Что такое Сюрреализм. Сюрреализм что это.

Сюрреалистическую фотографию описывали по-разному: странная, необычная, нереалистичная, нереальная, причудливая, абсурдная, иллюзорная, галлюцинаторная, удивительная, поразительная, дезориентирующая, подрывная, мечтательная, даже тревожная и анархическая.

Сюрреализм: что такое, история, представители

Сюрреализм — это новаторское движение первой половины двадцатого века в изобразительном искусстве, литературе и кино, характеризующееся использованием аллюзий (аллюзия происходит от латинского alludere — предполагать. Нечто риторическое, относящееся к предмету, который прямо не назван) и парадокс (парадокс от греч. paradoxos — «странный», «неожиданный» — ситуация, суждение, высказывание, объяснение или вывод, которые могут существовать в реальности, но не имеют логического объяснения) сочетания форм.

Весной 1917 года французский поэт, литературный и художественный критик Гийом Аполлинер (1880-1918) (настоящее имя на польском языке: Вильгельм Альберт Владимир Аполлинер). Вильгельм Альберт Владимир Аполлинарис де Вонж-Костровицкий) впервые придумал и использовал термин «сюрреализм» в своем манифесте «Новый дух», который он написал для скандального балета «Парад». Этот балет — работа композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто и хореографа Леонида Мясина:

«В этом новом союзе декорации и костюмы теперь создаются с одной стороны, а хореография — с другой, и нет никакого фиктивного дублирования». Он продолжил: «В Параде, как в своего рода сюрреализме, я вижу отправную точку для совершенно новых достижений этого Нового Духа».

Андре Бретон и Филипп Супо в 1919 году написали текст, созданный с помощью автоматического письма, «Магнитные поля» («Les Champs Magnétiques»).

Автоматические рисунки были созданы Андре Массоном, который «чертил» ручкой или карандашом на листе бумаги, пока из линий и точек не появлялись изображения.

Официальный стартовый сигнал для этого направления прозвучал в 1924 году, когда поэт и критик Андре Бретон опубликовал в парижском журнале «Литература» Манифест сюрреализма, в котором были изложены принципы нового художественного движения.

Автор писал: «Я верю в будущее слияние сна и реальности (этих двух, казалось бы, столь несовместимых состояний) в некую абсолютную реальность, сюрреализм, если можно так выразиться». Андре также замечает: «Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, направленный на выражение реального функционирования мысли устно, письменно или каким-либо другим способом. Диктовка мысли вне всякого контроля разума, вне всякой эстетической или моральной мысли».

Конечно, некоторые учителя эпохи Возрождения также использовали сюрреалистические мотивы в своих работах. Вспомним триптих Иеронима Босха «Сад наслаждений», который полон загадочных фигур, возникших в воображении учителя.

Иероним Босх триптих «Сад земных наслаждений»

Триптих «Сад наслаждений» Иеронима Босха

Или работы Джузеппе Арчимбольдо в фантасмагорических (фантасмагория — скопление причудливых образов, видений, фантазий, хаоса, путаницы и гротеска) циклах «Времена года» и «Четыре стихии». Художник изображал человеческие портреты, составленные из живых и неживых предметов. Сальвадор Дали называл этого итальянского художника отцом сюрреализма.

В сюрреалистической живописи выделяют 2 направления.

Первый, веристический, представлен работами Дали, Эрнста, Магритта, П. Дельво и М. Циммермана. На картинах этих художников знакомые, узнаваемые предметы выглядят искаженными, как будто на них смотрят под необычным углом. Мягкие, «текучие» часы Дали становятся метафорой времени, оживляя неживое и заманивая зрителя в ловушку «отсутствия логики и смысла».

Второе направление — абсолютный сюрреализм. Его представители Ж. Миро, Танги, А. Массон полностью отказались от изображения реальных предметов. Ж. Миро пытается воспроизвести на своих полотнах воспоминания своего детства. Они полны диковинных птиц, рыб и насекомых. Картины Танги напоминают зарисовки из снов, в которых живут странные существа, лишь изредка похожие на людей.

Макс Эрнст

Немец Макс Эрнст (1891-1976) был пионером нового движения.

«Искусство не имеет ничего общего со вкусом». Макс Эрнст

В 1919 году художник создал свои первые коллажи. Для этого он использовал гравюры из научных публикаций и старых каталогов, рекламные брошюры и плакаты, страницы из популярных романов и так далее. Фрагменты всех этих разнородных «объектов» вылились в странное и абсурдное изображение на холсте. Эрнст создал целую серию таких работ, например, «роман в коллаже», состоящий из 149 композиций, «Сто безголовых женщин» (1929). В поисках техники, более зависимой от случайности, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж, как уже упоминалось, — перенос текстуры грубой или шероховатой поверхности на бумагу. Например, деревянную доску кладут на шероховатую поверхность и натирают грифелем или древесным углем, чтобы создать узнаваемый рисунок. Затем художник модифицировал полученное изображение в примитивный пейзаж с текстурами, напоминающими формы растений, клубки переплетенных корней или лаву и стоячую воду. Такие пейзажи населяли причудливые существа, напоминающие дубы, морских коньков и насекомых.

