Не нужно представлять себе настоящий патриотизм. Наверное, каждый писал в школе сочинение или изложение о том, что это за великое чувство. Истинный патриотизм характеризуется любовью к своей стране, к своему народу.
- Что такое патриотизм и почему он нужен прежде всего нам самим
- Патриотизм — это нравственное убеждение
- Почему нас отговаривают быть патриотами?
- Патриотизм в истории
- Отвержение патриотизма универсалистской этикой
- Раннее христианство
- Современные христианские авторы о патриотизме
- Современная критика патриотизма
- Виды патриотизма
- Ложный патриотизм
- Квасной и истинный патриотизм
- Зачем нужен патриотизм: какие функции он выполняет
- Примеры патриотизма из современной жизни
- За рубежом
- Критика и негативные стороны
- Заключение
Что такое патриотизм и почему он нужен прежде всего нам самим
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Ученые считают, что любовь к родине генетически заложена в человеке.
Древние люди знали, что шансы на выживание в дикой природе могут быть максимально увеличены только в группе. Объединив свои племена, они боролись за свои земли и имущество и защищали друг друга от представителей других племен.
Поэтому на вопрос «Что такое патриотизм?» можно ответить кратко: «Это положительное чувство к своей стране, основанное на инстинкте самосохранения».
Патриотизм — это нравственное убеждение
В переводе с греческого «patria» буквально означает «родина».
Патриотизм — это нравственное убеждение, основанное на любви к родине, ее традициям, истории и культурным ценностям. Желание быть гражданином своей страны и говорить на ее языке. Стремление защищать интересы своего народа, часто в ущерб собственным интересам.
Патриотизм характеризуется следующим:
- Эмоциональная привязанность к родине. Патриот, уезжающий за границу, часто страдает от ностальгии: ностальгии по своему городу, его людям и их менталитету, его традициям и т.д,
- чувство привязанности к государству (я русский!),
- забота о настоящем и будущем страны (люди интересуются тем, что происходит внутри государства),
- готовность поступиться собственными интересами ради блага страны. В качестве примера можно привести многочисленные истории времен Второй мировой войны, когда молодые люди в возрасте до 18 лет подделывали документы, чтобы отправиться на фронт и защитить честь своей страны.
Кстати, о том, что такое патриот. Термин происходит от греческого «patriotes», что означает «земляк».
Психологи установили, что чувство патриотизма сильнее всего проявляется в возрасте 8-18 лет. В этом возрасте они не обременены семьями, взрослыми проблемами и трудностями и поэтому посвящают все свои амбиции (что это такое?) любви к родине.
Почему нас отговаривают быть патриотами?
Противоположностью патриота является космополит (продукт глобализации общества) — человек, который считает, что все люди — братья и сестры, граждане мира, планеты. Это стирает различия между странами и народами, а вместе с тем их исторические ценности и культуру, способствует национальному единству.
Патриотизм — это очень глубокое чувство, которое формировали сотни тысяч поколений наших предков. Она является одной из самых «истинных» и ошеломляющих. Если вы никогда не испытывали этого, вы многое упустили.
В жизни человека не может быть слишком много таких чувств. Это как любовь — ее очень трудно описать, но те, кто ее испытывает, поймут ее без слов. Те, кто не может испытать это, будут называть это глупостью или чем-то другим (надеюсь, более простым для них и не таким оскорбительным).
У патриотизма есть одно очень важное качество — он объединяет. Как ничто другое. Это делает общество монолитным. Это очень хорошо для страны, но очень плохо для ее конкурентов, которым, конечно, все равно. Россия большая, и Запад всегда подсознательно боялся ее.
В США патриотизм — это национальная идея. Они вывешивают флаги на своих домах и очень гордятся своей страной (в которой больше всего заключенных и бездомных в мире по отношению к общей численности населения). Это хорошо для США. Но плохо то, что то же самое может произойти и в других странах.
Этого не должно произойти, и поэтому «Запад» продолжает «гадить» на мозги наших детей (как и столетия назад) и превращать их в космополитов (нигилистов — они только отрицают, но ничего не предлагают). Примечательно, что это не стоит многого (партнеры всегда довольствовались тридцатью сребрениками).
Битва за умы ведется не только в нашей стране, но и во всем мире. Чтобы сохранить свою гегемонию, «Запад» вынужден препятствовать усилению своих реальных или потенциальных соперников. На самом деле, их очень много (полмира). Так что мы не одиноки в этой борьбе (мы не единственные, кого это касается).
