Что такое фальцет и как научиться им петь

Существует множество разных вокальных техник, которые могут быть полезны в зависимости от целей, которые вы ставите перед своим голосом. Мы предложим вам несколько вокальных техник, которые стоит изучить в вашем стремлении найти свой уникальный голос и музыкальный стиль.

Экспертные вокальные техники для укрепления певческого голоса

Не знаете, что такое вокальная техника? Пытаетесь улучшить свой певческий голос, но не знаете с чего начать? Мы здесь для того, чтобы помочь вам в этом.

В данной статье мы поведаем о базовых принципах вокальной техники. Эти техники направлены на то, чтобы сохранить ваш голос, сделать вас более уверенным исполнителем и обеспечить лучший контроль над дыханием, что, в свою очередь, поможет вам расти в качестве вокалиста.

Ниже мы познакомим вас с несколькими из лучших вокальных техник, предложим ряд вокальных упражнений, а также предоставим полный глоссарий терминов, связанных с вокальной техникой, чтобы вы могли разобраться в музыкальном жаргоне и начать развивать свои певческие способности.

Что такое вокальная техника?

Ваш голос — это ваш инструмент. Как и у любого другого музыкального инструмента, существуют определённые методы его использования для достижения различных звуков, а также лучшие практики, позволяющие максимально эффективно его использовать.

В данном руководстве мы обсудим техники пения, которые касаются заботы о голосовых связках, адаптации к различным музыкальным стилям и навыкам выступления перед аудиторией.

Фальцет: физиологическая природа и понимание

Термин «фальцет» происходит от итальянского слова, которое переводится как «фальшивый» или «ложный». В контексте интонирования фальцет не следует путать с фальшивыми звуками, так как речь идет о способе создания звука, который отличается от естественного человеческого голоса. Как правило, фальцет чаще всего используется тенорами, но многие современные певцы применяют комбинацию грудного и головного пения для достижения желаемых высоких нот.

Существует мнение, что мужчины могут исполнять подлинный фальцет, в то время как женщины ограничены в этом лишь субтоном. Важно разобраться, что такое субтон и чем он отличается от фальцета. Субтон представляет собой специальный звук, который создается путем контролируемого воздушного потока и, по своей сути, является чем-то наподобие шепота. При использовании субтона следует избегать чрезмерного нажатия на воздушный поток.

Субтон часто воспринимается как нежный звук, потому что он возникает в результате частичного смыкания голосовых связок с избытком воздуха. В отличие от этого, фальцет характеризуется недостаточным смыканием голосовых связок, при котором сближаются только их края, в то время как сами связки остаются более высокими и удлинёнными.

Многие вокалисты и преподаватели спорят о природе фальцета, особенно в контексте его существования у женщин. Некоторые даже ставят под сомнение современные теории, касающиеся высоких нот. Такие обсуждения указывают на более глубокие научные и музыкальные разногласия. Процесс обсуждения высоких нот и фальцета скорее представляет собой дискуссию на грани науки, чем четкую научную аргументацию, поскольку разные школы вокального обучения предлагают различные взгляды на данный вопрос.

С позиции физиологии можно говорить о существовании как мужского, так и женского фальцета. Однако современные исследователи всё ещё выглядят разделёнными в своих мнениях. Многие обладающие весомыми научными доводами и практическим опытом считают наличие женского фальцета фактом, тогда как другие упорно отказываются принимать это. Вокальная школа в Германии была одной из первых, кто предложил концепцию женского фальцета, в то время как другие школы продолжают отрицать эти предположения.

Почему женского фальцета не существует?

Некоторые ученые и вокалисты утверждают, что фальцет представляет собой признак высокого певческого голоса, принадлежность к мужскому тембру, и что женщины не имеют физиологической предрасположенности к высоким нотам. В научных музыкальных статьях часто определяют фальцет как высокий регистр голоса в рамках мужского диапазона, который располагается выше стандартного диапазона пения.

Хотя данное теоретическое мнение было распространено и воспринималось как аксиома до исследований, проведенных в 60-х годах, современная наука активно изучает возможности исполнения фальцета женщинами, что подтверждает радикальные изменения в музыковедении.

Итальянская школа певческого мастерства играет особую роль в формировании мнения об отсутствии женского фальцета. Именно они первыми формулировали и обучали этому приемам. Убеждения, что женского фальцета не существует, опираются на физиологические аспекты пения у мужчин: их переход между регистрами менее плавный, и зачастую бывает выражен резче, чем у женщин. В то время как фальцет у мужчин звучит более мягко, плавно и гармонично.

