Сюрреалистическую фотографию описывали по-разному: странная, необычная, нереалистичная, нереальная, причудливая, абсурдная, иллюзорная, галлюцинаторная, удивительная, поразительная, дезориентирующая, подрывная, мечтательная, даже тревожная и анархическая.
Сюрреализм: что такое, история, представители
Сюрреализм — это новаторское движение первой половины двадцатого века в изобразительном искусстве, литературе и кино, характеризующееся использованием аллюзий (аллюзия происходит от латинского alludere — предполагать. Нечто риторическое, относящееся к предмету, который прямо не назван) и парадокс (парадокс от греч. paradoxos — «странный», «неожиданный» — ситуация, суждение, высказывание, объяснение или вывод, которые могут существовать в реальности, но не имеют логического объяснения) сочетания форм.
Весной 1917 года французский поэт, литературный и художественный критик Гийом Аполлинер (1880-1918) (настоящее имя на польском языке: Вильгельм Альберт Владимир Аполлинер). Вильгельм Альберт Владимир Аполлинарис де Вонж-Костровицкий) впервые придумал и использовал термин «сюрреализм» в своем манифесте «Новый дух», который он написал для скандального балета «Парад». Этот балет — работа композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто и хореографа Леонида Мясина:
«В этом новом союзе декорации и костюмы теперь создаются с одной стороны, а хореография — с другой, и нет никакого фиктивного дублирования». Он продолжил: «В Параде, как в своего рода сюрреализме, я вижу отправную точку для совершенно новых достижений этого Нового Духа».
Андре Бретон и Филипп Супо в 1919 году написали текст, созданный с помощью автоматического письма, «Магнитные поля» («Les Champs Magnétiques»).
Автоматические рисунки были созданы Андре Массоном, который «чертил» ручкой или карандашом на листе бумаги, пока из линий и точек не появлялись изображения.
Официальный стартовый сигнал для этого направления прозвучал в 1924 году, когда поэт и критик Андре Бретон опубликовал в парижском журнале «Литература» Манифест сюрреализма, в котором были изложены принципы нового художественного движения.
Автор писал: «Я верю в будущее слияние сна и реальности (этих двух, казалось бы, столь несовместимых состояний) в некую абсолютную реальность, сюрреализм, если можно так выразиться». Андре также замечает: «Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, направленный на выражение реального функционирования мысли устно, письменно или каким-либо другим способом. Диктовка мысли вне всякого контроля разума, вне всякой эстетической или моральной мысли».
Конечно, некоторые учителя эпохи Возрождения также использовали сюрреалистические мотивы в своих работах. Вспомним триптих Иеронима Босха «Сад наслаждений», который полон загадочных фигур, возникших в воображении учителя.
Триптих «Сад наслаждений» Иеронима Босха
Или работы Джузеппе Арчимбольдо в фантасмагорических (фантасмагория — скопление причудливых образов, видений, фантазий, хаоса, путаницы и гротеска) циклах «Времена года» и «Четыре стихии». Художник изображал человеческие портреты, составленные из живых и неживых предметов. Сальвадор Дали называл этого итальянского художника отцом сюрреализма.
В сюрреалистической живописи выделяют 2 направления.
Первый, веристический, представлен работами Дали, Эрнста, Магритта, П. Дельво и М. Циммермана. На картинах этих художников знакомые, узнаваемые предметы выглядят искаженными, как будто на них смотрят под необычным углом. Мягкие, «текучие» часы Дали становятся метафорой времени, оживляя неживое и заманивая зрителя в ловушку «отсутствия логики и смысла».
Второе направление — абсолютный сюрреализм. Его представители Ж. Миро, Танги, А. Массон полностью отказались от изображения реальных предметов. Ж. Миро пытается воспроизвести на своих полотнах воспоминания своего детства. Они полны диковинных птиц, рыб и насекомых. Картины Танги напоминают зарисовки из снов, в которых живут странные существа, лишь изредка похожие на людей.
Макс Эрнст
Немец Макс Эрнст (1891-1976) был пионером нового движения.
«Искусство не имеет ничего общего со вкусом». Макс Эрнст
В 1919 году художник создал свои первые коллажи. Для этого он использовал гравюры из научных публикаций и старых каталогов, рекламные брошюры и плакаты, страницы из популярных романов и так далее. Фрагменты всех этих разнородных «объектов» вылились в странное и абсурдное изображение на холсте. Эрнст создал целую серию таких работ, например, «роман в коллаже», состоящий из 149 композиций, «Сто безголовых женщин» (1929). В поисках техники, более зависимой от случайности, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж, как уже упоминалось, — перенос текстуры грубой или шероховатой поверхности на бумагу. Например, деревянную доску кладут на шероховатую поверхность и натирают грифелем или древесным углем, чтобы создать узнаваемый рисунок. Затем художник модифицировал полученное изображение в примитивный пейзаж с текстурами, напоминающими формы растений, клубки переплетенных корней или лаву и стоячую воду. Такие пейзажи населяли причудливые существа, напоминающие дубы, морских коньков и насекомых.