Запад обладает непропорционально большими информационными возможностями (хотя, возможно, это его конечное преимущество) и не обременен моральными принципами, как мы (потому что наша сила — истина!).
Мы должны понять, что идет информационная война и что мы не в состоянии выиграть ее, но мы выиграем ее любыми средствами. Потому что за нами правда, и в ней вся наша сила!
Вы так не думаете? Тогда прочтите эту оду патриотизму:
Я обнаружил, что у меня большая семья. И на тропинке, и в лесу, в поле каждый колос. Солнце, голубое небо — все мое, мой милый! Это мой дом! Я люблю всех людей на свете!
Лично я хочу быть патриотом только из чувства противоречия. Может быть, я бы и прошел мимо, но когда они так нагло и беспардонно пытаются указать мне «правильное направление» и не дают мне морального права быть патриотом только потому, что это удел высшей касты (особой нации, как сказал их бывший) — «тогда я встаю».
Я не должен. Я не единственный. В этом наша особенность — мы инстинктивно сопротивляемся внешнему давлению. Возможно, именно поэтому мы пережили все попытки задушить нас на протяжении тысячелетий.
Любить свою страну так же естественно и понятно, как любить свою семью (мать, жену, детей). Это то же самое, только в большем масштабе. И это право человека должно уважаться, а не нарушаться. Она есть у всех, а не только у жителей нескольких стран.
Живой, активный патриотизм характеризуется именно тем, что он исключает всякую межнациональную вражду, и человек, вдохновленный таким патриотизмом, готов работать для всего человечества, если только он может быть ему полезен. Николай Александрович Добрилюбов
Патриотизм в истории
Кто поляк, штык! Польский патриотический плакат с призывом к защите отечества от советского вторжения (1920 г.), с отрывком из «Варшавянки 1831».
Сам термин имел разные значения и понимался по-разному. В древности термин patria («родина») относился к родному государству, но не к более крупным сообществам (таким как «Греция», «Италия»); таким образом, термин patriota обозначал, например, сторонника своего города-государства. Общий греческий патриотизм существовал, по крайней мере, со времен греко-персидских войн, а особое чувство итальянского патриотизма можно увидеть в произведениях римских писателей раннего имперского периода.
В Римской империи патриотизм существовал в форме местного патриотизма «городов» и имперского патриотизма. Городской патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры пытались создать имперские культы, некоторые из которых были основаны на обожествлении императора, чтобы объединить население империи под руководством Рима.
Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляло позиции городского патриотизма8. Проповедь равенства всех народов перед Богом способствовала сближению народов Римской империи и предотвращала местный национализм. На городском уровне проповеди христианства противостояли патриотически настроенные язычники, которые видели в местных культах основу процветания города. Ярким примером такого сопротивления была реакция ефесян на проповедь апостола Павла. В этой проповеди они увидели угрозу местному поклонению богине Артемиде, которое было основой материального процветания города. (Деяния 19:24-28)
Имперский Рим, в свою очередь, рассматривал христианство как угрозу имперскому патриотизму. Хотя христиане проповедовали послушание властям и молились о благополучии империи, они отказывались участвовать в имперских культах, которые, по мнению императоров, способствовали бы развитию имперского патриотизма.
Проповедь христианства о небесной родине и его взгляд на христианское сообщество как на особый «народ Божий» вызывали сомнения в верности христиан своей земной родине.
Однако впоследствии Римская империя переосмыслила политическую роль христианства. После принятия христианства Римская империя стала использовать христианство для укрепления единства империи и борьбы с местным национализмом и местным язычеством, рассматривая христианскую империю как земную родину всех христиан.
В Средние века, когда вера в гражданский коллектив уступила место вере в монарха, термин утратил свое значение и вновь обрел его в современную эпоху.
Во время американской и французской буржуазных революций понятие патриотизма было идентично понятию национализма, с политической (ненациональной) концепцией нации; по этой причине понятие патриотизма во Франции и Америке в то время было синонимом понятия революционера. Декларация независимости» и «Марсельеза» являются символами этого революционного патриотизма. С появлением термина «национализм» патриотизм был противопоставлен национализму как приверженность к стране (территории и государству) — приверженности к человеческому сообществу (нации). Однако часто эти термины оказываются синонимами или близкими по значению.9 Патриотизм отвергается как универсальный.
Отвержение патриотизма универсалистской этикой
Патриотизм отвергается универсальной этикой, которая предполагает, что человек морально обязан одинаково относиться ко всем людям без исключения. Эта критика началась уже с философов Древней Греции (киники, стоики — в частности, киник Диоген первым назвал себя космополитом, то есть «гражданином мира «10 ).
