Что такое мощи — как правильно прикладываться к мощам святых. Что такое мощи.

Древняя практика разделения святых реликвий на фрагменты (для строительства новых храмов и защиты их от разграбления) привела к появлению большого количества поддельных реликвий. Обогащение поддельными реликвиями процветает и по сей день. Протоиерей Андрей Бойчов заявляет:

Что такое мощи — как правильно прикладываться к мощам святых?

Что такое мощи - как правильно прикладываться к мощам святых?

Реликвии святых — мы часто слышим это сочетание слов, но мало кто задумывается о том, что они собой представляют. Однако история Церкви напрямую связана с культом реликвий. Святые праведники и мученики всегда оказывали большую услугу делу веры, а после смерти они становились объектом благоговейного почитания.

Что такое мощи святых?

Люди, не имеющие отношения к религии, не всегда знают, что такое реликвия. Слово «мощи» буквально означает реликвии, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова — can, might и power, означающие либо способность стать чем-то, либо великую силу, поэтому мы называем мощи святыми. Святые мученики при жизни получили дар, особую божественную силу — благодать, они могли совершать чудеса. Эта сила оставалась в них даже после смерти.

Что такое мощи святых — буквально, «мощи, которые могут совершать поступки». На самом деле, очень часто чудеса происходят возле мощей святых. Почему? Как объясняет Церковь, праведник свят телом и душой. Поэтому Церковь почитает реликвии как хранилище и источник Божьей благодати, которая может излиться на каждого, кто обратится к Нему в молитве.

Как выглядят мощи святых?

Ошибочно думать, что реликвии — это просто тело, не подверженное разложению. Что такое мощи святых и что такое мощи святых в православии? Церковь заявляет, что почитание реликвий связано не с их нетленностью, а только с присутствующей в них силой Божией, и что простое отсутствие телесного разложения не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана мучеников за веру сжигали и оставляли на растерзание животным, поэтому верующие почитали любые реликвии — кости, пепел, прах.
  2. Император Траян бросил святого мученика Игнатия на съедение зверям, и от него остались только самые твердые кости, которые верующие с благоговением спрятали.
  3. Мученик Поликарп был убит мечом, а затем сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно взяты верующими как священный дар и обещание процветания.

Было бы ошибкой утверждать, что останки существовали только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были найдены останки Сергия Радонежского, оказалось, что они неразрушимы.
  2. У Матроны Московской была поговорка: «Держись за мою пятку, и я приведу тебя в Царство Небесное». Когда мощи блаженной Матроны были обретены, ее пятка была еще не тронута тлением.

К святым, в гробницах которых происходят многочисленные чудеса, принадлежат только праведники, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком состоянии они сохранились. По свидетельству Церкви, многие реликвии кажутся нетронутыми тлением, но в отсутствие чудесных проявлений эти реликвии не считаются святыми. На вопрос, как выглядят реликвии, можно дать следующий ответ: В широком смысле это любая реликвия; в узком смысле — кости святых.

Термин «реликвии» происходит от слова «власть». В древние времена кости, а не плоть, считались источником естественной жизненной силы человека. Человеческие останки обычно представлены костями.

Биб­лей­ские осно­ва­ния почи­та­ния мощей святых

Основание для почитания мощей святых можно найти в Ветхом Завете, например, в случае с мертвецом, который ожил после прикосновения к костям пророка Елисея (4 Царств 13:21), или в чуде, совершенном пророком Елисеем по милости пророка Илии.

В Деяниях 19:12 упоминается использование бинтов и поясов из тела апостола Павла для исцеления болезней и отгона злых духов.

moshhi svjatyh 1 - Мощи святых

Бого­слов­ские осно­ва­ния почи­та­ния мощей

Святость святых содержится не только в их душах, но неизбежно распространяется на их тела; святые имеют святые души и тела, потому что непрестанные евангельские действия святых постепенно наполняют их Святым Духом, так что их святые тела также становятся храмами Святого Духа (1. Кор. 6 Поэтому, почитая святые мощи, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы живого Бога, в которых Бог живет по Своей благодати даже после телесной смерти святого и творит в них и через них чудеса по Своему дивному благоволению. А чудеса, происходящие от святых мощей, свидетельствуют о том, что их благоговейное почитание людьми угодно Богу.