Современные профессиональные певицы способны переходить между регистрами так гладко, что слушатели не всегда осознают данный переход. В мужских голосах такая перемена более заметна из-за значительной разницы в обертонах. Один из аргументов, отвергающим концепцию отсутствия женского фальцета, заключается в визуальном аспекте наблюдения за работой гортани: наблюдая за процессом, можно увидеть, что женщины действительно способны переключаться на фальцет.

Что такое фальцет?

Фальцет — это итальянское слово, переводящееся на русский как «фальшивый» или «ложный». Однако речь идет не о звуках, которые являются фальшивыми, а о явном и резком изменении интонации, которое становится чрезмерно высоким, тонким и иногда даже писклявым.
Верхний регистр таким образом имеет характерный тембр, звучащий высоко и тонко. Если фальцет исполнен правильно, он будет звучать мягко и легко.

Когда говорят о фальцете, многие думают о мужских пениях. Однако стоит отметить, что петь с сомкнутыми связками могут все, независимо от пола.
Фальцет широко используется эстрадными певцами по всему миру. Но не только они могут исполнять высокие ноты. Фальцет также распространен среди певцов трипольцев и татар, и часто звучит в их народной музыке.

Оперные исполнители применяют фальцет крайне редко, лишь в определенных случаях для добавления выразительности их образу. Обычно они обращаются к другому приему пения, сочетая головной и грудной регистры.
Лишь профессионалы могут без промедления исполнять высокие ноты. Большинство артистов способны лишь переходить на фальцет во время исполнения.

Мужской фальцет - картинка | Solo Next

Мужской фальцет

Существует распространенное мнение, что фальцет — это специфическая особенность мужского исполнения. Некоторые убеждены, что женщины не могут имитировать такой голос. Однако это мнение является ошибочным.

Почему существует такое мнение? У мужчин переход на высокий регистр всегда заметен. Это обусловлено значительным изменением обертона их голоса. В силу анатомических особенностей мужской гортани их исполнение верхнего регистра звучит приятно и мягко, но в то же время может быть немного приглушенным.
У женщин, наоборот, если они поют высоким голосом, переход в верхний регистр оказывается менее заметным.

Женский фальцет

Женского фальцета не существует — это заблуждение, которое опровергнуто множеством известных вокалисток.
Убеждение о том, что женщины не могут переходить на пение высоким регистром, было распространено в 50-60-х годах 20-го века. Тем не менее, в наши дни многие преподаватели вокала, такие как Маргарет Грин и Уильям Веннер, активно обучают своим методам женщин в этом направлении.

До сих пор существуют педагоги вокала, которые отрицают факт существования женского фальцета alongside с мужским. Итальянская школа пения продолжает опираться на мнение о том, что женщины не могут использовать данную технику.
Женщины, как и мужчины, могут обучиться пению на высоком регистре, используя специальные методики и приемы.
Звучание высоких нот у женщин так же приятно, как у мужчин, однако звучание фальцета у женщин и мужчин отличается друг от друга. У женщин отсутствует привычное приглушенное звучание, характерное для мужского голоса.

У женщин голос по своей природе выше, и поэтому переход на высокий рингтон, как правило, оказывается менее заметным. Это и является основной причиной, по которой ранее считали, что женского фальцета не существует.

Как научиться петь фальцетом мужчине и женщине?

Вот несколько полезных рекомендаций для изучающих данную технику:

  • Работа с дыханием. Прежде чем начать практиковать высокие ноты, важно освоить технику правильного дыхания, а также развить и укрепить дыхательные органы. Старайтесь делать глубокие вдохи, заполняя нижние отделы легких, и поддерживать контроль над воздушным потоком. Если ощущаете напряжение — позвольте себе расслабиться и дайте воздуху свободно выходить, избегая задержек.
  • При исполнении фальцетом переходы между нотами происходят скачками. Этому можно научиться только в процессе длительных и упорных тренировок. Сначала отрабатывайте высокие ноты, а затем приступайте к изучению фальцета.
  • При воспроизведении высоких рингтонов воздушные потоки следует направлять от диафрагмы к голове, позволяя им мягко вибрировать. Остальные мышцы голосового аппарата должны оставаться расслабленными.
  • Во время исполнения в груди не должно возникать никаких вибраций. Убедиться в этом легко: просто приложите руку к груди, и если вы ощущаете вибрации, это означает, что техника исполнения не является фальцетом.
  • Учитесь петь на сильно растянутых связках, пользуясь только кончиками связок. Следует петь так, чтобы связки вибрировали лишь на четверть своих возможностей, следя за тем, чтобы гортань оставалась опущенной во время исполнения.

