? Собственный лес. Если его нет, лес создается искусственно, высаживая многолетние деревья. В лесу можно собирать ягоды и грибы, чтобы зарабатывать на их продаже. Наличие леса сегодня не является обязательным условием для создания поместья в России.
- Что такое поместье?
- Поместье — что это такое
- Какими были дачи при царе: Чем поместье отличалось от вотчины, как у дворян появились усадьбы и другие факты
- Вотчины
- Поместья и помещики
- Признаки поместья
- История поместий
- Сравнительная характеристика
- Стирание различий
- Расширение прав поместного дворянства
- Умаление вотчинного хозяйства
- Юридическое слияние понятий
- Сдача оброка феодалу
- Натуральное хозяйство
- ДОКУМЕНТ — Отрывки из указа Карла Великого, в котором он разъяснял управляющим королевскими поместьями, как вести хозяйство.
Что такое поместье?
Существует множество типов недвижимости — усадьбы, загородные коттеджи, тайные усадьбы, пентхаусы и поместья. Последние встречаются довольно редко, однако раньше они были распространены. В этой статье мы расшифруем определение поместья, расскажем о том, что это такое, и приведем примеры современной недвижимости, подходящей под этот термин.
Поместье — что это такое
Значение слова «поместье» варьируется в различных словарях. Например, историк В. О. Ключевский указывает, что это участок казённой или церковной земли, предоставленный государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условием службы, то есть в качестве вознаграждения за службу и одновременно как средство для ее выполнения.
Поместье в Древней Руси представляло собой форму владения земельной долей, обычно это был большой земельный участок площадью не менее 10 гектаров с различными постройками, включая жилые дома, инвентарь, плодоносящие деревья и поля. На территории поместья обычно располагалась усадьба. Что же такое усадьба? Это — большой дом площадью от 500 квадратных метров и более, как правило, двух- или трехэтажный, находящийся на участке с ландшафтным дизайном и зонами для отдыха.
Система владения земельными участками — поместьями — зародилась в Древней Руси в конце XV века, когда существовал феодальный строй. Первоначально наделы предоставлялись государственным или военным чинам, причем размер надела зависел от занимаемой должности и заслуг перед Родиной. Служащие низшего военного чина получали участки площадью от 27 гектаров, высшего — до 270 гектаров. При этом служащий не имел права выбора — он мог лишь согласиться на предложенный вариант или остаться ни с чем. Владение поместьем ограничивалось жизнью служащего и было условным: после его смерти семья не могла претендовать на участок. В истории встречаются случаи, когда поместья переходили по наследству, но чаще всего это происходило с семьями высших чинов.
Владение поместьем накладывало определенные обязательства. Например, каждый помещик — владелец поместья — нес ответственность за определенные повинности. Помещики должны были отправлять с каждого 27 гектара обрабатываемого поля одного человека в поход на государственную службу в полном обмундировании и на лошади.
Владение поместьем соединялось с владением населяющими его крестьянами. То есть помещик получал не только усадьбу и множество гектаров земли, но и работоспособное население.
По Указу о едином наследии, вышедшему в 1714 году, поместья и вотчины объединились в один вид жилой недвижимости. А уже в начале XVIII века появился закон о передаче имений в собственность. Поместья стали родовыми. Родовое поместье — это участок с домами, землей, усадьбой, инвентарем, который передавался по наследству. То есть им владели несколько поколений одной семьи до момента продажи, обмена или другого формата изменения собственника.
Вотчина, которую объединили с поместьем — тоже схожая форма собственности. В нее также входила земля, крестьяне, инвентарь, жилые и нежилые постройки. Но, в отличие от поместий, вотчину можно было передавать по наследству. Это — главная отличительная особенность.
Со временем, после объединения двух почти равнозначных понятий, появилось несколько разновидностей имений — свободные, заповедные, майоратные и родовые. Самым распространенным видом недвижимости стали родовые имения. В них проживали целыми семьями. Глава семьи часто распорядился делами, однако не мог проводить сделки с недвижимостью без согласия других членов семьи. Имение передавали по наследству, чаще всего сыновьям. Если сыновей в семье не было, в наследство вступала старшая дочь, при этом остальные дочери также считались собственниками недвижимости.