Основой христианского почитания реликвий является воплощение Бога. Приняв человеческую природу во всей ее полноте в Воплощении Бога, Бог тем самым навсегда утвердил достоинство человеческой телесности. Для христиан тело — это не тюрьма и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, с которым человек остается таинственно связан даже после смерти. Согласно учению Библии, прославить Бога можно. Согласно Библии, прославлять Бога можно не только духом, но и телом (1-е Коринфянам 6:20); само тело может стать храмом Святого Духа (1-е Коринфянам 6:19) и не перестает быть таковым даже после смерти. Именно поэтому мощи святых пользуются особым уважением и почитанием в Церкви.

«Бог, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — разделил с нами святых: Он взял души и дал нам тела, чтобы мы могли иметь их святые кости как постоянный стимул к добродетели».

В Деяниях VII Вселенского Собора мы читаем: «Христос Спаситель наш дал нам спасительные средства, мощи святых, которые многообразны и даруют милости достойным. И это через Христа, живущего в них. Поэтому те, кто осмеливается отвергать мощи мученика, если они епископы, должны быть изгнаны; если они монахи и миряне, они должны быть лишены причастия. Канон 7 того же Вселенского Собора гласит. С тех пор в церквях повсеместно вводится сурьма, к которой в обязательном порядке прикладываются частицы святых мощей, и без которой невозможно совершить таинство Евхаристии. Поэтому в каждой церкви обязательно есть мощи святых, и эти мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых во время Божественной литургии, их участия в наших молитвах, их ходатайства перед Богом в поддержку наших молитв.

Святой Иоанн Златоуст объясняет: «Бог оставляет нам тела святых, чтобы дать нам надежное убежище и защиту от зла, которое окружает нас со всех сторон. Поэтому я приглашаю всех вас, будь вы в печали, болезни или других мирских невзгодах и в глубине греха, отправиться сюда с верой, вы получите помощь и вернетесь отсюда с великой радостью.

Почитая святые мощи, православные верят не в «силу», «мощь» или силу самих мощей, а в молитвенное присутствие святых, чьи мощи, когда они находятся перед нашими глазами, пробуждают в наших сердцах чувство близости к божествам, которые когда-то жили в этих телах.

Мощи святых говорят нам о призвании человека стать храмом для Бога, живущего в нем, они говорят нам о грядущем воскресении тел и напоминают нам о мучениках Церкви, которые своими страданиями и смертью свидетельствуют о вере во Христа, победившего смерть.

Формы почи­та­ния мощей святых

Это уважение выражается

  • в благоговейном собирании и хранении реликвий,
  • в торжественном открытии и переносе бренных останков,
  • учреждение специальных фестивалей в честь их открытия и передачи,
  • возведение церквей и других культовых сооружений (часовен, монастырей) над мощами,
  • обычай помещать частицы мощей святых у подножия церковных престолов и в антиминсах.

Святой Ефрем Сиросский говорит о чудодейственной силе святых мощей: они действуют как живые даже после смерти: Они исцеляют больных, изгоняют бесов и отражают все их злые атаки силой Господа. Ибо в святых мощах постоянно присутствует чудесная благодать Святого Духа.

Сверхъестественная благодать выбирает в качестве средства для своего спасительного действия на верующих не только сами мощи, но и различные облачения, которые надеваются на них, а также святилище мощей, пепел, окружающий святилище. И поэтому имущество святых также всегда было объектом благоговейного почитания верующих.

Спустя столетие после попытки «объединения» с католиками три готских монаха, совершавшие с ними мессу, остались нетленными после смерти: когда вскрыли их могилы (на горе Афон их хоронят поверхностно и вскрывают через три года, чтобы оценить состояние трупа), перед ними предстало ужасное зрелище грязных, почерневших, но неразрушимых трупов.

Святая Матрона — одни из почитаемых в России останков

При жизни Матронушка, как ласково называли ее поклонники, была простой, слепой крестьянкой, но очень влюбленной в Бога. Местные жители заметили, что во время молитв Матронушки происходили чудеса. Как гласит пословица, народная дорога к ней не зарастала. Предсказательница не отказывала людям в молитвах, даже когда была больна, и помогала нуждающимся до самой смерти.

