генетические исследования подтвердили, что цыгане имеют свои корни не в Египте, а в Индии.

Индийские традиции сохранились в цыганской культуре в виде практик, связанных с работой над сознанием. Механизмы медитации и гипноза среди цыган во многом схожи, и у них хорошие навыки в дрессировке животных, как и у индусов. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований, что является одной из характерных черт современного индийского общества.

Первые цыгане в России

Первые цыгане (группы сэрвы) прибыли в Российскую империю в XVII веке на территорию Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории датируется 1733 годом, когда Анна Иоанновна издала документ о новых налогах в армии:

«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны.»

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах появилось в том же году. Цыганам Ингерманландии разрешалось торговать лошадьми, так как они проявили себя как местные жители (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейший рост числа цыган в России происходил с расширением её границ. При присоединении к Российской империи части Польши появились польские рома, молдавские цыгане прибыли с присоединением Бессарабии, а после аннексии Крыма — крымские цыгане. Важно отметить, что цыгане не представляют собой однородную нацию, поэтому миграция различных этнических групп рома происходила по разным маршрутам.

Мифы и правда о цыганах: баронов не существует, есть цыганский суд (в полицию никто не пойдет), алкоголь порицается

– Цыганское общество очень патриархально, — говорит Деметер. – Я бы даже отметила, что цыгане сохраняют элементы русской культуры — 100 лет назад в России было то же самое. Женщины выходили замуж, причем если этого не происходило, молодым людям угрожали социальными последствиями. Престижом считалось иметь семью в молодом возрасте. Браки с представителями других народов не поощряются, но подобное случается. Важным аспектом является понятие «романипэ» — это означает нечто вроде цыганства, совокупности духа, культуры и норм. Верь в Бога, избегай алкоголизма, уважай старших — так бы я это описала. Если человек соблюдает эти правила, его примут в цыганскую семью.

Понятие «цыганский барон» — вымышленное. Есть старший среди цыган, который обычно знает язык окружающего населения и признан авторитетом. Когда кто-то спрашивает: «Кто у вас тут барон?», цыгане просто подыгрывают и ведут к этому уважаемому старшему, но официального титула или регалий нет.

Цыгане никогда не обращаются в полицию — это считается дурным тоном. Не из-за недоверия к законам, а потому что они верят, что смогут решить проблемы по обычаям своего сообщества — существует цыганский суд, целью которого является достижение консенсуса. Например, если кто-то не возвращает долг, старшие могут заставить вернуть деньги на «суде» — и каждый цыган выполняет обязанность вернуть долг.

Но не исключены и наказания. Если кто-то напился, обидел человека или нарушил общепринятые нормы, его могут изолировать на срок до полугода. В это время никто не должен общаться с ним, протягивать руку, или сидеть за одним столом. Даже посуду после него приходилось выбрасывать. Со своей стороны, наказанный обязан предупредить тех, кто не знает о его проступке, чтобы не ставить их в неловкое положение.

Через полгода все собираются и пьют из одного бокала, как символ прощения. Но если преступление невозможно простить, человека могут изгнать из табора. В прошлые времена это несомненно означало бы для человека смерть, но в современных условиях этой зависимости стало значительно меньше.

Цыгане не являются бездельниками. Чтобы стать ремесленником и содержать семью, нужна огромная самоотверженность и трудолюбие. Люди имеют иное представление, так как не знают, чем мы занимаемся на самом деле, но только видят, как мы торгуем на рынках.

При этом есть определенные виды трудовой деятельности, которыми никто не будет заниматься. Это основывается на представлениях о чистом и нечистом в культурном контексте. Например, цыганам не следует работать врачами (хотя последние годы среди нас появляются и врачи), убирать нечистоты или работать в качестве дворников. Но, например, работа на заводе вполне приемлема.

Российские цыгане никогда не просили милостыню. Этим занимались группы с севера Молдавии (которые говорят на молдавском языке), а также с запада Украины — Ужгорода и Берегово. Однако это важно понимать, так как это представляет собой религиозно-философское учение о карме, пришедшее из Индии. Если ты хочешь улучшить свою карму, должен подавать на улицах. И если кто-то решит подавать, значит, нужен и тот, кто будет принимать. Вот так и сложилась эта система.

Почему цыган не любят?

Прямо скажем, людям не нужна правда, они не стремятся к ее поиску, — объясняет Деметер. — Если вы напишете, что цыгане очень хорошие, трудолюбивые люди, которые учатся и среди которых есть ученые, инженеры, профессора и многие творческие личности, вам никто не поверит.

Если же вы подтвердите все стереотипы о нас, это вызовет огромный отклик. К сожалению, общество ожидает лишь подтверждения предвзятых суждений. Берется малое количество человек из любого народа, и на основании этого делаются выводы обо всей группе.