Какими были дачи при царе: Чем поместье отличалось от вотчины, как у дворян появились усадьбы и другие факты
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Новые усадебные традиции, формирующиеся в загородной жизни, сейчас вновь начинают складываться. То, что недавно претендовало на скромное название дача, теперь нередко замахивается на лавры поместий прошлых культурных эпох. Дворянская праздность на фоне провинциальной жизни, как на картинах художников XIX века и в произведениях Островского и Чехова. А вот какая была эволюция этих землевладений — от момента их возникновения до превращения — правда, очень незначительного числа — в музеи-усадьбы.
Вотчины
Землю стали делить с тех самых пор, как образовалось древнерусское государство. Начиная с IX века недвижимостью владели князья, а кроме них — дружинники князей и чуть позже — бояре. Спустя еще некоторое время в раздел земель включилась церковь: отдельные владения получали епископы и монастыри. Такая форма собственности на землю, которая подразумевала еще и права на живущих там крестьян, получила название вотчина, или отчина. Слово восходит к понятию «отец», поскольку право, которое носило это название, предполагало передачу — в первую очередь по наследству, от отца к сыну.
При этом вотчины могли дробиться, делиться между несколькими sons прежнего владельца. Феодал — а именно им был собственник такой земли — по своему усмотрению управлял своим имуществом, а также собирал подати с крестьян, вершил суд. К XIII веку вотчины стали основной формой собственности на землю. Зачастую они не представляли собой единую территорию: у богатых бояр могло быть несколько вотчин в разных частях государства, и ни в какое общее хозяйство такие участки земли не объединялись.
С образованием Московского княжества и централизацией власти статус вотчинных земель и их владельцев стал меняться. Права феодалов ограничивались, в том числе, например, право судить на территории своей вотчины. Появлялась другая форма права на землю — поместье. Передавалось оно тоже не так, как вотчина.
Поместья и помещики
Главным отличием поместья было то, что землю выдавали при условии нахождения владельца на военной или государственной службе. Наследовать и передавать в наследство поместье долгое время было нельзя — только владеть и пользоваться землей пожизненно. То есть, по сути, таким способом государство платило своим дворянам — взималось нечто вроде налога кровью — и обеспечивало материальную возможность служить. Земли выдавались как форма вознаграждения за службу и в качестве средства для выполнения своих обязанностей в отношении государя.
Когда в конце XV века царь Иван III, собиратель русских земель вокруг Москвы, отнимал у бояр вотчины в Новгородской, Псковской республике и Тверском княжестве, взамен он давал поместья, получая при этом пополнение в вооруженные силы или направляя новоиспеченного помещика на другую службу.
К концу XVI века поместья уже можно было оставить в наследство сыну, при условии, что тот обязуется нести государственную службу, как некогда — его умерший отец, прежний хозяин. А если помещик умирал, оставив вдову и незамужних дочерей, то некоторое прожиточное поместье полагалось и им — разумеется, в этом случае на службу никого не призывали.
Признаки поместья
Обширная территория. На Руси поместья от 27 гектаров земли получали низшие чины. Стандартная же площадь составляла около 100 гектаров и выше.
Фамильная усадьба. Главный дом отличался размерами и убранством. Он стоял в отдалении от хозяйственных построек. Его украшали колоннами, парадными лестницами, лепниной.
Водоем. Естественный или искусственно созданный пруд — любимое семейное место отдыха. Главные здания поместья могли построить вблизи озера или реки.
Лес, парк. Поместья окружали лесные угодья. В лесах крестьяне собирали ягоды, грибы и охотились.
Отсутствие высоких заборов. Вместо них сажали живую изгородь из деревьев и кустарников. Вокруг главного дома разбивали парк с аллеями.
Сельское хозяйство. Это были поля и пашни для выращивания сельхозкультур, сенокосы и пастбища для домашних животных.
Большое количество крестьян. Огромное хозяйство требовало множества рабочих рук. Некоторые помещики были хорошими хозяевами и строили крестьянам дома, школы и церкви.
Поместья располагались на больших территориях с лесами, полями и водоемами
История поместий
Для понимания, что такое поместье в истории России, заглянем вглубь веков:
- С X по XV век главной формой землевладения на Руси была вотчина, родовое гнездо. В середине XIV века в качестве поощрения служилые люди начали получать от правителей земельные наделы — служные земли и жалованья.