Православный монастырь в Москве стал хранилищем мощей святой Матроны, к которому до сих пор приходят люди, чтобы попросить Матронушку:

  • Быть заступником у Бога, разрешать споры,
  • чтобы исцелиться,
  • чтобы начать бизнес,
  • чтобы снять проклятие бесплодия.

Часто паломники приходят с просьбой помочь найти что-то или кого-то пропавшего.

После произнесения специальной молитвы необходимо дважды перекреститься и сделать глубокий поклон, коснувшись руками земли, и только после этого можно поцеловать священную шкатулку. Затем повторите ритуал возложения креста и поклона.

Пресвятая Матушка Матрона, душой пребывая на небесах перед престолом Божиим, телом почивая на земле, и благодатью, данной тебе свыше, способна совершать различные чудеса.

Призри ныне милостивым оком на нас, грешных, в наших страданиях, болезнях и греховных искушениях, утешь нас, находящихся в отчаянии, исцели наши горькие боли, которые Бог попустил нам за наши грехи, Твоими молитвами, получив благодать и великую милость, мы прославим единого Бога, Отца и Сына и Святого Духа, во Святой Троице, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По словам людей, побывавших у святой Матроны, реакция мгновенная: если просительница уйдет с миром, все будет хорошо. Со страхом в сердце просьба отклоняется, потому что она не нужна или не приносит пользы.

Истории похищения мощей

Веря в великую силу благодати святых мощей, каждый старался получить их. В истории Церкви до нас дошло несколько рассказов о кражах реликвий. История святого Николая, первоначально похороненного в Мирах в Ликии, является ярким свидетельством этого действия.

Моряки всех стран почитают Святого Николая как своего покровителя, как в прошлом, так и сегодня. Во время посещения порта Миры в Ликии моряки из Бари вторглись в святилище, где хранились мощи святого, связали монахов и украли часть мощей, которые были разделены на части и увезены в разные страны:

Мощи святого Марка Апостола также были украдены и перевезены в Венецию после того, как были украдены в Александрии. Останки Спиридона Тримифантисского были перенесены из Константинополя на остров Корфу.

Подробнее о святых мощах:

И православная церковь, и католическая церковь на уровне научных исследований, и сами христиане проводят расследования подлинности мощей. Типичный пример — обнаружение Церковью мощей Серафима Саровского, которые были украдены атеистами и хранились в атеистическом музее.

Для проверки достоверности была назначена специальная комиссия из историков, историков и биологов, которая подтвердила, что мощи преподобного Серафима Саровского действительно имеют христианскую ценность.

Это важно: почитание православной церковью святых мощей не случайно; оно основано на фундаментальных истинах веры и силе благодати, которая исходит от мощей верующих в Иисуса Христа перед их смертью.

Люди, которые верят, что святость души передается телу, должны брать пример со святых мощей и следовать им. Только вера в Спасителя, жизнь по Его правилам, уважение и почитание Святой Троицы, Божьей Матери и всех святых дает вечную жизнь не только душе, но и мощам.

Творец помогает тем, кто ищет встречи с Ним через пост и молитву. Почитание реликвий без уважения к Спасителю — это идолопоклонство, великий грех.

«И когда они умирают, то поступают, как живые, исцеляя больных, изгоняя бесов и изгоняя силой Господа всякое злое влияние, мучающее их». Ибо святые мощи всегда переплетены с чудесной благодатью Святого Духа» (Сочинения, т. 1).

Как определяется святость останков

Единственный критерий святости — это чудеса, которые они совершают: Они могут исцелять болезни, изгонять бесов или помогать во времена житейской нужды. Чтобы достичь святости, не обязательно открывать гробницу святого: Тысячи чудес происходят, например, в гробницах, где сокрыты тела блаженной Ксении Петербургской, десницы святого Иоанна Кронштадтского и десницы Святого Духа. Святой Иоанн Кронштадтский.

Это, несомненно, воля Бога, который желает открыть мощи святого на благо Церкви. Не случайно были явлены мощи многих святых:

  • во время конфликта с еретиками (например, Осия Гервасий и Протасий, когда произошло заражение арианством (IV век), что помогло православным одержать победу, и Святой Стефан во время конфликта с пелагианами),
  • когда Господь таким образом проявляет свое благословение на возвышение той или иной Церкви; например, явление мощей апостола Варнавы способствовало основанию Церкви. Варнава способствовал установлению автокефалии христиан на Кипре.