Раннее христианство
Последовательная универсальность и космополитизм раннего христианства, его проповедь небесной родины в противовес земной, а также представление о христианской общине как об особом «народе Божьем» подрывали основы городского патриотизма.8 Христианство в раннеимперский период отрицало любые различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Христианство отрицало какие-либо различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел увещевает: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) и облекитесь в нового, в котором нет ни грека, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам 3:11). Согласно апологетическому письму к Диогену, приписываемому Иустину Мученику, «они (христиане) живут в своей стране, но как чужестранцы (…). Для них каждая чужая страна — это родина, а каждая родина — это чужая страна. (…) Они находятся на земле, но являются гражданами небес».12 Французский историк Эрнест Ренан сформулировал позицию первых христиан следующим образом: «Церковь — дом христианина, как синагога — дом иудея; христианин и иудей живут как чужие в каждой стране. Христианин едва ли узнает своего отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; он считает социальные катастрофы исполнением пророчеств, обрекающих мир на уничтожение варварами и огнем.
Современные христианские авторы о патриотизме
Согласно Патриарху Алексию II:
Патриотизм, несомненно, важен. Это чувство, которое делает нацию и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своей нации, у меня нет дома, нет корней. Ведь дом — это не только место уюта, но и ответственность за порядок в этом доме, ответственность за детей, которые живут в этом доме. У человека без патриотизма, по сути, нет дома. А «человек мира» — это то же самое, что и бездомный.
Вспомните притчу о блудном сыне в Евангелии. Молодой человек ушел из дома, а затем вернулся, и отец простил его и принял с любовью. Обычно в этой притче внимание обращается на поведение отца, когда он взял к себе блудного сына. Однако мы не должны забывать, что сын вернулся домой после скитаний по миру, потому что человек не может жить без своих корней.
Мне кажется, что чувство любви к своему народу так же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Она может быть искажена. И человечество в ходе своей истории не раз искажало то чувство, которое дал ему Бог. Но он есть.
И еще кое-что очень важное. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя путать с чувством вражды к другим народам. Патриотизм в этом смысле совместим с православием. Одна из важнейших заповедей христианства гласит: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Или, как говорит православное учение словами Серафима Саровского: Спасись сам, приобрети мирный ум, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое относится и к патриотизму. Не разрушайте других, но созидайте себя. Тогда другие будут относиться к вам с уважением. Я думаю, что это и есть главная задача патриотов сегодня: создать свою страну.
Современная критика патриотизма
В наше время Лев Толстой считал патриотизм «грубым, вредным, постыдным и злым чувством, и прежде всего безнравственным». Он считал, что патриотизм неизбежно ведет к войнам и является опорой государственного угнетения. Толстой считал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся других народов: он никогда в своей жизни не слышал искреннего выражения патриотизма, а наоборот, часто слышал выражения презрения и пренебрежения к патриотизму.
Если вы скажете людям, что война — это плохо, они будут смеяться: Кто этого не знает? Скажите, что патриотизм — это плохо, и большинство людей согласятся, хотя и с небольшой оговоркой: — Да, плохой патриотизм — это плохо, но есть другой патриотизм, тот, на котором мы настаиваем. — Но что такое этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, тогда весь патриотизм, если он не завоевательный, обязательно ограничительный, он означает желание сохранить завоеванное, потому что нет страны, которая не была бы основана завоеванием, и невозможно ограничить завоеванное иначе, чем средствами, с помощью которых все завоевывается, а именно насилием, убийством. Даже если патриотизм не является ограничительным, он является восстановительным — патриотизм завоеванных и угнетенных народов, армян, поляков, чехов, ирландцев и так далее. И этот патриотизм — самый худший, потому что он самый горький и требует наибольшего насилия. Они скажут: «Патриотизм объединил народы в государства и обеспечивает единство государств». Но народ уже объединен в государство, работа сделана, так почему же мы должны теперь поддерживать исключительную лояльность народа своему государству, когда эта лояльность порождает ужасные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот же патриотизм, который привел к объединению народов в государства, сегодня разрушает эти самые государства. Ведь если бы существовал только один патриотизм: патриотизм одних англичан, его можно было бы считать объединяющим или полезным, но если, как сейчас, есть американцы, англичане, немцы, французы, русские, и все они противостоят друг другу, то патриотизм не объединяет, а разделяет.
