С начала 21 века планетарии оснащаются современными цифровыми технологиями. Это управляемые проекторы, которые проецируют различные изображения и видео на купол планетария.
Томас Краупе: «Планетарий — театр разума, где создаётся мысль о людях и Вселенной»
Идея создания реалистичного изображения ночного неба возникла еще в глубокой древности. Первый планетарий был создан Архимедом во втором веке до нашей эры. По данным Министерства иностранных дел Германии, в стране насчитывается около 100 планетариев. Первый планетарий был открыт 18 июля 1926 года. Среди лучших из них — Гамбургский планетарий. Немцы знают, что гораздо лучше смотреть на звезды, чем изучать их по атласу. Поэтому они любят посещать планетарии. Директор Гамбургского планетария Томас Краупе объясняет Хайтеку, как выглядит современный планетарий, какие возрастные группы и программы доступны, и какие технологии будут использоваться для развития планетариев в будущем.
Читайте «Хитек» на
Томас Краупе является директором Гамбургского планетария с 2000 года, астрофизиком, двукратным президентом Международного общества планетариев (IPS) и консультантом по иммерсивным шоу.
Гамбургский планетарий — это туристическая достопримечательность Гамбурга, действующая с 1930 года. Благодаря проектору Zeiss Universarium 9 посетители планетария могут увидеть 9 000 звезд. Ежегодно его посещают более 300 000 зрителей всех возрастов. Для них существуют различные образовательные программы.
Планетарий: модель Вселенной или шоу?
— Может ли современный планетарий быть иммерсивным, театральным представлением? Как эти противоположности сочетаются друг с другом?
— В планетарии всегда было что-то театральное, потому что это пространство без стен. Как только гаснет свет, мебель исчезает и появляется «бесконечное пространство». Первые планетарии были не просто музеями ночного неба, а преследовали более глубокую цель. Фон Миллер, основатель Немецкого музея в Мюнхене, планировал создать комнаты для посетителей, в которых были бы представлены не только модели Вселенной и мира, но, в частности, геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной.
Благодаря достижениям в области цифровых технологий теперь можно решить эту проблему с помощью одной комнаты. Земные перспективы чередуются с космическими без резких переходов. Планетарий — это театр разума, где рождаются мысли о людях и Вселенной. Это рассказ историй и размышление над вопросами бытия: о человеке, Вселенной, мифологии или современной науке.
— Ваш планетарий первым использовал стереоскопическое изображение с разрешением 8K и 3D-звук. Сколько стоила такая идея и кто финансировал модернизацию?
— Оборудование планетария, включая механический звездный проектор, обошлось примерно в 8 миллионов евро. Посетители оплатили часть расходов. Другую часть оплачивает городской отдел культуры.
— Какие технические инновации были сделаны в планетарии?
— Нам пришлось перейти на современную цифровую систему. Были установлены мощные компьютеры с повышенной производительностью и устройством вывода графики. Сейчас мы имеем доступ к самому большому трехмерному цифровому атласу и самым большим базам данных о Вселенной в режиме реального времени. Возможности цифровой технологии, позволяющей визуализировать весь купол, настолько велики, что атмосфера вселенной, в которую погружаются посетители, максимально приближена к реальности.
— В центре зала Московского планетария стояла странная машина со множеством отверстий и деталей, которые вращались вокруг нескольких осей. В современных планетариях цифровые проекции уже используются повсеместно?
— Хотя многое изменилось, все еще можно наблюдать похожую картину. В некоторых планетариях, например, в Гамбурге, мы видим «гибриды», сочетающие классические механические звездные проекторы и цифровые проекторы в полном куполе.
В музее «Урания» (Московский планетарий) выставлены фрагменты проекционного оборудования предыдущих поколений. Первый имел заводской номер 13 (1929 год), второй 313 (1977 год). Новый аппарат, Universarium 9, имеет номер 613. Все три аппарата были изготовлены компанией Carl Zeiss.
Старые оптомеханические устройства использовали свет проекционной лампы неэффективно. Они создали изображение звезд, пропуская свет через маску — кусок алюминиевой фольги с маленькими отверстиями.
В Universarium 9 маска состоит из непрозрачного покрытия на задней части проекционного объектива. Отверстия, соответствующие звездам, просверливаются лазером в покрытии, и в каждое отверстие вваривается нить стекловолокна.
Волокна связываются в пучки и освещаются проекционной лампой, свет которой используется полностью. В результате получается яркое, четкое изображение 9 000 звезд — такое небо, которое можно увидеть только на большой высоте.