Часто эти явления сопровождаются чудесами:

  • Прямые ссылки на место захоронения мощей,
  • явлений самого угодника Божия, просит открыть место погребения,
  • чудеса при обнаружении останков, например, исцеления.

Церковная история также знает случаи, когда одновременно были обнаружены мощи десятков, даже сотен или, реже, тысяч святых угодников Божьих:

  • В начале VII века папа Бонифаций извлек из катакомб так много реликвий первых христиан, что их развозили по церквям города на 32 телегах,
  • Через 200 лет из тех же катакомб были извлечены останки более 2 000 святых.

Когда мощи находили вне церковных стен (ведь есть святые, похороненные в самой церкви), их обычно вносили в церковь торжественной процессией.

Обязательно ли нужны обретенные мощи для канонизации?

Нет. Местонахождение тел тысяч Божьих святых неизвестно или уничтожено. Поэтому, например, Поместный Собор 2000 года, канонизируя несколько тысяч новомучеников и исповедников Русской Церкви XX века, заявил:

«Их святые мощи, которые они нашли, должны считаться святыми мощами; а те, которые они не нашли, должны быть оставлены на волю Божью».

Вскрытие

Вопреки открытию, это кощунственный акт — выставить реликвии на всеобщее обозрение, чтобы «разоблачить» их. Такая кампания была проведена атеистическими властями России в 1919-20 годах. После разоблачения мощи святых были частично уничтожены, частично доставлены в музеи.

Обнаружение мощей Серафима Саровского. Фото из открытых источников

Фрагменты мощей различных святых можно найти в каждой церкви. Они символизируют особое молитвенное присутствие усопшего добродетельного человека, к которому обращается тот, кто приходит в церковь с просьбой или благодарностью.

Как отличают настоящие мощи от поддельных?

Древняя практика разделения святых реликвий на фрагменты (для строительства новых храмов и защиты их от разграбления) привела к появлению большого количества поддельных реликвий. Обогащение поддельными реликвиями процветает и по сей день. Протоиерей Андрей Бойчов заявляет:

«Русская православная церковь проводит профессиональную работу по исследованию подлинности мощей святых с Запада…. Сотрудники Центра по изучению православных реликвий предотвратили сотни случаев попадания поддельных реликвий в церкви.»

Священник предостерегает от покупки «реликвий» в интернете или на блошиных рынках. Если православный христианин по незнанию прикоснется к поддельным мощам, в этом нет ничего плохого. Главное — это вера, с которой мы обращаемся за помощью к Богу и святым. «Как вы веруете, так да будет вам» (Матфея 9:29).

Михаил Артеев, эксперт по православным паломничествам, отмечает, что подлинные паломничества всегда хорошо документированы и «не возникают из ниоткуда». Мощи запечатываются епископами и открываются только при их содействии. Разделение святых реликвий всегда подтверждается документально. В некоторых случаях специальные обследования и тесты проводятся экспертами. Михаил добавляет, что в антиминсы зашиваются только части действительных мощей.

Всегда ли святые мощи нетленны?

Нет, не всегда. Разложение мертвого тела — это естественный, данный Богом процесс, который не свидетельствует о смерти души умершего. Нетленность останков не означает, что они святы. Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) отмечает, что в некоторых случаях нетление тела может быть свидетельством Божьего гнева и следствием отлучения от Церкви.

Тела грешников, хотя и нетленные, но уродливые, черные и вздутые. Нетленные мощи святых, с другой стороны, обычно источают аромат, который не отталкивает глаз. Митрополит Макарий (Булгаков) объясняет нетленность святых мощей

«Нетленность святых мощей объясняется тем, что чудесной силой Божьей они изъяты из общего закона тления, как бы для того, чтобы дать нам живой урок для будущего воскресения тела.

Оптинский старец Амвросий сказал следующее:

Во исполнение слов Господа: «Прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19), часть священных реликвий подвергается тлению: либо пальцы руки, либо ступня, либо что-то еще» («Письма»).

Иеромонах Александр Трапицын отмечает, что в некоторых случаях реликвии могут хорошо сохраниться просто благодаря благоприятным климатическим условиям. Тела истинно святых людей часто начинали разлагаться после смерти, но этот процесс был остановлен божественной силой:

«Этот задержанный распад смертных останков, с источником чудес и исцелений от них, является причиной и мотивом для верующих почитать их с благоговением».