- Первое упоминание о поместьях относится к 1482 году. Тогда великий князь московский Иван III раздал своим людям конфискованные у новгородских бояр вотчинные земли. Фактически он ликвидировал вотчины, заменив их поместьями.
- Впоследствии владения выдавали служилым и приказным людям, а также высшим разрядам чинов. Размер поместья зависел от поместного оклада, который определялся Разрядным приказом.
- При Иване Грозном грань между вотчинами и поместьями начала стираться. Они вошли в единую систему земельных угодий, принадлежащих людям на службе у государя и членам их семей.
- В 1714 году Петр I издал Указ о единонаследии, в котором объединил поместья и вотчины под общим понятием недвижимое имение. Больше всего были распространены родовые имения.
В русской архитектуре выделяют виды поместий, сформировавшиеся на протяжении веков:
- Боярские усадьбы XVII века.
- Усадьбы помещиков XVIII-XIX века.
- Городские усадьбы XVIII-XIX века.
- Крестьянские поместья.
Вокруг главного дома поместья обустраивали красивый парк и сажали живую изгородь
Вы можете обратиться за сопровождением сделки купли-продажи недвижимости к агентам Самолет Плюс.
Сравнительная характеристика
В конце XV века на Руси сложились два вида собственности. Общими основными чертами вотчинного и поместного землевладения стали:
- Наличие угодий, включавших в себя земли, пастбища, постройки, деревни, инвентарь и т. п.
- Владение зависимыми крестьянами и использование их труда.
- Исполнение обязанностей по несению государевой службы.
Разница носила более масштабный характер и отличия можно представить в виде таблицы:
Пример | Вотчина | Поместье |
Принцип владения | Наследственный | Условный |
Хозяин | Князья, бояре, монастыри | Служилое сословие дворян |
Право наследования | Полное | При условии, что наследник продолжает службу отца |
Бездетность владельца | Имение остаётся в роду | Возвращается в казну |
Деление между наследниками | Возможно | Отсутствует |
Право купли, дарения, продажи | Имеется | Нет |
Налоги и сборы | Освобождены от большей части государственных повинностей | Помещичьи крестьяне платили царские налоги. Недоимки обязаны были возмещать помещики |
Необходимость укрепления самодержавной власти в стране в XVI—XVII веках, начиная с Уложения о службе 1556 года, обозначила тенденцию к сближению двух видов феодального землевладения в государстве.
Стирание различий
Понимание того, что нестабильное положение помещиков ведет к бесхозяйственности и экономически нерациональному землепользованию, заставило руководство страны пересмотреть их права на получаемые угодья. В XVI веке в правление Ивана Грозного правительство было вынуждено отменить жесткие правила, по которым пожалованная дворянам земля не могла передаваться родственникам. Были определены условия наследования.
Расширение прав поместного дворянства
С 15-летнего возраста дети, вступающие в государеву службу, допускались к владению отцовским поместьем. Тогда же оформилось правило не отнимать у детей отцовских владений. В 1618 году это было закреплено на законодательном уровне; причём к наследованию стали допускаться не только прямые потомки, но и боковые ветви родственников, что послужило мощнейшим стимулом для помещиков заботиться о своём хозяйстве и развивать его без опасения потери.
Также получило законодательное подтверждение правило выделять пенсионное обеспечение вдовам и дочерям погибшего кормильца. До этого оно назначалось произвольно. Но с середины XVI века были приняты нормы, согласно которым семья помещика не оказывалась без средств к существованию при потере её главы. Сходство признаков вотчины и поместья проявилось и в том, что с принятием Соборного уложения 1649 года последние разрешалось сдавать в аренду, менять и продавать с разрешения государства.
Умаление вотчинного хозяйства
В соответствии с планом великокняжеской власти, направленным на подавление оппозиции в лице крупных феодалов, в царствование Ивана Грозного большое количество родовых вотчин было попросту уничтожено, а их собственники казнены. Центральная власть получила опору в лице дворянства. Законами 1551 и 1562 годов ограничивались права крупных вотчинников. Фактически вотчина и поместье были уравнены на юридическом уровне уже введением принципа службы по отечеству.
Однако именно с крупными хозяйствами связаны первые признаки разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Только на хорошо развитой экономической базе могли создаваться первые мануфактуры и производства, в которых использовался дешевый труд крепостных крестьян.