Макс Эрнст «Женщина, старик и цветок», 1923-1924

Макс Эрнст «Женщина, старик и цветок», 1923-1924 гг.

В 1941 году Эрнст переехал в США, поселившись сначала в Нью-Йорке, а затем в Аризоне. В 1951 году он создал серию миниатюрных пейзажей Аризоны, некоторые из которых были размером с почтовую марку; он назвал их «микробные картины».

Сальвадор Дали

«Сюрреализм — это не партия и не ярлык, а уникальное состояние души, не сдерживаемое лозунгами или моралью. Сюрреализм — это абсолютная свобода человека и право на мечту. Я не сюрреалист, я — сюрреализм» Сальвадор Дали.

Самый известный из художников-сюрреалистов — испанский художник Сальвадор Дали (1904-1989). Дали прославился не только своими картинами, но и работой в других областях и страстью к эпатажу. В 1921 году молодой человек поступил в Академию изящных искусств в Мадриде. Однако Дали не смог закончить работу. Профессора раздражала вызывающая одежда студента и его вопиющее незнание правил классической живописи. Однако он еще не нашел свой путь к искусству. В поисках самоопределения Дали отправился в Париж. В конце 1920-х годов Дали создал свои первые сюрреалистические работы — картины «Кровь слаще меда» в 1928 году и «Яркие радости» в 1929 году.

Автоматические рисунки были созданы Андре Массоном, который «чертил» ручкой или карандашом на листе бумаги, пока из линий и точек не появлялись изображения.

Сюрреализм

Сюрреализм возник во Франции в середине двадцатого века. Изначально движение не было художественным — его основы были заложены в литературном искусстве. В 1917 году поэт Г. Аполлинер использовал слово «сюрреалист» в своем произведении «Грудь Терезы». Однако классическим основателем считается А. Бретон, который выпустил журналы «Манифест сюрреализма» и «Сюрреалистическая революция».

Впоследствии это движение охватило также театр, живопись, скульптуру и кино. Однако большинство людей знают это движение по искусству.

Сальвадор Дали. Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

Сальвадор Дали. Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения.

Сюрреализм зародился во Франции в 10-х и 20-х годах. Первая выставка сюрреалистов прошла в Париже в 1925 году.

Главная идея

Сюрреализм объединил прогрессивную молодежь в поисках нового искусства. Девизами мастеров были яростное противостояние науке, анархизм, абсурд, отсутствие каких-либо систем или ценностей, скандал и отрицание всего, что было раньше. Использовались иллюзии, инсинуации и парадоксы. А обычные люди просто воспринимали эту тенденцию как нечто фантастическое и эксцентричное.

Макс Эрнст. Око безмолвия

Макс Эрнст: Глаз тишины

Основная идея — фантасмагорический характер сюжета, игра с предметами и явлениями. Из одного предмета создаются другие, фантазия переплетается с реальностью, различные разрозненные предметы объединяются в единое целое. Бессознательные фантазии, сексуальные комплексы, страхи и глупости, возникающие в сознании, начинают выражаться вовне.

Задача учителя — создать нечто безумное, что удивит зрителя. Впечатление должно быть создано, но, в отличие от импрессионизма, оно не должно быть положительным. Самые лучшие чувства для художника — непонимание, отвержение, негатив или даже страх.

Андре Массон. Метаморфозы любовников

Андре Массон. Преображение влюбленных

Приемы сюрреализма

Появляются новые техники, которые еще не использовались в живописи. Также используются старые техники мастеров, не признанных в то время, или техники, отвергнутые художественными критиками.

1. сочетание различных объектов и лиц 2. использование коллажей и фотомонтажа. 3. устранение жанра, смешение различных жанров. Натюрморт может быть портретом, пейзажем — композиции из деталей механизмов, животных вперемешку с инструментами, утварью становятся героями бытовых сцен вместо людей. 4. появление новых методов и названий: — Пулитизм — рисование путем разбивания сосудов с краской; — Деколлаж — разбивание, наслаивание предмета; — Дриппинг — случайное разбрызгивание или разливание краски; — Фроттаж — перенос изображения с рельефной поверхности на бумагу простым карандашом; — Фьюмаж — рисование сажей из восковой или парафиновой лампы.

Сальвадор Дали. Портрет моего покойного брата

С Альвадором Дали. Портрет моего покойного брата.

Сюрреализм стал воплощением бессознательного переживания человеком реальности. Детские страхи и взрослые поражения, внутренние комплексы, элементы личной неудовлетворенности жизнью — все это стало появляться в искусстве. Художники, писатели и фотографы больше не скрывают свои истинные чувства и мотивы и позволяют другим заглянуть внутрь и узнать что-то новое.

Оцените статью
Хозяюшки