В любом случае, главными аргументами в пользу святости человека являются его благочестивая жизнь и чудеса, совершаемые по его молитвам. Нетленность реликвий — лишь дополнительный аргумент.

Таким образом, не все нетленные мощи являются святыми и не все мощи праведников всегда остаются нетленными. Однако на протяжении веков преобладало мнение, что святые реликвии обязательно нетленны. Это заблуждение было использовано атеистическими советскими властями в их антирелигиозной пропаганде. Было проведено множество публичных вскрытий святых реликвий. Многие из них оказались костями, что противоречило ожиданиям людей.

Чудеса, связанные со святыми мощами

Святой Ефрем Сирин учит:

«И когда они умирают, то поступают, как живые, исцеляя больных, изгоняя бесов и изгоняя силой Господа всякое злое влияние, мучающее их». Ибо святые мощи всегда переплетены с чудесной благодатью Святого Духа» (Сочинения, т. 1).

Вот несколько примеров чудес, связанных со святыми мощами. Несколько веков назад больной киевский чиновник, о. Забугин, пришел к мощам святого Тихона Задонского. В течение десятилетий он страдал от головных болей, рвоты и проблем с желудком. Рабочий был вынужден отказаться от работы из-за неизлечимой болезни. После этого он был прикован к постели. Страдалец был доставлен к мощам святого Тихона, когда врачи сказали ему, что жить ему осталось не более месяца. После первой мессы у гробницы святого наступило быстрое выздоровление. Забугин вернулся домой совершенно здоровым.

Во время прославления Серафима Саровского и открытия его мощей в начале XX века происходили массовые исцеления слепых, глухих, глухонемых. Рассказывают, что однажды у колодца Серафима Преподобного скопилась груда костылей, после того как их не собрали. Народ с радостью сжег их и прославил святого старца.

Ниже приводится современное свидетельство рабы Божией Антонины о чуде во время молитвы перед мощами великомученика и целителя Пантелеимона:

«Мой сын внезапно заболел; врачи диагностировали у него редкое и серьезное заболевание. Они пытались вылечить его, но ничего не помогало. Поэтому, когда в Москву привезли мощи великомученика и целителя Пантелеимона, мы с сыном поехали поклониться им и помолиться этому святому. И произошло настоящее чудо: вскоре после этого болезнь исчезла.

После произнесения специальной молитвы необходимо дважды перекреститься и сделать глубокий поклон, коснувшись руками земли, и только после этого можно поцеловать священную шкатулку. Затем повторите ритуал возложения креста и поклона.

Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?

Фото

Есть. Одним из них является радиоуглеродный метод, который может быть использован для определения возраста реликвий. Все органические материалы содержат углерод, который начинает разлагаться с известной скоростью — так называемый период полураспада — после смерти биологического существа. Ученые измеряют количество углерода, оставшегося в изучаемом объекте, а затем сравнивают его с тем количеством, которое должно было быть в нем изначально. Таким образом, они могут определить приблизительную дату смерти на основании количества разложившегося углерода. Этот метод был успешно использован при исследовании головы Иоанна Крестителя в Амьене. Это показало, что черепу было около 2000 лет. Существует также антропологический (антропология — совокупность наук, занимающихся человеком, его происхождением, существованием и развитием в природной и культурной среде — прим. пер.) анализ, который также использовался в этих исследованиях. ) анализ, который также был применен к этим исследованиям. Он определил, что это голова мужчины в возрасте 35-45 лет, а тип черепа — семитский, что является еще одним свидетельством подлинности головы Иоанна Крестителя.

Кроме того, может быть проведен индивидуальный исторический и канонический анализ. Она проводится на основе различных исторических документов и археологических находок. Этот анализ особенно необходим для подтверждения того, что конкретный город, поселок или епархия имеют особые права на обладание мощами конкретного святого. Благодаря такому историческому и каноническому анализу было подтверждено, например, что останки апостолов Петра и Павла действительно были найдены в Риме, а значит, именно этот город является «домом» этих останков. Однако такой анализ не всегда возможен. В 2000-летней истории Церкви, со всеми ее потрясениями, рухнувшими империями, крестовыми походами и другими событиями, иногда трудно определить направление того или иного паломничества. Иногда исследователи располагают лишь фрагментами косвенных свидетельств, на основании которых можно восстановить историю реликвий.