Запишитесь на индивидуальный пробный урок (55 мин) в нашу студию или онлайн, чтобы научиться петь лучше, чем вы когда-либо могли это представить!

Следите за новостями и успехами наших учеников, и вы сможете увидеть, как быстро они развиваются и приближаются к своим целям.

Выбирайте сертификаты на 4-8-12 занятий + запись песни. Доставка возможна курьером в любую точку Москвы и ближайшего Подмосковья.

Вокальные украшения

После того как исполнители освоят базу vocal techniques и основы постановки голоса, они, как правило, переходят к формированию своей коллекции вокальных украшений. Это, по сути, комбинации различных техник, которые придают необычный и в то же время гармоничный звук.

Вибрато — это, по сути, голоные вибрации в диапазоне полтона и ниже. Равномерное прямое вибрато, сочетающее ритм, амплитуду и мелодичность, может гипнотизировать слушателей и приносить удовольствие, сравнимое с кошачьим мурлыканьем.

Глиссандо — это перемещение между нотами без акцентов, с сохранением ровной интонации. Хотя глиссандо редко используется в качестве украшения, оно достигается благодаря натренированному слуху, контролируемому голосу и дыханию. Именно поэтому данные навыки считаются ключевыми для качественного исполнения глиссандо.

Как тренировать вокальные техники и приемы?

Тренировка вокальных техник и приемов осуществляется через множество упражнений. Например, особую технику «тванг» можно развивать, имитируя резонирующее кваканье или подражая мартовскому serenade кошек. Кроме того, важным этапом в изучении навыков использования вокальных техник и украшений является работа над дыханием и голосовыми связками.

Для самостоятельной практики полезно использовать специальные упражнения, позволяющие контролировать высоту звука и резонанс. Но наиболее эффективным способом избежать повреждения голосовых связок и достигнуть высокого качества звучания остаются индивидуальные занятия с квалифицированным педагогом по вокалу.

Я помогу каждому желающему освоить искусство пения, независимо от возраста и уровня подготовки, и независимо от предпочтений в музыкальных стилях и мировоззрениях.

Как меняется голос?

Все дети, независимо от пола, обладают высоким голосом. Процесс его изменения на взрослый начинается в период полового созревания, когда в возрасте 12-14 лет у мальчиков голосовые связки удлиняются и утолщаются под воздействием половых гормонов. Это приводит к изменению звучания голоса у подростков, он постепенно становится ниже. Причиной этого естественного процесса иногда оказываются судьбы многих певцов, которые в детстве обладали уникальными голосами. Примером может служить Робертино Лоретти, который после взросления утратил свой неповторимый голос и стал звучать обыденно.

Таким образом, гормоны оказывают значительное влияние на голос и его диапазон. Именно поэтому пожилые мужчины, у которых уровень тестостерона снижается, иногда начинают говорить более высоким голосом, чем в их молодости.

Такую особенность человеческого организма заметили ещё с IX века, и именно тогда певцы-кастраты стали популярны во многих странах благодаря кастрации, проведенной до наступления полового созревания, что предотвратило изменения звуковых связок. Таким образом, кастраты сохраняли свой детский фальцет на протяжении всей жизни.

В современном мире подобные явления также могут наблюдаться, например, при евнухоидизме — заболевании, возникающем из-за недостаточной работы половых желез. В некоторых случаях это может быть следствием перенесенных травм или инфекционных заболеваний, таких как гонорея или сифилис. Лечение таких пациентов включает длительную гормонотерапию.

Заболевания гортани и нарушения психики

Но бывают случаи, когда высокий голос у мужчин не связан с отсутствием гормонов. Причиной так называемого мутационного фальцета порой становятся органические поражения слизистой оболочки голосовых связок или травмы гортани.

Кроме органических факторов, высокие голоса могут возникать из-за психических нарушений. Иногда в период полового созревания мальчики начинают пугаться нового голоса или подвергаются насмешкам со стороны окружающих, и поэтому инстинктивно начинают избегать использования низкого голоса, продолжая говорить так, как привыкли. Таким образом, эта привычка может закрепляться.

Чаще всего это явление наблюдается в неполных семьях, где мальчику негде перенять навыки. Для таких подростков достаточно иногда всего лишь одного занятия со специалистом, чтобы добиться становления настоящего мужского голоса.

Оцените статью
Хозяюшки