— L. Толстой. Патриотизм или мир? 17
Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Сэмюэля Джонсона: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя». Владимир Ленин в своих Апрельских тезисах идеологически характеризовал «защитников революции» как союзников Временного правительства. Профессор Пол Гомберг из Чикагского университета сравнивает патриотизм с расизмом, поскольку и тот, и другой подразумевают моральные обязанности и отношения человека, особенно к представителям «своего» сообщества 18. Критики патриотизма также отмечают следующий парадокс: если патриотизм — добродетель, а на войне солдаты с обеих сторон — патриоты, они одинаково добродетельны, но ради добродетели они убивают друг друга, хотя мораль запрещает убивать ради добродетели 9 .
Эти термины очень похожи по смыслу, хотя есть и небольшое различие. Это человеческие качества, которые отражают отношение к стране, нации, культуре и традициям. Патриотизм — это искренняя и бескорыстная любовь к родине. С другой стороны, гражданство — это активная позиция и постоянное взаимодействие с государством.
Виды патриотизма
Сегодня существуют различные виды патриотизма. В лекции, специально предназначенной для сотрудников Министерства внутренних дел, подробно и точно описаны отдельные виды. Ведь кто, если не эти люди, должны быть настоящими патриотами и иметь четкое представление об этом великом чувстве. Ученые выделяют следующие виды патриотизма.
- Государственный патриотизм. Этот тип связан с высшими и в то же время общими целями для каждого человека и общества в целом. Его чувства направлены в первую очередь против государства. Суть этого типа патриотизма заключается в следовании интересам страны и требованиям национальной безопасности, которые составляют ядро системы «личность — коллектив — общество — государство». В основе природы государства лежит принцип государственности. Проще говоря, такой патриотизм означает, что национальные проблемы и обязанности превалируют над личными интересами. Типичный пример — то же самое для чиновников Министерства внутренних дел или армии.
- Русский национальный патриотизм. Смысл этого понятия прост: такой патриотизм в первую очередь связан с эмоциональной составляющей самого человека. Суть в том, что каждый из нас является частью большой единой семьи с общими традициями и ценностями, живущей в одном месте. Русский национальный патриотизм основан на таких понятиях, как семья, родина и отечество. В этом случае чувства направлены на любовь к нации.
- Национально-этнический. Это относится к формированию национальной гордости и любви к нации. Этот тип патриотизма относится к соблюдению национальных традиций, проявлению характера и уважения к обществу. Эмоции направлены на нацию и ее культуру.
- Он является местным или региональным. Другими словами, это любовь к своей малой родине, своему дому, своей семье и ближайшему окружению. И эти эмоции вызывает все, что нас окружает — природа, повседневная жизнь, обычаи, культура и духовные ценности. Живой пример — братское и уважительное отношение армянского народа. Даже вдали от родины эти люди любят свою культуру, сохраняют свои традиции и поддерживают друг друга. Таким образом, патриотические чувства направлены на регион, в котором они живут.
- Гражданский. Этот тип патриотизма связан с любовью к стране в национальном масштабе. Эти чувства часто рождаются естественным образом на уровне природных инстинктов. Для него характерна гордость за свой народ, город и страну. Направленность патриотических чувств в данном случае — на гражданское общество.
Ложный патриотизм
В современном мире такую форму эмоций часто можно встретить как псевдопатриотизм.
Ложный патриотизм проявляется в безразличии к судьбе родины, в агрессивном поведении по отношению к людям другой национальности и даже в необъявленном национализме.
Эти люди громко и четко говорят о своей любви к родине, оправдывая свою необоснованную агрессию по отношению к людям другой национальности или религии.
Психологи связывают рост ложного патриотизма с ослаблением школьного образования детей, проблемой международного терроризма и большим притоком иммигрантов.
Квасной и истинный патриотизм
Помимо основных форм патриотизма, упомянутых выше, существует несколько категорий, о которых не принято говорить. Мы поговорим о бродильных и истинных проявлениях.
Зачем нужен патриотизм: какие функции он выполняет
Значение патриотизма для жизни современного общества велико. Несмотря на усилия критиков поставить под сомнение роль этой эмоции, многие из нас знакомы с ней. Так зачем нам нужен патриотизм? Давайте попробуем ответить на этот непростой вопрос простыми словами и определить, какие функции он выполняет в нашей жизни:
- Мировоззрение — Патриотизм формирует мировоззрение человека и его место в нем. Правильное образование и благоприятные социальные условия позволяют нам вырастить позитивно настроенное поколение, которое ценит и гордится своей страной.
- Методический — использование системы интеллектуальных и практических знаний, уже сформированных в области патриотизма, и применение их в реальной жизни.