Однако важно отметить, что совесть Церкви всегда опиралась на свидетельства ее традиции, и это опирание было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никоим образом не определяющие вопрос о подлинности реликвий. В научных кругах многие личности и отрывки из Библии уже давно подвергаются сомнению. Археологические открытия в 20 веке развеяли большинство этих сомнений. И что откроется завтра — неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто-либо, даже с лупой или измерительным прибором в руках. Для Церкви только один элемент остается основополагающим: признание подлинности реликвий.

Проводят ли сами христиане исследования мощей?

Фото Романа Яровицына

Фото: Роман Яровицын

Да. После Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.) католики создали целую комиссию для проверки подлинности всех реликвий и памятных вещей, хранящихся в монастырях и церквях. В течение 10 лет были изучены все документы и по возможности восстановлена история каждой реликвии. Проведенная работа позволила отделить реликвии и священные предметы, происхождение и подлинность которых подтверждены документально, от тех, которые могут почитаться только в вере.

Православная церковь также знакома с подобными исследованиями. В этом году, например, исполняется 25 лет со дня второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в советское время. В то время было мало надежды найти его святые мощи. Когда в 1990 году Музей атеизма и религии получил информацию о том, что реликвии могут быть найдены, была создана комиссия для проведения антропологического и историко-канонического анализов. В результате было окончательно установлено, что найденные останки принадлежат преподобному Серафиму Саровскому. Продолжают появляться противоречивые сообщения об исследованиях останков королевской семьи.

Важно отметить, что ни в случае со знаменитой католической комиссией, ни в случае с научным исследованием мощей по просьбе Русской православной церкви их выводы не стали основой для принятия решения о подлинности мощей. Последнее и решающее слово всегда принадлежит самой Церкви; только Церковь обладает святостью и может признать ее.

PS. После публикации этой статьи мы получили еще несколько вопросов от читателей о почитании реликвий. Преподобный Евгений Мурзин отвечает на два самых распространенных из этих вопросов.

«Как почитание мощей допускает их дробление на кусочки. Где же тут почтение, когда тело святого разделяют на многие мелкие части?»

Важно понимать, что когда мы почитаем мощи святого, мы сосредотачиваем свое молитвенное внимание не на мощах, а на человеке, которому они принадлежат. Аналогию можно провести с почитанием икон — верующие молятся не иконам, а людям, изображенным на них. При таком понимании нет ничего необычного в том, чтобы препарировать что-то, принадлежавшее святому, будь то его одежда или тело. Благоговейно возлагая руки на частицу мощей святого, мы духовно и физически прикасаемся к самому святому, чьи нетленные мощи соединяют нас с полнотой Божественной благодати, обитающей в них.

Согласно православной традиции, воскресение мертвых произойдет в совершенно одинаковых, но в то же время преображенных телах по образу тела воскресшего Христа. Новое, воскресшее тело будет духовным, нетленным, не подверженным телесным слабостям и нуждам, и будет обладать гораздо большей свободой по отношению к законам природы, чем наше нынешнее грубое материальное тело.

Мы верим, что Бог чудесным образом восстановит тела людей, живших в этом мире, начиная с Адама и Евы. Он воскресит нас из пепла, даже если наши физические тела уже давно распались на атомы. Как воскликнул в свое время праведный Иов: «Знаю, что жив Искупитель мой, и что в последний день Он восставит из праха кожу мою истлевшую, и во плоти моей я увижу Бога». Я сам увижу его; мои глаза, а не глаза другого, увидят его (Иов 19:25-27). В этом смысле разделение тела святого человека на мощи не является препятствием для воскресения.

Основание для почитания мощей святых можно найти в Ветхом Завете, например, в случае с мертвецом, который ожил после прикосновения к костям пророка Елисея (4 Царств 13:21), или в чуде, совершенном пророком Елисеем по милости пророка Илии.

В трудах святых отцов христианской церкви мы находим три причины для почитания этих мощей или других святых Божьих.