Юридическое слияние понятий
На протяжении всего XVII века шло непрерывное правовое сближение вотчины и поместья, параллельно с всё большим закрепощением привязанного к земле крестьянства. Эти процессы привели к созданию сословно-монархического государства, в котором последние незначительные различия между боярством и дворянством были стёрты Петром I в его Указе о единонаследии от 1714 года. В нём вводилось общее для всех землевладений понятие — имение.
Понравилась статья? Поделитесь ей.
Сдача оброка феодалу
На господском дворе управляющий и приказчик по списку принимают у крестьян оброк. Через плечо приказчика перекинута связка с палочками, на которых в знак сдачи оброка делаются зарубки топором. Каждую палочку раскалывают затем пополам: одну половинку получает крестьянин вместо квитанции, а другая остаётся у приказчика. Слуги переносят продукты в амбар. Среди крестьян, сдающих оброк, — старик и его жена; они спорят с управляющим о размере оброка.
Барщина и оброк были главными повинностями крепостных крестьян.
Феодалы вводили всё новые поборы. Крестьян заставляли молоть зерно на господской мельнице, выпекать хлеб в господской печи, давить виноград на прессах феодала — и за всё это надо было платить! Феодалы брали с крестьян особую плату за проезд по мосту, реке или дороге.
Тяжелы были повинности крестьян и в пользу церкви. Они должны были отдавать ей десятую долю урожая и приплода скота. Это называлось церковной десятиной.
Феодалы жестоко эксплуатировали крепостных крестьян.
Натуральное хозяйство
Всё необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось внутри поместья. Несложными инструментами крестьянин строил себе дом, мастерил орудия труда, изготовлял посуду, одежду и обувь. Он обеспечивал продуктами и изделиями также своего господина, его семью и слуг.
В больших поместьях феодалы устраивали мастерские, где работали крепостные мастера; они изготавливали оружие, сбрую, ткани.
Ни феодалу, ни крестьянам почти ничего не нужно было покупать. Лишь за солью и железом отправлялись к местам, где они добывались, и выменивали их на продукты. Изредка в поместье заходил бродячий торговец с коробом на плечах. Он предлагал владельцу поместья купить драгоценности, шелка и другие предметы роскоши. Чтобы иметь деньги для покупки таких вещей, феодалы старались продать часть продуктов. Но продавать продукты было трудно, так как во всех поместьях производилось одно и то же. Поэтому даже у феодалов редко водились деньги.
Большая часть продуктов, получаемых от крестьян, шла на стол феодала. Владельцы поместий использовали их вместе со своими гостями и слугами. Остатки складывали в амбары и создавали запасы. Крестьяне имели так мало продуктов, что им едва хватало на жизнь; крестьянам нечего было продавать.
До XI века торговые связи между областями были слабыми.
В VI — X веках в Западной Европе безраздельно господствовало натуральное хозяйство, при котором всё необходимое для жизни производилось внутри поместья. При натуральном хозяйстве почти ничего не продавалось и не покупалось.
ДОКУМЕНТ — Отрывки из указа Карла Великого, в котором он разъяснял управляющим королевскими поместьями, как вести хозяйство.
Каждый управляющий пусть заботится о том, чтобы продукты в течение всего года в изобилии к господскому столу притекали.
Ежегодно посылать для нашего стола: овощи, рыбу, сыр, масло, мёд, горчицу, уксус, пшено, просо, зелень сушёную и свежую, воск, мыло и прочую мелочь.
В главных поместьях наших содержать не менее 100 кур и 30 гусей.
В покоях каждого поместья иметь постели, скатерти, кобры на лавки, посуду, крючья, топоры, свёрла, ножи и всякие вещи, чтобы не надо было где-нибудь их просить или занимать.
Женским помещениям нашим давать материал для работы: лён, шерсть, краски, гребни для чесания шерсти, мыло и прочую мелочь.
Чтобы каждый управляющий имел добрых мастеров: кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, сапожников, токарей, плотников, оружейников, мыловаров, пивоваров, хлебопёков и других, перечислять которых было бы долго.
Остатки от всякого рода продуктов хранить до нашего распоряжения, чтобы согласно приказу нашему или продавалось, или же оставалось в запасе.