У меня отец — доктор наук (Георгий Деметер — советский ученый-историк, профессор, член президиума Международного союза цыган и Международного общества олимпийских историков — Спортс). В молодости, сразу после Великой Отечественной войны, он поехал в деревню на сбор картошки. Там пропала лошадь — и его закрыли, как потенциального преступника. К счастью, лошадь нашли к концу дня, а вот я не знаю, появилась бы я на свет, если бы не так случилось.

Вот такие стереотипы — они и смешные, и трагичные. Если цыган попал в город, значит, он и украл лошадь.

Или вот другая история. Восемь лет назад к нам приезжал журналист Борис Соболев с телеканала «Россия». Он сказал: «Хочу снять фильм про цыган — об их истории, о людях». Я, как полная необразованная девушка, поверила ему и помогала с процессом съемок. Однако в итоге он создавал наглядные и постановочные сцены, которые не отражали действительности, добавляя элементы наркоторговли в сценарий, создав своего рода фальшивое представление о нашей культуре.

Показав видеоролик с детским ансамблем в блоке про наркотики, он вызвал слезы у детей. Это вызвало огромные волнения среди родителей, потому что подобные изменения шокируют, равняются на ложные стереотипы. К сожалению, существуют группы цыган, которые никогда не занимались наркоторговлей. Лично я никогда не встречала подобных людей.

Но кто из общества этому поверит?

И вот это и пугает больше всего — насколько предвзятые представления укоренились. Цыгане, по этой причине, стали очень закрытыми на протяжении веков — среди своих это как-то спокойнее. Это и является одной из причин тяжелой интеграции. Зачем пытаться стать частью общества, которое отвергает?

Ведь как общается общество: «Не ходи туда, тебя цыгане украдут». А цыгане говорят своим детям: «Не ходи туда. Они что-то сделают, а потом виноват будешь ты. Или будет так: «Если ты будешь драться, они останутся сухими из воды». Каждый дитя слышал такие утверждения с юных лет. Все начинается с детства.

И как следствие, вырастает взаимная стена, преграда.

В последнее время ситуация меняется, но этот процесс не произойдет мгновенно. Это требует времени, и требуется много усилий.

10 малоизвестных фактов о цыганах — одном из самых загадочных народов на земле

Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы по одному разу в день получать самые интересные материалы. Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте.

Цыганская семья.

Цыгане — это один из самых, безусловно, непонятных и мифологизированных народов нашей планеты, и так было на протяжении многих веков. По всему миру ходят слухи о том, что когда цыгане приходят в город, они обольщают как мужчин, так и женщин, а затем крадут всё, что под руку попадается, включая детей. Существуют также многочисленные мифы о хитрых и загадочных цыганках-гадалках и цыганских таборах. В любом случае, даже если оставить все мифы и заблуждения в стороне, цыгане остаются одной из самых интересных этнических групп в истории.

1. Откуда они пришли

Цыгане мигрировали из Индии в пятом веке.

Происхождение цыган окружено множеством тайн. Иногда кажется, что они появились на планете каким-то таинственным образом. Возможно, этот фактор сам по себе способствовал возникновению страха у европейцев и созданию атмосферы таинственности вокруг цыганского народа. Современные ученые предполагают, что цыгане изначально массово мигрировали из Индии в пятом веке.

Эта теория утверждает, что их миграция была связана с распространением ислама, от которого цыгане стремились уберечь свою свободу вероисповедания. Согласно этой гипотезе, цыгане продвигались из Индии в Анатолию, а затем в Европу, где разделились на три отдельные ветви: домари, ломаврен и собственно сами цыгане. Другая теория утверждает, что существовало три отдельных миграционных волн на протяжении нескольких столетий.

2. Кочевой образ жизни цыган

Причина кочевого образа жизни цыган: выживание.

Около цыган сформировалось множество стереотипов. Кто не слышал о выражении «цыганская душа», которое применяется к свободолюбивым людям? В соответствии со стереотипами, цыгане стремятся к жизни вне общепринятых социальных норм, чтобы иметь возможность вести кочевой образ жизни, полный веселья и танцев. Однако реальность гораздо суровее.

На протяжении многих веков цыган часто насильственно переселяли из стран, в которых они обитали. Подобные принудительные выселения продолжаются и сегодня. Многие историки утверждают, что истинной причиной кочевого образа жизни цыган является банальное выживание.

3. У цыган нет родины

Цыгане официально объявлены внетерриториальной нацией.

Цыгане официально признаны внетерриториальной нацией.

Как правило, цыгане оказываются в роли людей без фиксированного гражданства. Большинство стран отказываются предоставить им гражданство, даже если они родились на их территории. Столетия преследований и замкнутый способ жизни народа привели к тому, что у цыган просто нет родины. В 2000 году цыгане были официально признаны внетерриториальной нацией, что ставит их в положение юридически «невидимых» людей.

Хотя они не подчиняются законам ни одной страны, они лишены доступа к образованию, здравоохранению и другим социальным услугам. Более того, цыгане не могут даже получить паспорта, что делает их путешествия сложными или вообще невозможными.

4. Цыганские гонения.

Нацистский режим преследовал и истреблял цыган.

Оцените статью
Хозяюшки