1 Мощи святых оказывают неотразимое религиозное и нравственное воздействие на душу человека, живо напоминая о личности святого и вдохновляя верующих подражать его благочестивым поступкам. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого проникает в душу, трогает и стимулирует ее, и приводит к такому состоянию, как будто он находится в гробнице, молится с нами, стоит перед нами, и мы видим его, и поэтому тот, кто испытывает это, наполняется большим рвением и идет, потому что он стал другим человеком.

Хотя в обычной, мирской жизни портреты великих людей, их бюсты, статуи, а особенно их гробницы и памятники способны производить сильное впечатление на тех, кто почитает их память, и вызывать восхищение их важными делами, гробницы мучеников и подвижников веры и благочестия Церкви Христовой, естественно, должны производить неотразимое, мощное и сильное впечатление на всех верующих и на тех, кто чтит их святую память. Следующий исторический факт подтверждает правильность предыдущего утверждения.

В Антиохийской церкви упадок нравов достиг крайних размеров: в лесах, с которыми были связаны языческие легенды об Аполлоне и Дафне, проводились безнравственные оргии и циничные игры; не помогали ни запреты, ни наставления церковных пастырей. Наконец, племяннику императора Констанция пришла в голову идея построить базилику (храм) на окраине Дафны и хранить в ней мощи почитаемого мученика Вавилы, и с этого момента оргии прекратились. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Как будто отовсюду вокруг гробницы мученика подул легкий ветер, ветер, который не чувствует и не укрепляет тело, но может войти в самую душу и сделать ее здоровой во всех отношениях и снять с нее всякое земное бремя». Древние праздники в честь мощей святых красноречиво свидетельствуют о том высоком нравственном предназначении, которое видела в них Церковь. Чувство привязанности к святому, вызванное реликвиями, использовалось всеми средствами для просвещения: Рассказы о страданиях мучеников читались вслух, писались акты мученичества, а затем читались вслух, что оказывало поразительное воздействие на слушателей…..

2. Помимо нравственно назидательного почитания мощей в Церкви Христовой, есть еще и литургическое значение.

С земной Церковью в общении любви связана и небесная Церковь, и это общение земной и небесной Церкви находит свое выражение в молитве, кульминацией которой является провозглашение Евхаристии: «Ныне силы небесные невидимо с нами; се, Царь славы вошел; мистическая жертва совершилась…». Один из учителей древней Церкви (Ориген) говорит: «В молитве есть двоякое общение: одно состоит из людей, другое — из небесных существ…».

Мощи святых являются гарантией их участия в наших молитвах. По этой причине древняя Церковь Христова праздновала Евхаристию в основном на могилах мучеников, их могилы служили алтарями для таинства. Когда гонения утихли, христиане поспешили построить храм над могилой мученика. Так, в Риме была построена церковь на месте, где, по преданию, было погребено тело апостола Павла (Евсевий, Церковная история, 11, 25-3).

В Карфагене было две церкви в честь мученика Киприана: одна на месте, где он был убит, а другая над его могилой. Здесь, у бренных останков мученика, его незримое присутствие ощущалось особенно сильно. Поэтому храм в честь мученика назывался «домом», «жилищем», а сам мученик был его управителем. Иоанн Фессалоникийский в своем труде о чудесах святого мученика Димитрия Фессалоникийского пишет, что у этого мученика было два дома: один в небесном Иерусалиме, а другой в Фессалониках. К концу седьмого века обычай совершать Евхаристию только у мощей мучеников стал почти общепринятым: Франкский собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, содержащей мощи святых; а Седьмой Вселенский собор (787) постановил, что «в будущем любой епископ, освящающий церковь без мощей, должен быть низложен» (канон 7). С тех пор в церквях повсеместно ввели антиминсы, в которых должны храниться частицы святых мощей и без которых невозможно совершать таинство Евхаристии. Поэтому в каждой церкви обязательно есть мощи святых, и эти мощи, согласно вере Церкви, служат гарантией присутствия святых во время божественной литургии, их участия в наших молитвах и их ходатайства перед Богом, которое поддерживает наши молитвы. Когда мощи помещаются в антиминс (или под алтарь, если он освящен епископом), произносится следующая молитва: «Господи, дарующий блага по молитвам святых, через которых Ты поместил мощи на этот Твой святой алтарь, даруй нам благодать принести Тебе на нем бескровную жертву без осуждения.

Оцените статью
Хозяюшки