Макс Эрнст «Женщина, старик и цветок», 1923-1924 гг.
В 1941 году Эрнст переехал в США, поселившись сначала в Нью-Йорке, а затем в Аризоне. В 1951 году он создал серию миниатюрных пейзажей Аризоны, некоторые из которых были размером с почтовую марку; он назвал их «микробные картины».
Сальвадор Дали
«Сюрреализм — это не партия и не ярлык, а уникальное состояние души, не сдерживаемое лозунгами или моралью. Сюрреализм — это абсолютная свобода человека и право на мечту. Я не сюрреалист, я — сюрреализм» Сальвадор Дали.
Самый известный из художников-сюрреалистов — испанский художник Сальвадор Дали (1904-1989). Дали прославился не только своими картинами, но и работой в других областях и страстью к эпатажу. В 1921 году молодой человек поступил в Академию изящных искусств в Мадриде. Однако Дали не смог закончить работу. Профессора раздражала вызывающая одежда студента и его вопиющее незнание правил классической живописи. Однако он еще не нашел свой путь к искусству. В поисках самоопределения Дали отправился в Париж. В конце 1920-х годов Дали создал свои первые сюрреалистические работы — картины «Кровь слаще меда» в 1928 году и «Яркие радости» в 1929 году.
Автоматические рисунки были созданы Андре Массоном, который «чертил» ручкой или карандашом на листе бумаги, пока из линий и точек не появлялись изображения.
Сюрреализм
Сюрреализм возник во Франции в середине двадцатого века. Изначально движение не было художественным — его основы были заложены в литературном искусстве. В 1917 году поэт Г. Аполлинер использовал слово «сюрреалист» в своем произведении «Грудь Терезы». Однако классическим основателем считается А. Бретон, который выпустил журналы «Манифест сюрреализма» и «Сюрреалистическая революция».
Впоследствии это движение охватило также театр, живопись, скульптуру и кино. Однако большинство людей знают это движение по искусству.
Сальвадор Дали. Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения.
Сюрреализм зародился во Франции в 10-х и 20-х годах. Первая выставка сюрреалистов прошла в Париже в 1925 году.
Главная идея
Сюрреализм объединил прогрессивную молодежь в поисках нового искусства. Девизами мастеров были яростное противостояние науке, анархизм, абсурд, отсутствие каких-либо систем или ценностей, скандал и отрицание всего, что было раньше. Использовались иллюзии, инсинуации и парадоксы. А обычные люди просто воспринимали эту тенденцию как нечто фантастическое и эксцентричное.
Макс Эрнст: Глаз тишины
Основная идея — фантасмагорический характер сюжета, игра с предметами и явлениями. Из одного предмета создаются другие, фантазия переплетается с реальностью, различные разрозненные предметы объединяются в единое целое. Бессознательные фантазии, сексуальные комплексы, страхи и глупости, возникающие в сознании, начинают выражаться вовне.
Задача учителя — создать нечто безумное, что удивит зрителя. Впечатление должно быть создано, но, в отличие от импрессионизма, оно не должно быть положительным. Самые лучшие чувства для художника — непонимание, отвержение, негатив или даже страх.
Андре Массон. Преображение влюбленных
Приемы сюрреализма
Появляются новые техники, которые еще не использовались в живописи. Также используются старые техники мастеров, не признанных в то время, или техники, отвергнутые художественными критиками.
1. сочетание различных объектов и лиц 2. использование коллажей и фотомонтажа. 3. устранение жанра, смешение различных жанров. Натюрморт может быть портретом, пейзажем — композиции из деталей механизмов, животных вперемешку с инструментами, утварью становятся героями бытовых сцен вместо людей. 4. появление новых методов и названий: — Пулитизм — рисование путем разбивания сосудов с краской; — Деколлаж — разбивание, наслаивание предмета; — Дриппинг — случайное разбрызгивание или разливание краски; — Фроттаж — перенос изображения с рельефной поверхности на бумагу простым карандашом; — Фьюмаж — рисование сажей из восковой или парафиновой лампы.
С Альвадором Дали. Портрет моего покойного брата.
Сюрреализм стал воплощением бессознательного переживания человеком реальности. Детские страхи и взрослые поражения, внутренние комплексы, элементы личной неудовлетворенности жизнью — все это стало появляться в искусстве. Художники, писатели и фотографы больше не скрывают свои истинные чувства и мотивы и позволяют другим заглянуть внутрь и узнать что-то новое.