- Когнитивный — потребность человека изучать историю своего народа, интересоваться прошлым и анализировать ошибки предыдущего поколения.
- Регулятивная функция — эта функция выражается в добровольном наделении людей и социальных групп патриотическими качествами.
- Ценности — они отвечают за формирование таких характеристик, как интерес к судьбе родины и общее отношение к тому или иному поступку. Например, каждый по-разному оценивает роль Сталина: одни его ценят, другие просто ненавидят. В любом случае, никто не остается равнодушным.
Реализация всех этих функций позволяет патриотизму выполнять свою социальную миссию и объединять людей. Патриотически настроенное общество мыслит в одном направлении, озабочено проблемами страны и делает все возможное для их решения.
Примеры патриотизма из современной жизни
Патриотизм имеет разные формы. Сегодня врачи каждый день доказывают свою любовь к родине, спасая пациентов от смертельного вируса. Пандемия, вызванная Covid19, в очередной раз показала, что в медицинской сфере есть большое количество настоящих патриотов, которые всегда готовы защитить свою страну от злейшего врага, каким бы невидимым он ни был.
Вот интересная история, которая иллюстрирует этот момент. Наталья Шевченко, хрупкая, но психически сильная женщина, работала день и ночь, чтобы помочь пациентам с коронавирусной инфекцией. Главный врач Курильской центральной районной больницы видела все — даже то, как ее коллеги умирали от коварного вируса. Наталья работала круглосуточно, осматривая пациентов, назначая лечение и ухаживая за больными. А дома ее, как и многих из нас, ждала семья. Врач всегда на передовой, независимо от дня недели.
Наталья Шевченко — не единственный пример истинного патриотизма. Тысячи врачей каждый день своим примером доказывают, что чувство долга перед своей страной иногда дороже самой жизни.
Патриотизм отвергается универсальной этикой, которая предполагает, что человек морально обязан одинаково относиться ко всем людям без исключения. Эта критика началась уже с философов Древней Греции (киники, стоики — в частности, киник Диоген первым назвал себя космополитом, то есть «гражданином мира «10 ).
За рубежом
Согласно опросам, проведенным в США, около трех четвертей американских граждан гордятся своей страной и считают, что идеи, популярные в США, актуальны и во всем мире. Каждый второй американец украшает свои дома и автомобили флагом США, который он считает своим любимым символом наряду со статуей Свободы.
Американцы прививают чувство любви к своей стране своим детям еще в школе: Студенты произносят клятву верности, держа руку над сердцем, а каждый юбилей (которых много) всегда сопровождается тематическим уроком. Одно только движение скаутов заслуживает упоминания! Это крупнейшая организация в Америке, где у детей и подростков в игровой форме воспитывается чувство уважения, долга и любви к своей стране.
Критика и негативные стороны
У этой идеи много противников. Например, некоторые критики утверждают, что государство существует для защиты и отстаивания прав и интересов своих граждан, а не для того, чтобы требовать самопожертвования и отказа от этих интересов и прав, как это делает идея патриотизма.
Лев Толстой так писал о патриотизме: «Это грубый, безнравственный и злой нрав. Патриотизм может быть направлен либо на завоевание территорий, либо на их сохранение, либо на реабилитацию покоренных и угнетенных народов. И все это идет рука об руку с агрессией, насилием и убийствами. Если рассуждать так, что патриотизм привязывает людей к государствам и поддерживает единство, то зачем поддерживать это порабощение, если государство уже едино? Патриотизм не объединяет государства, он разрушает их и разделяет народы».
Проблема в том, что любовь к родине может иметь свои крайности. Радикальный (слепой) патриотизм может стать отправной точкой для родственных идеологий, таких как:
- Ксенофобия — нетерпимость ко всему иностранному (национальности, религиозным убеждениям), которая может проявляться в дискриминации иностранцев, притеснении иностранцев и т.д.
- Национализм — здесь высшей формой социального единства является нация, и его приверженцы пытаются создать государство для нации. Ярким примером является нацистская Германия во главе с Гитлером.
Поскольку Россия — многонациональная и многокультурная страна, любая форма вышеперечисленных крайностей может быть опасной.
Заключение
Мы изучили понятие патриотизма и узнали, как он выражается и в какие крайности может впадать.
История изобилует примерами войн, геноцида и других ужасных преступлений против человечества, которые оправдывались патриотизмом. Здоровый патриотизм, выражающийся в теплых чувствах к родине, — это хорошо. Но все хорошо в меру, без фанатизма.