Это сочетание создает реалистичное изображение ночного неба с сильной имитацией космического пространства. В ближайшие несколько лет активный самосветящийся светодиодный купол просто сделает сегодняшние прожекторы устаревшими. Машины и проекторы могут быть очень популярными и знаковыми, но когда в комнате становится темно, в конечном итоге важна не технология, а реалистичность и качество аудиовизуальной иллюзии, которая вовлекает зрителей в сюжет.
Почему возраст не важен, а шоу может чему-то научить
— В планетариях более 50 % посетителей моложе 18 лет. Какова причина установленного вами возрастного ограничения в 12 лет?
— Наш планетарий предлагает около 30 программ для разных возрастных групп, даже для малышей от 3 лет. Большинство программ рассчитано на детей в возрасте от пяти до шести лет. Более сложные программы с условиями и специальными участками предлагаются для молодых людей в возрасте от 12 лет и старше. В целом, есть программы для всех возрастов. Семьи всех возрастов предпочитают приезжать по выходным. Для подростков от 12 до 16 лет предлагаются захватывающие вечерние шоу.
— Если дать четкое определение планетарию, то что это — шоу, научный инструмент или образовательный центр?
— Многое зависит от целей. Планетарий можно рассматривать как виртуальный телескоп, микроскоп или машину времени для изучения больших данных и великих открытий. Планетарий в целом — это нечто большее, «зал бесконечности», уникальное место, где люди собираются вместе, чтобы узнать о своей связи со Вселенной. Одних фактов и цифр недостаточно. Театр должен говорить с душами и сердцами, затрагивать интеллект и эмоции. Мне не нравится термин «шоу». Планетарий имеет гораздо более глубокое значение: он тренирует воображение, дает ощущение величия и ответственности и помогает изменить мышление в пользу лучшего будущего.
— В России в последние годы планетарии массово закрываются, а заброшенные помещения отдаются под церкви. Что вы думаете об этом?
— Я надеюсь, что что-то изменится. Есть несколько впечатляющих примеров этого. Например, Планетарий № 1 в Санкт-Петербурге. Цифровые медиатехнологии открывают большие возможности не только для астрономии, но и для всех отраслей науки и искусства. Теперь стало возможным взаимодействовать со зрителями в иммерсивных театрах, которые мы назвали планетариями.
Россия отличается не только удивительным наследием и гордой историей передового опыта во многих областях науки и техники. Его история знает великих героев космических программ СССР. В России я встречал много умных и образованных молодых людей. Я считаю, что они создадут новые формы современных планетариев. Помимо шикарных театров оперы и балета и концертных залов, каждому городу для лучшего будущего необходим современный планетарий. Чтобы воплотить эту идею в жизнь, необходима поддержка на уровне города и правительства.
Планетарий снижает стоимость образовательных поездок, расширяет возможности учителей, а также может обогатить досуг детей и молодежи.
Зачем придумали планетарии?
Действительно! Зачем приглашать людей в помещение и показывать им искусственное ночное небо, если они могут просто посмотреть на небо ночью? Первоначально планетарий был задуман как развлекательное или образовательное зрелище, посвященное астрономии.
Это слово имеет два значения. Один передает классическое представление конкретного здания. Обычно это своего рода купольный театр с креслами и платформой (экраном) на крыше. Он используется для моделирования движения планет, звезд и других небесных тел.
В целом, планетарий призван предоставить интересную информацию о Вселенной и заинтересовать людей (чаще всего молодое поколение) астрономией. По сути, это спектакль с научными элементами (научно-популярные лекции), поэтому визуальные элементы дополняются повествованием и музыкой. Когда я был ребенком, они также показывали «Ну, погоди!» перед началом.
Появление в современном виде
Планетарий Эйс Айсинга
Успешным предшественником современной эпохи является планетарий Айзинга. Строительство началось в 1774 году и заняло около 7 лет. Удивительно то, что он работает и по сей день и считается старейшим действующим планетарием в мире!
Это конструкция, прикрепленная к потолку дома Айсинги. Он создал механизм Солнечной системы, в котором движение каждой планеты соответствовало реальной модели космического времени. Некоторые считают, что планетарный телескоп был разработан Айсинги, чтобы успокоить людей, опасавшихся надвигающегося парада планет в 1774 году. В листовках говорилось, что это событие уничтожит всю систему или только Землю. Но… мы все еще здесь.
Начало заложено в Древнем Египте
Гробница Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Давайте вернемся к началу. Перед нами предстает один из самых известных древнеегипетских архитекторов Шенмуд (в истории сохранилось мало имен египтян, не принадлежащих к царской семье).
Его талант можно увидеть в созданных им архитектурных памятниках. Он работал во время правления фараона Хатшепсут (18-я династия Нового царства). Нас интересует один конкретный проект, который был завершен около 1473 года до н.э. Это восхитительный храм-храм Дейр-эль-Бахри, который был случайно найден во время раскопок в 1925-1927 годах.